Счастье и «лестница успеха»
Испытывая потребность вытеснить экзистенциальный вакуум, современное общество пытается заполнить внутреннюю пустоту иллюзорными ценностями. Высший смысл бытия сводится к сиюминутным потребностям Эго, к новым достижениям и удовольствиям – нескончаемой погоне за успехом, деньгами, карьерой, статусом, чувственными удовольствиями. Исходя из этой парадигмы счастье и цель жизни – это обладание достаточными материальными благами для реализации чувственных удовольствий и достаточным статусом, чтобы властвовать над жизненными обстоятельствами. Приносит ли счастье достижение каждой из этих целей? Можно ли стать счастливым, основывая свое понимание успеха на этих достижениях?
Обратимся к статистике: с 1996 года по 1996 год американское общество в целом улучшило свой материальный уровень жизни в 2.5 раза. За этот же период уровень удовлетворенности жизнью упал в 1.5 раза. Такая статистика убедительно доказывает: никакой прямой корреляции между уровнем благосостояния, удовольствиями и прочими «благами цивилизации» и удовлетворенностью жизнью не существует. Вновь и вновь подтверждается мудрый афоризм Алана Уотса, сказавшего как-то: «Если вы взбираетесь за счастьем по лестнице успеха, то добравшись до верхней ступеньки вы, скорее всего, обнаружите, что расположили лестницу не у той стены».
Но если деньги, секс и власть не решают главного вопроса, то как может выглядеть модель, составляющая основу человеческого счастья? Где искать смысл человеческого существования и как разместить лестницу у нужной стены?
Ведическая традиция классифицирует человека, как существо с Умом, Разумом и Сознанием, которые облечены в тело – их физиологический носитель. Первоочередность Ума, Разума и Сознания Само заключена в самом слове «ЧЕЛОвек», в то время как «потребности живота» – еда, секс, сон определяют в нем «животное», физиологическое начало. Тем не менее, достижение внутреннего баланса между физическим, сознательным и духовным остается главным условием обретения гармонии – того состояния, которое человек называет счастьем.
Согласно индийским ведам, состояние истинного счастья возможно, но достижимо только после того, как будут реализованы четырех основополагающих условия, достигнуты четыре фундаментальные взаимодополняющие цели, пройдены четыре последовательные ступеньки лестницы «Пурушартх» – «Дхарма», «Артха», «Кама» и «Мокша». Четыре Пурушартхи в современной индийской философии символизируют удовлетворение потребностей трех основополагающих начал человека – духовного, эмоционального и физического.
Йога
Эта система упражнений использовалась многими другими индийскими учениями, составляя элемент их систем.
По философским взглядам йога в значительной мере повторяет санкхью, но, в отличие от последней утверждает существование Бога как высшего «Я». Йога исходит из того, что микрокосм — человеческая душа во многом повторяет космическое тело Вселенной. Осознанное стремление человека к совершенствованию себя может найти некое соответствие среди космических процессов; нужно стремиться овладеть способностью изменения самого себя.
Основные понятия и действия йоги: подчинение тела — яма (управление дыханием, температурой, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела — асана; созерцание определенною реального или мыслимого объекта — охавана; состояние транса (резкое изменение ментального и эмоционального состояния) — дхьяна; особое сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает необратимость психических процессов — самадхи.
Буддизм
Учение основано Сиддхартхой Гаутамой Шакьямуни (563-483 гг. до н.э.), которого назвали Будда, что означает «постигший истину», «просветленный».
Гаутама был принцем из рода Шакьев, сыном раджи (монарха, царя) Шуддходхана из Капилавасту (город на севере Древней Индии), вырос счастливым человеком, женился по любви, у него родился сын. Но однажды, встретив за пределами дворца больного, старика, похоронную процессию, он столкнулся, тем самым, с болезнями, старостью, смертью и осознал несовершенство мира, полного страданий. После этого, встретив отшельника, он решил также стать отшельником, чтобы изменить свою судьбу, найти путь к преодолению страданий.
После семилетних скитаний Гаутама (став Бодхисаттвой — «предназначенным к просветлению») понял, что путь аскета не ведет к устранению страданий, но после долгих размышлений «прозрел», постиг истину и стал Буддой (считается, что это произошло в 527 г. до н.э.). После этого он много странствовал, проповедуя свое учение; у него появилось много учеников и продолжателей его дела, которые после смерти Будды обсудили и систематизировали наследие учителя.
Основная идея учения заключается в освобождении человека от страданий» для чего ему необходимо достичь нирваны — состояния высшего блаженства.
Будда в ходе размышлений сформулировал четыре благородные истины:
- жизнь полна страданий;
- причины страдания — жажда славы, удовольствия, наживы и самой жизни;
- от страданий можно избавиться;
- освобождение наступает при отказе от земных желаний, приходит просветление, нирвана.
К просветлению ведет «средний путь» — жизнь, исключающая крайности: «путь удовольствия» — развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения и «путь аскетизма» — умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения. «Средний путь» предполагает знания, разумные самоограничения, самосовершенствование, созерцание, мудрость и, наконец, просветление.
Для этого необходимо соблюдать пять заповедей — не убий: не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ; а также восемь принципов (восьмеричный путь):
правильное видение — понимание четырех благородных истин и своего пути в жизни;
правильные намерения — твердая решимость изменить свою жизнь;
правильная речь — избегать лжи, грубых и пошлых слов (слова влияют на душу);
правильное действие — непричинение никому зла, согласие с собой и другими;
правильный образ жизни — честность во всем, соблюдение буддистских заповедей;
правильное умение — усердие и трудолюбие;
правильное внимание — контроль над мыслями, они влияют на дальнейшую жизнь;
правильное сосредоточение — медитации, в ходе которых осуществляется связь с космосом.
Представляется важной онтологическая идея дхарм. Дхармы — это группы элементов порождающих: 1) телесные формы, 2) ощущения, 3) понятия, 4) отпечатки кармы, 5) сознание
Они не существуют отдельно друг от друга, но в различном сочетании друг с другом составляют все представление человека о себе и окружающем его мире. Вся жизнь человека — это не что иное, как непрерывный поток дхарм. Постоянное изменение их соотношений формирует постоянно изменяющиеся ощущения, впечатления и мысли человека. Каждая вещь возникает в результате функционирования или взаимодействия других вещей, а возникнув, сама оказывает на них влияние, участвует в появлении новых вещей; т.е. речь идет о принципиальной изменчивости бытия (нет ничего постоянного и устойчивого), о всеобщей относительности, а также о том, что материальный мир — всего лишь иллюзия.
В I в. до и.э. буддизм раскололся на два течения — хинаяна («узкий путь спасения», «малая колесница» — предполагает личное спасение, монашеский образ жизни) и махаяну («широкий путь спасения», «большая колесница» — доступная многим людям). Позже в буддизме появилось несколько других направлений. Учение получило распространение в Индии и особенно (после III в. н.э.) в Китае, Юго-Восточной Азии, а также в иных регионах.
Экс-ударник (Ex drummer) 2007
Что будет если шепелявый женоненавистник, гомосексуалист с дефектом нерва руки и глухой наркоман решат создать крутую рок-группу и позовут в качестве барабанщика знаменитого писателя? — Сумасшедная драма, которая отправит вас на самое дно человеческого общества, в захолустье благополучной Европы, в мир маргиналов и фриков, живущих на пособия по безработице.
Фильм снят режиссером Коэном Мортье в 2007-м по одноименной книге Германа Брюссельмана, вышедшей ещё в 1994 году и представляет из себя аутентичную фламандскую драму с шикарным саундтреком, который непременно окажется в вашем любимом списке воспроизведения.
Определение и значение
Artha как понятие имеет несколько значений. Трудно уловить значение артхи или связанных терминов дхармы, камы и мокши, каждое в одном английском слове.
Джон Лохтефельд описывает артху как средство жизни и включает в себя материальное процветание. Карл Поттер объясняет это как отношение и способность, которые позволяют зарабатывать на жизнь, оставаться в живых, процветать как свободный человек. Это экономическое процветание, безопасность и здоровье самого себя и тех, за кого чувствуешь ответственность. Артха включает в себя все, что позволяет человеку жить. Карл Поттер утверждает, что это не конечная цель и не бесконечная цель бесцельного накопления денег, а скорее отношение и необходимое требование человеческой жизни. Джон Коллер придерживается иной точки зрения, чем интерпретация Карла Поттера. Джон Коллер предполагает, что артха — это не отношение, а, скорее, одно из необходимых условий жизни человека. Центральная посылка индуистской философии, утверждает Коллер, заключается в том, что каждый человек должен жить радостной и приносящей удовольствие жизнь, что такая полноценная жизнь требует признания и удовлетворения потребностей и желаний каждого человека, что потребности могут быть удовлетворены только через деятельность и при наличии достаточных средств для эти мероприятия доступны. Таким образом, артху лучше всего описать как стремление к занятиям и средствам, необходимым для радостной и приятной жизни.
Дайя Кришна утверждает, что артха, как и концепция Пурушартха, — это миф. Кришна отмечает, что различные школы и древние санскритские тексты не содержат единого мнения, скорее, они представляют собой дискуссию, разнообразие взглядов на то, что означает артха и пурушартха. Несоответствия и противоречивые стихи присутствуют даже в одном и том же сценарии, таком как Манусмрити. Некоторые древнеиндийские тексты предполагают, что артха — это инструменты, позволяющие удовлетворить желания; некоторые включают богатство, некоторые — силу, а некоторые, такие как школы бхакти, включают инструменты для любви к Богу. Некоторые из них, как полагает Кришна, отражают различия в человеческих потребностях. Возможно, предполагает Кришна, артха — это просто подмножество камы и кармы.
Ватсьяяна в Камасутре определяет артху как приобретение искусства, земли, скота, богатства, снаряжения и друзей.. Он объясняет, что артха — это также защита того, что уже приобретено, и увеличение того, что защищено.
Гэвин Флад объясняет артху как «мирской успех» без нарушения дхармы (моральной ответственности), камы (любви) и своего путешествие к мокше (духовному освобождению). Потоп поясняет, что артха в древней индуистской литературе, так же как и пурушартха, лучше понимается как цель человека (а не человека). Другими словами, это одна из четырех целей человеческой жизни. Выживание и процветание людей требует артхи, то есть экономической активности, богатства и его создания, мирского успеха, прибыли, политического успеха и всего, что необходимо для человеческого существования.
Высшая цель – мокша
Это сложное понятие, которое скрывает в себе итоговую, самую важную цель человеческой жизни. Под мокшей понимается освобождение от земных оков, условностей устройства мирской жизни. Это обратная дорога к истине.
Не стоит воспринимать мокшу буквально, как физическую смерть. Избранные постигают ее, будучи живыми людьми. Если человек познал мокшу, он освобождается от оков, его существование обретает новые формы, иллюзии разрушаются.
Личность, которой больше не хватает общественной и материальной жизни, начинает искать свою дорогу, путь к познанию неосязаемого, известного лишь ему. Если поиски завершаются успешно, человек освобождается, обретает покой. Это и есть постижение мокши.
Одни ищут свой путь в духовных практиках, другие – в странствованиях по святым местам, третьи – в религии. Когда человек, наконец, приходит к пониманию того, что источником собственной драмы является он сам, начинается путь освобождения.
На ней не будет попутчиков. Но после того, как дорога будет осилена, откроется мокша. Человек должен понять свою сущность, скинув оковы навязанных условностей и норм. Тогда его сознание расширится, а жизнь претворится в Лилу.
Относительный приоритет между артхой, камой и Дхармой
Древнеиндийская литература подчеркивает, что дхарма важнее всего. Если игнорировать дхарму, артха и кама — прибыль и удовольствие соответственно — приводят к социальному хаосу. Гаутама Дхармашастра, Апастамба Дхармасутра и Яджнявалкья Смрити, в качестве примеров, все предполагают, что дхарма стоит на первом месте и более важна, чем артха и кама.
Ватсьяяна, автор Камасутры, признает относительную ценность трех целей следующим образом: артха более важен и должен предшествовать каме, тогда как дхарма более важен и должен предшествовать как каме, так и артхе. Артхашастра Каутилии, однако, утверждает, что артха является основой для двух других. Без процветания и безопасности в обществе или на индивидуальном уровне и нравственная жизнь, и чувственность становятся трудными. «Нищета порождает порок и ненависть, а процветание порождает добродетели и любовь», — предположил Каутилия. Каутиля добавляет, что все три взаимосвязаны, и нельзя прекращать ни наслаждаться жизнью, ни добродетельным поведением, ни стремлением к созданию богатства. Чрезмерное стремление к одному аспекту жизни с полным отказом от двух других вредит всем трем, включая один, которого чрезмерно преследуют.
В некоторых древнеиндийских литературных источниках отмечается, что относительный приоритет артхи, камы и дхармы естественно различен для разных люди и разные возрастные группы. У младенца или ребенка образование и кама имеют приоритет; в юности кама и артха преобладают; в то время как в старости преобладает дхарма.
Эпосы, такие как Махабхарата, обсуждают относительный приоритет дхармы, артхи, камы и мокши через разных персонажей Книги 12, Книги Мира. Риши Видура говорит, что дхарма должна иметь наивысший приоритет. Арджуна утверждает, что без прибыли и процветания (артха) способности людей к дхарме и каме разваливаются. Бхима утверждает, что удовольствие и секс (кама) на первом месте, потому что без них нет дхармы, артхи или мокши. Юдхиштхира утверждает, что дхарма всегда должна вести за собой, в том числе в вопросах артхи и камы, но затем признает, что балансирование дхармы, артхи и камы часто сбивает с толку и сложно. В другой книге Махабхарата предполагает, что мораль, выгода и удовольствие — дхарма, артха и кама — все три должны идти вместе для счастья:
Добрые люди хорошо практикуют нравственность. Мораль, однако, всегда страдает от двух вещей: желания прибыли, которую питают те, кто ее жаждет, и желания удовольствия, лелеяемого теми, кто с ней связан. Тот, кто, не причиняя вреда нравственности и прибыли, или нравственности и удовольствия, или удовольствия и выгоды, следует всем трем — морали, прибыли и удовольствия — всегда преуспевает в достижении великого счастья.
Махабхарата
Волчок
Рейтинг: | Кинопоиск: 6.97 / IMDB: 7.0 |
Категория: | Драма |
Страна: | Россия |
Время: | 01:25:00 |
Сборы в России: | $57 517 |
Сборы в мире: | $57 358 |
Премьера: | 01.10.2009 |
Режиссёр: | Василий Сигарев |
Кинокартина «Волчок», прославившая режиссёра Сигарева, — тоскливая история о материнской нелюбви, безотцовщине и неправильном детстве девочки без имени, рассказанная чистым закадровым голосом.
Простая, провинциальная, житейская и жуткая: разруха, равнодушные люди, водка — стакан за стаканом, беспорядочные связи и отражение русской действительности, не самой примечательной, но существующей.
Создаётся впечатление, что безымянное поселение, в котором происходят события, — совсем не город, а виртуальное пространство, демонстрационный полигон, эмулятор реальности, созданный по ключевым словам: «Россия», «девяностые», «низкий уровень жизни», «проституция», «ГАЗ-24» и так далее (полный текст рецензии кинокритика Тимофея Самарина читайте здесь).
Сила детских и наивных чувств к жестокой матери позволяют несчастному ребёнку верить в благоприятный исход даже тогда, когда мама бросает девочку, в очередной раз отправившись в погоню за лучшей для себя жизнью. Маленькая «девочка-волчок» ещё не способна отличать добро от зла, любовь от ненависти, милосердие от бесчеловечности, потому её образ здесь — воплощение абсолютного света, который не должен погаснуть даже в самой жуткой тьме.
Зрителю хочется верить, что под личиной озлобленной и обездоленной матери скрывается обычная женщина, некогда познавшая предательство мужчины и теперь вымещающая свои обиды на беззащитной дочери. Кажется, что настанет момент просветления, когда материнский инстинкт одержит верх над эгоизмом. Однако, автор убеждает нас в обратном — в силу своего характера, эта особа не способна любить никого, кроме себя.
Однажды её возвращение состоится, только глупо от него чего-то ждать. Она не одумается, не смягчится, ненависть и немота не пройдут…
Фильм жесток, но необычайно правдив. Возможно, в таком же ледяном лабиринте живём и все мы, но как найти из него выход, авторы «Волчка» нам, к сожалению, не подсказывают.
Смотрите это видео на YouTube
Выпуск 14
Почему у многих людей, живущих по дхарме, нет артхи? Где можно найти лекции по молитвам царицы Кунти? Почему иногда при молитве текут слёзы? Почему некоторые люди так сильно хотят быть независимыми от Бога, что придумывают какие-то безумные теории? Где можно заказать проведение шраддха-ягьи? Что такое воображение и как оно связано с воспоминаниями прошлых жизней? Что такое дежавю? Правда ли, что у младенца в первые месяцы жизни проигрывается сценарий всей его будущей жизни в этом воплощении? После жизни в теле какого животного душа может родиться человеком? Почему мы все должны служить Богу? Почему жизнь на Земле считается страданием? Как угодить Кришне? Как доказать людям, что общество сознания Кришны это не секта? Как развить внимательность и память? Как справиться с завистью? Что такое абсолютная реальность? Почему демоны обладают мистическими способностями? Как прогресировать в духовном развитии? Как быть богатым и не жадным? Как быть уважаемым и не гордым? Может ли непосвящённый человек готовить прасад и предлагать пищу Кришне без листьев туласи?
Мад (Mud) 2012
Два 14-ти летних друга плавают на лодке вдоль реки Миссисипи. На одном из безлюдных островов они находят лодку, которую туда занесло наводнением несколько лет назад. Они уже начали мечтать как восстановят её и заберут себе, но оказалось, что в ней живет таинственный парень по имени Мад и ребята сдружившись с ним впутываются в таинственную и опасную историю.
Это фильм о людях и отношениях, о семье и любви, криминале. В роли Мада играет Меттью Макконахи, который доказал в последних работах, что он может хорошо играть не только в мелодрамах и голливудских блокбастерах, но и в серьёзных фильмах.
Как добиться семейного процветания?
Страх бедности и голода. Принцип изобилия. К чему приводит прекращение пожертвований. Веды о Кали-Юге, материальном счастье, деньгах. Настроение «Я богат!», механизмы пожертвований. Кредит веры, кредит страха. Инпринты – схемы поведения и ощущения из наших прошлых жизней. Три из четырех врагов человека – очень красивая жена, невоспитанный сын, отец, имеющий долги. Снова тема правдивости, правдивость – аскеза для женщины, правила произнесения правдивых фактов вслух. Здоровые виды отречения. Вопросы из зала: отношение к так называемым «бомжам», ведические факты о куртизанках, о многоженстве; вопросы о современных эмоциональных и материальных проблемах.
Лиля навсегда / Lilja 4-ever
Рейтинг: | Кинопоиск: 7.5 / IMDB: 7.8 |
Категория: | Драма, Криминал |
Страна: | Россия, Швеция, Дания |
Время: | 01:44:00 |
Сборы в мире: | $1 007 747 |
Премьера: | 17.04.2003 |
Режиссёр: | Лукас Мудиссон |
Открывает наш ТОП Российского артхаус кино, острая социальная драма режиссёра из Швеции Лукаса Мудиссона. «Лиля навсегда» снята в чужой для него стране.
Актёрский состав картины представлен большим количеством российских исполнителей, основное действие фильма также происходит на территории постсоветской республики, а музыкальная составляющая «Lilja 4-ever» — хиты наших провокационных и скандальных групп.
Депрессивная и трогательная история Лили основана на реальных событиях, когда в злосчастных 90-ых, в условиях рухнувшей морали последнего десятилетия двадцатого века, многие молодые девушки были вынуждены идти на крайние меры, поступаться принципами и буквально продавать себя за право на выживание.
Но эта история вовсе не о проституции и наркомании, развращённом обществе или падении человеческих ценностей. Фильм повествует о неизбежности падения, которое претерпела наша страна. Это депрессивный рассказ о созданной растерянной властью или же самими, потерявшими всякую надежду, людьми, социальной клетке, в которой невыносимо горько существовать и откуда бесполезно пытаться выбраться.
«Рассказ» юной Лили не сможет оставить равнодушным и навсегда отпечатается слезами сострадания в сердцах зрителей. А финальная сцена картины под композицию «Mein Herz brennt» легендарных Rammstein пронзит своей мрачной атмосферой.
Смотрите это видео на YouTube
Истоки жанра и первые режиссеры
Для того чтобы достаточно ориентироваться в том, что такое артхаус, стоит ознакомиться с историей возникновения данного стиля.
Как сказано выше, артхаус зародился еще в начале XX века. Режиссерами того времени были Дэвид Гриффит, Жан Кокто, Сергей Эйзенштейн. Эти фигуры считаются родоначальниками языка кино.
Сергей Эйзенштейн стал известен благодаря фильму “Броненосец Потемкин”. В картине режиссер применил на практике свою теорию о том, что монтаж может существенно влиять на восприятие фильма и эмоциональное состояние зрителя. Далее появились такие фильмы как “Октябрь”, ставший частью празднования 10-летия Октябрьской революции, и “Старое и новое”
Именно Эйзенштейн в своих работах начал обращать большее внимание на детали второго плана — движение толпы, массовки, игра второстепенных персонажей. Также он стал первым, кто направил внимание на связь эмоционального состояния сцены и процесса съемки — угол камеры и ракурс часто становились отправными точками для передачи нужного настроения
В 20-30-е годы на артхаус оказывают влияние фильмы Франции, Испании и Германии. Этот период можно назвать становлением в некотором смысле. Именно в эти годы Альфред Хичкок и Айвор Монтегю создают общество фильмов в Англии, которое считалось столь значимым, сколько и фильмы немецкой киностудии Universum Film A.G., а также новый стиль монтажа в советском кино.
Также, в Испании появляются работы Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля.Они рассматривали кино как жанр изобразительного искусства, тем самым расширив рамки возможности использования различных средств при создании картин.
В 30-е годы Голливуд начинает выпускать много массового кино, артхаус отходит на второй план. В то же время в Италии как раз происходит своеобразный прорыв в создании элитарных фильмов. Появляются такие картины как “Рим — открытый город”, “Пайза”, которые считаются отправной точкой нового движения сознательного художественного фильма.
Самые известные работы, классика артхауса
Среди наиболее популярных кинокартин в этом жанре можно рассмотреть:
- Восемь с половиной (1963);
- Заводной апельсин (1971);
- Зеркало (1974);
- Малхолланд Драйв (2001);
- Догвилль (2003);
- Возвращение (2003);
- История призрака (2009);
- Клык (2009);
- Антихрист (2009);
- Меланхолия (2011);
- Мастер (2012);
- Солнцестояние (2019) и пр.
Артхаус – очень необычный жанр киноискусства, который даётся далеко не всем режиссёрам и зрителям. Если же вы всё же планируете заняться съёмкой таких фильмов, старайтесь вкладывать в картины своё уникальное понимание конкретных вещей. А профессиональное операторское оборудование, которое вы сможете найти в магазине TVTOK.RU, поможет вам максимально точно перенести свои мысли из головы на экран.
История
Слово Artha встречается в старейших известных писаниях Индии. Однако этот термин означает «цель», «цель» или «цель» чего-либо, часто как цель ритуальных жертвоприношений. Со временем артха превратилась в более широкую концепцию в эпоху упанишад. Сначала он включен как часть концепции Триварга (три категории человеческой жизни — дхарма, артха и кама), которая со временем расширилась до концепции Чатурварга (четыре категории, включая мокшу). Чатурварга также упоминается как Пурушартха.
Школа индуизма Миманса объясняла артху, дхарму и каму, противопоставляя Пурушартху и Кратвартху. Пурушартха — это человеческая цель ягьи, а Кратвартха — жертвенная цель ягьи. Они признали и объяснили, что все человеческие действия имеют два эффекта: во-первых, каждое действие влияет на себя, независимо от вовлеченных субъектов; во-вторых, каждое действие имеет человеческий смысл, надежды и желания и влияет на каждого актера индивидуально. Джаймини объяснил в 3 веке до нашей эры, что это человеческое значение не может быть отделено от человеческой цели. Пхала (плод, результат) жертвоприношения подразумевается в артхе (значении, цели) жертвоприношения. Затем школа мимамса утверждала, что человек предназначен для действий, требуемых ведическими предписаниями (апаурусейа), и такое подчинение человека ритуалам позволяет человеку достичь небес. Другие школы индуизма, такие как школы йоги и веданты, не соглашались со школой мимамсы. Они утверждали, что ритуалы и жертвоприношения — это средства, а не цель. Их акцент сместился с ритуалов на усилия и знания, с небес на мокшу, с свободы загробной жизни на свободу в этой жизни, с человека как винтика космического колеса на человека как самоцель. Например, повторяет:
Он знает завтра, он знает мир и то, что не является миром.. С помощью смертных он желает бессмертного, будучи одаренным.. Человек это море, он выше всего мира.. Чего бы он ни достиг, он желает превзойти его.
После этого наступил расцвет шастраической литературы об Артхе и других целях человека: дхармы в Дхармашастрах, артхи в Арташастры, Кама в Камашастрах (Камасутра является частью компендиума). Различные школы индуизма предлагают разные взгляды на артху, как и на дхарму, карму и мокшу. Большая часть исторической литературы древней Индии, начиная примерно с V века до нашей эры и позже, переплетает все четыре цели человека. Многие Упанишады, а также два индийских эпоса — Рамаяна и Махабхарата — обсуждают и используют слова дхарма, артха, кама и мокша как часть своих соответствующих тем. Даже субхаситы, гномическая и дидактическая индийская литература 1-го и 2-го тысячелетий нашей эры, включают артху и другие три цели человеческой жизни.
Лобстер (The Lobster)
- 2015 год
- Рейтинг: КиноПоиск — 6.9; IMDb — 7.2
- Ирландия, Великобритания, Греция, Франция, Нидерланды
- фантастика, триллер, драма, мелодрама, комедия
В некой антиутопии запрещено быть одиноким. Одиночек отправляют в специальные отели, где они должны найти себе пару. Кто не сможет, того превратят в животных и выпустят в лес, где собралась группа бунтовщиков-одиночек, которые против любых отношений в принципе и строго за них карают. Между ними оказывается разведенный архитектор в очках (Колин Фаррелл), приглядывающий себе близорукую даму сердца (Рэйчел Вайс), поскольку считается, что у двух половинок должны быть общие признаки.
Греческий авангардист Йоргос Латимос снял абсурдистскую сатиру на любовь и одиночество в современном мире. С обоими что-то не то — говорит нам режиссер.
Сюжеты, приемы и штампы
Трейлер к фильму «Простая история» (1999)
Помните знаменитую старую байку литературоведов — есть всего лишь три сюжета: история о Спасителе, о бесконечном путешествии Одиссея и бесконечная война Трои.
В артхаусе есть лишь один сюжет — путешествие в мир главных героев. А уж как зритель отправится в путь — вертолетом, самолетом, верхом на лошади или на газонокосилке — это уже решать создателям фильма.
Конечно, здесь есть свой собственный набор штампов, которые неоднократно высмеиваются в прессе. И правильно. Артхаус может быть кровавым, медитативным, истеричным, бессвязным, затянутым, но он не должен быть предсказуемым. На предсказуемость ни один авторский фильм не имеет права.
Клише, которые редко встретишь за пределами жанра:
1. Размытый сюжет.
2. Герой артхауса — страшный одиночка. Он может коллекционировать странные вещи (к примеру, гинекологические инструменты), у него может быть странное хобби, вроде таксидермии. Если у него есть питомец, то он просто обязан быть необычным (верблюд, осел, а если уж мартышка, то обязательно экзотического цвета — синяя, зеленая). Главное — герой артхауса работает на самой скучной монотонной и беспросветной работе, по сравнению с которой даже конец света вполне себе хэппи-энд.
3. Внутренняя драма и рефлексия главных героев на первом плане, в центре внимания.
https://youtube.com/watch?v=dTXT5QVRwzs
Трейлер к фильму «Догвилль» (2003)
4. Долгое многозначительное молчание в кадре.
5. Затянутая панорама.
6. Место действия в артхаусе — минимальные декорации, лишь фон для центральной драмы.
Трейлер к фильму «Манхэттен» (1979)
Идеальное место действия в фильмах артхауса проще всего описать как «Богом забытая пустошь». Если Дикий Запад (Джим Джармуш, «Мертвец»), то до такой степени дикий, что и каннибализм тут не редкость. Если в фильме есть Манхеттен (Вуди Аллен, «Манхеттен»), то будьте уверены — через полчаса создатели уведут зрителя с шумных улиц самого населенного города Америки. Действие свернется, словно улитка, сосредоточившись на маленькой тихой квартирке, которая с легкостью может находиться в Пекине или в спокойном пригороде Рима.
И тому есть две причины — все уловки, приемы, которые использует режиссер и сценарист, работают лишь на то, чтобы заманить зрителя в маленький тесный уголок души главного героя.
Трейлер к фильму «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990)
Вторая причина — действие в авторском фильме, как театральное представление. «Весь мир театр». Дворцовые залы в фильме Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», заснеженные поля Японии в фильме Такеши Китано «Куклы» или квартирка в самом сердце Манхеттена: место действия в артхаусных фильмах — это всегда лишь декорации для маленькой пьесы, в которой фигурируют максимум три героя.
7. Время и пространство в авторских фильмах, как, собственно, и законы логики отступают на задний план.
8. Музыка почти всегда один из главных героев авторского кино. Она ведет зрителя через историю, иногда полностью подменяя собой рассказчика, многократно усиливая, гиперболизируя эмоциональный фон.
Так же фильмы артхауса очень часто высмеивают за слишком экстравагантные, даже напыщенные названия, вроде «Чай с Муссолини», «Затаившийся тигр, летящий дракон», «Догвилль», «Побудь в моей шкуре», «Мандерлей», «Миссис Палфрей в Клейрмонте».
https://youtube.com/watch?v=89h-0iEyeLU
Трейлер к фильму «Миссис Палфрей в Клейрмонте» (2005)
Некоторые приемы артхаусного кино перекочевали и в мейнстрим. Например, излюбленные в авторском кино необычные ракурсы съемок раньше встречались в картинах Квентина Тарантино, Гая Ричи, Дэвида Линча, Джима Джармуша — список можно продолжать бесконечно. Теперь же перевернутые и размытые кадры и брызги крови на камере есть даже в самых высокобюджетных фильмах Голливуда («Рыцарь дня», «Пираты Карибского моря», «Гарри Поттер и принц-полукровка»), а также в популярных сериалах («Сверхъестественное», «Декстер», «Остаться в живых», «Мотель Бейтса» и т.д.).
Кино? Не только
Если завели разговор о киноискусстве, нужно понять, какие фильмы будут относиться к артхаусу. Такие фильмы, которые снимались не для широкой аудитории. Для них даже будут специальные кинотеатры – артхаусные. К таким картинам будут относиться авторские фильмы, этническое и интеллектуальное кино.
Артхаус начинает прочно входить в обиход. Этому есть свидетельство использования данного слова в речи. Жанр фильмов, рекомендуемых для просмотра – артхаус. Современным зрителям уже понятно, что им будут предложены фильмы для узкого круга, для избранного зрителя. Звучит это для широкой публики и вызывающе и заманивающее.
Кинозал Артхаусного кино