Владимир Францевич Эрн
Эрн Владимир Францевич (1882—1917), религиозный философ, публицист.
Окончил Московский университет. В духе идей христианского платонизма, прежде
всего восточной патристики и идей В. С. Соловьёва, развил учение о логосе
как творческом начале бытия (сборник «Борьба за Логос», 1911). Сторонник
христианского социализма. Историко-философские труды о Г. С. Сковороде,
В. Джоберти.
Другие биографические материалы:
Лосский Н. Философ и публицист (Большая
энциклопедия русского народа):
«…По учению Эрна, логос есть конкретное живое существо, вторая ипостась
Троицы, воплощенная и присутствующая в историческом процессе. Эрн называет свою
философию «логизмом». Его кн. «Борьба за логос» — это сборник очерков, в которых
он противопоставляет 2 философские тенденции — рационализм и свой «логизм».
Рационализм исследует субъективные данные опыта и их разработку в соответствии с
формальными правилами логики, т. е. понимания…»
Марченко О.В. Русский философ (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010):
«…Основой философской концепции Эрна является противопоставление
новоевропейского «рационализма» с его «меонизмом» (онтологический нигилизм, от
греч. … — «не-сущее»), имперсонализмом, детерминизмом и антично-христианского
«логизма» с его онтологизмом, персонализмом, свободой. Ratio — это ущербное
самоопределение философского разума, осуществленное в новоевропейской философии
(истоки его — в схоластике, гуманизме Возрождения, религиозном индивидуализме
Реформации)…»
Марченко О. В. Философ, историк философии, публицист
(Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное.
Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).
Абушенко В.Л. Один из руководителей «Христианского
братства борьбы» (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А.
Минск, 1998):
«…Философ может лишь свидетельствовать Истине и исповедовать ее. Субъект в
логизме противостоит не «вещи», а человеку, осознающему себя в Логосе,
преодолевающему разрыв мысли и сущего. Истину (Логос) невозможно принять в себя,
но можно и должно жить бытием в Логосе, т.е. бытием в Истине. Логос —
посредствующее в творении личностное начало, форма форм, целокупность смыслов,
единство постигающего и постигаемого…»
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Взгляды Эрна
сформировались под влиянием славянофилов (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В.
Краткий философский словарь. М. 2010):
«…«Разум» европейского мышления и «разум» русской философской традиции — два
разных понятия. Эрн противопоставляет «Ratio» и Логос. Русская философская
мысль, развивавшаяся на основе греко-православной традиции, в свою очередь во
многом опирающаяся на античность, кладет в основание всего Логос. «Ratio» есть
чисто человеческое свойство…»
Свой выбор в пользу религиозной метафизики Эрн сделал
очень рано (Энциклопедия «Мир вокруг нас»):
«…Все пронизано живым Логосом, все наполнено бытием. Но и сама мысль
бытийственна, и человек никак не может в своем философском опыте быть
сторонним наблюдателем. Эта роль для него допустима в опыте научном, когда
речь идет о познании истин «частичных» и в этом смысле относительных. У
философии, считал Эрн, своя задача: философия не может не стремиться к
познанию абсолютному, иначе она просто перестает быть философией…»
Сочинения:
Христианское отношение к собственности. М., 1906;
Церковное возрождение.
О приходе // Вопросы религии. Вып. 1. М., 1906;
Социализм и общее
мировоззрение. Сергиев Посад, 1907;
Христианство / Соавт. А. Ельчанинов //
История религии. М., 1909;
Гносеология В. С. Соловьева // Сб. 1: О Владимире
Соловьеве. М., 1911;
Г. С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912;
Критика
кантовского понятия истины // Философский сб. Л. М. Лопатину к 30-летию
научно-педагогической деятельности. М., 1912;
Толстой против Толстого // Сб.
2: О религии Льва Толстого. М., 1912;
Природа научной мысли. Сергиев Посад,
1914;
Розмини и его теория знания. М., 1914;
Время славянофильствует. Война,
Германия, Европа и Россия. М., 1915;
Философия Джоберти. М., 1916;
Разбор
послания Святейшего Синода об имени Божием. М., 1917;
Верховное постижение
Платона // Вопросы философии и психологии. 1917. Кн. 137—138;
Идея
катастрофического прогресса // Литературная учеба. 1991. Кн. 2; Соч. М.,
1991.
Сочинения. М., 1991
Литература:
Аскольдов С. Памяти
В.Ф.Эрна. – Русская мысль, 1917, № 5–6
Булгаков С.Н. Памяти В.Ф.Эрна. –
Христианская мысль, 1917, № 11–12
Флоренский П.А. Памяти В.Ф.Эрна. –
Христианская мысль, 1917, № 11–12
Афоризмы
Безжалостная действительность уничтожает иллюзию.
Время делает человека рабом.
Гроза и разрушает, и оплодотворяет, и губит, и живит.
Время течет не останавливаясь. Все, что дается сейчас, через мгновение пропадает.
Высшие ценности, величайшие святыни – возбуждают и самую ожесточенную борьбу.
Для истинной культуры нет врага более ужасного, чем рационализм.
Если бы у нас была только свобода хотения, то у нас не было бы вовсе свободы.
Идолы падают, кумиры свергаются, и в их разрушении вдруг ощущаешь неисповедимые пути Провидения.
Каждый человек имеет свою мечту. Каждый грезит о мире своеобразным, индивидуальным образом.
Когда проблему свободы берутся решать практически – льются потоки крови.
Кто чувствует силу слов, кто ощущает жизнь порожденной мысли, тот может представить, как мысль эта растет, развивается, становится цельным, прекрасным мировоззрением и, подобно готическому храму, тянется к небесам.
Мы должны освободиться от двух вещей: от господства над нами времени и от господства над нами смерти.
Нет ничего враждебнее культуре, чем цивилизация.
Не думать – это легко.
Освободить в мелочах и оставить рабство в главном – это значит не освободить, а только с еще большей силой подчеркнуть это рабство.
Своей собственной, внутренней правды меч не имеет.
Смерть есть величайшее из всех возможных видов рабства
Философское сомнение – это тот скрытый двигатель, которым созидаются все философские построения.
Цивилизация есть изнанка культуры
Чтобы достигнуть божественного ядра мысли, нужна напряженность мышления.
Это немцы учили нас исключительности. Наши же цели – вселенские.
Биография
Русский философ, публицист, сторонник славянофильства. Автор сборников статей «Борьба за логос» (1911) и «Меч и Крест» (1914).
Родился в Тифлисе в 1882 году. В 1900-1904 гг. изучает философию на историко-филологическом факультете Московского университета, впоследствии доцент и профессор. В 1906 г. среди организаторов Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева в Москве, активно участвует в работе общества, читает лекции на тему «Социализм и христианство». Сотрудничает с издательством «Путь», в 1912 г. публикует труд «Г. С. Сковорода. Жизнь и учение». В 1914 г. защищает магистерскую диссертацию «Розмини и его теория знания». В 1916 г. подготавливает докторскую диссертацию «Философия Джоберти» (не успел защитить). Умер от нефрита в 1917 году.