«британская музыка от хора до хардкора» — от генделя до грайма: что и зачем нужно знать о бенджамине бриттене

Reputation

The Scallop by Maggi Hambling is a sculpture dedicated to Benjamin Britten on the beach at Aldeburgh. The edge of the shell is pierced with the words «I hear those voices that will not be drowned» from Peter Grimes.

Britten’s status as one of the greatest English composers of the twentieth century is now secure among professional critics. In the 1930s he made a conscious effort to set himself apart from the English musical mainstream, which he regarded as complacent, insular and amateurish. Many critics of the time, in return, distrusted his facility, cosmopolitanism and admiration for composers, such as Mahler, Berg, and Stravinsky, not considered appropriate models for a young English musician. Even today, criticism of his music is apt to become entangled with consideration of his personality, politics and sexuality. The publication of Humphrey Carpenter’s biography in 1992, with its revelations of Britten’s often fraught social, professional and sexual relationships, has ensured that he will remain a controversial figure. For many musicians, however, his flawless technique, broad musical and human sympathies and ability to treat the most traditional of musical forms with freshness and originality places him near the head of composers of his generation.

7 произведений, с которых лучше всего начать знакомство с Бенджамином Бриттеном

Военный реквием / War Requiem 1961

Главным успехом британского композитора считается Военный реквием. В оратории заняты солисты-певцы (сопрано, тенор и бас), мужской, женский хор и хор мальчи­ков, два оркестра — камерный и симфони­ческий.

Заказ на создание произведения был приурочен к открытию мемориала в Ковентри (1961): рядом с закон­сервирован­ными руинами старинного храма, разрушен­ного бомбардировкой, был возведен новый кафедральный собор. Реквием Бриттена посвящен событиям Второй мировой войны, тексты же Оуэна написаны под впечатле­нием от ужасов Первой. Поэт был убит в бою ровно за неделю до ее окончания.

В 1988 году режиссер Дерек Джармен снял фильм / визуальный ряд к оратории с алле­гори­ческими образами, роли которых исполняют Тильда Суинтон, Лоуренс Оливье, Натаниель Паркер и другие.

С этим сочинением 19-летний Бриттен дебю­тировал в эфире Би-би-си. Юный компо­зитор был увлечен нововенской школой Новая венская школа — композиторская школа, результат педагогической и музыкальной деятельности Арнольда Шёнберга. и Стравинским, чуть было не уехал учиться к Альбану Бергу Альбан Берг (1885–1935) — представитель музыкального экспрессионизма и нововенской композиторской школы. в Вену. Но в этой пьесе ясно слышны индивидуальные черты, прису­щие автору, здесь они заметнее влияний — это и работа с текстом, и выбор исполни­телей, гармонизация, построение формы.

По форме пьеса представляет собой тему с вариациями. Всего вариаций шесть, и в каждой использован разный стихотвор­ный текст. Большинство стихов принадле­жит анонимным поэтам XV–XVI веков. В своей вариативной технике Бриттен использует приемы и нововенской школы, и ренессансной полифонии. Из короткой темы (всего лишь из четырех нот) компо­зитор строит разнообраз­ное, контрастное произведение около получаса длиной. В хоровом ансамбле участвуют три группы голосов: женские, мужские и детские. Пожалуй, вместе с этим хором, посвящен­ным рождению младенца Христа, был рожден и сам композитор Бенджамин Бриттен.

Действие оперы происходит в Олдборо — местечке у моря, где в 1937 году поселился композитор. Главный герой — рыбак. Жители подозревают его в том, что Граймс насилует и убивает мальчиков. Рыбак находит нового подмастерья. Бриттен строит сложную систему лейтмотивов — то есть музыкальных символов, или формул. С их по­мощью он исследует и показывает психологические состояния, детали пере­живаний героев, сложные характеры. Музыка не только иллюстрирует происхо­дящее на сцене, в ней дан подробный и глубокий анализ поступков персонажей.

Третья сюита для виолончели соло / Cello Suite № 3 1971

Сочинение написано для Венского хора мальчиков и фортепиано. Это мини-опера о встрече двух кораблей в море: один гружен сокровищами, другой — пиратский. Хор мальчиков делится пополам, на две команды, и рассказывает историю от лица каждой из них. Солисты — тоже мальчики из хора: капитаны и боцманы обоих судов и главный герой — юнга. Капитан предает юнгу, отка­зывается поднять его на борт после того, как благодаря его подвигу пиратский корабль потоплен.

Пьеса — увлекательная игра для исполни­телей-детей и отдельный вызов для пиани­ста. В его руках оказываются все краски и звуки моря.

Эта опера по новелле Томаса Манна — прощание композитора. Он создавал ее как свое лучшее сочинение, как музыкальное завещание, как исповедь или даже своеоб­разный музыкальный психоанализ. Здесь Бриттен позволяет себе высказываться откровенно — но это не покаяние в грехе, а рассказ о потерянном и недоступном рае.

Партнерский материал

Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен (англ. Edward Benjamin Britten ; 22 ноября 1913, Лоустофт, графство Саффолк — 4 декабря 1976, Олдборо) — британский композитор, дирижёр и пианист.

Бриттен написал одно из самых любимых детьми произведений

Премьера детской оперы Бенджамина Бриттена «Ноев ковчег». 1958 год

Как самостоятельный жанр музыка для детей появилась в XIX веке у роман­тиков. В основ­ном это были небольшие и несложные циклы пьес для детского музицирования, которые назывались «Детские альбомы» или «Альбо­мы для юношества».

В ХХ веке композиторы стали намеренно писать музыку, понятную детям — такие сочинения, как правило, должны иметь название, содержать понятные детям образы, быть звукоизобразительными, небольшими, в простых формах, с яркими гармониями и запоми­наю­щимися мелодиями.

Самыми известными из них стали «Петя и волк» Прокофьева, «Карнавал животных» Сен-Санса и бриттеновский «Путеводитель по оркестру для юных слушателей».

Бриттен написал «Путеводитель» по заказу министерства просвещения в рам­ках работы над музыкой к доку­ментальному фильму «Инструменты оркестра» в 1945 году. Он взял за основу тему из сюиты Генри Пёрселла «Абделазар, или Месть мавра» и создал на ее основе цикл вариаций . Действующие лица «Путеводителя» — инструменты. Они «рассказывают», как аранжируется оркестровое произведение, как используются возможности разных инстру­ментов и меняются жанры музыки.

Вообще Бриттен создал много музыки для детей, например песенный цикл «После полудня в пятницу», оперу «Давайте создадим оперу» и другие, но «Путеводи­тель» стал одним из самых исполняемых в мире.

Music

One of Britten’s best known works is The Young Person’s Guide to the Orchestra (1946), which was composed to accompany Instruments of the Orchestra, an educational film produced by the British government, and narrated and conducted by Malcolm Sargent. It has the subtitle Variations and Fugue on a Theme of Purcell, and takes a melody from Henry Purcell’s Abdelazar as its central theme. Britten gives individual variations to each of the sections of the orchestra, starting with the woodwind, then the string instruments, the brass instruments and finally the percussion. Britten then brings the whole orchestra together again in a fugue before restating the theme to close the work. The original film’s spoken commentary is often omitted in concert performances and recordings.

Britten was also an accomplished pianist, and sometimes performed at the piano in chamber music or accompanying lieder. However, apart from the Piano Concerto (1938) and the Diversions for piano and orchestra (written for Paul Wittgenstein in 1940), he wrote very little music for the instrument, and in a 1963 interview for the BBC said that he thought of it as «a background instrument.»

His work as a conductor included not only his own music but also that of many other composers, notably Mozart, Elgar, and Percy Grainger.

One of Britten’s solo works that has an indisputably central place in the repertoire of its instrument is his Nocturnal after John Dowland for guitar (1964). This work is typically spare in his late style, and shows the depth of his life-long admiration for Elizabethan lute songs. The theme of the work, John Dowland’s Come, Heavy Sleep, emerges in complete form at the close of eight variations, each variation based on some feature, frequently transient or ornamental, of the song or its lute accompaniment.

Бриттен написал музыку практически во всех существующих жанрах

Бенджамин Бриттен на репетиции Военного реквиема в соборе в Ковентри. 1962 год

Он начал с музыки для радиоспектаклей, телевидения, кино и театра. Как и любой англичанин, Бриттен обожал хоровую музыку и писал много вокальных сочинений: оратории, кантаты, антемы, отдельные хоры и песни. Огромную нишу в его творчестве занимают вокальные циклы — особый жанр, состоящий из песен со сквозным музыкаль­ным сюжетом. Бриттен использовал его и тем самым «продвигал» английских поэтов: Перси Биши Шелли, Альфреда Теннисона, Сэмюэля Тейлора Кольриджа, Уильяма Блейка, Томаса Мидлтона и других.

У «зрелого» Бриттена большое количество произведений для оркестра: симфо­ниетты , сюиты, фортепианный, скрипичный концер­ты и Симфония для виолончели с оркестром (написанная специально для Мстислава Ростропо­вича) — и множество сочинений для различных инструментов: фортепиано, виолончели, скрипки, гобоя, гитары, несколь­ко струнных квартетов.

Таким образом, Бриттену удалось «запол­нить пробелы» тех самых пропу­щенных в Англии эпох: в собственном английском корпусе произведений не было класси­ческой симфо­нии, вокальных циклов, инструмен­тальных концертов. А благодаря Бриттену все это появилось, пусть и уже в ХХ веке.

Кроме разнообразных жанров Бриттен перепробовал все новаторское из первой половины ХХ века: у него есть неоклассические сочинения, есть импрессио­нистская музыка (например, «Озарения» на слова Артюра Рембо), есть экспрессионист­ские образы и звучания, немного символистского (например, «Поворот винта»), было и самое аван­гардное того времени — произ­ве­дения в додека­фонной технике, предложенной Арнольдом Шёнбергом, композитором первой волны авангарда .

definition — БРИТТЕН ЭДВАРД БЕНДЖАМИН

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Бриттен, Эдвард Бенджамин

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен (англ. Edward Benjamin Britten; 22 ноября , Лоустофт, графство Саффолк — 4 декабря ) — британский композитор, дирижёр и пианист.

Биография

Королевский музыкальный колледж,

С 1927 года брал частные уроки музыки у Фрэнка Бриджа, затем в —1933 годах занимался в Королевском музыкальном колледже у Джона Айрленда (композиция) и Артура Бенджамина (фортепьяно); от планов обучения в Вене под руководством Альбана Берга отказался под давлением семьи и преподавателей колледжа. Уже ранние произведения Бриттена — «Гимн Деве» (англ. A Hymn to the Virgin; ), хоральные вариации «Младенец родился» (англ

A Boy was Born; ) — привлекли определённое внимание музыкальной общественности. В — гг

Бриттен много сотрудничает с поэтом Уистеном Хью Оденом: плодом этого сотрудничества стал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах» (англ. Our Hunting Fathers), музыкальный радикализм которого сопоставим с политической заострённостью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян» (англ. Paul Bunyan; ), созданная после переезда обоих в США. В  г. начинается сотрудничество Бриттена с певцом Питером Пирсом, ставшим и спутником жизни композитора.

После возвращения Бриттена и Пирса из США в  г. композитор в наибольшей степени посвятил себя опере: «Питер Граймз» (англ. Peter Grimes; , по Джорджу Краббу) и «Поворот винта» (The Turn of the Screw; , по мотивам новеллы Генри Джемса) заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной Английской оперной группы (), ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе (). В  г. Бриттен также основал музыкальный фестиваль в Олдборо.

В  г. заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе совместного с Пирсом восточного турне (Бриттен выступал как аккомпаниатор). Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод» (англ. The Prince of the Pagodas; ). В 1960-е гг. Бриттен вновь обращается к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения» (англ. Parables for Church Performance); третья из них, «Блудный сын» (англ. The Prodigal Son; ), посвящена Дмитрию Шостаковичу, в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию. Особый успех выпал на долю Военного Реквиема (англ. War Requiem; ), написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри.

В 1970-е гг. к Бриттену пришло безоговорочное всемирное признание. В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса. В , за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо. Среди поздних произведений Бриттена выделяется опера «Смерть в Венеции» по одноимённой новелле Томаса Манна.

Музыкальные сочинения

Оперы и пр.

  • «Питер Граймз» (1945)
  • «Поругание Лукреции» (1946)
  • «Альберт Херринг» (1947)
  • «Глориана» (1953)
  • «Поворот винта» (1954)
  • «Сон в летнюю ночь» (1960)
  • переработка балладной комической «Оперы нищих» Дж. Гея и Иоганна Кристофа Пепуша (1948)
  • «Давайте ставить оперу» (1949), для детей
  • «Ноев ковчег» (1958), для детей
  • «Золотая тщета» (The Golden Vanity) (1966),водевиль для хора мальчиков и фортепиано

на текст старой английской баллады, op. 78

  • «Смерть в Венеции» (1973)
  • балет «Принц пагод» (постановка 1957)
  • оратория «Военный реквием» (1962)

Библиография

  • Таурагис А. Бенджамин Бриттен (Очерк жизни и творчества) М.: Музыка, 1965.- 130 с., нот. ил.
  • Холст И. Бенджамин Бриттен. Пер. с англ. М.: Музыка, 1968.-100 с., ил.
  • Ковнацкая Л. Бенджамин Бритен М.: Сов.композитор, 1974.-329 с., портр., нот, ил.
  • Humphrey Carpenter. Benjamin Britten: a biography (London: Faber, 1992) ISBN 0-571-14324-5
Файл:BachJS.gif Это незавершённая статья о композиторе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Бриттен прервал «эпоху молчания» в английской музыке

В 1904 году немецкий критик Оскар Шмиц назвал Великобританию «Страной без музыки»: после смерти Генри Пёрселла в 1695 году и Генделя в 1759 году Британия фактически не вносила ничего нового в раз­витие классической и позже романти­ческой музыки. Бенджамин Бриттен (1913–1976) смог завоевать не только Англию, но и осталь­ной мир своим много­числен­ным и очень разнообразным наследием.

Как национальный композитор, он исполь­зовал в музыке самые разные англий­­ские мотивы: от интонационных оборотов английской речи до скры­­тых цитат из англий­ских песен; от хоровых англий­ских жанров типа кэролов , антемов  и граунда  до романтической английской поэзии. Кроме того, он воссоздавал в операх типичные английские характеры.

В ХХ веке для всего музыкального мира сочетание «музыка Англии» и «музыка Бриттена» стали синонимами.

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Benjamin Britten  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Benjamin Britten»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Пропавший гимн Малайзии

В 1956 году Бриттен прибыл в Малайзию в рамках гастрольного турне. Правительство страны, только обретавшей независимость, тут же предложило прославленному композитору написать гимн. За работу мастеру предполагалось выплатить 100 гиней: солидный гонорар за короткое произведение.

Композитор проработал несколько недель, чтобы вплести звучание народных малайских мелодий в торжественный мотив гимна. Правительство республики получило партитуру и… отклонило сочинённую Бриттеном #музыку.

«Я взбешён (I’m pissed)! - говорил #композитор в частной беседе. - Столько напрасного труда! Но и малайцев понимаю… Они освободились от владычества короны, и тут британский сочинитель пишет для них главную песню страны». Первое прилюдное исполнение гимна состоялось лишь в 2007 году.

Работает

Coquille Сен-Жак на Магги Хамблинг на Олдборо пляже, используя слова Питера Граймса  : «  Я слышу те голоса, которые не будут утонули.»  » .

В творчестве Бриттена много личного вдохновения, вдали от композиторов атональной музыки, которые произвели революцию в времени, предпочитая отдавать дань уважения музыке Средневековья и бельканто, одновременно привнося современность (например, индонезийский гамелан ). Его основные композиции относятся в основном вокальная музыка (особенно для детских хоров), и особенно опер, он написал несколько крупных кусков второй части XX — го  века, что не мешает ему сделало инструментальные произведения или камерную музыку . Его работы в основном редактировались Faber Music .

Среди его самых известных работ можно отметить:

Оперы
  • Питер Граймс , соч.  33, либретто Монтегю Слейтера по поэме Джорджа Крэбба «Городок »( 1945 )
  • Билли Бадд , соч.  50, либретто Эдварда Моргана Форстера и Эрика Крозье по рассказу Германа Мелвилла ( 1951, ред. 1960 )
  • Глориана , соч.  53, после Литтона Стрейчи ( 1953 )
  • Поворот винта ( The Turn of the Screw ) op. 54, после Генри Джеймса ( 1954 )
  • Сон в летнюю ночь ( Сон в летнюю ночь ), op. 64, по Шекспиру ( 1960 )
  • Оуэн Вингрейв, соч. 85, по роману Генри Джеймса ( 1971 )
  • Смерть в Венеции , соч.88, либретто Мифани Пайпер по рассказу Томаса Манна ( 1973 )
Вокальные произведения
  • Озарения , соч.  18, для тенора или сопрано и струнного оркестра, на стихи из сборника Артура Рембо ( 1939 ) — сочинено в начале его отношений с тенором Питером Пирсом
  • Семь сонетов Микеланджело ( Сентябрьские сонеты Микеланджело ) op. 22 ( )
  • Серенада для тенора, валторны и струнных , соч.  31 ( 1943 )
Хоровые произведения
  • Friday Afternoons, op.  7 для детских голосов и фортепиано ( )
  • Гимн святой Цецилии, соч.  27, для хора а капелла ( )
  • Церемония гимнов , соч.  28, для детского хора и арфы ( 1942 )
  • Военный реквием , соч.  66, для солистов, хора и оркестра ( 1961 ) — широко распространенное произведение, считающееся его основным произведением.
  • Cantata misericordium (op. 69, 1963) к столетию Красного Креста (состав: солирующий тенор и баритон, хор SATB, струнный квартет, струнный оркестр, фортепиано, арфа и литавры). Латинский текст изевангельской притчи о добром самарянине .
Оркестровые произведения
  • Простая симфония , соч.  4 ( 1934 г. )
  • Вариации на тему Фрэнка Бриджа , соч.  10 ( 1937 )
  • Концерт для скрипки op.  15 ( 1939 г., в редакции 1958 г. )
  • Молодой Аполлон op.  16, для фортепиано, струнного квартета и струнного оркестра ( 1939 )
  • Путеводитель по оркестру для молодых людей , op.  34 ( 1946 ) — вариации и фуга на тему Генри Перселла
Инструментальные произведения
  • Альпийская сюита, ​​для трио магнитофонов ( )
  • Шесть метаморфоз по Овидию op.  49, для гобоя соло ( 1951 )
  • Cello Люкс п о  1 , оп.  72 ( 1964 )
  • Cello Люкс п о  2 , оп.  80 ( 1967 )
  • Cello Люкс п о  3 , оп.  87 ( 1971 )
Камерная музыка
  • Струнный квартет п о  1 ( 1941 )
  • Струнный квартет п о  2 ( 1945 )
  • Струнный квартет п о  3 ( 1975 )
  • Соната для виолончели и фортепиано ( 1961 )

Сначала композитор, потом пианист, затем дирижёр

Родился будущий композитор в 1913 году в день святой Цецилии, покровительницы музыкантов. Мальчику прочили артистическую карьеру, и он приложил все силы чтоб оправдать надежды родителей.

Сочинять музыку начал в восемь. В двенадцатилетнем возрасте написал «Простую симфонию» (Simple symphony), которая широко исполняется и сегодня. Серьёзное обучение искусству композиции началась в 1927-м. Частный преподаватель, затем занятия в лондонском Royal College of Music превратили подающего надежды музыканта в профессионального пианиста.

Взяв в руки #дирижёрскую палочку, Бриттен проявил себя как талантливый интерпретатор Баха и Генделя, немецких романтиков и австрийских классиков. Ему хорошо давались симфонии и оперы, оратории и концерты.

«Важен каждый оттенок звука, всякий нюанс тона, любая тонкость, задуманная автором, - говорил дирижёр оркестру. - Никаких пережимов! Мы создаём божественный звук! (We create divine sound!)». Но не все были рады таланту британского музыкального гения…

Бриттен пять раз бывал в СССР, учил русский язык по Пушкину и горячо любил Ростроповича

Мстислав Ростропович (сидит сзади), Галина Вишневская, Бенджамин Бриттен (за рулем) и Питер Пирс. Олдборо, 1961 год

В СССР Бриттен приезжал с кратким визитом на разные международные фести­вали, например «Английская музыка» (1963) или «Дни английской музыки в СССР» (1971). В СССР того времени его любили и играли его произведения. Композитор даже посвятил свою оперу-притчу «Блудный сын» Шостаковичу, а тот посвятил ему вокальную 14-ю симфонию.

В 1960-е годы Бриттен познакомился с Мстиславом Ростроповичем во время его гастролей по Европе, и в 1965 году по приглашению знаме­нитого виолон­че­листа и его жены певицы Галины Вишневской Бриттен и Пирс прие­хали в СССР. Чтобы избежать трудностей советского быта того времени, Ростро­по­вич пред­ложил англичанам путешествие не в Москву, а в Армению — в Дом творче­ства композиторов в горном Дилижане.

Накануне Бриттен с Пирсом начали учить русский язык и по приезде купили прямо в аэропорту томик Пушкина, чтобы практи­коваться в чтении. Когда Слава и Галя (так Бриттен называл своих друзей) читали эти стихи вслух, возник замысел небольшого цикла. Бриттен выбрал шесть стихотворе­ний: «Эхо», «Я думал, сердце позабыло», «Ангел», «Соловей и роза», «Эпиграмма» и «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» — и написал очень короткий цикл общей длительностью чуть больше 12 минут. Галина Вишневская тут же егоисполнила.

В 1974 году, когда Мстислав Ростропович и Галина Вишневская фактически были изгнаны из страны (а впоследствии лишены гражданства), Бриттен стал в СССР персоной нон-грата.

Примечания и ссылки

Примечания

  1. День Сент-Сесиль, покровительницы музыкантов.
  2. Именно во время этого фестиваля его отец умер от болезни (он узнал об этом из телеграммы на обратном пути), что резко изменило его финансовое положение.
  3. «Я слышу те голоса, которые никогда не утонут». »

использованная литература

  1. .
  2. Чарльз Питт, Бенджамин Бриттен, каталог выставки в Национальной опере Парижа, 1 — й  квартал 1981.
  3. ↑ и
  4. ↑ и
  5. Éric Даан, »  Le Monde жесток и др Лирик — де — Бриттен  «, Liberation, п о  9936,15 июня 2013 г., стр.  19 страниц
  6. (Де) , на adk.de (по состоянию на 24 июля 2021 г. ) .
  7. , стр.  15.
  8. , стр.  34.
  9. Тимоти Пикар, «Бриттен Бенджамин (1913-1976) — (хронологические ссылки)», в Encyclopaedia Universalis ,2016 г.
  10. Жиль Макассар, «  Бенджамин Бриттен, автор неприятностей  », Télérama ,23 декабря 2013 г.
  11. Доминик Фернандес, Похищение Ганимеда, Грассе ,1989 г., стр.  109
  12. , стр.  xxii.
  13. Мишель Шнайдер, Примадонна: Опера и бессознательное, Одиллия Якоб ,2001 г., стр.  247.
  14. Пьер-Жан Реми, Словарь любителей оперы, Plon ,2004 г., стр.  556.
  15. (in) на Красном доме, Альдебург (по состоянию на 6 августа 2020 г. ) .
  16. (in) Лутц Шмадель Д., Словарь названий малых планет, т.  2, Спрингер,2012 г., стр.  327.

Частная жизнь

Пацифист Бенджамин Бриттен отказался от военной службы по убеждениям во время войны. В частности, благодаря поддержке поэта У.Х. Одена, он открыто живет своей гомосексуальностью  ; Он до конца жизни поддерживал отношения с тенором Питером Пирсом, с которым познакомился в 1937 году . Оба переехали в Альдебург, портовый поселок в Саффолке, лордом которого в 1973 году сделала Бриттена королева Елизавета II . Некоторые из его работ, особенно лирические произведения, демонстрируют эту ориентацию с «минимумом маскировки» (в то время гомосексуальность не демонстрировался). Так обстоит дело с операми « Питер Граймс», «Поворот винта» ( The Turn of the Nut ), Билли Бадд или завещательной оперы « Смерть в Венеции» ( Death in Venice ), согласно одноименному рассказу Томаса Манна .

Life

Britten was born in Lowestoft in Suffolk, the son of a dentist and a talented amateur musician. His birthday, November 22, is the feast-day of Saint Cecilia, the patron saint of music, and he showed musical gifts very early in life. He began composing prolifically as a child, and was educated at Gresham’s School. In 1927, he began private lessons with Frank Bridge. He also studied, less happily, at the Royal College of Music under John Ireland and with some input from Ralph Vaughan Williams. Although ultimately held back by his parents (at the suggestion of College staff), Britten had also intended to study with Alban Berg in Vienna. His first compositions to attract wide attention were the Sinfonietta (Op.1) and a set of choral variations A Boy was Born, written in 1934 for the BBC Singers. The following year he met W. H. Auden with whom he collaborated on the song-cycle Our Hunting Fathers, radical both in politics and musical treatment, and other works. Of more lasting importance was his meeting in 1936 with the tenor Peter Pears, who was to become his musical collaborator and inspiration as well as his partner.

In early 1939, the two of them followed Auden to America. There Britten composed the operetta Paul Bunyan, his first opera (to a libretto by Auden), as well as the first of many song cycles for Pears; the period was otherwise remarkable for a number of orchestral works, including Variations on a Theme of Frank Bridge (for string orchestra), the Violin Concerto, and Sinfonia da Requiem (for full orchestra).

Britten and Pears returned to England in 1942, Britten completing the choral works Hymn to St. Cecilia (his last collaboration with Auden) and A Ceremony of Carols during the long sea voyage. He had already begun work on his opera Peter Grimes, and its premiere at Sadler’s Wells in 1945 was his greatest success so far. However, Britten was encountering opposition from sectors of the English musical establishment and gradually withdrew from the London scene, founding the English Opera Group in 1947 and the Aldeburgh Festival the following year, partly (though not solely) to perform his own works.

Grimes marked the start of a series of English operas, of which Billy Budd (1951) and The Turn of the Screw (1954) were particularly admired. These operas share common themes, with that of the ‘outsider’ particularly prevalent. Most feature such a character, excluded or misunderstood by society; often this is the protagonist, such as Peter Grimes and Owen Wingrave in their eponymous operas. An increasingly important influence was the music of the East, an interest fostered by a tour with Pears in 1957, when Britten was much struck by the music of the Balinese gamelan and by Japanese Noh plays. The fruits of this tour include the ballet The Prince of the Pagodas (1957) and the series of semi-operatic «Parables for Church Performance»: Curlew River (1964), The Burning Fiery Furnace (1966) and The Prodigal Son (1968). The greatest success of Britten’s career was, however, the musically more conventional War Requiem, written for the opening of the rebuilt Coventry Cathedral in 1962.

Britten developed close friendships with Dmitri Shostakovich and Mstislav Rostropovich in the 1960s, composing his Cello Suites for the latter and conducting the first Western performance of the former’s Symphony No. 14; Shostakovich dedicated the score to Britten and often spoke very highly of his music. Britten himself had previously dedicated ‘The Prodigal Son’ (the third and last of the ‘Church Parables’) to Shostakovich.

In the last decade or so of his life, Britten suffered from increasing ill-health and his late works became progressively more sparse in texture. They include the opera Death in Venice (1973), the Suite on English Folk Tunes «A Time There Was» and Third String Quartet (1975), which drew on material from Death in Venice, as well as the dramatic cantata Phaedra (1976), written for Janet Baker. Having previously refused a knighthood, Britten accepted a life peerage on July 2, 1976 as Baron Britten, of Aldeburgh in the County of Suffolk. A few months later he died of congestive heart failure at his house in Aldeburgh. He is buried in the churchyard there.

Произведения артистов

Vilde Frang,
Frankfurt Radio Symphony Orchestra
Королевский филармонический оркестр,
Netherlands Radio Philharmonic Orchestra
Gautier Capuçon,
Frank Braley
Susan Gritton,
BBC Symphony Orchestra
Pieter Wispelwey,
Sinfonietta Cracovia
Helen Jahren,
Elisabeth Westenholz
Daniel Hope,
BBC Symphony Orchestra
Benjamin Britten,
Colin McPhee,
BBC Symphony Orchestra
Sergej Azizjan,
Copenhagen Philharmonic
Gloria Lane,
BBC Symphony Orchestra
Bejun Mehta,
Los Angeles Chamber Orchestra Principas,
Carol Rosenberger
The Choristers of Canterbury Cathedral,
Michael Harris
Kim Kashkashian,
Stuttgarter Kammerorchester
Мстислав Ростропович,
Moscow Philharmonic Orchestra
Steven Osborne,
BBC Symphony Orchestra
Francis Poulenc,
Benjamin Britten
Yo-Yo Ma,
Baltimore Sumphony Orchestra
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: