Семиотика: возникновение и развитие

Семиология — универсальная наука о знаках

«Семиология — наука, изучающая жизнь знаков в рамках жизни общества» (Ф. де Соссюр)

Термин семиология ввел в научный обиход Фердинанд де Соссюр.
Обычно семиология понимается как синоним семиотики.

По мнению Соссюра, семиология должна открыть нам, в чём заключаются знаки, какими законами они управляются.
Она должна быть частью социальной психологии
и определение её места — задача психолога.
Задача же лингвиста — выяснение того, что выделяет язык как особую систему в совокупности семиологических явлений.

Поскольку язык — это одна из систем знаков, лингвистика оказывается частью семиологии.
Определение места лингвистики среди других наук де Соссюр видит именно в её связи с семиологией:
если нам впервые удаётся найти лингвистике место среди наук, это только потому, что мы связали её с семиологией.

Однако, по одной из концепций, семиология есть неудачная попытка построения универсальной науки о знаках, предпринятая лингвистами,
и потому ошибочно рассматривающая все знаковые системы преимущественно с лингвистической точки зрения.
Семиолог Э.Бенвенист утверждает: «Знаки, имеющие хождение в обществе, могут быть полностью интерпретированы
посредством знаков языка, но не наоборот» (Э.Бенвенист «Общая лингвистика». М., 1974, с. 78.
Цит. по: В.Михалкович «Изобразительный язык средств массовой коммуникации». М., Наука, 1986г.,с.6).

Этой — сугубо лингвистической — точки зрения придерживался основатель семиологии Ф. де Соссюр,
литературовед и культуролог Ю.Лотман, кинорежиссер П.-П.Пазолини и множество других структурных лингвистов.
Вследствие чего бурное развитие семиологии в 50е-70е годы затем сошло на нет, столкнувшись с неразрешимыми проблемами
в знаковой интерпретации изобразительных (в т.ч., кино) и, вообще, художественных систем коммуникации.

Последнее — какая-то ерунда.
Основатель семиологии Фердинанд де Соссюр как раз рассматривал свою новую науку о знаках как раз как универсальную,
и не лингвистическую, а, скорее, психологическую, т.е. именно как семиотику.]

Значение и некоторые особенности семиотики

Семиотика имеет большое значение для науки. Наиболее ярко это проявляется в ее взаимосвязи с теорией познания

Семиотические принципы распространились и на нее, что объясняется огромным вниманием исследователей к языку вообще и к анализу языка науки в разных направлениях философии 20 века

Здесь вступает в силу семиотическая парадигма теории познания, где объект познания доступен для человека лишь посредством знакового опосредования. Человек не может думать о реальности, не используя при этом знаки. Именно по этой причине познание связано с выработкой и толкованием знаков, а знание имеет место исключительно в форме знаков.

Благодаря знаковым системам и знаковой деятельности, служащим основанием для процесса познания, совершенно исключаются или отходят на задний план любые подходы, связанные с изучением таких способностей, как, к примеру, интроспекция и интуиция. Познавательная деятельность способствует выработке знаковых выражений, которые необходимо наблюдать и интерпретировать в каком-либо сообществе.

В данном плане семиотический подход к процессу познания противопоставляется феноменологической философии, т.к. она основывается главным образом на прямом усмотрении смысла, т.е. на интуитивном познавательном акте, который не требует никаких опосредований. Это и объясняет, почему феноменологический подход к познанию считает знаки чем-то вторичным (если вообще не лишним) – тем, что используется как вспомогательный инструмент в процессе передачи смыслов.

Другой аспект значения семиотики заключается в том, что она может быть использована как основа для развития большого комплекса методов исследования в самых разных научных дисциплинах. Суть состоит в том, что отдельные элементы действительности рассматриваются как знаковые системы.

Методы, основанные на принципах семиотики, оказываются очень эффективными на практике. Например, в разных областях биологии, когда изучается поведение животных, исследуются механизмы наследственности, проводятся изыскания на тему функционирования популяций животных и т.п. Любопытен тот факт, что изучения процессов выработки и интерпретации знаков разными животными приносят пользу не только биологической, но и лингвистической науке, т.к. они позволяют выявлять общие закономерности в существовании систем знаков и рассматривать специфику языка, являющегося особой знаковой системой.

Семиотика выделяет три уровня изучения знаковых систем. Эти уровни соответствуют трем аспектам проблематики семиотики. Вот эти уровни:

Синтактика. Занимается изучением синтаксиса знаковых систем, т.е. структуры сочетаний знаков, а также правил их образования и преобразования (независимо от их значения и функций).
Семантика. Занимается изучением знаковых систем как средств выражения смысла

Основное внимание уделяется интерпретациям знаков и их сочетаний. Исходя из разных лингвистических и семиотических концепций, предмет семантики может определяться по-разному

Различия обусловлены как определением знака, так и представлением об обозначаемой им реальности. По де Соссюру, знак – это двойственная сущность, объединяющая означающее и означаемое (выражение и содержание). В этом случае задача семантики – исследовать взаимосвязь двух этих сторон. По Фреге, при изучении знака нужно разделять смысловое и предметное его значение, т.е. различать понятие об объекте и сам объект. Здесь задача семантики состоит в установлении связей и отношений знаковых выражений с объектами, которые они обозначают.
Прагматика. Занимается изучением отношений между системами знаков и теми, кто их воспринимает, объясняет и применяет имеющуюся в них информацию. Данный уровень изучения связан с коммуникационной функцией систем знаков; он описывает деятельность социума, где работают эти системы.

Важно отметить, что, изучая знаковые системы, специалисты используют не только разные уровни, но и разные подходы. Существует немало семиотических школ и направлений, и ниже мы хотим познакомить вас с несколькими из них

Диадические знаки

В соответствии с Saussure (1857–1913), знак состоит из означающее (значительный), а означенный (значительный). Они не могут быть концептуализированы как отдельные объекты, а скорее как отображение значительных различий в звуке с потенциальным (правильным) дифференциальным обозначением. Знак Соссюра существует только на уровне синхронный система, в которой знаки определяются их относительными и иерархическими привилегиями совместного возникновения. Таким образом, это обычное неправильное толкование Соссюра — считать означающими все, что можно выразить, и означающее как вещи в мире. Фактически, отношение языка к условно-досрочное освобождение (или речь в контексте) была и всегда была теоретической проблемой для лингвистики (см. знаменитое эссе Романа Якобсона «Заключительное заявление: лингвистика и поэтика» и др.).

Известный тезис Соссюра утверждает, что отношения между знаком и реальным предметом, который он обозначает, произвольны. Не существует естественной связи между словом и объектом, к которому оно относится, равно как и нет причинно-следственной связи между неотъемлемыми свойствами объекта и природой знака, используемого для его обозначения. Например, в отношении физического качества бумаги нет ничего, что требует обозначения фонологической последовательностью «бумага». Однако существует то, что Соссюр назвал «относительной мотивацией»: возможности обозначения означающего ограничены композиционность элементов языковой системы (ср. Эмиль Бенвенист статья о произвольности знака в первом томе его работ по общей лингвистике). Другими словами, слово может обрести новое значение только в том случае, если его можно идентифицировать. разные от всех других слов в языке и не имеет существующего значения. Структурализм позже был основан на этой идее, что только в рамках данной системы можно определить различие между уровнями системы и использования, или семантическое «значение» знака.

Возникновение, развитие и основы семиотики

Данная наука объединяет усилия различных дисциплин, изучая общие для знаковых систем характеристики и особенности. Этот подход стал востребованным с развитием программирования и автоматических переводчиков. Но также семиотика изучает особенности восприятия символов зрительно или на слух, мифологию, ритуалы и многое другое. К основным знаковым системам относятся:

  • разговорные языки («естественные»);
  • формальные языки или «искусственные»;
  • природные системы передачи сигналов;
  • сигналы, выработанные в обществе;
  • сигнальные устройства автоматов и приборов;
  • автоматические программы, алгоритмы;
  • языки искусств (кино, музыка, цирковое, живопись);
  • визуальные знаки различных типов;
  • организмы и составляющие их подсистемы (ЦНС, вегетативная НС и другие);
  • системы знаков, принятые в социуме.

Все эти системы представлены наборами знаков, выражающих их содержание.

Корни теории семиотики прослеживаются со времен Аристотеля и Августина Блаженного, но впервые научно выражены в работах Лейбница (конец XVII века). В качестве науки отрасль сформировалось к концу XIX столетия. К ее необходимости подошли одновременно и независимо Фердинанд де Соссюр (Швейцария) и Чарльз Пирс (США).

Де Соссюр открыл миру науку о роли символов в социуме, их развитии и влиянии. Пирс изучал, как при помощи знаков объясняются научные знания, которые позволяют понять окружающую реальность. Пирс дал определения работы знаков, выделив триадическую природу – репрезентацию, интерпретацию и референцию, создал первую классификацию, изучил функционирование. В дальнейшем в развитие научных методов, принципов и разделов семиотики внесли вклад и другие исследователи.

Но на сегодня невербальная семиотика – это не единая наука, а, скорее, целостная методология, которая применяется для изучения познавательной деятельности.

Семиотика: определение и краткая история

Семиотика (также ее называют семиологией) – это междисциплинарная область исследований, изучающая знаки и знаковые системы, которые хранят и передают информацию. Помимо исследования знаковых систем, семиотика также принимает участие в их разработке (к примеру, в создании систем автоматизированного перевода и программировании), изучает ряд культурных явлений (ритуалы и мифы), слуховое и зрительное восприятие человека

Особое внимание эта наука уделяет знаковой природе текста, стремясь объяснить его в качестве языкового феномена

Как мы и сказали, семиотика изучает самые разные знаковые системы. К ним относятся:

  • естественные (разговорные) языки;
  • искусственные (формальные) языки;
  • системы сигнализации в природе и обществе;
  • системы предложений научных теорий;
  • системы состояний и сигналов разных автоматов и машин;
  • алгоритмы и программы разных автоматов и машин;
  • языки-посредники для «коммуникации» между человеком и машинами и автоматами.

Сюда же можно отнести:

  • «языки» искусства (музыки, кино, тетра, изобразительных искусств);
  • «язык» научной теории;
  • визуальные знаковые системы (начиная дорожными знаками и заканчивая живописью);
  • сложные системы управления, рассматриваемые с точки зрения кибернетики (приборы, машины, автоматы и их схемы);
  • живые организмы и подсистемы живых организмов (к примеру, ЦНС);
  • общественные и производственные объединения;
  • социум.

Представленные системы могут представляться семиотикой в качестве систем знаков, которые способны служить выражением определенного содержания. При этом комплексное изучение разных знаковых систем зачастую можно оправдать аналогиями в их строении, а также в принципах их функционирования.

В виде отдельной научной теории семиотика стала развиваться в конце 19 столетия, хотя корни ее тянутся в более древние времена. В той или иной форме речь об этой науке вели такие люди как Августин Блаженный, Филон Александрийский, Аристотель, стоики, последователи схоластического учения, философы Джон Локк, Томас Гоббс и другие.

Семиотический подход в исследовании знаковых систем более четко стал проявляться в трудах саксонского философа, логика и математика Готфрида Вильгельма Лейбница в конце 17 века. Своей концепцией «универсального исчисления» он сумел ранее всех обозначить принципы математической логики и семиотики.

Однако идея о семиотике как об особой науке появилась лишь в конце 19 столетия, что было обусловлено потребностью в более скрупулезной разработке понятия знака, одновременно появившегося в логике, лингвистике, естествознании и математике. Первые попытки создать такую науку предприняли швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр и американский философ и логик Чарльз Пирс (причем сделали они это независимо друг от друга).

Де Соссюр рассматривал естественные языки в качестве знаковых систем. Он разрабатывал теорию значения знаков в рамках науки, которую он назвал семиологией. Он воспринимал эту дисциплину как направление, изучающее жизнь знаков внутри жизни социума. Пирс же хотел создать логику науки, объясняющей, как приобретаются научные знания, толкующие реальность. Он ввел более явные принципы семиотики, а также ввел в обиход и само это понятие, которым обозначал науку о знаковых системах.

Чарльз Пирс определил параметры семиотического функционирования (репрезентант, интерпретант и референт; три этих параметра образуют так называемую триадическую природу знака), привел первую классификацию знаков (иконический знак, индекс и символ) и изучил процесс функционирования знака (семиозис).

Позднее подходы к исследованию систем знаков в рамках семиотической науки развивались такими известными исследователями как Умберто Эко, Томас Себеок, Рудольф Карнап, Чарльз Моррис, Готлоб Фреге и другие.

На сегодняшний день семиотика является достаточно развитой научной теорией, методы которой используются при анализе различных сфер деятельности человека. Но все же она представляет собой не единую науку о знаковых системах, а исследовательскую методологию или парадигму, анализирующую познавательную деятельность. Она связана с широким кругом научных изысканий из области гуманитарных наук и естествознания. По сути, семиотика – это пограничная дисциплина, объединяющая разные подходы.

Теперь предлагаем вам посмотреть небольшое видео об основах семиотики, чтобы вы могли лучше вникнуть в суть этого научного направления. О семиотике рассказывает руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ и профессор факультета гуманитарных наук Куренной Виталий Анатольевич.

https://youtube.com/watch?v=8l5Z-jhWSGQ

Примеры семиотики

Человек присваивает предмету или явлению какое-то значение. Так они становятся знаками.

Американский философ Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914) предложил разделять знаки на следующие типы:

  • знаки-символы;
  • знаки-индексы;
  • иконические знаки.

Знаки-символы

Посмотрев на символ, мы не сможем определить информацию, которую он несёт. Нам нужно заучить, что означает тот или иной знак-символ.

Поэтому в каждой культуре знаки-символы различны. Например:

  • знаки дорожного движения (которые правильно называть символами, а не знаками);
  • сигнальные огни светофора;
  • пиктограммы (знаки-символы в аэропорту, на вокзалах, в метро);
  • гербы и флаги стран,
  • белое перо — символ трусости;
  • жёлтая роза — символ дружбы;
  • § — символ параграфа;
  • ∞ — символ бесконечности и т. д.

Сюда же относится язык, то есть обозначаемые словами вещи и предметы: кошка, лошадь, книга. Видя книгу, мы понимаем, что это, потому что ещё в детстве узнали и заучили, что означает этот предмет.

Знаки-индексы

Это такие знаки, которые формируют причину и следствие.

Когда мы видим флаг на здании, мы понимаем, что это здание государственное (напр., посольство или министерство). Здесь флаг на здании — причина, государственность здания — следствие.

По этой схеме причина-следствие можно привести ещё примеры знаков-индексов:

  • дым означает огонь;
  • птицы улетают на юг означает наступающую зиму;
  • видим подснежник — значит пришла весна;
  • видим большие пузыри на лужах при дожде — значит дождь скоро закончится;
  • молния означает грозу;
  • отпечаток лап лисы на земле означает, что недавно здесь пробегала лисица.

Иконические знаки

Эти знаки похожи на то, что они призваны изобразить.

Например:

  • фотография;
  • картинка из кино;
  • карты, план места, города, метро;
  • картины, рисунки;
  • симфонические произведения (например, «Петя и волк» Сергея Прокофьева, где у каждого персонажа есть своё звучание, похожее на реальное: птичка — это флейта, утка — гобой и т. д.);

К иконическим знакам относятся также слова с характерным звучанием, которое призвано имитировать сам предмет: чирикать, пыхтеть, жужжать.

И иероглифы, изображение которых похоже на предмет: китайский иероглиф 山 (shān) похож на гору и означает гору.

Семиотика как наука

Определение 1

Семиотика – это наука, изучающая знаки и знаковые системы как средства хранения, переработки и передачи информации в природе и человеческом обществе.

К семиотическим относят процессы, связанные с:

  • хранением информации,
  • переработкой информации,
  • передачей информации.

Предмет семиотики – это знаковое воплощение коммуникационных процессов во всех сферах социальной и природной жизни, где имеются информационные процессы.

Объект семиотики – интенсивные процессы коммуникации, причем акцент делается на форме.

Различают следующие разновидности коммуникативных процессов:

  1. Сознательные, которые находятся в сознательном поле и характеризуются:

    • наличием адресанта и адресата (отправителя и получателя сообщений),
    • намерением передать информацию,
    • наличием обратной связи.
  2. Бессознательные, которые происходят вне зависимости от сознания и намерения адресанта.

  3. Внутриорганизменные, которые происходят в рамках искусственного или естественного интеллекта.
  4. Надсознательные, которые происходят на уровне сообществ и групп.

Одним из разделов семиотики является когнитивная семиотика, изучающая структурированность содержания с позиции переработки информации людьми.

Разнообразие знаковых систем отражается в семиотике:

  • живописи,
  • театра,
  • кино,
  • социальной и т. д.

Рассмотрение семиотики ведется в трех аспектах:

  • структурном (процесс движения между формой и содержанием);
  • коммуникативном (движение между содержанием и формой);
  • социальном (отражающем разнообразие контекстов функционирования используемых в обществе знаков).

Отдельные семиотики – это модели определенных фрагментов мира, отображающих возможные состояния и те или иные черты данного фрагмента.

Семиотика дает возможность:

  • проследить онтологическое единство в любых информационных процессах, что обусловлено использованием знаков;
  • открыть для информационных процессов в обществе и природе единую знаковую основу;
  • осмыслить закономерности общения и познания, связанные с семиотической природой процессов;
  • охарактеризовать имеющуюся в структуре общества и структуре личности информационно-семиотическую компоненту;
  • расширить сферу гуманитарных исследований;
  • использовать наиболее точные методы в гуманитарных науках.

Резюме

Безусловно, в рамках одной небольшой статьи мы не можем рассмотреть все особенности семиотики и раскрыть эту тему в полной мере. Но все же на основе вышеизложенного мы можем сделать определенные выводы.

Знаки способствуют не только получению какого-либо знания, но и служат множеству других целей. По этой причине семиотику следует воспринимать намного шире, чем просто изучение научного языка.

В соответствии с разными целями были разработаны те или иные специализированные языки, в должной степени следующие за изменениями в процессе интерпретации знаков (процессе порождения из значений).

К примеру, математическая форма выражения отлично адаптирована для выдвижения на первый план взаимосвязи терминов в языке, вследствие чего отношение к объектам отходит на второй план. Если говорить о языке эмпирической науки, то он может применяться, когда требуется описать явления природы.

Язык прикладных и изобразительных искусств, как и язык морали, идеально подходит, чтобы управлять поведением, представлять ситуации, явления и вещи в качестве объектов интереса, манипулировать вещами для достижения конкретных целей.

Семиотике отводится поистине уникальное место среди других дисциплин. Есть основания говорить о том, что любая наука пытается найти данные, которые будут служить надежными и достоверными знаками, и любая наука должна воплощать свои результаты в языковые знаки.

Исходя из этого, исследователь, конструируя приборы, проводя наблюдения и занимаясь другой научной деятельностью, всегда обязан быть предельно внимателен, оперируя и своим основным инструментом – языком.

Исключительно к семиотике следует обращаться наукам за общими принципами и понятиями, имеющими значение при решении их собственных проблем, связанных со знаковым анализом. Семиотика представляется здесь не просто наукой среди остальных наук, но инструментом этих наук.

Семиотика, будучи междисциплинарной исследовательской парадигмой, является не единственно источником методологии, но еще и способом интерпретации реальности. Это позволяет говорить о семиотической онтологии или семиотическом мировосприятии.

В рамках этого мировосприятия все, что составляет окружающую действительность, является человеку в облике комплекса сложных систем, между которыми и внутри которых происходит постоянный обмен сообщениями, имеющими знаковую форму.

В этом плане семиотика схожа с другими междисциплинарными областями, задающими конкретную исследовательскую парадигму для множества научных дисциплин, таких, к примеру, как синергетика, теория систем или кибернетика. На этом, пожалуй, можно остановиться.

А в заключение этой статьи предлагаем вам прослушать небольшую радиопостановку об основоположнике семиотики Чарльзе Пирсе, из которой вы сможете почерпнуть немало любопытной информации об этой сложной, но очень интересной дисциплине.

Семиотика в искусстве

Изучает скрытые и явные символы, которые присутствуют в произведениях искусства.

Семиотика в литературе

Например, в романе «Повелитель мух» в начале произведения Уильям Голдинг описывает происходящее, используя яркие краски.

Затем краски сгущаются как в сюжете романа, так и в описании событий и окружающей обстановки.

Яркий краски в начале символизируют чистоту мальчиков, их наивность и детскую непосредственность.

А тёмные краски — символ дикости, агрессии и жестокости.

В стихотворении А. С. Пушкина «Анчар» ядовитое дерево обозначает «ядовитость» неограниченной власти.

Топор в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» символизирует расплату, казнь.

Семиотика в кино

В кино также часто появляются знаки-значения.

Как, например, чёрно-белое кино «Список Шиндлера». Ведь в начале, до войны, фильм цветной. И только с началом военных действий и массовых расстрелов из кино «уходят» все краски.

Таким образом, режиссёр хотел показать своё отношение к войне.

Литература по семиотике и семиологии

Можно поискать нужную покупку в сетевом магазине Май-шоп по названию товара,
фамилии автора (редактора) книги, режиссера фильма…:

  • Абрамян Л. А. Гносеологические проблемы теории знаков. Ереван, Изд-во АН Арм. ССР, 1965.
  • Рыжакова С. И. Язык орнамента в латышской культуре. Москва, 2002.
  • Уфимцева А. А. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики. М., 1986.
  • Chandler, D. Semiotics: The basics (2nd ed.). London and New York: Routledge. 2007.
  • Nuessel, F. H. 2006. Pictography: Semiotic approaches. In Brown, K. (ed.)
    Encyclopedia of Language and Linguistics (2nd ed.). Oxford: Elsevier, 591–599.

Главная >
Лингвистика:

Основное:
Дисциплины |
Сигнальные системы |

Языки |
Графика |
Интерлингвистика |

Фонетика |
Лексикология |
Грамматика |
Типология |
Компаративистика |
Компьютерная лингвистика |
Экстралингвистика |

Семиотика |
Зоосемиотика |

Дополнительное:
Лингвисты |
Исследования автора |
Лингво-центры |
Лингво-порталы |

Лингво-архивы |
Лингво-оборудование |

Лингво-термины | —>
Словари |
Лингво-книга

Родственные ссылки:
Общественные науки |
Происхождение человека |
Страны |
Карты

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц (Alt-Shift-):

А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |

0-9 |
A-Z |
Акр


Ключевые слова для поиска сведений о семиотике и знаковых системах:

На русском языке: семиотика, символика, семиология, философия символических форм, наука о знаках, знаковые системы, изучение символов,
психология образов, обозначения смыслов, идеология логотипов, язык орнамента, семиологическое описание лексики, семиотека,
образная интерпретация художественных систем коммуникации;

На английском языке: semiotics.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).

Пишите письма
().

Страница обновлена 11.02.2023

Зарождение и развитие семиотической мысли

В Античности было выработано две концепции происхождения имен вещей:

  • фюсей, в соответствии с которой имя вещи находится в соответствии с ее природой. Данная точка зрения прослеживается в трудах Гераклита, стоиков, гностиков, пифагорейцев;
  • тесей, в соответствии с которой имя вещи сознательно устанавливается людьми. Данная точка зрения прослеживается у Демокрита, Платона, Аристотеля.

Сторонники теории фюсей в качестве объяснения естественной мотивированности имени указывали на следующие факторы:

  • звуки речи более яркие, чем неязыковой мир;
  • звуки речи обусловлены физиологическими ощущениями людей.

Мнение стоиков было поддержано Святым Августином (354-430 гг.). Он объяснял природность названий следующими факторами:

  • явление звукоподражания;
  • зависимость между ощущением от вещи и характером оказываемого ей на человека воздействия.

Говоря о теории тесей, нельзя не указать на самое знаменитое древнегреческое сочинение о языке – платоновский диалог «Кратил, или о правильности имен». В этом труде философом высказываются следующие идеи семиотики:

  • мотивированность слов обуславливается разной природой;
  • мотивированность присуща именам в разной степени;
  • люди принимают имена в соответствии с договоренностями, т.е. принятие имен конвенционально.

Общую характеристику развития семиотической мысли до XIX века можно охарактеризовать следующими основными идеями:

Спор о природе имен, возникший среди древнегреческих философов.
Проведенный стоиками анализ строения знаков.
Учение Филона Александрийского (ок. 25 г. до н. э. – ок. 50 г. до н. э.) о различных способах текстовой интерпретации и четырех смыслах текста Писания.
Представления Псевдо-Дионисия Ареопагита (V-начало VI в.), характеризуемые как неоплатонические, касающиеся бессилия человеческого языка в сфере познания;

Средневековый спор реалистов и номиналистов о природе универсалий и их обозначений, который вели:
Раймонд Луллий (ок

1235-1315 гг.) – испанский философ и поэт, миссионер и один из первых европейских арабистов – разработал и отчасти реализовал принципы работы логического автомата;
Джон Локк (1632-1704 гг.) – английский философ и провозвестник политического либерализма – указал, насколько важной является проблема обозначения простых и сложных идей с использованием знаков. Он видел в процессах означивания одну из ключевых сфер умственной работы, считая, что означивание и знаки должны рассматриваться в рамках специальной теории (именно Локку принадлежит авторство названия «семиотика»);
Иоганн Генрих Ламберт (1728-1777) – немецкий математик, астроном, физик и философ – включил в двухтомный философско-онтологический труд «Новый Органон» семиотический раздел, в котором рассматриваются как языки, так и неязыковые коммуникативные средства

Он видел в них перевод знаний о мире сначала на обычный язык, а затем на язык науки.

Впервые целостная теория знаков и знаковых систем была разработана Чарльзом Сандерсом Пирсом (1839-1914). Он классифицировал знаки, выделив:

  • знаки-символы,
  • знаки-копии,
  • знаки-индексы.

Перечисленные классы отражают этапы семиозиса – процесса порождения значения, или процесса интерпретации знака.

Фердинанд де Соссюр (1857-1913) основал структурную лингвистику. Он рассматривал семиологию (такое название для науки о знаках он сам предложил) частью социальной психологии, а лингвистику – частью семиологии. Соссюр выделял три свойства языковых знаков:

  • абстрактность (произвольность), т. е. конвенциональность, условность слов;
  • линейность означающих языковых знаков;
  • «изменчивость и неизменчивость» знаков.

Подводим итог

Раскрыть все особенности семиотики в короткой статье невозможно. Самое главное, что нужно отметить:

  • знаки не только передают информацию, но и служат другим целям;
  • разные специализированные языки выполняют различные функции, осуществляя интерпретацию знаков;
  • математические выражения способны заменить объекты при описании природных явлений;
  • язык морали, изобразительных или прикладных искусств способен управлять поведением для достижения конкретных целей, представляя вещи, ситуации и явления в определенном виде.

Семиотика – уникальная наука, которая помогает воплотить результаты других дисциплин. Она должна использоваться при проведении исследований, конструировании приборов и для выражения результатов, становясь инструментом для представления данных и становится средством интерпретации окружающей реальности.

Изучение данной науки способствует пониманию знаковых систем в социуме. А это в свою очередь помогает развивать коммуникативные навыки и налаживать общение. Жесты, мимика и прочие знаки выдают скрытые эмоции людей. Научиться их распознавать можно после прохождения курса Викиум «Эмоциональный интеллект«. После освоения обучающих материалов вы будете понимать людей лучше, даже без слов, и предугадывать их поведение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: