Философия
ТимейВатиканаАфинская школа
Первичная концепция — Теория форм. Единственное истинное существо основано на формах, вечных, неизменных, совершенных типах, несовершенными копиями которых являются отдельные объекты морального и ответственного чувства. Множество чувственных объектов, находящихся в постоянном изменении, тем самым лишаются всякого подлинного существования. Число форм определяется числом универсальных понятий, которые могут быть выведены из конкретных чувственных объектов. Следующий отрывок может быть представителем метафизики и эпистемологии Платона среднего периода:
«Поскольку прекрасное противоположно уродливому, их двое»..
«Конечно». «А поскольку их двое, то каждый является одним?». «Я тоже это допускаю».. «И то же самое относится к справедливому и несправедливому, хорошему и плохому, и всем формам. Каждый из них сам по себе один, но поскольку они проявляются повсюду в связи с действиями, телами и друг другом, каждого из них кажется много ».. « Верно ».. « Итак, я рисую это Различие: с одной стороны те, кого вы только что назвали любителями достопримечательностей, любителями ремесел и практичными людьми; с другой стороны те, о которых мы сейчас спорим, и которых в одиночку можно было бы назвать философами. «. » Как вы поживаете. значит? «. » Любители зрелищ и звуков любят прекрасные звуки, цвета, формы и все, что из них вылеплено, но их мысль неспособна увидеть и охватить природу самого прекрасного. «. « Это точно. ». « На самом деле очень мало людей, которые смогли бы дотянуться до самого прекрасного и увидеть его само по себе. Разве это не так? ». « Конечно ».. « А как насчет того, кто верит в прекрасное, но не верит в само прекрасное и не может следовать за кем-то, кто мог бы привести его к знание этого? Вам не кажется, что он живет во сне, а не в состоянии бодрствования? Разве это не сон: во сне или наяву, думать, что подобие — это не подобие, а сама вещь, на которую оно похоже? «. » Я, конечно, думаю, что тот, кто это делает, является сновидения. «. » Но тот, кто, в противоположном случае, верит в само прекрасное, может видеть и его, и вещи, которые в нем участвуют, и не верит, что это участники или что оно само есть участники — он живет во сне или не спит?. «Он очень проснулся»..
(Republic Bk. V, 475e-476d, перевод GMA Grube)
Книга VI Республика определяет высшую форму как Форму Добра, причину всех других Идей, а также то, от чего зависит бытие и знание всех других Форм. Представления, полученные из чувственных впечатлений, никогда не смогут дать нам знания об истинном бытии; то есть форм. Оно может быть получено только посредством деятельности души внутри самой себя, помимо проблем и расстройств чувств; иными словами, с помощью разума. диалектики как инструмента в этом процессе, ведущем нас к познанию форм и, наконец, к высшей форме Добра, это первая из наук. Позднее неоплатонизм, начиная с Плотин, отождествил Благо Республики с трансцендентным, абсолютным первой гипотезы Парменид (137c-142a).
Платоническая этика основана на Форме добра. Добродетель — это знание, признание высшей формы добра. И поскольку в этом познании три части души, а именно разум, дух и аппетит, имеют свою долю, мы получаем три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Связь, объединяющая другие добродетели, — это добродетель Справедливости, благодаря которой каждая часть души ограничивается выполнением своей надлежащей функции.
Платонизм оказал глубокое влияние на западную мысль. Во многих интерпретациях Тимея платонизм, как и аристотелианство, представляет собой вечную вселенную, в отличие от ближайшей иудейской традиции что вселенная была создана в историческое время, и ее непрерывная история записана. В отличие от аристотелизма, платонизм описывает идею как предшествующую материи и отождествляет человека с душой. Многие платоновские представления прочно вошли в христианство.
Платоническая любовь
Идея превосходства не-физической, «платонической» любви, с которой чаще всего ассоциируют имя Платона, естественным образом рождается из противопоставления мира интеллекта чувственному миру. В диалоге «Федр» Платон объясняет, как подлинная любовь порождается любовью божественной, мудрой и красивой, которая существует лишь как Идея Добра. Душу истинно влюбленного можно сравнить с колесницей, запряженной парой крылатых скакунов — нашими чувственными и духовными устремлениями, которую возничий-разум направляет к абсолютной истине. Множество более поздних религиозных концепций окрашены платоновской идеей превосходства разума над телом и представлением о моральном совершенстве, где дисциплинированный разум держит под контролем низменные физические инстинкты.
Поделиться ссылкой
Теория Форм
Источником крайнего реализма Платона стала неудовлетворенность тем, что называется нашим знанием окружающего мира, изменчивого и неопределенного. Как можно рассуждать о понимании смысла высоты, если высокий человек рядом с деревом становится маленьким? Или, к примеру, что такое «красный», если красное яблоко в темноте кажется черным? Подобные явления, по мнению Платона, представляют собой мнения, гипотезы, но вовсе не знание. Истинно познанное должно быть совершенно, вечно и неизменно, а поскольку ничто в нашем повседневном опыте (в «сфере становления») не соответствует данному описанию, должна существовать и трансцендентная «сфера бытия», область, где обитают идеальные и неизменные модели — парадигмы. Эти модели Платон называет «Формами», или «Идеями», а явления, с которыми мы имеем дело в жизни, — это их имитации или копии. Так, например, подражание Идеи Справедливости порождает все справедливые действия в нашем мире.
Но каким образом мы обретаем знание о трансцендентных Формах, если все, что нам доступно, — это лишь жалкое подобие идеала? Платон отвечает неожиданно: прежде, в нашем изначальном состоянии, мы обладали знанием о Формах, а ныне мы не изучаем и познаем, а лишь вспоминаем то, что известно давным-давно. На основе этого тезиса Платон разрабатывает всеобъемлющую дуалистическую теорию, согласно которой наши бессмертные души существуют еще до воплощения в физических телах. Процесс воплощения «приземляет» душу, вынуждая ее забыть знания, обретенные в непосредственном контакте с Формами.
Проблема универсалий
Несмотря на всю умозрительность платоновской теории Форм, она породила главную тему философии, под тем или иным именем возникающую на протяжении многих столетий, — так называемую проблему универсалий. В Средние века философская линия фронта пролегала между реалистами (платониками), считавшими, что такие универсалии, как «красный» или «высокий», существуют вне зависимости от красных или высоких предметов, и номиналистами, полагавшими, что эти понятия — всего лишь названия, данные предметам, чтобы подчеркнуть их сходство.
Во многих областях современной философии звучат отголоски этого фундаментального различия. Нынешние реалисты утверждают, что «внешние» сущности — физические объекты, этические или математические понятия — существуют независимо от нашего знания о них. С этой точки зрения математика, например, не занимается поиском доказательств сущностей, порожденных сознанием самих математиков; она открывает истины о прежде существовавших сущностях. Противоположная точка зрения, антиреалистическая, предполагает необходимость наличия внутренней связи между известным миром и нашим знанием о нем. Основные понятия этих споров были сформулированы более 2000 лет назад великим Платоном, первым и наиболее последовательным из философов-реалистов.
История платонизма
Платонизм в античности
Согласно Теофрасту, Платон посвятил себя изучению явлений и был привязан к описательному познанию природы, в котором он хотел задействовать два принципа: один, который является субъектом и действует как материя, которому он дал имя » универсальное вместилище », другое, которое действует как причина и двигатель и которое оно придает божественной силе и добру. Первую форму платонизма защищал Платон в рамках теории идей, но следует заметить, что эта теория никогда не была явно сформулирована Платоном, но что она лежит в основе значительной части платонической мысли: тексты, наиболее важные для познания Теория идей — это Республика, Федон, Пир и Парменид, а также в известной мере сократовские диалоги. Поздний Платон, находившийся под все большим влиянием пифагорейской мысли, имел тенденцию идентифицировать идеи и числа, чего не было в его более ранних работах. В республике высшей Идеей было Добро в смысле удобства, а не морального совершенства. В «Пирше» высшей идеей была красота. Для неоплатоников сфера Идей станет Интеллектом, а Высшая Форма станет Единым .
Платонизм в средние века
В средних веках, несомненно, период, в течение которого платонизм был самым обсуждаемым, но и защищали с наиболее энергичными аргументами против номинализма . Ссора между этими двумя теориями была названа ссорой универсалий и составляет один из основополагающих моментов средневековой философии и эпистемологии. Основными представителями платонического реализма были Гийом де Шампо, Амори де Шартр, Жильбер де ла Порре .
Платонизм в наше время
Платонизм в наше время
Наиболее важными защитниками платонизма в наше время являются философы-аналитики Фреге и Рассел, которые постулируют существование области, в которой значения логических и математических предложений существуют автономно . Этот платонизм подвергается критике в « Логико-философском трактате » Людвига Витгенштейна, который возрождает некую форму номинализма .
- Курт Гёдель также решительно заявил о себе как о платонике, в отличие от своего друга Альберта Эйнштейна, который называл себя спинозистом .
- Современный французский математик Ален Конн защищает идеи Платона, в том числе в книге, которую он написал в соавторстве с Андре Лихнеровичем и Марселем-Полем Шютценбергером, под названием « Треугольник мысли» (Éditions Odile Jacob, 2000).
- Физик Роланд Омнес также защищает платоновский тезис в своей книге « Тогда один стал двумя» (Flammarion, 2002).
- Математик и физик Роджер Пенроуз предоставляет математическую онтологию законов физики во всех своих работах, особенно в своей последней книге «Дорога к реальности: полное руководство по законам Вселенной» . Уиллард ван Орман Куайн решительно поставил под сомнение тезис о платонизме .
Платонизм и реализм
Было бы правильнее квалифицировать так называемых «платоновских» математиков как «реалистических» математиков, потому что реализм в математике принимает идею о том, что природа математических объектов реальна в том смысле, что она не зависит от интеллекта человека. человек, но этот реализм не обязательно включает в себя все атрибуты платоновского мира идей. Это не мешает самим математикам часто использовать эту терминологию.
Пещера Платона
Среди множества образов и аналогий, иллюстрирующих сложнейшую платоновскую концепцию знания и истины, самой знаменитой является аллегория пещеры, представленная в величайшем его произведении «Государство».
«Люди находятся как бы в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная невысокой стеной. И за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. Тени, отбрасываемые этими предметами на стену пещеры, — единственное зрелище, доступное узникам, единственное, о чем они могут думать и говорить.
Теперь представь, что с тебя сняли оковы и позволили свободно ходить по пещере. Сначала ты сощуришься от света огня, но постепенно поймешь, каково происхождение теней, которые ты прежде считал подлинными предметами. А потом ты выйдешь из пещеры в залитый светом внешний мир, где вся полнота реальности освещена ярчайшим небесным светилом, Солнцем».
Картина 1604 года н. э. изображает Пещеру Платона и ее жителей — простой народ, обреченный на жизнь в невежестве, пока стоящие вкруг философы обсуждают, что есть истина, чтобы предложить разъяснения менее одаренным.
Пещера олицетворяет «сферу становления» — видимый мир повседневного опыта, постоянно изменяющийся, где обычные люди, описанные Платоном как узники пещеры, живут, строя догадки и предположения на основе иллюзий. Узник, получивший возможность бродить по пещере, точнее представляет себе реальность, но это реальность иллюзорного мира. И лишь когда он попадает в «сферу бытия», выйдя во внешний мир, он обретает ясное представление об истине. «Сфера бытия» состоит из вечных и неизменных Форм, величайшая из которых, Форма Добра (представлена Солнцем), придает смысл всем остальным.
Статьи по Теме
- Философский реализм
- неоплатонизм
- Роджер Пенроуз
Школы античной философии |
|
---|---|
Досократическая философия | Ионическое школа · Школа милетской · Школа Ephesian · Школа Пифагора · Школа элеатов · Раздробленность · Sophistique |
Сократическая философия | Сократ · Академия · Платонизм · Средняя школа · Перипатетическая школа · Цинизм · Киренаика · Мегарская школа · Эретрийская школа |
Эллинистическая философия | Аристотелизм · Эпикуреизм · Неоплатонизм · Скептицизм · Стоицизм |
Сократическая философия |
|
---|---|
Учредители | Сократ • Платон • Ксенофонт • Аристотель |
Циничная школа | Антисфен • Диоген Синопский • Моним • Онесикрит • Ящики в Фивах • Гиппархия • Метрокл • Менипп Синопский • Менедем Циник • Бион из Борисфена • Церкида |
Киренаическая школа | Аристипп из Кирены • Арета из Кирены • Аристипп Младший • Птолемей из Эфиопии • Антипатрос из Кирены • Феодор Атеист • Гегесиас из Кирены |
Мегарская школа | Евклид из Мегары • Диодор Кронос • Ичтиас • Pasicles • Фрасимах Коринфа • Clinomaque • Eubulid • Стилпон Мегары • Аполлоний Кронос • Euphante • Брайсон Ахайи • Alexinos |
Школа Элиды | Федон из Элиды • Менедем из Эретрии |
Платон |
|
---|---|
Знание | Теория форм ( аргумент третьего человека ) · Диалектика · Напоминание · Майевтика · Аллегория пещеры · Линия аналогии · Тело — могила души |
Политика | Кольцо Гигеса · Король- философ · Политическая философия Платона |
Мифы | Атлантида · Памфилийский Эрнест · Марионетки |
Платонические школы | Средний платонизм · Неоплатонизм · неоплатонической школы Рима · Афины Неоплатоническая школа · Школа Александрийской неоплатонической · Платоновской Академии · Кембриджские неоплатоники |
История | Сократ · Сократ Пробных · молодежь Платона · Платон академия · платонизм |