Трусливый, как заяц
Началось всё с итальянской комедии дель арте и площадных представлений. Известен этот театр с XVI века. Спектакли были весьма своеобразными. Актёры импровизировали по ходу представления. Точного, заранее написанного текста не было — была лишь общая схема действия.
Персонажи театра делились на господ, слуг и влюблённых. За каждым героем были закреплёны особый костюм и маска. А интрига была весьма запутанной. Господа — надменный купец Панталоне, болтун Доктор — олицетворяли старый мир. Молодые влюблённые — нечто новое. А слуги воплощали народный юмор. Самые известные из них — Арлекин, Коломбина, Пульчинелла, Бригелла, Педролино. Они активно участвовали в перипетиях сюжета.
Франсиско Гойя, «Бродячие комедианты», 1793 г.Фото: artchive.ru
Арлекин первоначально был одним из слуг. Крестьянский юноша-простачок постоянно попадал в нелепые, комичные ситуации, вызывая смех зрителей. Костюм из разноцветных лоскутов говорил о его бедности и скупости хозяина. А на шляпе Арлекин носил заячий хвост — символ трусости.
Загадочно имя персонажа. Вероятнее всего, имя Арлекин произошло от слова Эллекенили, или Эрлекен — так называли предводителя сонма демонов. Как столь мрачные истоки послужили началом комедийного персонажа, к тому же первоначально безобидного — неизвестно.
Однако образ Арлекина на протяжении веков менялся. Комедия дель арте стала популярна и во Франции. Постепенно Арлекин превратился в центрального персонажа, а от его трусости не осталось и следа. Даже костюм его изменился. Из покрытого заплатами одеяние превратилось в элегантный наряд из правильных ромбов. Облагорожены внешний облик и характер персонажа во многом по причине того, что представления стали достоянием знати.
Автор балета и балетмейстер[править]
Мариус Петипа (полное имя: Альфонс Виктор Мариус Петипа; 1818—1910) — выдающийся французский артист балета и русский балетмейстер. Так получилось, что именно в России полностью раскрылся хореографический талант М. Петипа. Россия стала для него «второй родиной», и даже имя его русифицировалось — по русскому обычаю его стали называть Мариусом Ивановичем. Мариус Петипа прибыл в Российскую империю, собиравшую таланты для русской императорской труппы по всей Европе, в 1847 году вместе со своим отцом, известным балетмейстером Жаном-Антуаном Петипа, в течение ряда лет возглавлявшим главный музыкальный театр Бельгии — Королевский оперный театр в Брюсселе «Ла Моне», — и сразу заявил о себе не только как о талантливом танцовщике, но и хореографе. Вся дальнейшая жизнь Мариуса Петипа и всё его дальнейшее творчество принадлежало полностью России, где он оставался до самой своей смерти. К слову сказать, русский язык досконально он так и не выучил, говорил с сильным акцентом, путая слова, ударения и падежи, часто прибегая к профессиональному приему — мимике, — но его понимали. На сценах театров Петербургской императорской труппы он поставил множество балетных спектаклей и танцевальных дивертисментов. На русской земле он обрел и личное счастье — не все сразу сложилось, но к старости он имел надежную любящую семью: первый официальный брак с балериной Марией Суровщиковой закончился разводом, а второй женой М. И. Петипа была Любовь Леонидовна Савицкая (1854—1919), дочь известного трагика Леонида Львовича Леонидова, танцовщица московского и петербургского балета, с которой они имели пятерых детей. Мариус Иванович стал родоначальником театральной династии Петипа — отцом в общей сложности от разных жен и не жен девятерых детей(!), ставших продолжателями русских театральных традиций.
Все балеты, поставленные Мариусом Петипа в Петербургской императорской труппе, стали достоянием не только русской культуры, но и мирового балета.
Часто он сам придумывал сценарий и либретто своих балетных постановок, обращаясь за музыкальной разработкой к композиторам, когда новый балет был им уже полностью придуман и обдуман. Так было и с балетом «Арлекинада», автором музыки к которому стал Риккардо Дриго.
Последующие постановки[править]
- 21 января 1907 московский Большой театр показал свою оригинальную версию балета, созданную балетмейстером А. А. Горским (художник П. Б. Ламбин, дирижёр А. Ф. Арендс). Коломбина — Е. В. Гельцер, Арлекин — В. Д. Тихомиров, Пьеретта — С. В. Фёдорова, Пьеро — В. А. Рябцев.
- 1922, Берлин. Русский романтический театр, балетмейстер Б. Г. Романов (в 1956 году Б.Романов повторил постановку в труппе «Балле рюс де Монте-Карло»).
- 21 декабря 1924. Большой театр (Москва) вновь обратился к балету, поставив его под названием «Миллионы Арлекина». Балетмейстер В. А. Рябцев, художник А. В. Лентулов, дирижёр Ю. Ф. Файер; Кассандр — В. А. Чудинов, Коломбина — Л. М. Банк, Арлекин — И. В. Смольцов, Пьеретта — А. И. Абрамова, Пьеро — В. А. Рябцев.
- 1945, Минск, свою оригинальную постановку создал В. И. Вайнонен.
Балет неоднократно ставился и возрождался на многих сценах в разных городах и странах. За рубежом балет получил известность как «Les millions d’Arlequin». Дважды к нему обращался Дж. Баланчин, когда-то еще студентом сам участвовавший в знаменитой постановке Петипа: 4 февраля 1965 года он поставил этот балет к 65-й годовщине театра «Нью-Йорк сити балле» (New York City Ballet) под названием «Арлекинада» (Harlequinade), а в 1974 там же повторил постановку.
В апреле 2007 по записям Коллекции Николая Сергеева, хранящейся в Гарвардском университете (США), была возрождена самая первая постановка Мариуса Ивановича Петипа. Это сделала балетная труппа США Salt Creek Ballet в Иллинойсе в содружестве с российскими артистами.
Образ Арлекина в культуре
В работах Пикассо часто встречается изображение Арлекина. Даже в период кубизма, для которого нехарактерен художественный символизм, костюм шута с ромбами — неотъемлемый атрибут на картине. Излюбленный прием — противопоставление сценического образа весельчака и мрачной окружающей обстановки. Также образом заинтересовался живописец-постимпрессионист Поль Сезанн, написавший картину «Пьеро и Арлекин».
Велико влияние забавного балагура и в России. Так, в 1900 году Александр Ширяев исполнил его роль в балете «Арлекинада» в Санкт-Петербурге. Александр Блок упоминает персонажа в произведениях «Свет в окошке шатался» и «Балаганчик».
Российский телезритель хорошо помнит песню, которая ознаменовала взлет примадонны в 1975 году. Именно за композицию «Арлекино» Алла Пугачева получила гран-при фестиваля «Золотой Орфей».
В кинематографе шут появляется в советском фильме «Карнавал» 1986 года, в котором, как и пару веков назад, борется за сердце Коломбины. В современной киноиндустрии Арлекин меняет пол на женский, дебютируя в мультфильме «Бэтмен» 1992 года. А Харли Квинн из блокбастера «Отряд самоубийц» — еще одна интерпретация узнаваемого персонажа.
Нашлось место итальянскому слуге и в детском творчестве. Так, Алексей Толстой помещает этого героя в книгу «Золотой ключик, или Приключения Буратино», а позже сюжет ложится в основу одноименного фильма 1975 года.
Хореографическая сказка
…Прелестная Коломбина стоит на балконе, печально вглядываясь вдаль (как некогда Медора в «Корсаре»). Опекун Кассандр приказывает слуге Пьеро зорко следить за затворницей. Она любит бедного Арлекина, но к ней упорно сватается Леандр — весьма комичный дворянчик (похожий на Гамаша из «Дон Кихота»).
Шаловливая Пьеретта, жена Пьеро, выманивает у незадачливого супруга ключ и отпирает двери. Теперь Коломбине никто не помешает пойти на свидание! Недотёпа Пьеро же, похоже, сам не знает, кого слушаться, а кому помогать.
А вот и Арлекин. Он поёт серенаду Коломбине. Радости влюблённых нет предела! Но…
Трусливый Пьеро привёл Кассандра! Бедолагу Арлекина бьют и выбрасывают бездыханным с балкона! Того самого, где Коломбина ждала возлюбленного на свидание.
Но что это? Появляется волшебное видение! Это добрая фея. Не из стихов ли Пьеро она возникла? Он при всей своей трусости был поэтом.
Фея возвращает Арлекина к жизни и дарит ему волшебную палочку, которая не раз поможет нашему герою.
Тем временем приходит Леандр — жених, ненавистный Коломбине. Он, кажется, готовится петь серенаду? Кассандр насильно приводит свою воспитанницу на балкон.
Но тут появляется Арлекин — живой и невредимый! С помощью волшебной палочки он опускает на землю высокий балкон, где стоит Коломбина. Девушка оказывается в объятиях возлюбленного! Они устремляются на весёлый карнавал.
Вот только туда же Кассандр приводит Леандра — не без помощи Пьеро. И тут уже всё готово к бракосочетанию. Вдруг на месте нотариуса оказывается фея. Кассандру ничего не остаётся, как благословить Арлекина и Коломбину. Счастливые влюблённые радостно танцуют свой свадебный дуэт.
К. А. Сомов, «Арлекин и дама», 1921 г.Фото: artchive.ru
…В искусстве персонажи комедии дель арте возникают постоянно. Характеры их меняются, появляются новые нюансы. Создатели произведений импровизируют с этими героями — порой трудно угадать, в какой ипостаси они предстанут в очередной раз. Но часто бывает и так, что каждый зритель видит в них нечто своё, неизвестное другим. Они будят фантазию. И заставляют видеть мир по-новому.
Ссылки
- ↑ «Ранняя пантомима» , Музей Виктории и Альберта, по состоянию на 21 октября 2011 г.
- ^ Хартнолл, Филлис и Питер Фаунд (ред.). «Арлекинада» , The Concise Oxford Companion to the Theatre , Oxford Reference Online, Oxford University Press, 1996, по состоянию на 21 октября 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Майер, Дэвид. «Пантомима, британская» , Оксфордская энциклопедия театра и перформанса , Oxford University Press, 2003 г., по состоянию на 21 октября 2011 г. (требуется подписка)
- Автор 18-го века писал о Дэвиде Гаррике : «Он сформировал своего рода арлекинаду, сильно отличающуюся от той, которую можно увидеть в Комической опере в Париже, где говорят арлекин и все персонажи». Дэвис, Томас. Воспоминания о жизни Дэвида Гаррика , Новое издание, 1780, I. x. 129, цитата из Оксфордского словаря английского языка .
- Смит, с. 228
- ^ Диркс, Филлис Т. «Рич, Джон (1692–1761)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004; онлайн-издание, май 2011 г., по состоянию на 21 октября 2011 г.
- ^ «Развитие пантомимы» , Its-Behind-You.com, 25 февраля 2008, доступ к которому 8 декабря 2012
- ^ Муди, Джейн. «Гримальди, Джозеф (1778–1837)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004; онлайн-издание, январь 2008 г., по состоянию на 21 октября 2011 г.
- ^ МакКоннелл Стотт, стр. 95–100.
- ^ МакКоннелл Стотт, с. 109
- ^ Кроутер, Эндрю. «Клоун и Арлекин», журнал WS Gilbert Society , vol. 3, выпуск 23, лето 2008 г., стр. 710–12.
- «Королевский театр, Хеймаркет», The Times , 3 февраля 1862 г., с. 8
- Развитие пантомимы (это позади вас!) , по состоянию на 3 января 2014 г.
- Чаффи и Крик, с. 278
- Рис, Теренс (1964). Феспис — Загадка Гилберта и Салливана . Лондон: Книжный магазин Университета Диллона. п. 16. OCLC .
- Хартнолл, Филлис и Питер Фаунд (ред.). «Колумбайн» , Краткий оксфордский компаньон к театру , Oxford University Press, 1996. Оксфордский справочник в Интернете. Oxford University Press, по состоянию на 21 октября 2011 г. (требуется подписка)
- Невилл, стр. 6–7.
- Фокс, Джордж Л. Автобиография (два тома, Филадельфия, 1904 г.)
- Как вам это понравится , Акт 2, сцена 7
- Чаффи и Крик, с. 346
- Чаффи и Крик, с. 347
- Главный герой Канио в опере «Паяцы» одет и загримирован по образцу комедии дель арте Пьеро.
- Цуруми, Рёдзи. «Развитие матушки-гусыни в Британии в девятнадцатом веке» , Фольклор , том. 101, выпуск 1 (1990), стр. 28–35.
- «Театр Гаррика», The Times , 21 апреля 1904 г., с. 11
Судьба и характер Арлекина
Первоначально Арлекин виделся зрителям уличного театра как неунывающий крестьянин-простофиля из Бергамо. Его роль в представлении заключалась в том, чтобы окончательно запутать сюжетные линии между молодыми влюбленными, стариками и слугами.
Традиционный костюм актера в XVI веке напоминал бедного крестьянина. И в этом заключается суровая реалистичность образа. Длинные панталоны и рубашка из грубой ткани — все эти элементы одежды были буквально испещрены дырами и заплатками. Так Арлекин олицетворял в себе бедность, простоту и незамысловатость.
Деревенского простака обманывали, лупили, однако и он был «сам себе на уме». В образе присутствовала полумаска черного цвета с длинным носом, а за поясом деревянный меч. Правда, такое оружие не спасало Арлекина от тумаков. Чуть позднее на голове появилась шапочка с заячьим хвостом. Так выделилась еще одна черта слуги — трусость.
Когда итальянский театр буквально «поселился» на улицах Франции, некоторые актеры влились в культуру приветливой страны. Многие стали выступать в публичных театрах Франции в качестве самостоятельных персонажей. Что касается Арлекина, то он сильно преобразился внешне.
Чтобы не попасть «впросак» перед французскими придворными труппами, костюм и собственно маска перестали напоминать образ крестьянина из Бергамо. Теперь на актере пестрый костюм из нарочито богатых тканей. Бывшие заплатки заменили идеально ровные золотистые лоскуты в виде ромбов.
Популярность героя спектаклей выросла настолько, что он буквально «поглотил» любимца публики Пульчинеллу. Это же отразилось и на характере. Бывший простак стал ловким интриганом. Косноязычие и глупые шутки заменила злая, даже ядовитая сатира.
К началу XVIII века угрюмый персонаж с бесовским прошлым канул в лету. На смену ему пришел веселый герой, который с удовольствием продолжил гастроли в публичных театрах Европы. В это же время итальянская комедия дель арте закончила свое существование. В моду вошли марионетки. Арлекин получил новую жизнь в кукольном театре.
Произошли очередные внутренние изменения. Теперь это изящный любовник, который отбивает у своего же хозяина Пьеро возлюбленную Коломбину. Иногда кукла изображается мельником, вымазанным мукой. Именно в кукольном театре Арлекин стал несменяемым спутником Пьеро.
После Великой Французской революции в конце XVIII века у него появился собственный жанр — «Арлекинада». Теперь он демонстрирует шута, исполняющего пантомимы, песни и танцы. От первоначального описания не осталось и следа. Теперь это весельчак и балагур, ставший прототипом для Августа — рыжего клоуна в цирке.
Премьера[править]
Общая праздничность решения постановки была выбрана не случайно. Балет предназначался для празднества императорского двора и давался в честь жены императора Николая II императрицы Александры Фёдоровны.
Премьера прошла 10 февраля (по ст.ст. пятница 23 февраля) 1900 г. в Эрмитажном театре Петербурга, где первыми зрителями стали императорская семья и ее окружение. За дирижёрским пультом стоял сам композитор. Художники спектакля: Орест Аллегри (декорации) и Евгений Пономарёв (костюмы). Исполнители: Кассандр — Энрико Чеккетти, Коломбина — Матильда Кшесинская, Арлекин — Георгий Кякшт, Пьеретта — Ольга Преображенская, Пьеро — Сергей Лукьянов, Леандр — Николай Аистов, Фея — Анна Уракова.
Анна Павлова и Михаил Фокин — «Арлекинада». Мариинский театр
А через три дня, 13 февраля 1900 года спектакль был перенесен на публичную сцену Мариинского театра, где постановка с успехом продержалась в течение нескольких лет и в ней участвовали выдающиеся звезды Петербургской труппы.
К. Голейзовский. Эскизы костюмов к балету «Арлекинада». 1919. Арапчонок
К. Голейзовский. Эскизы костюмов к балету «Арлекинада». 1919. Арлекин
К. Голейзовский. Эскизы костюмов к балету «Арлекинада». 1919. Коломбина
Театральное искусство недолговечно и длится столько же, сколько сам спектакль. Абсолютно идентичных выступлений не бывает даже у одного и того же артиста. Чтобы сохранить эти мгновения, сегодня на помощь актерам и зрителям приходит техника. Но в начале ХХ века ее еще не было.
И тем не менее у этого балета оказалась счастливая судьба. Постановка Петипа не затерялась. Это произошло благодаря системе записи танца, разработанной артистом балета императорской труппы Владимиром Ивановичем Степановым
Эту его систему дирекция сочла столь важной, что Степанов был направлен преподавать ее в императорские балетные классы. Среди множества его учеников особо усердным оказался Николай Григорьевич Сергеев
Именно он взялся за записывание балетов репертуара Мариинского театра. К своей работе он не без успеха привлекал и других артистов и балетмейстеров — таким образом появились записи около 30 балетов. После Октябрьской революции Сергеев эмигрировал, прихватив с собой балетные записи, а спустя годы, уже после его смерти, в 1969 году коллекция балетов императорского Мариинского театра была приобретена для своей библиотеки американским Гарвардским университетом. Бесценные рукописи оказалась в надежном и доступном месте. Среди 27 балетов фонда Николая Сергеева оказалась и запись балета «Арлекинада, или Миллионы Арлекина» в хореографии Мариуса Петипа.
Однако еще до того, как Гарвардский университет приобрел и обнародовал эту коллекцию, балет «Арлекинада» неоднократно ставился на различных сценах в хореографии последующих поколений балетмейстеров и исполнителей.