Мадхьямика
Обретя просветление, Будда не спешил донести знание о пустоте до своих учеников сразу в конечном виде. Он боялся быть непонятым и только нанести им этим вред. Поэтому он делился знаниями поэтапно.
Произошло это деление, возможно, оттого, что Нагарджуна, учёный из Индии, основавший эту школу, не уточнил некоторые сложные теоретические моменты. И его ученики истолковали их по-своему.
Тем не менее, лама Цонкапа попытался привести в соответствие с первоисточником все теоретические выкладки этой школы. И это ему удалось.
Лама Цонкапа
Согласно учению этого наставника, все объекты можно анализировать абсолютно и относительно. Результатом абсолютного анализа будет являться пустота. Но с относительной точки зрения эти объекты существуют.
Самое высокое понятие пустотности, которое проповедуется Мадхьямикой Прасангикой доступно пока избранным. Существует даже легенда о том, как один йогин, достигший высокой степени реализации, медитировал в горах и обратился к Манджушри, бодхисаттве мудрости.
Он хотел узнать, многие ли послушники правильно поняли учение Будды о шуньяте. Ответом божества было: «Совсем немногие».
Всё это трудно понять неподготовленному и далёкому от философии человеку. Но если вы всё же решитесь вникнуть в эту теорию до конца, великие учителя рекомендуют повторять периодически мантру «ОМ АРА ПАЦИ НАДИ».
Это мантра Манджушри. Она поможет развить интеллект и постичь эту сложную философию.
Кавычки
- В буддизме никто никуда не уходит, так как «личность» не существует, а мир, являющийся целым, не может идти «никуда», это только вопрос полного пребывания в мире, мире, пустом от различий, белом Мир. Так жить и путешествовать — значит следовать путем пустоты ( сурньявада ). ( Кеннет Уайт, Внешняя фигура, Грассет, 1982 г.)
- Пустота пустоты, все это пустота и прелести спокойной души. ( Праджнянанда )
- Истина в последней инстанции — пустота. Пустота — это не ничто, а отсутствие внутреннего существования. Наш цепляющийся за себя ум обманчиво проецирует внутреннее существование на явления. Все явления естественным образом кажутся нашему уму существующими по своей природе, и, не осознавая, что это явление является ложным, мы инстинктивно верим в него и верим, что явления по своей природе существуют или действительно существуют. Это основная причина, по которой мы находимся в сансаре. ( Геше Келсанг Гьяцо, Введение в буддизм, 2003 г.)
- То, что буддисты называют пустотой, не является инертной пустотой, тем фактом, что в мире нет ничего, кроме небытия, это открытое пространство, созданное изоляцией, пределом как утверждения, так и отрицания. Очевидно, что об этой истине, которая есть пустота, сказать нечего. ( Роджер-Пол Друа, Des Ideas That Come, О. Джейкоб, 1999)
- Абсолют не существует и не существует, не существует и не существует, а также не отличается как от существования, так и от несуществования. Для Мадхьямаки разум и язык применимы только к конечному миру. Перенести конечные категории в бесконечный мир — все равно что пытаться измерить солнечное тепло обычным термометром. С нашей точки зрения, абсолют — это ничто. Это называется сурням, потому что никакая категория, относящаяся к условиям мира, не подходит для его описания. Называть это бытием — ошибка, потому что существуют только конкретные вещи. Называть это небытием — тоже ошибка. Лучше избегать каких-либо описаний. Мысль действует двойственным образом, а то, что есть, недвойственно (адвайта).
- Иногда мы можем сразу заметить отсутствие эго. Но мы бы не приняли такую простую истину. Другими словами, мы должны научиться разучиваться. Весь процесс состоит в том, чтобы уничтожить эго. Вы начинаете с того, что учитесь обрабатывать невротические мысли и эмоции. Тогда неправильные концепции сметаются пониманием пустоты, открытости. Это опыт шуньяты. ( Чогьям Трунгпа, Практика тибетского пути — за пределами духовного материализма )
Как понять пустотность
Пустоту нелегко понять сразу. Вначале её рекомендуется постигать, изучая определённые концепции. При этом нужно учиться сосредоточиваться. Практика сосредоточения называется Шаматха («безмятежность»). Она очень важна.
Когда «проникновение» объединяется с «безмятежностью» — это обеспечивает благоприятные условия для получения опосредованного знания о пустоте. Со временем приходит и прямое её понимание. Необходимо постоянно убеждать себя в том, что в последнем нет ничего невозможного.
Что же это за загадочная пустота? Под шуньятой в буддизме понимается не то, что что-то является пустым на бытовом уровне. Ведь если всё было бы пустым, и ничего бы не существовало, то кто бы писал эту статью и для кого?
Вышеупомянутые философские школы сломали немало копий, доказывая истинность своего видения понятия пустотности. Проще всего объясняли пустоту представители Вайбхашики. Глубже всех её поняли мадхьямики – их школа считается символом высокой философской мысли.
Но мы пойдём, как рекомендовал Будда, срединным путём и вначале рассмотрим представления саутрантиков.
Полезные свойства палочек
Вообще свойства эфирных масел известны давно и люди ими активно пользовались. Они помогают заживлять раны, успокаивают, налаживают сон, дают энергию. Но в этом нет чего-то волшебного, только чистая химия. В составе продукта присутствуют разные вещества, которые влияют на регенерацию, нервную систему, гормоны.
Щепка пало санто действительно имеет успокоительное действие, как и многие благовония. Но чудодейственное влияние, о котором пишут авторы многих статей, сильно преувеличено.
Например, говорят, что зажженная палочка снимает тревогу и агрессию, устраняет приступы паники, исцеляет болезни, приносит удачу и любовь, а также заряжает камни и очищает пространство. Неплохо для кусочка растения.
Но если бы оно и правда так работало, то на свете не осталось бы одиноких и тревожных людей, а все камни мира были бы очищены (кстати, что это значит и от чего их очищают?).
Я не спорю, что мягкий дым пало санто действительно может снять стресс или уменьшить тревогу. Но только в совокупности с другими инструментами. Например, с медитацией, йогой, дыхательными практиками, психотерапией. Сам по себе кусочек дерева не может стать спасением от современных бед человека, как бы нам этого не хотелось. Согласны?
Критический
Критика со стороны индуистской философии Ньяя
Индус нйайа философия отвергает пустоту всех объектов, видимые как идеализм, не связанный с реальностью:
— Ватсьяяна, Ньяя-Бхашья .
Философия ньяи бросает вызов пустоте, утверждая также, что вещи и мир имеют реальное существование, что непостоянство относительно, что уникальная и изначальная причина существует, является источником всего, что существует объединяющая преемственность и организатор множества сторон. ; для философии ньяи нелогично защищать пустоту, где «существующее рождается из несуществующего, потому что« ничто »не может появиться, не разрушив« его причину ». Если есть последовательности, они образованы из субстанции, которая поддерживается видимыми или тонкими изменениями и является изначальной основой; Таким образом, Вататьяна берет пример семени и побега:
— ньяя-БХАШЬЯ из Akshapâda Pakshilasvâmin .
В чем ценность
Если почитать отзывы про перуанское растение, то кажется, что полезнее продукта не найти. Даже святая вода не сравнится с кусочком южноамериканской щепки, по версии писателей из интернета. Практически в каждой статье рассказано, что благовония могут излечить болезни и изменить жизнь к лучшему. Ну и конечно, очистить вашу энергию от всего плохого и дать просветление.
Правда ли, что это дерево может противостоять всему негативному, как палочка Гарри Поттера? Поделитесь вашими мыслями по поводу магических свойств, которыми из века в век наделяли разные предметы. Может быть, у вас есть такой оберег, в который вы верите?
Древние предки нынешних перуанцев действительно использовали пропитанную маслами древесину довольно часто в повседневной жизни как средство отпугивания насекомых и для окуривания пространства, а также во время языческих церемоний. В первую очередь из-за аромата.
Автор книги: Виктория Лысенко
Миф о кали юге
Общее между тантризмом и нашей постмодернистской эпохой лучше всего объясняет индийском миф о кали-юге – «железном веке». Считается, что у человека кали-юги нет ни духовной непосредственности, ни связи с Истиной, которыми он был наделен в предшествующих циклах. В кали-югу уровень Дхармы (морального порядка) резко падает и постепенно нарастает хаос – все прежние иерархические уровни теряют свою значимость. Все перемешивается. Смешиваются и даже сливаются времена года (зимой может случиться гроза, летом падает снег), шудры становятся духовными учителями, а обычных развратников и болтунов почитают за святых. Низкое выступает в обличий высокого, тайные духовные учения становятся достоянием масс.
К этому можно добавить наблюдения над нашим временем. Стирание граней между элитарным и массовым (элитарное искусство тиражируется, приемы, открытые великими художниками кино и театра, используются в рекламных роликах и клипах), между художником, творцом и толпой – благодаря компьютеру возможности публичного творческого самовыражения появляются у всех. В наше «демократическое» время «элитарность» связана главным образом с кошельком, уровнем доходов («элитная мебель», «элитный отдых» и т.п.). Что же касается элитарности в искусстве, то тут – в каждой области искусства своя элита, причем есть элита официальная, а есть неофициальная, «параллельная». Никто не обижен, каждый при желании может найти свое место в какой-нибудь «элите». Аналогичная ситуация в духовной сфере: «элитарность», «эзотеризм» – это прежде всего форма самоутверждения и саморекламы.
Постмодернизм фактически совершает то, что проделывает любой тантрик по отношению к предшествующей традиции – смешивает в одном котле все, что до сих пор было разделено, расставлено по разным полочками. Введение в единое поле элементов разных культур, эпох, стилей, жанров, их смешение в форме игры – это «полистилистика». По определению постмодернистской поэтессы Нины Искренко: «Полистилистика – это когда одна часть платья из голландского полотна соединяется с двумя частями из пластилина, а остальные части вообще отсутствуют» («Гимн полистилистике»). Постмодернисты стремятся поместить знакомое и известное в экзотический контекст и тем самым отстранить, сделать менее знакомым, дать новую жизнь. Одним из действенных средств такой новой жизни старых жанров является перформанс – некое действие, позволяющее зрителю соучаствовать в творчестве художников и артистов. Перформанс – это и попытка по-новому проиграть произведение одного жанра с помощью другого жанра. Например, Дмитрий Пригов в дни пушкинского юбилея читал первую строфу Онегина в стиле разных религиозных песнопений – буддийских, мусульманских, православных. Постмодернизм постоянно обращается к архаике, к фольклору, к этническим традициям, к мистике и оккультизму. Общая необязательность и отвлеченность постмодернистских текстов, фильмов, образов парадоксальным образом сочетается со страстью к конкретике. Современные модные журналисты-режиссеры, особенно Леонид Парфенов, в своих документальных фильмах всегда показывают сюжеты с реального места событий, демонстрируют зрителю подлинные предметы, словом дают ему возможность увидеть все собственными глазами. Действие (особенно в форме перформанса) предпочтительнее теорий и метафизических спекуляций (не случайно философы-постмодернисты занимаются перфомансной «деконструкцией» прежних форм рациональности), а в политике вместо политологов появляются политтехнологи. В отличие от модерна и авангарда, которым тоже свойственна любовь к корням, архаике, магии и мистике, постмодернизм ничего не принимает всерьез – все пронизано пародийностью, иронией, а часто просто доводится до абсурда путем подмены или полного разрушения смысла исходных понятий.
С этой книгой читают
Мистическое путешествие мирного воинаМиллман Дэн
Издание 1998 года. Сохранность хорошая.
Наконец перед вами столь долго ожидаемая вторая книга Дэна Миллмэна — продолжение международного бестселлера `Путь Мирного…
4.7
(1)
Основы физики духаСкляров Андрей Юрьевич
В книге рассматриваются как широко известные, так и пока еще экзотические феномены и явления духовного мира. Особенности мира духа объясняются на основе положения о…
4.6
(4)
Мистическая КаббалаФорчун Дион
Эта книга уже почти 70 лет причисляется к классике эзотерической литературы и является учебным пособием, рекомендованным в ряде авторитетных школ.Мистические практики…
5
(4)
Играющий в пустоте. Карнавал безумной мудростиДемчог Вадим Викторович
Начав играть в игру под названием «собственная жизнь», остановиться уже невозможно. Игра захватывает и превращает жизнь в карнавал. Логично, что продолжает цикл…
4.3
(2)
Книга жизни. Вознесение и Божественное мироустройствоШарп Майкл
Лучшее введение в практическую философию Нью Эйдж!
Вы хотите понять смысл революционных перемен, происходящих вокруг вас?
Вы хотите узнать, что такое Нью Эйдж, или…
4.2
(4)
Дорога в пустотеСергеев Станислав Сергеевич
Человеческие цивилизации, интриги, экономические конфликты и войны с воинственными негуманоидными соседями. Наш современник, Максим Мельников, втянут в водоворот событий…
3.67
(3)
Божественный ядЧиж Антон
Санкт-Петербург накануне Кровавого воскресенья. Сыщик Ванзаров, расследующий загадочное убийство девушки, и не подозревает, к каким последствиям приведут результаты его…
4.2
(1)
Новейшая книга фактов. Том 3. Физика, химия и техника. История и археология. РазноеКондрашов Анатолий Павлович
Любознательность – вот то качество, которое присуще подавляющему большинству потомков Адама и Евы, любопытство – главная движущая сила великих научных открытий и…
4.2
(6)
Что это такое?
Для начала предлагаю узнать, что же такого особенного в пало санто. Это вид деревьев, которые растут только в Перу. С латинского название переводится как “мешочек масел”, что полностью его оправдывает.
Если загуглить, как выглядит растение, то можно очень удивиться. Перед вами окажется ничем не примечательное невысокое дерево. Однако это тот случай, когда все ценное нужно искать внутри. В нем содержится огромное количество эфирных масел, свойства которых во все времена ценились разными народами.
Но самое удивительное, что их высокая концентрация достигается только после естественной смерти ствола. Он должен пролежать нетронутым минимум три-четыре года, чтобы напитать древесину запахом и эфирами. Последний факт делает пало санто особенно редким продуктом.
Инструкция по выбору
Прежде, чем я расскажу, как жечь щепки, давайте остановимся на их выборе.
Как я уже сказала, пало санто редкий для нас вид. Настоящие палочки в России можно достать только от проверенных людей. Второй вариант — заказать их из Перу. Третий — купить самостоятельно в Южной Америке. Но из-за ситуации в мире пока не понятно, когда мы начнем баловать себя заморскими сувенирами.
Найти оригинальную продукцию будет сложно, а цена ее кусачая, потому что продукт редкий и непростой в обработке.
Для эксперимента я погуглила отзывы на палочки разных производителей и они оказались ожидаемо плохие. Многие писали, что нет никакого эффекта и запаха. Будьте аккуратны при выборе и обязательно читайте комментарии покупателей.
- На Яндекс Маркете я нашла благовония SPIRIT RITUALS PREMIUM с хорошими отзывами.
- На сайте palo-santo.ru есть список, в каких городах можно приобрести палки, с адресами и временем работы.
Эволюция понятия
В изначальном смысле то, что вещи пусты, означало, что вещи не являются самостоятельными и самодостаточными, а появляются только в связи с другими вещами: «одежда сшита из ткани, ткань выткана из нити, нить скручена из льна и т. д.». Но все вещи также не являются окончательно сформированными и завершённо-целостными, в противном случае не существовало бы причин и следствий. Например, времена года не могли бы меняться.
В раннем буддизме пустыми считались все вещи, не обладающие самостоятельным реальным существованием, которым обладали только дхармы, из которых состояли вещи. В буддизме махаяны дхармы перестали обладать самостоятельным реальным существованием и стали пониматься также пустыми и «не более реальными, чем сами вещи». Это повлияло на то, что под понятием «дхарма» также стали иметь в виду «вещь».
Основные дискуссии о природе пустоты развивались поначалу в контексте спора между буддийскими и небуддийскими школами о причинности и природе себя. Прочную основу учению о пустоте положил Нагарджуна, прояснив сущность Татхагаты (так приходящего), достижения пустоты ума и развития природы Будды. Школа мадхъямаки, основанная Нагарджуной, прямо связывала пустоту со срединным путём: «Сказать, что всё есть, — одна крайность, сказать, что ничего нет, — другая крайность. Всё пусто — вот истина срединного пути».
Представление о шуньяте развивали далее Арьядэва, Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти, Буддапалита, Бхававивека, Чандракирти и другие философы. Далее шуньята стала одним из важнейших понятий тибетского и дальневосточного буддизма, в частности чань.
Важным источником учения о пустоте является «Сутра сердца праджняпарамиты», почитаемая во всех школах буддизма Махаяны, и являющаяся её основой. Определение пустоты дается в развернутом понимании, как учение, передаваемое бодхисаттвой Авалокитешварой монаху Шарипутре. Первоначальное утверждение является общей квинтэссенцией учения Будды: «Авалокитешвара-бодхисаттва, глубоко практикуя праджняпарамиту, воспринимает мысль, что пять скандх пусты, и спасен от всех страданий и несчастий». Далее идёт развёрнутое указание на то, что именно воспринимает Авалокитешвара, наставляя Шарипутру, и каким образом это восприятие порождает спасение от страданий и несчастий в виде обретения Аннутара Самьяк Самбодхи (наивысшего полного просветления, указывающего на состояние Будды).
Пустота в дзэн
В дзэн понимание пустоты отличается от её определения в «классическом буддизме». Если в классическом буддизме пустота представляет собой «принцип кармы, детерминации, зависимости от чего-то другого», то в дзэн пустота становится принципом «несвязанности, необусловленности, возможности в каждый следующий момент снова действовать свободно». Исследователь А. Ю. Стрелкова обозначает первое представление как «мир детерминации», в котором существует карма, причины и следствия, а второе представление как «мир свободы», где карма является лишь «воображаемыми цепями, которыми сковывает себя сознание» и в котором не существует связи причин и следствий.
В дальнейшем пустота стала пониматься через «не-мышление» («не-думание») или «не-ум» («не-сердце», «не-сознание»). Согласно «Сутре помоста шестого патриарха», «не-думание» связано с «не-формой» («отсутствием признаков») и «не-пребыванием» («не-связанностью»):
«Не-думание», согласно Хуэйнэну, не означает отсутствие мыслей, а означает «не задерживать свою мысль на чём-то одном»:
Известный чаньский наставник Шэньхуэй, отвечая на вопрос о том, существует ли пустота или нет и зачем нужна пустота в последнем случае, указывал, что «о пустоте заводят речь ради блага тех, кто не зрит свою собственную природу Будды. Для тех, кто зрит свою собственную природу Будды, пустоты не существует».
Согласно современному дзэн-мастеру Сун Сану, «истинная пустота» связана с «до-мышлением», в котором отсутствуют любые слова. И данная пустота проявляется при помощи удерживания «ясного ума», который становится подобным чистому зеркалу: «Красное приходит, и зеркало красное. Белое приходит, и зеркало белое».
О книге
Бывает так, что, сосредоточиваясь на собственной жизни, забываешь, как много интересного может происходить в мире, насколько увлекательны истории других людей. Через книги можно по-новому посмотреть на привычные вещи, на всё, что тебя окружает. Можно забыть о настоящем и погрузиться в то, что происходит на страницах книги.
«ШУНЬЯТА — Божественная Пустота и Мистическая Физика» Славинского Живорада придётся по вкусу тем, кто любит отдыхать наедине с книгой, произведение относится к жанру эзотерические знания. С этой книгой ощущаешь не только интерес к судьбам героев, но и интерес к тому, что может произойти с любым человеком. Каждый персонаж тщательно проработан, чтобы читатель мог понять особенности его личности и поступки.
Попытка подхода
Пустота это термин, который может быть плохо интерпретированы . Таким образом, Ринго Тулкоу Римпоче так говорит об этом:
— Ринго Тулкоу Римпоче, «Как насчет того, чтобы вы объяснили мне буддизм?» Редактор Джай Лу, август 2004 г.
Другие франкоязычные Буддисты говорят, что «Пустота не пустые вещи их содержания, очень их природа . Следовательно, это не вопрос нигилизма . В Праджнянама мула мадхьямака карика, известном как Срединный договор, Нагарджуна утверждает, что «мы называем пустотой то, что появляется в зависимости», а в « Виграхавьявартани» он утверждает, что «шуньята не относится к категории лишения или отсутствия», которые поэтому Алексис Lavis предпочитает в переводе пустоты общего пользования, что в вакансии, которые пункта больше по отношению к форме, доступности, открытой свободы, соответствующей лучше санскрите и в более конкретном значении возложенной на него буддизм.
Согласно тезису о пустоте, феномены определяются не своей собственной природой, вещью в себе, которая принадлежала бы им по праву, а только всеми отношениями, которые они имеют друг с другом: они не имеют своих собственных характеристик. самих себя. С этой точки зрения, разговор об изолированном явлении — это всего лишь следствие языковой конвенции. Хотя наш разум не может обойтись без такой условности, это разъединение не обязательно должно быть правильным, его существование зависит от других явлений, которые нельзя одновременно постичь из-за когнитивных ограничений . По словам Франсиско Варела, «нет ничего такого, что могло бы сделать людей и явления такими, какие они есть» .
Однако было бы неправильно возвращать буддийскую пустоту исключительно к идее взаимозависимости или относительности: пустота — это не концепция, относящаяся только к дискурсивному мышлению, она предназначена, прежде всего, для раскрытия метафизической интуиции ( праджня ) практикующий. Речь идет о понимании того, что существует фундаментальная разница между тем, как мы воспринимаем мир, включая самих себя, и реальностью этого мира. Наивный реализм, который видит мир населен автономными образования, отдельных и долговечных, объективно существующий, здесь объявлен как метафизическая ошибка, праджне, как она развивается, может рассеиваться через прямой вид Шуньят ; например, с помощью випассана-бхаваны . Это прямое, недвойственное и неинтеллектуальное восприятие природы явлений:
— Монах и философ, Жан-Франсуа Ревель, Матье Рикар, 1997 г.
Фактически, отсутствие собственной природы является возможной интерпретацией понятия пустоты. Это наиболее распространенная интерпретация Мадхьямаки . Другие буддийские школы предлагают разные интерпретации. Например, в идеалистической школе Читтаматры пустота соответствует отсутствию двойственности между субъектом и объектом, причем эта двойственность является лишь концептуальной конструкцией ( парикалпита ), феномены не имеют присущих характеристик ( лакшана-нихсвабхавата ) и не имеют собственного производства ( утпатти- нихсвабхавата ), ни изначальный характер ( парамартха-нихсвабхавата ).
Как пользоваться пало санто правильно?
Как жечь щепки, чтобы был толк?
Для начала вам понадобится подставка из стекла, керамики или металла, чтобы не испортить поверхность стола и не допустить пожара. Подойдет любая небольшая тарелка.
- Подержите один конец палочки на огне около 20 секунд. Дайте немного прогореть древесине и после этого затушите пламя.
- Положите тлеющий кусочек на подставку и вдыхайте. Тление продолжится около пяти минут. После стоит снова повторить процедуру.
Обязательно соблюдайте меры пожарной безопасности и ставьте посуду с тлеющим деревом высоко от детей и животных, а также подальше от штор и тюли.
Для окуривания помещения пройдите с тлеющей палочкой по всему периметру жилья.
В индуизме
Буддизм — не единственная доктрина, развившая понятие пустоты. Некоторые индуистские школы также ссылаются на него. Кашмирский шиваизм имеет разрабатывался это понятие. Например, в Виджняна Бхайрава-тантре говорится:
Для них пустота — шаг необходимый, но недостаточный. Предполагается, что он устарел. Таким образом, существует несколько стадий пустоты, начиная от более низких (начиная с глубокого сна) и заканчивая более высокими стадиями. В таком письме, как Сваччандатантра, было бы семь видов пустоты:
- нижняя пустота: она «кладет конец впечатлениям двойственности по отношению к его ограниченной личности и его телу»;
- промежуточная пустота: чистое самосознание, «активное самадхи чистой внутренней сущности», «интуиция четвертого состояния (нирвикалпасамадхи)»;
- высшая пустота: очищенное Я кладет конец индивидуальным ограничениям, Самость раскрывает себя;
- универсальная пустота всепроникающей энергии: «спонтанная гармония между внутренней и внешней жизнью», vyoman или космическая необъятность;
- пустота равенства (самана): «мирная основа всеобщего проявления», «бесстрастная и равная энергия»;
- супраментальная пустота (unmanâ): «абсолютный невакуум, который устраняет пустоту и ее противоположность»;
- седьмая пустота: «совершенная Пустота, абсолют, полнота, космическое блаженство, Высший Покой или Парамашива, неотличный от его свободной энергии».
Пустота здесь понимается как своего рода пустота или дыра, характерная для недостаточного развития сознания. Поэтому лучше не зацикливаться на этом, иначе мы рискуем заблудиться, не найдя лекарства.
Так они разработали критический принцип буддийской пустоты, против которого они обратились с суровыми предупреждениями. Однако используемое определение варьируется между двумя движениями: в то время как буддисты считают пустоту истинной природой вещей, кашмирский шиваизм рассматривает ее как средство духовного развития. Хотя термины похожи, они не охватывают одни и те же концепции.
В самом деле, то, что называется «пустотой», не обязательно является отрицательным отрицанием (прасаджья-пратиседдха) или этой пустотой самого себя ( санскр . Свабхава- шуньята), о которой буддизм говорит, особенно в своей консеквенциалистской философии Срединного пути (Прасангика- Мадхьямика). С индуистской точки зрения мы можем находиться в пустоте, но эта пустота может быть просто пустотой инаковости (парабхава-шуньята), пустотой, которая отрицает явления, отличные от пустого объекта, но не обязательно пустоту. Специфическая природа этого объект.
В своем Brahmasutrabhasya, Шанкар, даже не пытается опровергнуть буддийскую пустоту, несмотря на то, что он пытается подробно опровергать два другие буддийские концепции, те из Сарвастивадины и что из Vijnanavadins :
Ведантистские мастера (например, Свами Сиддхешварананда ) иногда вызывают буддийскую пустоту, связывая ее с мистическим опытом нирвикальпа самадхи
Рекомендации
- Жерар Юэ, Словарь санскритского наследия
- Филипп Корню, цитирующий философа Мадхьямику, которого зовут Нагарджуна, Энциклопедический словарь буддизма, 2001 г., Сеуил
- Трактат о середине, глава 24, §18
- Алексис Lavis, Сознание проходит проверку пробуждения: Чтение, комментарии и перевод из Шантидевы в Бодхичарьяаватаре, Парижа, Les Editions его Серфа, Coll. «Азиатская мудрость»,2018 г., 546 с. ( ISBN 978-2-204-12762-2 ), стр. 96.
- Гнозис: философский вопрос, Серф, 2000
- Нагарджуна, Договор о Середине, комментарии Цонкапы Лосанга Дракпы и Чоне Дракпа Чедруба, Сеуил, 1995 г.)
- Семь полостей согласно кашмирской Sivaism, Лилиан Силберн, в «пустоте, духовном опыт на Западе, и на Востоке», ИЗДАНИЯ де Deux океаны, 1989
- См . Традиция Махамудры Гелук / Кагью, или «Мир тибетского буддизма, или смысл жизни», Его Святейшества Далай-ламы.
- Метафизическая интуиция, книги Дерви, 1976
- Как отличить Зрителя шоу? страница LXXIV, изд. А. Мезоннев, 1977 г.
- Ньяя-сутра Гаутамы Акшпады и Ньяя-Бхашья Акшапады Пакшиласвами, перевод Мишеля Анго, издания Les Belles Lettres, страница 665 ( ISBN 978-2-251-72051-7 )
- Ньяя-сутра Гаутамы Акшпады и Ньяя-бхашья Акшапады Пакшиласвами, перевод Мишеля Анго, издания Les Belles Lettres, стр. 645 ( ISBN 978-2-251-72051-7 )
- Ньяя-сутра Гаутамы Акшпады и Ньяя-бхашья Акшапады Пакшиласвами, перевод Мишеля Анго, издания Les Belles Lettres, стр. 647 ( ISBN 978-2-251-72051-7 )
- Сарвепалли Радхакришнан, Индийская философия, 1923 г.
Саутрантика
Есть одна общая идея, с которой согласны представители всех этих школ. Она заключается в том, что корень зла, источник всех проблем и причина многократных перерождений в сансаре – это незнание. Но само незнание трактуется всеми школами по-разному.
С момента первого крика человека и далее, в процессе роста и развития, его не покидает ощущение истинности его «я». Например, когда его оскорбляют, он чувствует обиду где-то глубоко внутри, и от этого возникает иллюзия, что там, внутри, есть некое «я», которое существует, и которое можно потрогать.
На «я» постоянно воздействуют внешние силы, и от этого оно непрерывно меняется, то оно на подъёме, то в унынии. Но если попробовать его найти, то окажется, что его нигде нет. Поэтому из одной крайности: «я» не зависит ни от чего и самодостаточно, можно удариться в другую: раз никто не может его найти, значит, его нет.
Рассмотренные точки зрения являются крайними в понимании пустотности: предельно реалистичное восприятие пустоты и полностью отрицающее. Большинство людей склоняются к первому варианту: они считают, что их «я» ни от чего не зависит.
Саутрантики так не думают. Они придерживаются золотой середины: «я» существует, но оно зависимо. А раз оно от чего-то зависит, то оно не может быть самодостаточным, так как это два взаимоисключающих качества.
Главный довод о зависимости, который приводят представители Саутрантики, что в отношении «я» отсутствует изменение по числам. Если есть что-то одно, то такого должно быть и много, иначе оно просто не существует. А «я» не бывает во множественном числе.
Что касается единственного числа, то тут в качестве доказательства того, что «я» не является чем-то единым, приводятся другие утверждения. «Я» состоит из частиц, те, в свою очередь, из других частиц, и, в результате, всё это взаимозависимо. Следовательно, «я» не обладает единственным числом.