Индейские языки

Прием

Среди лингвистов и историков коренных американцев существует консенсус в том, что гипотеза коренных американцев не подкреплена достоверными доказательствами. 5 14 27 В частности, потому что основой предложения является сравнение масс, а также из-за множества других методологических ошибок, допущенных Гринбергом при разработке гипотезы. 10 16 16 28 29 30 31 Критики считают, что метод в корне несовершенен, поскольку он не может отличить случайное сходство от сходства, обусловленного историческими отношениями между языками, и не дает возможности отличить сходство, обусловленное общим происхождением, от сходства, обусловленного языковым контактом. Кроме того, критики указывают на ошибки в цитировании данных, включая неправильные формы, неправильные языки, необоснованное морфологическое дробление, отнесение к неправильному языку и цитирование совершенно неправильных форм. 7 8 9 10 13 15 16 28

Другая критика заключается в том, что, вопреки стандартной научной практике, не приводятся источники данных, которые в большинстве случаев поступают из языков, для которых не существует стандартного авторитетного источника. Более того, Гринберг не нормализует написание данных, что делает невозможным узнать, что представляет собой набор данных, не зная источника каждого формата. 15 28

Хотя ему нравилась идея семьи американских языков, Моррис Свадеш критически относился ко многим различиям Гринберга и считал, что это связано с тем, что Гринберг не проводил сравнений. 32

Литература по языкам американских индейцев

Также смотрите библиографию о связи языков Нового и Старого светов.

  • Campbell L. Middle American Languages. //
    The Languages of Native America: Historical and Comparative Assessment. Austin-London, 1979. Pp. 956-957.
  • Lyle Campbell. American Indian languages:
    The historical linguistics of Native America. Oxford University Press, 2000.
  • Greenberg J. Language in the Americas. Stanford University Press, 1987.
  • Heath J. Pragmatic Skewing in 1-2 Pronominal Combination in Native American Languages. //
    International Journal of American Linguistics, 64/2, 1998. Pp. 83-104.
  • Jacobsen W. Inclusive/Exclusive: a Diffused Pronominal Category in Native Western North America. //
    Papers from the Parasession on Pronouns and Anaphora. Chicago, 1980. Pp. 204-227.
  • Sapir 1929 — Edward Sapir. Central and North American languages.
    The Encyclopædia Britannica (14 ed.). Vol. 5. London, pp. 138–141.
  • Sijia Wang et al. 2007 — Sijia Wang, Cecil M Lewis, Jr., Mattias Jakobsson, Sohini Ramachandran, Nicolas Ray,
    Gabriel Bedoya, Winston Rojas, Maria V. Parra, Julio A. Molina, Carla Gallo, Guido Mazzotti, Giovanni Poletti,
    Kim Hill, Ana M. Hurtado, Damian Labuda, William Klitz, Ramiro Barrantes, Maria Cátira Bortolini,
    Francisco M. Salzano, Maria Luiza PetzlErler, Luiza T. Tsuneto, Elena Llop, Francisco Rothhammer,
    Laurent Excoffier, Marcus W. Feldman, Noah A. Rosenberg, Andrés RuizLinares.
    Genetic Variation and Population Structure in Native Americans.
    PLoS Genetics, 3 (11), e185. doi:10.1371/journal.pgen.0030185.

Главная >
Лингвистика >
Языки мира >
Америндские :
Праамериндская общность
(+ словарь) |

Северноиндейские |
Среднеиндейские |
Южноиндейские |
Амеро-азийское родство |
Индеанистика

Индейские письменности |
Города Америки |
Карты

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц (Alt-Shift-):

А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |

0-9 |
A-Z |
Акр


Ключевые слова для поиска сведений по америндскому языкознанию:

На русском языке: индеанистика, исконные индейские языки, америндское языкознание, история индейцев,
заселение Америки, коренные народы Американского континента;

На английском языке: Amerindian study, Indean languages, Amerind, Cholo.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).

Пишите письма
().

Страница обновлена 26.10.2021

Неамериндские индейские языки

Атапаскские (на-дене) языки
объединены с сино-тибетскими

в дене-кавказскую макросемью
(к которой, возможно, будут присоединены и чукотско-камчатские языки).

Может быть, и некоторые другие америндские языки (например, aндские), после детальных исследований
будут считаться ветвями евразийских (в частности, ностратических)
и других макросемей Старого Света.

Судя по тому, что
северо-индейских
семей насчитывается 55, некоторые исследователи полагают,
что из Старого Света в Новый было не меньше 55 волн миграций.

Вероятно, в этом случае можно найти все эти 55 остатков в виде языковых семей
Евразии, Папуа — Новой Гвинеи, Австралии и, возможно, Африки.
Но, скорей всего, волн было меньше — более 9 америндских, 1 атапаскская и 1 эскалеутская.
Многие америндские волны стали многочисленными изолированными ручейками.

[Моя гипотеза: монголоиды сформировались на Дальнем востоке
при смешении пришедших кроманьонцев и аборигенных синантропов.
Затем одна часть ушла в Америку, другая осталась.
Оставшиеся «евросинантропы» генетически и лингвистически повлияли
на формирование индотихоокеанских и австрало-азиатских народов].

Письменности

Основная статья: Письменности Америки

До прихода европейцев на территории Северной Америки бытовали две развитые системы письма: письмо майя и ацтеков. Европейская экспансия последовательно прекратила их существование.

На территории США и Канады исторически зафиксирована только условно доевропейская письменность индейцев микмак. Большинство письменных языков стало использовать латинский алфавит в вариантах на основе его использования в английском и испанском языках.

Аборигены Аляски в период, когда Аляска входила в Российскую империю, использовали кириллицу, была сменена латиницей.

В 1819 году в США вождь племени чероки Секвойя создал на основе латиницы слоговую письменность чероки. В 1840 году в Канаде миссионер Джеймс Эванс начал вводить для языка кри разработанное им канадское слоговое письмо, которое после ряда модификаций было принято рядом автохтонных народов Канады.

Примечания

  1. Гринберг и Рулен 2007
  2. Ruhlen 1994a
  3. Ruhlen 1994b
  4. Ruhlen 2004
  5. ^ Кэмпбелл 1997
  6. Позер и Кэмпбелл 2008
  7. ^ Аделаар 1989
  8. ^ Берман 1992
  9. ^ Чаф 1987
  10. ^ Матисофф 1990
  11. Голла 1987
  12. Golla 1988
  13. ^ Кимбалл 1992
  14. ^ Митхун 1999
  15. ^ Позер 1992
  16. ^ Ранкин 1992
  17. http://lingweb.eva.mpg.de/ids Архивировано 19августа2010 г. на Wayback Machine С помощью Intercontinental Dictionary Series списки тематических словарей с разных языков можно просматривать бок о бок при создании с помощью расширенного просмотра.
  18. Испано – килива словарь
  19. Используются притяжательные префиксы. Местоимения и местоимения имеют шаблоны n-, t-, y- / Ø.
  20. Актуальный список словаря мапудунгун из Всемирной базы данных заимствованных слов
  21. Мерритт Рулен, «Местоимения от первого и второго лица в мировых языках», стр. 252–60. http://www.merrittruhlen.com/files/Pronouns.pdf Архивировано 16 ноября 2017 г. в Wayback Machine
  22. Raoul Zamponi (2017) ‘первого лица н и второй человек м в родной Америке: свежий взгляд. Итальянский лингвистический журнал , 29,2
  23. «Архивная копия» . Архивировано из оригинального 11 апреля 2016 года . Проверено 8 сентября 2017 .
  24. Годдард 1996
  25. ^ Кэмпбелл 1988
  26. Годдард 1987
  27. Годдард 1990
  28. Ринге 2000
  29. Хэмп, Эрик П .; Сводеш, Моррис; Тейлор, Дуглас; Ашманн, Гомер (1963). «О языках аборигенов Латинской Америки» . Современная антропология . 4 (3): 317–319. DOI10.1086 / 200380 . JSTOR . S2CID .

Литература

  • Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М., 1993. — С. 409—421
  • Campbell, Lyle. American Indian languages: The historical linguistics of Native America. New York: Oxford University Press, 1997. ISBN 0-19-509427-1.
  • Goddard, Ives (Ed.). Languages // Handbook of North American Indians (W. C. Sturtevant, General Ed.) Vol. 17. Washington, D. C.: Smithsonian Institution, 1996. ISBN 0-16-048774-9.
  • Greenberg, Joseph H. Language in the Americas. Stanford: Stanford University Press, 1987.
  • Liedtke, Stefan. The languages of the ‘first nations’ : comparison of Native American languages from an ethnolinguistic perspective. München: LINCOM Europa, 1996. ISBN 3-929075-25-3
  • Mithun, Marianne. The Languages of Native North America. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. ISBN 0-521-23228-7

Литературные индейские языки — жизнеспособность и перспективы

Языки индейцев в Латинской Америке низведены в ситуацию местных языков,
хотя среди носителей их есть миллионные народы:
кечу — более 13 млн. человек,
гуарани — около 3 млн.,
киче — более 1 млн..
майя — около 1 млн. человек.

  1. Самый, пожалуй, совершенный (как и родственный язык аймара) кечуа (более 9000 статей) —
    андо-экваториальный
  2. Инуктитут (более 300 статей) —
    эскимосо-алеутский
  3. Навахо (более 200 статей) —
    атабаскский
  4. Чероки (более 200 статей) — североамериканский язык ирокезской группы.
    Письмо на слоговой азбуке Секвойи
  5. Кри (более 100 статей) — североамериканский язык алгонкинской группы
  6. Чоктавский (более 10 статей) — был лингва-франка переселенцев,
    которым даже владели президенты США.
    Относится к североамериканским мускогским языкам
  7. Шайенский (более 10 статей) — тоже алгонкинский язык
  8. Крик — тоже мускогский язык

Таким образом, на основе самых массовых языков (которые, в то же время представляют самые массовые ветви индейских языков)
кечуа и чероки можно создать единый панамериндский язык.

Языки индейцев Северной Америки

Индейские языки мало кто изучает, поскольку многие из них прекратили свое существование, а многолетняя политика ассимиляции и «окультуривания» коренных жителей, проводимая на протяжении многих лет, привела к тому, что большая часть индейцев предпочитает говорить по-английски и не владеет языком предков.

Практически все языки Европы и Азии классифицированы, и мы можем сказать, к какому источнику они восходят, можем на этом основании выделять языковые семьи (индоевропейскую, тюркскую, финно-угорскую, семитскую и др.) и группы (романские, германские, славянские, угорские и др.). Однако по поводу языков индейцев, особенно североамериканских, среди лингвистов ведутся споры, которые до сих пор не привели к построению какой-либо общепринятой теории. Некоторые языки обнаруживают сходство, близкое или дальнее, но в то же время родство других языков ставится под сомнение, поэтому появляются и такие языковые семьи, в состав которых входит только один так называемый изолят. Это такие языки, про которые никто ничего не может сказать – на какой другой язык они похожи и откуда появились.

Попробуем немного разобраться с теми племенами, названия которых известны любителям вестернов и творчества Майн Рида, Джеймса Фенимора Купера и Лизелотты Вельскопф-Генрих. Поскольку эти племена оставили след в кинематографе и литературе и мы знаем по крайней мере их наименования, это говорит как минимум о том, что они были достаточно многочисленными и имели какое-то значение в истории освоения Америки.

Если говорить о языке, то практически все знаменитые племена индейцев Северной Америки относятся к одной из пяти наиболее многочисленных языковых групп. В этой части мы разберем две из них.

Странности и удивительные факты об индейцах Северной Америки

Многие факты из жизни североамериканских индейцев кажутся странными и даже удивительными:

  1. Многие индейские племена приняли третий пол. Они использовали термин «два духа» для описания таких людей, которые представляли как мужские, так и женские черты.
  2. Коренные американцы использовали почти все части тела животного. Например, для создания расчесок они использовали иглы дикобраза.
  3. Фактически, алкоголь был заметной частью вторжения европейцев в Северную Америку, и это было особенным оружием для захватчиков. Это означает, что алкоголь не только помог сократить население коренных американцев, когда был впервые открыт Новый Свет, но и по сей день по-прежнему влияет на сообщества по всей территории США, вызывая множество беспорядков и смертей в этой расе.

Североамериканские индейцы образовывали племена, охотились, жили и процветали на земле в течение последних нескольких сотен лет. Старые фотографии индейцев показывают, что в целом они были мирным народом. Сегодня потомков этих племен немного, но они стараются сохранить память о своих предках.

Дизайн статьи: Мила Фридан

Языки Мексики и Центральной Америки

К языкам Мексики и Центральной Америки около 24 раз языковых групп; до сих пор неясно, какие из них можно классифицировать вместе, чтобы уменьшить количество групп. Среди этих групп — юманская — на этих языках говорят в Нижней Калифорнии. Эти языки связаны с другими юманскими языками, на которых говорят в США. В обоих случаях юманская группа попадает в более крупную классификацию языков хока-сиу, которая в Мексике и частях Центральной Америки также включает коавильтекскую, гуайкуранскую и хикакскую группы. Отомианская группа (в настоящее время на этих языках говорят в центральной части Мексики) является частью более крупной семьи  макро-ото-манге, куда относятся миштекские и сапотекские языки Мексики. Группа на́уатль, как указано выше, относится к юто-ацтекским языкам, некоторые из которых находятся в Мексике и частях Центральной Америки. Юто-ацтекские в свою очередь относятся к более крупной ацтеко-таноанской группе. Язык на́уатль, или ацтекский, является языком группы на́уатль. Язык майя, который находится в Юкатане и частях Центральной Америки и к которому принадлежит язык майя, входит в большую языковую группу пенути. В группу пенути также входят хуаве, михе-сокские и тотонакские языки, на которых говорят в Мексике и Гватемале. В Мексике и частях Центральной Америки еще около 4 миллионов говорят на современных диалектах древнего языка племени майя, который был официальным языком древней империи майя до испанского завоевания Нового Света. В Центральной Америке также встречаются языки двух южноамериканских групп — карибская и чибчанская.

Алгонкинские языки

Алгонкинские языки – это кри, оджибве, чиппева, алгонкины, оттава, потаватоми, могикане, делавары, майами-иллинойс, шони (шауни), шайены, блэкфут (черноногие, сиксика). Общее число этих языков сопоставимо с атабаскскими (43), но вот численность всех носителей алгонкинских языков составляет в настоящее время около 190 тысяч человек, то есть уже меньше, чем только апачей и навахо. Когда-то эти племена занимали обширные территории в центре и на востоке Канады, на северо-восточном побережье и в центре США.

Алгонкинские языки полисинтетические либо уже агглютинативные, хотя во многом стремятся к полисинтетизму, фонетика менее разнообразна, чем в атабаскских: гласных мало, но и согласных не очень много. В шайенском языке, например, всего 3 гласных и 11 согласных. Как звучит, например, оджибве — можно послушать в видео ниже.

Особенности алгонкинских языков

Из особенностей этих языков стоит отметить следующие.

1. В этих языках присутствуют инклюзивные и эксклюзивные местоимения («мы, включая тебя» и «мы без тебя»).

2. В алгонкинских языках есть категория одушевленности, то есть все предметы делятся на две группы: живые и неживые. Если в русском языке категория одушевленности проявляется только в некоторых падежах существительных и прилагательных («вижу красивый дом», но «вижу красивого оленя»), то в алгонкинских языках глаголы также присоединяют разные аффиксы в зависимости от того, выражают ли они действие, связанное с живым или неживым предметом.

3. Если в атабаскских было двойственное число, то в алгонкинских есть четвертое грамматическое лицо. 3 лицо («он») может применяться по отношению к близким упоминаемым в разговоре людям (например, членам своего рода). Если же разговор идет о представителях чужого рода или менее значимых в разговоре вещах, то употребляется 4 лицо.

Алгонкины и европейцы

Эти племена занимались охотой и собирательством, иногда – земледелием, а с приходом европейцев стали торговать с ними пушниной или становились наемными рабочими. Благодаря тесным языковым контактам именно из алгонкинских языков в Европу пришли те слова из индейского быта, которые мы все хорошо знаем: тотем, скво, мокасины, томагавк, вигвам, вампум, вапити, скунс, опоссум. Кроме того, названия таких племен, как ирокезы, саскуеханнок, сиу, ассинибойны, атабаски, эскимосы – это тоже слова из алгонкинских языков.

Названия многих штатов также восходят к разным алгонкинским словам и выражениям.Вайоминг – xwé:wamənk (делаварский) – «у большой речной низины»Висконсин – miskwasiniing (оджибве) – «место красного камня»Иллинойс – ilenweewa (майами-иллинойс) – «говорит понятно»Коннектикут – quinnitukqut (алгонкинский) – «у длинной приливной реки»Массачусетс – massachusêuck (алгонкинский) – «у больших холмов»Миссисипи – misi-ziibi (оджибве) – «великая река»Миссури – mihsoori (майами-иллинойс) – «долблёное каноэ»Мичиган – mishigami (оджибве) – «большая вода»Орегон – wauregan (алгонкинский) – «прекрасный»

Но эта близость к европейцам в итоге обернулась против алгонкинов. Во-первых, из-за добычи пушнины начались войны между разными племенами, во-вторых – разные племена поддерживали то французов, то англичан, то США, то Великобританию, то конфедератов, то республиканцев, что не способствовало выживаемости, наконец, в-третьих, у них не было иммунитета против болезней, завезенных из Старого Света.

Если взять могикан (тех самых, о которых писал Купер), то в 1600 году их было 35 тысяч, в 1604 – 25 тысяч, в 1672 – 1 тысяча, в 1768 году – всего 300 человек. Многие племена были рано ассимилированы европейцами, в результате чего большая часть алгонкинских языков исчезла.

ОджибвеЧиппеваОджибве и чиппева (фото кликабельные)

Продолжение — в следующей части.

Классификация

В общих чертах предложение 1960 года было следующим:

  1. Алмосан – Кересиуан
  2. Хокан
  3. Пенутский (включая Макро-Майя)
  4. Ацтекский — таноанский
  5. Ото-Мангейский
  6. Purépecha
  7. Макро-Чибчан
    1. Чибчан
    2. Paezan
  8. Андско-Экваториальный
    1. Андский
    2. Дживаро
    3. Макро-туканоа
    4. Экваториальный (с макро-араваканом и тупианом)
  9. Ge – Pano – Carib
    1. Macro-Ge
    2. Макро-Паноан
    3. Макро-Карибский
    4. Намбиквара
    5. Huarpe
    6. Taruma

Ниже приводится текущее состояние классификации индейцев, приведенное в Этимологическом словаре американских индейцев Джозефом Гринбергом и Мерриттом Руленом, Стэнфордский университет, 2007 г.

  1. Северо-Центральный Америнд
    1. Северный америнд
      1. Алмосан – Кересиуан
        1. Альмосан
          1. Algic
          2. Кутенай
          3. Mosan
            1. Чимакуан
            2. Салишан
            3. Вакашан
        2. Кересиуан
          1. Caddoan
          2. Ирокез
          3. Кересан
          4. Сиуан-Ючи
            1. Сиуан
            2. Ючи
      2. Penutian – Hokan
        1. Пенутский
          1. Цимшян
          2. Чинук
          3. Орегон
          4. Плато
          5. Калифорния
            1. Майдуан
            2. Miwok – Costanoan
            3. Винтун
            4. Ёкуцан
          6. Зуни
          7. залив
            1. Атакапа
            2. Читимача
            3. Мускогин
            4. Натчез
            5. Туника
            6. Юкиан
              1. Юки
              2. Wappo
          8. Мексиканский пенут
            1. Хуаве
            2. майя
            3. Mixe – Zoque
            4. Тотонак
        2. Хокан
          1. Северный Хокан
            1. Карок – Шаста
              1. Карок
              2. Чимарико
              3. Шаста – Ачомави
                1. Шаста
                2. Ачомави
            2. Яна
            3. Помоан
          2. Вашо
          3. Салинан-Чумаш
            1. Салинан
            2. Чумаш
            3. Эсселен
          4. Сери – Юман
            1. Сери
            2. Юман
          5. Вайкури – Кинигуа
            1. Waicuri
            2. Маратино
            3. Quinigua
          6. Coahuiltecan
          7. Tequistlatec
          8. Субтиаба
          9. Jicaque
          10. Юруманги
    2. Центральная Америка
      1. Таноан
      2. Уто-Азтекан
      3. Ото-Мангеан
  2. Южный америнд
    1. Анд — Чибчан — Паэзан
      1. Чибчан – Паэзан
        1. Макро-Чибчан
          1. Cuitlatec
          2. Ленка
          3. Чибчан
          4. Пайя
          5. Purépecha
          6. Яномам
          7. Юнча – Пурухан
        2. Макро-Паэзан
          1. Allentiac
          2. Атакама
          3. Бетой
          4. Чиму-Мочита
          5. Итонама
          6. Джираджара
          7. Мура
          8. Paezan
          9. Тимукуа
          10. Варрао
      2. Андский
        1. аймара
        2. Итукале – Сабела
          1. Itucale
          2. Майна
          3. Сабела
        3. Кауапана – Запаро
          1. Кауапана
          2. Запаро
        4. Северные Анды
          1. Катакао
          2. Чолона
          3. Culli
          4. Леко
          5. Сечура
        5. кечуа
        6. Южные Анды
          1. Каваскар
          2. Мапудунгу
          3. Геннакен
          4. Чон
          5. Ямана
    2. Экваториальный – туканоанский
      1. Экваториальный
        1. Макро-аравакан
        2. Cayuvava
        3. Коче
        4. Дживаро – Кандоши
          1. Cofán
          2. Эсмеральда
          3. Дживаро
          4. Кандоши
          5. Яруро
        5. КаририТупи
        6. Пиароа
        7. Taruma
        8. Тимоте
        9. Трумаи
        10. Туша
        11. Юрасаре
        12. Замуко
      2. Макро-туканоа
        1. Ауиксири
        2. Каничана
        3. Capixana
        4. Catuquina
        5. Гамелла
        6. Хуари
        7. Иранше
        8. Калиана – Маку
        9. Koaia
        10. Movima
        11. Muniche
        12. Намбиквара
        13. Нату
        14. Панкаруру
        15. Puinave
        16. Шукуру
        17. Тикуна – Юрий
        18. Туканоан
        19. Умань
    3. Ge – Pano – Carib
      1. Макро-Карибский
        1. Андоке
        2. Бора – Уитото
        3. Карибский
        4. Кукура
        5. Ягуа
      2. Макро-Паноан
        1. Чарруан
        2. Ленгуа
        3. Луле – Вилела
        4. Матако – Гуайкуру
        5. Moseten
        6. Пано – Таканан
      3. Macro-Gê
        1. Бороро
        2. Ботокудо
        3. Caraja
        4. Чикито
        5. Эрикбаца
        6. Фульнио
        7. Ge – Kaingang
        8. Гуато
        9. Камакан
        10. Машакали
        11. Opaie
        12. Оти
        13. Пури
        14. Ябути

Классификация

Существуют различные попытки классификации языков Северной Америки, в том числе классификации Джона Пауэлла, Эдуарда Сепира и Джозефа Гринберга. В частности, Гринберг полагает, что есть основания противопоставлять всего лишь три американских семьи: эскимосско-алеутскую, на-дене и америндскую, включающую все остальные языки обеих Америк. Концепция Гринберга в настоящее время отвергается большинством специалистов.

Несмотря на предлагавшееся в разные годы большое число гипотез об объединении этих семей в меньшее число группировок, большинство из них отвергнуто. Более-менее обещающими выглядят лишь две гипотезы: пенутийская (№ 21—31) и хоканская (№ 32—41).

Ниже приводится так называемая «консервативная классификация», основанная на работах доступных к 1995 году . В фигурных скобках указано число языков.

Собственно Северная Америка

  1. Адаи язык (изолят) † {1}
  2. Алгская (алгонкино-ритванская) семья {свыше 40}
  3. Алсейская (алсеанская) семья † {2}
  4. Атакапская семья † {2}
  5. Беотук язык (изолят) † {1}
  6. Вакашская семья {6}
  7. Винтуанская семья {2}
  8. Гуайкурийская (вайкури) семья † {8}
  9. Зуньи (суньи, зуни) язык (изолят) {1}
  10. Ирокезская семья {16}
  11. Йокуцская семья {6}
  12. Каддоанская (каддо, кэддо) семья {6}
  13. Кайова-таноанская (киова-тано) семья {7}
  14. Калуса язык (изолят) † {1}
  15. Каранкава язык (изолят) † {1}
  16. Карок (корате, карук) язык (изолят) {1}
  17. Каюсе язык (изолят) † {1}
  18. Кересская семья {2}
  19. Кинигуа язык (изолят) † {1}
  20. Коавильтекский язык (изолят) † {1}
  21. Комекрудская семья † {3}
  22. Котонаме язык (изолят) † {1}
  23. Кочими-юманская (юма-кочими) семья {15}
  24. Кусская семья {2}
  25. Кутенай (ктуна́ха) язык (изолят) † {1}
  26. Майдуанская семья {4}
  27. Маратино язык (изолят) † {1}
  28. Мускогская семья {7}
  29. На-дене семья {много}, в том числе атабаскские языки
  30. Наолан язык (изолят) † {1}
  31. Натчес язык (изолят) † {1}
  32. Палайхнихская (палайнихская) семья {2}
  33. Помоанская семья {7}
  34. Плато-пенутийская семья {6}
  35. Салинский язык † {изолят}
  36. Салишская (селишская, сэлиш) семья {24}
  37. Сери язык (изолят) {1}
  38. Сиуанская (сиу-катавба) семья {18}
  39. Саюсло язык (изолят) † {1}
  40. Солано (изолят) † {1}
  41. Такелма-калапуянская семья {4}
  42. Тимукуанская семья † {2}
  43. Тонкава язык, он же — аранама (изолят) † {1}
  44. Туника язык (изолят) † {1}
  45. Уошо (вашо, уашо) язык (изолят) {1}
  46. Утийская (мивок-костано) семья {15}
  47. Хайда язык (изолят) {1}
  48. Цимшианская семья {2}
  49. Чимакумская семья {2}
  50. Чимарико язык (изолят) † {1}
  51. Читимача (читимаша) язык (изолят) † {1}
  52. Чумашская семья {6}
  53. Шастанская семья {4}
  54. Шинукская (чинук) семья {3}
  55. Эскимосско-алеутская семья {11}
  56. Эсселен (изолят) † {1}
  57. Юкийская (юки-ваппо) семья {2}
  58. Юто-астекская семья {много}
  59. Ючи (изолят) {1}
  60. Яна (яна-яхи) язык (изолят) † {1}

Средняя Америка (Месоамерика)

Основная статья: Индейские языки Месоамерики

Хотя географически центральная Америка (Месоамерика) входит в состав североамериканского континента, в культурном плане доколумбова Месоамерика значительно опережала культуры, расположенные к северу от неё, поэтому лингвисты и историки обычно выделяют Месоамерику в отдельный культурно-географический регион.

О чём предупреждают индейцы хопи?

Индейцы хопи — самая древняя группа коренных американцев, живущих сегодня на северо-западе Аризоны. Их осталось чуть больше шести тысяч. Как и майя, хопи обладают глубокими знаниями, которые передаются из поколения в поколение через посвященных. С помощью калифорнийского журналиста и профессора истории Шона Гамильтона мы знакомимся с одним из таких почитателей хопи по имени Белый Медведь, читая его статьи о культуре хопи.

Чтобы продолжить чтение премиум-статей, достаточно зарегистрироваться или отправить электронное письмо.

Без традиционной рекламы Читайте весь контент теперь без рекламы и без помех

Белый Медведь, также известный как Освальд Фредерикс, был всего лишь посвященным хопи, который открыл Великому Миру ценные, тысячелетние знания своего народа. Белый Медведь прожил долгую жизнь с 1905 по 1996 год, и то, что он оставил после себя Великому Миру, дает повод для размышлений.

Западные ортодоксальные ученые, не все, я могу сказать, ибо тенденция к пересмотру устоявшихся концепций в науке ускоряется, но большинство все еще не принимают истинность поразительных утверждений последователей о том, что технологические цивилизации возникли, что они исчезли в результате катаклизмов, что Землю посещали существа с других планет и из других миров. Однако утверждения Белого Медведя подтверждены этнографически: было найдено множество древних артефактов, которые подтверждают его слова.

Освальд «Белый медведь» Фредерикс и его жена Наоми в 1985 году.

Белый Медведь описал последовательность циклов роста и разрушения обществ на протяжении больших периодов времени на Земле. По его словам, человечество эволюционирует в течение длительных периодов времени. Один из этих периодов развития называется Золотым веком. После этого из-за эгоизма и жадности человечество постепенно теряет связь со своей истинной духовной природой. Диссонанс проявляется в виде стихийных бедствий, конфликтов, войн, разрушения окружающей среды и болезней. В мировоззрении хопи дух и форма тесно переплетены, поэтому дисгармоничные (злые) действия человечества проявляются в кризисах физической среды.

В конце 1970-х годов бывший инженер НАСА по имени Йозеф Блюмрих* заручился помощью Белого Медведя, чтобы написать книгу на немецком языке под названием «Каскара и семь миров», которая не была опубликована на английском языке. Во время своих исследований Блюмрих часто останавливался в доме Белого Медведя и его жены Наоми в Седоне, штат Аризона. Пара сопровождала Блюмриха на церемонии в резервации Хопи, объясняла, что там происходит, и организовывала интервью со старейшинами различных племен. Блюмрих записал рассказы Белого Медведя, а Наоми напечатала записи и скрепила тексты. Эта рукопись легла в основу книги Блюмриха «Каскара и семь миров».

Уайт Беар также был главным консультантом книги Фрэнка Вотерса «Хопи», которая широко доступна в университетских библиотеках. Автор Фрэнк Уотерс был ровесником Освальда, родился в 1902 году, умер в 1995 году и был автором двенадцати романов и многочисленных исторических, популярных и научных работ. Его книга 1963 года о хопи была отвергнута традиционалистами, и ученые воздерживались от упоминания о ней. Но за прошедшие годы ситуация изменилась. После его смерти был создан фонд, который продолжает работать в духе «сохранения творческого духа», проводя семинары, чтения, выставки и музыкальные мероприятия.

Кто такой кенневикский человек

В 1996 году недалеко от небольшого городка Кенневик в штате Вашингтон были найдены останки одного из древнейших жителей Северной Америки. Они назвали его Кенневикским человеком. Внешне он сильно отличался от современных американских индейцев: он был очень высоким, носил бороду и больше походил на современных айнов — древних жителей японских островов. Исследователи подозревают, что скелет принадлежит европейцу, который жил в этом районе в XIX веке. Однако радиоуглеродный анализ показал, что владелец скелета жил 9300 лет назад.

Сегодня скелет хранится в Музее естественной истории Берка в Сиэтле, а современные индейцы штата Вашингтон регулярно обращаются с просьбой передать останки для захоронения в соответствии с индейскими традициями. Однако нет никаких оснований полагать, что человек из Кенневика принадлежал к какому-либо из этих племен или их предкам во время своей жизни.

Утонувшая земля

Рукопись, составленная Наоми, начинается со вступления, в котором Белый Медведь говорит, что нынешние хопи — это земля Каскара, которая опустилась на дно моря. Людям пришлось покинуть это место и отправиться на поиски нового континента на востоке. Земля Каскара находилась в Тихом океане. Гавайи также были родиной народа хопи, а остров Пасхи был одним из многих островов-переходов хопи, которые позволяли беженцам пересекать Атлантику в Южную Америку.

Каскара погрузилась в море примерно в то же время, что и Атлантида. Согласно Белому Медведю, Атлантида затонула очень быстро из-за тяжести негативной кармы. А Каскара тонула медленно, поэтому у людей была возможность и время спастись, ведь преступления каскарианцев были не такими серьезными, как у атлантов, поэтому и наказание было менее суровым.

Что они ели

Мужчина и женщина обедают. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 Коллекция Северной Каролины / Библиотеки UNC

Посев кукурузы или бобов. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Мойна. 1591 Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Копчение мяса и рыбы. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Рацион питания североамериканских индейцев был очень разнообразным и сильно различался от племени к племени. Инуиты, жившие на северном побережье Тихого океана, например, питались в основном рыбой и тюленьим мясом. Фермеры пуэбло ели как кукурузу, так и мясо, добытое на охоте. Дубовый сок был основной пищей калифорнийских индейцев. Для его изготовления желуди собирали, сушили, очищали и измельчали. Желуди клали в корзину и варили в раскаленных камнях. В результате получилась смесь супа и каши. Они ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо делали хлеб из кукурузы, и рецепт сохранился до наших дней:

Фон

Идея, что все языки Америки связаны между собой, восходит к XIX веку, когда первые лингвисты, такие как Питер Стивен Дюпонсо и Вильгельм фон Гумбольдтзаметил, что языки Америки, казалось, сильно отличались от более известных европейских языков, но при этом, казалось, также были очень похожи друг на друга. Когда в начале 20 века началось всерьез изучение языков американских индейцев, лингвисты быстро поняли, что языки коренных народов на самом деле не так уж похожи, но имеют гораздо большее разнообразие, чем среди языков Европы. После периода неуверенности в том, можно ли описать и исследовать языки коренных народов методами, применяемыми к европейским языкам, первые лингвисты приступили к сложной задаче попытаться классифицировать языки Северной и Южной Америки с помощью сравнительного метода .

Среди самых плодовитых и одаренных лингвистов своего времени был Эдвард Сепир , который одним из первых применил сравнительный метод к языкам коренных американцев. Однако, вопреки современной практике исторической лингвистики, Сапир также часто полагался на «интуицию» и «интуицию», предлагая новые языковые семьи. Некоторые из этих предложений оказались верными, а другие — нет. Сапир поддерживал идею о том, что в конечном итоге все языки Америки могут оказаться доказуемо связанными, и такой феномен, как очевидная панамериканская тенденция иметь формы от первого лица с префиксом n-, наводит на размышления для этого направления мысли.

После смерти Сапира в 1939 году лингвисты проводили время, исследуя его предложения; как правило, в этом стремлении было два противоположных лагеря: так называемые « бездельники », которые обычно смотрят на идеи генетических отношений, и «раскольники», которые широко критикуют такие предложения и ожидают, что успешные семейные отношения будут подтверждены самые строгие стандарты стипендии. Джозеф Гринберг работал в традициях «лумперов» и, следуя Сепиру, помнил о доказательствах, которые в целом неприемлемы для тех, кто считает, что это единственная реальная лингвистическая реконструкция.— с помощью сравнительного метода — может дать надежное доказательство генетической связи между языками. При разработке своей классификации языков америндов Гринберг в значительной степени опирался на ранние работы Сепира по североамериканским языкам и весьма импрессионистскую классификацию южноамериканских языков Полом Риве .

Преемственность миров

Согласно Белому Медведю, человечество жило в двух мирах, Токпела и Токпа, прежде чем попасть в третий мир, Каскара (одновременно с Атлантидой), а затем в наш нынешний четвертый мир, Тувакачи. Эти последовательные миры соответствовали различным континентам, временным периодам и меняющимся конфигурациям глобальной геологии. Предкам хопи помогали в этих мирах, где они переживали планетарные катастрофы, очень интересные сверхмощные существа, которых хопи называют качинами. Куклы Качина очень популярны среди туристов. Из поколения в поколение хопи делают кукол для своих детей, чтобы они не боялись ритуальных танцев в костюмах и узнавали о реликвиях своего народа.

В Первом мире божество Тайова создало людей и все вещи во Вселенной. Он дал человеку разум и способность познавать. «Он дал человеку все необходимое для жизни, дал ему законы и обязанности в этой вселенной, которым он должен следовать», — говорит Белый Медведь.

Первый мир был уничтожен огнем, потому что люди стали злыми. Но народ, известный в последние времена как хопи, не был уничтожен, а был избран для сохранения знаний во времени.

Второй мир сломал лед. И снова хопи выжили и попали в третий мир, на третий континент. Все эти и другие события живут в ритуалах племени хопи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: