Что такое императив и что он означает?

II. Примеры категорического императива

Примером категорического императива является то, что вы не должны давать обещание, которое собираетесь нарушить позже, если только вы не хотите, чтобы все остальные сделали то же самое.

Другие примеры использования категорического императива появляются в различных областях. Например:

  • Когда дело доходит до бизнеса, продавец не должен обманывать покупателей, если только они не считают, что все продавцы должны поступать так же.
  • Когда дело доходит до медицины, медсестра не должна давать пациентам некачественное лечение, если только они не считают, что так нужно относиться ко всем.
  • Когда дело доходит до окружающей среды, человек не должен мусорить, если только он не хочет, чтобы все остальные тоже мусорили.

X. Отличие от других философских теорий

Философские взгляды Канта заключены в философской теории, называемой кантианством . Кантианская этика в целом и категорический императив в частности являются деонтологическими , то есть они основаны на идее о том , что действия могут быть правильными или неправильными по своей сути (или, альтернативно, допустимыми, обязательными или запрещенными), основанными на некоторых правилах, независимо от их последствия.

Деонтологию часто противопоставляют консеквенциализму, который предполагает, что мораль действий определяется их последствиями, так что действия являются морально правильными, если их последствия более благоприятны, чем неблагоприятны. Кроме того , деонтологию часто противопоставляют утилитаризму, который является типом консеквенциализма, который предполагает, что действия являются морально правильными , если их последствия более благоприятны, чем неблагоприятны для всех , а это означает, что действия должны быть направлены на создание наибольшего количества благ для наибольшего числа людей.

Let’s в повелительном наклонении

Let’s или let us (буквально «позвольте нам») может использоваться для того, чтобы — как бы странно это ни звучало — попросить разрешения с помощью команды:

  • Let me do it! (Позвольте мне сделать это!)
  • Let them have some fun! (Позвольте им немного пошалить!)

Однако обычно мы используем let’s , чтобы вдохновить людей на определенную возможность:

  • Let’s dance! (Давайте потанцуем!)
  • Let me help you! (Позволь мне помочь тебе!)
  • Let’s better not talk about it. (Об этом лучше не говорить).

А более подробно о самом let’s можно узнать из текста знаменитой песни Beatles Let It Be.

См. также: Учите английский!

Императив стабильного развития

Императив стабильного развития имеет и региональные, и национальные, и глобальные аспекты. Он касается непосредственно перспектив развития Российской Федерации в дальнейшем в указанных аспектах. В 1996 г. издали Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в котором предложили внести на рассмотрение Президента разработать проект Государственной стратегии стабильного развития РФ. Разработка Государственной стратегии стабильного развития России сталкивается вместе с двумя группами проблем, которые являются и практичсско-политическими, и научно-исследовательскими,. Первая группа связывается с состоянием экологического современного кризиса и перспективами разрешения. Дело в том, что кризис одновременно является, как глобальным, так и внутрироссийским. Другими словами, научное, правильное определение сущности кризиса и способов его разрешения возможно только при сбалансированности и учете потребностей и интересов мирового сообщества и потребностей и интересов российского многоэтнического народа, российского общества. В данной связи небезынтересно привести мнение президента Римского клуба Р. Диес-Хохлайтнера: «Концепция стабильного развития будет иметь право на существование лишь тогда, когда полностью будут учтены особенности всех стран, оценены ее перспективы и ресурсы сельскохозяйственного и промышленного развития, проанализированы тенденции мировой торговли, исследуется экологическая жизнеспособность глобальной экономики. Пока не установим гранично допустимый уровень загрязнения и не договоримся о том, как компенсировать ущерб, применяя механизмы влияния, которые находятся в распоряжении мировой общественности, не получится гармоничное и устойчивое развитие мира».

Другая группа проблем не меньше, а, возможно, больше сложная. Идет речь о кризисе глобального распространения в течение нескольких веков такой модели социально-экономического развития, которая базируется на представлениях об эффективности и безусловных преимуществах рыночных капиталистических отношений, необходимости и возможности бесконечного эксплуатирования природных ресурсов, природных богатств, неизбежности разделения мирового сообщества на благополучные, развитые страны («золотой миллиард»), в которых господствует обрабатывающая промышленность, экологически чистое, наукоемкое производство, и слаборазвитые страны, где доминирует экологически «грязные» технологии, добывающая промышленность.

Не секрет, что данную модель экономическо-социального развития в неявной или явной форме поддерживают некоторые видные западные ученых, политических деятелей, представителей транснациональных компаний. И не лишь поддерживают, но через государственные органы определенных западных стран и сквозь некоторые международные организации стремятся всему миру навязать представления, что такая модель — единственно приемлемая, единственно возможная модель стабильного развития в современных условиях.

Чего нет у глаголов в повелительном наклонении и что у них есть

У них нет времени. Потому что никакого действия на самом деле нет. Мама говорит ребенку: «Спи, моя радость, усни» – понятное дело, что ребенок не спит. И не факт еще, что уснет.

Но есть лицо и число. Лицо чаще всего второе, а число – либо единственное, либо множественное. Чтобы это доказать, подставим местоимения «ты», «вы». Например: « позвони мне, когда приедешь», « позвоните мне, когда приедете».

Как и у всех остальных глаголов, у этих есть спряжение, вид и переходность. Спряжение – либо первое, либо второе, в зависимости от гласного в окончании. Вид – совершенный (что сделай? – напиши письмо) или несовершенный (что делай? – пиши письмо).

Глагол переходный, если у него есть зависимое слово в винительном падеже без предлога. То есть слово отвечает на вопросы кого/что: читай (что?) книгу, ищи (кого?) курицу.

У этих глаголов может быть род, например: «Шел бы ты домой» – «Шла бы ты домой» – «Шло бы ты домой».

Как образуется и употребляется повелительное наклонение

Повелительное предложение чаще всего обращено ко второму лицу (you – вы, ты, Вы), поэтому в нем, как правило, нет подлежащего. Обращаетесь вы к одному человеку или нескольким, можно понять только по контексту. Другая особенность в том, что у повелительного наклонения нет вопросительной формы, ведь мы употребляем его, чтобы «повелевать», а не спрашивать :-)

Для того чтобы попросить, посоветовать или приказать что-то сделать, мы используем инфинитив без частички to.

В предложении в повелительном наклонении может быть обращение. Не путайте его с подлежащим, это не одно и то же.

Обращение Подлежащее и сказуемое
Alice, close the door. – Элис, закрой дверь. Alice closed the door. – Элис закрыла дверь.
Peter, walk the dog before dinner. – Питер, выгуляй собаку перед ужином. Peter was walking the dog before dinner. – Питер выгуливал собаку перед ужином.

Если вам необходимо использовать два глагола в повелительном наклонении, поставьте между ними союз and.

С помощью отрицательных предложений мы будем налагать запреты, просить или советовать чего-то не делать. Для того чтобы образовать отрицание, мы ставим в начало предложения вспомогательный глагол do и частицу not (don’t).

Не допускайте орфографических и речевых ошибок

Если у вас повелительное наклонение образовалось бессуффиксным способом, то есть глагол оканчивается на согласный, у него на конце должен быть мягкий знак: «плачь», «сядь», «спрячь».

Мягкий знак сохраняется всегда. Даже когда вы добавляете постфиксы: «сядьте», «спрячься», «плачьте».

Мягкого знака нет, если глагол оканчивается на «-й»: вой, укрой.

Вид глагола в повелительном наклонении должен быть таким же, как вид «исходного» глагола. Поэтому:

  1. Надеть (что Сделать – Совершенный вид) – Надень (что Сделай) – Наденьте (что Сделайте).
  2. Надевать (что делать – несовершенный вид, нет буквы «с» в вопросе) – надевай (что делай) – надевайте (что делайте).

Нельзя от глагола «надеть» (что Сделать) образовать «надевай» (что делай). Это грубая ошибка.

Нельзя говорить «ехай» или «едь», «доедь». У глагола «ехать» повелительного наклонения вообще нет.

Ну и самое главное – «положи» или «клади». Никаких «ложи», «ложь», «положь».

Был у нас в вузе преподаватель (не лингвист), он говорил: «Ложьте сюда». Вот это вообще печалька.

Вставьте слово или фразу

  1. Spüle !
  2. Schreibt ohne !
  3. Inge, lies diesen !
  4. Kinder, wascht eure und geht essen!
  5. Mutti, nimm dieses kleine .
  6. Seien Sie so lieb, zeigen Sie uns !
  7. Meine Damen und Herren, auf der Straße.
  8. Michael, du gehst . Gehe !
  9. Geht heute !
  10. Peter und Anna, kommt !
  11. Sprich nur deutsch!
  12. Peter, kauf heute !
  13. Töchterchen, ! Die deutsche ist sehr schwer.
  14. Macht eine und frühstückt!
  15. Sei nicht so !
  16. Fahrt !
  17. , und spül das Geschirr!
  18. Öffne und lies !
  19. Fahr schnell !
  20. Steh auf! Es ist 7 Uhr.
  21. Schreibt auf!
  22. Wasche dich, kämme dich und ziehe Kleid an!
  23. Zeigen Sie mir Ihren !
  24. Setzte dich und iss!
  25. Kommen Sie !
  26. Erzähle mir !
  27. Lauft !
  28. Vergesst uns nicht und kommt !
  29. Beeile dich! macht zu.
  30. Nimm dein !

Кант и котики

Имей мужествопользоваться собственным умом.Иммануил Кант

Изучать категорический императив будем на котиках.

Предположим, вы сидели в кресле, а потом резко встали. Но забыли, что на ногах у вас дремлет котик. Когда вы вставали, котик, пытаясь удержаться, выпустил когти вам прямо в ногу. Вы заорали: «Ах, ты, котина ты этакая!»

И тут вы замечаете, что висящий на стене портрет Канта нахмурил брови. Ибо категорический императив Канта гласит:

«Поступай так,чтобы максима твоей волимогла бы быть всеобщим законом».

Слово «максима» в данном контексте означает «главный принцип».

То есть, по Канту, вы только что создали всеобщий закон «Орать на котиков», что, конечно же, не делает вам чести.

Но, допустим, котика вы отцепили, перед ним извинились и случайно созданный вами всеобщий закон отменили. Как же теперь поступать, чтобы Кант не хмурился?

Прямо скажем, жизнь у вас будет не такой простой. Согласно Канту внешние правила и установки для вас потеряют всякое значение. Вам придётся создать свой личный кодекс чести, в соответствии с которым и жить дальше.

Кант исходит из того, что вы – это субъект доброй воли, а, следовательно, все ваши поступки – это результат вашего внутреннего выбора. Только в этом случае вы сможете быть по-настоящему свободным.

Вы не можете быть свободным, слушая других, потому что всегда есть вероятность того, что вас банально обманывают и используют в своих целях.

Как только вы сталкиваетесь с ситуацией нравственного выбора, то ваша задача – сформулировать для себя максиму – нравственный принцип, которым вы будете руководствоваться. И эта максима должна следовать категорическому императиву Канта.

То есть все ваши помыслы и поступки должны быть направлены в сторону высшей добродетели. Вы поступаете не потому, что кто-то и что-то считает, а потому, что сами это выбрали.

Есть важное следствие категорического императива: раз вы – это субъект доброй воли, то и остальные люди – это тоже субъекты доброй воли. А раз так, то отсюда следует высший принцип нравственности, который в упрощённом виде можно сформулировать так:. К другому человеку нельзя относитьсякак к средству для достижения своих целей

К другому человеку нельзя относитьсякак к средству для достижения своих целей.

По отношению к другим людям следует поступать только так: этот человек и его достоинство – это для вас высшая ценность.

По Канту человек – это свободное существо, которое не нуждается в чужих правилах и в чужом мнении. Сам человек и есть автор своих нравственных принципов.

В качестве примера Кант приводит такую ситуацию. Допустим, человек хочет взять деньги в долг. Но при этом он понимает, что вернуть долг у него мало шансов. Но он начинает клясться и божиться, что долг точно отдаст. То есть максима у этого человека такая: «Обещаю, что хочу, но выполнять не собираюсь». Очевидно, что если сделать эту максиму всеобщим законом, то все договорённости между людьми моментально стали бы невозможными. Поэтому добродетельный человек сформулирует просьбу дать взаймы максимально близко к реальной ситуации.

Другой пример Канта. Какой-то человек решил всю свою жизнь бездельничать и развлекаться. Насколько эта максима годится?

— Не годится! – строго отвечает Кант, — всё в природе развивает свои способности. Поэтому как разумное творение природы человек не может стать трухлявым пнём, а должен развивать то, что в нём заложено природой. Нехорошо, когда талант ржавеет без дела.

При этом нельзя руководствоваться критериями «приятно» или «неприятно». Если вы решили, что ваша максима «следить за здоровьем», то не надо валяться на диване. А надо вставать и заниматься своим телом.

Сначала решили что-либо, а потом силой воли выполняете то, что решили. Никакие чужие попытки сбить вас с пути нравственности не будут иметь успеха. Сделать гадость, в надежде, что никто не узнает – не выйдет. Вы-то знаете, что делаете гадость, а потому – никаких гадостей!

Вы решили поступить нравственно – вы так поступаете. И точка.

Это был краткий пересказ труда Канта «Основы метафизики нравственности», который он написал ещё в 1785 году.

Но пока не появилось страны, законы которой были бы написаны на основе категорического императива Канта.

Насколько же этот императив применим к реальной жизни?

Категорический императив

Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.

По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.

Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.

Основы категорического императива:

  • Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
  • Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
  • Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.

Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом). Вообще, взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином

Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе

Вообще, взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином. Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе.

Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом чего-либо. Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть. И настоящее уважение к личности – это нравственная основа морали и права. Но в реальной жизни это практически невыполнимо, т.к. в человеческой природе присутствует, как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т.п.

Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности.

III. Как использовать принцип категорического императива

Чтобы реализовать категорический императив, используйте метод рефлексии и спросите себя: «Готов ли я, чтобы все остальные поступали так же?» прежде чем действовать определенным образом, а затем основывайте свои действия на ответе на этот вопрос. Кроме того, чтобы помочь себе сделать это правильно, вы можете сделать несколько дополнительных вещей, таких как:

  • Задавайте наводящие вопросы. Например, вы можете спросить себя: «Что бы я почувствовал, если бы увидел, что кто-то другой ведет себя так же?». При этом вы также можете извлечь пользу из создания психологической дистанции , которая поможет вам более честно и рационально оценивать ситуацию. Это означает, например, что вместо того, чтобы спрашивать себя: «Что бы я почувствовал, если бы увидел , что кто-то другой ведет себя так же?», лучше спросить себя: «Что бы вы почувствовали, если бы увидели, что кто-то другой ведет себя так же? ».
  • Визуализируйте, как все остальные действуют так же. Например, если вы собираетесь вести себя определенным образом по отношению к кому-то, попытайтесь визуализировать, как бы это выглядело, если бы все вели себя одинаково по отношению друг к другу, особенно к вам или к тому, кто вам небезразличен.
  • Подумайте о последствиях того, что все будут действовать одинаково. Например, попытайтесь рассмотреть все потенциальные результаты действий всех остальных, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Вы можете обнаружить, что другие методы также помогают вам усвоить и реализовать категорический императив. Например, вам может помочь представление об этом принципе как о том, что вы устанавливаете для себя те же стандарты, что и для других (т. е. избегаете двойных стандартов в отношении себя и других ).

В качестве альтернативы вам может быть полезно подумать о том, как категорический императив связан с другими моральными принципами, такими как золотое правило и принцип милосердия, как в целом, так и в конкретных ситуациях.

Как образуется повелительное наклонение глагола?

Глаголы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют две грам­ма­ти­че­ские фор­мы:

  • про­стую (син­те­ти­че­скую);
  • слож­ную (ана­ли­ти­че­скую).

Простая форма повелительного наклонения

Простая фор­ма пове­ли­тель­но­го накло­не­ния чаще все­го выра­жа­ет­ся гла­го­ла­ми 2 лица един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла, кото­рые отве­ча­ет на вопро­сы:

  • (что делай?) ты смот­ри фильм — (что делай­те?) вы смот­ри­те фильм;
  • (что сде­лай?) ты нари­суй пей­заж — (что сде­лай­те?) вы нари­суй­те пей­заж.

Форма един­ствен­но­го чис­ла обра­зу­ет­ся от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида или про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов совер­шен­но­го вида с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са или суф­фикс -и-.

Нулевой суф­фикс исполь­зу­ет­ся, если уда­ре­ние пада­ет на глас­ный звук осно­вы:

  • ре́зать — они ре́ж ут — ре́жь
  • прове́рить — они прове́р ят — про­верь .

Эта мор­фе­ма -«неви­дим­ка» участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла с удар­ным окон­ча­ни­ем, если в кон­це сло­ва про­яв­ля­ет­ся мяг­кий соглас­ный «й»:

  • про­лить — они про­льют — про­ле й
  • отмыть — они отмо­ют — отмо й .

Суффикс -и- обра­зу­ет фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

а) если удар­ным явля­ет­ся окон­ча­ние 1 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го (буду­ще­го) вре­ме­ни:

  • полз­ти — я полз у́ — полз и́
  • поле­жать — я полеж у́ — полеж и́
  • про­честь — я про­чт у́ — про­чт и́

б) у гла­го­лов с удар­ной при­став­кой вы-:

  • вы́брать — вы́бер и
  • вы́лизать — вы́лиж и
  • вы́ставить — вы́став и

в) у гла­го­лов с осно­вой на соче­та­ние соглас­ных:

  • крикн и
  • законч и
  • про­долж и .

Простая фор­ма пове­ли­тель­но­го накло­не­ния мно­же­ствен­но­го чис­ла может быть обра­зо­ва­на с помо­щью пост­фик­са -те от гла­го­ла 1 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, если она выра­жа­ет прось­бу, поже­ла­ние, обра­щен­ное ко мно­гим лицам или к одно­му чело­ве­ку в ува­жи­тель­ной фор­ме:

  • мы спо­ём — спо ем те
  • мы зай­дём — (вы) зайд ем те .

Форма мно­же­ствен­но­го чис­ла обра­зу­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем пост­фик­са -те к фор­ме един­ствен­но­го чис­ла:

  • режь — режь те
  • про­верь — про­верь те
  • про­лей — про­лей те
  • отмой — отмой те .

Составная форма повелительного наклонения

Составная фор­ма пове­ли­тель­но­го накло­не­ния скла­ды­ва­ет­ся из гла­го­лов 1 или 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих частиц «да», «давай», «давай­те», «пусть», «пус­кай»:

  • да будет согла­сие;
  • давай пой­дем;
  • давай­те спро­сим его;
  • пусть весе­лит­ся;
  • пус­кай позво­нят.

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу форм гла­го­лов пове­ли­тель­но­го накло­не­ния.

Единственное чис­ло Множественное чис­ло
1-е лицо давай про­чи­та­ем, давай­те решим, поедем, поедем­те. Давайте купим биле­ты на этот само­лёт.
2-е лицо Проснись, нари­суй, убе­ри, покрась, ещё полежи-ка. Поезжай к бабуш­ке сей­час. Поставьте, отпразд­нуй­те, ука­жи­те, сбе­ре­ги­те, напишите-ка. Предложите ему пообе­дать с нами.
3-е лицо Пусть ска­жет, пус­кай отве­тит. Пусть поду­ма­ет над этим пред­ло­же­ни­ем. Пусть гуля­ет; пус­кай спра­ши­ва­ют. Пускай обсу­дят эту про­бле­му вме­сте.

В каче­стве пове­ли­тель­но­го накло­не­ния исполь­зу­ет­ся неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, кото­рая про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей в фор­ме при­ка­за:

  • Встать!
  • Сесть!
  • Разойтись!
  • Построиться!

В речи неред­ко наблю­да­ет­ся исполь­зо­ва­ние одно­го накло­не­ния в зна­че­нии дру­го­го:

1. пове­ли­тель­ное накло­не­ние в зна­че­нии услов­но­го

2. услов­ное накло­не­ние в зна­че­нии пове­ли­тель­но­го

3. изъ­яви­тель­ное накло­не­ние в зна­че­нии пове­ли­тель­но­го

Не име­ют форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

Виды

Со времени появления учения Канта люди различают два вида: императив категорический и императив гипотетический. Последний может подчиняться одному из условий, которое определяет поставленная цель. Например, если человек хочет, чтобы его друзья поступали с ним честно, он должен прежде всего быть честным с ними. Или если человек не хочет быть посаженным в тюрьму, он не должен совершать нехороших поступков.

Эти размышления являются сутью правил искусного поведения, благоразумия, но никак не более. Человек выбирает средства, пригодные для осуществления выбранной им цели, и эти средства пригождаются ему только при достижении этой цели. Выбор норм поведения в зависимости от имеющихся целей и задач — вот что такое императив гипотетический. И средства эти нужны вплоть до исполнения их и достижения успеха.

Как образуется повелительное наклонение

Есть простая и сложная форма. Разберем сначала простую.

Она чаще всего образуется с помощью суффикса «-и-»: пиши, молчи, крути. Суффикс «-и-» нужен в трех случаях:

  1. У глагола ударение падает на личное окончание, а не на основу: звонить – звонЮ – звонИ.
  2. Есть приставка вы-, и на нее падает ударение: вЫпросить – выпроси.
  3. Основа заканчивается несколькими согласными звуками: отоПРи, соМКНи. Суффикс «-и-» здесь нужен для благозвучия, чтобы проще было произнести слово.

Иногда этот суффикс не нужен: встань, сядь, пой, вой . Это происходит в двух случаях:

  1. Ударение падает на основу слова. Сравните: пишИ (на суффикс) – нОй (на основу).
  2. У глагола ударное окончание и при образовании повелительного наклонения появляется «й»: лить – льЮ – леЙ, пить – пьЮ – пеЙ.

Чтобы обратиться к группе людей, используется «-те». Это постфикс. Примеры с его использованием:

  1. Идемте домой.
  2. Сыграйте мне «Бурю» Бетховена.
  3. Отговорите его от побега.

Сложная форма – это когда к глаголу добавляется еще одно слово. А именно – частица: давай, пусть, пускай, да.

  1. Давай/давайте петь песни.
  2. Пусть говорят, что мы с тобой не пара.
  3. И пускай наше детство не кончится.
  4. Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо…

Два важных момента.

Глагол может быть в изъявительном или сослагательном наклонении, но иметь значение повелительного. Например: «Молчал бы ты» – частица «бы» используется для образования сослагательного наклонения, но здесь очевидно повелительное «молчи». Другой пример – бабка гонит коз и говорит одной: «Пошла, Марька, пошла!». «Пошла» – глагол в изъявительном наклонении в значении повелительного.

Выражать строгий приказ приказ может инфинитив: «Встать», «Сидеть», «Лежать».

«Золотое правило» нравственности

История «золотого правила» нравственности чрезвычайно интересно, так как именно это положение является чуть ли не основой современного нравственного поведения. Эту историю можно назвать историей становления нравственности в целом. Если рассматривать современное понимание «золотого правила», то следует обратиться к восемнадцатому веку, ведь именно тогда данное положение сформировалось в том виде, в котором является известным на сегодняшний день.

Очень давно, ещё в первобытном обществе, действовали нормы поведения, которые нам, современным людям, конечно же, покажутся дикими и бесчеловечными. Речь идёт о существовании на тот момент обычая кровной мести, основывающегося на принципе равноценного создания. Действительно, обычай дикий и никаким образом не подходящий под современные реалии, но на тот момент это было весьма важным и действенным принципом поддержания порядка в первобытных общинах.

Родоплеменные отношения через какое-то время изжили себя, и поэтому общество перешло к другим формам социального взаимодействия. Общины перестали быть столь разграниченными, что сделало принцип кровной мести практически бессмысленным из-за размытости границ между родоплеменными социумами. Представитель общины перестал быть целью членов другой общины, если проступок совершал кто-то из его родственников, а община перестала нести ответственность за проступки отдельных своих членов. Из-за падения старых поведенческих норм появилась надобность в появлении и установлении новых.

«Золотое правило» нравственности подразумевает под отношением к другим отношение к любому другому человеку. Слово «другой» в каком-то смысле уравнивает всех других людей, что может показаться унизительным, но тут следует расставить акценты. Уравнивание не подразумевает принижения достоинств личности. Истина подразумевает равенство свободы, равенство перед лучшими общечеловеческими качествами, равенство перед возможностью самосовершенствования.

«Золотое правило» ставит человека в ситуацию, когда он должен представить себя на месте другого человека. В результате такой воображаемой замены человек чувствует отношение к себе от лица другого индивида. Такая позиция берётся за основу в межличностной связи, которая называется любовью. Именно поэтому есть такая вариация этого выражения, гласящая «возлюби ближнего своего, как самого себя». Из этого следует, что к постороннему человеку нужно относиться как к самому себе в перспективе самосовершенствования. То есть, не как к средству для достижения своей цели, а именно как к цели.

Отсылки к «правилу» у философов

Отсылки к «золотому правилу» нравственности имеются у многих философов, так как он часто ставился в основу изучения вопросов нравственности и поведенческих норм.

К примеру, можно взять суждения Томаса Гоббса, который считал данное суждение основой естественных законов, определяющих человеческую жизнь

Следует также учесть важность «золотого правила», заключающееся в его простоте. Это является плюсом для донесения этой идеи до самых простых слоёв населения

Государство имеет свою выгоду в усвоении населения «золотого правила» нравственности — граждане попросту избавляются от эгоистических притязания, становясь одним целым с социумом.
Джон Локк считал., что «золотое правило» не является врождённым для человека. Основу правила составляет суждение о всеобщем естественном равенстве, и индивид должен сам прийти к таким важным соображениям.
Мнение Иммануила Канта о «золотом правиле» нравственности являлось довольно критическим. Он считал, что данная истина не даёт возможности для корректной оценки уровня нравственности человеческого развития, так как индивид может сам определить границы своего нравственного развития, сознательно занизив их, тем самым выбрав эгоистическую позицию.

Образование императива

При обращении к одному лицу на «ты» личное местоимение du опускается и к основе глагола присоединяется суффикс -е, который обязателен только у глаголов с основой на d, tm, dm, dn, chn,
gn, ffn:

baden купаться Bade! купайся!
antworten отвечать Antworte! отвечай!
zeichnen рисовать Zeichne! рисуй!

Суффикс

не обязателен:

sitzen сидеть Sitz! или Sitze! сиди!
fahren ехать Fahr! или Fahre! езжай!
laufen бегать Lauf! или Laufe! беги!
schreiben писать Schreib! или Schreibe! пиши!

а)
сильные глаголы
с корневым гласным

. Они сохраняют изменение гласного корня
е
на
i
(ie):

helfen помогать Hilf! помоги!
sprechen разговаривать Sprich! говори!
nehmen брать Nimm! возьми!
geben давать Gib! дай!
vergessen забывать Vergiß nicht! не забудь!

б) глаголы kommen —
приходить, приезжать
и lassen —
оставлять
также не имеют суффикса

:

lassen Laß! оставь!
kommen Komm! приди!
Laß
das Buch liegen!

Оставь книгу!

Неправильные глаголы haben —
иметь, sein —
быть, werden —
становиться, gehen —
идти, stehen —
стоять, bringen —
приносить, tun —
делать образуют императив следующим образом:

haben Habe Geduld! имей терпение!
sein Sei fleißig! будь прилежен!
werden Werde ruhig! успокойся!
gehen Geh (Gehe)! иди!
stehen Steh (Stehe)! стой!
bringen Bring (Bringe)! принеси!
tun Tu (Tue)! делай!

При образовании императив с
глаголами с отделяемыми приставками, отделяемая приставка глагола ставится в конце предложения.

Schreibe
dieses Wort auf!

Запиши это слово!

При обращении ко многим, к каждому из которых в отдельности обращаются
на «ты», форма императива
совпадает со 2-м лицом
множественного числа
Präsens, то есть имеет окончание

-t

или

–et
, при этом личное
местоимение ihr
опускается.

ihr kommt вы приходите Kommt! Приходите!
ihr sagt вы говорите Sagt! Говорите!

Неправильные глаголы
имеют следующие формы:

Kinder, seid fleißig! Дети, будьте прилежны!
Kinder, habt Geduld! Дети, имейте терпение!
Kinder, werdet ruhig! Дети, успокойтесь!
Kinder, geht! Дети, идите!
Kinder, steht! Дети, стойте!
Kinder, tut eure Pflicht gut! Дети, исполняйте свою обязан­ность хорошо!

При обращении
к одному лицу или ко многим лицам
на «Вы», форма глагола в
императив совпадает с 3-м лицом
множественного числа с тем отличием, что местоимение
Sie
стоит
после глагола.

Sie kommen Вы приходите Kommen Sie! Приходите!
Sie erzählen Вы рассказываете Erzählen Sie! Расскажите!

Неправильные глаголы
образуют вежливую форму следующим обра­зом:

Seien Sie ruhig! Будьте спокойны!
Haben Sie Geduld! Имейте терпение!
Gehen Sie! Идите!
Stehen Sie! Стойте!
Tun Sie Ihre Pflicht! Исполните свою обязанность!

При обращении к
одному или многим лицам, включая себя в число побуждаемых,
форма глагола
в императив совпадает с 1-м лицом
множественного числа
Präsens, при этом личное местоимение

wir ставится после глагола:

Wir fahren Мы едем Fahren wir! Поедем (же)!

Употребляется также форма 1-го лица множественного числа с
модальным глаголом
wollen.

Wir wollen fahren Мы хотим ехать Wollen wir fahren! Поедем (же)!
Wir wollen gehen Мы хотим пойти Wollen wir gehen! Пойдемте!

Великий гуманист

Кант разрабатывал концепцию автономной этики, когда законы и нравственные принципы существуют отдельно от внешней окружающей среды и тесно взаимодействуют друг с другом. Отсюда и явился категорический императив как строгая необходимость существования основных принципов, которые определяют поведение человека.

Личность человеческая не предназначена для того, чтобы служить меркой добра и зла, поскольку совершенства в человечестве нет. Тем не менее главной нравственной ценностью является человек, а Бог — идеал для нравственного подражания и самосовершенствования. Предписаниями для человеческого поведения Кант сделал следующее:

1. Следовать всегда правилам, которые для тебя и окружающих — закон.

2. Относись к ближнему так, как хочешь, чтобы отнеслись к тебе.

3. Никогда не рассматривать ближнего как личную выгоду для себя.

Категорический императив Иммануила Канта – кратко

Идея категорического императива была сформулирована на основании трех главных правил:

  1. Категоричный императив Иммануила Канта гласит: моральные каноны устанавливает не частное желание, а общепринятый закон. Благодаря этому обеспечивается воля людей. В их сознании нет индивидуального стремления, они живут общественными канонами. Максима – субъективное правило, которое регулирует деятельность индивида, но каждый сам для себя ее определяет и согласовывает с собой. 
  2. Категорический императив регламентирует восприятие окружающих как самого себя. Перед любым действием необходимо задуматься о собственных ощущениях в ситуации, к которой приведет это действие. Именно второе правило автор выделяет как наиболее значимое. Философ говорит о том, что взаимоотношения между людьми не должны строиться по принципу источник-получатель выгоды. 
  3. В третьем правиле выражается нравственный императив Канта. Долг каждого индивида – не нарушать благополучие другого человека, все личности – свободные. В качестве воздействия на другого человека можно использовать лишь убеждение, которым автор считал этику. Всеобщий закон взаимного уважения – ключ к взаимопониманию. 
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: