Книги «дюны». почему в саге фрэнка герберта стоит читать не только первый роман

Emperor: Battle for Dune (2001)

Впервые в истории игр по романам Герберта события вышли за пределы Арракиса – теперь мы имеем возможность сражаться на поверхности Каладана (родной планеты Атреидесов), Гьеди Прайм (родины Харконеннов) и нескольких других планет с совершенно разными ландшафтами.

Большинство юнитов сохранили свои названия и базовую механику, но кардинально поменяли внешний вид – девастаторы превратились в подобие AT-ST, а девиаторы стали антигравитационными. Вооружение в большинстве своем с огнестрельного сменилось на плазменно-лазерное. К тому же каждый Дом получил по несколько кардинально новых юнитов. Наконец, игра перешла в полное 3D со свободной камерой.

Критики встретили игру достаточно благосклонно, выставив ей средний балл в 8 из 10. Emperor: Battle for Dune запомнилась отличной графикой и великолепным саундтреком. В геймплейном плане новый проект Westwood и Intelligent Games не предлагал ничего принципиально нового, а мультиплеер не получил много внимания со стороны разработчиков.

В первый год после своего выхода «Император» достаточно неплохо продавался, но вышедший в 2002 году Warcraft III надолго выкинул почти всех конкурентов с рынка RTS, поэтому в наши дни Emperor практически забыт.

Звездные

Звездные песчаные дюны имеют пирамидальную форму. Они формируются в местах с многонаправленными и сильными ветровыми режимами. Кроме того, для их образования требуется большое количество песка. Звездные дюны растут вверх и наружу. Они имеют три или более хребта, которые исходят от центральной точки. Поверхность скольжения звездных песчаных дюн продолжает меняться в зависимости от потока ветра. Помимо формы пирамиды, звездные дюны являются самыми высокими дюнами на Земле. Например, звездные дюны в пустыне Бадын-Джаран в Китае достигают 500 метров в высоту. Еще один пример звездных дюн находится в Большом  Восточном Эрге пустыни Сахара. В других пустынях звездные дюны образуют около топографических барьеров вокруг краев песчаных морей. Звездные дюны составляют 8,5% от всех песчаных дюн в мире. Другие места, где встречаются дюны-звезды включают Мексику, а также восточный Рубаль Хали, расположенный на арабском полуострове.

После Герберта: приквелы и продолжения

Вслед за Фрэнком Гербертом мир «Дюны» захватил и его сына Брайана, который после смерти писателя в феврале 1986 года продолжил растить «дерево» вместе с фантастом Кевином Андерсоном. Мир, в котором нет места искусственному интеллекту, но есть клонирование и оригинальная технология межзвездных перелетов, оставался отличным поводом для новых идей.

«Да не построишь машины, наделенной подобием разума людского», – гласит одна из заповедей человечества, цитируемая на первых страницах первого романа «Дюны». Там же объясняется, почему она звучит именно так: «Когда-то человечество изобретало машины – в надежде, что они сделают людей свободными. Но это лишь позволило одним людям закабалить других с помощью этих самых машин». Из этой цитаты выросла целая трилогия Герберта-Андерсона «Легенды Дюны» (2002-2004), повествующая о битве между людьми и мыслящими машинами, проходившей задолго до событий самой первой книги. Изгнав или уничтожив искусственный разум, люди решили вовсе отказаться от его использования. Именно тогда они открыли источник Пряности и выяснили, что ее употребление позволяет в том числе и проводить космические перелеты без помощи компьютеров.

Однако, избавившись от зависимости от компьютеров и искусственного интеллекта, они оказались рабами другой необходимости – употребления Пряности, к тому же вызывавшей мутации. Что лучше – использовать потенциально опасные искусственные интеллекты, или отказаться от них ценой неведомых потерь? Сама постановка вопроса звучит необычно и пугающе современно, по-новому раскрывая тему противостояния машин и людей, столь любимую научной фантастикой. А в романах «Охотники Дюны» (2006) и «Песчаные черви Дюны» (2007), продолжающих историю Герберта на основе его рабочих записей и черновиков, человечество вновь сталкивается с искусственным разумом, заставляя нас вспомнить о прошлом, эхо которого звучит даже в далеком будущем.

«Песчаные черви Дюны» (2007) завершили историю, начатую Фрэнком Гербертом в 60-х, но вселенная «Дюны» по-прежнему была слишком широка, чтобы ограничиться рамками семи книг в восьми томах. В трилогии «Великие школы Дюны» (2012-2016), рассказывающей в том числе и об истоках ордена Бене Гессерит, Кевин Андерсон и Брайан Герберт подняли в том числе и весьма актуальную ныне тему противостояния разума и фанатизма. Получилось ли это у них – вопрос спорный: фанаты относятся к опусам Герберта-Андерсона еще скептичнее, чем к последним книгам Герберта-старшего. И все же мир «Дюны», как и империя, созданная Полом Муад’Дибом, продолжает существовать даже после смерти создателя. А еще «Дюна» привлекает все новых любителей фантастики, ценящих не только действие, но и мысли. И будем надеяться, что фильм Дени Вильнева сможет передать не только динамику истории Пола, но и ее философские смыслы.

Цикл «Легенды Дюны» (2002-2004)

1. «Дюна: Батлерианский Джихад» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2002)

2. «Дюна: Крестовый поход машин» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2003)

3. «Дюна: Битва за Коррин» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2004)

Цикл «Прелюдия к Дюне» (1999-2001)

4. «Дюна: Дом Атрейдесов» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 1999)

5. «Дюна: Дом Харконненов» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2000)

6. «Дюна: Дом Коррино» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2001)

«Классическая Дюна» (1965-1985)

7. «Дюна» (Фрэнк Герберт, 1965)

8. «Мессия Дюны» (Фрэнк Герберт, 1969)

9. «Дети Дюны» (Фрэнк Герберт, 1976)

10. «Бог-император Дюны» (Фрэнк Герберт, 1981)

11. «Еретики Дюны» (Фрэнк Герберт, 1984)

12. «Капитул Дюны» (Фрэнк Герберт, 1985)

Цикл «Продолжение Дюны» (2006-2007)

13. «Охотники Дюны» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2006)

14. «Песчаные черви Дюны» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2007)

15. «Пол с Дюны» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2008)

16. «Ветры Дюны» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2009)

Цикл «Великие школы Дюны» (2012-2016)

17. «Орден сестер Дюны» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2012)

18. «Ментаты Дюны» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2014)

19. «Навигаторы Дюны» (Брайан Герберт, Кевин Андерсон, 2016)

Трилогия-приквел Великие школы Дюны

Герберт и Андерсон не смогли устоять перед еще одним набором приквелов, после «Ветров Дюны» они обратились к последствиям «Легенд Дюны» для создания следующей трилогии. Под «Великими школами» в названии трилогии подразумеваются различные организации из оригинальной Дюны, которые только начинают обретать себя после Батлерианского джихада. Хотя все они фигурируют в каждой части трилогии, названия трех книг относятся к трем различным фракциям: Сестринство Бене Гессерит в «Сестринстве Дюны», Ментаты (человеческие «компьютеры», разработанные для замены мыслящих машин) в «Ментатах Дюны» и Гильдия Пространственников в «Навигаторах Дюны».

Переводы на русский язык[]

«Малиновая Дюна»

Впервые роман был опубликован в СССР в 1990 году КИПА «Ереван» / НПКО «Рубин-Универсал» без указания переводчика (среди поклонников цикла это издание из-за цвета обложки известно как «Малиновая Дюна»).

В 1992—1994 годах вышли три перевода Соколова, А. Нового, Алексея Биргера. В 1999 году появился перевод Павла Вязникова, в издании опубликованы приложения, одно из которых — критическое эссе Павла Вязникова о предыдущих переводах книги, о некачественности некоторых переводов вообще в России 1990-х, и его пояснения о выборе «неканонического» перевода имён персонажей. (В частности, много споров вызвало решение Вязникова транскрибировать имя главного героя, «Paul», не традиционно, как «Пол», а творчески переработав его в «Пауль»). В эссе пишется о небольшом отличии качества переводов от «Малиновой Дюны» (предполагает о её влиянии на последующие), и приводит несколько примеров вопиющих ошибок, так на первой же странице «Малиновой Дюны»:

То же в переводе Вязникова:

Барханы

Барханы – это дюны в форме полумесяца. У них есть крутой скользкий склон, а концы указывают в направлении от ветра. Дюны отделены друг от друга и постоянно двигаются по поверхности бесплодных пустынь. В большинстве случаев образование барханов происходит там, где есть ограниченные участки песка. Фактически, пустыни, которые имеют много барханов, являются внутренними и открытыми. Барханы – самый распространенный тип песчаных дюн по сравнению с другими, встречающийся как на Земле, так и на Марсе. Они более широкие, чем длинные, и могут быть длиной 9-30 м и шириной 370 м.

Барханы образуют там, где ветер дует последовательно с одного направления. Они движутся быстрее по поверхностям пустыни, чем любые другие дюны, поэтому барханы являются самыми быстро движущимися песчаными дюнами. Скорость их движения может составлять от 1 до 100 метров в год. Например, в китайской провинции Нинся группа дюн ежегодно передвигалась на 100 м в период с 1954 по 1959 года. Западная пустыня в Египте также имеет барханы, пересекающие пустыню со скоростью, близкой к дюнам в Нинся. Крупнейшие барханы на Земле находятся в пустыне Такламакан, Китай. Барханы также встречаются на морских пляжах.

Сюжет[]

История начинается с того, что управление планетой Арракис по воле императора Шаддама IV переходит от монополии Дома Харконнен к их давним оппонентам, Дому Атрейдес. Герцог Лето Атрейдес принимает планету, измученную тиранией Харконненов, с нищим населением, главная ценность для которого — вода. Лето сулит жителям Дюны превратить их планету в рай.

Тем временем барон Владимир Харконнен не хочет отказываться от привилегий, которые даёт управление Дюной, и вражда между домами вспыхивает с новой силой. Ободренные тайной поддержкой Императора, желающего стравить два дома, Харконнены готовят военный переворот. Они вербуют Юэ, личного доктора герцога. После неудачных покушений на Пола, сына герцога, солдаты Харконненов, поддержанные сардукарами Императора, совершают открытую агрессию и сокрушают дом Атрейдес, с которым враждовали в течение многих поколений. Барон захватил Лето, но, тем не менее, упустил сына герцога — Поля Атрейдеса и его мать, леди Джессику, наложницу герцога. Тем удалось сбежать в пустыню, где они попадают к фрименам — аборигенам пустыни, которые становятся главным оружием молодого герцога в его борьбе с Харконненами. Лето погибает при неудачной попытке убить барона.

Только теперь Пол узнаёт, что леди Джессика была предпоследним звеном к появлению Квисац Хадераха, конечного продукта долгого генетического эксперимента ордена Бене Гессерит по созданию «Бене Гессерит» мужского пола, способного заглядывать в память предков как по мужской, так и по женской линиям. Женщины ордена способны полностью управлять своими физиологическими процессами, поэтому от герцога Лето у неё должна была родиться дочь, предназначенная для Фейд-Рауты, племянника барона Владимира Харконнена, являющегося её родственником (леди Джессика — дочь барона Харконнена, о чём ей на тот момент неизвестно), что также являлось результатом генетической программы Бене Гессерит. Но, из-за любви к герцогу Лето, Джессика родила ему сына Пола, который и стал Квисатц Хадерахом — первым мужчиной, обладающим силой Бене Гессерит.

Пол принимает имя «Муад’Диб» и становится настоящим фременом: он учится ездить на песчаных червях, и находит свою любовь — юную фременку Чани. Фремены признают в Поле своего лидера, предсказанного им в пророчестве мессию — махди. Муад`Диб не хочет возглавлять джихад народов пустыни, но предназначение оказывается выше него.

Харконнены тем временем берут контроль над планетой и, при попустительстве императора, вытесняют фременов с их земель. Барон Харконнен назначает губернатором планеты глупого и жестокого Раббана, надеясь, что его зверства настроят против него местное население. Орудием новой интриги барона является его племянник Фейд-Раута. Когда он сменит ненавистного Раббана, народы Арракиса будут его боготворить. Барон и племянник, упиваясь властью, уже всерьёз задумываются над свержением Императора.

Муад’Диб возглавляет восстание людей пустыни против Харконненов, его признают вождём и главы племён, и бывшие слуги дома Атрейдес. Пол ведёт их в бой, оседлав песчаных червей, через взорванную часть Барьерной стены. Дом Харконнен исчезает под ударом фременов. Муад’Диб становится всевластным правителем Арракиса. Правящий Дом Коррино и Космическая гильдия вынуждены принять его условия: они признают Пола императором, а Арракис — новой столицей, иначе Пол грозится уничтожить источник меланжа, песчаных червей. В качестве обоснования своих притязаний Пол вынужден отказаться от женитьбы на Чани и пойти на династический брак с дочерью Шаддама IV — принцессой Ирулан.

Дети Дюны (мини-сериал, 2003)

Режиссер: Грег ЯйтансАктеры: Алек Ньюман, Сьюзен Сарандон, Джули Кокс, Джеймс МакЭвой, Иэн МакНис, Стивен Беркофф, Эдвард Аттертон, П.Х. Мориарти, Даниэла Амавия, Элис Крайдж

Трехсерийный сериал, произведенный каналом Sci Fi Channel и представляющий собой продолжение мини-сериала «Дюна» 2000 года. Впервые вышел в эфир 16 марта 2003 года и получил преимущественно положительные оценки публики.

Сериал был удостоен премии «Эмми» за выдающиеся спецэффекты и был номинирован на три дополнительных премии «Эмми»: за лучший звуковой монтаж, за выдающийся макияж и выдающуюся прическу.

Роль Пола Атрейдеса сыграл Алек Ньюман, Принцессы Ирулэн – Джули Кокс, Дункана Айдахо – Эдвард Аттертон. Барона Владимира Харконнена – Иэн Макнейс. Также в сериале были задействованы многие другие начинающие и уже известные звезды. Стоит также отметить, что партитура сериала, включающая в себя 36 треков авторства Брайана Тайлера, является одной из лучших в творчестве композитора. Позднее она была использована в нескольких театральных трейлерах.

https://youtube.com/watch?v=gVOpazpgi8M%3F

Что дальше?

Долгие годы казалось, что после провала двух последних попыток создать игры по Дюне больше ни одна студия не возьмется за этот материал. Эпоха всемирной популярности романа Герберта казалось окончательно прошедшей. Но в феврале 2019 года студия Funcom объявила о заключении контракта с нынешним правообладателем, а именно киностудией Legendary Entertainment, на выпуск как минимум трех игр в сеттинге Дюны. Одна из них точно будет представлять собой ММО с огромным открытым миром.

Норвежская студия запомнилась нам по таким качественным проектам, как квесты The Longest Journey и Dreamfall: The Longest Journey, ММОРПГ Age of Conan: Hyborian Adventures и The Secret World, а также по харкдорной выживалке Conan Exiles. Игры во вселенной Конана показали, что студия замечательно работает с литературными источниками и не только заботливо переносит персонажей и локации со страниц книг на экраны ПК, но и органично дополняет игровую вселенную собственным контентом.

Скорее всего, релиз как минимум одной из трех запланированных игр будет приурочен к выходу фильма. Поэтому фанаты серии «Дюна» могут смотреть в будущее с оптимизмом – сделав паузу в 20 лет, Dune возвращается в мир компьютерных игр.

Визуал, саунд и актёрская игра

Дэни Вильнёв снял красивый фильм: каждый кадр в нём становится произведением искусства. Пусть большую часть времени герои проводят среди песков, «Дюна» всё равно становится визуальным шедевров. Другого от именитого режиссёра и не ждали — мастер славится шикарным визуалом.

Ещё одно достоинство фильма — саунд. Каждый трек идеально подобран и в сочетании с происходящим на экране пробирает до мурашек. Музыка создаёт атмосферу, нагнетает, настораживает и даёт надежду — специалиста, который занимался музыкой, стоит наградить.

Также нужно отметить и остальные звуки. Крики, взрывы, грохот, вибрации, речь — над этим отлично поработали. Даже тишина звучит отлично. Пару раз режиссёр позволяет насладиться шумом пустыни — и это завораживает.

Однако лучшее, что есть в «Дюне» — актёрская игра. Вильнёв собрал немыслимое количество известных актёров. Джейсон Момоа (Jason Momoa), Джош Бролин (Josh Brolin), Оскар Айзек (Oscar Isaac), Зендея (Zendaya) — это лишь малая часть звёзд, которые появятся на экране.

Свои роли они отыгрывают блистательно: речь, мимика, интонации — идеально всё. За два с половиной часа в персонажей влюбляешься, а если с ними происходит что-то нехорошее, сильно нервничаешь.

Ведущая роль досталась Тимоти Шаламе (Timothée Chalamet) — он отлично отыгрывает роль избранного, которого ждут великие свершения. Персонаж может показаться хилым, но сила его духа и боевые навыки впечатлят не раз.

Вероятно, львиная доля бюджета ушла на оплату гонораров. Это мудрое решение, ведь актёры отрабатывают каждый цент.

Проработанная истории, стильный визуал и актёрская игра могли бы превратить «Дюну» в один из главных фильмов года. Однако сюжет оставляет слишком сильное ощущение незавершённости — он обрывается на месте, когда герой только встаёт на верный путь.

«Дюна» не оставляет того же чувства цельности, как первая часть «Властелина колец» (Lord of the Rings) или «Звёздных войн» (Star Wars). Если зрители и будут пересматривать фильм Вильнёва, то лишь в тот момент, когда сага получит своё завершение. Вернее, если получит.

***

Когда выйдут остальные части и завершат историю, зрители увидят выдающуюся сагу, которая войдёт в историю кинематографа. Пока же можно оценить шикарное вступление, которое обрывается на полуслове. Однако, если во главу угла вы ставите не экшен, а историю, визуал и актёрскую игру, обязательно сходите на «Дюну» — скорее всего, фильм вам понравится.

Как вам «Дюна»?

  • В сети появились новые кадры фильма «Дюна» со звездами «Человека-паука» и «Аквамена»
  • В сети появился кадр с логотипом нового фильма «Дюна» от режиссера «Бегущего по лезвию 2049»
  • Режиссер «Бегущего по лезвию 2049» и «Дюны» Дени Вильнев рассказал, как относится к фильмам Marvel

«Дюна»: как все начиналось

Многие произведения, в том числе и великие, начинаются с малого – с некоей идеи, из которой может не вырасти ничего, а может появиться своего рода дерево, растущее не только ввысь, но иногда и «вбок». Для Фрэнка Герберта такой идеей стала статья о попытках остановить распространение песчаных дюн возле городка в штате Орегон. Собирая материал для статьи, писатель неожиданно увлекся изучением мира пустынь и историей народов, вынужденных существовать там, где вода в прямом смысле слова становится драгоценностью.

Стивен Кинг некогда говорил, что самые интересные ситуации обычно формулируются в виде вопроса «что, если». Что, если существование человечества будет всецело зависеть от пустыни размером с целую планету, которая содержит в себе нечто настолько ценное, что ради контроля над этой ценностью в далеком будущем станут интриговать и убивать? Аналогии с нефтью, найденной в пустыне, напрашиваются сами собой, однако в мире, придуманном Фрэнком Гербертом, на эту идею накладывается сюжет о давней вражде, предательстве, убийстве и спасении. Все это стало основой для двух повестей «Мир Дюны» (1963) и «Пророк Дюны» (1964), впоследствии объединенных в 700-страничный роман «Дюна» (1965).

История восхождения Пола Атрейдеса, правителя планеты Арракис (она же Дюна), где добывается таинственная Пряность, позволяющая человечеству путешествовать между планетами – это остросюжетный боевик с философским оттенком, подковерными интригами и явным влиянием восточной культуры, от арабизмов и арабоподобных имен в тексте до концепций фатализма и свободного народа пустыни, основавшего новую религию. Результат пришелся читателям по душе: роман стал культовым и заслужил престижные премии «Хьюго» и «Небьюла».

Останься «Дюна» единственной книгой, она стала бы «всего лишь» еще одним ярким представителем популярного тогда жанра космооперы. Но придуманный мир явно не отпускал писателя, и дело было вовсе не в том, что роман, который отвергли несколько десятков издательств, оказался шедевром, и издатели захотели продолжения. Развития требовала прежде всего политически-философская линия первого романа, в конце которого Пол Атрейдес диктует правящему Императору собственные условия, но вынужден жениться по расчету, а не по любви, оставив любимую женщину наложницей.

В следующем романе «Мессия Дюны» (1969) Герберт развивает идею оборотной стороны могущества. Пряность дает принимающим ее возможность предвидения – но иногда знание будущего становится тяжким бременем, а всемогущему правителю Дюны приходится жить в атмосфере заговора и попыток манипуляции. И даже культ Пола Муад’Диба, как называет себя бывший Атрейдес, не спасает его ни от покушения, ни от судьбы, избегнуть которой, как выясняется, невозможно. Схожие мысли о том, что удача способна отвернуться от героя когда угодно, разовьет в «Песни Льда и Пламени» Джордж Мартин – однако Фрэнк Герберт укажет этот путь лет на 20 раньше, создав своего рода аналог «серьезного комикса» в космоопере.

Третий и поначалу последний роман в серии – «Дети Дюны» (1976) – также далек от победоносных историй с хэппи-эндом. На его страницы врывается тема прошлого, от которого невозможно скрыться. Главный антагонист первой книги барон Харконнен оказывается частью генетической памяти Атрейдесов – чем-то вроде голоса в голове, избавиться от которого не так просто. Столь же непросто победить и культ Муад’Диба, ставший на Арракисе новой религией – сам Муад’ Диб, обличающий собственных адептов, гибнет, окончательно становясь частью легенды. Сын же Пола Лето Второй, унаследовавший дар «воспоминания о будущем», вынужден принять собственную судьбу и действовать так, как предсказано, невзирая на собственные и чужие желания. «Один из нас должен был принять страдания. А из нас двоих он всегда был сильнее», – говорит в конце «Детей Дюны» сестра Лето Второго по имени Ганима. На фоне подобных философских мыслей первый роман серии «Дюна» оказывается то ли разминкой, то ли введением в мир идей, высказать которые для писателя оказалось важнее, чем развивать продолжение в русле боевика.

Дени Вильнёв — человек, который попробует снять «Дюну» и не пожалеть об этом

Истоки новой экранизации восходят к концу 2000-х, когда Paramount Pictures в сотрудничестве с уже упомянутым Рубинштейном объявила о подготовке фильма, режиссером которого должен был стать Питер Берг («Хэнкок»). Берг затем был заменен на Пьера Морелля («Заложница»), но студия не смогла достичь соглашения с Рубинштейном и пакет прав вернулся к нему. Уже в середине 2010-х Legendary Pictures стала держателем прав на экранизацию, и предложила Дени Вильнёву заняться постановкой. Здесь пути «Дюны» и «Бегущего по лезвию» вновь пересекаются: Вильнёв согласился работать над «Дюной» только после окончания съемок сиквела фильма Ридли Скотта.

После выхода «Бегущего по лезвию 2049» Вильнёв свое обещание выполнил, и подготовил сценарий с прицелом на два фильма, каждый из которых должен покрывать примерно половину книги. Доработать текст были наняты Джон Спэйтс (работал над «Прометеем» и «Доктором Стрэнджем») и Эрик Рот (лауреат «Оскара» за сценарий к «Форресту Гампу», много лет работал над «Карточным домиком»). Для своего проекта Вильнёв собрал очень мощную команду актеров и технических специалистов. Помимо хорошо известного Тимоти Шаламе в главной роли Пола Атрейдеса, и Зендайи в роли девушки Чани, уроженки Арракиса (и будущей жены Атрейдеса), в фильме можно будет увидеть Стеллана Скарсгарда (Владимир Харконнен), Ребекку Фергюсон (Леди Джессика), Оскара Айзека (герцог Лето Атрейдес, отец Пола). Наконец, Джейсон Момоа сыграет учителя фехтования Пола, а Хавьер Бардем — лидера фрименов. За операторскую работу отвечает оскаровский номинант Грег Фрейзер, а за монтаж — Джо Уокер, давно работающий с Вильнёвым (монтировал для него «Убийцу», «Прибытие» и «Бегущего по лезвию 2049»). Музыку для фильма пишет не нуждающийся в представлении Ханс Циммер. Съемки начались весной 2019-го и проходили в Венгрии, Норвегии и Иордании. Но главный вопрос, конечно, в том, какой должна быть новая «Дюна»?

Пока что ответить на этот вопрос можно так: она будет иной, чем фильм Линча или неснятый эпик Ходровски. Вильнёв в своих интервью подчеркивает, что его цель не в том, чтобы сделать ремейк или новую версию работы кого-то из классиков, а в том, чтобы снять совершенно отдельный фильм. Ключевая фраза здесь: «Это Star Wars, которые я никогда не видел, Star Wars для взрослых». Среди тем, обозначенных Вильнёвым в качестве стержневых для фильма, называются экология, гендерная оптика и влияние власти на отношения между людьми.

Если последняя тематика традиционна для социальной фантастики, а вторая – больше дань времени, то первая выглядит действительно новаторской

Здесь важно помнить, что экологический аспект в книге Герберта очень важен: Арракис это не просто пустынная планета, но и символ иссушающей борьбы за ресурсы, которая ведется без какого-либо внимания к нуждам местных жителей. В свое время Герберт стал одним из пионеров «экологической фантастики», введя окружающую среду в свои книги как важный фон для эпического сюжета

В какой степени и форме эти детали гербертовского цикла будут введены в экранизацию – вопрос очень интересный, и пока открытый.

Заключение

Серия романов Ф. Герберта стала настоящей вехой в истории научной фантастики. К сожалению, почти все попытки перенести ее события со страниц книг в другие медиа заканчивались не очень удачно. Дорогущий фильм Линча провалился в прокате, а обе студии, занимавшиеся созданием игр по Дюне, закрылись вскоре после выпуска одной из них. Возможно, дело в том, что этот полный интриг и глубокой философии сеттинг слишком сложен для формата кино и игр.

Тем не менее такие шедевры, как Dune, Dune II и Dune 2000 навсегда запомнились заставшим их геймерам и внесли огромный вклад не только в историю жанра RTS, но и во всю индустрию видеоигр. А благодаря Funcom у нас, возможно, скоро появится еще один шанс побывать на песчаной планете и сразиться с врагами за контроль на ценным спайсом, который, как известно, маст флоу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: