Месса (музыка) — mass (music)

Состав исполнителей

Состав исполнителей мессы долгое время определялся эпохой, предписанными церковным руководством (заказчиком) указаниями, канонами и традициями, но мог быть и по желанию самого композитора, поэтому мессы по своему составу весьма разнообразны

До XIX века мессы писались исключительно для мужчин, высокие партии в которых исполнялись мальчиками (дискант, альт) или мужчинами-контратенорами, а также кастратами, что важно учитывать при аутентичном исполнении.. Основные хоровые составы:. Основные хоровые составы:

Основные хоровые составы:

  • Мужской хор
  • Хор мальчиков, юношей и мужчин
  • Смешанный хор
  • Детский хор

Дополняющие разновидности:

  • А капелла (в т.ч. мессы Григорианского пения)
  • Струнное, оркестровое и/или органное сопровождение
    • дублирующее хоровое многоголосие по партитуре
    • гармонирующий аккомпанемент одноголосному пению
    • отдельные партии для инструментов
  • Два хора
  • Вокальные и/или инструментальные солисты

История

Монодическая месса

Месса в римско-католическом богослужении — центральная по значимости служба. Её музыкальное оформление, как и оформление служб оффиция, сложилось в эпоху центрального Средневековья на основе григорианской монодии (григорианского хорала).

Полифоническая (композиторская) месса


Kyrie из марианской мессы (Missa de Beata Virgine) Жоскена Депре (рукопись)

«Credo» из Мессы И.С. Баха (автограф)

Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу XIV века музыка к 6 частям ординария заняла главенствующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на cantus firmus. Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей считается английский композитор Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс было творчество Жоскена Депре (ок. 20 месс), который также был одним из первых, кто использовал прием пародии.

В XVI веке заимствованная музыка в мессе перемешивалась с сочиненной заново; такая разновидность композиторской мессы именуется мессой-пародией. Среди авторов таких месс Палестрина и Лассо. Тогда же получили распространение иные типы — каноническая месса и месса-парафраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов. В XV—XVI веках сложилась и так называемая органная месса, где вокальные части чередуются с инструментальными интерлюдиями, исполняемыми на органе. Позднее органные мессы предполагали солирующую роль органа в сопровождении, но есть также органные мессы, где вокальные части вовсе заменены органными обработками.

В XVII—XVIII веках было усилено концертное начало: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась т.н. месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.

В эпоху венских классиков важную роль отвели различным симфоническим методам развития, а в эпоху романтизма большое внимание уделялось оркестровке. Мессы сочинялись также на протяжении XX века, основываясь как на традициях, так и на новых течениях в музыке. Такие сочинения, как мессы И.Ф.Стравинского, Л.Бернстайна, А.Пярта, К.Дженкинса имеют весьма отдалённое отношение (а в ряде случаев и вовсе никакого отношения) к богослужению.

Такие сочинения, как мессы И.Ф.Стравинского, Л.Бернстайна, А.Пярта, К.Дженкинса имеют весьма отдалённое отношение (а в ряде случаев и вовсе никакого отношения) к богослужению.

Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на один из ординарных текстов мессы. Из наиболее известных — Kyrie соль минор RV 587, Gloria RV 589 и Credo ми минор RV 591 Антонио Вивальди, Gloria FP 177 Франсиса Пуленка.

Современная история

В 1996 году шведским композитором Фредриком Сикстеном была написана «Месса в стиле джаз», на шведском языке, которая в 1998 году была исполнена на богослужении в шведской церкви в Венерсборге. Видеозапись мессы была показана на шведском телевидении и получила много положительных отзывов в прессе.

В 2006 году в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии была впервые совершена месса под аккомпанемент тяжёлой металлической музыки, подобные богослужения получили название Металлическая месса (фин. Metallimessu) и стали проводиться в разных финских церквях, собирая массы людей.

Идея мессы

Месса си минор – это произведение глубочайшей философской мудрости. Главная идея мессы – «от страдания к радости» воплощается через противопоставление контрастов, двух образных сфер, в выражении которых композитор достигает огромной силы и интенсивности чувств. Образы мессы – образы страданий, смерти, скорби, боли, а вместе с тем – надежды, ликования, радости поражают своей мощью.

Первая часть Kyrie открывается пронзительным и мрачным звучанием певческих голосов. Скорбная тема фуги, развивающаяся сначала в оркестровом исполнении, наполнена стонами и муками. Она словно извивается от боли, передавая невыносимые терзания, мучения.

Вторая часть контрастна по своему содержанию первой. В номере Gloria радостно звучат трубы, подхватываемые ликующими возгласами хора. Мелодия насыщена широкими, распевными мотивами.

Третья часть Credo состоит из восьми номеров (начиная с двенадцатого до девятнадцатого), наполненных драматическими контрастами. Двенадцатый номер Credo in unum Deum – это мелодия григорианского хорала (старинной многоголосной церковной мелодии). Композитор использует прием развития полифонической музыки, называемый имитацией – повторение фразы в различных голосах: в сопрано, альте, теноре и басе. Это своего рода, перекличка певческих голосов, которая проходит на фоне торжественного движения оркестровых басов.

Пятнадцатый номер Et incarnatus возвращает к скорбной образной сфере. Тяжелое и мерное звучание басов перекликается с ниспадающей мелодией скрипичных инструментов, которые звучат словно усталые вздохи. Строгая музыка, интонируемая хором, передает безропотность, смирение, затаенное страдание. Шестнадцатый номер Crucifixus представляет собой трагическую кульминацию Мессы – это момент распятия, повесть о мучительных муках Спасителя, написанная в форме Пассакальи, элегичной провожальной песни. Постепенно мелодия спускается все ниже и ниже, и словно, обессиленная, умолкает…

Семнадцатый номер Et resurrexitполон света и радости, в нем воспевается Воскресение, победа жизни над смертью, правды над ложью. Величественное движение хора продолжается в объединенных четвертой и пятой частях Мессы. Звучат литавры, фанфары труб, радостные мелизматические (украшенные звуковым орнаментом) распевы женских голосов. Последний номер мессы – Dona nobis pacem представляет собой торжественный гимн, полный величия, неиссякаемой радости. «Даруй нам мир», – обращается Бах к Господу.

СОВЕРШЕНИЕ МЕССЫ

В мессе может участвовать каждый член присутствующей общины, но только епископ или священник обладают властью предстоять за литургией и совершать таинство евхаристии. Лицу, совершающему мессу, могут помогать аколуфы (мальчики-алтарники). Участвует в мессе чтец-мирянин, который читает некоторые богослужебные тексты и руководит действиями общины во время богослужения.

Исторически сложилось, что тексты мессы читаются на латыни, традиционном языке церкви. Согласно решениям II Ватиканского собора (1962–1965) церкви во всем мире используют с тех пор местные языки для многих разделов мессы. Члены общины могут пользоваться Миссалом, в котором содержатся богослужебные тексты мессы и указания для ее совершения. Для совершения мессы требуются алтарь (в который вложены мощи), накрытый тремя покровами, две свечи из чистого пчелиного воска, распятие. В евхаристии используются хлеб в виде облаток, гóстий (лат. hostia – жертва), маленьких лепешек из пресного (не дрожжевого) пшеничного теста и виноградное вино, в которое добавляют несколько капель воды.

В раннехристианской церкви литургии служили дома или у могил мучеников в катакомбах. В наши дни мессу как правило совершают в церкви, хотя при необходимости епископ может благословить совершение мессы под открытым небом или в другом помещении. Обычно мессу служат утром, но дневные и вечерние мессы также допустимы. Продолжительность богослужения около 40 минут.

В Римско-католической церкви все верующие, достигшие сознательного возраста и не имеющие канонических препятствий для этого, должны участвовать в мессе по воскресеньям и определенным дням (например, 25 октября на Рождество, в 40-й день после Пасхи – на Вознесение, 15 августа – на Успение Девы Марии, 1 ноября – в праздник Всех Святых и др.).

Хотя месса служится для всех, прошения отдельных верующих могут быть упомянуты во время службы. В этих случаях церковь дозволяет священнику принять денежное приношение. Священник получает деньги как плату за свои труды, а не как плату за мессу. В один день священник не имеет право получать более одного приношения. Приходской священник обязан также минимум в 88 определенных дней совершать missa pro populo («мессу для народа») без приношений.

Музыка мессы

Пес­но­пе­ния М. рим­ско-ка­то­лич. об­ря­да со­б­ра­ны гл. обр. в кни­ге Гра­ду­ал (су­ще­ст­ву­ют и др. оби­ход­ные пев­че­ские кни­ги). Они де­лят­ся на 2 ча­сти – т. н. ор­ди­на­рий и про­п­рий. Пес­но­пе­ния с не­из­мен­ным тек­стом на­зы­ва­ют­ся ор­ди­нар­ны­ми, в их чис­ло вхо­дят Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus (до кон­ца Ре­нес­сан­са – с вы­де­ляв­шим­ся раз­де­лом Benedictus), Agnus Dei, Ite missa est (или Benedicamus Domino). Из­ме­няе­мые в со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ным ка­лен­да­рём пес­но­пе­ния име­ну­ют­ся про­при­аль­ны­ми, в их чис­ле: ин­тро­ит (вход­ной ан­ти­фон), гра­ду­ал (рес­пон­со­рий М.), ал­ли­луйя, тракт, се­к­вен­ция, оф­фер­то­рий, ком­му­нио (при­ча­ст­ный ан­ти­фон). Об­щий по­ря­док сле­до­ва­ния по­ющих­ся час­тей М. (без учё­та ка­лен­дар­ных осо­бен­но­стей чи­но­пос­ле­до­ва­ния):

Ординарий Проприй
  Интроит
Kyrie  
Gloria  
  Градуал
  Аллилуйя или Тракт
  Секвенция
Credo  
  Офферторий
Sanctus (и Benedictus)  
Agnus Dei  
  Коммунио
Ite missa est или Benedicamus (отпуст)  

По тра­ди­ции празд­нич­ные служ­бы при­ня­то со­вер­шать пыш­но, с ис­поль­зо­ва­ни­ем муз. ин­ст­ру­мен­тов (пер­во­на­чаль­но толь­ко ор­га­на, позд­нее ан­самб­ля и ор­ке­ст­ра) и до­пол­нит. пев­че­ских сил (сме­шан­но­го хо­ра, при­гла­шён­ных со­лис­тов и т. п.). Бла­го­да­ря это­му с 9 в. до кон. эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния М. ста­ла творч. ла­бо­ра­то­ри­ей ком­по­зи­то­ров. Сло­вом «М.» по от­но­ше­нию к ком­по­зи­тор­ским со­чи­не­ни­ям с то­го вре­ме­ни на­зы­ва­ют толь­ко ор­ди­нар­ные пес­но­пе­ния, при­чём по­сле Гиль­о­ма де Ма­шо от­пуст пе­ре­стал вхо­дить в их чис­ло. За­упо­кой­ная М. с сер. 15 в. (впер­вые у Й. Оке­ге­ма) вы­де­ли­лась в отд. жанр – ре­к­ви­ем. По­ми­мо це­ло­ст­ных М., со­чи­ня­лись мно­го­го­лос­ные ком­по­зи­ции на отд. тек­сты ор­ди­на­рия (осо­бен­но на тек­сты Gloria и Sanctus, напр. «Gloria ad modum tubae» Г. Дю­фаи), ре­же – на тек­сты про­прия (се­к­вен­ция «Stabat mater», «Оф­фер­то­рии все­го го­да» Дж. П. да Па­ле­ст­ри­ны; трак­ты в со­ста­ве ре­к­вие­мов и т. д.). Пер­вая пол­ная мно­го­го­лос­ная М. ано­ним­на (т. н. Тур­ней­ская М., 14 в.); Ма­шо – соз­да­тель пер­вой ав­тор­ской М. Вы­даю­щие­ся об­раз­цы М. соз­да­ли пред­ста­ви­те­ли ни­дер­ланд­ской шко­лы (Г. Дю­фаи, Й. Оке­гем, Я. Об­рехт, Жос­кен Де­пре, О. Лас­со, Х. Изак и др.), италь­ян­ские (Дж. П. да Па­ле­ст­ри­на, Ч. де Ро­ре), ис­пан­ские (К. де Мо­ра­лес, Т. Л. де Вик­то­рия), анг­лий­ские (Т. Тал­лис, Дж. Та­вер­нер) ком­по­зи­то­ры эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. М. ос­та­ва­лась вос­тре­бо­ван­ной фор­мой цер­ков­ной му­зы­ки в эпо­ху ба­рок­ко (К. Мон­те­вер­ди, Дж. Ка­рис­си­ми, У. Бёрд, М. А. Шар­пан­тье, Я. Д. Зе­лен­ка). Од­но из выс­ших муз. дос­ти­же­ний всех вре­мён – «вы­со­кая» М. h-moll И. С. Баха. У вен­ских клас­си­ков (В. А. Мо­царт, Л. ван Бет­хо­вен, Й. Гайдн) и ро­ман­ти­ков (Ф. Шу­берт, А. Брук­нер, Ш. Гу­но, Дж. Рос­си­ни, А. Двор­жак) М. ут­ра­ти­ла бо­го­слу­жеб­ную функ­цию, став ро­дом кон­церт­ной ора­то­ри­аль­ной му­зы­ки. Ин­те­рес к М. сис­те­ма­ти­че­ски про­яв­ля­ли ком­по­зи­то­ры 20 в. (И. Ф. Стра­вин­ский, Ф. Пу­ленк, А. Т. Гре­ча­ни­нов, Л. Берн­стайн, К. Пен­де­рец­кий, А. Пярт и мн. др.).

Со вре­мён позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья су­ще­ст­во­ва­ла прак­ти­ка за­ме­нять отд. сти­хи ор­ди­нар­ных пес­но­пе­ний (versiculus, букв. – сти­шок) не­боль­шой им­про­ви­за­ци­ей на ор­га­не; т. о. хо­ро­вое (ан­самб­ле­вое) пе­ние че­ре­до­ва­лось с ор­ган­ны­ми пье­са­ми (во вре­мя ко­то­рых бо­го­слу­жеб­ный текст пев­чие долж­ны бы­ли про­го­ва­ри­вать про се­бя). Древ­ней­шая нот­ная ру­ко­пись, за­пе­чат­лев­шая эту ано­ним­ную тра­ди­цию, – итал. ко­декс «Фа­эн­ца» (Faenza, ок. 1400). На­чи­ная с эпо­хи ба­рок­ко эти пье­сы со­чи­ня­лись ком­по­зи­то­ра­ми (Дж. Фре­ско­баль­ди, Ф. Ку­пе­рен) и объ­е­ди­ня­лись в сво­его ро­да сюи­ты; та­кая ком­по­зи­ция в 20 в. по­лу­чи­ла на­зва­ние ор­ган­ной М. (нем. Orgelmesse). Осо­бую по­пу­ляр­ность ор­ган­ная М. при­об­ре­ла во Фран­ции в пе­ри­од ок. 1650–1750; в ней ком­по­зи­то­ры ис­поль­зо­ва­ли в ка­че­ст­ве те­мы для им­прови­за­ций по­пу­ляр­ные ро­ж­де­ст­вен­ские пес­ни – но­эли. Офи­ци­аль­но ор­ган­ные М. бы­ли запре­ще­ны в 1903 па­пой Пи­ем X, од­нако тра­ди­ция их со­чи­не­ния про­дол­жилась (О. Мес­си­ан). Тра­ди­ция на­зы­вать 3-ю ч. «Кла­вир­но­го уп­раж­не­ния» И. С. Ба­ха ор­ган­ной М. (ус­та­нов­лен­ная А. Швей­це­ром) оши­боч­на.

Чёрная месса в музыке

  • 1913 год — Скрябин, Александр Николаевич, Соната для фортепиано № 9 «Чёрная месса»
  • 1969 год — Coven, «Satanic Mass»
  • 1976 год — Ave Satani
  • 1991 год — Ария, «Следуй за мной!»
  • 1999 год — Untoten, «Schwarze Messe»
  • 2001 год — Theatres des Vampires, «Altar for the Black Mass»
  • 2006 год — Lustmord (Lustmord Rising (06.06.06) (2006 CD Vaultworks) — первое «живое» исполнение, приуроченное к 25-летию проекта. Записано 6 июня 2006 года, в Лос-Анджелесе (The Center for Inquiry), в качестве звукового сопровождения первой публичной мессы Церкви сатаны.
  • 2008 год — DVD «Black mass in Krakow» группы Gorgoroth
  • 2010 год — Electric Wizard, «Black Masses»
  • 2014 год — Behemoth, «Messe Noir»
  • 2015 год — Адаптация, Черная месса (Альбом «Цинга»)

Как это происходит?

Чаще всего черную мессу проводит отлученный от церкви священник. Он облачен в церковное одеяние прямо на голое тело. Как и во время обычной католической службы, священник использует Евангелие. Однако слово «Бог» он заменяет словом «Дьявол», «добро» произносит как «зло», а некоторые предложения и вовсе зачитывает задом наперед.

Во время черной мессы всеми возможными способами оскверняются христианские святые. Например, участники обряда плюют на распятие. Во время сатанинского «причастия» используются специальные просфоры. На них мочатся или оскверняют их спермой. Зачастую в роли просвирок выступают лягушки или сырое мясо. Вино и святую воду заменяют менструальными выделениями, кровью младенцев или проституток, козлиной или человеческой мочой.

На алтарь кладут обнаженную женщину, чаще всего девственницу, окруженную черными свечами. Кстати, упомянутая выше мадам Ла Вуазен делала подобные свечи из человеческого жира.

Нередко применяются и жертвоприношения. В большинстве случаев в жертву приносится младенец. Ребенку перерезают горло и вытекающую кровь собирают в специальный сосуд. Обычно черная месса заканчивается сексуальной оргией.

Ссылки

  • Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954. ISBN  0-393-09530-4
  • Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и Возрождение (серия I контуров музыкальной литературы). Блумингтон, Индиана. Frangipani Press, 1986. ISBN  0-89917-034-X
  • Льюис Локвуд, «Масса», Словарь музыки и музыкантов Нью-Гроув , изд. Стэнли Сэди. 20 т. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN  1-56159-174-2
  • Новый Гарвардский музыкальный словарь , изд. Дон Рэндел. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1986. ISBN  0-674-61525-5
  • М. Дженнифер Блоксхэм, «Мессы на полифонические песни», в Роберте Шерре, изд., The Josquin Companion Oxford University Press, 1999. ISBN  0-19-816335-5
  • Деннис Арнольд, Джон Харпер, «Масса 1600-2000» Grove Music Online. Оксфордская музыка онлайн.
  • Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Музыка мессы»  . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  • Рош, Элизабет и Алекс Лингас. «Месса» Оксфордский компаньон музыке . Эд. Элисон Латэм. Оксфордская музыка онлайн.
  • Жан-Поль К. Монтанье , Полифоническая месса во Франции, 1600-1780 годы: свидетельства печатных хоровых сборников . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2017. ISBN  978-1-107-17774-1 .

МУЗЫКА

«Высокая месса». «От страдания к радости»

Самым величественным вокально-драматическим проиэведением, завершившим творческий путь Баха, который был глубоко веруюшим человеком, по праву считается «Высокая месса» (си минор).

Месса (от лат. missa — посылаю, отпускаю) как музыкальный жанр это многочастное циклическое вокапьно-инструментальное произведение на текст определенных разделов главного богослужения католической церкви. В православной церкви ему соответствует литургия. Бах писал «Высокую мессу» несколько лет. В обычную католическую мессу входят пять основных песнопений: «Господи, помилуй!» («Куriе, eleison!»); «Слава в вышних Богу» («Gloria in cxcelsis Deo»); «Верую» («Credo»); «Свят» («Sanctus»): «Агнец Божий» («Agnus Dei»). Бах развернул освященный церковью цикл в монументальную композицию из 24 номеров (15 хоров, 3 дуэта, 6 арий) для смешанного хора, солистов (сопрано, альт, тенор, бас), оркестра и органа. Судьба «Высокой мессы» необычна — предназначенная для церковного богослужения, она никогда не исполнялась в церкви.

Месса относится к вокально-драматическому жанру, драматургия основана на раскрытии контрастных образов, свойственных сценическим жанрам. Идея Мессы — «от страдания к радости» — воплощается через сопоставление двух образных сфер, в выражении которых Бах достигает огромной силы и напряженности. Первая сфера — это образы скорби, горести и страдания, «вздохи и слезы», исполненные величием духа. Вторая, контрастная первой, — образы радости, света и ликования, триумфа правды и активного действия. Эту сферу можно считать вполне мирской, земной, жизненной.

  • Послушайте три номера из «Высокой мессы»: «Куriе, eleison!» (№ 1), «Gloria» (№ 4) и «Agnus Dei» (№ 23). Какие образные сферы представлены в этих фрагментах?

  • Спойте главные мелодии услышанных вами номеров «высокой мессы». Какого эмоционального настроя требует исполнение этих мелодий: умиротворения, скорби, утешения, воодушевления, очищения, сдержанности?

  • Какие жанровые признаки и выразительные средства отличают две образные сферы Мессы (лад, темп, интонации, ритм, фактура, сочетание звучания хора, солистов оркестра)?

  • Послушайте еще раз фрагменты из «высокой мессы». Какие знакомые вам приемы развития полифонической музыки использует композитор? Что роднит музыкальные образы Высокой мессы со знакомыми вам жанрами оперы, кантаты?

  • Согласны ли вы со словами немецкого композитора Бетховена о Бахе: «Не ручей — море ему имя»? Свои размышления запишите в «Творческую тетрадь».

Самые известные «черные мессы»

Впервые извращенное исполнение святой мессы упоминается еще в VII веке, когда некий священник был обвинен в совершении этого магического обряда, целью которого являлась смерть человека.

Однако особую популярность черная месса приобрела в Средневековой Франции. Так в 1440 году барон Жиль де Ре, который впоследствии появился во французском фольклоре под именем Синяя Борода, был приговорен католической церковью к смерти за проведение черных месс. По свидетельствам обвинения, во время ритуальных жертвоприношений он убил около 200 детей.

В 1594 году некая Тереза де Розамунд созналась в совершении дьявольских месс. По словам Терезы, во время ритуала вместо святой воды использовалась моча козла, а вместо распятия –репа.

Черная месса продолжала активно использоваться и в XVII веке, а именно в период правления Людовика XIV. В ответ на все ужесточавшиеся церковные каноны, представители знати продолжали предаваться греху. Так известная в особых кругах колдунья Катрин Ла Вуазен проводила черные мессы специально для богатых особ. Однажды к ней обратилась фаворитка Людовика XIV, заподозрив того в измене. Целью магического ритуала должна была стать смерть Людовика. Однако король обо всем узнал. 246 человек были арестованы, отправлены в ссылки или казнены. Саму Ла Вуазен заживо сожгли на костре.

Евхаристия

состоит из дароприношения (оффертория), канона и причащения (коммуниона). Предстоятель демонстрирует общине и приносит Богу Св. Дары – хлеб в виде облаток и вино, при этом он читает про себя молитву о Дарах. В каноне мессы совершается обряд освящения Даров. Канон начинается молитвами Префация (приготовления) и Санктус (Свят, свят, свят, Господь Саваоф). После кратких молитв за церковь на земле и на небе следует благословение Даров. Священник берет большую облатку и, склонившись над ней, произносит слова, сказанные Иисусом Христом на Тайной вечере. Это и есть освящение Даров. В этот момент происходит пресуществление хлеба в Тело Христа. Затем предстоятель, подняв чашу, освящает вино

Алтарник звонит в колокольчик, чтобы подчеркнуть важность происшедшего в алтаре

Теологический смысл мессы.

Согласно католическому вероучению, в ходе мессы хлеб и вино претворяются в истинное Тело и Кровь Христа. Внешний вид и вкус хлеба и вина после пресуществления сохраняются.

Каждое совершение мессы возобновляет крестную казнь Христа на Голгофе. На кресте Христос добровольно предал себя Богу. В мессе Тело, Кровь, Душа, и Божественная природа, тáинственно присутствующие в хлебе и вине, снова предаются Богу Христом, которого представляет священное лицо – священник. Цели мессы те же, что и события на Голгофе, – принести Богу поклонение, покаяние, благодарение и просительную молитву.

Жертва на кресте и жертва мессы, алтарная жертва отличаются только способом принесения жертвы. На кресте Христос умер мучительной кровавой смертью /с пролитием крови/. После своего воскресения он был прославлен (возвышен) и смерть утратила власть над ним. Пролитие его крови, таким образом, невозможно, и месса должна быть жертвой бескровной.См. также ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ.

Чин

Ординарный чин мессы

Доксология на мессе с участием Й. Ратцингера, с 2005 года — папы Бенедикта XVI

  • Начальные обряды:
    • вход предстоятеля (интроит), сопровождаемый входным песнопением;
    • обряд покаяния («Confiteor») В воскресные дни и в Торжества вместо «Confiteor» может использоваться обряд освящения воды и окропления ею верных в знак воспоминания о крещении. Такая Месса называется Суммой и служится обычно в полдень;
    • «Kyrie» (Господи помилуй);
    • гимн «Слава в вышних Богу» («Gloria») (только по воскресеньям, на торжествах и праздниках и опускается в периоды Адвента и Великого поста);
    • коллекта;
  • Литургия Слова:
    • первое чтение из Библии (по воскресеньям — из Ветхого Завета, в Пасхальное время — из «Деяний апостолов»);
    • респонсориальный псалом;
    • второе чтение из Нового Завета (только по воскресеньям и в Торжества);
    • «Аллилуйя» (кроме Великого Поста);
    • чтение Евангелия;
    • проповедь (обязательна в воскресные дни, праздники и торжества);
    • Символ веры (по воскресеньям и на Мессах, которые служатся в Торжества);
    • молитва верных;
  • Евхаристическая Литургия:
    • приготовление алтаря и даров (офферторий);
    • Евхаристическая молитва (анафора):
      • Sursum Corda;
      • префация;
      • гимн Sanctus («Свят, свят, свят»);
      • эпиклеза;
      • тайноустановительные слова;
      • анамнесис;
      • завершающая доксология;
    • молитва «Отче наш»;
    • знак мира;
    • преломление хлеба и чтение «Agnus Dei» («Агнец Божий»);
    • причащение;
    • молитва;

Завершающие обряды (благословение участвовавших и окончание мессы).

Экстраординарный (Тридентский) чин

По воскресеньям и праздникам перед мессой проводится омовение рук. Изначально перед этим никаких молитв не произносилось, но позже в литургических книгах появился 25-й псалом, где читается: «lavabo inter innocentes manus meas» («умываю руки свои между невинными»). Затем начинается собственно месса, которая делится на мессу для катехуменов и для верных.

Алтарь для тридентской мессы

Для катехуменов:

  • приготовление и акты покаяния:
    • окропление святой водой при чтении псалма 51 (9,3);
    • крестное знамение у подножия алтаря;
    • молитвы «Introibo ad altare Dei» и «Iudica me» из 43-го псалма;
    • обряд покаяния («Confiteor»);
    • молитва на основе некоторых библейских пассажей (Быт., 26:33, 34; 1 Цар., 6:16 и 8:6, 2 Хроник , 3:8, Иез., 41:4 и др.);
    • интроит;
    • «Kyrie»;
    • «Gloria».
  • Символ веры:
    • коллекта;
    • чтение посланий святого Павла;
    • чтение градуала и «Аллилуйя»;
    • чтение Евангелия с предварительной краткой молитвой на основе Ис., 6:6;
    • проповедь;
    • чтение Никейского символа веры .

Для верных:

  • офферторий, где играется антифон и преломляется хлеб и вино:
    • воскурение ладана над дарами и среди верующих и чтение псалма 25 (26):6-12;
    • молитва святейшей Троице;
    • молитва «Orate fratres» и секрет;
  • консекрация и акты благодарения и надежды:
    • префация канона;
    • чтение правила консекрации, включающее воскурение ладана;
    • приготовление к консекрации;
    • собственно консекрация;
    • приношение символической жертвы;
    • напоминание о воскрешении мёртвых;
    • «аминь», завершающий вторую часть;
  • причащение:
    • молитва «Libera nos»;
    • преломление хлеба на 3 части;
    • «Agnus Dei»;
    • молитва за мир («pax»);
    • приготовление к причащению;
    • получение святых даров и чтение молитвы на основе Мат., 8:8;
  • благодарение:
    • молитвы;
    • антифон;
    • традиционные слова «ite, missa est» и благословение;
    • чтение Ин., 1:1-14;
    • молитвы «Ave Maria», «Salve Regina» и святому архангелу Михаилу;
    • библейская песнь (canticum) на основе Дан., 3.

История возникновения «черных месс»

Черный обряд был наиболее распространен в европейских странах: Франции, Испании, Италии, Германии. По мнению историков, изначально различные еретические течения и всевозможные ритуалы, связанные с поклонением дьяволу, возникли, как протест против строгих канонов католической церкви.

Ритуал под названием «черная месса» использовался его участниками для приобретения особого расположения дьявола. Основной целью подобных обрядов являлось своеобразное магическое воздействие на того или иного человека или обстоятельства. Например, для того, чтобы навлечь на соперника смерть.

Так как в Средневековье в подобных ритуалах участвовали в основном весьма знатные и богатые люди, черная месса стала в их руках неким орудием устрашения врагов, конкурентов и других неугодных людей.

Да и сами священники не гнушались рассказами о кровавых жертвоприношениях, где в роли жертвы выступали некрещеные младенцы. Понятно, что перепуганные матери тут же несли своих новорожденных детей на крещение.

Евхаристические обряды в других церквах.

Помимо Римского ритуала существуют и другие варианты месс, которые находят ограниченное применение в западном католичестве, например, Амвросиевский и ритуал Браги в Португалии. В Англиканской церкви месса напоминает Римский ритуал. Евхаристическое богослужение лютеран, пресвитериан (кальвинистов) и методистов проводится в соответствии с их служебниками. У баптистов, меннонитов и других протестантских групп евхаристических богослужений с зафиксированным ритуалом не имеется. В Восточных православных церквах литургия состоит из трех частей – проскомидии (приготовления вещества для евхаристии), литургии оглашенных и литургии верных. В центре второй части – чтение новозаветных текстов (посланий апостолов и евангелий), сердцевина третьей – евхаристический канон и последующее причащение верующих. В основном употребительны три чина литургии: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия преждеосвященных даров.См. также БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ.

Месса у протестантов

В эпоху Реформации чин, родственный католической мессе, существовал и у лютеран под названием Немецкая месса (Deutsche Messe). Адаптации римско-католической мессы под нужды протестантов были посвящены две важные работы Лютера — «Formula missae» (1523) и «Deutsche Messe» (1526). В первой из них для большинства обрядов (чтений и распевов) ещё сохранялся латинский язык (как у католиков), во второй в качестве богослужебного (в том числе и для некоторых сохранившихся ординарных песнопений — Kyrie, Credo, Sanctus и т.д.) Лютер установил немецкий язык (и общинное пение). Лютеровский чин божественной литургии не получил широкого распространения у лютеран, как не удержалось и само слово «месса». Свою службу, литургически аналогичную мессе, лютеране ныне называют «евхаристией» (по главному таинству) или просто «богослужением» (нем. Gottesdienst, англ. Divine service и т.д.).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: