Имажинизм

Никакого единства

В вопросах поэзии, несмотря на то что существовала общность имажинистов, среди представителей данного литературного течения не было никакого единства. Те, кто были друзьями и товарищами по сфере литературной деятельности, имели абсолютно разные подходы к своему делу. Самыми яркими представителями имажинизма в русской литературе стали столь известные поэты, как Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и Александр Кусиков.

Вряд ли возможно дать характеристику имажинизма в литературе кратко – это целый поэтический этап, который включал в себе огромное количество нюансов и тонкостей.

В составе школы имажинистов были поэты, которые имели абсолютно разные взгляды на теорию, обладали совершенно непохожими творческими подходами. Даже между Мариенгофом и Кусиковым можно найти гораздо больше отличий, чем сходства. Имажинизм первого наиболее руристичен, как и у Есенина, если взглянуть на некоторые произведения. Имажинизм второго, как и Шершеневича, наиболее урбанистичен в сравнении с представителями первого варианта течения.

Но если взглянуть на причины такого разделения, то можно сделать вывод: имажинизм делился еще на несколько ветвей потому, что его представители входили в разные социальные группы, поддерживали разные взгляды и имели разные понятия о мире.

Представители имажинизма

В «Орден имажинистов» входили величайшие творцы, такие как Сергей Есенин, И. Грузинов, Р. Ивнев, А. Кусиков, А. Мариенгоф, М. Ройзман, Н. Эрдман.

Сергей Есенин – фигура самая необыкновенная в среде имажистов. Его восприятие окружающего мира с нотками тоски и бунтарства. К тому моменту, как было сформировано движение имажистов, у Есенина уже была четко сформулированная концепция движения. Её он отразил «Ключах Марии». Там он рассуждал о природе творчества, его основах и проблемах. Будучи творчески зрелым поэтом, он осознанно поставил свою подпись под «Декларацией» в 1919году. Однако он все чаще и чаще конфликтовал с представителями Ордена. Именно он раньше всех откололся от имажинистов. Но, не следует забывать, что Сергей Есенин обогатил направление циклом стихов «Москва кабацкая», неподражаемыми стихами «Кобыльи корабли», «Сорокоуст», «Хулиган», «Исповедь хулигана», «Пугачев». Выход из группы Сергея Есенина стал большой неожиданностью для остальных. О нем они узнали из письма, которое опубликовал поэт в в газете. Под письмом также подписался еще один представитель имажинизма – И. Грузинов. В данном письме официально заявлялось, что оба официально выходят из группы имажинистов. Из-за выхода Сергея Есенина из Ордена, движение имажинистов стало терять свое влияние и начало угасать.

А. Мариенгоф и С. Есенин. 1919, лето. Москва

Анатолий Мариенгоф также относился к числу имажинистов. он был представителем разорившегося дворянства. Его родители играли в театре. Мариенгоф и Есенин были очень близкими друзьями. Осенью 1919 года они поселяются вместе и на несколько лет становятся почти неразлучны. Вместе ездят по стране. Так, летом 1919 года побывали в Петрограде, весной 1920 года – в Харькове, летом – в Ростове-на-Дону, на Кавказе. Публикуют в печати письма друг другу, чем вызывают негодование критиков. Есенин посвятил Мариенгофу стихи «Я последний поэт деревни», поэму «Сорокоуст», драму «Пугачёв», стихотворение «Прощание с Мариенгофом».

Его поэзия отличалась от творчества Есенина своей урбанистичностью и эротизмом. В поэзии Анатолия Мариенгофа чувствуются упадочные настроения и неприятие революционных перемен

В 1918-м Мариенгоф издал первую книгу стихов «Витрина сердца», которая и привлекла внимание Сергея Есенина. Он перестает быть имажинистом только в 1927 году

Иван Васильевич Грузинов (1893–1942)

Грузинов Иван Васильевич, покинувший группу имажинистов вместе с Сергеем Есениным был поэтом и критиком. Его поэзия была посвящена русской деревне. Грузинов Иван Васильевич пробует себя в разных направлениях, в результате чего его первый сборник «Бубны боли» представляет собой любопытный сплав футуризма, символизма и имажинизма. Затем у него появляется особый поэтический стиль, который насыщен бунтарством и яркими образами. Его поэзия считается недооцененной. До сих пор встречается точка зрения согласно которой Грузинов пристроился к имажинистам, не являясь представителем течения.

Шершеневич Вадим Габриэлевич

Говоря о великих представителях имажинизма нельзя не упомянуть об основателе движения Шершеневич Вадиме Габриэлевиче. В 1918 Шершеневич публикует поэму «Крематорий». Затем, в начале 1920-х издаёт сборники «Лошадь как лошадь», «Кооперативы веселья», трагедию «Вечный жид». Кроме того, он участвует в коллективных изданиях «Коробейники счастья», «Одна сплошная нелепость», «Золотой кипяток» и «Мы Чем Каемся», печатается в сборниках «Имажинисты» и журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Шершеневич Вадим Габриэлевич читает стихи с эстрады, пользуясь громадной популярностью среди московской публики.

Литература

  1. Поэзия Серебрянного Века. Предисловие – М.: Азбука, 2015

Приложения

Заметки

( fr ) Эта статья частично или полностью взята из статьи в Википедии на английском языке под названием «  Imagism  » ( см. список авторов ) .

  1. По-французски в тексте.
  2. По-французски: «мне дается покой думать о ней».
  3. По-французски: «Никто не написал более чистый образ , в линии Клэр лежат поля, прежде чем исчезнуть в синем воздухе. Такая же красота, как у китайцев. »

Рекомендации

  1. Луиза Боган, Размышления об американской поэзии, 1951, пер. Поль Лафей и Лоретт Веза, Seghers, 1965, стр. 76-77.
  2. Эджерли Фирхов, Питер, Эвелин Шерабон Фирхов и Бернфрид Нугель (2002). Неохотно модернисты: Олдос Хаксли и некоторые современники . Книги транзакций, стр. 32.
  3. Эллманн, Ричард (1959). Джеймс Джойс . (Нью-Йорк): Oxford University Press, стр. 350.

(ru) Джуэл Спирс Брукер, Мастерство и побег: Т.С. Элиот и диалектика модернизма, Массачусетский университет Press,1994 г., 274  с. ( ISBN  1-55849-040-X ). 

  1. стр. 46.
  2. стр. 48.

(ru) Майкл Дэвидсон, Призрачные демаркации: современная поэзия и материальное слово, University of California Press,1997 г., 273  с. ( ISBN  0520207394, читать онлайн ). 

  1. стр. С 11 по 13.

(ru) Джой Грант, Гарольд Монро и книжный магазин поэзии, Лондон, Рутледж и Кеган Пол,1967. 

  1. стр. 28.

(ru) Томас Эрнест Халм, Патрик МакГиннесс, Избранные произведения, Fyfield Books, Carcanet Press,1998 г., 232  с. 

  1. стр. XII.

(ru) Луиза Блейкни Уильямс, Модернизм и идеология истории: литература, политика и прошлое, Cambridge University Press,2002 г., 265  с. ( ISBN  0-5218-1499-5 ). 

  1. стр. 16.

Перепечатано в (в) Эзее Паунд, Уильям Куксон, Избранная проза: 1909-1965 ., Издательство New Directions,1975 г., 475  с. ( ISBN  0811205746 ). 

  1. стр. 43.

(ru) Руперт Ричард Эроусмит, Модернизм и музей: искусство Азии, Африки и Тихого океана и лондонский авангард, Oxford University Press.,2010 г.( ISBN  9780199593699 ). 

  1. стр. 103 до 128.

(ru) Мин Се Мин Се, Эзра Паунд и присвоение китайской поэзии: катай, перевод и имажинизм, Routledge,1999 г., 279  с. ( ISBN  0815326238 ). 

  1. стр. 80.

(en) Вун-Пин Чин Холадей, «  От Эзры Паунда до Максин Хонг Кингстон: выражения китайской мысли в американской литературе  », MELUS, vol.  5, п о  21978 г.

  1. стр. С 15 до 24.

Дополнительные книги

  • (en) Уильям Пратт, Поэма имажиниста, Современная поэзия в миниатюре, Story Line Press, 1963, расширенное издание 2001, 138  стр. ( ISBN  1-58654-009-2 )
  • (ru) Джулиан Саймонс, Создатели нового: революция в литературе, 1912–1939, Андре Дойч,1987 г., 295  с. ( ISBN  0-233-98007-5 )
  • (ru) Эзра Паунд, ABC of Reading, New Directions Publishing Corporation,1934 г.( ISBN  0-8112-0151-1 )

Serge Fauchereau (1939-), авангардом в XX — го века искусства и литературы, 1905-1930, Париж, Фламмарион, 2016 ( ISBN  978-2-0813-9041-6 ) (стр. 159-184)

Внутренние ссылки

  • Литературное движение
  • Поэзия США
  • Викторианский
  • Эдвардианский период
  • Объективизм (литература)
  • Национальный фонд поэзии
  • HD
  • Русский имаджинизм (1918-1927)

Внешние ссылки

Литературные движения

Abandonology  · акмеизм  · Сердитые молодые люди  · Барокко  · Бит поколения  ·   · Blank Generation  · Bohemian  · латиноамериканский бум  · Brat пакет  · Celtic возрождение  · Классицизм  · Weimar классицизм  · конфессионализма  · Creolity  · Crepuscularism  · Dada  · Дендизм  · Декадентство  · Dolce Stil Novo  · Писатели Монтана  · Empfindsamkeit  · Эстетика  · Экзистенциализм  · Фелибры  · в Futurians  · футуризм  · поколение 36  · Lost Boys  · Glasgow School  · Голодные Generation  · гусары  · Прославленные овчарки  · имажинизме  · Ён Германия  · молодой Франция  · молодой Польша  · молодой Вена  · пролетарская литература  · mcondo  · модернизм  · Модернизм испанский  · натурализм  · Натурист  · негритянство  · неоклассицизм  · Неореализм  · Нью — Йорк Школа  · Новый роман  · Новая фантастика  · Объективизм  ·   · УЛИПО  · Poetae Novi  · Парнас  · Плеяды  · Preciousness  · Реализм  · Реализм загрязнен  · Гарлемское Возрождение  · Сан-Франциско Возрождение  · Школа Рошфора  · Рома Нет колониальном  · Романтизм  · Романтизм Немецкий  · Романтизм Британский  · Романтический итальянский  · Saudosismo  · Скапильятура  · Skamander  · Структурализм  · Бури и натиска  · Surreal  · Символика  · Русский символизм  · Tachtigers  · Театр абсурда  · трансцендентализма  · Tremendisme  · ultraism  · Ультра-Романтизм  · Злодеи-катары  · Витализм

Некоторые поэты-имажинисты

Американский имажинист Эми Лоуэлл отредактировал более поздние тома Некоторые поэты-имажинисты.

В следующем году Паунд и Флинт поссорились из-за различных интерпретаций истории и целей группы, вытекающих из статьи по истории имажинизма, написанной Флинтом и опубликованной в Эгоист в мае 1915 г. Флинт старался подчеркнуть вклад поэтов Эйфелевой башни, особенно Эдвард Сторер. Паунд, считавший, что «эллинская твердость», которую он считал отличительной чертой стихов Х.Д. и Алдингтон, вероятно, был разбавлен «заварным кремом» Сторера, не должен был играть дальнейшей прямой роли в истории имажинистов. Он стал соучредителем Вортицисты со своим другом, художником и писателем Виндхэм Льюис.

Примерно в это же время американский имажинист Эми Лоуэлл переехала в Лондон, решив продвигать свои собственные работы и работы других поэтов-имажинистов. Лоуэлл была богатой наследницей из Бостона, чей брат Эбботт Лоуренс Лоуэлл был президентом Гарвардского университета с 1909 по 1933 год. Она любила Китс и сигары. Она также была активным сторонником литературных экспериментов и была готова потратить свои деньги на издание группы. Лоуэлл был полон решимости изменить метод отбора с автократического редакционного отношения Паунда на более демократичный. Эта новая редакционная политика была изложена в предисловии к первой антологии, которая вышла под ее руководством: «В этой новой книге мы придерживаемся немного другого порядка, чем в нашей прежней Антологии. Вместо произвольного выбора редактором каждый поэт имеет ему было разрешено представлять себя в работе, которую он считает своей лучшей, с единственным условием, что она еще не должна быть опубликована в виде книги «. Результатом стала серия антологий Imagist под названием Некоторые поэты-имажинисты. Первый из них появился в 1915 году, спроектирован и собран в основном Х.Д. и Алдингтон. Еще два выпуска, оба отредактированные Лоуэллом, были опубликованы в 1916 и 1917 годах. В этих трех томах было представлено большинство поэтов-первых, а также американские Джон Гулд Флетчер, но не Паунд, который пытался убедить Лоуэлла исключить имя имажинизма из своих публикаций и сардонически окрестил эту фазу имажинизма «амигизмом».

Лоуэлл убедил Д. Х. Лоуренс внести стихи в тома 1915 и 1916 годов, что делает его единственным писателем, публиковавшимся одновременно как грузинский поэт и имажинист. Марианна Мур также стал ассоциироваться с группой в этот период. Однако на фоне Первой мировой войны времена были непростыми для авангард литературные движения (например, Алдингтон провел большую часть войны на фронте), а антология 1917 года фактически ознаменовала конец имажинистов как движения.

Имажинизм — новое течение в литературе и поэзии

Имажинизм представлял из себя отколовшийся кусок от футуризма. Точно так же как футуризм и акмеизм переродился из символизма!

Это была попытка группы, идейно сплочённых поэтов основать новое течение в литературе и поэзии, новую систему поэзии. Не создав ничего нового, но провозгласив «образ» основным принципом поэзии.

Само происхождение слова имажинизм имеет латинские корни (imago — в переводе означает образ). 

Главным основателем и лидером, был бесспорно Вадим Шершеневич.

В январские дни 1919 г. в печатных изданиях «Сирена» и «Советская страна» была напечатана «Декларация имажинистов».

Собран костяк «ордена имажинистов». Написан и зарегистрирован устав «Ассоциации вольнодумцев». В данном уставе имажинистов поставили свои автографы все члены команды а также Яков Блюмкин (убийца Германского посла), А. Силин из «Пегаса» и утвердил устав А. Луначарский — на тот момент являвшийся наркомом просвещения!

Влияние и позиции «ордена» крепли, сильная поддержка у имажинистов присутствовала и во «Всероссийском союзе поэтов», созиданием которого занимались Рюрик Ивнев и Вадим Шершеневич, а Сергей Есенин, Матвей Ройзман и Иван Грузинов находились в составе правления.

В этот период во многих городах России начали организовываться имажинистские группы. У имажинистов даже появилось четыре собственных издательства. Только одно издательство «Имажинисты» выпустило за этот период более сорока произведений.

Многочисленные выступления а также поддержка Анатолия Васильевича Луначарского позволили им организовать «Литературный поезд им. Луначарского» и выступления по всей России, литературные вечера в «Литературном кафе», кафе «Домино» и многих других залах.

Такая деятельность «имажинистов» продолжалась до 1922 г. В 1922 г. Александр Кусиков иммигрировал за границу, а в 1924 г. откололись И. Грузинов и самое главное, С. Есенин — председатель «Ассоциации имажинистов».

Б. Эрдман перебрался в театр, да и Анатолий Мариенгоф с В. Шершеневичем тоже в основном работали в театральной сфере. М. Ройзман, плавно отошёл от поэзии и переключился на прозу. Исход был предрешен.

В 1927 г. «Орден имажинистов» прекратил свое существование.

Декларация имажинистов (отрывок)

«Вы — поэты, живописцы, режиссеры, музыканты, прозаики.

Вы — ювелиры жеста, разносчики краски и линии, гранильщики слова.

Вы — наемники красоты, торгаши подлинными строфами, актами, картинами.

Нам стыдно, стыдно и радостно от сознания, что мы должны сегодня прокричать вам старую истину. Но что делать, если вы сами не закричали ее? Эта истина кратка, как любовь женщины, точна, как аптекарские весы, и ярка, как стосильная электрическая лампочка.

Скончался младенец, горластый парень десяти лет от роду (родился 1909 — умер 1919). Издох футуризм. Давайте грянем дружнее: футуризму и футурью — смерть. Академизм футуристических догматов, как вата, затыкает уши всему молодому. От футуризма тускнеет жизнь.

О, не радуйтесь, лысые символисты, и вы, трогательно наивные пассеисты. Не назад от футуризма, а через его труп вперед и вперед, левей и левей кличем мы.

Нам противно, тошно от того, что вся молодежь, которая должна искать, приткнулась своею юностью к мясистым и увесистым соскам футуризма, этой горожанке, которая, забыв о своих буйных годах, стала «хорошим тоном», привилегией дилетантов. Эй вы, входящие после нас в непротоптанные пути и перепутья искусства, в асфальтированные проспекты слова, жеста, краски. Знаете ли вы, что такое футуризм: это босоножка от искусства, это ницшеанство формы, это замаскированная современностью надсоновщина.Нам смешно, когда говорят о содержании искусства. Надо долго учиться быть безграмотным для того, чтобы требовать: «Пиши о городе». …»

Наследие

Несмотря на короткую жизнь движения, имажинизм оказал глубокое влияние на ход модернистской поэзии на английском языке . Ричард Алдингтон в своих мемуарах 1941 года пишет: «Я думаю, что стихи Эзры Паунда, HD, Лоуренса и Форда Мэдокса Форда будут продолжать читать. И в значительной степени Т.С. Элиот и его последователи продолжали свою деятельность с позиций. победили имажинисты «.

С другой стороны, американский поэт Уоллес Стивенс обнаружил недостатки в имажинистском подходе: «Не все объекты равны. Порок имажинизма в том, что он этого не признает».
С его требованием к твердости, ясности и точности, а также с его упором на верность внешнему виду в сочетании с отказом от не относящихся к делу субъективных эмоций имажинизм имел более поздние эффекты, которые демонстрируются в
Прелюдиях»
Т.С. Элиота и « Утро у окна», а также в животном Лоуренса и кусочки цветов. Отказ от общепринятых стихотворных форм в 20-е годы прошлого века во многом объясняется отрицанием имажинистами стиля грузинской поэзии .

Имажинизм, сделавший свободный стих дисциплиной и законной поэтической формой, повлиял на ряд поэтических кружков и движений. Его влияние можно ясно видеть в работе поэтов объективистскую , , который стал известен в 1930 — е годы под эгидой Фунта и Williams. Объективисты работали в основном в свободном стихе. Ясно связывая принципы объективизма с принципами имажизма, Луи Зукофски в своем введении к объективистскому выпуску « Поэзии» 1931 года настаивал на письме, «которое является деталью, а не миражом, видения, мышления с вещами такими, как они существуют, и их направления. линия мелодии «. Зукофский оказал большое влияние на поэтов-языковедов , которые довели имажинистский фокус на формальных проблемах до высокого уровня развития. В своем основополагающем 1950 эссе Проективного Стиха , Чарльз Олсон , теоретик из поэтов Black Mountain , пишет «Одно восприятия должно немедленно и непосредственно привести к дальнейшему восприятию», его кредо , полученный из и дополненных имажинистов.

Среди битников , Гэри Снайдер и Аллен Гинзберг, в частности, испытали влияние имажинистского акцента на китайскую и японскую поэзию. Уильямс также оказал сильное влияние на поэтов-битников, вдохновив таких поэтов, как Лью Уэлч, и написал введение для книжной публикации « Вой Гинзберга» (1955).

Происхождение

Термин заимствован у имажистов — была такая авангардистская английская поэтическая школа. Русские читатели впервые увидели это слово в статье, которую З. Венгерова опубликовала в 1915 году. Автор рассказывала о Эзре Паунд и Уиндеме Льюисе — лондонских поэтах-имажистах, которые пытались сосредоточиться на тех образах, которые составила сама первозданная стихия поэзии. Русские имажинисты ничего похожего на стихи имажистов не писали, преемниками их не собирались быть изначально, заимствован был только термин.

Это была самая последняя поэтическая школа из тех, которые сколько-нибудь нашумели в первой половине двадцатого века. Несмотря на то что организовались поэты-имажинисты через два года после революции, ничего революционного они в поэзию не принесли. Хотя считали, что у них свой путь. Русские имажинисты — это небольшая группа поэтов, отошедших от футуризма, причём некоторые продолжали писать в прежней направленности. Все поэты были абсолютно разноплановы, задекларированных принципов стихосложения никто из них не придерживался. Первый поэтический вечер имажинистов прошёл 29 января 1919 года в помещении Всероссийского союза поэтов.

Ранние публикации и заявления о намерениях

HD

В 1911 году Паунд представил группе Эйфелевой башни двух других поэтов: свою бывшую невесту Хильду Дулиттл (которая начала подписывать свои работы HD ) и ее будущего мужа Ричарда Алдингтона. Эти двое были заинтересованы в изучении греческих поэтических моделей, особенно Сапфо, и этот интерес разделял Паунд. Сжатие выражения, которого они достигли, следуя примеру Греции, дополнило интерес протоимагистов к японской поэзии, и в 1912 году во время встречи с ними в чайной комнате Британского музея Паунд сказал H.D. и Алдингтон, что они имажисты, и даже поставили подпись H.D. Вообразите некоторые стихи, которые они обсуждали.

Когда Гарриет Монро основала свой журнал Poetry в 1911 году, она попросила Паунда выступить в качестве иностранного редактора. В октябре 1912 года он представил по три стихотворения Х.Д. и Aldington под рубрикой Imagiste с примечанием, в котором Алдингтон описывается как «один из« Imagistes »». Эта заметка, наряду с примечанием к приложению («Полное собрание сочинений Т.С. Хьюма») в книге Паунда «Ripostes» (1912), считается первым появлением слова «Imagiste» (позже англоязычного «Imagist») в печати.

Стихи Алдингтона, Choricos, To a Greek Marble и Au Vieux Jardin, были в ноябрьском выпуске Poetry, а HD’s, Hermes of the Ways, Priapus и Epigram появились в январском номере 1913 года. ; Имажинизм как движение зародилось. В апрельском выпуске «Поэзии» опубликовано то, что стали называть «вдохновляющим текстом имажизма», похожее на хайку стихотворение Паунда под названием «На станции метро»:

Появление этих лиц в толпе:
Лепестки на мокрой черной ветке.

В мартовском выпуске журнала «Поэзия» за 1913 год были опубликованы «Несколько недопустимых действий одного имажиста» и эссе под названием «Имажизм», написанные Паундом, причем последнее приписывается Флинту. Последний содержал такое краткое изложение позиции группы:

  1. Прямое отношение к «вещи», субъективное или объективное.
  2. Не использовать абсолютно никаких слов, которые не способствуют представлению.
  3. Что касается ритма: составлять последовательность музыкальных фраз, а не последовательность метронома.

нота Паунда, открытая определением образа как «того, что представляет собой интеллектуальный и эмоциональный комплекс в мгновение ока». время». Паунд продолжает: «Лучше представить одно изображение за всю жизнь, чем создавать объемные работы». Его список «чего нельзя» подкрепляет три его утверждения в «Имажизме», предупреждая, что их следует рассматривать не как догму, а как «результат долгих размышлений». Взятые вместе, эти два текста составляли программу Imagist для возврата к тому, что они считали лучшей поэтической практикой прошлого. Ф. С. Флинт прокомментировал: «Мы никогда не утверждали, что изобрели луну. Мы не претендуем на оригинальность наших идей».

В предисловии 1916 года к комментариям «Некоторые поэты-имажинисты»: «Имажинизм — это не просто представление изображений. Имажинизм относится к манере изложения, а не к предмету «.

В мире литературы. 11 класс. А. Г. Кутузов

Имажинизм

Образ, и только образ… Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ — это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия.

«Декларация», 1919

«Выявление жизни через образ». Имажинизм (от англ., франц. image— образ) — литературное течение, которое возникло в России в первое послереволюционное десятилетие. Во многом имажинизм «вырос» из футуризма. Используя те же приемы эпатажа, поэты Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф и художники Борис Эрдман, Георгий Якулов провозгласили «единственным несравненным методом… выявление жизни через образ и ритмику образов». На первый план в эстетике имажинизма выдвигался образ «как таковой»: не слово-символ в его многозначности, как в символизме, не слово — название вещи, как в акмеизме, не слово-звук, как в кубофутуризме, а слово-метафора. Оно шокировало новизной восприятия, оно соединяло отдаленные по значению предметы или явления.

В. Шершеневич

И ресницы стучат в тишине, как копыта,

По щекам, зеленеющим скукой, как луг.

С. Есенин

Плещет рдяный мак заката

На озерное стекло.

И невольно в море хлеба

Рвется образ с языка:

Отелившееся небо

Лижет красного телка.

В 1919 году была опубликована «Декларация», авторы которой заявили: «Нам смешно, когда говорят о содержании искусства… Тема, содержание — это слепая кишка искусства — не должны выпирать… из произведений… Искусство, построенное на содержании, искусство, опирающееся на интуицию… должно было погибнуть от истерики». Имажинизм, как и футуризм, был течением авангардистским, отрицающим традиции. Стремление классической литературы к целостности объявляется имажинистами «обанкротившимся», старомодным и не отвечающим новым реалиям действительности. Приверженцы нового литературного течения проповедуют идею «точного языка», предметность и конкретность образа. Тематика их произведений «нейтральная» и несущественная, ей надлежит отступить перед «чистой образностью». За этими декларациями стоит вызов романтической эстетике и гуманистической концепции человека. Имажинисты предлагали отказаться от непосредственного личностного переживания как материала художественного творчества, подражанию природе противопоставляется искусство, основанное на идее логической сконструированности. «Надсодержательность» нового видения мира и человека предлагается имажинистами как самодостаточный поэтический прием.

Назначение поэта-имажиниста сводится к точности изображения, ясности языка, к намеку на некую поэтическую реальность. Это было и слабой и сильной стороной имажинизма. Слабой потому, что имажинисты настаивали на принципиальном разрыве искусства и жизни, сильной — потому, что возвратили поэзии строгость форм.

Интересен и тот факт, что сам термин «имажинизм» был заимствован у англо-американского течения, которое объединило в своих рядах Т. С. Элиота, Д. Г. Лоренса, Э. Паунда. Однако русские имажинисты не считали «зарубежных коллег» своими предшественниками. Это проявилось даже в том, как они писали иноязычное слово: «Я по преимуществу имажонист…» {В. Шершеневич).

Однако, провозгласив идею самоценности слова-образа, а главное — неизбежность антагонизма искусства и реальности, в творческой практике все поэты-имажинисты отступали от своей же теории. Может быть, поэтому и объединение поэтов-имажинистов не было долговечным. Одним из первых о своих расхождениях с собратьями по перу заявил Сергей Есенин. В статье «Быт и искусство» он напишет: «У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласовано все». Возможно, эта несогласованность и привела к тому, что через три года группа была распущена. «В «Почти декларации»… имажинисты вынуждены были признать, что «малый образ» (слово-метафора, сравнение) должен быть подчинен образам высшего порядка — стихотворению как лирическому целому, «образу человека», сумме лирических переживаний, а характер— «образу эпохи», «композиции характеров». С отказом от принципа автономности «малого образа» имажинизм терял главное основание для самостоятельного существования » (А. Ревякина). Так закончилась очередная попытка русских поэтов «преодолеть» время.

Вопросы и задания

Подготовьте небольшое сообщение, устное или письменное (последнее может быть выполнено в форме небольшой статьи для учебника), о творчестве одного из поэтов-има- жинистов.

Задания для тех, кому интересно.

Прочитайте «Ключи Марии» Сергея Есенина и подумайте, почему это произведение было воспринято имажинистами как своеобразный манифест.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Пре-имажинизм

Известные поэты эдвардианской эпохи 1890-х годов, такие как Альфред Остин, Стивен Филлипс и Уильям Уотсон, очень много работали в тени Теннисона, производящие слабые имитации поэзии викторианской эпохи. Они продолжали работать в этом ключе и в первые годы 20 века. В начале нового века Остин по-прежнему оставался действующим британским лауреатом поэт-лауреатом и занимал этот пост до 1913 года. В первое десятилетие века поэзия все еще имела большую аудиторию; тома стихов, опубликованных в то время, включали «Династы» Томаса Харди, Посмертные поэтические произведения Кристины Россетти, Стихи Эрнеста Доусона, последние Стихи, Баллады о Чичако Роберта Сервиса и Баллады и стихи Джона Мейсфилда. Будущий лауреат Нобелевской премии Уильям Батлер Йейтс посвятил большую часть своей энергии Театру аббатства и сочинительству для сцены, создав в этот период относительно мало лирических стихов. В 1907 году Нобелевская премия по литературе была присуждена Редьярду Киплингу.

Истоки имажинизма можно найти в двух стихотворениях: «Осень» и «Городской закат» Т. Э. Халм. Они были опубликованы в январе 1909 года Клубом поэтов в Лондоне в буклете под названием For Christmas MDCCCCVIII. Халм изучал математику и философию; он принимал участие в создании клуба в 1908 году и был его первым секретарем. Примерно в конце 1908 года он представил свою статью Лекция по современной поэзии на одном из заседаний клуба. Запись в А. Журнал Р. Орейджа The New Age, поэт и критик Ф. С. Флинт (поборник вольной и современной французской поэзии) очень критически относился к клубу и его публикациям. В результате последовавших дебатов Халм и Флинт стали близкими друзьями. В 1909 году Хьюм покинул Клуб поэтов и начал встречаться с Флинтом и другими поэтами в новой группе, которую Халм назвал «Клубом сецессионов»; они встретились в ресторане Эйфелевой башни в лондонском районе Сохо, чтобы обсудить планы реформирования современной поэзии с помощью свободных стихов и танка и хайку, а также путем удаления всего ненужного. словоблудие из стихов. Интерес к японским стихотворным формам может быть помещен в контекст позднего викторианского и эдвардианского возрождения интереса к шинуазри и Японизм, о чем свидетельствует мода 1890-х годов на японские гравюры Уильяма Андерсона, переданные в дар Британскому музею, постановки пьес Но в Лондоне и успех оперетты Гилберта и Салливана Микадо (1885). Прямые литературные модели были доступны из ряда источников, включая Ф. «Хяк нин is’shiu» В. Дикинса 1866 г., или «Стансы века поэтов, являющиеся японскими лирическими одами», первая англоязычная версия «Хякунина Ишуу » XIII века. антология 100 вака, критические произведения начала 20 века и стихи Садакичи Хартманна, а также современные французские переводы.

Американский поэт Эзра Паунд был представлен группе в апреле 1909 года и нашел их идеи близкими к его собственным. В частности, исследования Паунда в романтической литературе привели его к восхищению сжатым, прямым выражением, которое он обнаружил в трудах Арнаута Даниэля, Данте и Гвидо Кавальканти. и другие. Например, в своей серии эссе 1911–12 годов Паунд пишет строчку Даниэля «pensar de lieis m’es repaus» («мне остается думать о ней») из канцоны En breu brizara ‘l temps braus: «Вы не можете сделать заявление проще, яснее или менее риторическим». Эти критерии — прямота, ясность и отсутствие риторики — входили в число определяющих качеств имажинистской поэзии. Благодаря дружбе с Лоуренсом Биньоном Паунд уже проявил интерес к японскому искусству, изучив гравюры Нисики-э в Британском музее, и быстро увлекся в изучении родственных японских стихотворных форм.

В статье 1915 года в La France французский критик Реми де Гурмон описал имажинистов как потомков французских символистов. Паунд подчеркнул это влияние в письме 1928 г. французскому критику и переводчику Рене Топену. Он указал на то, что Хьюм был обязан традициям символизма через Уильяма Батлера Йейтса, Артура Саймонса и поколения британских поэтов Rhymers ‘Club и Малларме. В своем исследовании 1929 года Топин пришел к выводу, что, как бы ни было велико расхождение в технике и языке, «между образом имажиниста и« символом »символистов есть разница только в точности». В 1915 году Паунд редактировал стихи другого поэта 1890-х годов, Лайонела Джонсона. В своем введении он написал

Никто не написал более чистого имажизма, чем , в строке. Ясно лежите поля и растворяйтесь в синем воздухе,. Он красив, как китайский.

После имажинизма

В 1929 году Уолтер Лоуэнфельс в шутку предложил Олдингтону выпустить новую антологию имажинизма. Олдингтон, к настоящему моменту успешный писатель, поддержал это предложение и заручился помощью Форда и HD. В результате появилась Антология имажинизма 1930 года , отредактированная Олдингтоном и включающая всех участников четырех более ранних антологий, за исключением Лоуэлла, который умер, Каннелл, который исчез, и Паунд, который отказался. С появлением этой антологии началось критическое обсуждение места имажинистов в истории поэзии ХХ века.

Из поэтов, публиковавшихся в различных антологиях имажинизма, Джойса, Лоуренса и Олдингтона сейчас в первую очередь вспоминают и читают как писателей. Марианна Мур, которая была в лучшем случае второстепенным членом группы, выработала собственный уникальный поэтический стиль, в котором сохранялась имажинистская забота о сжатии языка. Уильям Карлос Уильямс развивал свою поэтику в соответствии с четко выраженными американскими чертами, с его изменчивой ногой и дикцией, которая, как он утверждал, была взята «из уст польских матерей». И Паунд, и HD обратились к поэзии в длинных формах, но сохранили резкую грань своего языка как наследие имажинизма. Большинство других членов группы в значительной степени забыты вне контекста имажинизма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: