Английский декаданс xix века: прерафаэлиты и их окружение

Вдохновлявшие прерафаэлиты авторы


Данте Алигьери

Любимые, вдохновлявшие прерафаэлиты  авторы — Данте, Т.Мэлори, У.Шекспир, поэты-романтики У.Блейк, Дж.Китс, П.Б.Шелли, воспринимаемые как эстеты и мистики, А.Теннисон с его средневековыми сюжетами и темой борьбы духовного и чувственного начал и особенно Р.Браунинг с его интересом к Италии, возвеличиванием дорафаэлевского искусства, с острыми психологическими сюжетами.

Прерафаэлиты восприняли в 1848-49 как опасных, наглых революционеров и подвергли резкой критике. В их защиту выступил теоретик искусства Джон Рёскин (1819-1900), ставший другом Д.Г.Россетти. В открытых письмах, опубликованных в 1851 и 1854 в газете «Тайме», он защищал их от упреков в искусственном воскрешении примитивной средневековой живописи, пристрастии к абстрактной символике и безразличии ко всему, выходящему за рамки «прекрасного».

С Рёскиным прерафаэлиты объединило осуждение прозы и прагматики буржуазных отношений, идеализация ремесленного уклада средних веков. Позднее он осудил их «эстетство» и отошел от них. В январе-апреле 1850 прерафаэлиты издавали журнал (четыре номера) «The Germ» с подзаголовком «Размышления о природе поэзии, литературы и искусства»; последние два номера переименованы: «Искусство и поэзия как размышления о Природе»; его редактором был У.М.Россетти, являвшийся также секретарем прерафаэлит. К прерафаэлитам примыкали (но не были членами братства) художники Форд Мэдокс Браун (1821-93), Эдвард Коули Берн-Джонс (1833-98), Артур Хьюз (1830-1915), писатель, художник, идеолог английского социализма Уильям Моррис (1834-96), сестра Д.Г. и У.М.Россетти — поэтесса Кристина Россетти (1830-94), печатавшая свои стихи в их журнале.

Самуэль Палмер (1805-1881)

Палмер родился в семье книготорговца. С детства художник любил поэзию и рано проявил свой художественный талант. В 14 лет он показал свои пейзажные рисунки на выставке в Королевской Академии.

На творчество художника огромное влияние оказало знакомство с Уильямом Блейком, пейзажи которого вызвали у Палмера яркие мистические переживания. В будущем это стало огромные вдохновением для художника. Самые известные работы Палмера – романтические пейзажи, поражающие своей неземной, сверхъестественной красотой. Художник сам говорил, что ему удалось передать то самое “чувство первозданности и первородности”.

Картины Самуэль Палмера: 1 – “Титир восстановлен в своем наследстве”(1877), 2 – “Мечтание в Апеннинах” (1864), 3 – “Пахарь на закате”

Картины Палмера не сразу были признаны критиками. Однако один из них в 1877 году назвал художника единственным преемником великого пейзажиста Уильяма Тернера.

Братство прерафаэлитов: художники

Основанное в 1848 году «Братство прерафаэлитов» по праву можно считать первым авангардным движением в Европе. Таинственные буквы «Р.К.В.», появившиеся на картинах молодых и никому не известных художников, привели в смятение английскую общественность — студенты лондонской Королевской Академии художеств хотели изменить не только принципы современного искусства, но и его роль в социальной жизни общества.

В эпоху промышленной революции возвышенные сюжеты и строгая академическая живопись в духе Рафаэля не пользовались успехом у представителей викторианского среднего класса, уступив место художественному китчу и сентиментальным сценам. Осознав кризис идеалов Высокого Возрождения, члены «Братства прерафаэлитов» обратились к итальянскому искусству XV столетия. Образцами послужили произведения выдающихся живописцев кватроченто — яркая, насыщенная палитра, подчеркнутая декоративность их работ сочетались с жизненной правдивостью и чувством природы.

Лидерами «Братства прерафаэлитов» были художники Д.Э. Миллес (1829-1896), Д.Г Россетти (1828-1882), У.Х. Хант, а также Ф.М. Браун. В конце 1850-х годов вокруг Россетти сложилась новая группа, куда входили У. Моррис, Э. Бёрн-Джонс (1833-1898), Э. Сиддал и С. Соломон.

Джон Эверетт Миллес. Мариана. 1850-1851

Художники круга Россетти занимались живописью и графикой, писали стихи и оформляли книги, разрабатывали декор интерьеров и мебельный дизайн. Еще в середине XIX столетия прерафаэлиты начали работать на пленэре, актуализировали вопрос о правах женщины в обществе и способствовали формированию важнейшего стиля конца столетия — искусства Ар Нуво.

«Офелия»

Одна из самых известных картин прерафаэлитов — “Офелия” Джона Эверетта Миллеса (также встречается транслитерация фамилии художника как «Милле»). Эта картина является лицом и визитной карточкой выставок картин прерафаэлитов, периодически проходящих в разных странах.

“Офелия”, Джон Эверетт Миллес, 1851-1852, галерея “Тейт Бритен”, Лондон

В галерее “Тейт Бритен” “Офелию” не так просто застать – как и многие выдающиеся картины, она путешествует по миру.

На картине изображен миг между жизнью и смертью: Офелия из-за личной трагедии только что упала в воду, только что умерла

Природа изображена с натуры, но критики обратили внимание на то, что на ней изображены цветы, которые цветут в разное время года: розы, маки, ирисы, нарциссы, древовидные пионы и прочие. Миллес написал природу и оставил на холсте место для женской фигуры, которая была дописана в мастерской с натурщицы Элизабет Сиддал

Элизабет изображена на многих работах прерафаэлитов и впоследствии станет женой Данте Габриэля Россетти. Сиддал, позируя, пролежала в ванной несколько дней в быстро остывающей воде, впоследствии болела и не имела детей.

“Офелия” – далеко не единственная работа прерафаэлитов, на которой изображена смерть. Есть много других – с кладбищами и умершими.

Эдвард Бёрн-Джонс

Эдвард Берн-Джонс

Иллюстратор и живописец, близкий по духу сюжета и подачи к прерафаэлитам. Известен благодаря работе над витражами. Первоначальное образование получил в Школе короля Эдварда.

С 1848 года поступил на дополнительное обучение на вечерние курсы правительственной школы дизайна. С Уильямом Морисом познакомился в стенах Оксфордского университета (1853 г). Вдохновившись идеями Братства бросил богословское направление и занялся углубленным изучением техник рисунка. Свои работы посвящал романтическим легендам Англии.

Черты стиля

Художник отдавал предпочтение акценту на обнаженное мужское тело. Подача перспективы через цветовую гамму создает ощущение плоскостности. Контрастно выраженная игра светотени полностью отсутствует. Упор делается на линии, любимая цветовая гамма золотой и оранжевый спектр.

Основные картины

  • «Благовещение»;
  • «Зачарованный Мерлин»;
  • «Золотая лестница»;
  • «Книга цветов»;
  • «Любовь среди руин».

 

Э. Берн-Джонс. Любовь среди руин.

Э. Коли Берн-Джонс. Король Кофетуа и нищенка. 1884

Берн-Джонс. Зачарованный Мерлин

Уильям Холман Хант

У.Х. Хант Автопортрет, 1867

Один из основоположников «Братства прерафаэлитов». От остальных художников сообщества отличался своей религиозностью. От рождения имел имя Уильям Хобман Хант, впоследствии самостоятельно заменил его на псевдоним. Известность художнику принесла картина «Свет мира».

Написал автобиографический труд «Прерафаэлитизм», целью которого было оставить точные данные об основании Братства. Бракосочетался с Фанни Во, после смерти которой повторно женился на ее сестре Эдит Алисе. Этот союз принес ему неодобрение со стороны общества.

Черты стиля

Окружающий мир утопает в живописной природе, все детали которой направлены усилить внутреннее состояние образа. Особенностью работ Холмана Ханта стали мягкие переходы полутонов и сочные сочетания красок.

Основные картины

  • «Свет мира»;
  • «Леди из Шалотта»;
  • «Клаудио и Изабелла»;
  • The Festival of St. Swithin;
  • «Нисхождение благодатного огня»;
  • «Козел отпущения»;
  • «Тень смерти»;
  • «Стук».

 

У. Х. Хант. Козёл отпущения. 1856

У. Х. Хант. Стук

У.Х. Хант. Тень смерти

Последователи прерафаэлитов, не входившие в “Братство”

Альма-Тадема Лоренс (1836 – 1912)

Художник в совершенстве владел техникой масляной живописи. Он умел передать глубину пространства и многочисленные нюансы воздушной среды, эффекты яркого солнечного освещения, ажурную прозрачность теней, складки ткани и фактуру мрамора. По мастерству изображения деталей Альму Лоренсу не было равных среди современников.

Альма-Тадема Лоренс очень любил путешествовать, особенно по Италии. Её природа и тысячелетняя культура служили для художника неиссякаемым источником вдохновения.

Альма-Тадема Лоренс “Под синим ионическим небом” (1903)

Тема античности в творчестве Лоренса занимала главное место. На своих полотнах художник изображал повседневную жизнь греков и римлян. Это могли быть праздники, рынки, термы, интерьеры вилл и простых домов, досуг знати и простых горожан, а также другие сюжеты.

В Италии Лоренс жадно впитывал все мелкие подробности яркой и самобытной жизни, открывшейся ему

Особое внимание он уделял шедеврам архитектуры, скульптурам и прикладному искусству

Картины Альма Тадемы Лоренса

Мастер посетил развалины Помпей, сделал множество фотоснимков, которые впоследствии послужили богатейшим материалом для его полотен. Художник в течении всей своей жизни использовал фотографии в работе над своими картинами и не скрывал этого. Он не обращал внимания на презрительное отношение некоторых коллег и ценителей живописи.

Он был настоящим энтузиастом фотоискусства. Альма-Тадема Лоренс оставил после себя свыше 150 альбомов со снимками, которые сегодня хранятся в университете Бирмингема.

Работы Альма-Тадемы Лоренса: “Колизей” (1896) и “Любимая привычка” (1909)

Почти ни одна картина художника не была обойдена критикой. Лоренса не раз упрекали в легкомыслии и отсутствии моральных установок. Доставалось и его жене Лауре, постоянной модели художника. Критики бесцеремонно обсуждали достоинства и изъяны ее фигуры.

Джон Кольер (1850 – 1934)

По некоторым источникам, художник все же входил в “Братство”. Но информация двояка. Его работы по стилистике и приемам только частично схожи с картинами прерафаэлитов.

Кольер был автором многочисленных полотен на историко-мифологические темы, что помимо манеры, сближает его с прерафаэлитами.

Джон Кольер “Леди Годива” (1898)Художественная галерея и музей Герберта, Ковентри

Одна из самых известных картин художника – “Леди Годива”. Сюжет для этой работы художник позаимствовал из народной легенды, согласно которой Годива, жена графа Леофрика, правителя Ковентри, обнаженная, проезжает на коне по опустевшему городу. Она приказала жителям Ковентри закрыть ставни и не выходить из домов, чтобы выполнить условие мужа, обещавшего взамен снизить налоги.

Кольер был также талантливым иллюстратором. Он сделал множество иллюстраций к произведениям английской классической литературы.

Общественное противоречие

В 1850 году «Братство прерафаэлитов» стало предметом споров после выставки картины Милле «Христос в родительском доме», которую многие критики сочли кощунственной, особенно Чарльз Диккенс. Диккенс счёл Марию Милле уродливой. В качестве модели для Марии Милле использовал свою невестку, Мэри Ходжкинсон. Медиевализм братства критиковался как устаревший, а его крайняя преданность деталям была осуждена как уродливая и раздражающая для глаз. По словам Диккенса, Милле сделал Святое семейство похожим на алкоголиков и жителей трущоб, выбрав изогнутые и абсурдные «средневековые» позы. Конкурирующая группа старших художников «Клика», использовала своё влияние против «Братства прерафаэлитов», а его принципы публично критиковались президентом Академии, сэром Чарльзом Локом Истлэйком.

После разногласия Коллинсон покинул братство, а остальные члены собрались, чтобы обсудить, следует ли его заменить Чарльзом Олстоном Коллинзом или Уолтером Хауэллом Деверелом, но не смогли принять решение. С этого момента группа распустилась, хотя влияние её продолжалось. Художники первое время продолжали работать в этом стиле, но больше не подписывали свои работы «PRB».

Братство нашло поддержку у критика Джона Раскина, который высоко оценил его преданность природе и отказ от обычных методов композиции. Прерафаэлиты были подвержены влиянию теорий Раскина. Он написал в газету «Таймс» о поддержке их творчества и впоследствии состоялась их встреча. Первоначально он отдавал предпочтение Милле, который летом 1853 года отправился в Шотландию с Раскиным и его женой, Юфимией Чалмерс Раскин, урождённой Грей (ныне наиболее известной как Эффи Грей). Главной задачей поездки было нарисовать портрет Раскина. Эффи стала всё больше привязываться к Милле, создавая кризисную ситуацию. В последующем процессе аннулирования брака Раскин лично заявил своему адвокату о том, что его брак был незавершён. Брак аннулировали по причине отсутствия консуммации, оставив Эффи свободной выйти замуж за Милле, но вызвав общественный скандал. Милле начал отходить от стиля прерафаэлитов после брака, а Раскин в итоге раскритиковал его последующие работы. Раскин продолжал поддерживать Ханта и Россетти и предоставлял средства для поддержания творчества жены Россетти, Элизабет Сиддал.

К 1853 году первоначальное «Братство прерафаэлитов» практически растворилось, и только Холмен Хант остался верен заявленным целям братства. Однако, термин «прерафаэлит» был привязан к Россетти и другим, включая Уильяма Морриса и Эдварда Бёрн-Джонса, с которыми он поступил в Оксфорд в 1857 году. Следовательно, термин «прерафаэлит» связан с гораздо более широким и долговечным художественным движением, а также с мечтательными, печальными образами женщин, созданные Россетти и несколькими его последователями.

История

Первым шагом на пути создания нового течения было объединение в 1848 г. художников-единомышленников в общество «Братство прерафаэлитов», в которое первоначально входило 7 «братьев»: поэт и живописец Д. Россетти (лидер движения), его младший брат М. Россетти, художники Дж. Милле, Х. Хант, Т. Вулнер, Ф. Стивенс, Д. Коллинсон. В дальнейшем состав «Братства» менялся и расширялся: первоначально оно состояло только из мужчин, но потом его идеи увлекли и женщин (поэтесса Кристина Россетти, художница Эвелин де Морган, а также многие натурщицы, принятые в общество наравне с художниками).

Это общество сначала было секретным и оппозиционным по отношению к официальным художественным течениям (академизм, классицизм). Художники не принимали попыток преподавателей Королевской академии художеств навязать им «единственно правильный» взгляд на творчество. Эта ситуация очень похожа на ту, что произошла в Российской академии художеств с художниками-передвижниками, когда 14 молодых выпускников Академии во главе с И. Крамским отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, т.к. им не предоставили право на свободное избрание сюжета картины. В знак протеста они вышли из Академии. Это неповиновение назвали «бунтом четырнадцати».

Британское искусство также определялось деятельностью Королевской академии художеств. Традиции академизма сохранялись и в Великобритании, и в России с особой тщательностью. Но русские художники были приверженцами реалистической живописи. Британских художников, как и русских, называли «бунтарями».

В чём заключалось их бунтарство?

  • Они не желали больше идеализировать людей и природу;
  • не хотели изображать далёкие от действительности события (мифологические, религиозные);
  • хотели писать с натуры;
  • в качестве моделей хотели видеть реальных людей (родственников или друзей).

Причины для бунтарства у русских и английских художников были схожи.  

Как эти принципы были реально воплощены в творчестве прерафаэлитов?

Например, картина Д. Милле «Христос в родительском доме» (1850).

Тема картины – эпизод из детства Иисуса Христа. Он, будущий плотник, поранил руку гвоздем. Богородица на коленях перед Сыном сочувствует Ему, а святая Анна выдергивает щипцами гвоздь, ставший причиной раны. Иосиф с помощником заняты работой, а Иоанн, будущий Креститель, несёт чащу с водой, чтобы обмыть рану Христа.

Картина вполне реалистична. Но в то же время она наполнена символами: рана на ладони, капля крови на стопе и гвозди – символ Распятия. Чаша с водой в руках Иоанна – символ крещения Христа. Голубь на лестнице – Святой Дух. Овцы – невинная жертва.

И вот эта картина была признана «бунтом в искусстве». Почему?

Потому что никакого ореола святости в изображении Святого семейства нет – это просто сцена из реальной жизни обычных людей.

Критика буквально обрушилась и на автора полотна, и на общество прерафаэлитов. Диккенс посчитал эту картину «низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей».

На картине Д. Россетти «Юность Девы Марии» (1849) художник изобразил своих мать и сестру Кристину.

Этот шквал критики привёл к тому, что многие художники покинули движение. Но тут признанный искусствовед Джон Рёскин в своих статьях выразил горячую поддержку прерафаэлитам, приобрёл картины Россетти, хотя до него картины этих художников практически не покупали. Рёскин стал для Братства покровителем и защитником от академических нападок. Благодаря ему прерафаэлитизм перестали критиковать, он проник фактически во все виды искусства.

Просуществовав около 5 лет, «Братство» распалось в 1853 г., когда Д. Милле стал членом Королевской Академии художеств. Даже Д. Россетти оставил живопись и занялся поэзией.  

Но с 1856 г. началось возрождение идеологии прерафаэлитизма, это был новый этап в его развитии. Прибавились новые идеи: культ красоты, эстетизм, стилизация, эротизм. Сменился лидер: им стал Эдвард Бёрн-Джонс, автор картины «Король Кофетуа и нищенка» (1884), за которую на Всемирной выставке в Париже в 1889 г. он получил Орден Почетного легиона.

Центральная фигура прерафаэлит

Д.Г.Россетти

Центральная фигура прерафаэлит — Д.Г.Россетти. В его поэзии, сфокусированной на поединке духовного и чувственного как извечно противостоящих друг другу начал в человеке, наиболее ярко воплотилось характерное для прерафаэлит колебание между мистицизмом и прославлением чувственности, попытка примирить мистику и эротику на основе обожествления плоти. У Д.Г.Россетти чувственное зачастую побеждает спиритуалистическое. Он любил обращаться к Данте, его любви к Беатриче. Увлечение Данте очевидно в изданной им книге переводов «Ранние итальянские поэты» (1861). Религиозно-мистическое начало католицизма нередко заслонялось в восприятии прерафаэлит чисто живописным.

Пышность католического церковного ритуала, причудливые формы готической архитектуры увлекали их порой вне зависимости от воплощенных в ней идей. Наиболее последовательны в выражении религиозно-католических воззрений—Хант в живописи и К.Россетти в поэзии. В 1853 Прерафаэлитское братство распадается. Милле уехал в Шотландию, а вернувшись, стал коммерческим художником, писавшим заказные портреты и сентиментальные картины. Хант в 1854 уехал в Палестину в поисках более реального фона для своих религиозных картин и на протяжении всей жизни оставался наиболее последовательным. Увулнер уехал в Австралию, Коллинсон в 1852 принял католицизм и примкнул к религиозной общине.

Прерафаэлиты были связаны личной дружбой и эстетической близостью с А.Суинберном, У.Пейтером, О.Бёрдсли, О.Уайлдом и оказали существенное влияние на «эстетизм» как направление в литературе и живописи 1880-х.

Слово прерафаэлиты произошло от английского Pre-Raphaelite brotherhood.

Движение эстетизма, цель искусства

В начале 1860-х годов в творчестве Россетти и его соратников начался новый этап. Молодые живописцы, примкнувшие к кружку бывших прерафаэлитов, стремились реализовать свой талант в разных областях искусства. Однако же произведения, созданные новой группой художников и литераторов, оказались не менее новаторскими. К середине 1860-х годов прерафаэлизм трансформировался в движение эстетизма. Произведения этого раздела посвящены красоте как таковой.

Устремленность к ней, эта «единственная абсолютная цель» искусства, по словам Россетти, характеризует второе десятилетие прерафаэлитской живописи.

Данте Габриэль Россетти. Возлюбленная (Невеста). 1865-1866. Фрагмент

Россетти тоже стремился к красоте, но его целью было создание нового эстетического идеала. В этот период художник исполнил серию произведений, которые прославляют полнокровную, пышущую здоровьем, подчеркнуто чувственную женскую красоту.

Вычурная манера письма, широкие мазки краски, нанесенные с помощью жестких кистей, сознательно имитируют венецианскую живопись XVI века и, в частности, технику Тициана и Веронезе.

Глубокие и сочные зеленые, синие и темно-красные оттенки пришли на смену готической витражной прозрачности ранней прерафаэлитской палитры.

Невзирая на родство с полотнами старых мастеров, картины шокировали современников, которые яростно обвиняли Россетти в безнравственности. В то же время художественная трактовка образов и семантическая наполненность этих произведений оказали значительное влияние на формирование стилистики искусства Ар Нуво.

Герберт Джеймс Дрэппер (1864-1920)

Художник родился в Лондоне. Прежде чем начать интересоваться искусством, изучал науки. Дрэппер учился в Школе изящных искусств при Королевской Академии, регулярно выставлялся на академических выставках. В раннем возрасте пробовал себя как журнальный и книжный график, работал монументалистом.

Дрэппер был одним из последователей классической традиции прерафаэлитов. На художника особенно повлиял Джон Уильям Уотерхаус. В их работах много общего: живописная манера, выбор любимых тем и персонажей.

Картины Джеймса Дрэппера: 1 – “Летающая рыба”(1910), 2 – “Мелодии моря”, 3 – “Глубоководная идиллия”

Художник часто обращался к теме моря. Его знаковой работой на эту тему является картина “Морская дева”, написанная в 1894 году. Чтобы создать эту картину, Дрэппер много времени проводил на рыбной шхуне, наблюдая за рыбками и делая зарисовки. Благодаря “Морской деве” художник завоевал репутацию мастера многофигурной композиции.

Еще художник создавал картины на сюжеты античной мифологии: “Оплакивание Икара”(1898), “Золотое Руно” (1904), “Дитя воды”(1900), “Одиссей и Сирены”(1909) и многие другие.

Картины Джеймса Дрэппера: 1 – “Ворота зари”(1900), 2 – “День и утренняя звезда”(1906), 3 – “Оплакивание Икара”(1898)

Критики оценивали работы Дрэппер как поверхностные и легкомысленные из-за кажущейся легкости, но на самом деле картины художника написаны с мастерством. К каждой картине Дрэппер создавал множество разнообразных эскизов и набросков. Это говорит о том, как много и кропотливо он работал над созданием образа персонажа.

Уильямс Бенджамин Лидер (1831-1923)

Уильям Лидер родился в Ворчестере родился в семье инженера-строителя. Сначала учился в местной Школе прикладного искусства, а позже, как и многие художники, поступил в Школу искусств при Королевской Академии. Начинал как жанровый живописец, но позже отказался от сюжетных картин и обратился к пейзажу, став одним из самых популярных пейзажистов своего времени.

Картина Уильямса Бенджамина Лидера: 1 – “Вид на гору Веттерхорн”(1889-1898), 2 – “Лес в Суррее”(1901)

Ранние пейзажи Лидера наглядно демонстрируют увлечение художника живописью прерафаэлитов. В его работах много воздуха и света, они натуралистичны и полны мелких деталей. В более поздних работах художник отошел от стиля своих ранних работ, его живописная манера стала более свободной и импрессионистской.

Идеи прерафаэлитов вскоре распространились по всей Англии. То, что начиналось как дерзкий поворот против рутины и косности академических устоев, привело к обновлению всей живописной системы в английском искусстве и породило новое направление, получившее название прерафаэлизм.

Задачи прерафаэлитов

Молодые художники, основавшие «Братство прерафаэлитов», осознавали, что принадлежат культуре, в которой отсутствуют традиции религиозной живописи, уничтоженной еще в XVI веке, в эпоху Реформации. Перед прерафаэлитами стояла непростая задача — воскресить религиозное искусство, не обращаясь при этом к идеально-условным образам католической алтарной картины.

Данте Габриэль Россетти. Благовещение. 1849-1850

В отличие от мастеров Ренессанса основой для композиции прерафаэлитских картин служило не воображение, а наблюдения и лица, взятые из повседневной жизни. Члены «Братства» отвергали мягкие идеализированные формы, характерные для художников Высокого Возрождения, предпочитая динамичные линии и яркий, насыщенный колорит.

Никто из прерафаэлитов особенно не стремился подчеркнуть теологические истины в содержании своих полотен. Они скорее подходили к Библий как к источнику человеческих драм и искали в ней литературный и поэтический смысл. К тому же эти произведения не предназначались для оформления церквей.

Самым ревностным христианином в группе был Хант, эксцентричный религиозный интеллектуал. Остальные художники-прерафаэлиты пытались изобразить жизнь самых обыкновенных людей, одновременно выявляя острые социальные и морально-этические темы современного общества. Картины на религиозную тематику соседствуют с образами актуальными и животрепещущими. Сюжеты, посвященные социальной проблематике, в трактовке прерафаэлитов принимают форму современных притч.

Картины на исторические темы

Ключевую роль в творчестве прерафаэлитов играют картины на исторические темы. Традиционно британцев не интересовали захватывающие героические сцены и идеализированные классические композиции, заполненные апатичными обнаженными моделями. Они предпочитали изучать историю по пьесам Уильяма Шекспира и романам Вальтера Скотта, узнавать биографию великих деятелей прошлого в театральных образах выдающихся актеров, таких как Гаррик и Сара Сиддонс.

Джон Эверетт Миллес. Офелия. 1851-1852

Прерафаэлиты отвергали классическую историю с присущими ей идеями образцовой добродетели, военной мощи и монархических достижений. Обратившись к литературным и историческим сюжетам, они в точности изображали костюмы и интерьер избранной эпохи, но одновременно усиливали жанровый аспект, сделав человеческие отношения основным мотивом композиции. Прежде чем наполнить картину людьми, художники тщательно выписывали все детали интерьера или пейзажа на дальнем плане, чтобы подчеркнуть непринужденную и реалистическую атмосферу вокруг центральной сцены. Стремясь создать правдоподобную композицию, они находили образцы костюмов и орнамента в иллюминированных манускриптах и исторических справочниках. Черты каждого персонажа — это педантично выписанное лицо модели, избранной из среды членов «Братства». Такой подход отрицал принятые условности высокого жанра, но усиливал эффект подлинности.

Джон Констебл (1776-1837 гг.)

Рамсей Рейнагль. Портрет Джона Констебля. 1799 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Несмотря на аристократическую внешность, Констебль был сыном мельника. И любил работать руками. Умел пахать, строить изгороди и рыбачить. Может быть, поэтому его пейзажи лишены пафоса. Они естественны и реалистичны.

До него художники писали абстрактные пейзажи, чаще итальянские. Но Констебль писал конкретную местность. Реально существующую речку, коттедж и деревья.

Джон Констебль. Телега для сена. 1821 г. Национальная лондонская галерея

Его «Телега для сена» – самый знаменитый английский пейзаж. Именно эта работу когда-то увидела французская публика на Парижской выставке 1824 года.

Особенно были впечатлены молодые импрессионисты. Которые разглядели в этой картине то, к чему сами стремились. Никакой академической помпезности. Никаких античных развалин и эффектных закатов. А лишь обыденная жизнь в сельской местности. Красивая в своей естественности.

После этой выставки Констебль продал в Париже аж 20 своих картин. В родной же Англии его пейзажи почти не покупали.

Но в отличие от Гейнсборо, ради заработка он редко переключался на портреты. Продолжая совершенствоваться именно в пейзажной живописи.

Для этого он изучал природные явления с научной точки зрения. И умел подбирать оттенки очень близкие к тем, что встречаются в природе. Особенно ему удавалось небо, контрасты светлых и темных облаков.

Джон Констебль. Кафедральный собор Солсбери. Вид из епископского сада. 1826 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Но Констебль знаменит не только удивительно реалистичными картинами. Но и своими этюдами.

Художник создавал этюд того же размера, что и будущая картина. Работая прямо на открытом воздухе. Это было ноу-хау. И именно этот метод работы потом и подхватят импрессионисты.

Джон Констебл. Лодка и штормовое небо. 1824-1828 гг. Королевская Коллекция живописи, Лондон

Но Констебль по этим этюдам часто писал завершённые работы в студии. Хотя они больше нравились тогдашней публики, были они не такими живыми и полными движения, как наброски.

На Родине осознали величие Констебля лишь в 20 веке. И поныне он – один из самых любимых художников в Англии. Можно сказать, что с таким же трепетом русские относятся к Ивану Шишкину.

Что особенно не любили прерафаэлиты?

  • ошибочные эталоны академического образования
  • первого президента Академии художеств, сера Джошуа Рейнольдса (1723-1792)
  • картину Рафаэля «Преображение»
  • творчество П.П. Рубенса

В картине Рафаэля «Преображение» прерафаэлиты увидели пренебрежение простотой и правдой. По мнению У. Х. Ханта, одеяния апостолов были слишком помпезными, а изображение Спасителя — лишено духовности.

Д. Г. Россети, всей душой ненавидя творчество Рубенса, умудрился на страницах труда по истории искусств, напротив каждого упоминания и последнем написать «Плюнуть здесь».

Рафаэль Санти. Преображение

П.П. Рубенс. Пьяный Геркулес

Сэр Джошуа Рейнольдс. Автопортрет

Творческие и художественные приемы прерафаэлитов

Яркие, свежие тона

Для достижения более ярких и свежих тонов художники прерафаэлиты пользовались новой техникой живописи. Они писали маслом по сырому белому грунту или по слою белил. Помимо яркости красок, выбранная техника позволила сделать работы художников еще и более долговечными — работы прерафаэлитов сохранились в первозданном виде до наших дней.

  • Чистые краски
  • Достоверное отображение природы

Отказавшись от «кабинетной живописи» молодые художники начали писать на природе и придавали большое значение тонкой проработке деталей. 

«Я хочу рисовать пейзаж, изображая каждую деталь, какую смогу увидеть» (У. Хант)

  • Ориентация на искусство Средневековья и Раннего Возрождения
  • Использование в качестве моделей родственников, друзей и людей с улицы, а не профессиональных натурщиков.

Для знаменитой картины Данте Россетти «Леди Лилит» позировала малограмотная девушка Фанни Корнфорт. На картине «Юность Девы Марии» изображены мать и сестра художника Данте Россетти. Для картины «Офелия» художник Д.Э. Милле выбрал момент в трагедии Шекспира, когда Офелия бросившись в реку, медленно погружалась в воду и пела обрывки песен. Сначала художник написал живописный речной уголок, а фигуру девушки он писал уже в зимние месяцы. Элизабет Сиддал в роскошном старинном платье проводила многие часы в ванне с теплой водой. В один момент лампы, подогреваемые воду потухли, но девушка на стала жаловаться и серьезно заболела. Впоследствие отец Элизабет Сиддал выслал художнику счет на оплату лечения дочери.

Символизм

Картинам прерафаэлитов свойственно множество деталей, наделенных определенным смыслом или символом. Например на картине Д.Э. Милле «Офелия» изображено множество цветов. Маргаритки символизируют боль, целомудрие и обманутую любовь, плющ — знак бессмертия и вечного возрождения, ива — символ отвергнутой любви, маки — традиционный символ смерти.

Данте Россетти . Леди Лилит

Д.Г. Россетти. Юность Девы Марии

Д.Э. Милле. Офелия

Художники прерафаэлиты. Основные сюжеты и знаменитые картины.

Если смотреть на творчество прерафаэлитов поверхностно, то первое, что представляется нам при их упоминании, это трагические фигуры рыжеволосых женщин, воплощающих образы известных литературных героинь. Но истинным источником для Братства прерафаэлитов был бунт против эстетических условностей и стремление правдиво и точно изображать действительность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: