Детство
Родился будущий философ в Элее, приблизительно в 490-м году до нашей эры.
Лукания, к которой относился древний город Элея, – это территория современной южной Италии, прославившаяся среди населения того времени прекрасными сочными лугами. В Лукании процветало скотоводство и виноградарство, она отличалась от других областей необычайным богатством, плодородностью и густонаселенностью.
Элея считалась греческой колонией на территории Лукании. Город был расположен на берегу Тирренского моря и считался средоточием философской и культурной жизни всего региона.
Зенон Элейский был сыном Телевтагора. Скорее всего, его семья была зажиточной и знатной, так как с ранних лет у мальчика была возможность обучаться у самых светлых и влиятельных умов того времени – Ксенофана и Парменида.
Диоген Лаэртский о Зеноне Элейском
Зенон Элейский.
Аполлодор в «Хронологии» говорит, что по рождению он был сын Телевтагора,
по усыновлению же сын Парменида, .
Зенон был слушателем* Парменида;
росту он был высокого, как о том говорит в «Пармениде» Платон,
который упоминает о нем также в «Софокле» и в «Федре», называя его элейским Паламедом ;
между тем как Аристотель говорит, что он изобрел диалектику,
как Эмпедокл – риторику.
Человек он был благороднейший как в философии, так и в государственных делах; книги его, говорят, полны большого ума.
Мало того, он задумывал низвергнуть тирана Неарха (а иные говорят, Диомедонта) и был схвачен,
как о том рассказывает Гераклид в «Сокращении» по Сатиру;
но когда его допрашивали о сообщниках и об оружии, которое он вез в Липару,
он в ответ оговорил всех друзей тирана, чтобы тот остался одинок, а потом,
попросившись сказать ему на ухо кое о ком, вцепился в ухо зубами и не отпускал, пока его не закололи;
так подвергся он той же участи, что и тираноубийца Аристогитон .
Деметрий в «Соименниках» говорит, будто он откусил тирану нос, а Антисфен в «Преемствах» – будто после того,
как он оговорил друзей тирана, тот его спросил, не было ли кого-нибудь еще, а он ответил:
«Только ты, пагуба нашего города!», потом обратился к окружающим:
«Дивлюсь я вашей трусости: чтобы не пострадать, как я, вы ползаете перед тираном!» –
и наконец отгрыз себе язык и выплюнул его тирану в лицо;
и граждан это так взволновало, что они тут же насмерть побили тирана каменьями.
Так рассказывают в один голос почти все; только Гермипп утверждает, будто он был брошен в ступу и забит насмерть .
Был он достойным человеком и во многом другом, а к вышестоящим относился с такой же надменностью,
как и Гераклит.
Так, родной свой город, фокейское поселение, прежде называвшееся Гиелой, а потом Элеей, неприметную общину,
умевшую только вскармливать достойных мужей, любил он больше, чем тщеславные Афины,
и прожил там всю свою жизнь, ни разу не выбравшись к афинянам.
Он первый стал предлагать рассуждение об Ахиллесе, (хотя Фаворин приписывает это Пармениду) , равно как и многие другие.
Мнения его таковы: миры существуют, пустоты же не существует;
природа всего сущего произошла из теплого, холодного, сухого и влажного, превращающихся друг в друга;
люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.
Рассказывают, что однажды в ответ на брань он рассердился; кто-то стал его за это корить, а он ответил:
«Если я сделаю вид, будто меня не бранят, я не почувствую, и когда меня похвалят».
Другие Зеноны
О том, что Зенонов было восемь, мы уже сообщили в жизнеописании Зенона Китийского .
Расцвет нашего философа приходится на 79-ю олимпиаду.
Книги:
«»
Главная
Античная философия:
Размышления Марка Аврелия |
История и государство |
Греко-римские мифы |
Древние языки |
Книги
На правах рекламы (см.
условия):
Алфавитный перечень страниц (Alt-Shift-): А | 0-9 | |
|
На русском языке: философия греческого мудреца Зенона Элейского; На английском языке: Zenon Eleic. |
«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).
Пишите письма
().
Страница обновлена 03.08.2019
Парадоксы движения
Зенон Элейский, основные идеи которого переданы в дошедших до нас парадоксальных рассуждениях, старался подчинить логическому пониманию те математические и физические знания, которые казались ему непоследовательными и противоречивыми.
Следует упомянуть, что Зенон не отвергал движение как таковое. Он просто доказывал несовместимость движения с представлениями о непрерывности как о множестве. Такая точка зрения ясно прослеживается в знаменитой апории Зенона “Ахиллес и черепаха”. В ней древнегреческий философ пытался доказать, что Ахилл никогда не догонит черепаху, так как сперва ему необходимо добраться до места, с которого она начинает двигаться, а за это время черепаха доберется до следующей точки движения и так далее до бесконечности. И хотя сейчас мы можем с точностью до тысячных вычислить, когда же Ахиллес догонит черепаху, философские вопросы, поднятые в апории, до сих пор будоражат умы современных логиков и математиков.
Следующая апория против движения — “Стрела”, где древний мудрец пытался доказать, что летящая стрела остается недвижимой по отношению к занимаемому пространству.
Апории Зенона против движения, такие как “Ахиллес и черепаха”, “Стрела”, “Дихотомия” и другие, основаны на ошибочной аксиоме древних математиков о том, что сумма бесконечного числа величин является обязательно бесконечной.
Философская школа
Эти и другие свои исследования Парменид заложил в фундамент так называемой Элейской школы – древнегреческой философской школы раннего периода, последователями которой были Зенон Элейский и Мелисс Самосский.
Суть этого течения состояла не в том, чтобы заниматься вопросами естествознания, а в том, чтобы разработать учение о бытии.
Элейская школа брала за основание для своих учений принцип, что сущее – непрерывно, едино, вечно, неразрушимо и неизменно. Из этого выводится единство и неподвижность бытия. Ему невозможно делиться на части и некуда двигаться. Пустота – это небытие, а значит, ее не существует.
Также Элейская школа придерживалась мнения, что истину можно познать лишь разумом, и что даже мнение, так как оно формируется чувствами, — некорректно и неадекватно в отражении истины.
Элейская школа в целом, как и Зенон в частности, имеет огромное воздействие на философскую науку современности. Интерес элеатов к проблемам бытия был развит в классических учениях Платона и Аристотеля. И хотя представители элейской школы не до конца справились с поставленной перед собой задачей (они так и не нашли решения вопросов об отношении единства к множественности и т. д.), элеаты стали основоположниками эристики, софистики и идеалистической диалектики.
Философия того времени
Чтобы объективно оценить, какой бесценный вклад внес Зенон Элейский в развитие логики, философии и истории, необходимо разобраться, в каком состоянии находилась греческая философия середины пятого века до нашей эры.
Многие знатные мыслители тех лет искали основной элемент, из которого была сформирована Вселенная. Ионийские мудрецы Малой Азии никак не могли прийти к общему знаменателю, что же является первопричиной всех вещей: вода, воздух или что-то неопределенное, доселе неизведанное. Они придерживались мнения, что во Вселенной все переменчиво и исполнено противоположностей.
Существовало и другое, полностью аналогичное мировоззрение Пифагора и его последователей, которые считали, что основным элементом, или первопричиной, является число, или дискретная единица, наделенная пространственным измерением.
Учитель же Зенона Парменид критиковал обе теории, утверждая, что первоэлемента не существует, так как Вселенная – это недвижимый, неизменный и плотный шар, где все едино и не разделено на части.
Другие парадоксы
Древнегреческого мыслителя интересуют лишь противоречивые понятия. Ведь то, что противоречиво воспринимается, не может существовать! Подобные рассуждения находят свое отражение и в других апориях Зенона – против множественности, места и других понятий.
Например, апория “О месте” утверждает, что все существующие предметы умещаются в пространстве. А значит, существует и пространство для пространства (и так далее). Поэтому понятие “место” существует лишь относительно тел, находящемся в нем.
Также интересна апория о “Медимне зерна”, где поднимается вопрос, почему одно зерно падает бесшумно, а падение мешка зерна причиняет много шума? Своим парадоксом Зенон хотел доказать, что часть отличается от целого, а, значит, бесконечная делимость практически невозможна.
Учитель Ксенофан
Ксенофан Колофонский, один из учителей Зенона, – это древнегреческий поэт и философ, предисточник Элейской школы.
Являясь очень образованным и глубоко размышляющим человеком, Ксенофан подвергал критике распространенную в те времена религиозную систему. Он утверждал, что боги Олимпа – это народная выдумка, и что мифология – это исключительно плод человеческого воображения.
Наблюдательный и склонный к насмешливости, древнегреческий мудрец бесстрашно критиковал взгляд, мировоззрения и традиции современников. Например, он доказывал, что спортивные достижения менее важны, чем философская мудрость.
Однако, отвергая олимпийских богов и предсказателей будущего, Ксенофан оставался глубоко верующим человеком, представляющим бога единым и всемогущим.
Учения и убеждения, перенятые от Ксенофана, оказали огромное влияние на жизнь и мировоззрения Зенона.
Жизнь Зенона Элейского
Зенон был очень проницательным и любознательным человеком, находящимся в постоянном размышлении и исследовании. За время своих философских изысканий мыслитель совершил путешествие в Афины и имел долгие беседы с Сократом.
О жизни элейского мудреца нам известно очень немного.
Разные источники говорят, что он был активным политическим деятелем, при чем придерживался демократических убеждений, и даже принимал участие в борьбе с жестоким тираном Неархом.
Противостояние было неравным. Зенон был схвачен и подвержен жестоким изощренным пыткам. Не сдав своих единомышленников, он умер в мучениях, как герой.
О смерти философа тоже ходит много легенд и толков. Одни говорят, что во время пыток он хитростью заставил жестокого деспота, облеченного в царскую мантию, подойти по ближе, и откусил ему ухо. Другие утверждают, что он откусил себе язык и плюнул им в лицо свирепого тирана.
Как бы там ни было, Зенон Элейский погиб смертью храбрых, не предав своих союзников, и оставшись верным своим убеждениям. На тот момент древнегреческому философу было около шестидесяти лет.
Парадоксальные рассуждения Зенона
Чем же примечательны философские труды и искания ученика Парменида, представителя Элейской школы?
Апории Зенона Элейского затрагивали такие понятия, как движение, пространство и множество, доказывая противоречивость их концепций.
В чем особенность философских рассуждений Зенона? В отличии от своего наставника Парменида, который старался доказать свои теории с помощью логических цепочек, Зенон Элейский, философия которого являлась следствием воззрений учителя, использовал тактику иного рода.
Вместо того, чтобы последовательно доказывать свою точку зрения, Зенон прибегал к другому способу аргументации – от противного. То есть, задавая своему оппоненту ряд продуманных вопросов, Зенон заставлял его увидеть всю парадоксальность и нелепость своей позиции. Такой метод ведения спора назван диалектическим. Недаром Аристотель считал Зенона первым диалектиком.
Апории Зенона Элейского, в первую очередь, относились к движению и множественности вещей. Сложно сказать, что двигало мыслителем, когда он формулировал свои рассуждения. Скорее всего, его апории являлись следствием размышлений над ранними математическими учениями пифагорейцев.