Навигация

Перспективы развития системы государственных финансов Российской Федерации

Современный период развития национальной экономической системы России отличается активной реализацией преобразований, как в экономической, так и в социальной сфере в условиях объективной необходимости ликвидации макроэкономической нестабильности. Учитывая все возрастающую роль государства в регулировании экономического развития отдельных отраслей, регионов и национальной экономики в целом, можно говорить об увеличении роли государственных финансов, как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества.

В связи с этим, в долгосрочной перспективе повышается роль государственного бюджета в решении важнейших стратегических задач социального и экономического плана. Обеспечивая поддержку экономических программ развития и социальных мер за счет увеличения расходной части государственного бюджета на социально-экономическое развитие страны, государство обеспечивает их своевременное финансирование при сохранении общей устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.

Повышение роли государственных финансов в социально-экономическом развитии России обуславливает необходимость критического подхода к осмыслению содержания предпринимаемых мер. Оперируя как позитивным, так и негативным опытом преобразований конца прошлого века, государство разрабатывает финансовый механизм, который представляется более адекватным актуальным целям и задачам государственной политики в области социально-экономического развития страны.

Данный подход, связанный с планируемым регулированием, стимулированием или сдерживанием отдельных отраслей экономики, с целью обеспечения сбалансированного развития экономической системы России, позволит обеспечить в долгосрочной перспективе стабильные темпы развития экономики и социальной сферы, которые соответствовали бы заданным целевым установкам развития всех субъектов хозяйствования. Достижение сбалансированности в развитии экономики и повышение уровня жизни населения является прямым следствием эффективного использования государственных финансов для поддержания программ социально-экономического развития на основе целесообразности реализуемых мер в соотношении с объемами финансирования.

Литература

  1. Николаева И.А. Государственные и муниципальные финансы- М.: Эксмо, 2011
  2. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Инфра-М, 2011
  3. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Издательство РАГС, 2011.

Пути расходования

Экономические отношения в вопросе распределения денежных ресурсов относятся к расходной части государственного бюджета и подразделяются по целевому, отраслевому и территориальному признаку. Отдельные статьи затрат обладают определенной количественной и качественной характеристикой. Последний показатель отражает экономическую природу расходов и направление использования. Количественная характеристика показывает размер требуемой суммы.

Функциональная классификация затрат принимается по предметному признаку, определяющему группу расходов:

  • расходы на развитие промышленно-производственной отрасли;
  • финансирование культурных и социальных мероприятий;
  • вклады в научные и оборонные комплексы;
  • содержание органов правопорядка, управленческих и властных структур;
  • затраты на ведение внешнеэкономической деятельности;
  • формирование резервных фондов;
  • решение вопросов по реструктуризации долга государства;
  • прочие выплаты и расходы.

Затраты классифицируются по функции в процессе воспроизводства, общественной значимости, распределяются по производственным отраслям, целевому назначению. Производственные расходы делятся на затраты, которые поступают на развитие и те, что содержат непроизводственную сферу. Экономическая классификация отражает функции федерации по решению оборонных, социальных или экономических вопросов.

Бюджетные расходы разделяются в зависимости от их влияния на процесс воспроизводства. Текущие расходы подразумевают предоставление средств юридическим формированиям на содержание и потребности. Затраты включают обслуживание социальной инфраструктуры, отраслей хозяйствования, субсидирование нижестоящих властных структур, закупки товаров военного характера и др.

Капитальные расходы являют собой финансовые траты на развитие основного капитала и прирост накоплений. Сюда входят инвестиции в долгосрочные проекты хозяйствования, развитие отраслей промышленности.

Профицит финансового плана

Бюджет рассматривается как экономическо-историческая финансовая категория, взаимосвязанная с работой государственного обеспечения. В учетной части обязательно сопоставляются расходы и доходы. Если в бюджете наступает несоответствие и затраты превышают объем накопительной части, то выделяется бюджетный дефицит.

В экономике складывается система решений проблематичного профицита госбюджета:

Бюджет обязательно балансируется по итогам года. Стремление не делать государственных займов может сыграть плохую роль в экономике. В некоторых случаях при росте безработицы население получает маленькие доходы, и сокращаются налоговые сборы. В результате правительство повышает ставки обязательных налогов или сокращает государственные затраты, как следствие, спад в экономике усугубляется. Политика сбалансирования бюджета предполагает решение перспективных задач, а не только ситуативных проблем.
Государственный фонд должен согласовываться на всем этапе цикла экономики, а не только в ежегодном рассмотрении. Антициклическое действие госорганов проявляется в перераспределении накопленных ресурсов во время подъема экономики и в период спада. Эта концепция уравновешивает баланс, но опасна тем, что не учитывает продолжительность подъемов и спадов, а также их глубину. Долговременное падение экономики не устраняется взлетом, который проявляется кратко.
Сбалансированность ежегодного и циклического учета рассматривается в качестве второстепенной проблемы

Насущной и важной задачей является стимулирование экономического развития и роста. При выполнении этого назначения в бюджете периодически возникает положительное сальдо или наблюдается дефицит финансов.

https://youtube.com/watch?v=5l59yYHDWkM

Функции государственного бюджета

Государственный бюджет простыми словами — это текущий счет, на который поступают доходы и с которого оплачиваются расходы. Другой вид аккумулирования государственных денег — ЗВР (золотовалютные резервы).

Государственный бюджет существует со времен возникновения королевств, царств, княжеств, эмиратов… Только в былые времена (но и сейчас в некоторых странах) казной единолично распоряжался правитель, а сейчас в большинстве государств этим занимается правительство и парламент. В СМИ регулярно появляются новости о коррупции, «распиле» бюджетных средств, и это большая проблема для страны, ведь определенная часть дохода государства оседает в карманах нечистых на руку политиков, а не улучшает жизнь всех его граждан. Но это уже другая история.

Основные функции госбюджета:

  • перераспределение доходов;
  • стимулирование и рост экономики;
  • социальная поддержка населения;
  • обеспечение национальной безопасности путем финансирования армии, спецслужб и других правоохранительных органов.

Помимо государственного бюджета существуют региональные и местные (муниципальные). Цель государственного бюджета — финансировать проекты государственного значения, обеспечивать национальную безопасность, региональных — регионального, муниципальных — местного. Государственный бюджет не складывается из суммы региональных бюджетов — все они наполняются из разных источников.

Доходы государственного бюджета

Рассмотрим детальней, из чего складываются доходы государственного бюджета.

Слово «бюджет», «доходы» и «расходы» хорошо знакомы каждой семье. Доход семейного бюджета состоит из зарплаты работающих членов, пособий, пенсий, дополнительного дохода, единовременной продажи части имущества, полученных кредитов, наследства и т.д.

Чтобы завершить финансовый период без значительного перерасхода, т.е. чтобы не ходить с протянутой рукой «до зарплаты», необходимо четко понимать: сколько ваша семья получит, скажем, за месяц, и на что вы можете эти деньги потратить. Т.е. правильно составить бюджет.

Если при составлении бюджета вы сразу видите, что дохода не хватит, а сокращать уже нечего (если не заплатить за аренду могут выселить, не заплатить за электричество — отключат и т.д.), значит, нужно заранее поискать дополнительный источник дохода. Это может быть продажа части имущества (бытовой техники, одежды, ювелирных украшений, автомобиля, квартиры ….) или получение займа (ссуды под залог, банковского кредита).

Госбюджет похож на семейный бюджет по планированию, только его масштабы куда значительней, и для удобства его планируют сразу на год, внося по мере необходимости корректировки.

Итак, из чего состоит доходная часть государственного бюджета:

  1. Налоги — НДС, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и многие другие.
  2. Неналоговые поступления — штрафы, административные сборы, доходы от предпринимательской деятельности и прочие.
  3. Доходы от операций с капиталом — продажа основного капитала, доход с продажи земли, доход с продажи государственных запасов, капитальные трансферты из негосударственных источников.
  4. Эмиссия фиатных денег.
  5. Кредиты и займы — размещение бондов, кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и др.
  6. Приватизация госсобственности.
  7. Дивиденды от компаний, акционером в которых является государство.
  8. Прибыль от деятельности государственных компаний.

Т.е. если вы продали квартиру или автомобиль, вы заплатили налоги, получили прибыль с операций на фондовом рынке — тоже заплатили налоги (примечание — налоговое законодательство в разных странах отличается, поэтому где-то они больше или меньше за то же самое, а где-то вообще отсутствуют). Получили зарплату — заплатили налог, наследство — снова заплатили налог, оплатили счет за мобильный телефон — тоже заплатили налог (и сотовая компания со своей стороны заплатила налоги — НДС, налог на прибыль и т.д.).

Налоги — важная составляющая доходов бюджета любого государства.

Государственный бюджет

Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет

Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.

Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,

Основные функции государственного бюджета:

  • контроль над деятельностью правительства;
  • регулирование денежного обращения внутри государства;
  • реализация экономической и социальной политики государства;
  • предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.

В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:

  • профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
  • сбалансированным — доходы равны расходам;
  • дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.

Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.

Принятие государственного бюджета в Российской Федерации

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны и ежегодно утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».

Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.

Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).

Доходы государственного бюджета

Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.

 Обычные источники государственного бюджета:

  • налоги (основной источник госбюджета);
  • административные платежи и сборы;
  • доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от государственных предприятий;
  • доходы от приватизации государственной собственности;
  • платежи по штрафам и др.

 Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):

  • дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
  • сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
  • внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.

Расходы государственного бюджета

Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:

  • социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
  • экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
  • внешнеэкономические — взносы в международные организации;
  • содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.

Вы смотрели конспект «Государственный бюджет». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

4.597. Государственный бюджет

Государственный бюджет – финансовый план государства, представляющий собой смету всех доходов и расходов государства на определенный период времени.

*Как правило, основной бюджет составляется на 1 год, однако в России также составляются прогнозные бюджеты, например, на 3 года.

Бюджет состоит из двух основных частей – доходной и расходной:

I Доходная часть – совокупность всех доходов бюджета (откуда государство получает деньги)

Доходы государственного бюджета делятся на две группы:

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

доходы, получаемые от федеральных, региональных и местных налогов

доходы, получаемые из иных от налогов источников

  • Федеральные налоги

  • Региональные налоги

  • Местные налги

  • Продажа или использование государственной собственности (например, продажа или сдача в аренду здания принадлежащего государству)

  • Доходы от внешнеэкономической деятельности (международной торговли)

  • Штрафы

  • Часть прибыли унитарных предприятий

  • Доходы от выдачи лицензий, патентов и доходы от других услуг, оказываемых государственными учреждениями на платной основе

  • Таможенные пошлины

  • Прибыль Банка России (Центрального Банка) и др…

II Расходная часть – совокупность всех расходов государственного бюджета (на что государство тратит деньги)

Основными направлениями расходов государственного бюджета являются:

  • Расходы на содержание государственного аппарата (заработная плата чиновников, судей, президента и т.д…)

  • Расходы на национальную оборону (содержание армии)

  • Расходы на национальную экономику (поддержание и развитие экономической системы)

  • Расходы на правоохранительную деятельность (содержание милиции и т.д…)

  • Расходы на фундаментальную науку (финансирование научных исследований)

  • Социальные трансферты (выплата пенсий, пособий, стипендий…)

  • Расходы на образование

  • Расходы на здравоохранение

  • Расходы на охрану окружающей среды

  • Расходы на социальную политику и культуру и пр.

Бюджетные ассигнования – расходы государственного бюджета.

Расходы бюджета должны финансироваться за счет поступлений от доходов государственного бюджета. В зависимости от соотношения доходов и расходов выделяют три типа (состояния) государственного бюджета.

Сбалансированный бюджет:

бюджет, в котором расходы государства равны его доходам. В таком бюджете все расходы покрыты доходами и свободных денежных средств не остается.

Профицитный (избыточный) бюджет:

бюджет, в котором доходы превышают расходы. В таком бюджете после покрытия всех расходов государства у него остаются свободные деньги.

Дефицитный бюджет:

бюджет, в котором расходы превышают доходы. В таком бюджете государству не хватает денежных средств, чтобы обеспечить финансирование всех своих расходов.

III Государственный долг

При дефицитном бюджете государство может снизить расходы и/ или прибегнуть к использованию источников финансирования дефицита – то есть привлечь средства, что бы покрыть предстоящие расходы, несмотря на недостаток денежных средств.

Основным источником финансирования дефицита бюджета являются государственные заимствования (государство берет деньги в долг).

Важно! Согласно бюджетному законодательству РФ, источники финансирования дефицита государственного бюджета не считаются доходами бюджета. Иначе определение дефицита бюджета было бы невозможно

(т.е. кредит выданный государству, формально не является его доходом)

В результате государственных заимствований возникает государственный долг.

Государственный долг – это результат финансовых заимствований государства, выражающийся в общей сумме долговых обязательств государства.

Государственный долг бывает внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг Российской Федерации

Внешний государственный долг Российской Федерации

долговые обязательства перед гражданами и юридическими лицами Российской Федерации (например, государство может привлечь деньги своих граждан выпуском и продажей населению облигаций федерального займа).

долговые обязательства перед другими государствами, иностранными компаниями и международными экономическими организациями (например, государство может взять кредит Международного Валютного Фонда).

Управление и погашение государственного долга называется обслуживанием государственного долга, что относится к расходным статьям государственного бюджета.

Прочитано
Отметь, если полностью прочитал текст

Похожие термины:

  • утвержденный в законодательном порядке баланс доходов и расходов государства. Он разрабатывается ежегодно на основе плана экономического и социального развития СССР. Государственный бюджет ССС

  • Финансовый план государственных расходов и источников их финансирования на новый финансовый год. Основными источниками текущих доходов государства являются налоги и взносы в государственные фо

  • основная форма планомерного образования и использования централизованного фонда денежных ресурсов в целях расширения социалистического производства и удовлетворения растущих потребностей вс

  • баланс доходов и расходов государства, являющийся главным звеном бюджетной системы. Государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназна

  • роспись доходов, поступающих в распоряжение буржуазного государства, и расходов, производимых этим государством. Бюджет буржуазного государства является орудием перераспределения национальног

  • свод бюджетов различного территориального уровня (вышестоящего и нижестоящего). Б. г. к. не подлежит утверждению и используется для расчетов и анализа.

  • налоги, таможенные и акцизные пошлины, гербовый и лицензионный сборы.

  • к Б.п. РФ как единого и неделимого суверенного федеративного государства можно отнести: 1) установление видов бюджетов, порядка и принципов их объединения в бюджетной системе РФ; 2) определение видо

  • основные финанс. планы (балансы) образования и использования централизованного фонда ден. средств социалистич. гос-вом. В условиях обществ. собственности, когда социалистич. гос-во планомерно руко

  • ежегодно составляемые сметы (росписи) доходов и расходов государств. Сущность бюджета каждой страны определяется экономич. строем общества, характером его экономич. законов, природой и функциями

  • Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, ко­торым располагает правительство

  • получение средств бюджета, государственных внебюджетных фондов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах, спецификациях и других д

  • контрольная деятельность Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

  • контрольная деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицам

Распределение средств бюджетов разных уровней

Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.

При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти

Расходование городского бюджета

Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).

Распоряжение городским бюджетом

Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.

Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.

Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.

Зачем нужно знание бюджета

Данные государственного бюджета — на что тратит государство, за счет чего наполняет бюджет, есть ли дефицит и каков его размер — один из показателей, принимаемый аналитиками для оценки экономического состояния государства.

Эти сведения необходимы:

  • политикам и чиновникам у власти, чтобы пояснять избирателям, на что они тратят казенные, т.е. принадлежащие всему народу, деньги;
  • для Центрального банка, чтобы повышать или понижать ключевую ставку, которая влияет на размер кредитов для населения и бизнеса, а значит и ставку по сберегательным и депозитным счетам (подробнее см. таблицу );
  • для валютного рынка (форекс и биржи) — ведь страна с высоким дефицитом бюджета начнет тратить ЗВР, а это может спровоцировать девальвацию национальной валюты к доллару США, евро, британскому фунту, иене, швейцарскому франку и другим мировым резервным валютам, стать причиной медвежьего тренда и высокой волатильности;
  • для финансовых доноров (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и др.), которые могут предоставить кредит при соблюдении просителем встречных условий (подробнее: );
  • для фондового рынка — не нужно ли пересмотреть котировки основных национальных ценных бумаг и деривативов;
  • для инвесторов и акционеров — доходность их инвестиций в USD и EUR может измениться из-за девальвации национальных фиатных денег;
  • инвестиционных фондов, частных инвестиций, всевозможных инвестиционных портфелей, фондов доверительного управления (ДУ), биржевых фондов (ETF), ПИФов, хедж фондов, поскольку возрастает риск оттока капитала (финансовых активов и квазиденег).

При значительном дефиците бюджета падает привлекательность и цены государственных и муниципальных бондов (чем ниже кредитный рейтинг, тем выше проценты, но и риски невыплаты), фондовых индексов, обыкновенных акций и «префов» ведущих отечественных компаний («голубых фишек»), депозитарных расписок, варрантов, векселей в листинге на местной фондовой бирже (подробнее см. таблицу );

Т.е. показатели госбюджета — один из ключевых макроэкономических показателей вместе с данными о ВВП, внешнем долге, инфляции, ЗВР, уровне безработицы и др. перспектив той или иной страны. Эти данные необходимы трейдерам и инвесторам для комплексного фундаментального анализа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: