Уильям бёрд

Литература

  • Бирд, Виллиам // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Kerman J. The Masses and motets of William Byrd. Berkeley: University of California Press, 1981
  • Harley J. William Byrd: gentleman of the Chapel Royal. Aldershot: Scolar Press; Brookfield: Ashgate Pub. Co., 1997
  • Klotz M. Instrumentale Konzeptionen in der Virginalmusik von William Byrd.Tutzing: Schneider, 2005
  • Brett P., Kerman J., Moroney D. William Byrd and his contemporaries. Berkeley: University of California Press, 2007
  • Harley J. The world of William Byrd : musicians, merchants and magnates. Farnham: Ashgate, 2010, ISBN 978-1-409-40088-2

definition — БЕРД УИЛЬЯМ

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Бёрд, Уильям

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Уильям Бёрд

Уильям Бёрд (англ. William Byrd, или  — 4 июля , Стондон Масси, Эссекс) — крупнейший английский композитор, органист и клавесинист елизаветинской эпохи.

Биография и творчество

Сведений о жизни композитора сохранилось немного, они отрывочны. Ученик Т. Таллиса. В был органистом собора в Линкольне. В  — придворный композитор. В — жил с семьей в Харлингтоне, Миддлсекс, где его жена в умерла. Бёрд опубликовал три книги латинских мотетов (, , ) и два сборника музыки к английским текстам (, ). В переселился с семьей в деревню в Эссексе, где жил до самой смерти. Бёрд опубликовал еще три мессы (—) и две книги «Градуалий» (, ). После («Пороховой заговор»), в период борьбы с католицизмом, некоторые его сочинения были запрещены к исполнению в Англии под страхом тюрьмы.Бёрд стал родоначальником английского мадригала. Его произведения отличаются простотой (он избегал сложных полифонических приёмов), оригинальностью формы, которая следует за текстом, и гармонической свободой. Все музыкальные средства призваны утверждать красоту и радость жизни в противоположность средневековой строгости и сдержанности. В жанре мадригала у композитора было много последователей.Бёрд также создавал духовные произведения (мессы, псалмы) и инструментальную музыку. в сочинениях для вёрджинела он использовал мотивы народных песен и танцев. Композитор очень хотел, чтобы написанная им музыка «счастливо несла хоть немного нежности, отдохновения и развлечения» — так писал Уильям Бёрд в предисловии к одному из своих музыкальных сборников.

Литература

  • Kerman J. The Masses and motets of William Byrd. Berkeley: University of California Press, 1981
  • Harley J. William Byrd: gentleman of the Chapel Royal. Aldershot: Scolar Press; Brookfield: Ashgate Pub. Co., 1997
  • Klotz M. Instrumentale Konzeptionen in der Virginalmusik von William Byrd.Tutzing: Schneider, 2005
  • Brett P., Kerman J., Moroney D. William Byrd and his contemporaries. Berkeley: University of California Press, 2007
  • Бёрд, Уильям: Ноты произведений на International Music Score Library Project

T

The Battell (Battell)The Bells (Колокола)The Carman’s Whistle (Свистку Карман в)The Eagle’s Force (Сила орла)The Earl of Salisbury Pavan and 2 GalliardsThe Earle of Oxfords Marche, FVB 259The Ghost, FVB 162The Great Service (Отличный сервис)The Greedy Hawk (Жадный Hawk)The Hunt’s Up, FVB 59The Maydens Song, FVB 126The Nightingale (Соловей)The Quadran Paven & Galiard, FVB 133-134The Queen’s Alman, FVB 172The Woods So Wild, FVB 67This Sweet and Merry Month of May, T 317Though Amaryllis Dance in Green (Хотя Амариллис танца в зеленый)Tregian’s Ground, FVB 60Tristitia et anxietasTriumph, with Pleasant MelodyTu es Petrus (Tu Es Петрус)Tui sunt coeli (Туй Sunt Коэли)Turbarum voces

Y

Ye Sacred Muses (Ye Священные Музы)
WikipediaУильям Бёрд (англ.  William Byrd, 1543 или 1544 — 4 июля 1623, Стандон Мэсси, Эссекс) — английский композитор, органист и клавесинист. Крупнейший и наиболее разносторонний композитор елизаветинской эпохи.
Учился у Т. Таллиса. В 1563—1572 органист кафедрального собора в Линкольне, где писал незамысловатую музыку для тамошней англиканской литургии. С 1572, став членом («джентльменом») Королевской капеллы в Лондоне, сблизился с двором Елизаветы. Первая публикация Бёрда последовала в 1575 в сборнике «Cantiones quae ab argumento sacrae vocantur» (см. Cantiones sacrae), в который Бёрд и Таллис написали по 17 посвящённых королеве (латинских духовных) мотетов. Ранние мотеты Бёрда обнаруживают влияние техники и стиля Альфонсо Феррабоско (итальянского композитора, работавшего при лондонском королевском дворе в 1562-78 гг.).
Происходивший предположительно из протестантской семьи, Бёрд в течение 1570-х гг. становился всё более ревностным католиком. В Харлингтоне (западный пригород Лондона), где он жил в 1577—1592 гг., сначала его жена, а затем и он сам попали в черные списки так называемых рекузантов — лиц, отказывавшихся посещать протестантские богослужения. По мнению современных музыковедов, в 50 латинских мотетах, написанных в этот период, этический тон композитора меняется: Бёрд намеренно избирает библейские тексты, которые повествуют о гонениях на избранных (Domine praestolamur), повествуют о вавилонском и египетском пленении (Domine tu iurasti) и о долгожданном избавлении от притеснений (Laetentur caeli, Circumspice Jerusalem). Мотет Бёрда Deus venerunt gentes (первые четыре стиха Пс.78) считается непосредственной реакцией на известие о казни архиепископа-мученика Эдмунда Кэмпиона, потрясшей своей жестокостью католиков Англии и всей Европы. В 1583 г. Филипп де Монте послал Бёрду свой мотет на первые стихи знаменитого Пс.136 (Super flumina Babylonis), символически закончив его стихом «Как запоем песнь Господню на земле чужой»? Бёрд ответил Филиппу собственным мотетом на тот же псалом, начав его именно с этих слов (Quomodo cantabimus), где продемонстрировал своё высокое полифоническое мастерство.
В 1589 и 1591 Бёрд опубликовал ещё два сборника латинских мотетов («Cantiones sacrae») и два сборника консортных песен на английские стихи (1588 и 1589). Последние исследователи интерпретируют как шаг к восстановлению отношений композитора с королевским двором, испорченных в бурные 1580-е гг.
В 1593 Бёрд перебрался в небольшую деревню Стандон Мэсси (Stondon Massey) в Эссексе. Под патронажем местного лорда (католика) Джона Петра в его владениях он мог относительно безопасно участвовать в католических богослужениях. Здесь же, приблизительно между 1593 и 1595 гг., он написал свою лучшую церковную музыку: три ординарных мессы (на 3, 4 и 5 голосов) и два больших сборника проприальных распевов (на 3 — 6 голосов) для всего календарного цикла под названием «Градуалы» (лат. Gradualia; изданы в Лондоне, 1605-07), в которые вошли не только градуалы (как можно было бы заключить из названия сборников), но и интроиты, аллилуйи, тракты, оффертории и коммунио.
Бёрд считается родоначальником английской школы вирджиналистов. Клавирная музыка, которую он начал сочинять с середины 1570-х гг., вошла в два знаменитых рукописных сборника — «Вирджинальную книгу Фицуильяма» и так называемую «Книгу Миледи Невилл» (My Ladye Nevells Booke, 1591), целиком состоящую из его музыки. Наибольшую по удельному весу часть вирджиналистики Бёрда составляют микроциклы из паваны и гальярды, а также различного рода вариации (в том числе граунды), в которых он демонстрирует поразительную изобретательность в мелодике, ритмике, фактуре (например, в вариациях на тему популярной элегии «Плач по Уолсингему» )

Важное место занимают развлекательные и характеристические пьесы с программными заголовками, нередко с элементами звукоподражания; наиболее известные из них «Битва» («The Battell», MB 94) и «Возница насвистывает» («Carman’s Whistle», MB 36). На клавирные сочинения Бёрда принято ссылаться аббревиатурой ‘MB’ с прибавлением порядкового номера сочинения из полного издания, подготовленного Аланом Брауном:
После 1605 («Пороховой заговор»), в период борьбы с католицизмом, некоторые сочинения Бёрда были запрещены к исполнению в Англии под страхом тюрьмы.

M

Malt’s come downe, FVB 150Mass for 3 Voices (Масса в течение 3 голосов)Mass for 4 Voices (Масса в течение 4 голосов)Mass for 5 Voices (Масса в течение 5 голосов)Memento homo (Memento гомо)Memento salutis auctorMethought of Late (Мне казалось в последнее время)Miserere a 4, FVB 177Miserere mei Deus (Мизерере мэй Deus)Miserere mihi Domine (Мизерере Михи Domine)Monsieur’s Alman & Variatio, FVB 61-62My Ladye Nevells Booke (Мой Ladye Nevells Бук)My Ladye Nevells Grownde (Мой Ladye Nevells Grownde)My Little Sweet Darling (My Little Сладкий Дарлинг)My Lord of Oxenfords Maske (Мой Господь Oxenfords Маске)My Mind to Me a Kingdom Is (My Mind Мне Королевство)

Примечания

  1. ↑ Byrd, William (англ.) // Encyclopædia Britannica: a dictionary of arts, sciences, literature and general information
  2. Бёрд // Музыкальный словарь: Перевод с 5-го немецкого издания
  3. ↑ Byrd, William (DNB00) (англ.) // Dictionary of National Biography
  4. William Byrd // Encyclopédie Larousse en ligne (фр.)
  5. Find a Grave (англ.)
  6. Бёрд // Гондольера — Корсов. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1974. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия :  / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 2).
  7. Уолсингем — место на востоке Англии с храмом Богородицы, любимейшее место паломничества английских католиков. Храм был разрушен протестантами в 1538 г. Большой цикл вариаций на тему той же песни написал Джон Булл, известную гальярду — Дж. Доуленд.
  8. Это сочинение известно также под (неаутентичным) названием «Барабан и флейта».

БИОГРАФИЯ

БЁРД, УИЛЬЯМ (Byrd, William) (ок. 1543–1623), композитор елизаветинской эпохи, один из крупнейших английских музыкантов. О его детстве и периоде становления сведений не сохранилось. 27 февраля 1563 он был назначен органистом собора в Линкольне, а 22 февраля 1570 – солистом лондонской Королевской капеллы. До декабря 1572 Бёрд совмещал обе должности, а затем уехал из Линкольна и, по-видимому, поселился в Лондоне. В сборнике духовных песен Cantiones Sacrae, изданном совместно с Т.Таллисом в 1575, Бёрд упомянут как придворный органист – как и в собственных его публикациях духовной музыки (1589, 1591, 1605 и 1607); однако ни в одном официальном списке он не значится в качестве органиста. В 1575 Бёрд и Таллис получили лицензию на монопольное издание музыкальных произведений (когда в 1585 Таллис умер, она перешла к Бёрду). Но монополия оказалась не слишком прибыльной, и в 1577 оба предпринимателя обратились к королеве Елизавете с просьбой о поддержке. Бёрд, который в 1568 женился на Джулиане Бёрли, был уже отцом четверых (или пятерых) детей и жил в то время в Харлингтоне (в Мидлсексе). В 1593 он переехал в Стондон-Месси близ Онгара (графство Эссекс), где и прожил до конца дней. Когда его жена умерла (после 1586), Бёрд во второй раз вступил в брак. В течение нескольких лет он был занят судебными процессами, отстаивая заявленные им права на собственность. Но его жизнь еще более осложнялась другим обстоятельством: находясь на службе в Англиканской церкви, он оставался католиком. Бёрд неоднократно представал перед церковным судом как нонконформист, но, судя по всему, отстранить его от службы в Королевской капелле никто не пытался. После его смерти в 1623 в служебных списках капеллы он был отмечен как «родоначальник музыки» («Father of Music»).

При жизни Бёрда опубликованы следующие его сочинения: а) католическая церковная музыка на латинские тексты: Cantiones Sacrae (совместно с Таллисом), 1575; Sacrae Cantiones, тетрадь I, 1589; Sacrae Cantiones, тетрадь II, 1591; Gradualia, тетрадь I, 1605; Gradualia, тетрадь II, 1607; три мессы (для трех, четырех и пяти голосов), дата издания не установлена; б) светская вокальная музыка и англиканская церковная музыка на английские тексты: Псалмы, сонеты, печальные и благочестивые песни (Psalmes, Sonets & Songs of Sadnes and pietie, 1588); Разные песни (Songs of sundrie natures, 1589); Псалмы, песни и сонеты (Psalmes, Songs and Sonnets, 1611); в) музыка для клавира: Parthenia (совместно с Джоном Буллом и Орландо Гиббонсом), 1611. Среди дошедших до нас рукописей – католические мотеты, англиканские хоралы, песни, камерная музыка для струнных, сочинения для клавишных инструментов. Католическая духовная музыка Бёрда, опубликованная или сохранившаяся в рукописях, очевидно, создавалась для домашнего богослужения. Светские сочинения из тетради Псалмов, сонетов и песен (1588) и некоторые из Разных песен предназначались для голоса и струнных. Тексты к партиям струнных прилагались, вероятно, затем, чтобы удовлетворить растущий интерес публики к жанру мадригала, о чем свидетельствует изданный Н.Йонджем сборник итальянских мадригалов с английскими текстами Musica Transalpina (1588). Бёрд не был мадригалистом в строгом смысле слова: его, по-видимому, больше привлекала духовная, нежели светская музыка. Высшими творческими достижениями Бёрда являются три мессы и католические мотеты – произведениях на латинские тексты, которые, по его собственному признанию, даровали ему вдохновение.

Умер Бёрд в Стондон-Месси 4 июля 1623.

P

Passione Domine secundum JoannemPavan and Galliard ‘Sir William Petre’Pavan ‘Bray’ and GalliardPavana & Galiarda, FVB 167-168Pavana & Galiarda, FVB 252-253Pavana & Galiarda, FVB 254-255Pavana & Galiardas ‘Passamezzo’, FVB 56-57Pavana & Galliarda, FVB 165-166Pavana & Galliarda, FVB 174-175Pavana Fantasia & Galiarda, FVB 257-258Pavana, FVB 256Pavana. Canon, FVB 275Pavane in A minor (Павана ля минор)Pavans for Consort ReconstructionsPeccantem me quotidie (Peccantem меня quotidie)Pescodd Time, FVB 276Post dies octo (Сообщение умирает Octo)Praeludium & Fantasia, FVB 100, 52Praise Our Lord all Ye GentilesPrelude in C major, T 517Prelude in G minor, T 515Preludium a 5, T 386Prostrate, O Lord, I liePsalmes, Sonets and Songs (Psalmes, Sonets и песни)Psalmes, Songs, and Sonnets (Psalmes, Песни и сонеты)Puer natus est nobis (Пуэр Natus Предполагаемое Nobis)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: