Мудрец в рваном плаще
Первая и главная проблема, встающая при изучении биографии и творчества киников, — нехватка достоверных сведений о них (впрочем, вообще мало кому из античных философов повезло в этом смысле так же, как Платону). Большая часть первоисточников утеряна безвозвратно, а дошедшие до нас тексты зачастую фрагментарны и могут приписываться тем или иным авторам ошибочно. Современники, оставившие свидетельства о киниках, нередко относились к ним с предубеждением. А монументальный труд Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», один из самых ценных источников сведений по этой теме, представляет собой скорее пестрое собрание анекдотов, чем серьезную монографию. К тому же автор жил на несколько веков позже тех, о ком он писал.
Киников трудно назвать «школой» в буквальном понимании этого слова. У них не было своего центра преподавания, каким для Платона и его воспитанников стала Академия, для Аристотеля — Ликей, а для Зенона Китийского — расписная стоя. Формальной традиции передачи знаний от учителя к ученику у киников тоже не существовало. Однако были общие ценности и модели поведения, которым старались следовать все представители течения.
В ученой среде долго велись споры о том, кого правомерно считать первым киником: одни называли Антисфена, другие — Диогена Синопского, третьи же знаменитого «человека-собаку» вообще не причисляли к этому направлению, полагая, что оно возникло позже. Сейчас большинство исследователей всё же признаёт его основателем течения, а «промежуточным звеном» между ним и Сократом, по их мнению, стал Антисфен.
Этот философ, живший в V–IV веках до н. э., был незаконнорожденным сыном свободного грека и фракийской рабыни. В молодости Антисфен учился у софиста Горгия, а в более зрелом возрасте стал последователем Сократа: чтобы послушать учителя, он ежедневно проходил по 40 стадиев (около 8 километров) в одну сторону.
Ксенофонт в диалоге «Пир» описывает дружескую попойку, в которой участвует Сократ со своей паствой.
Из диалога Платона «Федон» мы узнаём, что Антисфен стал одним из очевидцев смерти Сократа и предшествовавших ей событий. Унижение и казнь любимого учителя, вероятно, должны были произвести на него сильнейшее впечатление и породить жгучую неприязнь к ценностям и жителям афинского полиса.
После смерти Сократа Антисфен становится преподавателем в гимназии на холме Киносарге, где учились такие же неполноправные граждане, как и он сам. Некоторые историки философии предполагают, что от названия возвышенности (в переводе с греческого «белый пес») и произошло слово «киники». Более популярна, однако, другая трактовка: с точки зрения добропорядочного афинянина, жизнь панк-мыслителей той поры не очень отличалась от собачьей — так они и получили свое прозвище.
Эпатажный афинянин полагал, что для достижения счастья хватит одной добродетели: «…для этого ничего не нужно, кроме Сократовой силы. Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний. Мудрец ни в чём и ни в ком не нуждается, ибо всё, что принадлежит другим, принадлежит ему. Безвестность есть благо, равно как и труд».
Вслед за Сократом Антисфен утверждал, что именно добродетель, а не стремление к удовольствиям и есть цель человеческой жизни, и даже говорил, что «предпочел бы безумие наслаждению».
Он был довольно плодовитым литератором, оставившим после себя, как пишет Диоген Лаэртский, десять томов сочинений, из которых до наших дней дошли лишь несколько отрывков и два текста, написанных им еще в бытность софистом. Антисфен делал своими персонажами простых ремесленников и бедняков, а не аристократов-философов, становившихся героями диалогов Платона. Афинян, гордившихся собственным происхождением, предтеча киников презирал и говорил, что они ничуть не родовитее улиток или кузнечиков.
В области логики, по словам Навиа, Антисфен отрицал возможность определения явлений. Абстрактного «человека» не существует в природе — есть лишь отдельные люди, которых мы называем по имени.
Философия Диогена
Диоген приехал в Афины, где познакомился с Антисфеном, однако поначалу последний отказывался брать будущего философа в ученики. Но Диоген был таким настойчивым, что Антисфену пришлось согласиться.
Подобно своему учителю, Диоген верил в самоконтроль, важность личности каждого человека и был уверен, что каждый должен стремиться к совершенству в своей жизни и поведении (к добродетели) и отказаться от всего ненужного: личных вещей, социального статуса. Диоген был настолько горяч по темпераменту, что проповедовал свои взгляды на рынках в Афинах, на городских улочках и везде, где был народ
Диоген был настолько горяч по темпераменту, что проповедовал свои взгляды на рынках в Афинах, на городских улочках и везде, где был народ.
Однажды он поселился в бочке из-под вина, чтобы на собственном примере доказать всем окружающим, что настоящему философу и счастливому человеку вполне достаточно таких условий существования для обретения истинного счастья.
О Диогене складывалось множество легенд.
Он был достаточно популярным персонажем в Афинах: иногда его прямолинейность не знала границ. Стремясь к идеалу честности, Диоген выступает против всего «манерного» в человеческой природе.
Во время публичных выступлений он мог начать справлять нужду или мастурбировать, не считая это зазорным.
Философ считал, что человеческая личность – это самое ценное, что может быть в мире, и никакие социальные и моральные условности не должны мешать духовному развитию людей.
По мнению Диогена, общество было насквозь искусственным, потому что большая часть людей не соответствовала высоким принципам морали и добродетели.
Общество просто не могло воспитать прекрасных людей. Именно поэтому Диоген ходил по городу со свечой в поисках настоящего человека, соответствующего его высоким идеалам.
Все люди, по мнению философа, пребывают в сонном состоянии, не осознавая, что реальность – это не всё, что существует на самом деле, что гораздо важнее уделять внимание внутреннему миру, чем внешнему. Как это ни странно, Диоген не был первым философом, утверждавшим, что люди должны обращаться к себе: Гераклит, Ксенофан и даже Сократ указывали на необходимость «проснуться» от навязчивых человеческих дум и чаяний, чтобы полностью познать себя и мир
Как это ни странно, Диоген не был первым философом, утверждавшим, что люди должны обращаться к себе: Гераклит, Ксенофан и даже Сократ указывали на необходимость «проснуться» от навязчивых человеческих дум и чаяний, чтобы полностью познать себя и мир.
Жители Афин часто считали Диогена душевно больным – слишком рьяно он отстаивал свои жизненные взгляды.
Но философ на собственном примере хотел показать, как нужно жить. И хотел, чтобы все люди следовали его ценностям.
Диоген: биография
На полотне немецкого живописца Иоганна Тишбейна «Диоген искал человека», написанном в 1780 г., изображен античный седовласый старец с горящей свечой в закрытом фонаре. Он шествует по улице среди женщин и мужчин на фоне греческой статуи и египетской пирамиды.
Опираясь на посох, Диоген освещает пространство вокруг себя. Его лицо сосредоточено и целеустремленно. Люди, следящие за ним как будто ждут ответа или указания от мудреца.
Художник идеализировал отношение современников к Диогену Синопскому. Достойная оценка, признание, цитирование крылатых фраз, звание «философского саксаула» — все придет к нему гораздо позже.
Точные дата рождения Диогена, также как и обстоятельства его смерти, до сих пор не установлены. Родился он около 412 г. до нашей эры в греческой колонии Синоп на южном побережье Черного моря.
Диоген и Александр Македонский
Умер Диоген Синопский в городе Коринфе в довольно почтенном возрасте в один день с великим полководцем Александром Македонским — 10 июня 323 г. до нашей эры, который прожил в три раза меньше старца. Диоген был современником Аристотеля, выдающегося философа, ученика Платона и наставника Александра Македонского.
Александр Македонский и Диоген
Истории известны факты встреч при жизни нищего философа и властителя половины мира. Македонский восхищался мудрецом, заявлял, что хотел бы быть Диогеном. Провидец предсказал смерть Александру в походе на Индию.
Диоген и его история
Отец Диогена занимался чеканкой и разменом монет. Видимо, он был влиятельным человеком в обществе, так как найдены монеты с изображением личного профиля.
Привлекая сына к семейному ремеслу, участвовал в общественной жизни города. Но нажил себе проблем в схватке между персидскими и греческими группировками за установление политической власти.
Диогену предсказывали, что у него произойдет переоценка ценностей. Молодой мужчина попал на службу. Там он воевал, был взят в плен македонцами и продан в рабство. Купивший Диогена рабовладелец, оценил ум и таланты пленного грека. Он доверил ему обучение своих сыновей метанию дротиков, верховой езде, поэзии и истории.
В философии Диоген придерживался идей космополитизма. Своим учителем считал Антифена, основателя школы киников (дословное значение — истинная собака). Доподлинно неизвестно, встречались ли они лично друг с другом.
В свое время Антифен учился у Сократа. Эта преемственность мыслей прослеживалась в учении философов и Диогена называли «сумасшедшим Сократом». Являясь оппонентом Платона, он оспаривал с ним материальную сущность вещей: «чашку вижу, а чашности — нет».
Активный пропагандист полной свободы и независимости, целомудрия и самоконтроля, разрушитель общепринятых устоев, норм морали и религиозных церемоний, Диоген высмеивал даже толкователей снов.
Великий аскет
Автор многочисленных сочиненных им трагедий и трактатов, представляющих единую систему взглядов, формой своего поведения выбрал эпатаж. Мыслитель шокировал сограждан своим аскетическим и суровым образом жизни. Он жил в бочке, добровольно лишая себя абсолютно всего.
Увидев, как мальчишка ловко пьет воду из подставленных под струю ладошек, он разбил свою единственную глиняную чашку. Решив, что вполне может обходиться и без нее. Единственный его слуга Манес и тот сбежал от своего хозяина. Просил мудрец о чем-либо у безмолвных статуй, приучая себя к отказам и непониманию.
Памятник Диогену Синопскому
Идеи философа, которому завидовал великий Александр Македонский, не имеют национальности, они вселенского масштаба. Памятник человеку мира, как он сам себя называл, стоит в Турции на родине философа. Мраморный Диоген Синопский с фонарем и собакой до сих пор ищут человека среди людей.
В этом видео «Диоген Синопский» дополнительная информация к статье
Уважаемые читатели, оставляйте комментарии к статье. Не стесняйтесь!
Философия и идеи Диогена
Какие-либо работы, написанные самим Диогеном, современным учёным неизвестны. Некоторые современники говорили, что он был ленив, презирал учёность и письмо, а некоторые, напротив, приводят целые библиографии написанных Диогеном сочинений. Известно лишь то, что Диоген не любил многословную учёность, а предпочитал конкретные краткие формулировки. К тому же он считал, что учить нужно не словами, а конкретным примером. Возможно, поэтому его работ и не существовало. Необходимо понимать, что философия Диогена это не некое стройное учение с понятийным аппаратом и набором определённых категорий, а «жизненная» философия, набор принципов, которыми нужно руководствоваться в быту, а не во время научных диспутов. Поэтому вывести некую систему взглядов Диогена практически невозможно.
Для того чтобы понять поведение и речи Диогена, нужно помнить, что он был учеником Антисфена. Антисфен считал, что человек должен жить подобно собаке: отбросить лишние условности, следовать своей природе, оставаться верным своим принципам и быть честным. Даже само название кинической философии образовано от греческого слова «собака» (изначально Антисфен проводил свои занятия в гимнасии на холме Киносарг – «Белая собака»). Диоген был последователен в применении принципов Антисфена в собственной жизни. Он отбросил блага цивилизации и жил в пифосе на подаяния, потому что для него это был своеобразный путь нравственного роста и закалки духа.
Как и остальные киники, Диоген считал, что главным предметом науки является бытие здесь и сейчас, а не умозрительные абстракции. Наиболее доходчивым объяснением любого явления Диоген считал эмпирический факт. Так, утверждение Зенона о том, что движения нет, он опроверг собственной ходьбой, а концепция Платона о мире идей была и вовсе чужда ему. «Чашу вижу, а чашности не вижу» – высмеивал Диоген идеальный мир Платона. Плутание в высоких материях, считал Диоген, отдалило человека от природы, заставило его забыть о своих истинных целях и желаниях. Диоген показывал, как можно вернуться к изначальной природной гармонии и непосредственности, отказываясь от бесполезных ценностей цивилизации. Так, например, увидев мальчика, пьющего воду из горсти, Диоген вскричал: «Ребёнок превзошёл меня!» и выбросил из сумы глиняную плошку.
Основные черты философии Диогена это:
- нигилизм и скептицизм. Диоген отрицал семью, религию, государство. Себя он считал космополитом. Как и другие киники, он критически относился к ценностям современного ему общества;
- прямолинейность и сатира. Диоген не стеснялся использовать грубые и вульгарные приёмы, жесты и слова, чтобы сорвать с окружающих маску благопристойности, шокировать публику и заставить её задуматься;
- аскетизм. Диоген учил, что для счастья человеку необходимы самые простые вещи, погоня за богатством и материальными ценностями превращает свободного в раба. Каждому желающему стать у него учеником Диоген предлагал испытание: встать в центре Афин и начать просить милостыню;
- стремление к независимости и от вещей, и от догм;
- индивидуализм мышления;
- стремление к достижению счастья и удовлетворённости.
В целом, учение Диогена, как и идеи остальных киников, возникло из-за кризиса полисной системы. Во власть всё чаще проникали тираны и диктаторы, попиравшие полисную демократию. Увеличивался разрыв между богатыми и бедными, усиливалась эксплуатация рабов. В этой обстановке кинизм Диогена был дерзким вызовом
Мыслитель хотел обратить внимание греков на недостатки системы, в которой они живут, и постараться найти путь к искоренению этих недостатков
Диоген vs Платон
Широко известен факт об извечных спорах между Диогеном и Платоном. Два непримиримых философа не упускали случая подметить ошибки другого. Диоген видел в Платоне лишь «болтуна». Платон, в свою очередь, называл Диогена «безумным Сократом».
Рассуждая о понятиях и свойствах, Платон пришел к выводу, что каждый предмет имеет собственные свойства. Эту теорию с радостью парировал Диоген: «Я вижу стол и чашу, но не вижу чашности и стольности.» На это Платон ответил: «Чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума.».
Самый блистательный момент Диогена — его несогласие с теорией Платона о том, что человек — это птица без перьев. Во время одной из лекций Платона Диоген ворвался в зал и бросил ощипанного петуха под ноги аудитории, воскликнув: «Глядите, вот он — человек Платона!».
Отношения между ними, в целом, были напряженные. Диоген открыто выказывал свое пренебрежение идеализмом Платона и самой личностью философа. Он считал его пустословом и презирал за пресмыкательство. Платон, не отставая от оппонента, называл Диогена собакой и сетовал на отсутствие у него разума.
Идиальное государство
Этика Платона образует единство с политикой, поскольку индивидуальная добродетель получает свое наполнение прежде всего через отношение к государственной жизни республики как общему благу. Сократ не утверждал существование объективной моральной истины, а говорил лишь об общей достоверности знания. По мнению Сократа, закон не может быть ложным, но на практике это не так, что доказывает осуждение самого Сократа. Платон, понимая это, разделял реальную политическую практику и идеал государства, которое обеспечивало бы благосостояние всех своих подданных. Душа должна не только помнить истины — идеи, но человек должен стараться своей деятельностью воплотить их в жизнь. Попытки самого Платона были безуспешны. «Платон жил и творил в ту роковую эпоху античного мира, когда умирал старый, мелочный, культурно утонченный и свободолюбивый классический полис. На ее месте родились огромные империи, абсолютно господствующие над отдельным человеком, но дающие ему широкое поле для безудержной интимной и субъективной жизни».2 Сам Платон писал в «Государстве»: «Такова тирания: она то тайно, то насильственно захватывает то, что ей не принадлежит — храмовую и государственную собственность, личную и общественную — и не постепенно, а одним махом. Частичные нарушители, когда их обнаруживают, подвергаются наказанию и покрываются величайшим позором. Такие частичные нарушители называются в соответствии с характером их проступков: то святотатцами, то работорговцами, то грабителями, то разбойниками, то ворами. Если же кто-либо лишает граждан их имущества и даже порабощает их, превращая в рабов, — вместо этих позорных имен его называют процветающим и благодетельным, и не только его соотечественники, но и чужестранцы, только потому, что знают: такой человек полностью исполнил зло «3 Платон.
Платон считал, что лучшим способом реализации идеальных законов является тираническое государство. Приказав продать его в рабство, сиракузский тиран фактически продемонстрировал свое заблуждение.
Дело, конечно, не только в нежелании тирана создать идеальное государство, но и в нежелании народа сделать это. Тогда возникает искушение достичь идеала силой, заставить людей быть счастливыми. Существует некоторое противоречие между признанием Платона, вслед за Сократом, что человек должен прийти к добродетели собственными усилиями («совершенно верно утверждение многих, что добрые афиняне по преимуществу добры. Ибо только их добродетель возникает без принуждения, сама собой «1) и жесткой внешней регламентации в ее идеальном состоянии, не остановить от запретов и даже обмана со стороны законодателей, хотя «по природе своей власть закона распространяется не силой, а добровольным подчинением «2.
2 С тех пор проблема легитимности и успешности применения силы для достижения идеалов стала одной из главных тем социальной философии. Платоновская «Утопия» продемонстрировала опасность идеи универсальной истины — опасность тоталитаризма, который заставляет всех думать и действовать по одному шаблону.
В некоторых диалогах Платон отходит от представления о тождестве знания и добродетели, например, когда он приходит к выводу, что истинное образование состоит в том, чтобы радоваться тому, что должно, и испытывать страдания, когда должно. «Мы также не оставляем неопределенным то, что мы понимаем под образованием. Пока же, порицая или восхваляя образование отдельных людей, мы называем одних образованными, а других нет, и порой применяем это значение к людям, все образование которых заключается в умении вести мелкое или крупное морское ремесло и т.п. В нашем сегодняшнем споре мы подразумеваем под образованием, конечно, не это, а то, что с детства ведет к добродетели, заставляет человека желать и стремиться стать совершенным гражданином, способным подчиняться и править справедливо. Только это, как мне кажется, может быть признано образованием, учитывая определение образования, которое мы дали в нашей беседе. Но образование
События
10.02.2023 20:04
* * *
Начался следующий раунд
IV Международного Писательского Турнира
В 1 квалификационном раунде из заявленных 16 участников свои работы опубликовали только 4, которые обеспечили себе выход в 1/4 финала.
Турнирные битвы
* * *
Опубликован обзор февральских обновлений Jaaj.Club.
* * *
31.01.2023 20:15
* * *
Внимание!
Начался
IV Международный Писательский Турнир
МПТ — это турнир на выбывание. После двух поражений участник выбывает из турнира.
Битвы созданы на разные тематики
Принимаются стихи, рассказы и информационные статьи, которые прямо или косвенно связаны с тематикой битвы.
Побеждает произведение, набравшее наибольший рейтинг. Рейтинг складываются из просмотров, комментариев, зрительских симпатий и голосов жюри.
В жюри автоматически входят пользователи Jaaj.Club с писательским уровнем 20 и больше. Битва для оценки жюри будет доступна, когда оба участника опубликуют свои работы.
Всем участникам удачи!
* * *
23.01.2023 17:38
* * *
Открылась вакансия
Модератор
Jaaj.Club
— оплата сдельная;
— свободный график;
— бесплатное обучение.
Обязанности
— оформление статей и произведений согласно стилистике сайта;
— при необходимости подборка и загрузка картинок.
Требования
— базовые знания HTML (основные теги — p, div, blockquote)
— чувство стиля Jaaj.Club
Писать пользователю Jaaj.Club
или на емейл [email protected]
* * *
Удивительные цитаты и высказывания Диогена
Чтобы найти мудрого, нужен мудрый человек.
Искусство быть рабом — управлять своим господином.
У нас есть два уха и один язык, чтобы мы больше слушали и меньше говорили.
Люди, которые хорошо говорят, но ничего не делают, подобны музыкальным инструментам, звук — это все, что они могут предложить.
Я не афинянин или грек, а гражданин мира.
Вы станете учителем себя, когда в тех же вещах, в которых вы обвиняете других, вы обвините и себя.
Я ничего не знаю, кроме факта моего невежества.
Основа каждого государства — образование молодежи.
В целях самосохранения человеку нужны хорошие друзья или горячие враги, потому что первые наставляют его, а вторые заставляют его действовать.
Здоровье и сила, необходимые для практики доброго, в равной степени зависят как от ума, так и от тела.
Даже если я всего лишь претендент на мудрость, это уже философия.
Боги имеют право ничего не хотеть, а богоподобные люди — мало желать.
Умнее больше всего тот, кто больше всего доволен меньшим.
У мудрых руководителей обычно есть мудрые советники, потому что для того, чтобы отличить их, нужна мудрость.
Другие собаки кусают только своих врагов, тогда как я кусаю также своих друзей, чтобы спасти их.
Скромность — цвет добродетели.
Если мне не хватает осознанности жить, то почему меня должно волновать, что со мной произойдет, когда я умру?
Почему бы не ударить учителя, если ученик плохо себя ведет?
Толпа — мать тиранов.
Однажды Диоген увидел, как чиновники уводят кого-то, кто украл чашу, принадлежащую казначеям, и сказал: «Великие воры уводят маленького воришку».
Нас больше интересует значение снов, чем то, что мы видим в бодрствующем состоянии.
Диогена кто-то спросил, в какое время лучше обедать, и он ответил: «Если богатый человек, когда хочешь, если бедняк, когда можешь».
Когда кто-то напомнил Диогену, что жители Синопа приговорили его к изгнанию, он сказал: «А я приговорил их оставаться дома».
Еще статьи из этой рубрики:
- Цитаты Марка Твена — вдохновляющие и остроумные слова
- 50 цитат о стрессе, которые помогут вам успокоиться
- 40 самоутверждающих цитат, которые помогут вам поверить в себя
- 9 цитат, чтобы начать чаще практиковать благодарность
- Высказывания Будды
- Фразы о жизни, которые могут изменить вас навсегда
- Высказывания Альберта Эйнштейна
- Цитаты о лидерстве
- Цитаты Платона
- Цитаты Аристотеля
- Цитаты Сенеки
- Цитаты Оскара Уайльда
- Цитаты Эрнеста Хемингуэя
- Цитаты Теодора Рузвельта
- Цитаты Моргана Фримена
- 69 цитат о личностном росте, которые мотивируют и вдохновляют на успех
Ты всё делаешь правильно!
Цитаты
- Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.
- Бедность сама пролагает путь к философии.
- То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.
- Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
- Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.
- Злодеи подчиняются своим страстям, как рабы хозяевам.
- Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных.
- На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами никогда».
- Обращайся с сановниками, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них.
- Сладострастие — занятие людей, ничем другим не занятых.
- Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.
- Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
- Я чихаю только тогда, когда мне в нос попадает соринка, в других случаях я не чихаю.
- Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.
- Я — гражданин мира.
Знаменитые выходки Диогена
См. Исторические анекдоты о Диогене
Аскетизм и жизнь в бочке
«Диоген». Джон Уотерхаус, 1882 год
См. Почему Диоген жил в бочке
Диоген провозглашал идеал аскетизма на примере мыши, которая ничего не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Из вещей он имел лишь суму и посох. Иногда его видели идущим босым по снегу. Смысл аскетизма заключался в том, что подлинное счастье заключается в свободе и независимости.
Во время проживания в Афинах Диоген избрал себе в качестве жилища большой глиняный кувшин (пифос, который закапывали в землю и в котором хранили зерно, вино, масло или хоронили людей) возле Афинской горы, а вместо кровати использовал свой плащ. Позже стали говорить, что Диоген жил в бочке, но древние греки бочек не делали.
Однажды мальчишки разбили его дом, но афиняне предоставили ему новый пифос.
Интересно, что не смотря на крайний аскетизм у Диогена Лаэртского присутствует история, согласно которой у Диогена был раб:
Когда у него убежал раб, ему советовали пуститься на розыски. "Смешно, — сказал Диоген, — если Манет может жить без Диогена, а Диоген не сможет жить без Манета".
Не загораживай мне солнце
«Александр Македонский перед Диогеном», И. Ф. Тупылев, 1787 год.
См. Диоген и Александр Македонский
У Александра Македонского он попросил лишь, чтобы тот не загораживал ему солнца. Прослышав о Диогене, величайший государь пожелал встретиться с ним, но когда он подошел к философу и сказал: «Проси, чего хочешь», Диоген ответил: «Не засти мне солнца». В этом ответе как раз и заключена идея автаркии, ибо для Диогена совершенно безразлично все, включая и Александра, кроме своей собственной души и своих собственных представлений о счастье.
Ищу человека
«Диоген искал человека». Иоганн Тишбейн, около 1780-х годов
См. Диоген в поисках человека
Девизом всех киников можно считать слова Диогена: «Ищу человека». По преданиям, Диоген, бесконечно повторяя эту фразу, среди белого дня ходил с зажженным фонарем среди толпы. Смысл этого поступка философа заключался в том, что он демонстрировал людям их неверное понимание сущности человеческой личности.
Однажды он стал звать людей, и когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев.
Топчу спесь Платона
Диоген неоднократно спорил с Платоном. Однажды топча циновку, он восклицал: «Топчу спесь Платона». Когда Платон изрёк, что человек — это «двуногое животное без перьев», то Диоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком. Платон, в свою очередь, называл его «обезумевшим Сократом». Возражая учению Платона о сущности вещей, Диоген говорил: «чашу вижу, а чашности — нет».
Видя скудный образ жизни Диогена, Платон заметил, что даже в рабстве у тирана Сиракуз Дионисия он не мыл сам овощи, на что получил ответ, что если бы мыл овощи сам, то не оказался бы в рабстве.
А когда Платон назвал его собакой, Диоген метко ответил: «И верно: ведь я прибежал обратно к тем, кто меня продал»намекая на то, что Платон хотя и поплатился продажею в рабство за свою поездку в Сицилию, но все же поехал туда и во второй и в третий раз.
Диоген и Аристипп
Диоген и философ-богач Аристипп (которого Диоген назвал «царским псом» за угодливость перед лицом сиракузского тирана Дионисия) терпеть не могли друг друга и всегда находили повод «уколоть» друг друга мудрой мыслью, тем более, если рядом находился еще кто-то из посторонних. Однажды Аристипп проходил по площади мимо Диогена, который чистил овощи. Насмехаясь, Диоген сказал: «Если бы ты умел кормиться вот этим, тебе бы не пришлось прислуживать при дворах тиранов». Аристипп ответил: «А если бы ты умел обращаться с людьми, то тебе бы не пришлось чистить себе овощи».
Была у этих двух философов и общая любовница — гетера Лаиса (или Лаида). Иногда оба соперника, Диоген и Аристипп, встречались нечаянно у дверей своей любовницы «во внеурочный час», когда им не назначали. Любопытно, что с богатого Аристиппа она брала огромные деньги за свои услуги, в то время как цинику и грубияну Диогену они доставались бесплатно. Однажды Диоген сказал по этому поводу: «Но ты тратишь на нее столько денег, а она за медный обол ублажает меня, бедного киника». «Я плачу этой женщине, чтобы самому наслаждаться ею, а вовсе не для того, чтобы запрещать ей делать то же самое с другими мужчинами» — ответил Аристипп.
Притчи для искренних искателей Истины
Основной соавтор
Jaaj.Club
Притчи для тех, кто в поиске истины. Здесь собраны авторские произведения, в которых спрятан сокровенный смысл. Именно притчи всегда были шифром, который нужно было разгадать, чтобы понять что-то сокровенное. В каждой из них есть маленький фрагмент большого понимания, и его нужно открыть, чтобы прозреть. Мудрецы говорят, что ответ приходит, когда вопрос созрел в голове. Иногда это случается ещё до того, как он оформлен в слова. Именно так и происходит с притчами — читая эти короткие рассказы, люди внезапно находят настоящие сокровища, о которых грезили и мечтали. Притчи — это богатство более ценное, чем золото и бриллианты. Это знание. Вы готовы к тому, чтобы найти тайное и увидеть невидимое? Тогда эти истории — как раз то, что вам нужно. |
Отношения с Александром
Уже в Коринфе, Диоген встречается с Александром Великим. По свидетельствам Плутарха и Диогена Лаэртского, двое обменялись лишь парой слов. Однажды утром, когда Диоген отдыхал, нежась в лучах солнца, его потревожили, чтобы представить известному философу, Александру. Когда его спросили, рад ли он такой чести, Диоген ответил: «Да, только ты закрываешь мне солнце», – на что Александр сказал: «Если бы я не был Александром, я желал бы быть Диогеном». Есть и другая история, согласно которой Александр застал Диогена созерцающим груду человеческих костей. Своё занятие Диоген пояснил так: «Я ищу кости твоего отца, вот только никак не могу отличить их от рабских».