Игры на развитие памяти
Среднее количество участников — около 20, в зависимости от конкретной игры. Такие игры нацелены на активизацию, развитие и тренировку различных видов памяти — визуальной, кинестетической, аудиальной.
1. «Острый Глаз»
Игроки садятся в круг. С помощью считалки выбирается ведущий по имени Острый Глаз. Ему дают 10-15 секунд, чтобы запомнить, кто где сидит. Затем ведущий отворачивается, а игроки меняются местами. Повернувшись, Острый Глаз должен вспомнить первоначальную рассадку игроков. В одном из вариантов игры участники меняются элементами одежды. Задача ведущего — вспомнить, во что были одеты игроки.
2. «Скульптурные копии»
Группа делится на равные части. Каждая «строит» скульптуру из участников. Команды-соперники по очереди показывают друг другу свои произведения. Задача — в точности повторить скульптуру соперника.
3. «Ищу друга!»
Группа делится на пары. Игроки поворачиваются друг к другу, за 10 секунд стараются запомнить подробности внешности своего визави, а затем расходятся. С помощью считалки выбирают того, кто будет описывать внешность товарища. Остальные участники задают любые вопросы, которые касаются его черт лица или одежды. По описанию игроки должны определить, кто же является «потерянным другом».
4. «Отставай, но поспевай!»
Игроки должны повторить за ведущим движения, но отставая от него на один ход. Например, ведущий поднимает вверх правую руку — игроки ничего не делают; ведущий поднимает вверх левую руку — игроки поднимают вверх правую руку; ведущий ставит правую руку на пояс — игроки поднимают вверх левую руку; ведущий вытягивает правую руку в сторону — игроки ставят на пояс правую руку и так далее.
5. Игры на логику
Количество участников — от 10 до 30 человек. Такие игры учат детей мыслить логично, рассуждать последовательно и доказательно, анализировать и находить связи между событиями и предметами.
6. «Маленькая сказка»
Игрокам выдают по три карточки с изображением или названием животных, людей, птиц, частей света или географических явлений. Каждый должен придумать сказку из пяти предложений, в которой изображения на карточках будут логически связаны. Побеждает тот игрок, чья сказка показалась всем самой интересной.
7. «Путаница»
Игроки берутся за руки, образуя круг. По считалке или по желанию выбирается ведущий. Он закрывает глаза или уходит за дверь. Не размыкая рук, участники «запутывают» круг. Ведущий должен возвратить участников в исходное положение в круге.
8. «Пристройки»
По сигналу ведущего (или под музыку) игроки начинают энергично двигаться. По следующему сигналу (или при остановке музыки) они замирают в произвольной позе. Ведущий выбирает одного из замерших участников, к нему по одному начинают пристраиваться другие играющие, логически, по их мнению, дополняя скульптурную группу. В итоге рождается коллективная скульптура. Те, кто в нее не вошел, придумывают название и пытаются объяснить логику пристройки участников друг к другу.
9. «Пословица в стоп-кадре»
Команда делится на подгруппы. Количество человек в каждой зависит от пословицы: например, «Один с сошкой, а семеро с ложкой!» — восемь человек, «Любишь кататься — люби и саночки возить!» — три–четыре человека. Далее подгруппы инсценируют пословицу, замирая в «стоп-кадре».
10. «Сыщик»
Участники становятся в плотный круг. С помощью считалки выбирают «сыщика». Затем все закрывают глаза, а ведущий, проходя за спинами игроков, касается одного из них. Это — «киллер». По условиям игры, «сыщика» знают все, «киллера» не знает никто. По сигналу ведущего начинается хаотичное движение по площадке. Все игроки смотрят в глаза друг другу. «Киллер» может «убить» любого игрока, кроме «сыщика», просто подмигнув ему. «Убитый» игрок делает еще несколько шагов и падает (или уходит за пределы площадки). «Сыщик» двигается вместе со всеми игроками и наблюдает. Его задача — вычислить «киллера». Игра заканчивается, когда «киллер» найден.
Виды театрализованной деятельности
Театрализованные игры в старшей группе можно разделить на два основных вида: драматический и режиссерский. Вторым дети начинают овладевать самостоятельно, когда играют игрушками: они управляют плюшевыми артистами, произносят за них речь, двигают, сроят взаимоотношения между игрушками.
Драматический же вид деятельности подразумевает самостоятельное выступление ребенка как артиста с применением различных приемов выразительности речи.
Дети в качестве артистов
Открытые занятия
Открытые уроки по театрализованной деятельности привлекают детей своей натуральностью. В импровизированном зрительном зале сидят не только знакомые ребята и воспитатели, но и приглашенные гости — родители и другие педагоги. Цель проведения такого урока — продемонстрировать детскую вовлеченность в искусство, способность ребят четко и внятно произносить реплики, не стесняться публики.
Чаще всего на таких занятиях используют костюмы, созданные детьми совместно с родителями. Каждый ребенок, принимающий участие в формировании своего образа, теснее связывается со своим персонажем, трепетно относится к его судьбе.
Как научить рисовать ребенка 4-5 лет
Внимание! Иногда достаточно дать дошкольнику разукрасить маску своего героя, чтобы он почувствовал свою ответственность за судьбу персонажа. В некоторых дошкольных учреждениях на музыкальных занятиях детям раздают карточки с изображением действующих лиц
Получив каждый свою роль, ребята играют под аккомпанемент «Репку», «Колобок» или «Теремок»
В некоторых дошкольных учреждениях на музыкальных занятиях детям раздают карточки с изображением действующих лиц. Получив каждый свою роль, ребята играют под аккомпанемент «Репку», «Колобок» или «Теремок».
Игры-инсценировки
Инсценировки позволяют раскрыть режиссерские способности дошколят. Один воспитанник может управлять сразу несколькими героями, при этом дети часто настолько увлекаются, что непроизвольно настраивают интонацию голоса индивидуально под каждого героя. Во время таких представлений дети познают значимость эмоций, упражняются в их мимической и интонационной демонстрации. Закрепляется определение характера — все герои в сказке-постановке разные, каждый со своими особенностями темперамента.
Нередко преподаватели устраивают несколько театральных представлений каждый сезон, закрепляя изучение природы и погодных условий через игру. Например, зимой детям предлагается инсценировать процесс подготовки к зимовке различных зверей: одни забивают закрома продовольствием, утепляют жилища; другие наедаются и впадают в спячку, третьи отправляются в теплые края.
Игрушечный ряд для режиссерской игры
Самоанализ в планировании театральной деятельности
Опытные педагоги перед тем, как составлять проект обучения искусству на год или сезон, проводят анкетирование родителей, из которого узнают о степени эмоционального раскрепощения ребят, о четкости речи ребенка в домашней обстановке, о способности использовать мимику и жесты во время общения и о склонностях к сопереживанию.
После проведения опроса, воспитателю становится понятно, на какие аспекты следует обратить больше внимания, а на какие меньше при составлении картотеки театральных игр в группе.
Важно! Самоанализ раскрывает основные направления, по которым стоит проработать подобранный материал, выявляет слабые места в эмоциональном развитии детей
Роль театрализованной деятельности
Благодаря тому, что театрализованная деятельность основана на игре, дошкольнику несложно понять задачи, которые перед ним поставлены. Он легко может создать образ своего персонажа, наделить его характером и прожить вместе с ним его жизнь. Ребенок развивает фантазию, шире мыслит.
Театральная постановка
Внимание! Участие в театрализованных постановках позволяет выявить в самом раннем возрасте творческую личность, благодаря чему родители могут развивать ребенка в интересном для него направлении, что может стать основой для успешной самореализации в зрелом возрасте. С помощью театрализованных представлений ребята активизируют свой словарь, совершенствуют изменение интонации во время произнесения реплик, тренируются в построении диалогов
С помощью театрализованных представлений ребята активизируют свой словарь, совершенствуют изменение интонации во время произнесения реплик, тренируются в построении диалогов.
Особенности организации театрализованной деятельности в подготовительной группе
Дошкольники старшей группы интересуются театром не только как игрой, но и как видом искусства. Составлять тематическое планирование театрализованной деятельности для данной группы следует с учетом следующих особенностей:
- Дети подготовительной группы уже знакомы с правилами поведения в общественных местах, поэтому их можно свободно водить на экскурсии в театр, на сценические постановки.
- У детей вызывает интерес теория театрального искусства. В занятия можно включать рассказы об истории театра, об известных актерах, о театральных традициях и профессиях.
- Дошкольники справятся не только с актерской ролью, но и с обязанностями режиссера-постановщика. В этом случае актерами станут куклы. Причем, куклы можно изготавливать вместе с детьми на занятиях, как показано в данном видео: Театрализованная деятельность в детском саду
- Работать по готовым сюжетам детям будет интересно работать не всегда, значит, нужно помочь им освоить профессию сценариста. Дошкольники с удовольствием придумают собственные сюжеты, наделят кукол ролями, характерами.
Игры на развитие фантазии
Количество участников — от пяти человек, в зависимости от игры. Цель занятий — максимально полно задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, фантазию, образное мышление.
11. «Механизмы»
Группу делят на неравные по количеству игроков команды. Каждой команде выдается карточка с названием механизма (например, стиральная машина — четыре человека, елочная гирлянда — от шести человек, пылесос — от трех человек). Группы должны изобразить работу своего механизма, не имея никаких подручных средств или материалов.
12. «Превращения»
Игроки встают в круг. В его центр ставят стул, на него кладут карандаш. Задача участников — с помощью тех или иных действий заставить поверить зрителя, что он «превращается» в предмет, похожий по форме и твердости на карандаш (например, в вилку), в съедобный продукт, животное или птицу, мягкий предмет. Затем карандаш заменяют шарфом — и «превращают» его во что-то мягкое (например, в подушку), твердое, спортивный снаряд, живое существо или растение. После этого сам стул «превращают» в предмет, не являющийся мебелью (например, в тележку из супермаркета), в растение, животное, технику. Игра заканчивается, когда фантазия иссякает.
13. «Сад скульптур»
Группа делится на пары, в которых один игрок становится скульптором, другой — «глиной». Ведущий предлагает скульпторам «вылепить» из «глины» любимую игрушку (героя спектакля, мультфильма или книги). Для этого нужно создать позу и эмоции своего героя. Когда работа готова, ведущий предлагает участникам игры дать название каждому произведению. Если героя узнали, автор кланяется и «забирает» свою работу. Если героя определить не удается, автору задают вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Затем скульптор и «глина» меняются ролями.
14. «Предметы в действии»
Ведущий предлагает участникам выполнить пластические этюды и изобразить предметы — чайник со свистком, скрипучее кресло, увядающий цветок, дверь, лампочку, флакон с пульверизатором, мочалку, электронож (изображаемый предмет называет ведущий, но так, чтобы другие игроки не слышали). Затем игроки по очереди показывают свой предмет. Остальные должны понять, что это.
15. «Церемония»
Игра для окончания занятий. Группа делится на пары. Ведущий предлагает участникам придумать движения, которые можно использовать как церемонию при встрече или прощании, и показать их. Далее все выбирают лучшую церемонию и с ее помощью прощаются друг с другом.
Все вышеописанные практические упражнения рассчитаны на разные возрастные группы — от шести до 16 лет. Их можно использовать как в обычных, так и в онлайн-занятиях.
Материалы по теме:
Александра Никитина: «Постигая театр, ребёнок перестает быть одиноким»
10 игр на внимание и синхронизацию работы полушарий мозга
«Педагоги играют, чтобы не сойти с ума»
Проект театра в старшей группе
Игровой театр должен присутствовать в жизни детей постоянно. Для этого преподаватели ведут конспект по театральной деятельности, где распределяют различные виды представлений, равномерно распределенные на весь учебный год.
Результатом проведенных уроков в саду становятся:
- коммуникативное развитие детей разных возрастов;
- ознакомление с историей происхождения театра и его назначением;
- совместное создание реквизита и сценических образов;
- повышение внимания родителей к творческой деятельности дошкольников;
- создание ширмы для дальнейшего использования детьми в самостоятельной театрализации.
Самостоятельное создание актеров
Проект театра должен отражать потребности детского развития в соответствии с их возрастными особенностями. Часто детям для организации собственного театрального представления достаточно дать волю фантазии. Так, дети 4-5 лет могут вполне успешно устроить представление, используя только ложки. Здоровой фантазии достаточно, чтобы мысленно наделить каждую ложку внешним видом, характером, создать вымышленный образ. Еще на этапе самоанализа педагоги выясняют способность воспитанников к нестандартному мышлению, оставляя ребенка, будто случайно, одного за столом с двумя-тремя ложками наедине. Одни дети со временем начинают скучать и смотрят в сторону резвящихся сверстников, другие уже на первой минуте берутся за ложки и начинают ими играть, как куклами.
Техники нетрадиционного рисования во 2 младшей группе ДОУ
Дополнительная информация! Детям, не способным из бытовых предметов с помощью фантазии создать инструменты для игры, особенно нужен театр, который позволит развить нестандартное мышление и избавить от эмоциональной скованности.
Знакомство дошкольников с театром
Театрализованная деятельность в старшей группе открывает мир искусства малышам. Воспитатель сначала знакомит с понятием театра, с правилами поведения в нем. Ребятам рассказывают о различных видах театра:
- классическом;
- пантомимном;
- кукольном;
- музыкальном;
- пальчиковом.
После чего педагог приступает к упражнениям на силу звука — читает четверостишья с разным уровнем громкости, подкрепляя сказанное жестами. В процессе ознакомления дети учатся дисциплине, тренируются внимательно слушать выступающего.
Внимание! Если подать ребенку информацию о театре, как о чем-то волшебном и интересном, в его сознании закрепится позитивная ассоциация с искусством, благодаря которой он в более зрелом возрасте будет с удовольствием самостоятельно повышать свой уровень культурного развития. Варежковый театр
Варежковый театр