Гераклид понтийский: биография

Введение

Гераклид Понтийский (387 до н. э. — 312 до н. э.) — древнегреческий философ и астроном IV в. до н. э. Родился в Гераклее — греческой колонии на берегу Чёрного моря (Понта) (в настоящее время — г. Эрегли, Турция). Диоген Лаэртский сообщает, что в своём родном городе Гераклид убил местного тирана, а во всех остальных отношениях был весьма экстравагантным человеком, склонным к мистификациям. Прибыв позднее в Афины, был слушателем пифагорейцев, Платона, Аристотеля.

Сочинения Гераклида, бывшие очень популярными в античности, до нас не дошли. Судя по высказываниям позднейших авторов, он писал на этические, физические, грамматические и эстетические темы.

Камни с неба падать не могут!

Такое безапелляционное утверждение вы могли бы услышать, если бы оказались в обществе ученых в XVIII веке. Метеориты считались выдумкой, предрассудками, а их изучение — весьма маргинальным занятием. Но как подобное могло случиться? Ведь, казалось бы, с развитием астрономии и прочих смежных дисциплин знания о Вселенной должны были только приумножиться? Всему виной была французская Академия наук.

Железное оружие тоже встречалось — но в основном подарочные и статусные вещи, с которыми никто не рискнул бы идти в бой, ведь в случае их потери ты лишался целого состояния. Именно такой, «статусный» клинок, прикрепленный к правому бедру мумии, археологи обнаружили в гробнице фараона Тутанхамона. Ножны и рукоять были сделаны из золота, но вот само лезвие — из метеоритного железа.

В Средние века в существовании метеоритов тоже не сомневались — случаи их падения описаны в разных хрониках и летописях. Забавный эпизод произошел в конце XV века в городке Энсисхейм в Эльзасе. Множество жителей этого местечка стали свидетелями того, как на землю упало космическое тело. Немецкий сатирик Себастьян Брандт, автор поэмы «Корабль дураков», описал метеорит и его падение в листовке Der Donnerstein von Ensisheim. А живописец Альбрехт Дюрер, возможно, изобразил то же событие на обратной стороне картины «Святой Иероним в пустыне».

биография

Он родился в Héraclée du Pont (нынешний Ereğli ) в богатой семье королевства Понта  ; его отца и сына зовут Евтифрон. С 365 по 339 год до нашей эры. Н.э., он отправился в Афины и посетил Академию Платона, где познакомился со Спевсиппой и Аристотелем . Он временно исполняет обязанности в Академии Платона во время своей последней поездки на Сицилию . В 339 г., после смерти Спевсиппы — племянника и преемника Платона,  — Ксенократ был избран вместо него схолархом Академии узким большинством голосов. Затем он навсегда покинул Академию и отправился основать собственную школу в своем родном городе. Похоже, что у Гераклида Понтийского в молодости был некий Дионисий. Гераклид принял пифагорейское, киренское или эпикурейское учения в конце своей жизни.

Обеспокоенный славой, древние свидетельства описывают его как коррупционера эмиссаров, которых его город Эракле-дю-Пон послал, чтобы забрать оракула Пифии в Дельфах, чтобы позволить ему занять политический пост. Говорят, что он умер, упав из театра, когда был уже стар.

А где каналы?

Знаковым астрономическим событием 1877 года стало противостояние Марса. Так называется взаимное положение планет, при котором Солнце, Земля и наш космический сосед как бы выстроены в одну линию. Орбита Марса располагается дальше земной, так что один оборот он совершает почти за два года — 687 наших суток. Земля, двигаясь вокруг Солнца быстрее, будет регулярно перегонять Марс.

Но в этот год случилось так называемое великое противостояние. Оно происходит раз в 15–17 лет из-за того, что орбита Красной планеты несколько вытянута и иногда Земля догоняет соседа, когда он ближе всего подходит к Солнцу. Эти моменты оптимальны для наблюдения Марса или запуска туда космических аппаратов.

И вот, изучая Марс через телескоп, итальянский астроном Джованни Скиапарелли обнаружил странные длинные линии, образующие сложную сеть по всей планете между 60° северной и 60° южной широты. После, когда об открытии стало известно широкой публике, выяснилось, что подобные образования видят и многие другие ученые.

Так появился миф о существовании на Красной планете высокоразвитой цивилизации, которая, борясь с дефицитом воды, создала гигантскую сеть каналов для доставки влаги с полюсов в засушливые экваториальные области.

Особую роль в популяризации этих идей сыграл американский бизнесмен и астроном Персиваль Лоуэлл. Он проводил много времени, изучая Марс и собирая публикации других ученых. В результате Лоуэлл выпустил несколько книг со своими рассуждениями об особенностях марсианской цивилизации и даже предполагаемом строении местных жителей. К сожалению, многие выводы автора, весьма вольно обращавшегося с научными данными, были продиктованы исключительно его желанием непременно доказать, что соседняя планета обитаема.

Тамошняя цивилизация должна была намного превосходить нашу, поскольку им удалось покрыть буквально всю поверхность планеты каналами, которые, по мнению Лоуэлла, взору земных наблюдателей были недоступны: техника того времени этого не позволяла. А видят земляне лишь полосу орошенной и засаженной растениями почвы, в то время как сам канал узок и проходит посередине темной области. Каждую весну марсианская флора оживает, а потому в это время года там от полюса к экватору распространяется волна потемнения.

Интересно, что фотографии каналов было довольно сложно получить. Марс на них выглядел как яркий диск со светлыми и темными пятнами. Сторонники гипотезы объясняли это дрожанием земной атмосферы, из-за чего мелкие детали якобы смазывались при длительной выдержке. Но тем не менее количество каналов, которые видели наблюдатели, каждый раз выходило разным, и изготовить единую карту было проблематично. Тем более что не всем удавалось разглядеть их в принципе, даже через хорошие инструменты.

Библиография

Фрагменты Гераклида дю Пон

  • О. Восс, De Heraclidis Pontici vita et scriptis, 1896.
  • Фриц Верли, Die Schule des Aristoteles. Текст и комментарии, Базель, изд. Швабе, 1944-1960, т. VII: Herakleides Pontikos, 1953, тростник. Базель и Штутгарт 1969.
  • Грациэлла Фанан, Гераклид Понтийский. Fragmenta et testimonia, apud Corpus dei papiri filosofici greci et latini, Флоренция, 1992, стр.  214-219 .
  • Гераклид Понтийский. Тексты и переводы под редакцией Эккарта Шютрумпфа; переводчики Питер Сторк, Ян ван Офуйсен и Сьюзан Принс, Пискатауэй, Нью-Джерси, Transaction Publishers, 2008.

Исследования на Гераклид-дю-Пон

  • Пьер Дюгем, Le Système du Monde: История космологических доктрин от Платона до Коперника, т.  I и III, Научная библиотека Германа,1913 г., стр.  404-418 (том I) и 47-50 (том III).
  • (ru) HB Gottschalk, Гераклид Понтийский, Оксфорд, 1990.
  • Th.H. Мартин, Воспоминания об истории астрономических гипотез у греков и римлян, часть 1, гл. В, § 3 (Записки Академии Надписей и колокол Letters, т. XXX, 2 е часть, 1881 г.) .
  • Поль Таннери, «Sur Héraclide du Pont» (1899), » Научные воспоминания», Gauthiers-Villars, 1912 ff, t. IX, стр.  253-259 .
  • (де) Фриц Верли, Die Schule des Aristoteles. Текст и комментарии, Базель, изд. Швабе, 1944-1960, т. VII: Herakleides Pontikos, 1953, тростник. 1969 г.
  • (ru) Гераклид Понтийский. Обсуждение, отредактированное Уильямом У. Фортенбо, Элизабет Пендер, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси: Transaction Publishers, 2009.
  • .
  • Пол Кудерк, История астрономии, т.  165, Париж, Университетское издательство Франции, сб.  «Что я знаю? «,1966 г.( Реп.  6- е изд. 1974 г.) ( 1- е  изд. 1945 г.) 128  с. , стр.  55-56

Вы здесь

Главная › Книги Румянцевского музея › Гуртовцев А.Л. Думать или верить? Ода человеческой ослиности. Минск, 2015

Гераклид Понтийский

вс, 01/14/2018 — 15:33 — Вячеслав Румянцев

Гераклид Понтийский(ок.390-315 до н.э.) — древнегреческий философ, историк и грамматик, физик и астроном, ученик Платона и его племянника Спевсиппа(преемника Платона на посту руководителя, или схоларха, Академии), слушатель пифагорейцев и Аристотеля. Гераклид, проигравший после кончины Спевсиппа выборы нового схоларха Ксенократу из Халкедона (последний стал главой Академии на последующие 25 лет), основал  в 339 г. до н.э. в своем родном городе Гераклее Понтийской собственную школу философии. Его трактаты в виде диалогов на физические, этические, эстетические и грамматические темы (всего около 50 сочинений) не сохранились и известны только по вторичным источникам. В сочинении ”О природе” Гераклид полагал, подобно Демокриту, что “каждое непрерывное тело состоит из прерывных элементов”, т.е. основу всех вещей составляют мельчайшие, неделимые частицы, причем, в отличие от неизменяемых и бескачественных атомов Демокрита, эти частицы обладают качественными различиями и якобы управляются “божественным мировым разумом” .

 Гераклид предпринял попытку объединить геоцентрическую систему Аристотеля с элементами негеоцентрической системы пифагорейцев. Он учил, что внутренние планеты Меркурий и Венера обращаются не вокруг Земли (как у Аристотеля) или центрального огня (как у Филолая), а вокруг Солнца, которое, в свою очередь, обращается вокруг Земли (дань геоцентрической системе). Сама же Земля шарообразна и вращается вокруг своей оси, тогда как небо неподвижных звезд находится в состоянии покоя. Мысль о движении двух планет вокруг Солнца возникла у Гераклида, видимо, в связи с тем, что обе эти планеты никогда не отходят от Солнца дальше, чем на дугу определенного значения: до 28для Меркурия и до 48 для Венеры (движения этих двух планет в модели Гераклида привели к появлению понятия эпициклического движения, т.е. кругового обращения небесного тела относительно центра, который в свою очередь обращается по деференту вокруг Земли). Гераклид считал звезды шарообразными телами, подобными Земле, в связи с чем некоторые ученые трактуют его утверждение, что ”каждая звезда — мир, содержащий землю”, как догадку о существовании других планетных систем. 

Работа

Как и пифагорейцы Гикета и Экфант, Гераклид предположил, что кажущееся суточное движение звезд создается за счет вращения Земли вокруг своей оси один раз в сутки. Эта точка зрения противоречила принятой аристотелевской модели Вселенной, в которой говорилось, что Земля неподвижна и что звезды и планеты в их соответствующих сферах также могут быть неподвижными. Симплиций говорит, что Гераклид предположил, что нерегулярные движения планет можно объяснить, если Земля движется, в то время как Солнце остается неподвижным.

Хотя некоторые историки предполагают, что Гераклид учил, что Венера и Меркурий вращаются вокруг Солнца, подробное исследование источников показало, что «нигде в древней литературе, упоминающей Гераклида Понтийского, нет четких указаний на его поддержку любого вида гелиоцентрического положения планеты.

Игра слов в его имени, назвавшая его Гераклидом «Помпиком», предполагает, что он, возможно, был довольно тщеславным и напыщенным человеком и стал объектом многих насмешек. Согласно Диогену Лаэртиусу, Гераклид подделал пьесы под названием Феспис, на этот раз опираясь на другой источник, Дионисий Дезертир, сочинял пьесы и подделывал их под имя Софокла. Гераклид был этим легко обманут и цитировался от них как слова Эсхила и Софокла. Однако Гераклид, кажется, был разносторонним и плодовитым писателем по философии, математике, музыке, грамматике, физике, история и риторика, несмотря на сомнения в атрибуции многих произведений. Похоже, что он сочинял различные произведения в диалоговой форме.

Гераклид, похоже, тоже интересовался оккультизмом. В частности, он сосредоточился на объяснении трансов, видений и пророчеств с точки зрения возмездия богов и реинкарнации.

Цитата Гераклида, имеющая особое значение для историков, является его заявлением о том, что четвертый век до нашей эры. Рим был греческим городом.

Гераклид Понтийский с большим восхищением говорит о том, что Пифагор помнил, что был Пирро, до Эуфорба и до некоторых других смертных.

Отрывок из речи персонажа «Гераклид» в Protrepticus (Хатчинсон и Джонсон, 2015)

«Итак, ничто божественное или счастливое не принадлежит людям, за исключением того, что ценно серьезно относясь к тому, сколько проницательности и разума есть в нас, потому что из того, что принадлежит нам, только это кажется бессмертным, и только это божественным. И благодаря способности разделять в такой способности наш образ жизни, хотя по природе жалкий и трудный, но с таким изящным управлением, что по сравнению с другими животными человек кажется богом ». (стр. 43)

Платон, Дион и Дионисий

В 366 году до н. э. Платон снова отправился в Сиракузы. Годом раньше умер Дионисий, и власть на Сицилии унаследовал его сын Дионисий Младший. К тому времени прежний ученик Платона Дион достиг зрелого возраста и стал ближайшим советником нового правителя.

Дион потратил много сил, чтобы уговорить мыслителя вновь приехать на Сицилию. Он убеждал его, что втроем они могли провести реформы и положить конец творящемуся злу тирании. Кроме того, убеждал Дион, если откажется Платон, наставниками Дионисия станут недостойные люди.

Дионисий хорошо принял философа. Платон и Дион пытались развить лучшие качества Дионисия, которого они считали способным человеком. Вскоре произошел конфликт между тираном и его родственником Дионом. При дворе правителя действовала партия во главе с другим родственником Дионисия — Филистом. Он предоставил тирану доказательства, что Дион вел тайные переговоры с Карфагеном.

Дионисий изгнал Диона из государства, но демонстративно попросил Платона остаться при его дворе и поселил его в своем дворце, откуда трудно было сбежать. Платон пытался помирить тирана с родственником, но потерпел неудачу. Писали, что философ вызвал гнев Дионисия, но в этот раз у него нашелся влиятельный заступник — правитель-философ Тарента Архит. Письмо последнего Дионисию с просьбой позволить Платону безопасно покинуть город цитирует Диоген Лаэртский. После этого он вернулся в Афины, но продолжил поддерживать переписку с Дионисием, надеясь помирить его с Дионом.


Предположительно, бюст Архита Тарентского. (wikimedia.commons)

Тем временем изгнанный Дион отправился в Грецию. Он побывал в нескольких городах, где был тепло принят, и некоторое время жил и учился в Академии. Там он, в частности, подружился с учеником и будущим преемником Платона Спевсиппом.

В 361−360 годах до н. э. Платон в третий раз побывал при дворе Дионисия Младшего. Дионисий настойчиво приглашал Платона (но не своего родственника Диона) на Сицилию. Платон согласился только после третьего приглашения, когда тиран прислал за ним корабль и пообещал помириться с Дионом, если философ примет его приглашение. Дионисию вторил правитель Тарента Архит, писавший, что от Платона зависят отношения между Тарентом и Сиракузами.

Прибыв на Сицилию, философ понял, что Дионисий не будет следовать его наставлениям. Кроме того, ранее тиран позволял Диону получать доходы со своих владений. Теперь он объявил, что эти средства должен получать сын Диона, опекуном которого являлся тиран.

Между Платоном и Дионисием произошла ссора, и философ хотел отбыть в Афины на первом судне, которое идет в Грецию. Тирану снова удалось его удержать. Как писал сам философ, для всей Сицилии они делали вид, что дружат, но Платон искал способ покинуть Сиракузы.

Через некоторое время Дионисий выселил Платона из своего дворца и поселил за пределами городских стен Сиракуз. Там философ жил в окружении наемников тирана. Афиняне, служившие наемниками, предупредили земляка, что наемники раздражены и хотят его убить. Платон послал письмо Архиту, и правитель Тарента убедил Дионисия отпустить философа на родину.

Платон сообщил Диону, что не смог помирить его с Дионисием. Это было последней каплей для изгнанника, и он начал подготовку к войне. В 357 году до н. э. Дион завещал свое имущество в Академии Спевсиппу и со сторонниками отправился на Сицилию. Вместе с ними отправился ученик Платона Тимонид, чтобы записать их деяния для истории. Дион захватил Сиракузы, а через три года смог захватить и внутреннюю крепость Ортигию.


Место, где располагалась Академия. (wikimedia.commons)

Через несколько месяцев Дион был убит заговорщиками во главе с его другом афинянином Каллиппом, который провозгласил себя тираном Сиракуз. Так закончилась жизнь человека, который был настоящим другом Платона и пытался воплотить его идеи в жизнь.

Платон дал достойную эпитафию погибшему другу: «От его глаз нисколько не скрылось, что те, кто его погубил, были скверные люди, однако какова сила их дикости, мерзости и ненасытности, этого он не видел».

Хотя Платон, похоже, так и не женился, он был окружен своими родственниками. Его племянник Спевсипп был его учеником и преемником в качестве главы Академии. В 360-е годы до н. э. умерли две племянницы философа, и он взял на себя опеку над их 4 детьми. Адимант, вероятно внук брата Платона того же имени, был объявлен по завещанию наследником его имущества.


Спевсипп в представлении гравера 17 века. (wikimedia.commons)

Платон умер около 347 года до н. э. Философ был похоронен в Академии, которая стала главным его детищем, продолжившим существовать на протяжении всей античной истории.

Сколько живут Солнце и Земля?

Вопрос оказался не из простых. И если возраст второго объекта можно оценить, прибегнув к методам геологии, то с первым все гораздо сложнее: в этом случае нам нужно сначала понять, что такое Солнце вообще и почему оно светит.

После изобретения телескопа и открытия пятен на Солнце появлялись довольно забавные предположения по поводу их природы. Например, высказывалось мнение, что наше светило представляет собой твердое тело, такую очень большую «планету», у которой по каким-то причинам сильно раскалена атмосфера. Яркий свет — это горячие облака, а те самые пятна — разрывы в облачном слое, и сквозь них видна более холодная поверхность!

Что наше светило не твердый объект, стало понятно в 1630 году, когда немецкий астроном Христофор Шейнер заметил, что пятна вращаются неравномерно, и скорость их движения зависит от гелиографической широты: чем ближе они к солнечному экватору, тем быстрее делают оборот.

Но загадка, как же светит Солнце, по-прежнему волновала умы ученых. Представления о его источнике энергии менялись по мере накопления знаний об окружающем мире.

Немецкий естествоиспытатель Роберт Майер был одним из тех, кто сформулировал закон сохранения энергии. Он полагал, что Солнце сияет за счет кинетической энергии постоянно падающих на него метеоритов. Долгое время эту гипотезу не рассматривали всерьез, хотя теперь мы знаем, что подобный процесс — аккреция — играет важную роль в эволюции звезд и планет. Но все же наш желтый карлик работает не на этом «топливе».

Примечания

  1. А. Паннекук, «История астрономии», М., Наука, 1966, стр. 129.
  2. С. В. Житомирский, «Античная астрономия и орфизм», М., Янус-К, 2001.
  3. O. Neugebauer, On the Allegedly Heliocentric Theory of Venus by Heraclides Ponticus, American Journal of Philology, Vol. 93, No. 4 (Oct., 1972), pp. 600—601.
  4. B. S. Eastwood, Heraclides and heliocentrism: texts, diagrams, and interpretations, J. Hist. Astronom. 23 (4) (1992), 233—260. Online — articles.adsabs.harvard.edu/cgi-bin/nph-iarticle_query?journal=JHA..&year=????&volume=..23&letter=.&db_key=PHY&page_ind=244&plate_select=NO&data_type=GIF&type=SCREEN_GIF&classic=YES
  5. См. в T. L. Heath, «Aristarchus of Samos, the ancient Copernicus: a history of Greek astronomy to Aristarchus», Oxford, Clarendon, 1913; reprinted New York, Dover, 1981, p. 276.
  6. См. T. L. Heath, Op. cit., p. 278—279
  7. B. L. van der Waerden, On the motion of the planets according to Heraclides of Pontus, Arch. Internat. Hist. Sci. 28 (103) (1978), 167—182. Русский перевод — naturalhistory.narod.ru/Person/Modern/Waerden/Waerden_Heraclides.htm
  8. Платон, «Законы», книга 7 — filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000574/st007.shtml
  9. Псевдо-Плутарх, Мнения философов — courier.com.ru/humanities/html/214.htm

Тиран Дионисий

Платон писал, что ему было около 40 лет, когда он впервые посетил двор сиракузского тирана Дионисия Старшего. Правитель был деятельным и просвещенным, при его дворе неоднократно гостили выдающиеся современники.

Платон отправился ко двору Дионисия около 385 года до н. э. К этому времени он уже написал часть своих диалогов и должен был приобрести известность в греческом мире. Предполагают, что часть его диалога «Государство» тоже уже была написана и опубликована.

Сначала Дионисий был расположен к Платону. Однако спустя некоторое время философ своими суждениями вызвал гнев тирана. Греческие историки приводят разные детали, но все повторяют рассказ, как Дионисий продал Платона в рабство.

Согласно Диодору, философа продали на невольничьем рынке за 20 мин. Несколько греческих философов собрали деньги, чтобы выкупить Платона. Они отправили его в Грецию, напомнив, что мудрому человеку следует меньше общаться с тиранами.

Плутарх приводит более захватывающую историю. Пока Платон жил в Сиракузах, приближенные Дионисия и его родственник Дион (позже сыграл видную роль в истории Сиракуз) охотно слушали философа. Платон и Дион остались друзьями вплоть до гибели последнего. Свободные речи и критика тирании вызвали гнев Дионисия. Молодой Дион тайно посадил философа на триеру, уходившую с Сицилии. Капитаном корабля был спартанец Поллид, которому Дионисий чуть ранее приказал убить Платона или хотя бы продать в рабство. Поллид так и сделал — он отвез философа на Эгину и продал.

Спартанец Поллид был реальным историческим лицом, о котором писали современники. Чуть позже продажи Платона в рабство, которая должна была произойти в 380-е годы до н. э., в 376 году до н. э. Поллид командовал спартанской эскадрой в морской битве против афинян при Наксосе. Хотя, как писал Диодор, Поллид храбро сражался, спартанцы проиграли морскую битву, а сам Поллид погиб. Так он и вошел в историю — спартанец, который продал в рабство Платона и проиграл морской бой при Наксосе. «Так божество отомстило за философа», — подводит итог судьбе Поллида Диоген Лаэртский.

Диоген Лаэртский приводит третью версию рассказа о продаже в рабство. Дионисий выдал философа прибывшему с посольством Поллиду. Он отвез его на Эгину, где философа продали в рабство. В это время Эгину посетил философ Анникерид Киренский, который выкупил Платон и отвез в Афины. Когда друзья философа или Дион отдали Анникериду деньги, он купил на них земельный участок, на котором Платон основал свою Академию.

Его произведения

Латинское издание 1593 года политических фрагментов Гераклида Понтийского.

Автор многочисленных работ в самых разных областях, остались только названия его работ и несколько фрагментов его текстов. Он написал бы конституции на основе конституций по Аристотелю, но у нас нет никакой уверенности; это мог быть другой автор с таким же именем, Гераклида Лембос .

  • Гомеровские аллегории
  • О власти (политический диалог)
  • О природе (философский диалог)
  • Об удовольствии (философский диалог)
  • О вещах Аида (диалог)

Не следует путать с другим Гераклидом Причерноморьем, грамматик I — й студент века Дидим .

Его теория изобретения слова «философия»

«По свидетельству Гераклида Du Pont, в Пифагор имел бы узнал интервью с Леоном, тираном из Phlionte . Поскольку последний восхищался его гением и красноречием, спрашивая его, на каком искусстве он основан, Пифагор отказался от эпитета «мудрец» ( софос ) и ответил, что он не знает никакого искусства, но что он философ (philo -софос) . Леон был удивлен этим новым термином и спросил, в чем разница между философами и другими людьми. Пифагор ответил, что человеческая жизнь сравнима с теми собраниями, на которые вся Греция ходила во время великих игр  : некоторые приходят сражаться за корону; другие стремятся торговать там; другие, наконец, не заинтересованы ни в аплодисментах, ни в выигрыше, а просто приходят посмотреть, что происходит в играх. Точно так же в жизни одни рабы славы, другие — денег, но другие, реже, внимательно наблюдают за природой: «Это те, кого называют друзьями мудрости», то есть философами, — комментирует Цицерон . Эта история была рассказана в диалоге Гераклида, Абарис, потерянный, но понимающий Цицерона, особенно Ямвлиха .

Система мира

Идеи Гераклида в области астрономии и небесной механики носят новаторский характер, хотя он не занимался их математическим развитием. Наиболее известная из них — идея вращения Земли вокруг оси, что объясняло суточное вращение небесной сферы. Ранее аналогичная идея высказывалась пифагорейцами Гикетом и Экфантом, о которых почти ничего не известно (возможно, они на самом деле являются персонажами диалогов Гераклида); намек на эту идею содержится также в диалоге Платона «Тимей».

Движение Солнца и внутренних планет по Гераклиду Понтийскому: традиционная интерпретация (вверху) и интерпретация ван дер Вардена (внизу).

Далее, по сообщению латинского автора Халкидия, Гераклид полагал, что планета Венера иногда находится «ниже» Солнца, иногда — «выше»:

Обычно это интерпретируется таким образом, что Венера обращается вокруг Солнца, которое, в свою очередь обращается вокруг Земли (то же самое относится и к Меркурию, который в этом отрывке не упоминается, хотя ранее Халкидий отмечает, что особенности видимого движения обеих нижних планет аналогичны). Это предположение объясняло то, что Меркурий и Венера не могут на небосводе удаляться от Солнца на произвольное расстояние. Впоследствии это представление было широко распространено в античности, его описывали Теон из Смирны во II веке н. э. и Марциан Капелла в V веке н. э. (по мнению историка науки С. В. Житомирского, его разделял Архимед). Развитием данных представлений можно считать гео-гелиоценрическую систему мира Тихо Браге (XVI в.), у которого уже все планеты считались спутниками Солнца.

Альтернативную интерпретацию приведенного выше отрывка Халкидия предложил ещё один историк науки — Отто Нейгебауэр (к мнению Нейгебауэра присоединился, в частности, Брюс Иствуд). Согласно Нейгебауэру, выражения «ниже» и «выше» нужно понимать в том смысле, что Венера иногда опережает Солнце в своём движении по небу, иногда отстаёт от него (но в таком случае становится непонятным, при чём здесь Гераклид вообще, поскольку эта особенность в видимом движении Венеры и Меркурия известна с древнейших времён).

По сообщению позднеантичного автора Симпликия, Гераклид полагал, что видимая нерегулярность «относительно Солнца» может быть объяснена тем, что «Земля в некотором смысле движется, а Солнце в некотором смысле неподвижно». Наиболее радикальную интерпретацию данного отрывка предложил известный итальянский астроном Джованни Скиапарелли, согласно которому под нерегулярностью относительно Солнца нужно полагать нерегулярность в движении планет, которые в оппозиции с Солнцем совершают попятные движения; в этом случае отрывок из Симпликия означает, что для объяснения попятного движения планет Гераклид предположил обращение Земли вокруг Солнца.

Близкую интерпретацию и отрывка Халкидия, и отрывка Симпликия предложил Бартел ван дер Варден: по его мнению, Гераклид полагал, что и Солнце, и Венера, и Земля вращаются по окружностям вокруг единого центра, причём период одного оборота Земли составляет один год. В подтверждение своей точки зрения ван дер Варден приводит одно место из диалога Платона «Законы», где говорится, что каждое из блуждающих светил (Солнце, Луна, планеты) «совершает не много круговых движений, но лишь одно»; именно так и обстоят дела в случае, если попятные движения планет объясняются движением Земли по окружности, охватывающей Солнце. Большинство историков, однако, категорически не согласны со Скиапарелли и ван дер Варденом и дают другие интерпретации обсуждаемого отрывка. Как бы то ни было, Гераклида следует считать важнейшим предшественником Аристарха Самосского.

Гераклид высказывался также о физической природе небесных тел. По словам Псевдо-Плутарха, Гераклид считал, что «каждая звезда представляет собой мир, включающий землю, воздух, эфир в беспредельном эфире». Этот взгляд Гераклида органически сочетается с его мнением о подвижности Земли, поскольку в этом случае суточное вращение неба считается кажущимся, а не реальным, как в случае неподвижной Земли, и нет необходимости полагать, что звёзды являются жёстко закреплёнными на некоторой сфере.

Статьи по Теме

  • Платон Академия
  • Платон
  • Ксенократ
  • Аристотель

Платоники

Академики
Выпускников
  • Платон
  • Speusippe
  • Гераклид-дю-Пон
  • Менедем из Пирры
  • Евдокс Книдский
  • Филипп д’Опонте
  • Ксенократ
  • Crantor
  • Полемон
  • Афины Ящики
Средства
  • Аркесилай
  • Lacydes
  • Teleclès
  • Эвандер
  • Hegesinous
Новый
  • Карнеад
  • Клитомаке
  • Charmadas
  • Филон Ларисовский
Медиоплатоники
  • Антиох из Аскалона
  • Филон
  • Плутарх
  • Alcinoos
  • Аттикус
  • Максим Тира
  • Нумениус Апамейский
  • Лонгин
  • Ориген-язычник  (ru)
Неоплатоники
  • Аммониос Саккас
  • Плотин
  • Последователи Плотина  (ru)
  • Амелиус
  • Порфирий
  • Jamblique
  • Сопатрос
  • Сосипатра
  • Edesios
  • Dexippe
  • Chrysanthius  (en)
  • Юлиан
  • Саллюстий
  • Максим Эфесский
  • Евсевий Миндский  (ru)
  • Антонин  (ru)
  • Гипатия
  • Плутарх Афинский
  • Макроб
  • Асклепигения
  • Иерокл
  • Сирианос
  • Гермий
  • Эдезия
  • Прокл
  • Аммоний
  • Асклепиодот
  • Маринос
  • Зенодот  (ru)
  • Hegias  (en)
  • Исидор
  • Дамаски
  • Симплициус
  • Присцианец
  • Олимпиодор
  • Жан Филопон
Платонические школы
  • Средний платонизм
  • неоплатонизм
  • Неоплатоническая школа Рима
  • Афинская неоплатоническая школа
  • Неоплатоническая школа Александрии
  • Медичи неоплатонизм
  • Кембриджские платоники

Наука

Представление в 1573 году Валентином Наботом геогелиоцентрической астрономической модели Гераклида, переданной Мартианом Капеллой .

Согласно Халкидию, он представил тезис о геоцентрической системе, в которой Венера вращается вокруг Солнца, чтобы объяснить изменения яркости.

Эта система, распространенная на Меркурий, известна из Адрасте из Афродизии (цитируется Теоном из Смирны ). Витрувий, Цицерон, цитируемый Макробом и Мартианом Капеллой . Он, кажется, предвкушает модель, которую разработает Тихо Браге .

После Филолаоса Кротонского Гераклид Понтийский был бы одним из первых, кто поддержал тезис о вращении Земли вокруг себя вокруг своей оси каждый день в 24 часа, чтобы объяснить видимое движение звезд во время ночь. Для него сфера звездного неба всегда неподвижна. Таким образом, он смог не поверить в ложные и вводящие в заблуждение свидетельства очевидного суточного вращения небесных тел, движущихся вокруг Земли. Подобно вымышленным персонажам в его трактате « О пифагорейцах, Эфанте и Гисете», Гераклид верил в ежедневное движение, вызванное вращением планеты Земля вокруг своей оси. Он утверждал, что небесный свод неподвижен, и что только Земля находится в движении и вращается вокруг своей оси; это движение объясняет, по его словам, иллюзию движения всех звезд. Отмечая трудности и неопределенность, связанные с рукописями Тимей из Платона в 40 г. до н.э., он решил сохранить, что это была земля, которая перемещается по наклонной окружности Зодиака поворота его ось вокруг. Заставив Меркурий и Венеру вращаться вокруг Солнца, но сохранив центральное место Земли, он, наконец, стал одним из первых философов, проложивших путь к гелиоцентризму . Позже в своих сочинениях Коперник будет называть Гераклида своим достойным предшественником в отношении этой разумной гипотезы: «Гераклид дю Пон и Экфант, правда, не дают Земле поступательного движения … там я тоже начал думать о подвижности Земли. »

История

В различных написанных им диалогах он изображал ораторов, королей, известных поэтов, начинающих ораторские игры. В его « Трактате о власти» содержится много информации об истории греческих царей, и, по словам Гераклида дю Понта, «  Периандр, сын Кипсела, уроженец Коринфа, происходил от Гераклидов . Он женился на Lysidee, которого он назвал Melissa: она была дочерью Proclea, в тирана в Эпидавре, и Eristheneus, сама дочь Aristocrates и сестры Аристодема, который расширил свою власть над почти всей Франции. Arcadia  ‘ . Таким образом, короли Орхомены правили почти всей Аркадией.

Это также указывало на то, что лидийцы, народ Западной Малой Азии, были первыми, кто чеканил деньги. Странствующий философ Теофраст противоречит Гераклид на предмет закона Dracon который приговоренный к смерти любого лица, объявленные в режиме ожидания, то есть сказать, один из которых не может определить или угадать ни состояния, ни ресурсов: Гераклид говорит, что это Солон закон, и что Писистрат имитировал и обобщал его; Теофраст утверждает, что это уже применяемый закон Солона .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: