Что такое метафизика

Разница между метафизикой и диалектикой

Диалектика (от лат. dialectica — «искусство спорить») имеет два значения:

  • учение о том, как развилось бытие, также исследует закономерности и взаимосвязи, но одновременно в нём проявляются противоречия, в результате чего следует эволюция;
  • искусство мыслить, разумно и адекватно обосновывать свою аргументацию.
В диалектике В метафизике
природа — это одно целое, в котором все вещи и явления взаимосвязаны и независимы; природа — это случайное скопление изолированных друг от друга вещей и явлений;
природа всегда находится в состоянии постоянного движения, изменения, обновления и развития; природа представлена как что-то, находящееся в состоянии покоя и неподвижности, застоя и неизменности;
процесс развития — это единство непрерывности и разрыва последовательности, переход от незначительных и скрытых количественных изменений к открытым, фундаментальным и качественным изменениям; движение и развитие — не более чем рост, в котором количественные изменения не являются качественными; метафизики преувеличивают стабильность вещей и явлений мира, их повторяемость, относительную независимость и т. д.;
по своей сути абсолютно все вещи и явления в природе противоречивы, все они имеют и положительные стороны, их прошлое и будущее — то, что отмирает и рождается новым. противоречия являются неестественными, то есть рассматриваются как отклонения от нормального состояния вещей и явлений.

История становления метафизики, как центрального значения философии

Итак, как уже упоминалось ранее, метафизика остаётся центральным значением философии. Для многих она сама является воплощением философии. Так, теории Аристотеля связывают метафизику с сущностью и бытием ума. Для теории Платона, она связана с идеями.

В настоящее время многие авторы ставят понятие метафизики как синоним идеального, лежащего за пределами явно воспринимаемого, того, что сверх наших чувствований. Однако, здесь же кроются и коренные различия. Ведь идеал карла Маркса совсем не тождественен представлениям платоников.

Идеи Канта развивали в позапрошлом веке позитивисты, полагая что в отличии от него самого, опираются лишь на опыт и факт. Критики же позитивистов аргументировали свои нарекания тем, что ни одни обобщающие понятия, которые были использованы, не имеют «наличного» представления в фактическом мире. Позже критика с позиции марксизма-ленинизма вообще ставила знак равенства между понятием метафизики и обманом.

Во второй половине позапрошлого века Фридрих Ницше обратил всё своё для войны с метафизикой. Он утверждал, что первоначала не может быть никогда. Есть доминирование чистого становления через доминирование Ничто. Такую борьбу Ницше можно охарактеризовать как всестороннее развитие нигилизма. Ведь нет ничего, что бы можно было не вместить в саму эту позицию всеобщего сомнения и отрицания.

Хайдеггер несколько переработал понятие «ничто» с точки зрения сущности языкового обозначения. Ведь любая позиция есть таковым если она имеет свою звучание в языке. Таким образом его метафизика сводится к понятиям «что она есть?». Он считал, что метафизика является «близнецом» любой речевой формы.

А уже в прошлом веке Людвиг Витгенштейн вообще свёл её понятие к значению равному языковой игре. Сами же значения слов не известны и выражены быть не могут, поэтому представляют лишь забавную игру. А вопросы изначально не имеют ответов. Мир дан как целостность, его нельзя полностью переложить в слова или их формы, и не доступен для постановки вопросов.

Постмодернисты прошлого века, становясь на защиту Ницше и Хайдеггера, объявляют войну метафизике бытия. Они говорят, что, поднимая вопрос о первопричинах, возникает целостный субъект, который стремится к пониманию. «На самом деле» нет никакого этого «на самом деле», поскольку нет истинны и того, кто эту истину может постичь. Понятие целостности, даже на уровни целостности «я» дробиться на ряды текстов.

Деконструктивисты переносят эпохе Декарта на уровень слова и буквы. Текстом является всё и ничего одновременно.

Этимология

Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первопричинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, расположенных после (μετά τά) аристотелевой (греч. φυσικά) получив так своё название. Николай Дамасский, перипатетик I в. н. э., цитирует их под этим названием. Понятое в переносном смысле, как обозначающее само содержание «первой философии» («первофилософии») по Аристотелю, название метафизика указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, в основании их. Этот смысл термина и остался в общем сознании.

Впервые этот термин был употреблён неоплатоником Симплицием в V веке, а в Средние века получил широкое распространение, став синонимом философии, рассматриваемой как учение о началах всего сущего, считавшихся неизменными, духовными и недоступными чувственному опыту.

Этимологическое значение метафизики в ходе истории значительно менялось. В связи с этим можно различать:

  1. Античную (древнюю) метафизику
  2. Классическую (эпоха Нового времени) метафизику
  3. Современную метафизику

Термин, просуществовав более 2,5 тысяч лет, оброс многими значениями и невозможно принять какое-то одно из них в качестве основного[источник не указан 3943 дня], и, опираясь на него, описать «предмет метафизики».
Разумнее указать на те вопросы, всегда выражавшие содержание метафизики.

Средневековый метафизический метод философии

Средневековая метафизика столкнулась с проблемой соответствия законов природы божественному началу. Все проблемы Средневековья решались, освещались, устранялись при помощи духовного сообщества. Трудно было быть верующим (потому что вера требует слепого признания) и одновременно с этим заниматься дисциплинарным исследованиями естествознания. Находились храбрецы, умело сочетающие религию с наукой, и не попадающие в списки еретиков.

Таким мыслителем был Фома Аквинский. Религиозная община отвергала методологические направления, не подчиняющиеся беспрекословному верованию. Но Аквинский сумел объяснить рациональную сущность научного обоснования независящую от теологических догматов, что шокировало христианский мир. Идеи мудреца воспринялись настороженно, потому что Фома предоставил метафизику с такой стороны, которая отображает онтологическое познание синонимом теологических убеждений. Вера в Бога равносильна научной вере. Философ доказывает, что между метафизика с теологией не признают друг друга и не исключают, создавая такой двойственностью парадокс христианской религии.

Такое противоречие средневековой метафизики, вероисповедания привело к усомнению их совместных принципов.

Что есть метафизика

Сущность метафизики сводится к философскому учению об исследовании природных явлений, действительной реальности, земного и космического бытия. При чем, в разные эпохальные периоды, данные научные познания трансформировались, переходя из одной формы в другую.

Впервые совокупил основы понятия Аристотель, рассуждая о первопричинах бытия. Но это было только комплексное знание, обозначающее идею сборника сочинений, систематизацией которых занимался Андроник Родосский. Именно этот философ ввел в обиход термин. Метафизическое учение должно было объяснить нерешенные физикой проблемы.

Позже, основательно подойдя к натурфилософии, последователь Платона Симплиций заговорил о понятии метафизики, как о естественной философской науке. Неоплатоник считал направление важным, необъяснимым человеку учением о физических сущностях.

Довольно сложно описать четкое значение термина, потому что оно в течение многих столетий приобретало новые вариации. Что такое постфизика? Наука о первопричинах, бытие или природных изменениях? Проще описать базовые исследовательские метафизические темы. Все же достоверно известно, что это учение является усредненным проявлением физических и философских обоснований, которые переплетаются в одном исследовательском направлении о дефинициях. На помощь приходит онтология, раздел метафизических знаний, исследующий действительную реальность.

Можно согласиться с одной из трактовок метафизичности. Но такой ответственный шаг требует детального рассмотрения проблемы ее предмета.

Кратко говоря, усредненное, удовлетворяющее разносторонние методики обозначение метафизики звучит следующим образом – это наука, изучающая сущности имматериальной природы, взаимодействующие с материальными аспектами, подверженными взаимному воздействию.

Метафизика Аристотеля — что это такое

14 книг Аристотеля, описывающие учение о первоначалах, являющихся основой мудрости, стали основополагающей работой в области метафизики.  До него метафизика как учение о всеобщем, было смешано с другими знаниями – математическими, астрономическими, физическими и т.д. Аристотель впервые отделил метафизику как особую науку и как систему знаний. И, хотя, сам термин метафизика не принадлежит Аристотелю, именно он в своих трудах заложил фундаментальные основы классической метафизики.

Учение Аристотеля строится на 4 первоначалах:

  • Форма, по есть сама “Сущность” или суть бытия. Аристотель и Бога называет чистой формой и чистой деятельностью.
  • Материя, то есть физическое вещество. Аристотель считал, что ничто не возникает из ничего. У всего есть первоисточник. Всякое возникновение требует наличие некоего “субстрата” (материи), который в процессе изменения утрачивает одни свойства и приобретает другие. При этом он различает материю на первую и вторую. Первая — это вещество из которой состоит предмет, оно не имеет собственной формы и по мнению Аристотеля является не действительностью, а чистой возможностью. Например, как медь для статуи. До того, как медь превратиться в статую — она является небытием, но с потенциалом бытия (создания статую или другой вещи из этой меди). Вторая материя рассматривается сама по себе, а не через призму предмета, так как она изначально имеет свою собственную форму.
  • Цель, то есть «Для чего?» и «Ради чего?». Аристотель определяет цель как вид причины.
  • перводвижитель. То откуда берет начало изменение или упокоение, то есть движение. Само движение — это та деятельность, благодаря которой невозможное становится действительным, а материя обретает форму. Согласно учению Аристотеля, движение — процесс постоянный, бесконечный, но имеющий начало. Исходя из этого Аристотель вводит понятия о трех разных классах существующего: материя — движимое, но не движущее; природа — нечто движущее и движимое; и Бог — нечто движущее, но не движимое. Всякое естественное становление (движение), согласно его учению, имеет внутреннюю цель и завершение.

Метафизика Аристотеля ­– это учение о причинах и началах бытия и знания о нем, о том, что такое истинное бытие само по себе. При этом, самым достоверным знанием он называет то, которое основано на ощущении и чувстве. Материальные же формы сущностей Аристотель разделяет на:

  • отделенные мыслью,
  • познаваемые чувственно так, как они есть.

Направление используют

Организаторы

 Наталья Цай  (Москва),    Онлайн центр практической психологии «Автор» весь мир  (Москва),    Павел Никитин-Раскрывающийся-в-Любви  (Москва),    Школа развития осознанности «Майя»  (Москва),    Школа стратегий «Восемь ветров»  (Москва),    Школа трансформации личности Ларисы Богучарской  (Москва),    Клуб читателей Лиз Бурбо в Москве  (Москва),    Международный институт развития личности  (Москва),    Проект «Палитра Жизни»  (Москва),    Университет развития сознания «Вереск»  (Москва),    Центр «Я — солнце»  (Москва),    Школа сверхвозможностей (Владивосток),    Академия метабизнеса Guru-Go  (Екатеринбург),    Центр развития личности «Уроборос»  (Уфа),    Юлия Шарина  (Сургут),    Anima Matrix  (Казань),    Первая Международная Академия «Time Compression» им. В.Н.Шкунденкова  (Санкт-Петербург),    Школа Метафизики Светланы Гусевой  (Екатеринбург),    Школа Интуиции  (Новосибирск),    Центр «Эволюция жизни» (Екатеринбург).

Ещё организаторы 11

Тренеры

  Владислав Камрад  (Москва),    Денис Львов  (Москва),    Констанин Ловцов  (Москва),    Ксения Индиго  (Москва),    Светлана Филкова  (Москва),    Сергей Поздняков  (Москва),    Юлия Сергеевна Безбородова  (Москва),    Аксинья Александровна Абронова  (Москва),    Антон Казаков  (Москва),    Аристарх Абраменко  (Москва),    Всеслав Соло  (Москва),    Елена Блум  (Москва),    Елена Ивановна Светлая  (Москва),    Игорь Ковалев  (Москва),    Илья Сергеевич Блохин  (Москва),    Лена Хлопкина  (Москва),    Наталия Борисовна Соклакова  (Москва),    Наталья Афанасьевна Цветкова  (Москва),    Нинель Смолина  (Москва),    Ольга Вавер  (Москва).

Ещё тренеры 51

Консультанты

  Владислав Камрад  (Москва),    Денис Львов  (Москва),    Констанин Ловцов  (Москва),    Светлана Филкова  (Москва),    Юлия Сергеевна Безбородова  (Москва),   Adelita Saver  (Москва),    Аксинья Александровна Абронова  (Москва),    Антон Казаков  (Москва),    Аристарх Абраменко  (Москва),    Елена Блум  (Москва),    Елена Ивановна Светлая  (Москва),    Илья Сергеевич Блохин  (Москва),    Наталия Борисовна Соклакова  (Москва),    Наталья Афанасьевна Цветкова  (Москва),    Нинель Смолина  (Москва),    Светлана Геннадьевна Коршунова  (Москва),    Юлия Страдымова  (Москва),    Юрий Радеев  (Москва),    J.B.Lux  (Москва),    Татьяна Филиппова  (Екатеринбург).

Ещё консультанты 35

Проблема метафизики в истории философии

С момента возникновения метафизики и по наши дни, философы не перестаю спорить о том, что же такое метафизика, что лежит в ее основе, является ли она самостоятельной наукой или частью философии.

Метафизика Аристотеля

Как мы уже писали, термин метафизики был введен Андроником Родосским и изначально использовался как синоним философии. В древнегреческой философии метафизика приравнивалась к классической онтологии, поскольку заниматься антологией означало искать сверхчувственные основания сущего. Так в трудах Платона и Аристотеля, метафизика определялась как “наука о сверхчувственном”.

Аристотель определял метафизику как наиболее возвышенную науку, так как не связана с материальными нуждами и не преследует материальных целей. Это превращает ее в самоценную, истинно свободную науку, которая существует ради знания и понимания. Аристотель называл ее “первой философией”. В отличие от Физики — “второй философии”, задача метафизики не изучать явления окружающего мира, а постичь суть универсума как единого целого.

Аристотель выделял четыре основные области метафизики:

  • Исследование первопричин и начал всего сущего,
  • Познание бытия,
  • Знание о субстанции, как первоисточнике каждой вещи,
  • Знание о Боге и сверхчувственной субстанции.

Эти направления гармонично связаны с собой и являлись основополагающими критериями, фундаментом для классической метафизики вплоть до 19 в.

Статус метафизики изменяется в историко-философском процессе

Во второй половине 18 — начале 19 века принципы и идеалы классической метафизики были пересмотрены философами (среди которых Л. Фей­ербах, Ф. Ницше, Л. Витгенштейн, П. Фейерабенд, М. Хайдеггер, К. Маркс и др.) и претерпели изменения. Это дало начало постклассической метафизике.

Для нового типа метафизики характерны следующие принципы:

  • Принцип различия. Если классическая метафизика отождествляет понятия бытия и мышления, то постклассическая их разделяет. Бытие рассматривается как объективная реальность, существующая вне сознания, и противопоставляется сознанию. То есть объективная реальность не зависит от сознания, чувств, опыта, мышления; сознание же является лишь отражением бытия.
  • Предпосылочность знания. Этот принцип основан на утверждении, что у каждого знания, в том числе и у философского, существуют языковые, культурные, социальные и др. предпосылки.
  • Обращение к повседневности. Суть принципа том, что философия должна черпать материал для познания и изучения из реальной жизни, здесь и сейчас, а не из особых, специально смоделированных ситуаций.
  • Принцип плюральности, то есть множественности мышления и равноправия автономных, но влияющих друг на друга типов ценностно — ориентированной деятельности (метафизического, научного религиозного и тд.)

Задачей постклассической метафизики становится осмысление конкретных форм человеческого опыта путем анализа. Она должна отвечать на реальные запросы общества, чтобы стать основой для всех форм культуры, которые решают свои собственные конкретные задачи в сферах познания, мышления и деятельности.

Возможные миры в крематории

Фонд Дмитрия Волкова поддерживает не только науку, но и искусство, поэтому в Нижнем Новгороде философы провели совместный перформанс с художниками Артемом Филатовым и Алексеем Корси, которые несколько лет назад открыли на территории нижегородского крематория «Сад им.» — пространство, в котором растут цветы и ягоды, а голос оперной певицы из динамиков напевает названия внутренних органов на латыни. В саду встречаются влюбленные, проводят экскурсии, но чаще всего люди заходят сюда, чтобы подумать о смерти.

Одна из частей сада — мемориальная. Здесь растет более 120 видов растений. Каждое кто-то посвятил умершему родственнику. Тем самым создатели сада хотят показать, что память о человеке можно запечатлеть не только на надгробии, но и в ритуалах. При этом растения не подменяют собой памятники — например, их плоды можно есть (в саду растет малина и крыжовник).

Таким сад был последние годы. С появлением философов возник дополнительный смысловой слой, связанный с модальностью. «Я не могу даже претендовать на 1% понимания того, что обсуждают в философской школе, но я вычленил для себя понятие модальности и обнаружил, что модальность существует и в музыке. Мы решили показать музыку не через звуки, а через промежутки тишины», — объясняет Филатов.

Нижегородский композитор Марк Булошников положил в основу перформанса «Сарабанду» Жана-Филиппа Рамо, которую сначала играли на балах, а потом во время похоронных процессий. «Как говорил Джон Кейдж, музыка — это не звуки, а расстояние между ними, тишина. И смерть — это тоже тишина. О смерти можно только молчать. Именно этому мы учим именно молчать», — говорит Булошников.

Молчали так. В разных точках сада расположились два саксофониста и фаготист. При каждом имелся двойник-динамик, воспроизводящий индастриал — лязг металла на заводе, шум метро, звуки отбойного молотка — на фоне которого музыканты исполняли тягучие ноты «Сарабанды». Они играли по партитуре, но не знали, когда и как прозвучат индустриальные звуки. Участники философской школы изучали получившееся звуковое пространство, садясь на разные лавочки и фланируя между растений. Над садом поднимался черный дым крематория.

Метафизическая философия эпохи Возрождения

Минуя период Средневековья, метафизическая философия трансформировалась из религиозной метафизики в философскую догматику. Исследовательский онтологический метод прошлого показал недееспособность из-за предоставления микроскопичности человека по сравнению с вселенской масштабностью.

Философские деятели эпохи Ренессанса (Возрождения) исправили такое положение дел, поставив личность на центральную позицию мироздания, потому что сила человеческого ума, воли способна отрешиться от религиозных ограничений, открыться новому содержанию. Философ Томазо Кампанелла противопоставляет человека Богу, говоря о божественности человеческой натуры, как об идеальном представителе космического творения. Мыслитель Кампанелла считал, что научные дисциплины (физика, математика, медицина, политика) только доказывают такую теорию.

Отличительной особенностью философии эпохи Возрождения является психологическое исследование достоинства, внутреннего мира человека, оппозиционность церковным догматам (отступление философской схоластики на задний план), перемещение метафизического приоритета от формы познания к элементарному содержанию. Подход к освоению онтологического материала приобрел научно-материалистический характер. Возрос интерес к государству, обществу, социальному равноправию.

Расписание тренингов и семинаров14

23 февраля
Четверг,
19:00

Лекция «Осознанное восприятие чакр, и их связи с тонкими телами. Основы метафизики»

 
Скидка 500Р

1,5–3 часа
Москва

Владислав Камрад

2 марта
Четверг,
19:00

Лекция «Осознанное восприятие чакр, и их связи с тонкими телами. Основы метафизики»

 
Скидка 500Р

1,5–3 часа
Москва

Владислав Камрад

16 марта
Четверг,
19:00

Лекция «Осознанное восприятие чакр, и их связи с тонкими телами. Основы метафизики»

 
Скидка 500Р

1,5–3 часа
Москва

Владислав Камрад

23 марта
Четверг,
19:00

Лекция «Осознанное восприятие чакр, и их связи с тонкими телами. Основы метафизики»

 
Скидка 500Р

1,5–3 часа
Москва

Владислав Камрад

30 марта
Четверг,
19:00

Лекция «Осознанное восприятие чакр, и их связи с тонкими телами. Основы метафизики»

 
Скидка 500Р

1,5–3 часа
Москва

Владислав Камрад

6 апреля
Четверг,
19:00

Лекция «Осознанное восприятие чакр, и их связи с тонкими телами. Основы метафизики»

 
Скидка 500Р

1,5–3 часа
Москва

Владислав Камрад

13 апреля
Четверг,
19:00

Лекция «Осознанное восприятие чакр, и их связи с тонкими телами. Основы метафизики»

 
Скидка 500Р

1,5–3 часа
Москва

Владислав Камрад

20 апреля
Четверг,
19:00

Лекция «Осознанное восприятие чакр, и их связи с тонкими телами. Основы метафизики»

 
Скидка 500Р

1,5–3 часа
Москва

Владислав Камрад

27 апреля
Четверг,
19:00

Лекция «Осознанное восприятие чакр, и их связи с тонкими телами. Основы метафизики»

 
Скидка 500Р

1,5–3 часа
Москва

Владислав Камрад

11 мая
Четверг,
19:00

Лекция «Осознанное восприятие чакр, и их связи с тонкими телами. Основы метафизики»

 
Скидка 500Р

1,5–3 часа
Москва

Владислав Камрад

18 мая
Четверг,
19:00

Лекция «Осознанное восприятие чакр, и их связи с тонкими телами. Основы метафизики»

 
Скидка 500Р

1,5–3 часа
Москва

Владислав Камрад

25 мая
Четверг,
19:00

Лекция «Осознанное восприятие чакр, и их связи с тонкими телами. Основы метафизики»

 
Скидка 500Р

1,5–3 часа
Москва

Владислав Камрад

1 июня
Четверг,
19:00

Лекция «Осознанное восприятие чакр, и их связи с тонкими телами. Основы метафизики»

 
Скидка 500Р

1,5–3 часа
Москва

Владислав Камрад

Разница между метафизикой и диалектикой

Диалектика, как и метафизика, является частью философии, но их отношения всегда носили не простой характер. Это обусловлено значительными различиями в принципах и методах, которые лежат в основе каждой из этих наук.

Диалектика в современной философии — это теория развития всею сущего и основанный на ней философский метод.

Чем же отличается метафизика от диалектики?

Расхождение наблюдается по многим вопросам:

  • В метафизике все новое вытесняет старое, тогда как диалектика ищет наличие связей между старым и новым.
  • Согласно метафизике, причиной движения является внешнй толчок, так как оно не может исходить из самой материи. Для диалектики — причина движения в противоположностях.
  • Сторонники метафизики читают, что качество изменяется благодаря количеству и наоборот. В диалектике этот переход рассматривается в виде скачка.
  • Метафизика признает развитие по прямой, кругу, либо вообще отрицает направленность развития. Сторонники диалектики считают, что развитие происходит по восходящей спирали.
  • Метафизическое мышление негибкое, опирается на формулы “или — или”, “если не то, значит — это”, в отличие от диалектики, где способ мышления сводится к формуле “тезис — антитезис — синтез”.
  • Абсолютную истину можно познать сразу с помощью чувственных приемов, считает метафизика. Согласно диалектике, познание — постепенный и целенаправленный процесс постижения абсолютно истины.

Будучи отраслями философии, метафизика и диалектика тем не менее, представляют собой две противоположные системы познания действительности и развития.

Метафизика — это раздел философии

Древние греческие мыслители проникали в области философии и мудрости, созерцая истинную картину космоса и бытия. Поэтому и методы исследования в философии и науке не отличались. Платон выделял метафизику, как специально обоснованный метод, хотя и не разделял понятие мудрости на различные науки. Он же и очертил круг специфических проблем метафизики, хотя тогда еще не было этого термина и науки как таковой. Аристотель же выделил метафизику как самую ценную из наук, являющуюся не средством, а целью человеческой жизни и называл ее «первой философией».

Во времена средневековья, в 13-14 в.в, метафизика достигла своего расцвета. Философы метафизики значительно обогатили словарь философии новыми понятиями и терминами. Но при этом, философы стали отождествлять метафизику (познания первых причин вещей) и теологию (познания божественного).

В современном мире, метафизика стала разделом философии, изучающем все сущее, основы бытия и самого человека.

На протяжение многих веков категории бытия занимали особое положение в философской мысли. Это обусловлено двумя обстоятельствами:

  • Способностью охватить в себе весь окружающий человека мир как единое целое.
  • Бытие является для философии единственным способом мыслимого абсолюта. Идеей, что мир — это что-то взаимосвязанное и единое.

Таким образом, метафизика неразрывно связана с философией, являясь ее частью и занимается исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Зачем изучать теории возможных миров?

По словам Артема Беседина, метафизика возможных миров — «максимально не юзер-френдли тема». «Она закопана в самой глубине многих теорий, которые мы обсуждаем: свободы воли, тождества личности, сознания. И хотя выглядит она довольно безумно, без нее никак», — подчеркивает он.

Проблема модальных высказываний занимала умы философов уже в Античности. С ними пытался совладать Аристотель, разрабатывая первые логические системы. Но природа модальности оказалась неподатлива, и чем дальше философия развивалась, тем острее ощущалась нехватка адекватной логической интерпретации всех этих «возможно» и «могло бы быть». Во второй половине ХХ века крупнейший философ и логик современности Сол Крипке выдвинул для решения многовековых споров концепцию возможных миров. Когда ее стали разрабатывать другие философы, появилась метафизика возможных миров, охватившая темы не только философские, но и научные.

Например, есть проблема свободы воли. Нейрофизиолог скорее спросит: может ли он предсказать по состоянию мозга поведение индивида? Экономист задастся вопросом, при каких условиях работает поведенческая экономика, если рациональный агент свободен? Философы же займутся концептуальным анализом: что такое свобода воли в принципе, предполагает ли она возможность поступать иначе, что такое «возможность поступать иначе» — и вот мы уже в логическом пространстве возможных миров.

Обычно результатом Летней философской школы становится обзорная коллективная статья. Прошлогодняя статья посвящена проблемам интроспекции: как мы узнаем о своих ментальных состояниях и наблюдаем за внутренней жизнью. В этом году планы масштабнее: итогом школы станет посвященный метафизике возможных миров выпуск «Финикового Компота» — философского журнала, выходящего при поддержке Московского центра исследования сознания.

Разные типы метафизической теории

Метафизика Аристотеля

Также называется аристотелизм. Философ Аристотель стремился понять «здесь и сейчас». Он верил в безупречную форму: Бог и астральные разумные существа (разумные движущие силы планет) должны были удовлетворять этому описанию. Платон также был обеспокоен «здесь и сейчас» и хотел радикально изменить общество.

Аристотелизм — это, в принципе, форма имманентной метафизики, теория, которая учит людей тому, как принимать мир, который они знают, а не тот, который даёт им информацию о совершенно другом мире.

Аристотелевская метафизика помещает индивида в центр царства существования. Философские особенности аристотелизма включают в себя методологию. Она критически подходит к существующим или гипотетическим доктринам и делает акцент на знания, которые могут быть получены естественным путём посредством чувств и с использованием разума.

Платонизм

Суть платонизма заключается в различии двух миров: привычного нам мира повседневной жизни (являющегося объектом чувств) и невидимого мира (который является истинной реальностью и может быть объектом интеллекта). Обычный человек замечает существование первого и игнорирует существование второго.

Он не может оценить степень, в которой его убеждения как о фактах, так и о ценностях произвольно предполагаются и связаны с внутренними противоречиями.

Философ находится в таком положении, когда он способен показать человеку, насколько несущественным является тот фундамент, на котором он пытается удержаться.

Философ может продемонстрировать, как мало мысли существует в расхожих представлениях о добре и зле. Он даже может показать, что само понятие «познание посредством чувств» сопряжено с трудностями, поскольку знание предполагает устойчивый объект, а объекты чувств постоянно меняются.

Картезианство

Также называется метафизика Декарта. Главная суть метафизики Декарта заключалась в том, что мир делили на две независимые субстанции — протяжённую и мыслящую. Но в этом и состояло самое сложное в его учении — трудно было объединить два порядка бытия, как только их разделяли.

Томизм

Это направление было сформировано философом Фомой Аквинским. Главное утверждение томизма заключается в том, что, размышляя о повседневных вещах и повседневном мире, всё указывает на Бога, как на поддерживающую силу/причину.

Обычные вещи/сущности, такие как, например, люди, находятся в процессе постоянных изменений. И это изменение всё же обычно не является результатом их собственных усилий — оно не зависит исключительно от них самих.

Идеализм

Есть два возможных пути для человека, который сталкивается с дуализмом духа и материи и считает его неудовлетворительным.

Он может либо попытаться показать, что материя в некотором смысле сводима к уму (это идея идеализма), либо, наоборот, попытаться свести ум к материи (это идея материализма). Однако существуют различные формы идеализма.

В одной из версий эта философия утверждает, что такой вещи, как материя не существует: то, что обычно человек считает материальными вещами, при более внимательном рассмотрении — не что иное, как познания ума.

Не существует ничего, кроме ума и его содержимого: независимо существующий материальный мир — не более чем иллюзия (идея философа Джорджа Беркли).

Материализм

Самая простая (первичная) форма материализма утверждает, что существует только материя. Однако это не может быть однозначно правильным, так как существует много того, что не характеризуется как материя, например: мысли или числа.

Таким образом, материализм, после того, как был обдуман различными философами, получил изменённые формы. Например: материя (природа) находится на первом месте, а дух (мышление) — на втором.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: