Ранняя биография переводчика
Жан-Франсуа родился в 1790 году в Фижаке в большой многодетной семье. Он учился в Гренобле, где уже с ранних лет демонстрировал уникальные способности к лингвистике.
Уже в 19 лет юноша стал доктором литературы, а к 20 годам – полиглотом: к этому возрасту Жан-Франсуа в совершенстве овладел древнегреческим и древнееврейским языками, латынью, санскритом, выучил амхарский, фарси, пехлеви, авестийский и китайский языки.
В 1809 году Шапмольон – доцент истории в Гренобле, уважаемый и талантливый преподаватель.
В 1812 году Жан-Франсуа женился, а в 1824 стал отцом.
С 1818 года Шампольон согласился возглавлять кафедру истории и географии в гренобльском Королевском колледже.
Франсуа Шампольон
Франсуа Шампольон.
Краткая
автобиография.
В начале 1790 года жена Жака Шампольона
лежала полностью парализованной. Врачи отказались от лечения, считая, что дни
ее сочтены. Тогда Жак призвал на помощь местного знахаря-колдуна по имени
Жаку. Колдун приказал положить больную на разогретые целебные травы и дал ей
выпить горячего настоя, объявив при этом (это потрясло всех присутствующих),
что она выздоровеет и родит младенца который покроет себя немеркнущей славой.
На третий день больная встала на ноги , а
23 декабря 1790 года у нее родился сын — Жан Франсуа Шампольон — человек,
которому удалось расшифровать египетские иероглифы. Так сбылись оба
предсказания.
Франсуа учился плохо, из-за этого в 1801
году его старший брат увозит мальчика к себе в Гренобль. Вскоре Фижак заметил,
что мальчик обладает удивительными способностями. Он проявлял просто
фантастические способности к языкам и к двенадцати годам свободно знал
латинский и греческий, а немного позже и древнееврейский.
В том же году, будучи в гостях у знаменитого
Фурье, он впервые увидел египетские иероглифы.
“Этого никто не может прочесть” — сказал
знаменитый ученый.
“Я прочту это, когда вырасту” — ответил юный
Шампольон и с тех пор это стало его мечтой.
Франсуа изучает все древние языки, хоть
отдаленно напоминающие древнеегипетский. Он упорно изучает все материалы,
связанные с Египтом. Летом 1807 года, семнадцати лет отроду, он выпускает книгу
“Египет при фараонах”, за что его единогласно 1 сентября 1807 года избирают
членом Гренобльской академии.
После этого он переезжает в Париж и целиком
погружается в работу.
В Париже, при содействии Фурье, Франсуа
изучает находки, привезенные из египетской экспедиции Наполеона
Его внимание
привлекает камень, найденный при рытье траншей в Розетте. Исследуя эту
таинственную каменную плиту, Шампольон младший приходит к выводу, что камень
является ключом к разгадке письменности древнего Египта. Три надписи,
сделанные на камне в древнегреческом, демотическом и иероглифическом формате,
были идентичны по содержанию
Первый успех пришел в 1808 году, Франсуа
удалось разгадать несколько знаков. Он работал, как одержимый, по 17 часов в
сутки . Однако, стесненный в средствах, живя в холодной квартире, он
заболел. Брат настоятельно просит его переехать обратно в Гренобль. Весной в
1809 году Франсуа возвращается, а 10 июля 1809 года был назначен профессором
истории в Гренобльский университет.
Он пишет большое количество статей и трудов,
посвященных древнему Египту. Однако война срывает его планы. Постоянные
проблемы продолжали преследовать молодого ученого. От напряженной работы
ухудшалось его здоровье, однако он упорно продолжал работу по расшифровке
текста.
Прорыв наступил, когда Шампольон понял, что
иероглифы — это слога. Не будучи алфавитными, иероглифические рисунки были
слоговыми!
Он продвигался все дальше и дальше.
Окончательную точку в решении загадки ученый поставил после экспедиции в
Египет. Эта экспедиция продолжавшаяся с июля 1828 года по декабрь 1829 года,
была поистине его триумфальным шествием. Одного взгляда было достаточно
Шампольону, чтобы прочесть тексты высеченные на древних стенах. Он
классифицирует постройки по периодам, читает многочисленные древнеегипетские
тексты.
Шампольон представил всю свою работу по
приезду в Париж перед специальной комиссией. Однако уровень и степень
представленных материалов были настолько грандиозны, что комиссия сочла их
фантастическими и невозможными. Работа Шампольона шла в разрез со сложившимися
мнениями и стереотипами о древнем Египте и его письменности.
Ученый скончался три года спустя. Смерть его
была преждевременной для молодой науки египтологии. Он умер слишком рано и не
увидел признания своих заслуг. Лишь в 1866 году был найден Каннопский
трехъязычный декрет, подтвердивший правоту Франсуа Шампольона. А в 1896
году в речи Ле Паж Ренуфа, перед королевским научным обществом в Лондоне,
Шампольон был признан величайшим ученым египтологом современности. Это
случилось через шестьдесят четыре года после его смерти.
Список литературы:
“История древнего
мира”. Москва, изд.“Просвещение”.
2. К.
К. Керам “Боги, гробницы, ученые”.
Hamburg —
Санкт-Петербург изд. “КЭМ” 1995.
Детство, увлечения и выбор профессии
Жан-Франсуа родился в Фидаже, на юге Франции в 1790 году. Его отец держал книжную лавку, достаточно хорошо зарабатывал. С детства Шампиньон-младший был окружён книгами, к которым проявлял огромный интерес. Хотя родители мало занимались воспитанием младшего сына. Эту обязанность взял на себя старший брат Жак-Жозеф. Именно он научил брата читать. В 9 лет Жан-Франсуа уже умел читать по-латыни и знал древнегреческий.
Когда старший брат отправился на работу в Гренобль, Жан-Франсуа пошел в школу в Фижаке. Но вскоре брат забрал его в Гренобль, где кроме школы оплачивал ему занятия по изучению арамейского, еврейского и сирийского языков. Кроме того, Жак-Жозеф собирал для брата библиотеку. Во время французской революции многие дворяне оставляли свои библиотеки, поэтому книги можно было купить за низкую цену. С другой стороны, именно это привело к тому, что у их отца финансовое положение ухудшилось.
Вскоре старший брат познакомился с главой департамента в Изере, Жозефом Фурье, ранее работавшим главой Египетского института. Так началась любовь братьев Шампольон к египтологии.
В 1804 году Жан-Франсуа отправился учиться в лицей, параллельно учил арабский и коптский языки. Старший брат впервые заинтересовался Розеттским камнем. Это плита, найденная неподалеку от Александрии в 1799 году. На ней содержалось три надписи: древнеегипетскими иероглифами, на египетском позднего периода и на древнегреческом.
В 1807 году Шампольон-младший окончил лицей и сразу был принят на работу в местную академию в Гренобле.
Литература
- Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
- Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
- Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
- Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
- Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
- В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
- Э. Бикерман. Государство Селевкидов
- Э. А. Менабде. Хеттское общество
- А. Кравчук. Закат Птолемеев
- Владимир Миронов. Древние цивилизации
- Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
- Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
- Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
- Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
- Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
- Ян Марек. По следам султанов и раджей
- Роман Светлов. Великие сражения Востока
- Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
- коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
- Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
- А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
- М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
- Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
- Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
- Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
- Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
- В. М. Запорожец. Сельджуки
- М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
- М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
- Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
- Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
- Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
- Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
- Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
- Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
- Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
- Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
- Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
- Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
- Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
- Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
- Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
- Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
- Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
- Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
- Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
- Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
- Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
- Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
- Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
- Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней
Интерес к египтологии
Новый период в биографии Шампольона – неиссякаемый интерес к Египту, который проснулся после знаменитых кампаний Бонапарта конца XVIII – начала XIX веков.
Напомним, в 1799 году французская армия обнаружила в Египте Розеттский камень с загадочными надписями. Многие археологи в течение длительного времени не могли расшифровать таинственные письмена. Однако это удалось Шампольону: ему пригодились блестящие знания восточных языков.
С 1826 года переводчик занял должность хранителя Луврской египетской коллекции. С 1827 года ее окрыли для публики.
Через 2 года Жан-Франсуа отправится во франко-тосканскую экспедицию в Египет, во главе которой он встал. Ему помогал бывший студент Ипполито Розеллини, который в это время уже преподавал восточные языки в Пизанском университете.
Итогом экспедиции стал монументальный труд «Памятники Египта и Нубии» 1845, изданный уже после смерти переводчика.
Известно, что, проводя исследование памятников великой Долины Царей, француз повредил захоронение Сети Первого, отколов два барельефа с могилы фараона. Сегодня они демонстрируются в Лувре.
Следующий шаг в карьере Шампольона – членство в Академии надписей и изящной словесности с 1930 года.
В 1931 году переводчик приступил к преподавательской деятельности в Колледж де Франс, где исключительно для него открыли кафедру истории и археологии Египта. Ее Шампольон и возглавил, но, к сожалению, долго наслаждаться новым положением ему не было суждено: изматывающая научная работа в Египте сказалась на здоровье Жана-Франсуа: в 41 год он скончался в Париже. Его могила находится на кладбище Пер-Лашез.
Память
В родном городе переводчика Фижаке в 1986 году открыли посвященный ему музей. Из его экспозиции можно узнать подробности биографии Шампольона, интересные факты о сделанных им открытиях, а также об истории мировой письменности. Любопытно рассмотреть и фасад здания музея: на нем красуются идеограммы систем письма разных народов мира.
Жан-Франсуа Шампольон – одаренный переводчик и лингвист, который внес значительный вклад в развитие египтологии. Его труды над Розеттским камнем открыли последователям путь к переводу памятников письменности старины, а именно знание о славном прошлом былых цивилизаций помогает нам успешно развиваться сегодня.
14 сентября 1822 года — день рождения египтологии.
Теперь, когда система письма была раскрыта, настал черед составления словаря и грамматики иероглифики. А с их помощью можно было начать и переводить египетские тексты, читая уже не отдельные имена или слова, а целые надписи. Шампольон приступил к этой работе.
В июле 1828 года произошло поистине историческое событие: в Египет впервые приехал человек, знающий язык древних египтян. После многих лет кабинетных трудов Шампольону теперь на практике предстояло удостовериться в правильности своих выводов.
Впрочем, подробно Шампольон пирамидами не занимался: он искал надписи. Посетив развалины Мемфиса, он отправился вниз по Нилу. В Телль-эль-Амарне он обнаружил и исследовал остатки храма (позднее на этом месте был открыт город Ахетатон), а в Дендере увидел первый сохранившийся египетский храм.
До сих пор бытовала уверенность, что храм в Дендере был посвящен богине Исиде, однако Шампольон убедился, что это храм Хатор, богини любви. Более того — он вовсе не древний. Свой настоящий вид он приобрел лишь при Птолемеях, а окончательно был достроен римлянами.
-
Доклад туристический маршрут костромская область
-
Беспроводные сети их виды и стандарты доклад
-
Профилактика преступности в россии доклад
-
Этикет доклад 5 класс
- Скачать доклад с таблицей
Тайна Розеттского камня
История загадочной реликвии началась 2000 лет назад, каменная стелла была высечена в 196 году до нашей эры. Надписи были на греческом и египетском языках, но содержали три разных письменности: египетские иероглифы, демотическое и древнегреческое письмо.
Западный мир задолго до Шампольона узнал о существовании этого камня, и многие талантливые ученые пытались раскрыть его секреты. Шампольон столкнулся с большой конкуренцией, например, с англичанином Томасом Янгом, который успешно перевел демотический текст еще в 1814 году, а затем обратился к иероглифам, что оказалось для него настоящим испытанием, долгое время удивлявшим профессоров и археологов.
В то же время Шампольон добился прогресса в чтении древнеегипетских символов. Он находит сходство между коптским языком, который он изучал в детстве, и демотическим языком камня – их 15 букв были идентичны. Также он обнаружил, что некоторые из признаков демотического письма на самом деле были фонемами, а это означало, что египетский язык был лишь частично алфавитным.
Одним из его великих достижений стало то, что он узнал имя «Птолемей». Все это ему удалось сделать, сравнив иероглифы с греческим и демотическим языками. Постепенно он начал понимать значение каждого из знаков, которые ранее были совершенно непонятны. На тот момент у него было 12 понятных иероглифов, которые помогали ему прочесть такие слова, как «Клеопатра» и глагол «рождение».