Реформация в европе. причины, последствия, итоги, особенности, деятели, сторонники, распространение, термины, суть

Реформация в Польше и Литве

В польско-литовском государстве Реформация тоже окончилась неудачей. Она нашла сочувствие лишь в наиболее зажиточной и образованной части шляхты, да в городах с немецким населением. Между шляхтой и духовенством возникла борьба из-за влияния в государстве, а также из-за церковных судов и десятины — борьба, которая была особенно сильна на сеймах середины 16 в., когда шляхта выбирала преимущественно протестантских послов. Это дало временный успех протестантизму, которому благоприятствовал и индифферентизм духовенства, мечтавшего о национальной церкви со своими соборами и народным языком в богослужении, но рьяно отстаивавшего свои привилегии. Силы польских протестантов были, однако, разъединены. В городах распространялось лютеранство, великопольская шляхта тяготела к исповеданию чешских братьев (гуситство), а малопольская стала принимать кальвинизм; но и в среде малопольской церкви гельветического исповедания в шестидесятых годах начался антитринитарный раскол. Королевская власть при Сигизмунде I строго преследовала нововеров; Сигизмуид II Август относился к ним терпимо, и даже не раз делались попытки толкнуть его на путь Генриха VIII. Польская шляхта не сочувствовала лютеранству за его немецкое происхождение и его монархический характер; к ее стремлениям гораздо более подходил кальвинизм с его аристократическо-республиканским характером и допущением в церковное управление светского элемента в лице старейшин (сениоров). Кальвин вступил в переписку с поляками, между которыми в середине пятидесятых годов возникла даже мысль о приглашении его в Польшу. В качестве устроителя церкви в Польше поляки пригласили своего соотечественника, кальвиниста Яна Лаского. Шляхетский характер польской Реформация явствует и из того, что право на религиозную свободу польские протестанты выводили из своей шляхетской вольности; реформируя церкви в своих имениях, помещики заставляли крестьян отдавать им самим десятину, которая прежде была вносима католическому клиру, и требовали, чтобы их подданные посещали протестантское богослужение. Рационалистическое сектантство в Польше тоже имело аристократический характер.Наибольшей силы польская Реформация достигла в пятидесятых и шестидесятых годах 16 в., а с семидесятых уже начинается католическая реакция. В Литве Реформация имела ту же судьбу.

Реформация в Западной Европе началась в Германии и медленно распространилась по всему континенту

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев, доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер обнародовал свои «95 тезисов», направленные против торговли папскими индульгенциями и злоупотреблений в Католической Церкви.

Точно же сказать, с какого года началась Реформация во все Западной Европе тяжело. Дело в том, что она распространялась здесь постепенно.

Жан Кальвин в возрасте 53-х лет. Распространению протестантизма в Западной Европе способствовали сторонники Мартина Лютера, в частности основатель кальвинизма Жан Кальвин. Фото: upload.wikimedia.org

Сторонники Мартина Лютера активно действовали в тех странах, где они проживали.

В результате протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.

Наиболее известные деятели Реформации следующие:

  • Мартин Лютер (1483–1546) — Германия;
  • Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия;
  • Ганс Таусен (1494–1561) — Дания;
  • Олаус Петри (1493–1552) — Швеция;
  • Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария;
  • Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария;
  • Томас Кранмер (1489–1556) — Англия;
  • Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия;
  • Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция;
  • Г. Брисонне (1470-1534) — Франция;
  • М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия;
  • Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия.

Вдохновителем Реформации стал Мартин Лютер.

Чем отличаются католики и протестанты от православных

Если же рассматривать период Реформации по годам, то она распространилась по Западной Европе следующим образом:

1520-е годы — Германия;

1525 — Пруссия, Ливония;

1530-е годы — Англия;

1536 — Дания;

1536 — Норвегия;

1540 — Исландия;

1527 — 1544 — Швеция;

1518 — 1520-е годы — Швейцария: Цюрих, Берн, Базель, Женева;

1520 — 1530-е годы — Франция: лютеранство и анабаптизм;

1550-е — Франция: кальвинизм;

1540 — 1560-е годы — Нидерланды.

Карта Европы в эпоху Реформации и Контрреформации. 1550-е — 1660-е гг. Реформация проникала в разные страны Западной Европы постепенно. Фото: doklad-referat.ru

Вполне естественно, что распространение Реформации в Западной Европе началось с родина Мартина Лютера. Укрепившись в Германии, где жил этот выдающийся реформатор католицизма, протестантизм стал проникать на территорию Франции и Англии.

Лютер выступал против не только индульгенций и злоупотреблений, творимых католическим духовенством, но и провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом.

Он также объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена.

Церковная Реформация — это идеология нового класса западного общества — буржуазии

Реформация Церкви началась после окончания в Западной Европе периода Средневековья. В это время здесь господствовал феодальный строй. При нём церковная иерархия была полным отражением иерархии светской.

Если в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира делились по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре.

Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных.

Свидетельство о получении индульгенции, датированное 19 декабря 1521 года. Одной из причин Реформации стало недовольство населения западноевропейских государств торговлей католической Церковью индульгенциями. Фото: upload.wikimedia.org

После того, как феодальный строй стал распадаться, потребовалась реформа католицизма. Дело в том, что уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового социального класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии — буржуазии.

При этом буржуазия не отказывалась от христианство, но настаивала на его изменении. В первую очередь буржуа хотели удешевления и упрощения церковных обрядов.

Католическая Церковь владела в средневековой Европе 1/3 всех обрабатываемых земель.

Причины Реформации разнообразны, но основной из них стало недовольство «язычеством вавилонской блудницы», т.е. Католической Церкви.

При этом основными её целями были «возвращение христианства к апостольским временам», посредством «очищения веры от людских выдумок», и «освобождение духа от мертвящей буквы предания». Среди наиболее важных причин выступления против Римской Церкви можно назвать:

  • отрицание католицизмом национальной государственности стран Западной Европы;
  • признание главенства Папа Римского над светскими государями;
  • привилегированное положение дворянства в обществе;
  • несоответствие образа жизни служителей Католической церкви тому, что они проповедовали;
  • недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии:
  • высокие материальные запросы Католической церкви, например, необходимость уплачивать «церковную десятину», торговля индульгенциями и церковными должностями и т.д.;

Джон Виклиф, богослов, профессор Оксфордского университета. Джон Виклиф — один из католических богословов, подготовивших Реформацию

Необходимо отметить, что протестантская идеология, имела своих предшественников. Так, например, ещё в XIV веке возник протест против авиньонских пап в Англии.

Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета, провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли.

Таким образом, Реформация была подготовлена сложившимися в XV веке в Западной Европе общественно-политическими и социальными условиями, а не возникла на пустом месте из-за недовольства Католической Церковью отдельных личностей.

Предпосылки Реформации

Понятие «Реформация» обозначает широкое движение за обновление католической церкви, развернувшееся по всей Европе, которое в итоге привело к образованию новых, так называемых «протестантских» церквей. Реформация происходила в самый разгар Итальянских войн, в которые были вовлечены практически все государства Европы, что сказалось на ходе и особенностях Реформации в разных странах.

Гуманизм эпохи Возрождения ставил в центр внимания человека с его земными, повседневными интересами, что проявилось даже в поведении первосвященников католической церкви. В конце XV — первой половине XVI в. римский престол один за другим занимали папы, отличавшиеся стремлением к роскоши, военной славе и другим далёким от служения Богу делам. Эти «ренессансные папы» славились беспринципностью и неразборчивостью в средствах, не останавливаясь перед убийством и другими преступлениями ради достижения своих целей. Понятно, что их поведение ослабляло авторитет церкви и усиливало стремление к её реформе.

Дж. Беллини. Процессия с реликвией Св. Креста на площади Св. Марка. Венеция. 1496 г.

Основной причиной Реформации стал внутренний кризис самой католической церкви. Протест против официальной церкви проистекал из глубины религиозного чувства. Необходимо учитывать, что религия имела первостепенное значение в духовной жизни средневекового человека, определяя всё его мировоззрение, а через него — повседневное поведение. Именно поэтому любые перемены в этой области имели большие последствия и оказывали влияние буквально на все стороны жизни.

На протяжении всего позднего Средневековья в европейском обществе, которое считалось единой «христианской республикой», распространялись религиозные течения, сторонники которых делали основной акцент не на соблюдении церковных обрядов и формальных проявлениях веры, а на внутреннем, индивидуальном общении человека с Богом. Реальная жизнь церкви, как им казалось, вступала в явное противоречие с христианским вероучением. Особое возмущение вызывало несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали. Их поведение и политика, проводимая Римом, спровоцировали в итоге такую острую реакцию, которая привела к расколу католического мира. Реформационное движение, таким образом, носило не антирелигиозный, а антицерковный характер. Оно ставило целью укрепить истинную веру в противовес испорченной вере католического духовенства.

Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви. Все верующие платили десятину — особый налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями, усилившаяся в начале XVI в. в связи с Итальянскими войнами. Умение верхушки католической церкви находить всё новые и новые источники богатств казалось неисчерпаемым. По всей Европе существовало огромное количество монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным населением, образ жизни которого давал повод для упрёков в праздности.

Важнейшую роль в успехе Реформации сыграло стремительное развитие книгопечатания, позволившее сделать Библию более доступной, что и создавало условия для широкого распространения новых религиозных идей.

Реформация оказала огромное влияние на развитие западноевропейских государств

Мартин Лютер написал две книги — Малый Катехизис, предназначенный для мирян, и Большой Катехизис Мартина Лютера, предназначенный для пасторов. В них Лютер дал своё толкование Десяти заповедям, молитве Отче наш, Символу веры, изложил, в чём смысл и как происходят таинства крещения и причастия.

Под руководством Лютера был написан более объёмный текст — Апология Аугсбургского исповедания. Это были первые документы, в которых было более-менее последовательно изложено догматическое учение нового религиозного движения. Вероучения эпохи реформации в других протестантских стран развивались по собственному пути.

Религиозный раскол христиан Западной Европы. Схема. Церковная Реформация вызвала раскол Католической Церкви, породила новую христианскую конфессию — протестантизм, а также создала национальные Церкви ряда европейских государств. Фото: doklad-referat.ru

Что же касается России, то здесь как таковой Реформации в России не было. С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

При этом православное духовенство резко выступало против протестантизма, которое получило название «люторовой ереси».

С протестантизмом в России ассоциируют деятельность Петра I.

Реформация вызвала ответную реакцию со стороны Католической Церкви, которая получила название Контрреформации. Она началась сразу же после смерти Мартина Лютера. В итоге Контрреформации католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии.

В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современной Бельгии) и в Речи Посполитой. В ходе Контрреформации распространилась инквизиция, и был создан Индекс запрещённых книг, учреждены монашеские ордена нового типа — театинцы, капуцины, урсулинки и иезуиты.

Игнатий де Лойола. 1-ый генерал ордена иезуитов. Орден иезуитов был создан в качестве инструмента для борьбы с Реформацией. Фото: upload.wikimedia.org

Что было итогом Реформации и каковы её последствия для европейских стран? Их несколько. Так Реформация раскола католический мир и позволила появиться национальным церквям различных государств.

В результате богослужение в них стало вестись на родном языке, например, в Англии английский язык стал языком богослужения Англиканской Церкви. Простые люди стали лучше разбираться в Священном писании и христианских догматах.

Светская власть избавилась от власти духовной, кроме того, Реформация значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические.

Реформация не была связана с авторитетом Писания — по крайней мере, не совсем

В своей критике на Лютера Эразм начинает с того, что говорит о Писании. «Я признаю, что это правильно, — говорит он, — что авторитет Священного Писания должен перевесить все голоса всех смертных людей» — пока все в порядке. Но он продолжает: «Власть Священного Писания здесь не оспаривается. . . Наша битва за значение Писания». Далее он говорит, что нам нужен авторитет Церкви, чтобы определить истинное значение и толкование Писания.

Другими словами, все согласились с авторитетом Писания. Но католическая церковь поместила церковную традицию на один уровень с Писанием и потребовала исключительного права на толкование Библии. Реформаторы, однако, отвергли представление о том, что церковь устанавливает подлинность Евангелия. Все наоборот: Евангелие определяет подлинность церкви. Реформаторы были рады учиться у церковной традиции и истории, но когда пришло время определить место Писания, они ясно в один голос провозгласили, что только оно является нашем высшем авторитетом.

Опять же, это также и актуально для современных верующих. Сегодня ни один евангельский верующий не отвергает авторитет Писания. Но слишком часто мы ставим свой опыт в один ряд с Писанием или используем его для толкования Писания, но должно быть скорее наоборот.

Причины Реформации

Основные причины Реформации

  • Гонения католической церкви на науку. В XVI веке было совершено немало важных научных открытий, которые, однако, часто противоречили церковным догматам. Это стало причиной гонения на учёных, что вызвало недовольство среди многих людей.
  • Вмешательство Церкви в светскую жизнь. Феодалы были недовольны вмешательством духовенства в их дела, а городские власти – поборами на содержание расположенных в них церквей.
  • Сложность и непонятность церковных обрядов. Церковь была страшно далека от народа, стремясь стать посредником между людьми и Богом. Большинство людей же с радостью встретило предложенную Мартином Лютером идею о том, что посредники в этом вопросе не нужны, так как это давало им возможность стать ближе к Богу. Это стало одной из основных причин Реформации в Европе.
  • Кризис Католической церкви. В XV веке она пережила период троепапства, а некоторые порочные практики вроде злоупотребления властью и продажи индульгенций (отпущение грехов за плату) вызывали массовое недовольство. Многие католические священнослужители сами были невежественным, глупы и алчны, что создавало Церкви негативный имидж. Высшие церковные иерархи тем временем жили в роскоши, одновременно напоминая прихожанам о необходимости быть скромными и смиренными, и людей возмущало это двуличие.
  • Формирование класса буржуазии. Эти люди, более обеспеченные, чем простонародье, в массе своей не желали вкладывать деньги в постройку соборов и содержание духовенства. Такие настроения в буржуазной среде также стали одной из причин Реформации.
  • Налоги и коррупция. Церковь забирала свою десятину (одну десятую всех доходов) в виде налогов, а торговля должностями в среде духовенства приняла огромные масштабы. Проще говоря, католическая Церковь погрязла в коррупции.
Основные сражения Северной войны 1700-1721 кратко в таблице
Итоги Великой французской революции 1789-1799 кратко в таблице

Реформация еще не окончена

В начале этого года я стоял на площади Мартин Лютера в Риме. Да, они назвали площадь в честь Лютера, с благословения Папы Римского. И это доказательство того, что реформация окончена? Да! Правда вот в чем, рост секуляризма означает, что протестанты и католики часто оказываются вместе в вопросах морали и свободы вероисповедания. Также, что многие католики и протестанты все больше и больше придерживаются схожих теологических взглядов.

Как видится, одной из причины этого, что многие католики больше не следуют официальному католическому учению, и многие протестанты потеряли связь со своими реформаторскими корнями. Но линия разлома, разделяющие Рим и Реформацию не исчезли. «Папа – католик» — это остается и по сей день так. В 1985 году, Папа Франциск в своей лекции сказал, что реформация лежит в основе всех проблем западной цивилизации, от секуляризма до тоталитаризма. Он назвал Лютера и Кальвина еретиками. А Лютеранство — это «хорошая идея, ставшая глупостью», в то время как «раскол», который «устроил» Кальвин расколол «человечество, общество и церковь».

Распространение Реформации в Европе

Некоторые этапы распространения Реформации в странах Европы

Чтобы вспомнить, в каких странах была распространены Реформация, надо вспомнить о том, что началась она в XVI веке в Германии, которая тогда была раздробленным государством, в котором недовольство церковью испытывали представители всех социальных слоёв. Вскоре Реформация распространилась по другим странам – Чехия, Нидерланды, Венгрия, Австрия, Франция, Англия. В ряде случаев это привело к разрушительным военным конфликтам – так, казнь Яна Гуса идеолога чешской реформации, послужила основной причиной гуситских войн, продлившихся 15 лет, а протестантский проповедник Томас Мюнцер фактически начал в Германии крестьянскую войну против несправедливости и угнетения, ставшую крупнейшим восстанием в Европе до Великой Французской революции. Стоит отметить, что распространение Реформации в Европе также сопровождалось частыми погромами и грабежами католических храмов и церквей. Постепенно Реформация охватывала всё новые и новые страны – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Литва, Швейцария, Шотландия и др. Русское царство, однако, затронуто Реформацией не было – она представляла собой конфликт между протестантами и католиками, а Россия была православной. Самым заметным последствием Реформации в Европе стала Контрреформация, комплекс мер, призванных ей противодействовать. В итоге часть европейских государств осталась католическими целиком или частично.

Реформы Ивана III кратко в таблице списком с датами. Результаты и значение.
Периодизация Древней Греции кратко. Периоды истории с характеристиками.

Реформация в Англии

Кри­ти­ка пап­ст­ва на­хо­ди­ла от­клик сре­ди разл. сло­ёв англ. об­ще­ст­ва, что бы­ло обу­слов­ле­но глу­бо­кой ме­ст­ной тра­ди­ци­ей по­ле­ми­ки со Свя­тым Пре­сто­лом. Кем­бридж­ский ун-т, в ко­то­ром в 1520-х гг. началась дея­тель­ность бу­ду­щих ре­фор­ма­то­ров У. Тин­де­ла (1494–1536), Т. Кран­ме­ра, М. Ко­вер­дей­ла (1488–1568), Х. Ла­ти­ме­ра (1485–1555), Н. Рид­ли (1500–55), стал од­ним из цен­тров рас­про­стра­не­ния лю­те­ран­ст­ва, в то вре­мя как в Окс­форд­ском ун-те от­но­ше­ние к ре­фор­мац. иде­ям бы­ло бо­лее кри­ти­че­ским, как и при дво­ре. Ко­роль Ген­рих VIII (1509–47) лич­но вы­сту­пил с ан­ти­лю­те­ров­ским трак­та­том в за­щи­ту 7 та­инств («Assertio sep­tem sacramentorum», 1521). От­но­ше­ние ко­ро­ля к Р. из­ме­ни­лось в хо­де кон­флик­та с Ри­мом, на­чав­шим­ся в свя­зи с его бра­ко­раз­вод­ным про­цес­сом с Ека­те­ри­ной Ара­гон­ской. Па­па Кли­мент VII от­ка­зал­ся при­знать брак с Ека­те­ри­ной не­дей­ст­ви­тель­ным. Ген­рих VIII, ру­ко­вод­ству­ясь по­ли­тич., ди­на­стич. и лич­ны­ми со­об­ра­же­ния­ми, при по­мо­щи Кран­ме­ра, на­зна­чен­но­го ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ским (1533), ан­ну­ли­ро­вал брак с Ека­те­ри­ной и же­нил­ся на Ан­не Бо­лейн.

Титульный лист «Большой Библии». На троне – король Генрих VIII, передающий Библию Т. Кранмеру (слева) и Т. Кромвелю (справа). Художник Х. Хольбейн Младший (?). 1541.

Клю­че­вое со­бы­тие Р. в Анг­лии – при­ня­тие пар­ла­мен­том «Ак­та о вер­хо­вен­ст­ве» («Act of Supremacy», 1534), со­глас­но ко­то­ро­му ко­роль ста­но­вил­ся гла­вой Церк­ви и соб­ст­вен­ни­ком её зе­мель­ных вла­де­ний. В ре­зуль­та­те про­ве­де­ния «ко­ро­лев­ской Р.» Цер­ковь ста­ла од­ним из ин­сти­ту­тов гос-ва. «10 ста­тей» (1536) по­ло­жи­ли на­ча­ло формирова­нию англ. нац. мо­де­ли про­тес­тан­тиз­ма – анг­ли­кан­ст­ву. По­сле­дую­щие до­ку­мен­ты анг­ли­кан­ст­ва – «На­став­ле­ние хри­стиа­ни­на» («Institution of a Christian man»), или «Епи­скоп­ская кни­га» (1537); «Объ­яв­ле­ние об обя­зан­но­стях и Бо­же­ст­вен­ном ус­та­нов­ле­нии епи­ско­пов и пре­сви­те­ров» («A declara­tion made of the functions and divine in­stitution of bishops and priests»), или «Шес­ти­ста­тей­ный ста­тут» (1539); «Уче­ние и на­став­ле­ние, не­об­хо­ди­мое для ка­ж­до­го хри­стиа­ни­на» («A necessary do­ctrine and erudition for any Christian man»), или «Ко­ро­лев­ская кни­га» (1543), – сви­де­тель­ст­ву­ют о не­по­сле­до­ва­тель­ной ре­лиг. по­ли­ти­ке пра­ви­тель­ст­ва Ген­ри­ха VIII. Ут­вер­жде­ние анг­ли­кан­ст­ва и осн. ре­фор­мац. пре­об­ра­зо­ва­ния со­вер­ши­лись при ко­ро­ле Эду­ар­де VI (1547–53). Под ру­ко­во­дством и при не­по­сред­ст­вен­ном уча­стии Т. Кран­ме­ра из­да­ны «Кни­га об­щих мо­литв» (1549, 2-я ред., 1552), «Кни­га про­по­ве­дей» (1551), но­вый ве­ро­ис­по­вед­ный до­ку­мент «42 ста­тьи» (1551–52), ко­то­рый впо­след­ст­вии пе­ре­ра­бо­тан и при­нят в ви­де «39 ста­тей» (1571). В Анг­лию бы­ли при­гла­ше­ны вид­ные дея­те­ли Р. (М. Бу­цер, Я. Лас­кий, П. Мар­тир Вермильи и др.). В свя­зи со смер­тью Эду­ар­да VI и при­хо­дом к вла­сти Ма­рии Тю­дор (1553–58) ка­то­лич. Цер­ковь вернула свои позиции и на­ча­лось пре­сле­до­ва­ние про­тес­тан­тов в стране. Анг­ли­кан­ская цер­ковь бы­ла вос­ста­нов­ле­на при Ели­за­ве­те I Тюдор. Уме­рен­ный и ком­про­мисс­ный ха­рак­тер анг­ли­кан­ст­ва стал при­чи­ной по­яв­ле­ния мно­го­числ. те­че­ний, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рых на­стаи­ва­ли на про­дол­же­нии Р., «очи­ще­нии» Церк­ви от ка­то­лич. об­ря­дов, уп­разд­не­нии ие­рар­хии .

Распространение Реформации в Европе и основание протестантских церквей

Учение Лютера породило движение, которое быстро распространилось по всей Германии и стало известно как лютеранство. Официально лютеранский церковный обряд принял Ливонский орден, что ускорило распространение учения Лютера по берегам Балтийского моря. То же сделала и Пруссия. Идеи Лютера проникли на территорию недавно образованной Речи Посполитой.

После 1529 г. все движения реформаторов получили общее название протес­тантизм. Идеи протестантизма становились все более популярными в Европе. Постепенно появились разные протестантские церкви.Вторая волна Реформации связана прежде всего с именем французского ­теолога Жана Кальвина (1509–1564), создавшего наиболее последовательное протестантское учение — ​кальвинизм. Его трактат «Наставление в христианской вере» выражал интересы появлявшейся буржуазии. Важнейшим положением учения Кальвина стал догмат об абсолютном предопределении.

Кальвин учил, что одних людей Бог предопределил к погибели, других — ​избранных — ​к спасению и вечному блаженству, независимо от их нравственности и поступков. Кальвин считал владение имуществом и его умножение делом богоугодным. Но он подчеркивал, что распоряжаться богатством надо с праведными целями. Кальвин оправдывал накопительство, стремление получить прибыль, строжайшую бережливость и расчет — качества, необходимые для делового и предприимчивого человека.

Обосновавшись в 1541 г. в Женеве, Кальвин приступил к реформе религиозной жизни. Он установил строгий надзор над поведением граждан и суровые наказания за преступления против нравов и веры. Несогласных с учением Кальвина либо высылали из города, либо казнили.

Несомненным вкладом Кальвина в религиозную реформу стали предложенная им структура церкви и общины, а также пропаганда дисциплины и скромности в жизни верующих. Церковная организация кальвинистов строилась по рес­публиканскому принципу. Руководители (старейшины) избирались из числа ­верующих, иерархия среди них отсутствовала. Избирались и проповедники. Вместе эти люди принимали решения по вопросам вероучения, норм жизни. Самоуправляемая кальвинистская церковь не зависела от государства.

Кальвинизм начал активно распространяться и за пределами Швейцарии. Приверженцы учения Кальвина во Франции стали известны как гугеноты. Общины кальвинистов появились в Шотландии, в Северо-­Западной Европе, особенно много их было в Дании. Кальвинизм проник также в Великое Княжество Литовское и Венгрию. Большое влияние учение Кальвина оказало на Англию.

В Англии недовольство католической церковью назревало уже давно, прежде всего среди горожан, которые отказывались платить церковную десятину. Поначалу протестантизм на английских землях распространялся медленно, поскольку королевская власть всячески этому препятствовала. Нападки на официальную церковь власти рассматривали как угрозу государству. Однако ситуация изменилась из-за отказа папы римского Климента VII дать развод английскому королю Генриху VIII (1509–1547). Парламент и народ поддержали короля, провозгласившего себя в 1534 г. главой церкви. Так в Англии образовалась отдельная церковь — англиканская, подчинявшаяся не папе, а королю. Католические догматы и обряды сохранились. При этом материально церковь была сильно ущемлена: монастыри были закрыты, а их имущество и земли переданы в казну.

Король Генрих VIII жестоко преследовал и католиков, которые хотели подчиняться папе римскому, и протестантов, требовавших более глубоких (в том числе и социальных) реформ. Последние в дальнейшем стали известны как пуритане. Пуританское движение постепенно подготовило религиозную и политическую оппозицию английскому абсолютизму и стало «идеологическим знаменем» революций в Нидерландах и Англии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: