Философия постмодернизма: кратко и понятно

Постмодернизм в архитектуре

По­стмо­дер­низм в ар­хи­тек­ту­ре – направ­ле­ние, воз­ник­шее во 2-й пол. 1960-х гг. как ре­ак­ция на гос­под­ство мо­дер­низ­ма, уни­фи­ци­ро­ван­ность его фор­маль­но­го язы­ка и рав­но­ду­шие к гра­до­стро­ит., ис­то­рич. и др. кон­тек­стам про­ек­та. На­це­лен­но­сти мо­дер­низ­ма на «кон­ст­руи­ро­ва­ние» бу­ду­ще­го при­вер­жен­цы П. про­ти­во­пос­та­ви­ли опо­ру на тра­ди­цию, а ра­цио­наль­но­сти – вни­ма­ние к эмо­цио­наль­но­му воз­дей­ст­вию ар­хи­тек­ту­ры. Для П. ха­рак­тер­ны ин­те­рес к гра­до­стро­ит. си­туа­ции, сти­ле­вой плю­ра­лизм (ис­поль­зо­ва­ние лю­бых сти­лей про­шло­го, за­час­тую – со­еди­не­ние «не­со­вмес­ти­мых» ма­те­риа­лов и ис­то­рич. мо­ти­вов в од­ном про­ек­те), учёт ре­аль­ных по­треб­но­стей за­каз­чи­ка и на­се­ле­ния в це­лом (соз­да­ние об­ществ. про­странств, ис­поль­зо­ва­ние раз­ных цве­тов и мас­шта­бов вме­сто «се­рой» и еди­но­об­раз­ной за­строй­ки). Ра­бо­ты ар­хи­тек­то­ров-по­стмо­дер­ни­стов от­ли­ча­ют иг­ро­вое на­ча­ло и иро­ния, а так­же ме­та­фо­ры и сим­во­лы (в пер­вую оче­редь ра­бо­ты А. Рос­си), «те­ат­раль­ность» язы­ка (напр., по­строй­ки Р. Бо­фил­ла 1970–1980-х гг. в Па­ри­же и его ок­ре­ст­но­стях).

Тео­ре­тич. ба­зу ар­хит. П., вклю­чаю­щую ком­плекс­ную кри­ти­ку мо­дер­низ­ма, за­ло­жи­ли Р. Вен­ту­ри и Ч. Дженкс .

М. А. Белов, С. М. Бархин. Японский дом сегодня, или жилище островитянина. Конкурсный проект. 1987–89.

Амер. ар­хи­тек­то­ры Ч. Мур, М. Грейвс, Ф. Джон­сон, Р. Стерн, в мень­шей сте­пе­ни Р. Вен­ту­ри раз­ра­ба­ты­ва­ли наи­бо­лее «иро­нич­ный» и иг­ро­вой ва­ри­ант П. («поп-ар­хи­тек­ту­ра», эле­мен­ты кит­ча) с яр­ко вы­ра­жен­ной ком­мерч. со­став­ляю­щей: за­мет­ные, ори­ги­наль­ные по­строй­ки рас­смат­ри­ва­лись их за­каз­чи­ка­ми как раз­но­вид­ность рек­ла­мы (напр., по­строй­ки Грейв­са, А. Исод­за­ки во Фло­ри­де для ком­па­нии «Disney»). В Ев­ро­пе сфор­ми­ро­ва­лось т. н. не­ора­цио­на­ли­стич. на­прав­ле­ние П. (А. Рос­си, М. Бот­та, О. М. Ун­герс, Й. П. Кляй­хус), а так­же «не­оба­рок­ко» (П. Пор­то­ге­зи) и «не­оклас­си­цизм» (Л. Крие и мн. др. ар­хи­тек­то­ры из чис­ла тра­ди­цио­на­ли­стов). Сво­бод­ное фор­мо­об­ра­зо­ва­ние в рус­ле П. от­ли­ча­ет твор­че­ст­во Х. Хол­ляй­на, Г. Пейх­ля, Дж. Стер­лин­га. В СССР П. бы­ли близ­ки В. В. Ле­бе­дев, Л. Н. Пав­лов, мас­те­ра т. н. бу­мажной ар­хи­тек­ту­ры кон. 1970-х – 1980-х гг. А. С. Брод­ский, И. В. Ут­кин, Ю. И. Ав­ва­ку­мов, М. А. Бе­лов, С. М. Бар­хин и др.

Т. Фаррелл. Административное здание «Воксхолл-Кросс» в Лондоне. 1994.

Это на­прав­ле­ние, ко­то­рое так­же мож­но вос­при­ни­мать как ус­лов­ный «стиль», со­шло со сце­ны к сер. 1990-х гг., хо­тя по­строй­ки в его рус­ле про­дол­жа­ют по­яв­лять­ся и в 2010-е гг., как пра­ви­ло, в ре­гио­нах, да­лё­ких от цен­тров ак­ту­аль­но­го ар­хит. твор­че­ст­ва, или же в рам­ках ти­пов, им ма­ло за­тро­ну­тых (напр., тор­го­вые ком­плек­сы). Зна­чи­тель­но бо­лее ус­той­чи­вым ока­зал­ся раз­ра­бо­тан­ный П. под­ход к гра­до­строи­тель­ст­ву: квар­таль­ная за­строй­ка и сфор­ми­ро­ван­ный фронт ули­цы (при этом пер­вые эта­жи зда­ний от­во­дят­ся под ма­га­зи­ны и др. объ­ек­ты ин­фра­струк­ту­ры) вза­мен мо­дер­ни­ст­ской сво­бод­ной по­ста­нов­ки ар­хит. объ­ё­мов; сме­шан­ная ти­по­ло­гия зда­ний и мно­го­функ­цио­наль­ность гор. сре­ды вме­сто свой­ст­вен­но­го пред­ше­ст­вую­ще­му пе­рио­ду функ­цио­наль­но­го зо­ни­ро­ва­ния. Эти прин­ци­пы со­хра­ня­ют зна­чи­мость по сей день, так же как и идея об оп­ти­маль­но­сти сред­не­этаж­ной за­строй­ки. В сфе­ре ди­зай­на к П. от­но­сят ра­бо­ты итал. груп­пы «Мем­фис», Р. Вен­ту­ри, М. Грейв­са.

В ши­ро­ком смыс­ле под ар­хи­тек­ту­рой П. по­рой по­ни­ма­ют всю со­во­куп­ность на­прав­ле­ний, воз­ник­ших «по­сле мо­дер­низ­ма» (т. е. на­чи­ная с сер. 1960-х гг.), вклю­чая так­же де­кон­ст­рук­ти­визм, хайтек, не­омо­дер­низм, не­ли­ней­ную ар­хи­тек­ту­ру и т. д.

«Пост» в интернете

Мемы, стримы, обзоры на фильмы и книги – это все переработка первичного продукта. Мы иногда чаще смотрим Женю Badcomedian и летсплеи, чем смотрим русские фильмы и проходим игры. А мемы — это вообще идеальное объяснение «что такое постмодернизм». Тут и единство форм, и бесконечное цитирование, и чёрный юмор, и высмеивание всего и вся, и быстрая сменяемость инфоповодов, и, конечно же, наши любимые отсылки.

Именно поэтому не только постмодернисты, но и мы все, живем в обществе постмодерна. Спойлер на будущее: на самом деле скоро миром будет править уже метамодерн: люди потихоньку устают от бесконечного смеха и возвращаются к человеческим переживаниям – так и рождается метамодерн, от постмодерна немного назад – к модерну.

Краткая характеристика явления

Постмодернизм в литературе — это масштабное культурное явление, захватившее все сферы искусства ближе к концу 20 века, сменившее не менее известный феномен «модернизм». Существует несколько основных принципов постмодернизма:

  • Мир как текст;
  • Смерть Автора;
  • Рождение читателя;
  • Скриптор;
  • Отсутствие канонов: нет хорошего и плохого;
  • Пастиш;
  • Интертекст и интертекстуальность.

Так как основной мыслью в постмодернизме является то, что ничего принципиально нового автор написать уже не может, создаётся идея «смерти Автора». Это означает в сущности то, что писатель не является автором своих книг, так как всё уже было написано до него, а последующее — лишь цитирование предыдущих творцов. Именно поэтому автор в постмодернизме не играет значительную роль, воспроизводя свои мысли на бумаге, он всего лишь тот, кто по-иному преподносит написанное ранее, вкупе со своим личным стилем письма, своей оригинальной подачей и героями.

«Смерть автора» как один из принципов постмодернизма даёт начало другой мысли о том, что в тексте изначально нет никакого смысла, вложенного автором. Так как литератор — это только лишь физический воспроизводитель чего-то, что уже было написано ранее, он не может вкладывать свой подтекст туда, где ничего принципиально нового быть не может. Именно отсюда рождается другой принцип — «рождение читателя», который означает, что именно читатель, а не автор вкладывает свой смысл в прочитанное. Композиция, подобранный конкретно к этому стилю лексикон, характер героев, главных и второстепенных, город или место, где действие разворачивается, возбуждает в нем его личные ощущения от прочитанного, наталкивает его на поиск смысла, который он изначально закладывает самостоятельно с первых прочитанных строк.

И именно этот принцип «рождения читателя» несёт в себе один из главных посылов постмодернизма — любая трактовка текста, любое мироощущение, любая симпатия или антипатия к кому-то или чему-то имеет право на существование, нет разделения на «хорошее» и «плохое», как это происходит в традиционных литературных направлениях.

По сути все вышеназванные постмодернистские принципы несут в себе единый смысл — текст может быть понят по-разному, может быть принят по-разному, кому-то он может симпатизировать, а кому-то — нет, не существует разделения на «добро» и «зло», любой, кто читает то или иное произведение, понимает его по-своему и, исходя из своих внутренних ощущений и чувств познает сам себя, а не происходящее в тексте. Читая, человек анализирует себя и свое отношение к прочитанному, а не автора и его отношение к этому. Он не станет искать смысл или подтекст, заложенный писателем, потому что его нет и быть не может, он, то есть читатель, скорее будет пытаться найти то, что он сам вкладывает в текст

Самое важное мы сказали, остальное, в том числе основные черты постмодернизма, можете прочитать здесь

Философия постмодернизма

Главной сутью постмодернизма в философии является представление о том, что реальность не может быть познана или описана объективно. Это контрастирует с модернистским взглядом, согласно которому реальность можно понять объективно.

Философии постмодернизма присущи следующие особенности:

  • правда и заблуждение являются синонимами (то, что сегодня является фактом, завтра может быть ложью);
  • само-концептуализация и рационализация (логика и объективность отвергаются, они опираются на мнения, а не на факты);
  • абсолютной истины не существует (понятие истины является искусственной иллюзией, которую люди используют для получения власти над другими);
  • традиционная власть ложна и коррумпирована (они выступают против ограничений религиозной морали и светской власти);
  • глобализация и интернационализация (национальные границы являются помехой для человеческого общения, а национализм вызывает войны);
  • защита окружающей среды;
  • коллективная собственность (по мнению постмодернистов, этот способ был бы лучшим способом управления товарами и услугами);
  • разочарование в модернизме (они сожалеют о невыполненных обещаниях науки, техники, правительства и религии);
  • мораль — личное дело каждого (этика — это что-то относительное, мораль — этический кодекс каждого человека, нет необходимости следовать традиционным ценностям и правилам);
  • все религии действительны (имеют право на существование);
  • либеральная этика (они поддерживают феминисток и гомосексуалистов).

Постмодернизм в живописи

Мы начали наш разговор о постмодернизме с того, что данному течению свойственны смешение и совмещение разных, зачастую не всегда совместимых стилей. В живописи это заметно особенно остро, потому что многие направления, сформировавшись на основе трендов предыдущей эпохи, являют собой нечто принципиально новое. Это вполне закономерно, ведь многие художники, родившиеся в конце 19 – начале 20 столетий, успели сказать свое слово как в модернизме, так и в постмодернизме, сохранив при этом преемственность своего творчества.

Например, художник и шахматист Марсель Дюшан (1887-1968), стоявший у истоков дадаизма, развил свое творчество в новое направление – концептуализм. Воплощением концептуализма Дюшана стала его работа «Дано», над которой он трудился почти 20 лет:

Если в двух словах, увидеть основную часть композиции можно лишь через отверстие в двери. Причем там отчетливо просматривается фрагмент картины Курбе «Рождение мира»: 

Отметим, что в работе использованы самые разные материалы, что вполне сочетается с традициями дадаизма, где коллаж – один из главных художественных методов. Если сюжет кажется слишком запутанным, разобраться в хитросплетениях мысли великого творца поможет статья «Марсель Дюшан. Гамбит для мирового искусства» .

К дадаизму восходит и еще один стиль эпохи постмодернизма – ассамбляж, или объемный коллаж из трехмерных предметов. В качестве примера можно привести картину Любо Кристека «Звуконепроницаемая эстетика роскоши», где угадывается обычная мышеловка:

Из принципиально новых достижений постмодернизма следует отметить поп-арт, показавший, что потребительская культура может стать искусством при правильной подаче. Классический пример – это художник Энди Уорхол и его работа «33 банки супа»:

Параллельно продолжают развиваться и переосмысливаться в работах художников 20 века такие стили, как экспрессионизм, сюрреализм, абстрактный импрессионизм. Экспрессионизм в живописи постмодернизма наиболее ярко представлен работами Фрэнсиса Бэкона (1909-1992, не путать с философом Фрэнсисом Бэконом). Весьма интересна его работа «Голова VI»:

Кстати, на примере этой работы мы можем проиллюстрировать тему интертекстуальности и заимствования в творчестве постмодернистов. В основу сюжета положена картина Диего Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X», написанная еще в 17 веке.

Сюрреализм постмодернизма представлен творчеством испанской художницы Ремедиос Варо (1908-1963). Пожалуй, наиболее явно ее сюрреалистические устремления выражены в ее работе «Спиральное путешествие»:

И, наконец, абстрактный импрессионизм, читаемый в работах Роберта Раушенберга (1925-2008). Весьма оригинальна даже по меркам сегодняшнего дня его картина «Стертый рисунок де Кунинга»:

Помимо картин, Роберт Раушенберг прославился своими инсталляциями, коллажами и литографиями. Всем, кого заинтересовал постмодернизм, можем посоветовать книгу «Непонятное искусство», после прочтения которой вам многое станет понятнее .

О постмодернизме в живописи можно говорить практически бесконечно, однако не менее интересен постмодернизм и в литературе.

* * *

Постмодерн проявил себя во многих сферах, а не только в философии: в литературе, искусстве, кино и т.п. Сегодня постмодерн представляет собой особое мировоззрение, характеризующееся в общем виде недоверием к традиционным реалистическим концепциям.

Обязательно подписывайтесь на нашу группу в VK!

———-

Иногда кажется, что постмодернизм — это какие-то особые тараканы в голове у современных философов. Однако, если вас вдруг беспокоят не ментальные, а реальные насекомые, то настоятельно рекомендуем обратиться в компанию klop-tarakanovich для уничтожения тараканов раз и навсегда!

Излюбленные темы и приемы постмодернистов

Несмотря на различия в области постмодернизма, у авторов существует ряд одинаковых тем и приемов.

Ирония и черный юмор

Многие постмодернистские произведения имеют пародийный и ироничный характер. «Черными юмористами» авторов такой литературы называют потому, что они поднимают серьезные темы, но с юмором и некой игрой.

Интертекстуальность

Этот термин понимается как неизолированный характер творения писателя. То есть, произведение может ссылаться на другой текст, иметь его стилистику, сравниваться с ним. Например, авторы упоминают сказки и мифы, популярные жанры (научная фантастика, детектив и пр.).

Пастиш

Этот прием может иметь пародийный характер. Например, в отношении классицизма и других стилей прошлого. Также для пастиша характерна комбинация различных жанров и композиционных приемов. Весьма примечателен «метод нарезок» Берроуза: читатель сам может расположить страницы в любом порядке, и в зависимости от того, как он это сделает, произведение будет иметь разный смысл.

Метапроза

В литературе постмодерна акцент делается не на содержание текста, а на процесс его разворачивания. Писатель исследует природу самого текста и пишет о нем текст. Искусственность и вымысел очевидны. Среднестатистическому читателю ясно, что автор либо хочет сделать неожиданный переход, либо держать эмоциональную дистанцию между героями или с читателем, либо просто прокомментировать повествование.

Отдельно стоит упомянуть историографическую метапрозу. Здесь за основу берутся случившиеся в реальности происшествия, а персоналии писатель изменяет.

Среди типов метапрозы выделяется пойоменон. Книга, написанная в таком поджанре, является произведением о написании этой книги.

Максимализм и минимализм

Максимализм идеально передает постмодернистскую чувствительность. Например, пародийное произведение пародирует саму идею пародии.

Минимализм имеет поверхностный характер. Здесь не раскрываются в полной мере мысли и чувства персонажа. Дана лишь описательная информация. Автор-минималист скуп в художественных средствах и немногословен: он смог бы поучаствовать в литературном конкурсе, условия которого – лимит в 2000 знаков с пробелами. Любители минимализма нередко смеются, когда наблюдают в произведении детализацию чего-либо и обилие прилагательных.

Фабуляция

Это тот случай, когда вымысел перемешивается с реальностью. Нет традиционной структуры романа, а роль рассказчика отходит на второй план. И, конечно, в общий реализм включаются эпизоды, связанные с магией и другими фантастическими деталями.

Временное искажение

Писатель применяет фрагментацию, а его повествование имеет нелинейный характер. Часто прием «искажение времени» используется для создания в произведении иронического эффекта.

Магический реализм

Этот прием объединяет в себе многие вышеперечисленные приемы. Здесь происходит не только сопоставление реальности и фантастики, но и создание временных сдвигов, запутанных повествований и сюжетов. Упоминаемые в книге предметы часто имеют воображаемый и нелепый характер, как будто человеку эти предметы снятся.

Технокультура и гиперреальность

Здесь литературный постмодернизм имеет сочетание иронии и пастиша. Ведь гиперреальность описывает симуляцию реальности и неспособность человеческого сознания отличить действительность от плодов богатого воображения. Гиперреальность связана с технологически развитыми странами и представляет собой виртуальную реальность.

Паранойя

«Хаос – путь к порядку» – вот девиз постмодернистов-«параноиков». По этому приему очень часто можно определить, что произведение имеет постмодернистский характер. Никакой системы, никакой структуры – в общем, поиски порядка не имеют смысла и абсурдны.

Фрагментация

Элементы произведения разбиты на фрагменты и хаотично расположены во всей книге. То есть, делается акцент на хаос: Вселенная имеет необоснованный и неупорядоченный характер. При этом фрагментация характерна не только для сюжета, но и для структуры предложений, грамматики и пр.

История возникновения

Русский постмодернизм в литературе приходится на вторую половину 20 века, когда на людей, воспитанных на реалистической литературе, он оказывал шок и недоумение. Ведь нарочитое не поклонение законам литературного и речевого этикета, употребление нецензурной лексики не были присущими для традиционных направлений.

Теоретические основы постмодернизма заложены в 1960-е годы французскими учёными и философами. Русское его проявление отличается от европейского, но он не был бы таковым без своего «прародителя». Считается, что постмодернистское начало в России было положено, когда в 1970г. Венедикт Ерофеев создает поэму «Москва-Петушки». Это произведение, которое мы внимательно разобрали в данной статье, оказывает сильное влияние на развитие русского постмодернизма.

Постмодернизм в литературе

Как упоминалось ранее, постмодернизм в литературе и литературной критике впервые возник в США в конце 1950-х годов. Его появление было впервые озвучено критиком И. Хау, чья статья 1959 года «Массовое общество и постмодернистская литература» вызвала бурные дебаты о постмодернизме, которые продолжаются и по сей день. Реакция Хауса на новую литературу в целом была негативной и пессимистичной. Он отмечает, что в отличие от великой модернистской литературы Элиста, Фунта и Джойса, постмодернистская литература характеризуется вялостью, истощением инновационного потенциала и пуншем. Эта литература предоставляет меньше возможностей для развития творческой индивидуальности. В то же время Хау указывает на вполне естественный и необходимый характер появления постмодернистской литературы, признавая, что массовое общество находит в своих выравнивающих образах более адекватное представление, чем в модернистской литературе.

Достоинство постмодернистской литературы в том, что она избавляет от прежнего разделения на искусство для «образованных» и «подсознательных» для «необразованных», имевших место в классовом обществе. Новая литература также заполняет пробел между профессионализмом и дилетантством в области искусства, между художником и зрителем. Она сочетает в себе разнообразные мотивы и художественные установки, перестает быть просто интеллектуальным и элитарным, становится романтичной, сентиментальной и популярной одновременно. Постмодернистская литература стирает старые границы между высоким и низким, надежным и невероятным, обычным и чудесным, реальным и фантастическим. Она учит и развлекает, и доставляет удовольствие.

Постмодернистский писатель действует как «двойной агент». Он находится как дома в технологической реальности, так и в мире чудес. Он охотно совершает набеги в мир и в царство эротики. Для него нет запрещенных зон. Его литература многоязычная. Он сочетает в себе элитарные и популярные вкусы. Она характеризуется радикальным плюрализмом.

Идеальный роман постмодернизма должен как-то быть выше столкновения реализма с нереализмом, формализма с «содержанием», чистого искусства с ангажированным искусством, элитарной прозы с массой. Основные функции литературы — развлекательные и игровые. Его цель — развлекать и радовать зрителей. Бартс считает литературу «формой удовольствия».

Главной фигурой всего литературного постмодернизма является итальянский писатель Умберто Эко. Он стал одним из них благодаря своему роману «Имя розы» (1980), который принес ему мировую известность и славу. Перед ним даже Америка, где иностранному автору очень трудно добиться признания.

Успех романа превзошел все ожидания, он стал международным бестселлером. «Имя розы» имеет все характеристики постмодернистской работы. Книга начинается на манер полицейского детектива — с убийства. Указанную интригу поддерживают все новые и новые преступления. За семь дней, в течение которых разворачивается роман, происходит семь убийств

И каждый последующий становится все более жестоким и изощренным, что позволяет удерживать внимание читателя и держать его в постоянном напряжении. В своем жанре «Имя розы» — это не только криминальный роман, но и исторический роман, который также очень популярен среди читателей

Роман доступен для всех людей и всех возрастных групп и доставляет им удовольствие и радость. Он удовлетворяет всем требованиям и вкусам. Отсюда его огромная популярность: общий тираж на сегодняшний день составляет 17 млн. экземпляров.

В постмодернистской литературе, к сожалению, роман «Имя розы» до сих пор является исключением. Подавляющее большинство постмодернистской литературы относится к массовой культуре, а не к настоящему искусству и высокой культуре.

История происхождения термина

Понятие постмодернизм произошло от французского postmodernisme, что означает «после модернизма».

Термины «постмодерн» и «постмодернизм» образуются с помощью приставки «пост». Такой способ образования философских и находящихся за пределами философии понятий получил распространение в конце ХХ в. Термины, образованные таким образом (постпозитивизм, постиндустриализм, посткоммунизм), не указывают напрямую на свою сущность и свой предмет, а фиксируют связь с содержанием непосредственно предшествующего понятия. Это говорит о том, что постмодернизм подразумевает не отрицание модернизма, а переход на новый качественный уровень с сохранением достижений минувшего, причем последний уже теряет свое право на всеобъемлемость и исключительность.

Постмодернизм как философское течение отражает структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и начала XXI века и интерпретируется как «то, что пришло на смену модернизму». 

Философское течение стало распространяться по всему миру после выхода в свет в 1979 году книги Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании», где впервые были обозначены в обобщенном виде многие существенные черты постмодернизма.

Постмодернизм в философии

Философского течения, которое можно было бы назвать постмодернизмом , как такового не существует. Постмодернизм подразумевает под собой скорее умонастроение, некий определенный стиль. Большинство идей постмодернизма укладываются в постструктурализме. Постструктурализм — философское течение, основывающиеся на политической нестабильности и разочаровании в общественном прогрессе и науки.  Один из немногих философов, называвших себя постмодернистами,  Жан-Франсуа Лиотар написал целую книгу, посвященную этой теме: »Состояние постмодерна»(1979). В данной работе Лиотар рассматривает «состояние знания в современных наиболее развитых обществах» в эпоху «постмодерна». 

В первых главах книги философ рассматривает знание в информационных обществах и выдвигает гипотезу о деформации статуса знаний в эпоху постмодерна. О представлении абсолютно нового типа рациональности, который точно отвечает информатизации общественности. Технологические же изменения в области знаний, согласно Лиотару, будут нести две функции: исследование и передача сведений. Затем Лиотар показывает нам другую проблему — легитимации знания, о которой также упоминали такие философы как Пьер Бурдьё, Мишель Фуко, Ролан Барт и другие. 

Легитимация знания — термин отражающий связь между  производством знания, его контролем и признанием в рамках определенных социальных институтов и властных отношений. Лиотар считает, что способ легитимации, традиционно используемый наукой становится абсолютно ненужным в условиях постмодернистского общества. Также Лиотар выдвигает тезис о языковых играх — закономерностях, которые определяют наши социальные взаимодействия и помещают нас в постоянно меняющиеся позиции и роли, зависящие от типа используемого дискурса. 

Другой  философ-постструктуралист Ролан Барт написал эссе «смерть автора», которое является ключевым как для постструктурализма, так и для постмодернизма. Ведь можно сказать, что одним из базисов постмодернизма является тезис о трех смертях: о смерти Бога, о смерти субъекта и о смерти автора. В своем эссе Барт критикует чтение и критику, которые опираются на личности автора. Ведь ничто не должно менять восприятие читателя. Политические и религиозные взгляды автора, сексуальные предпочтения, этническая принадлежность — все это должно отпасть на момент чтения. 

Читатель должен рассматривать произведение вне зависимости от личностных характеристик автора. Барт проводит некую аналогию между тканью и текстом, говоря о том, что »текст-ткань из цитат», которые взяты из »бесчисленных центров культуры», а не из персонального опыта одного лишь человека, автора. 

Барт задается вопросом возможно ли выделить в тексте именно то, что пытался вложить туда автор? Барт сам дает ответ на этот вопрос — нет, невозможно. С каждым новым прочтением, с каждым новым взглядом на текст мы находим все большее количество новых идей и смыслов. В конце Барт упоминает о так называемых »автоматических письмах»- когда автор создает нечто, сам не подозревая этого, к нему в голову просто приходит некая идея, которую он сразу же записывает, а лишь потом анализирует. И как в данном случае можно связывать автора с его трудами?

Фредерик Джеймисон (американский литературный критик и теоретик марксистской политической системы) в своем труде описал постмодернизм, как »процесс спатиализации культуры под давлением организованного капитализма». В своей работе »Постмодернизм и общество потребления» Джеймисон рассуждает о двусмысленности постмодернизма, концепции охватывающей многие, если не все, средства массовой информации. Джеймисон уточняет, что постмодернизм — реакция на высокий модернизм. Автор рассуждает о »пастише»- некой имитации, некой иронии, негласной основе постмодерна.

Невозможно однозначно ответить на вопрос о полезности концепции постмодерна в нашей жизни. С одной стороны, наше общество превратилось в общество потребления. В нем больше нет четкости и определенности, на смену им пришли аморфность и размытость. Одна сплошная ошибка нарратива. Нас настиг виртуальный капитализм — главное знак, а не товар. В нашем мире виртуальность превращается в реальность. 

Что такое постмодернизм

Постмодернизм — мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры современного общества. Постмодернизм как комплексное идейное течение определяет время неприемлемости в новых социокультурных реалиях господствовавших ранее представлений о мире и человеке.

Отличительной чертой постмодернизма считается уверенность в невозможности объяснения устройства мира, как чего-то полноценного, развивающегося по определенным законам и доступного для теоретического изучения.

Еще одной чертой постмодернистского учения является инновационная направленность. Представители постмодернизма считают, что он — важный этап развития европейской культуры, периода позднего капитализма, постиндустриального общества. Это связано со становлением эпохи постмодерна в развитых странах во второй половине 60-х гг., то есть стремительным переходом от индустриального общества к информационному. Именно тогда начинают развиваться новейшие электронные технологии, которые и составили базис культуры постмодерна.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Пафос инновационности и радикальный антитрадиционализм постмодернизма объясняется тем, что еще в самом начале мирового постмодернистского движения неоднократно высказывалась мысль, что нынешний этап (XX в.) принципиально отличается от всего, что ранее знала история. Современная культура мыслилась не как новая фаза эволюции, а как нечто уникальное, ни с чем не сопоставимое. Постмодернизм еще более усилил, обострил этот радикализм, в результате чего получила распространение характеристика современной реальности как «посткультуры».

Эпоха постмодерна

Постмодерн является антитезой модерна. Это конец традиционных структур и институтов. Это потеря веры в идею прогресса, идею о том, что мы постоянно движемся вдоль единственного пути к определенной всеобщей цели. Вместо этого делается акцент на плюрализм, на разнообразие и на различие

Если модерн акцентировал внимание на упорядоченности, согласованности, стабильности, автономии и универсальности, то постмодерн отдает предпочтение разобщенности, разнообразию, прерывистости, случайности, и прагматизму. Постмодерн стремится разрушить прежние источники власти и силы

Ведь власти нельзя доверять. 

Постмодерн пытается установить менее иерархический подход, при котором источники власти будут иметь более диффузный характер. Он опирается на недоверие истинности восприятия мира органами чувств и отрицает правду как таковую, утверждая, что сколько существует людей столько существует и истин. Форму правления в постиндустриальном обществе можно обозвать нетократией. Нетократия — некая форма управления обществом, при которой главную роль играют не материальные ценности, а обладание информацией. Так как в наше время именно информация может обеспечить человека властью над социумом

Центральным звеном постмодерна становится  уже не сам субъект, так как он »мертв», а его роль.Очень важно разобраться в терминах »постмодерн» и  »постмодернизм». Постмодерн — культурная концепция, парадигма, которая заменила модерн

В то время как постмодернизм- совокупность взглядов в современной философии, искусстве, литературе, опирающихся на понятие »новой чувствительности», которое в свою очередь опровергает многие сложившиеся установки культуры Нового времени. Эти два термина напрямую связаны между собой и один не может существовать без другого.

Постмодернизм и модернизм

Постмодернизм был реакцией против модернизма. Модернизм по большей части основывался на идеализме, утопическом видении человеческой жизни и общества, на вере в прогресс.

Предполагалось, что определённые окончательные универсальные принципы или истины, такие как те, которые сформулированы религией или наукой, могут быть использованы для понимания или объяснения реальности.

Мастера-модернисты экспериментировали с формой, техникой и процессами, и не фокусировались на предметах, полагая, что так они могут найти способ лишь отразить современный мир (неизменённым).

В то время как модернизм основывался на идеализме и разуме, постмодернизм был рождён из скептицизма и подозрений разума. Постмодернизм оспаривает представление о том, что существуют универсальные несомненные факты и истины.

Постмодернизм отстаивал, что индивидуальный опыт и интерпретация нашего опыта были более конкретными, чем абстрактные принципы.

В то время как модернисты отстаивали ясность и простоту, постмодернизм охватывал сложные и часто противоречивые смысловые концепции.

Постмодернизм в архитектуре

Постмодернистский архитектурный стиль возник в конце 1960-х годов как реакция на модернизм.

Постмодернистская архитектура отошла от формальностей модернизма, стала включать игривую и символическую стилистику, с использованием таких методов как: разные формы, цвета и оптическая иллюзия, применение разных элементов и структурных форм (от классической архитектуры до современного дизайна).

Постмодернистская архитектура имеет тенденцию быть очень декоративной, причудливой и считается эстетическим китчем; часто сосредотачивается на форме, а не на функции.

Строения в основном имеют метафорическую природу.


Примером является храм Лотоса в Нью-Дели, в форме цветка лотоса, построенный в 1986 г., архитектор Фариборз Сахба.

Архитекторы стремились соединить элементы дизайна из нескольких стилей, ломая границы между ними. Поэтому постмодернизм часто хвалят за его эклектичный и радостный стиль.

Уильям Фолкнер

Уильям Фолкнер — знаменитый американский писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы. На начальном этапе на творчество Фолкнера особое влияние оказала поэзия французских символистов. В дальнейшем на творчество Фолкнера повлиял американский писатель А. Шервуд, который оказал поддержку в публикации первого романа Фолкнера и советовал ему глубже изучать свое южное происхождение.

Фолкнер положительно воспринял его совет и в свет вышли его романы о вымышленном округе Йокнапатоф, посвящённые взлетам и падениям американского Юга. Известными романами Ул. Фолкнера являются произведения: «Солдатская награда», «Шум и ярость», «Святилище», «Осквернитель праха».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: