Античная философия и главные этапы её развития

Периодизация

Исследователи считают, что древнегреческая философия прошла в своем развитии несколько периодов:

  1. Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская.
  2. Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, Платон и Аристотель.
  3. Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию.

Не так много сведений о деятельности первых древнегреческих философов дошло до наших дней. Так, большое количество информации мы получаем из работ других, более поздних мыслителей, прежде всего, Платона и Аристотеля.

Объединяет все периоды, пожалуй, тип философствования, который получил название космоцентрического. Это значит, что мышление мудрецов Древней Греции было направлено на окружающий мир и природу, их происхождение и взаимосвязь. Кроме того, для познания использовался метод абстрагирования, путем которого формировались понятия. Их применяли, чтобы иметь возможность описать предметы, перечисляя их свойства и качества. Также древние греки смогли обобщить все уже известные им научные теории, наблюдения за природой и достижения науки и культуры.

Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)

Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.

Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:

  • Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза.
  • Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.
  • Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.

Формирование древнегреческой философии в VI-V веке до н. э.

Первой философской школой в Древней Греции принято считать школу мыслителя Фалеса в городе Милет. Отсюда произошло название этой школы-милетской. Первая школа философов отличалась тем, что понимала мир как единое целое, не отделяя живые субстанции от неживых.

  • Фалес. Этот философ первым открыл Созвездие Большой Медведицы и определил, что свет луны, падающий на землю, является её отражением. Согласно учению Фалеса, всё, что нас окружает, состоит из воды. Его тезис – “всё из воды и всё в воду”.

    Вода одушевленная субстанция, которая, как и космос, наделена одушевлёнными силами. Фалесом была заложена мысль о единоначалии природы, то есть, рождённая из единого целого. Современниками это принято называть натурфилософией.

  • Анаксимандр. Земля, согласно его учению, есть невесомое тело, которое парит в воздухе. Современный мир сложился из морских отложений на границе между водой и берегом. По учению Анаксимандра, Вселенная умирает, чтобы снова возродиться.
  • Ещё один представитель милетской школы Анаксимен ввёл понятие апейрона – неопределённого начала. Он понимает воздух как наполняющее всё живое и неживое. Душа человека также состоит из воздуха. Если разрядить воздух, он распадётся на пламя и эфир, по мнению философа, сгущаясь же, воздух превращается сначала в облака, затем в ветер и камни.
  • Из философов Древней Греции раннего периода становления выделялся Гераклит из Эфеса. Он происходил из аристократического рода, однако оставил свой дом и ушёл с учениками в горы. Фундаментом всего сущего Гераклит считал огонь. Душа человека, вечна горящая, тоже состоит из огня. Удел мудреца – быть вечно наполненным огнём поиска истины, утверждал философ. Один из самых известных тезисов Гераклита: “всё течёт, всё меняется.” Как и философы милетской школы Гераклит считал, что Вселенная умирает, чтобы снова возродиться. Главное отличие его философии состоит в том, что всё живое материальное рождается в огне и уходит в огонь.

Рис. 1. Гераклит.

Гераклит создал новое понятие в философии – “Логос” -это своеобразный свод законов созданный божественными силами. Логос, иными словами, голос космоса, но даже услышав, люди не понимают и не принимают его. Всё живое может меняться, но сущность Логоса всегда остаётся прежней.

Пифагор. Этот древнегреческий философ и математик основал свою школу в Кротоне. Пифагорийцы считали, что государством должен управлять человек с благородным сердцем. В основе всего сущего, считал мыслитель, лежат числа. Учёный также известен доказательством своих геометрических и математических теорем. Таблицей Пифагора пользуются с древнейших времён по сей день.

Особенности философии античного мира

У античной философии был ряд характерных особенностей, которые отличали ее от других философских течений.

  • Для данной философии характерна синкретичность, то есть слитность самых важных проблем, и в этом ее отличие от более поздних философски школ.
  • Для такой философии характерна и космоцентричность — космос согласно ей, связан с человеком множеством неразрывных связей.
  • В античной философии практически не было философских законов, очень многое в ней было разработано на уровне понятий.
  • Огромное значение в ней имела логика, и ее разработкой занимались ведущие философы того времени, среди них Сократ и Аристотель.

Эллинистическая философия: эпикурейство, скептицизм, стоицизм

Афины стали главным центром эллинистической философии, где несколько влиятельных школ соперничали друг с другом. Сначала были философские школы, возникшие в IV веке до нашей эры. …Платоном и Аристотелем. Но постепенно Академия Платона и перипатетическая школа утратили свое влияние на философскую мысль и превратились в закрытые элитарные учреждения. Новые философские системы (эпикурейцы, скептики, стоики, киники) все больше соответствовали общему уровню социальной и культурной атмосферы своей эпохи.

Эпикур (ок. 341-270 гг. до н.э.) был основателем эпикурейской школы. Философия для Эпикура была самым важным и главным средством достижения человеком счастливой жизни, свободной от страха перед будущим. Чтобы достичь невозмутимости самосознания, необходимо знание природы.

В эпистемологии Эпикур был сенсуалистом, который считал, что главным критерием истины являются ощущения, данные нам непосредственно. Вторичными критериями считаются предвосхищения, переживания и «образное литье мысли». По его мнению, органы чувств не являются ложными, ложным является только разум.

Теория природы Эпикура включает в себя общие, идеологические, а также частные вопросы. Он пишет не только о происхождении мира, но и о восходе и заходе небесных тел, их движении, фазах луны и т.д. Главное для него — доказать, что причины природных явлений естественны. Отстаивая материальное единство мира, Эпикур резко противопоставляет науку мифологии. Физика, по его мнению, должна не только описывать природу, но и находить естественные причины природных явлений. Именно такая физика может принести людям безмятежность, которую искали эпикурейцы, и освободить людей от широко распространенного страха перед небом.

В основе этического учения Эпикура лежит понятие удовольствия. Счастье человека заключается в достижении удовольствия, но при этом подчеркивается, что удовлетворение физических потребностей необходимо для духовного мира человека, для равновесия его душевного состояния. Считается, что благодаря этому удовлетворению душа человека становится спокойной и безмятежной. Смысл удовольствия — это удовольствие от ума (литература, искусство и т.д.), а не от физических благ.

Эпикурейский идеал мудреца имеет твердые и обдуманные убеждения. Он не подвластен судьбе, но достигает блаженства и спокойствия ума (атараксия) благодаря знанию. В то же время Эпикур отказывается от политической деятельности и провозглашает принцип: «Живи незаметно!». Общество, по его мнению, возникает искусственно из договора, заключенного «атомными», то есть изначально живущими в уединении. Установленные ими обычаи и законы призваны служить взаимной выгоде.

Элементы скептицизма как сомнения в достоверности всех знаний присутствовали в учениях многих древнегреческих мыслителей. Однако крайний скептицизм как значительное течение в философии появился лишь в эллинистические времена. Пиррон считал, что человек должен всегда сохранять спокойствие и стремиться к счастью. Для этого необходимо было воздержаться от суждений, поскольку невозможно постичь истину. Отсюда безмятежность, спокойствие и невозмутимость ума, которые для него были высшим уровнем счастья (атараксия).

Работа Секста Эмпирика является кульминацией античного скептицизма. Главное для него — феномен вещи, а не то, чем является вещь и какова ее сущность. Он не знает их и не хочет знать. Секст пишет о нейтральном бытии, всегда помня об эквивалентности утверждения и отрицания, изостении. Структура философствования Секста обычно состоит из двух или трех элементов. Второй элемент является отрицанием первого, а третий задумывается либо как синтез первых двух, либо как нечто третье, уже независимое от первых двух. Выводы везде одинаковы: Никто и никогда не может знать ничего ни о чем, независимо от того, каким образом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методы и формы научного познания
  2. Одномерный человек Маркузе и Ортега-и-Гассета
  3. Сергей Иосифович Гессен, русский философ-неокантианец
  4. Роль науки в формировании философии
  5. Феномен иллюзии в западноевропейской философии
  6. Значение справедливости для познания себя и мира и правильной жизни
  7. Чувственный уровень познания
  8. Русские философы о свободе и воле (Н. Лосский, С. Франк, Н. Бердяев)
  9. Значение К. Поппера для философии науки
  10. Структура современной философии

Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)

Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека. Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира.

Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).

У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.

К натурфилософам относят:

Школа Главные представители Основные идеи Что является первоосновой мира
Ранние натурфилософы
Милетская школа Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.) – основатель школы Природа отождествляется с Богом Вода
Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезают Апейрон –абстрактная материя, находящаяся в вечном движении
Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.) Основал учение о небе и звездах (античную астрономию) Воздух
Эфесская школа Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.) Все в мире изменчиво – «в одну реку нельзя войти дважды» Первоогонь – символ всеобщей, разумной и одушевленной стихии
Элейская школа (элеаты) Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.) Человеческие чувства не дают истинного знания, а приводят лишь к мнениям «Единое» – вечное, совершенное бытие, которое и есть Бог.
Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?) Подлинную истину –«алетейю»-можно познать лишь разумом Вечное бытие без начала и конца
Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.) Движения не существует, т.к. движущийся предмет состоит из множества покоящихся точек (Ахиллес и черепаха)
Поздние натурфилософы
Учение Пифагора и его последователей – пифагорейцев Пифагор (2-я пол. 6-начало 5 вв. до н.э.) Гармония, порядок и мера – главное в жизни и человека, и общества Число-символ мировой гармонии
Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.) Движущие силы мира – противостояние Любви и Вражды Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь.
Стихийное материалистическое направление Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) Нус,Ум (интеллект) –упорядочивает хаотичную смесь семян, вследствие чего возникают вещи «Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек
Атомистический материализм Левкипп, Демокрит из Абдер (?-ок. 460 в. до н.э.) Все тела образуются в результате многообразных соединений атомов Атомы – бесчисленные, постоянно движущиеся элементы

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Школа элатов

Школа элатов уделяла своё основное внимание объяснению природе мира и бытию человека в этом мире. Основные философы этой школы – Зенон, Ксенофан и Парменид

  • Ксенофан, философ и поэт, одним из первых заговорил о подвижности Вселенной. Он также подверг критике религию древних греков. Высмеивал и прорицателей с предсказателями, называя их мошенниками.
  • Приёмный сын Парменида Зенон разработал теорию “мира мнения”, в которой главная роль принадлежит движению и числу. Этот мыслитель пытается отсечь всё непонятное методом исключения.
  • Парменид утверждал, что в мире нет ничего, кроме бытия. Критерием всего, считал философ, служит разум, а всё чувственное имеет размытые границы и не подлежит глубокому осмыслению.

Закат Древнегреческой философии

Классический период философской мысли Древней Греции завершился со смертью Аристотеля. К III веку до н. э. наступил закат философии, так как Эллада пала под ударами Рима. В этот период приходит в упадок духовная и нравственная жизнь древних греков.

Основными идеологиями в этот период принято считать эпикурейство, скептицизм и стоицизм.

  • Эпикур – видный философ, родился в 372 году до н. э. Он утверждал, что мир невозможно изменить. Согласно учению мыслителя, атомы передвигаются в пустом пространстве. Высшим началом человека Эпикур считал удовольствие. Вместе с тем, мыслитель утверждал, что безнравственный человек не может быть счастлив.
  • Клеанф – один из основателей стоицизма утверждал, что мир есть живое вещество управляемый законом божественных сил Логосом. Человек должен слышать волю богов и подчиняться каждому их велению.
  • Философом Пирроном было введено понятие скептицизма. Скептики отвергали накопленные знания людей, утверждая что человек не может знать и малую толику об окружающем его мире. Поэтому человек не может судить о природе вещей и тем более давать ей какую-либо оценку.

Несмотря на закат философской мысли Древней Греции, она заложила фундаментальную основу человеческой личности становления моральных и нравственных принципов.

Что мы узнали?

Постепенный переход древнегреческих философов от простого созерцания природных явлений к самой сущности человека, создал фундамент для современного моральных качеств с синтезом науки. Кратко самые главные философы Древней Греции – это Аристотель, Платон, Сократ и Демокрит: о них и некоторых других философах и философских течениях рассказывается в этой статье.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Философия Древней Греции — кратко о самом главном

Считается, что зарождение древнегреческой философии произошло в промежуток VII VI вв. до нашей эры. Самые ранние философы Древней Греции — Фалес, Пифагор, Гераклит, Анаксимандр, Ксенофан и Анаксимен.

В чём заключается проблема происхождения слова «философия», которое является древнегреческим? Оно означает «любомудрие» или, по-другому, «любовь к мудрости».

Некоторые спрашивают, почему философия зародилась именно в Древней Греции? Ошибочно так полагать, так как это произошло немного раньше. Еще в Индии и Китае существовали мудрецы, в высказываниях которых прослеживались черты, присущие данной науке.

Но именно в Древней Греции философия достигла периода расцвета.

Этапы развития древнегреческой философии

Периодизация, в свою очередь, делилась на три этапа.

Досократовский период

Считается самым ранним периодом. Известные представители — Фалес, Зенон, Пифагор и Демокрит. Классический период, в котором проявит себя Сократ, появился немного позже.

Если имена Демокрита и Пифагора (теорема Пифагора) более или менее знакомы обычным людям, то имена Фалеса и Зенона вряд ли знакомы тем, кто не изучал философию основательно.

Фалес объяснял сложные процессы, разложив их на простые составляющие. Таким образом сложные явления можно было легко понять, если знать простые законы, благодаря которым они случаются. Так получил своё становление один из методов изучения мира — редукционизм.

Демокрит — основатель теории атомизма, которая подразумевает, что всё в мире состоит из атомов.

Классический период

Произошел плавный переход и в нём в полной мере проявили себя Сократ, Аристотель, Платон (политический мыслитель) и Ксенофонт. Последние были учениками Сократа.

Специфика этого периода заключается в том, что произошёл переход от рассмотрения и изучения природы к человеку. Появляется такое понятие, как «личность».

Поступки «личности» рассматривались теперь с моральной, этической точки зрения и со стороны совести. Труды Платона дошли и до наших дней, благодаря чему учёные смогли сделать выводы о том, как развивалась древнегреческая философия.

Эллинистический период

Самый длительный период. В нём берут свои истоки течения эпикуреизма, кинизма и стоицизма, которые характерны для этой эпохи.

Таблица их отличий выглядела бы примерно так: для эпикуреизма характерно признание вечности окружающего мира, получение удовольствий. Его последовали отказывались верить в судьбу.

Для стоицизма характерно было следовать судьбе и жить в гармонии. Последователи считали, что человек — дитя космоса и его судьба уже давно предопределена. В отличие от эпикурейцев, от удовольствий следовало отказываться.

Киники считали, что человек, подобно собаке, может довольствоваться малым. Основоположником этого философского течения (кинизм) стал Антисфен. Считалось, что в жизни человека много лишнего, без чего он вполне мог бы обойтись. После смерти одного из самых заметных учеников, на могиле умершего была установлена скульптура собаки.

Софисткая школа

Школа софистов была известна своим критическим отношением к религии многобожия Древней Эллады, основоположником этой школы стал Протагор.

  • Протагор был философом-путешественником, объехавшим всю Грецию и бывавший за границей. Он встречался с видными политическими деятелями Эллады: Периклом и Еврипидом, которые искали его советов. Основой идеологии Протагора стал его тезис: “человек есть мера всего” и ” человек всё понимает, как понимает”. Его слова следует понимать как то, что человек видит и чувствует, и есть на самом деле. Учение философа привело к тому, что его обвинили в атеизме и изгнали из Афин.
  • Антифонт – один из младшего поколения софисткой школы. Мыслитель считал, что человек сам должен заботиться о себе, при этом сущность природы неотделима от человека. Антифонт, также как и Протагор, подвергся гонениям со стороны властей за то что женился на рабыне, а всех своих рабов отпустил на волю.

Деление учений

Античная философия представляет собой совокупность учений, зарождение которых произошло на территории древних Греции и Рима в период с VI века до н. э. по VI век н. э. Более точными сроками традиционно называют 585 год до н. э. — 529 год н. э., когда император Юстиниан закрыл в Афинах неоплатоническую школу.

Интересный факт: первым философом считается греческий философ и математик Фалес, который предсказал затмение Солнца, последним — христианский теолог Боэций.

Периодизация античной философии приведена в таблице.

Название этапа Время Представители Описание кратко
Натурфилософский (доклассический) VII—V веков до н. э. Фалес, Пифагор, Диоген Аполлонийский Изучение устройства мира и проблемы первоначал
Классический V—IV века до н. э. Сократ, Платон, Аристотель Переход к решению проблем человека и общества. Создание первых философских систем.
Эллинистический IV—I века до н. э. Пиррон, Эпикур, Диоген Синопский, Гораций Соперничество разных школ. Изучение проблемы счастья.
Римская и позднеантичная философия (религиозная), неоплатонизм I—V века н. э. Цицерон, Лукреций, Сенека, Плутарх, Марк Аврелий Центр наук переходит в Рим, изучение проблемы религии.

Философия Платона и Аристотеля

Платон (427-347 гг. до н.э.) был первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которой заключается в том, что он признавал мир идей, понятий и мыслей первичным по отношению к миру вещей. Философские произведения Платона написаны в основном в форме диалогов: «Апология Сократа», «Фаэдо», «Кратил», «Софист», «Пир», «Протагор», «Государство», «Тимей», «Законы» и др.

Философия Платона представляла собой синтез всех предыдущих знаний, изложенных на понятном языке. Для него истинное существование принадлежит вечному миру духовных сущностей. Этот мир первичен, мир вещей — лишь слабое отражение, своего рода тень мира идей. Мир идей вечен и неизменен.

В философской системе Платона можно выделить четыре компонента философского знания времени: Онтология, космология, эпистемология и этика.

По Платону, бытие многообразно и состоит из идей. Условием существования бытия, то есть идеи, является единство, которое отождествляется с благом. С учением о бытии тесно связано учение о космосе, космология. Платон развивает учение о сотворении космоса Божеством из первозданного хаоса, причем Творцом является Демиург. Понимая, что неразумное творение не будет совершенным, он заложил разум в душу космоса, а душу — в тело. Он представлял себе космос как сферу, в центре которой находится наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, питаемые их душами. Именно душа является основой человеческого разума, дает ему способность познавать окружающий мир.

Теория познания Платона построена на том, что у человека есть врожденные идеи, которые он «извлекает» для себя, чтобы познать мир. По его мнению, для того чтобы познать вещь во всех ее проявлениях, необходимо знать смысл вещи, то есть созерцать идеи разумом.

Учение Платона о душе тесно связано с учением о средствах познания вечного мира идей. Душа состоит из трех частей: рациональной, волевой и чувственной. Теория познания состоит из трех частей. Первая — это учение об эросе, то есть о состоянии мистического энтузиазма, который сопровождает и обуславливает познание. Тогда это теория запоминания. Третья часть теории познания посвящена определению роли теоретического мышления. Эта часть называется диалектикой и представляет собой рациональное постижение истинно существующих родов бытия или идей.

Негативный тип состояния встречается в четырех формах: Тимократия (власть честолюбцев), олигархия (правление немногих), демократия (власть большинства), тирания (власть одного над всеми).

Платон основывает свою модель идеального государства на учении о строении души. Как душа состоит из трех частей (рациональной, волевой и чувственной), так и государство должно иметь три группы состояний. Рациональная часть души, добродетель которой заключается в мудрости, должна соответствовать сословию правителей — философов; волевая часть, добродетель которой заключается в мужестве — сословию воинов (стражников); волевая часть души — сословию крестьян, ремесленников и купцов. Именно такое состояние, по мнению Платона, является добродетельным. Однако Платон ничего не может сказать о способе создания идеального государства, и он надеется на случай, который может привести к его появлению в будущем.

Согласно Платону, формы идеального государства могут быть разными (монархия, аристократия и демократия), хотя он предпочитает монархию. Для того чтобы власть выражала не личные, а народные интересы, необходима хорошая организация образования граждан. И здесь важную роль играет отношение граждан к собственности. Именно частная собственность, по мнению Платона, разрушает целостность и единство государства и настраивает людей друг против друга. В связи с этим хранители и философы, которые выходят из их рядов, не имеют частной собственности. Ради целого, то есть государства, он ликвидирует и семью.

Философские школы Древнего мира

Милетская школа

Одной из самых древнейших философских школ принято считать Милетскую школу. Среди ее основателей был Фалес, астроном. Он считал, что в основе всего лежит некая субстанция. Именно она является единым началом.

Анаксимен считал, что началом всего нужно считать воздух, именно в нем отражается бесконечность и изменяются все объекты.

Анаксимандр является основателем идеи о том, что миры бесконечны и основой всего, по его убеждению, является так называемый апейрон. Он представляет собой невыразимую субстанцию, основа которой остается неизменной, в то время как его части постоянно пребывают в изменении.

Школа Пифагора.

Пифагор создал школу, в которой ученики изучали законы природы и человеческого социума, а также разрабатывали систему математических доказательств. Пифагор считал, что человеческая душа бессмертна.

Элейская школа. 

Ксенофан выражал свои философские воззрения в виде стихов и занимался высмеиванием богов, критиковал религию. Парменид один из главных представителей этой школы, разрабатывал идею бытия и мышления в нем. Зенон Элейский занимался развитием логики и боролся за истину.

Школа Сократа.

Сократ не занимался написанием философских трудов, как его предшественники. Он разговаривал с людьми на улице и в философских спорах доказывал свою точку зрения. Он занимался развитием диалектики, занимался развитием принципов рационализма в этическом преломлении и считал, что тот, кто обладает знанием о том, что такое добродетель ни станет вести себя плохо и причинять вред окружающим.

Таким образом, античная философия послужила основой для дальнейшего развития философской мысли и оказала огромное влияние на умы многих мыслителей того времени.

Общие сведения

Философия дословно означает «любовь к мудрости». Это форма познания мира, которая выработала систему общих характеристик, знаний и познаний бытия человека, отношения человека и мира. Наука занимается изучение общих законов развития общества и мира, изучение нравственных категорий и ценностей, процесса познания и мышления.

Самое раннее употребление слова «философия» встречается в работах Геродота и Фукидида, в современном значении термин употреблял Сократ.

Античная философия формировалась на основе мистерий (греческое учение VI века до н. э., связанное с именем певца Орфея) и традиций мудрствования мыслителей, политиков и общественных деятелей. Немалое влияние на учение оказали мудрецы и жрецы Месопотамии, Египта, древневосточные страны.

В первые века философия в основном изучалась и записывалась на греческом языке. Начиная со II—I вв. еков до н. э. литература также создавалась на латыни. Многие тексты также переводились на сирийский и арабский языки, что позволило сохранить труды в переводах, в то время как греческие оригиналы оказались утрачены.

Специфика и особенности античной философии следующие:

  1. Она синкретична: проблемы не разделены на отдельные, как в более позднее время, а «слиты» в единое. При этом проблемы исследовались различные: этические, эстетические, правовые, политические и т. д.
  2. Она космоцентрична и пантеистична: охватывает Космос целиком вместе с человеком и исходит из Космоса. При этом признавалось существование богов, близких человеку, как части природы. Сам человек также был частью природы, не выделялся.
  3. Наука функциональна: философы стремились ответить на кардинальные вопросы, помочь людям.
  4. Философия в Античности многого достигла на понятийном уровне: логика этого времени — это логика общих понятий.
  5. Древняя философия имела собственную этику — этику добродетели (в отличие от более поздней этики долга и ценностей). Философское мировоззрение основывалось на мысли, что человек одарен как добродетелями, так и пороками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: