Андроник родосский

«Платон мне друг, но истина дороже»

367 год до н. э. знаменует новый этап в жизни Аристотеля: он переехал в Афины для учёбы в академии Платона. В этом полисе Аристотель проведёт 20 лет.

Отношение Платона к юному мыслителю было двойственным. С одной стороны, он сразу заметил талант молодого философа и особо выделял его среди учеников академии, называя умом аудитории. С другой стороны, Платона огорчало то, что Стагирит отходил от основ его философии, вырабатывая собственное видение мира. Впоследствии в первой книге «Этики» Аристотель написал: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине».

В академии Аристотель начал собирать собственную библиотеку — он любил читать книги сам, а не приглашать раба. За это его прозвали «читателем».

Платон и Аристотель на фреске Рафаэля «Афинская школа», 1590 г. (Wikimedia Commons)

В 349 году до н. э. началась Олинфская война, в которой Македонское царство сражалось с Халкидским союзом и Афинами. Аристотель был выбран на роль посла — афиняне отправили его к македонскому царю Филиппу II. Однако ожидаемого результата философу добиться не удалось — посольство провалилось. Вернувшись в Афины ни с чем, Аристотель узнал, что Платон скончался, а руководство академией было передано его племяннику Спевсиппу. Мыслитель решил оставить город и направился в Троаду, где его встретил близкий друг Гермий. Аристотель прожил в кругу друзей три года и даже взял в жёны родственницу друга Пифиаду, которая родила ему дочь. Однако вскоре Гермий был обманом пленен, отослан к царю Артаксерксу Оху и распят. Смерть близкого друга потрясла Аристотеля, и тот посвятил ему статую в Дельфах, а также написал Гимн Добродетели в честь Гермия.

В 344 году до н. э. философ перебрался в Митилену на острове Лесбос. Здесь он встретил Теофраста, который стал его любимым учеником и другом, помогавшим мыслителю в написании трудов.

Вскоре Филипп II попросил философа стать наставником для своего тринадцатилетнего наследника Александра. Аристотель принял приглашение — следующие восемь лет он провёл в Македонии. Аристотель преподавал принцу историю, географию, политику, прививал интерес к естественным наукам. Кроме того, философ приобщал будущего правителя к поэзии. Впоследствии Александр Македонский признавался: «От отца я получил жизнь, а от Аристотеля — то, что придаёт ей ценность».

Чарльз Лапланте. Воспитание Александра Аристотелем, 1866 г. (Wikimedia Commons)

Отношения философа и полководца расстроились из-за племянника Аристотеля Каллисфена. Рекомендованный мыслителем на роль писца он присоединился к заговору знатных юношей Македонии против Александра. Все участники заговора была арестованы. Царь обещал наказать злоумышленников, а также тех, кто помог им получить доступ ко двору. Положение Аристотеля оказалось крайне шатким.

В 335 год до н. э. Стагирит вернулся в Афины и основал там собственную философскую школу по образцу академии Платона. По названию храма Аполлона Ликейского, расположенного поблизости, школа была прозвана Ликеем. По утрам там проходили занятия по философии, диалектике и естествознанию, вечера посвящались риторике и праву.

После смерти Александра Македонского Аристотель вновь стал опасаться за свою жизнь: афиняне считали философа сторонником македонян. Кроме того, некоторые сочинения Аристотеля заставили сограждан усомниться в религиозности философа. Поэтому в 323 году до н. э. Аристотель переехал в Халкиду, оставив руководство Ликеем и свою библиотеку Теофрасту. Там же летом 322 года до н. э. 62-летний философ скончался.

В 1-м веке до н. э. философ-перипатетик Андроник Родосский получил в распоряжение привезённую из Афин библиотеку Аристотеля. Андроник опубликовал труды философа, отредактировав и систематизировав многие сочинения. Так появилась основа для всех последующих изданий наследия наиболее влиятельного древнегреческого философа.

Рембрандт. Аристотель с бюстом Гомера, 1653 г. (Wikimedia Commons)

Библиография и источники

  • (фр) Пьер Пеллегрен ( реж. ) ( перевод  с древнегреческого), Аристот: Œuvres Complantes, Париж, Éditions Flammarion ,2014 г., 2923  с. ( ISBN  978-2-08-127316-0 )
  • Пьер Обенк, Проблема бытия в Аристоте (1962), PUF, сб. «Квадрига», Париж, 2005 ( 5- е  издание).
  • Джонатан Барнс, Роман Аристотель, в Джонатане Барнсе и Мириам Гриффин: Философия Тогата II. Платон и Аристотель в Риме, Нью-Йорк, Oxford University Press, 1997, стр.  24-44 .
  • Жак Брюншвиг, «Что такое физика Аристотеля? », В книге Ф. де Гандта и П. Суффрина« Аристотное телосложение и условия естественной науки о природе », Париж, 1991.
  • Ингемар Дюринг, Аристотель в древней биографической традиции, Гетеборг, 1957 (перепечатка Гарланд 1987).
  • Фридрих фон Литтиг, Андроникос фон Родос, т. I München, 1890, т. И. И. Эрланген, 1894, т. III Эрланген, 1895 г.
  • Поль Мораукс, старые списки работ Аристотеля, Лувен, 1951.
  • Поль Мораукс, Der Aristotelismus bei den Griechen von Andronikos bis Alexander von Aphrodisias . Bd.1: Die Renaissance des Aristotelismus im 1. Jahrhundert vor Christus . Берлин, Нью-Йорк, de Gruyter, 1973, стр.  45-141.

Причины бытия в метафизике

Реализация сущностей в сущем мире согласно философии Аристотеля происходит не спонтанно, а имеет свои причины. Этих причин четыре:

  • формальная,
  • материальная,
  • движущая,
  • целевая.

Формальная и материальная причины входят в собственно сущность самого объекта – это его форма и материя, материал из которого он состоит. Без них никакой объект не мог бы быть воплощенным в реальность. Однако одних лишь материи и формы недостаточно. Должно быть нечто, что даст им возможность воплотиться и это движущая причина. Для неживых объектов движущая причина внешняя – деятельность мастера, рабочего, крестьянина, благодаря которой появляются различные вещи. Для живых объектов – той же яблони, движущая причина заключена в ней самой.

Однако никакой мастер не сможет изготовить объект имея под рукой материю, и представление о форме объекта, если нет цели. Без цели никто не станет просто так создавать меч, чашу, весы или чтобы то ни было. Целевая причина является одной из наиболее важных именно она детерминирует и действия мастера, и выбор подходящей формы и материала и переделяет конечное бытие объекта. Также и живые объекты имеют свою целевую причину. Яблоня растет, чтобы приносить плоды, которые в свою очередь дадут начало новым деревьям.

Работы и подлинность

После Андроника Родосского некоторые комментаторы, в том числе Николай Дамаскин, похоже, составили Θεωρία τοἈ Ἀριστοτέλους μετὰ τὰ Φυσικά / Theoria tou Aristotelous meta ta Physika, название, которое вызывает выражение, которое должно было стать названием текст ‘Аристотеля: Μετὰ τὰ Φυσικά / Meta ta Physika . Нет ссылки на метафизику не известно со времен Теофраста и I — го  века  ; Цицерон никогда не говорит об этой работе. Этот титул был приписан Андронику Родосскому, но он встречается в отрывке Теофраста о ранней философии. Андроник написал трактат о душе, в котором утверждал, что сущность души — это только способность (или темперамент) тела. Согласно Страбону и Плутарху, Андроник Родосский должен был опубликовать около 60 г. до н. Э. Первое издание так называемых «эзотерических» сочинений (то есть предназначенных для продвинутых учеников) Аристотеля и Теофраста, оригиналы которых были бы только что найдены Апелликоном, переданы в Рим по приказу Силлы и внесены в список пользователя Tyrannion . Одна из гипотез состоит в том, что эту легенду создал Андроник Родосский, чтобы подчеркнуть неопубликованный характер своих публикаций. Изучая других философов ( мегариков, эпикурейцев и стоиков ), можно заметить, что их знание Аристотеля подразумевает, что они должны были знать эти эзотерические тексты до их публикации Андроником Родосским.

Значение букв в имени Андроник

А — олицетворяет одиночество и закрытость, но при этом Андроник обладает самодостаточностью и приземленностью, а также энергией для принятия всего нового и начала новых дел.Н — символизирует уверенность, развитую интуицию, способность противостоять давлению извне. Андроник — лицо протеста и критического подхода к действительности.Д — означает спокойствие и надежность, уверенность в себе. Андроник стремится к анализу любого начинания, отдает приоритет семье, с воодушевлением оказывает помощь нуждающимся, любит дарить подарки.Р — указывает на развитую духовность, энергичность, самостоятельность и независимость, умение разглядеть главное. Андроник стремится к активным действиям, нередко к авантюрным и рисковым.О — указывает на развитую интуицию и широкий кругозор. Андроник отличается эмоциональностью, потребностью в самопознании, умеет доводить все дела до конца, хорошо управляет финансами.И — означает утонченность, романтизм, чувствительность, стремление к гармонии с окружающим миром. Андроник отличается деловитостью и практичностью, которая нередко может переходить в излишнюю эмоциональность и даже жестокость.К — указывает на обостренное чувство справедливости и стремление к стабильности. Андроник обладает выносливостью, непревзойденной силой духа, проницательностью.

Почитание

XVXVIСерапиону НовгородскомуИосиф Волоцкий

В марте года в ходе государственной кампании по вскрытию мощей были вскрыты мощи преподобных Андроника и Саввы. Дальнейшая судьба мощей неизвестна.

Совместные тропарь и кондак преподобным Андронику и Савве Московским составлены, вероятно, в конце XIX в.. Служба, помещенная в Минее (МП), составлена мон. Андроником (Трубачёвым) в 1982/83 г.

Память прп. Андроника Московского 13 июня особо отмечается в Троице-Сергиевой лавре (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова монастыря (1990) — в Москве. В г. имя прп. Андроника Московского включено в Собор Радонежских святых, установленный по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена.

Число имени Андроник

Число имени два (2) присущ личностям эмоциональным и неуверенным в себе, у них постоянно тревожное состояние. Таким людям с именем Андроник желательно избегать крайностей, проявлять спокойствие и принимать мир таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Число два (2) для имени Андроник означает приоритет духовного и эмоционального единства с партнером, чем обусловлен успех в сексуальных отношениях…

Камни для имени Андроник: агат, александрит, амазонит, беломорит, горный хрусталь, жадеит, жемчуг, коралл, кошачий глаз, лабрадор, лунный камень (адуляр), морион, опал, перламутр, сапфир, селенит, турмалин, флюорит.

Планета (спутник): Луна.

Знак Зодиака: Рак.

Подробнее: число имени Андроник — 2

Удачные годы для имени Андроник: 1901, 1910, 1919, 1928, 1937, 1946, 1955, 1964, 1973, 1982, 1991, 2000, 2009, 2018, 2027. Подробнее: имена года.

Иконография

На ранних иконах и миниатюрах прп. Андроник Московский изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в XVIII-XX вв. широкое распространение получили изображения Андроника Московского как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: «Подобием аки Сергий Радонежский» ; в Большаковском подлиннике XVIII в.: «И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия» ; в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире» .

Наиболее раннее изображение Андроника Московского сохранилось, очевидно, на иконе «Свт. Алексий, митр. Московский, с 19 клеймами жития» письма Дионисия, кон. XV в. (ГТГ), в 2 клеймах: свт. Алексий просит у прп. Сергия Радонежского Андроника Московского на игуменство в Спасский монастырь (7-е), свт. Алексий благословляет Андроника Московского на игуменство (8-е). Прп. Андроник представлен в монашеском одеянии (в 7-м клейме в клобуке, в 8-м — с непокрытой головой), средовеком с короткой русой бородой. Эта иконография Андроника Московского повторяется на более поздних житийных иконах свт. Алексия, напр. 3 -й четв. XVII в. (ГИМ).

Андроник: характер, достоинства и недостатки

Имя Андроник связано с чувствительностью, здесь главную роль играют равновесие и гармония. Это равновесие создается за счет таких индивидуальных особенностей, как сострадание, сочувствие и доброта. Нередко Андроник обладает экстрасенсорными способностями и развитой интуицией. Окружающие также отмечают глубокую проницательность к малейшим энергетическим нюансам и эмоциональным проявлениям. Обладая повышенной чувствительностью, они при этом лишены амбициозности и не склонны к конфликтам, что в конечном итоге может привести к ощущению, что их недооценивают или не признают. Рекомендуется избегать поиска внешней поддержки и осознавать, что всю необходимую силу для идеального равновесия Андроник уже имеет у себя внутри.

Литература

  • Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 128-131;
  • Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба // Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257;
  • ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13;
  • Минея. Июнь. М., 1986. Ч. 1. С. 482-496;
  • Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 370-371, 399-401.
  • Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865;
  • Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 77-82;
  • Леонид (Кавелин). Славянские рукописи в МДА. Вып. 2;
  • Григорий, архим. Часовня московского Спасо-Андрониева монастыря. М., 1891;
  • Троицкий Патерик. , 1896, 1992р. С. 319-322;
  • Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10. Июнь. С. 103-106;
  • Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева // ВИ. 1969. № 1. С. 35-48; № 12. С. 194-197;
  • Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст. М., 1971;
  • Спасо-Андроников монастырь. М., 1972.

Аристотель как основатель метафизики

Аристотель один из наиболее выдающихся мыслителей периода античности, заложивший традиции современной системы философии. Аристотель входит в число учеников Платона, однако он не ограничился изучением концепции собственного учителя, но шагнул значительно дальше, собрав все сведения о философских, научных, этических, политических концепциях своего времени. Как учитель Александра Македонского, Аристотель стал одним из кто сформировал феномен эллинизма – единого культурного пространства, объединявшего достижения греческой и восточной культуры.

В качестве наследия Аристотель оставил свои многотомные труды, в которых дал изложение, критику и обобщение научной и философской мысли античного мира. Именно благодаря Аристотелю и его работам до современности сохранились описания философских взглядов натурфилософов, пифагорейцев, Демокрита и его последователи и т.д. Аристотель заложил традицию философской рефлексии и переосмысления прежних концепций, которая лежит сейчас в основании всей философской деятельности.

Заложил Аристотель и основания метафизики. Однако само слово метафизика появилось достаточно случайно и значительно позднее. Собиратели его сочинений разделили их на две большие группы – физику, в которую включались труды, посвященные конкретным наукам и областям знания – математике, физике, истории, логике, этике и т.д., а также группу из 14 трудов, которые нельзя было отнести ни к одной из этих категорий, и в которых излагались собственные философские воззрения Аристотеля. Сам Аристотель предполагал, что в этих трудах он описывает новую науку, еще неизвестную миру, направленную на познание божественного. Андроник Родосский обобщил эти труды под названием «Метафизика», что буквально означало «то, что идет после физики».

Следует отметить, что метафизика Аристотеля значительно отличается от той метафизики, что устоялась под давлением схоластической полурелигиозной философии и являет собой образец идеализма и догматизма. Метафизика Аристотеля лишена догматичности, рассматривая проблемы причины, сущности, первоначал бытия, она не отрицает подвижного характера самого бытия, его стремления к развитию и становлению.

Основными понятиями метафизики Аристотеля выступают:

  • сущность,
  • материя,
  • причины или начала движения,
  • благо.

Представления о сущности в метафизике Аристотеля

Рассматривая сущность бытия Аристотель подвергает жесткой критике учение своего учителя – Платона. С его точки зрения Платоновские идеи представляют собой не более чем бесплодное удвоение бытия, которое ничего не дает и ничего не объясняет. Так существование неких абстрактных идей, например, идеи яблони, не объясняет реальных процессов, происходящих с яблоней – превращения семени в росток, его развития до состояния плодоносящего дерева, наконец созревания плодов и гибели самого дерева. Идеальный, а потому неизменный, статичный образ яблони не позволяет ни ничего узнать о яблони реальной, ни объяснить, что с ней происходит и как за ней ухаживать, чтобы получить лучший урожай.

Аристотель полагает, что только чувственно-воспринимаемый объект является реально существующим, и воплощает сущность в самом себе. При этом Аристотель выделял два рода сущности (усиа):

  • материю,
  • форму.

Материя есть первая усиа. Материя определяет свойства объекта или предмета. Форма – это вторая усиа. Она определяет бытийность объекта, способ его существования. Так для бронзового шлема, в качестве материи выступает бронза, определяющая такие его качества как вес, прочность/гибкость, твердость и т.д., а формой собственно шлем, определяющей назначение данного предмета и его отличия от друг предметов из бронз, например, кубка. Однако в отличии от Платона, Аристотель на обособляет материю и форму друг от друга, а напротив объединяет. Подлинная сущность объекта раскрывается в единстве материи и формы – без материи форма не существует вовсе, без формы материя не может найти свое воплощение и стать чем-либо.

При этом под сущим Аристотель понимает все бытие, все то, о чем мыслится и о чем говорится, при этом само сущее ни о чем не говорит

Когда же человек обращает свое внимание на некий отдельный объект, он начинает рассматривать именно его сущность, как совокупность определяющих свойств, характеризующих сущее. Аристотель разделяет все свойства объекта на два вида – акциденцию и субстанцию

Если первая представляет собой несущественные, временные качества, то вторая определяет его сущность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: