Тема 2. основные направления и школы семиотики

Основные направления и применение семиотики

В семиотике присутствуют разные исследовательские направления и школы. Они фокусируются на разных аспектах существования систем знаков. Условно можно выделить два главных семиотических подхода: синтактико-семантический и прагматический.

Синтактико-семантический подход берет за основную функцию знаковых систем их способность к выражению определенного содержания или репрезентации объектов действительности. По этой причине основная задача семиотики состоит в описании структур знаковых выражений и их семантических свойств.

Основная функция знаковых систем с позиции прагматического подхода заключается в том, чтобы обеспечивать коммуникацию в конкретном сообществе. Исходя из этого, главная задача семиотики – изучать деятельность субъектов, посредством которых знаки появляются и интерпретируются.

Чарльз Пирс считал базовым для семиотических изысканий именно прагматический подход. Он указывал, что любой объект может стать знаком не из-за своих физических свойств, а по причине того, что он имеет знаковое употребление в конкретном сообществе.

Де Соссюр предлагал структуралистскую программу, ставшую впоследствии основой семиотических изысканий в конкретных науках. Первой среди них стала структурная лингвистика. В последние годы активно развивается синтаксический аспект этой дисциплины, а именно теория формальных грамматик, берущая за основу логико-математическую и отчасти теоретико-множественную методологию, а также семантический аспект, различные методологические аспекты и массу прикладных направлений (например, вероятностно-статистические описания языковых структур, дешифровка древних письменностей и т.д.)

В основном все подобные исследования базируются на структуралистской методологии, соотносятся с идеями и лингвистическими методами де Соссюра. Язык представляется здесь системой знаков, где все элементы зависят от совокупности отношений с остальными элементами. В качестве примеров таких систем де Соссюр называл человеческое общество и культуру.

Говоря о формальной (теоретической) семиотике, можно сказать, что она является совокупностью семантических и синтаксических изысканий систем знаков применительно к области искусственно формализованных языков (таких как логико-математические и логические исчисления), рассматривающихся как вместе с их толкованиями (уровень семантики), так и без них (уровень синтактики).

В этой связи выделяются многочисленные математические исследования, теоретико-модельные и логико-семантические работы, логико-философские принципы моделирования мира, работы структурной эпистемологии, генетический анализ логико-познавательных структур и т.д.

Общетеоретические исследования по семиотике разных семиотических дисциплин позволяют исследователям разрабатывать множество описаний языков программирования и алгоритмических языков. Эти описания реализуют общие семиотические принципы и принципы математической логики.

Уровни исследований семиотики (прагматика, семантика и синтактика) в границах теоретической семиотики нередко понимаются в качестве самостоятельных разделов этой дисциплины, как, например, динамика, статика и кинематика выделяются в границах теоретической механики.

Распространение семиотического подхода как раз-таки и связано с развитием во второй половине 20 столетия компьютерного моделирования, кибернетики и теории информации. Благодаря исследованиям в этих сферах сегодня мы можем выявлять в разных областях деятельности человека процессы информационного обмена, выражаемые в форме знаков.

Другой крупной сферой применения семиотики и ее принципов является гуманитарная сфера, т.к. и в ней проводятся различные исследования

Семиотика занимает важное место среди методов гуманитарных наук, ведь любой культурный феномен, начиная повседневным мышлением и заканчивая философией и искусством, обязательно закрепляется в знаковой форме и является знаковым механизмом, значение которого требуется исследовать и объяснять

Но, отличаясь от других гуманитарных наук, семиотика интересуется не столько поиском значения, сколько способом означивания, т.е. содержание, не имеющее формы, здесь предметом изучения не является. Для семиотики знак – это материально-идеальное образование, представляющее что-либо при его отсутствии, служащее для передачи конкретного содержания и выполняющее функцию посредника в культуре.

Семиотика: определение и краткая история

Семиотика (также ее называют семиологией) – это междисциплинарная область исследований, изучающая знаки и знаковые системы, которые хранят и передают информацию. Помимо исследования знаковых систем, семиотика также принимает участие в их разработке (к примеру, в создании систем автоматизированного перевода и программировании), изучает ряд культурных явлений (ритуалы и мифы), слуховое и зрительное восприятие человека

Особое внимание эта наука уделяет знаковой природе текста, стремясь объяснить его в качестве языкового феномена

Как мы и сказали, семиотика изучает самые разные знаковые системы. К ним относятся:

Сюда же можно отнести:

Представленные системы могут представляться семиотикой в качестве систем знаков, которые способны служить выражением определенного содержания. При этом комплексное изучение разных знаковых систем зачастую можно оправдать аналогиями в их строении, а также в принципах их функционирования.

В виде отдельной научной теории семиотика стала развиваться в конце 19 столетия, хотя корни ее тянутся в более древние времена. В той или иной форме речь об этой науке вели такие люди как Августин Блаженный, Филон Александрийский, Аристотель, стоики, последователи схоластического учения, философы Джон Локк, Томас Гоббс и другие.

Однако идея о семиотике как об особой науке появилась лишь в конце 19 столетия, что было обусловлено потребностью в более скрупулезной разработке понятия знака, одновременно появившегося в логике, лингвистике, естествознании и математике. Первые попытки создать такую науку предприняли швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр и американский философ и логик Чарльз Пирс (причем сделали они это независимо друг от друга).

Де Соссюр рассматривал естественные языки в качестве знаковых систем. Он разрабатывал теорию значения знаков в рамках науки, которую он назвал семиологией. Он воспринимал эту дисциплину как направление, изучающее жизнь знаков внутри жизни социума. Пирс же хотел создать логику науки, объясняющей, как приобретаются научные знания, толкующие реальность. Он ввел более явные принципы семиотики, а также ввел в обиход и само это понятие, которым обозначал науку о знаковых системах.

Чарльз Пирс определил параметры семиотического функционирования (репрезентант, интерпретант и референт; три этих параметра образуют так называемую триадическую природу знака), привел первую классификацию знаков (иконический знак, индекс и символ) и изучил процесс функционирования знака (семиозис).

Позднее подходы к исследованию систем знаков в рамках семиотической науки развивались такими известными исследователями как Умберто Эко, Томас Себеок, Рудольф Карнап, Чарльз Моррис, Готлоб Фреге и другие.

На сегодняшний день семиотика является достаточно развитой научной теорией, методы которой используются при анализе различных сфер деятельности человека. Но все же она представляет собой не единую науку о знаковых системах, а исследовательскую методологию или парадигму, анализирующую познавательную деятельность. Она связана с широким кругом научных изысканий из области гуманитарных наук и естествознания. По сути, семиотика – это пограничная дисциплина, объединяющая разные подходы.

Теперь предлагаем вам посмотреть небольшое видео об основах семиотики, чтобы вы могли лучше вникнуть в суть этого научного направления. О семиотике рассказывает руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ и профессор факультета гуманитарных наук Куренной Виталий Анатольевич.

https://youtube.com/watch?v=8l5Z-jhWSGQ

История возникновения семиотики

Особое внимание семиотике стало уделяться в конце 19 века. Эту научную дисциплину связывают с именами трёх философов: Фердинанда де Соссюра, Чарльза С

Пирса и Чарльза У. Морисса

Эту научную дисциплину связывают с именами трёх философов: Фердинанда де Соссюра, Чарльза С. Пирса и Чарльза У. Морисса.

Семиотика Соссюра

Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913) говорил о том, что знак как единица языка состоит из означающего и означаемого.

Означающее — это визуальный образ, то, что мы видим. Это какой-то объект, звук, рисунок, слова, которые несут какое-то значение.

Означаемое — это то, что мы понимаем, о чём думаем. Это наше индивидуальная интерпретация означающего.

Семиотика Морриса

Американский философ Чарлз Уильям Моррис (1901–1979) выделял три области в семиотике:

Семантику, которая изучает отношения между тем, что мы видим (означающее), и тем, что мы понимаем, думаем (означаемое)

Синтаксис, который изучает как знаки соотносятся между собой.

Прагматику, которая изучает отношение между знаками и теми, кто их интерпретирует.

Семиотика Пирса

А благодаря трудам Чарльза Сандерса Пирса появилась типология знаков и они стали разделяться на знаки-символы, знаки-индексы и иконические знаки.

Значение и некоторые особенности семиотики

Семиотика имеет большое значение для науки. Наиболее ярко это проявляется в ее взаимосвязи с теорией познания

Семиотические принципы распространились и на нее, что объясняется огромным вниманием исследователей к языку вообще и к анализу языка науки в разных направлениях философии 20 века

Здесь вступает в силу семиотическая парадигма теории познания, где объект познания доступен для человека лишь посредством знакового опосредования. Человек не может думать о реальности, не используя при этом знаки. Именно по этой причине познание связано с выработкой и толкованием знаков, а знание имеет место исключительно в форме знаков.

Благодаря знаковым системам и знаковой деятельности, служащим основанием для процесса познания, совершенно исключаются или отходят на задний план любые подходы, связанные с изучением таких способностей, как, к примеру, интроспекция и интуиция. Познавательная деятельность способствует выработке знаковых выражений, которые необходимо наблюдать и интерпретировать в каком-либо сообществе.

В данном плане семиотический подход к процессу познания противопоставляется феноменологической философии, т.к. она основывается главным образом на прямом усмотрении смысла, т.е. на интуитивном познавательном акте, который не требует никаких опосредований. Это и объясняет, почему феноменологический подход к познанию считает знаки чем-то вторичным (если вообще не лишним) – тем, что используется как вспомогательный инструмент в процессе передачи смыслов.

Другой аспект значения семиотики заключается в том, что она может быть использована как основа для развития большого комплекса методов исследования в самых разных научных дисциплинах. Суть состоит в том, что отдельные элементы действительности рассматриваются как знаковые системы.

Методы, основанные на принципах семиотики, оказываются очень эффективными на практике. Например, в разных областях биологии, когда изучается поведение животных, исследуются механизмы наследственности, проводятся изыскания на тему функционирования популяций животных и т.п. Любопытен тот факт, что изучения процессов выработки и интерпретации знаков разными животными приносят пользу не только биологической, но и лингвистической науке, т.к. они позволяют выявлять общие закономерности в существовании систем знаков и рассматривать специфику языка, являющегося особой знаковой системой.

Семиотика выделяет три уровня изучения знаковых систем. Эти уровни соответствуют трем аспектам проблематики семиотики. Вот эти уровни:

Синтактика. Занимается изучением синтаксиса знаковых систем, т.е. структуры сочетаний знаков, а также правил их образования и преобразования (независимо от их значения и функций).
Семантика. Занимается изучением знаковых систем как средств выражения смысла

Основное внимание уделяется интерпретациям знаков и их сочетаний. Исходя из разных лингвистических и семиотических концепций, предмет семантики может определяться по-разному

Различия обусловлены как определением знака, так и представлением об обозначаемой им реальности. По де Соссюру, знак – это двойственная сущность, объединяющая означающее и означаемое (выражение и содержание). В этом случае задача семантики – исследовать взаимосвязь двух этих сторон. По Фреге, при изучении знака нужно разделять смысловое и предметное его значение, т.е. различать понятие об объекте и сам объект. Здесь задача семантики состоит в установлении связей и отношений знаковых выражений с объектами, которые они обозначают.
Прагматика. Занимается изучением отношений между системами знаков и теми, кто их воспринимает, объясняет и применяет имеющуюся в них информацию. Данный уровень изучения связан с коммуникационной функцией систем знаков; он описывает деятельность социума, где работают эти системы.

Важно отметить, что, изучая знаковые системы, специалисты используют не только разные уровни, но и разные подходы. Существует немало семиотических школ и направлений, и ниже мы хотим познакомить вас с несколькими из них

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: