Уто-ацтекские языки

Развитие науки у ацтеков.

В основе развития науки ацтеков была философия, которую изучали и преподавали уважаемые люди – мудрецы. Среди наук важнейшее место занимала астрономия. Благодаря ей, удовлетворялись потребности сельского хозяйства. Свободно ориентировавшиеся звездочеты, разработали точный календарь, с учётом положения звезд на небе и предоставляющий возможность ориентироваться при проведении работ.

Ацтекский календарь имел 52-годовой цикл, сочетавший месячные и недельные циклы и был привязан к религии общества. Каждая неделя, день, час были непосредственно связаны с различным божеством. Год составлял 18 месяцев в каждый из которых совершался определенный ритуал.

  • Атль кауало – принесение в жертву детей для бога дождя;
  • Тлакашипеуалистли – принесение в жертву пленников, сдирание с них кожи, которую затем одевали жрицы.
  • Тосостонтли (малое бдение) подношение цветов для богини Коатликуэ.
  •  Уэй тосостли – празднование и пиршества в честь Сентеотля.
  •  Тошкатль – принесение в жертву юноши, жившего в течение года богатой сытой жизнью
  • Эцалькуалистли – принесение в жертву людей, которые олицетворяют воду и дождь.
  • Текуильуитонтли – принесение в жертву женщины, олицетворяющей богиню соленой воды.
  • Уэй текуильуитль – принесение в жертву женщины, олицетворяющей богиню молодого маиса.
  • Тлашочимако – украшение храмов цветами, танцы, пение, пиршества.
  • Шокотль уэци – принесение в жертву пленников, соревнования холостяков.
  • Очпанистли – принесение в жертву женщины, олицетворявшей мать богов, шествие перед императором.
  •  Теотлеко – жертвоприношение для бога огня.
  •  Тепеильуитль – жертвоприношение пяти женщин и одного мужчины, символов земного плодородия.
  •  Кечолли – большая охота, изготовление оружия.
  • Панкецалицтли – жертвоприношения и имитация сражений.
  • Атемоцтли – принесение даров из еды и питья.
  • Тититль жертвоприношение женщины, олицетворяющую богиню Иламатекутли.
  • Искалли – приносили человеческие жертвы людей символизирующих бога огня.

На каком языке говорят в Мексике?

А вам хочется, отвечая на вопрос: «На каком языке говорят в Мексике?», сказать: «На «мексиканском»?» Хотя бы по аналогии, что в Англии говорят по-английски, во Франции – по-французски, в Италии – по-итальянски? Существует ли понятие «мексиканский язык»? Если вы скажете, что мексиканцы говорят по-мексикански, вы будете, практически, правы. Тот испанский язык, на котором говорит преобладающее большинство мексиканцев, действительно является мексиканским испанским. Коренные жители разговаривают на смешанной форме языка, и даже настоящие испанцы не всегда могут его понять. Кроме того, помня времена вытравливания народных языков, современная Мексика провозглашает и приветствует мультикультурализм своего народа. Некоторая часть населения, около одного миллиона человек, до сих пор разговаривает на языке ацтекских племён науатль. Около 800 тысяч людей говорят на ютатекском слоге племен майя. Также используется другая индейская словесность.

Официальный язык государства

Какой язык в Мексике считается национальным? На уровне основного закона государства признаны не только испанский язык, но и более шести десятков местных индейских словесностей. Кроме того, в целях поддержки языкового равенства, мексиканский конгресс в начале 2000-х годов принял особый законодательный документ. Согласно ему, местные жители имеют право пользоваться родной речью при взаимоотношениях с государственными властями. Это означает, что мексиканцы могут подавать заявления в органы власти и имеют право получить официальные ответы на своей родной словесности.

Местные наречия

Древние индейские наречия до сих пор используются мексиканцами, несмотря на трёхвековой запрет. Сегодня на уровне мексиканской Конституции узаконено языковое равноправие: около 70-ти языков и местных наречий признаны официальными языками. Всё многообразие древнеиндейских языков объединено лингвистами в 7 различных языковых семей. Также существует 4 языка изолированной группы. Всего примерно 7% населения владеет тем или иным местным наречием. Из них 6% умеют соединять в повседневной жизни древнеиндейский язык и испанский и только 1% жителей страны разговаривают исключительно на одном или нескольких древних мексиканских языках. От 1 до 1,5 миллионов людей, проживающих на мексиканских землях, общаются с помощью древнейшего языка науатель. В данный момент язык причисляется к мёртвым языкам. Примерно по ½ миллиона человек считают своей родной речью наречие кекчи (майское направление), миштекские наречия и сапотекские языки.

Мексиканцы и английский язык

Несмотря на многоязычность, английская словесность и речь не признана официальным языком, хотя английский язык также стал неотъемлемой частью мексиканской жизни. Это связано с географической близостью с США, большим потоком американских и канадских туристов и трудовой эмиграцией мексиканцев в Соединённые Штаты Америки. Сегодня мексиканская молодёжь в своём большинстве более или менее владеет английским языком. Если мексиканец/мексиканка хотят работать в сфере туризма и обслуживания, то знание языка является определяющим фактором при приёме на работу. Если говорить о работе в крупных фешенебельных туристических гостиницах, то помимо испанского и английского, соискатель работы должен свободно говорить по-немецки, по-французски, по-итальянски и даже по-русски. Большинство экскурсионных туров по Мексике проходят с использование английской речи. Однако в стране есть города, штаты и местности, где английская речь вообще не звучит. К этому нужно быть готовым в Паленке, Виллаермозе, Кампече и Канкуне.

Проблемы перевода

Сегодня самым многоязычным государством является Мексика. Язык страны не определён, а в основном законе закреплено языковое равенство. При этом, естественным образом, возможно возникновения трудностей перевода. Тем более, что самый используемый язык, мексиканский испанский, имеет ряд особенностей. Он как бы застрял во времени и до сих пор похож на тот самый классический испанский, который использовался в 16-17 веках. Приплюсовав к таким нюансам наслоение местных диалектов, складывается ситуация, когда даже местные жители разных частей страны могут не понимать друг друга. Тем более такие трудности возникают у туристов. Кстати, столица Мексики город Мехико признан самым крупным испаноязычным городом мира.

Происхождение науатля

Науатль является частью уто-ацтекской семьи, одной из крупнейших языковых семей коренных американцев. Семья уто-ацтеков или уто-науан включает многие североамериканские языки, такие как команчи, шошоны, пайут, тараумара, кора и уичоль. Основной язык уто-ацтеков распространился из Большого бассейна, переместившись туда, где, вероятно, возник язык науатль, в верхний сонорский регион, где сейчас находятся Нью-Мексико и Аризона, и нижний сонорский район в Мексике. >

Считается, что впервые носители науатль достигли Центрально-мексиканского нагорья примерно в 400/500 г. н.э., но они пришли несколькими волнами и расселились среди различных групп, таких как носители османского и тараскского языков. Согласно историческим и археологическим источникам, мексики были одними из последних носителей науатля, которые мигрировали со своей родины на север.

Литература[править | править код]

  • Баглай В.Е., «Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй»
  • Галич, Мануэль. «История доколумбовых цивилизаций»
  • Зубарев В.Г., Источники и историография по древней истории Центральной и Южной Америки»
  • Кинжалов, Ростислав на Озоне
  • Керам, К., «Боги, гробницы, ученые», «Сокровища Монтесумы», «Первый американец. Загадка индейцев доколумбовой эпохи»
  • Косидовский, Зенон, «Как Кортес завоевал страну ацтеков», «Конец пожирателей человеческих сердец»
  • Кузьмищев, Владимир Александрович
  • Соди, Деметрио, «Великие культуры Месоамерики» — «Ацтеки»
  • Стингл, Милослав. «Индейцы без томагавков», «Поклоняющиеся звездам»
  • Книги об ацтеках и доколумбовых цивилизациях
  • Тюрин Е.А., Зубарев В.Г., Бутовский А.Ю. История древней Центральной и Южной Америки / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» / Под ред. В.Г. Зубарева, Е.А. Тюрина. – Изд. 3-е. – Москва: Директ-Медиа, 2013. – 302с.

Легенды и традиции[править | править код]

Основная статья: Мифология ацтеков

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как нагуа (nahua) из-за общего языка.

Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли с севера в долину Анауак около озера Тескоко. Место расположения этих долины и озера известны наверняка — это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.

Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, последнего из семи науатлаков (nahuatlaca, науатль-говорящие племена, от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли (Huitzilopochtli), что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, — образ из пророчества, гласившего, что они должны основать свой новый дом на этом месте. Эта картина — орел, поедающий змею, — изображена на мексиканском флаге. Ацтеки построили город Теночтитлан, большой искусственный остров, являющийся ныне центром Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией теотиуаканов). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра — Науи-Оллин (Nahui-Ollin), пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, — избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах» (самый малый и смиренный бог, который превратился в солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (букв. «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов — Тескатлипоки (Tezcatlipoca) и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял свою стопу при создании мира, и все изображения этих богов показывают его без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Исторический экскурс «мексиканского» языка

Мексика, как часть Северной Америки, видела на своем жизненном веку неимоверно высокий уровень развития древних цивилизаций, череду жестоких кровопролитий и огромное количество социально-политических переворотов. И практически каждое крупное историческое событие накладывало отпечаток на жителей страны в плане языковых тенденций. До начала 16-ого века (конкретно до 1517-1519 годов) на территории мексиканского государства жили и процветали исключительно индейские племена, которые общались на нескольких десятках местных наречий и диалектов. После того как на территорию мексиканского государства вторглись испанские завоеватели, начался процесс «испанизации». Своим королевским указом в 1696 году Карл II запретил использование на территории завоёванной страны любых других языков, кроме испанского языка. Этот момент считается переломным в истории Мексики. В течение трёх столетий происходило вытравливание коренных мексиканских наречий. После обретения независимости Мексики от колонизаторов (в 1821 году), мексиканский вариант испанского языка как бы законсервировался и стал развиваться в отрыве от Испании под влиянием местных языков. Таким образом, в стране прижился специфический испанский язык, который используется наряду с шестью десятками индейских языков и огромным количеством видоизменённых наречий индейцев.

Каннибализм[править | править код]

Общеизвестно, что ацтеки совершали человеческие жертвы; однако в вопросе о каннибализме и его степени согласия нет. Марвин Харрис, например, заявляет, что мясо жертв было частью рациона высших классов в качестве награды, потому что питание ацтеков включало мало белков. Согласно ему, пленники были «ходячим мясом». С другой стороны, Вильям Аренс сомневается в существовании каннибализма у ацтеков вообще.

Несмотря на согласие многих историков в вопросе о существовании ритуального каннибализма, связанного с человеческими жертвоприношениями, большинство учёных не поддерживает тезис Харриса о том, что человеческое мясо составляло значительную часть рациона ацтеков.

Информации касательно каннибализма ацтеков немного. Есть лишь пять сообщений о каннибализме со времени Конкисты, при этом ни одно из них не говорит о широком ритуальном каннибализме, и только одно — летопись Рамиреса — двусмысленно связывает каннибализм с ритуальными жертвоприношениями. Характерные сообщения о каннибализме ацтеков:

  • Кортес пишет в одном из писем, что его солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак.
  • Гомарра пишет, что во время взятия Теночтитлана испанцы предложили ацтекам сдаться, поскольку у них (ацтеков) не было еды. Ацтеки предложили испанцам атаковать, чтобы потом быть взятыми в плен и съеденными.
  • В книгах Бернардино де Саагуна есть иллюстрация, показывающая ацтека, поджариваемого неизвестным племенем. Подпись под иллюстрацией гласит, что такова была одна из опасностей, угрожавших ацтекским торговцам.
  • В летописи Рамиреса, написанной ацтеками после завоевания латинским алфавитом, написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавалось в качестве дара воину, захватившему её. Согласно летописи, мясо предполагалось есть, но фактически его заменяли индейкой.
  • В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать на мелкие кусочки, с тем, чтобы подносить их в дар важным людям в обмен на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нем не было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Недавние археологические находки (2005 г.) в подвалах ацтекских храмов свидетельствуют о надрезах, означающих удаление мускулов. Однако такие разрезы есть не у всех тел.

Архитектура ацтеков

Основным элементами архитектуры ацтеков были пирамидальные храмы до 70 метров. Высота этих построек была продиктована культовыми требованиями. Храмы непременно должны были превосходить своими размерами любые другие постройки. Яркий образец такого сооружения – Храм Надписей в Паленке, все стены которого покрыты надписями. Также известны храмы Солнца, Креста и Лиственного Креста.

Прекрасные дворцовые ансамбли и сооружения, к сожалению, были разрушены конкистадорами. Но и в наше время, мы можем оценить масштабы и профессионализм древних архитекторов – ацтеков, благодаря Храму в Малиналько, высеченном непосредственно в скале и обнаруженному в конце ХХ века в центре Мехико – главному Храму – Темпло Майор. На примере, которого мы можем увидеть уникальную работу строителей, и характерные черты искусства ацтеков в виде изделий скульпторов и художников. Но не только храмовые и дворцовые комплексы строились ацтеками. Их мастерство позволяло создавать мосты, крепости, каналы, акведуки. Самым красивым городом, несомненно, был «растущий на камнях, среди кактусов» – город Теночтитлан – столица ацтеков.

Наивысшего периода своего развития культура этого удивительного народа достигла в начале 16 века, но действия колониальных захватчиков уничтожили возможности ее дальнейшего развития.

Структура и использование

Ацтеки были пиктографический и идеографический прото-письмо, дополненная фонетической . Он также содержал слоговые знаки и логограммы. Алфавита не было, но игра слов также способствовала записи звуков ацтекского языка. Хотя некоторые ученые понимают, что эту систему нельзя рассматривать как законченную систему письма, эта тема меняется. Существование логограмм и слоговых знаков задокументировано, и возник фонетический аспект системы письма, несмотря на то, что многие слоговые символы были задокументированы Наттоллом по крайней мере с 1888 года. Существуют условные обозначения для слогов и логограмм, которые действуют как обозначения слов или для их содержания ребуса. Логосложное письмо появляется как на раскрашенных, так и на резных артефактах, таких как Тизок Стоун. Однако примеры фонетических символов часто появляются в значительном художественном и изобразительном контексте. В местных манускриптах последовательность исторических событий обозначена линией следов, ведущих от одного места или сцены к другому.

В идеографический характер письма очевиден в абстрактных понятиях, таких как смерть, представленная трупом, завернутым для погребения; ночь, нарисованная как черное небо и закрытый глаз; война щитом и дубиной; и речь, изображенная в виде небольшого свитка, выходящего изо рта говорящего. На концепции движения и ходьбы указывает след из следов.

Глиф может использоваться как ребус для обозначения другого слова с тем же звуком или похожим произношением. Это особенно заметно в глифах названий городов. Например, глиф Теночтитлана, столицы ацтеков, был представлен сочетанием двух пиктограмм: камень (te-tl) и кактус (ночтли).

У ацтекских символов нет установленного порядка чтения, как у Иероглифы майя. Таким образом, их можно читать в любом направлении, которое формирует правильные звуковые значения в контексте глифа. Однако существует внутренний порядок чтения: за любым знаком будет следовать следующий знак для следующего звука в написанном слове. Они не путают звуки в слово.

Цифры

Система счисления ацтеков была десятичный. Они указали количество до двадцати с помощью необходимого количества точек. Флаг использовался для обозначения двадцати, повторяя его для количества до четырехсот, в то время как знак, подобный ели, означая многочисленный, как волосы, означал четыреста. Следующая единица, восемь тысяч, была обозначена пакетиком для благовоний, который относился к почти бесчисленному содержимому мешка с какао-бобами.

Исторический

Ацтеки приняли широко распространенный способ картографического представления истории. Картографическая карта будет содержать тщательно детализированную историю событий. Карты были нарисованы так, чтобы их можно было читать по порядку, так что время определяется движением повествования по карте и последовательностью отдельных карт.

Ацтеки также использовали анналы непрерывного подсчета года, чтобы записывать все, что происходило в течение этого года. Все годы нарисованы в последовательности, и большинство лет, как правило, представляют собой одну прямую линию, которая читается непрерывно слева направо. События, такие как солнечные затмения, наводнения, засухи или голод, нарисованы по годам, часто связаны с годами линией или просто нарисованы рядом с ними. Конкретные люди не упоминались часто, но неназванных людей часто рисовали, чтобы изобразить действия или события. Когда имена людей называются, они составляют большую часть корпуса логосложных примеров.

История[]

Племя ацтеков пришло в долину Мехико с севера — с земель, ныне принадлежащих США. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами, и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решилиотдать пришельцам необитаемый остров на озере Текскоко. На острове водилось много з

Развалины ацтекского поселения

мей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко.

Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками увиденный ими орёл, держащий в своих лапах змею.

Ацтекская империя

Эволюция территориальных владений ацтеков

Уже в 1325 году на острове возник город Теночтитлан— ацтекская столица.

Спасение исчезающего языка науатль

После мексиканской войны за Обретение независимости в 1821 году, использование науатля в качестве официального средства документирования и общения прекратилось. Интеллектуальные элиты Мексики участвовали в создании новой национальной идентичности, рассматривая прошлое коренных народов как препятствие на пути модернизации и прогресса мексиканского общества. Со временем общины науа становились все более и более изолированными от остальной части мексиканского общества, страдая от того, что исследователи Юстина Окол и Джон Салливан называют политическим сдвигом, возникающим из-за отсутствия престижа и власти, а также тесно связанным культурным сдвигом в результате модернизация и глобализация.

Олко и Салливан (2014) сообщают, что, хотя продолжительный контакт с испанским языком привел к изменениям в морфологии и синтаксисе слов, во многих местах они сохраняются тесная преемственность между прошлой и настоящей формами науатля. Instituto de Docencia e Investigación Etnológica de Zacatecas (IDIEZ) – это одна группа, работающая вместе с носителями языка науа, чтобы продолжать практиковать и развивать свой язык и культуру, обучая носителей языка науа обучать науатль другим и активно сотрудничать с международными учеными в исследовательских проектах. Аналогичный проект (описанный Карлосом Сандовалем Аренасом, 2017 г.) реализуется в Межкультурном университете Веракруса..

Языки Мексики и Центральной Америки

К языкам Мексики и Центральной Америки около 24 раз языковых групп; до сих пор неясно, какие из них можно классифицировать вместе, чтобы уменьшить количество групп. Среди этих групп — юманская — на этих языках говорят в Нижней Калифорнии. Эти языки связаны с другими юманскими языками, на которых говорят в США. В обоих случаях юманская группа попадает в более крупную классификацию языков хока-сиу, которая в Мексике и частях Центральной Америки также включает коавильтекскую, гуайкуранскую и хикакскую группы. Отомианская группа (в настоящее время на этих языках говорят в центральной части Мексики) является частью более крупной семьи  макро-ото-манге, куда относятся миштекские и сапотекские языки Мексики. Группа на́уатль, как указано выше, относится к юто-ацтекским языкам, некоторые из которых находятся в Мексике и частях Центральной Америки. Юто-ацтекские в свою очередь относятся к более крупной ацтеко-таноанской группе. Язык на́уатль, или ацтекский, является языком группы на́уатль. Язык майя, который находится в Юкатане и частях Центральной Америки и к которому принадлежит язык майя, входит в большую языковую группу пенути. В группу пенути также входят хуаве, михе-сокские и тотонакские языки, на которых говорят в Мексике и Гватемале. В Мексике и частях Центральной Америки еще около 4 миллионов говорят на современных диалектах древнего языка племени майя, который был официальным языком древней империи майя до испанского завоевания Нового Света. В Центральной Америке также встречаются языки двух южноамериканских групп — карибская и чибчанская.

Заключение

Очень интересной в историческом и языковом плане является страна Мексика. Язык официальный, как таковой, в этой стране определён в необыкновенном разнообразии. Примерно 70 языков и 360 наречий «уживаются» в этой многоликом и ярком государстве. И даже если вы, находясь в Мексике, спросите «На каком языке говорят мексиканцы?», вы не получите однозначного ответа. Де-факто большинство мексиканцев общаются на своеобразном испанском языке, который впитал в себя классические языковые каноны 16-17 веков и множество нюансов древнеиндейских наречий. Кроме того, в стране можно не только разговаривать между собой на различных местных диалектах, но и взаимодействовать с органами государственной власти на них. Чтя исторически тяжёлые времена колонизации и языковых запретов, современное мексиканское правительство приветствует на своих землях мультикультурализм и языковое разнообразие. Молодое поколение мексиканцев изучают английскую словесность и письменность, что обусловлено экономическими причинами.

Ольга Панфилова, Экономист 82 статей на сайте

В 1999 году закончила с отличием Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. С 2007 года и по настоящее время работаю в сфере недвижимости, в качестве индивидуального предпринимателя. Занимаюсь юридическими вопросами купли-продажи, дарения и наследства объектов жилого и нежилого фонда. Также в мои обязанности входит составление договоров и консультирование клиентов.
Путешествия — это мое главное хобби. Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным. Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах.

Заключение

На самом деле никто с точностью не может дать оценку уровню развития ацтеков. Ясно только одно: пока европейцы только начинали путь к поиску открытий в науке, другие цивилизации существовали на грани первобытности и чрезвычайной осведомленности по тем временам. Как тогда, так и сейчас, все так же сложно понять эту удивительную особенность древних народов. Огромное богатство накопленных знаний и традиций осталось неизученным.

Но постоянный интерес к давно канувшим в лета империям, поиски и находки, дают все новые гипотезы и догадки. Жизнь сотни лет назад была жестокой, однообразной и ничего не стоила. Но это была жизнь. Это была история. Это было начало, у которого всегда есть конец. Ведь каждое известное государство, царство или империя всегда заканчивали свое существование после того, как уклад жизни и традиций разрушался.

Поиски новых свидетельств, новые находки и снова поиск. Так, археологи и ученые год за годом пытаются понять все о древних цивилизациях, создававших великие империи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: