Эрвин панофски

Панофскийдің қолжазбасы Habilitationsschrift

2012 жылдың тамызында Панофскийдің қолжазбасының түпнұсқасы Habilitationsschrift 1920 ж. «Die Gestaltungsprinzipien Michelangelos, besonders in ihrem Verhältnis zu denen Raffaels» («Микеланджелоның композициялық принциптері, әсіресе Рафаэльге қатысты») деген атаумен өнертанушы Стефан Клинген ескі нацистік сейфте табылған. Мюнхенде Zentralinstitut für Kunstgeschichte.

Бұл қолжазба 1943/44 жылдары Гамбургте жоғалып кетті деп ұзақ уақыт бойы болжанған болатын, өйткені бұл маңызды зерттеу ешқашан жарияланбаған және өнер тарихшысының жесірі оны Гамбургтен таба алмады. Бұл өнертанушы сияқты Людвиг Генрих Хейденрайх Панофскийден оқыған, 1946-1970 жылдар аралығында осы қолжазбада болған Süddeutsche Zeitung, Виллибальд Зауэрландар Хейденрайх қолжазбаны қалпына келтіргенімен бөлісті ме, жоқ па деген сұраққа біраз жарық түсірді: «Панофский Микеланджело туралы өзінің алғашқы жазбаларынан тарихи түрде алшақтады, өйткені ол тақырыптан шаршады және (Сауэрлендердің айтуы бойынша) Австромен кәсіби қақтығысты дамытты. -Венгрия өнертанушысы Йоханнес Уайлд Панофскийді Микеланджело суреттері туралы әңгімеден алған идеяларымен санамады деп айыптады. Мүмкін, Панофский жоғалған жұмысының қайда екендігі туралы ойланбаған шығар және Хейденрейх оны құпия ұстауға қаскүнемдік жасамаған шығар … бірақ сұрақтар әлі де сақталуда ».

2016 жылы Zentralinstitut für Kunstgeschichte Мюнхенде Панофский-профессор (Панофский профессорлығы). Панофскийдің алғашқы профессорлары болған Виктор Стойчита (2016), Гаувин Александр Бэйли (2017), Каролин ван Эк (2018), және Оливье Бонфайт (2019).

биография

Эрвин Панофски учился в университетах Фрайбурга-им-Брайсгау, Берлина и Мюнхена . В 1914 году Фрибургский университет принял докторскую диссертацию по теории искусства об Альбрехте Дюрере. В 1916 году он женился на историке искусства Доре Моссе (1885-1965). В 1921 году Гамбургский университет, основанный в 1919 году, назначил его приват-доцентом, а затем профессором истории искусств в 1927 году. Он работал в Варбургском институте, основанном в 1921 году Эби Варбургом, и способствовал его международному признанию после смерти Варбурга в 1929. В Варбургском институте он часто встречался с историком искусства Фрицем Сакслем и философом Эрнстом Кассирером . В 1933 году принятие нацистским режимом законов о восстановлении системы профессиональных государственных служащих вынудило его покинуть свой пост из-за его еврейского происхождения  ; он эмигрировал в Соединенные Штаты, где уже несколько раз останавливался. По словам Эрнста Гомбриха, он квалифицирует этот эпизод как изгнание в Земной рай . Панофски преподавал в Нью-Йоркском университете, а затем в Принстонском университете ( Нью-Джерси ).

Литература

  • Соколов М. Н. Границы иконологии и проблема единства искусствоведческого метода (к спорам вокруг теории Э. Панофского) // Современное искусствознание Запада. О классическом искусстве XIII-XVII вв. Очерки. — М., 1977. — С. 227—249.
  • Рубцов Н. К истории формирования метода Э. Панофского // Искусство и действительность. Методологические проблемы эстетического анализа. — М., 1979. — С. 136—145.
  • Holly M. Ann. Panofsky and the Foundations of Art History. — Ithaca: Cornell University Press, 1985.
  • Ferretti S. Cassirer, Panofsky, Warburg: Symbol, Art, and History. — New Haven: Yale University Press, 1989.
  • Meaning in the Visual Arts: View from the Outside. A Centennial Commemoration of Erwin Panofsky (1892–1968) / Irving Lavin, ed.. — Institute for Advanced Study, 1995.
  • Panofsky, Erwin. The Mouse That Michelangelo Failed to Carve // Essays In Memory of Karl Lehmann. — N. Y.: Institute of Fine Arts, New York University, 1964. — С. 242—255.
  • Захарова В. Н. «Ренессансная античность» в работах Эрвина Панофского Архивная копия от 30 мая 2017 на Wayback Machine // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. С. 753—759. — ISSN 2312—2129
  • Ванеян C., прот. Панофский Эрвин // Православная энциклопедия. — М., 2019. — Т. LIV : «Павел — Пасхальная хроника». — С. 443-445. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-061-5.

Әдебиеттер тізімі

Әдебиеттер тізімі
  1. ^ Шон, Ричард және Стонард, Джон-Пол, редакция. Өнер тарихын қалыптастырған кітаптар, 7-тарау. Лондон: Темза және Хадсон, 2013.
  2. ^ Шартье, Роджер. Мәдениет тарихы, 23–24 бб («Интеллектуалды Тарих және Тарихтан» Mentalités«). Итака: Корнелл университетінің баспасы, 1988 ж
  3. ^
  4. Джеффри Чиппс Смит, Эрвин Панофскийдегі кіріспе «Альбрехт Дюрердің өмірі мен өнері», Принстон университетінің баспасы, Принстон, 2005, с.
  5. Панофский, Эрвин; Лавин, Ирвинг (1995). . Кембридж, Массачусетс: The MIT Press. бет.. ISBN  978-0262661034.
  6. Панофский, Эрвин. Иконология саласындағы зерттеулер: Ренессанс өнеріндегі гуманистік тақырыптар. Нью-Йорк: Harper & Row, 1972. 5–9 бб.
  7. Лавин, Ирвинг. «Панофскийдің өнер тарихы» in Бейнелеу өнеріндегі мағынасы: Сыртқы көріністер. Принстон: Озық зерттеу институты, 1995. б. 6.
  8. Панофский, Дора; Панофский, Эрвин (1 қаңтар 1956). . Пантеон кітаптары.
  9. Панофский, Эрвин (1969 ж. 1 қаңтар). . Нью-Йорк университетінің баспасы.
  10. Джерон Бахт-Йорденс (Ред.): Ewig Liebe allein өледі. Erwin Panofskys, der sich auch Pan nennt, Lateinische Gedichte gesammelt, revidiert, berichtigt und mit einigen knappen Anmerkungen өлеңдер. Mit Einleitung in latinischer und deutscher Sprache sowie deutschen Versübertragungen Кенигшаусн және Нейман, ISBN  978-3-8260-6260-5
Дереккөздер
  • Холли, Майкл Энн, Панофский және өнер тарихының негіздері, Итака, Корнелл университетінің баспасы, (1985)
  • Ферретти, Сильвия, Кассирер, Панофский, Варбург: Рәміздер, өнер және тарих, Нью-Хейвен, Йель университетінің баспасы, (1989)
  • Лавин, Ирвинг, редактор, Бейнелеу өнеріндегі мағынасы: Сырттан көрініс. Эрвин Панофскийді ғасырлық еске алу (1892–1968), Принстон, Жетілдірілген Оқу Институты, (1995)
  • Панофский, Эрвин және Лавин, Ирвинг (Ред.), Стиль туралы үш эссе, Кембридж, MA, MIT Press, (1995)
  • Ваттке, Дитер (Ред.), Эрвин Панофский. Корреспенц, Висбанден, Харрассовиц, (2001–2011)

Иконология

Панофский был самым выдающимся представителем иконология, метод изучения истории искусства, созданный Aby Warburg и его ученики, особенно Фриц Саксл, на Институт Варбурга в Гамбурге. Его связала личная и профессиональная дружба. Фриц Саксл в сотрудничестве с которым он написал большую часть своих работ. Краткое и точное описание своего метода он дал в статье «Иконография и иконология», опубликованной в 1939 году.

Три уровня предмета или значения

Панофски внес важный вклад в изучение иконография, включая его интерпретацию произведений Яна ван Эйка Портрет Арнольфини (1434, на фото).

В Исследования в области иконологии Панофски подробно описывает свое представление о трех уровнях историко-художественного понимания:

  • Первичный или естественный предмет: самый базовый уровень понимания, этот слой состоит из восприятия чистой формы произведения. Возьмем, к примеру, картину Последний ужин. Если бы мы остановились на этом первом слое, такую ​​картину можно было бы воспринимать только как картину 13 мужчин, сидящих за столом. Этот первый уровень — самое базовое понимание произведения, лишенное каких-либо дополнительных культурных знаний.
  • Вторичный или традиционный предмет (иконография ): Этот слой идет дальше и объединяет культурные и иконографические знания. Например, западный зритель понял бы, что изображение 13 мужчин вокруг стола представляет Тайную вечерю. Точно так же изображение человека в ореоле со львом можно интерпретировать как изображение Святой Марк.
  • Третичное или внутреннее значение или содержание (иконология ): Этот уровень учитывает личную, техническую и культурную историю при понимании произведения. Он рассматривает искусство не как отдельный случай, а как продукт исторической среды. Работая в этом слое, искусствовед может задавать вопросы типа «почему художник решил представлять Тайная вечеря таким образом?» или «Почему было Святой Марк такой важный святой для покровителя этой работы? » По сути, этот последний слой представляет собой синтез; это историк искусства, спрашивающий: «Что все это значит?»

Для Панофски было важно рассматривать все три пласта при рассмотрении искусства эпохи Возрождения. Ирвинг Лавин говорит, что «именно эта настойчивость и поиск смысла — особенно в тех местах, где никто не подозревал о его существовании — привели Панофски к пониманию искусства, чего не понимал ни один предыдущий историк, как интеллектуального стремления наравне с традиционными гуманитарными науками

. »

Примечания

  1. ↑ Erwin Panofsky // Encyclopædia Britannica (англ.)
  2. Erwin Panofsky // RKDartists (нидерл.)
  3. Панофский Эрвин // Большая советская энциклопедия:
  4. LIBRIS
  5. Record #118591568 // Общий нормативный контроль (GND) (нем.)
  6. Кузеном отца был немецкий патолог Ойген Франкель.
  7. Erwin Panofsky | German-American art historian | Britannica. Архивная копия от 3 августа 2021 на Wayback Machine
  8. ↑ Редакционное предисловие к статье Панофский Э. История искусства как гуманистическая дисциплина // Советское искусствознание. — М., 1988. — Вып. 23. — С. 420—421
  9. Erwin Panofsky. Institute for Advanced Study. Архивная копия от 27 августа 2021 на Wayback Machine
  10. Erwin Panofsky (1892—1968). Royal Netherlands Academy of Arts and Sciences. Retrieved July 26, 2015. Архивная копия от 27 августа 2021 на Wayback Machine
  11. Hans A. Panofsky, 70, Scientist. Архивная копия от 27 августа 2021 на Wayback Machine
  12. Панофский Э. Этюды по иконологии. — СПб.: Азбука-классика, 2009. — С.32—34
  13. Власов В. Г. Основные этапы развития классического искусствознания // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 3. — C. 69
  14. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. — М.: Прогресс-Культура, 1995. — С. 168—169
  15. «Таблица интерпретаций» Э. Панофского приводится и подробно анализируется в статье: Попов Ч. Эстетические проблемы иконологии // Советское искусствознание. — М., 1989. — Вып. 25. — С. 249—267.
  16. ↑ Власов В. Г. Иконология // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 83

Иконология

Панофский ең көрнекті өкілі болды иконология, жасаған өнер тарихын зерттеу әдісі Эби Варбург және оның шәкірттері, әсіресе Fritz Saxl, кезінде Варбург институты Гамбургте. Жеке және кәсіби достық оны байланыстырды Fritz Saxl ол өз жұмысының көп бөлігін кіммен бірлесіп жасады. Ол өзінің әдіс-тәсіліне 1939 жылы шыққан «Иконография және иконология» атты мақаласында қысқа және нақты сипаттама берді.

Тақырыптың үш мағынасы немесе мағынасы

Панофский зерттеуге маңызды үлес қосты иконография оның ішінде Ян ван Эйктің интерпретациясы Арнолфини портреті (1434, суретте).

Жылы Иконология саласындағы зерттеулер Панофский көркем-тарихи түсінудің үш деңгейі туралы идеясын егжей-тегжейлі баяндайды:

  • Бастапқы немесе табиғи тақырып: түсінудің ең қарапайым деңгейі, бұл қабат шығарманың таза түрін қабылдаудан тұрады. Мысалы, суретін алайық Соңғы кешкі ас. Егер біз осы бірінші қабатта тоқтасақ, онда мұндай сурет тек үстел басында отырған 13 адамның суреті ретінде қабылдануы мүмкін. Бұл бірінші деңгей — бұл қандай да бір қосымша мәдени білімнен ада, шығарманың ең қарапайым түсінігі.
  • Екінші немесе әдеттегі тақырып (иконография ): Бұл қабат бұдан әрі қарай алға жылжиды және теңдеулерге мәдени-иконографиялық білімдер әкеледі. Мысалы, батыстық көрермен 13 адамның үстелдің айналасында бейнеленуі соңғы кешкі асты бейнелейтінін түсінеді. Дәл сол сияқты галоедиялық адамның арыстанмен бейнеленуі бейнелеу ретінде түсіндірілуі мүмкін Әулие Марк.
  • Үшінші немесе ішкі мағынасы немесе мазмұны (иконология ): Бұл деңгей шығарманы түсіну үшін жеке, техникалық және мәдени тарихты ескереді. Бұл өнерді оқшау оқиға ретінде емес, тарихи ортаның өнімі ретінде қарастырады. Осы қабатта жұмыс істей отырып, өнертанушы «суретші неге бейнелеуді таңдады?» Деген сияқты сұрақтар қоя алады Соңғы кешкі ас Сөйтіп?» немесе «Неліктен болды Әулие Марк осы жұмыстың меценатына осындай маңызды әулие? » Бұл соңғы қабат — бұл синтез; бұл «бәрі нені білдіреді?» деп сұрайтын өнертанушы.

Панофский үшін барлық үш қабатты Ренессанс өнерін зерттейді деп қарастыру маңызды болды. Ирвинг Лавин «дәл осы талап пен іздеу, яғни мағынасы — әсіресе, ешкім күдіктенбеген жерлерде болуы керек» — Панофскийді өнерді түсінуге итермелеген, өйткені бұрынғы тарихшылардың ешқайсысы дәстүрлі либералдық өнермен пара-пар интеллектуалды күш ретінде емес . «

Рукопись хабилитации Панофского

В августе 2012 года была найдена оригинальная рукопись хабилитации Панофски 1920 года, озаглавленная «Die Gestaltungsprinzipien Michelangelos, besonders in ihrem Verhältnis zu denen Raffaels» («Принципы композиции Микеланджело , особенно в их отношении к принципам Рафаэля »). искусствоведом Стефаном Клингеном в старом нацистском сейфе в мюнхенском Zentralinstitut für Kunstgeschichte .

Долгое время считалось, что эта рукопись была утеряна в 1943/44 году в Гамбурге, поскольку это важное исследование так и не было опубликовано, и вдова историка искусства не смогла найти его в Гамбурге. Кажется , как будто историк искусства Людвиг Генрих Хейденрех , изучавший под Пановским, находился во владении этой рукописи с 1946 по 1970 году в Süddeutsche Zeitung , Виллибальд Sauerländer пролить некоторый свет на вопрос о разделяет ли Heydenreich его восстановление рукописи или нет: «Панофски исторически дистанцировался от своих ранних работ о Микеланджело, так как он устал от этой темы, и (по словам Зауэрландера) развил профессиональный конфликт с австро-венгерским историком искусства Йоханнесом Вильде., которые обвинили Панофски в том, что он не доверяет ему идеи, почерпнутые из их разговора о рисунках Микеланджело

Возможно, Панофски не заботился о местонахождении его потерянной работы, и Гейденрайх не злонамеренно держал это в секрете … но вопросы все еще остаются »

В 2016 году Zentralinstitut für Kunstgeschichte в Мюнхене учредил Panofsky-Professur (Профессорство Панофского). Первыми профессорами Панофски были Виктор Стоичита (2016), Говен Александр Бейли (2017), Кэролайн ван Эк (2018) и Оливье Бонфе (2019).

Биография

Родился в богатой еврейской семье. Его отец Арнольд Панофский (1847—1914) родился в Тарновиц в Силезии (а его семья происходила из Тарнова); мать — Цецилия Золлинг (1858—1926) — была уроженкой Ганновера.

Детские и юношеские годы прошли в Берлине. В 1901—1910 годах учился в гимназии Иоахимстальшес (Joachimsthalsches Gymnasium), отличавшейся углублённым преподаванием древних языков. Изучал историю искусств и философию в университетах Берлина, Мюнхена и Фрайбурга. В Берлине слушал лекции историка искусства Маргарет Бибер. В 1911 году в берлинском семинаре Г. Вёльфлина Панофский стал заниматься темой «Теоретические аспекты учения об искусстве Альбрехта Дюрера», к которой позднее неоднократно возвращался.

Во Фрайбургском университете посещал лекции основателя факультета истории искусств Вильгельма Фёге, под руководством которого в 1914 году написал свою инаугурационную диссертацию «Теория искусства Дюрера: прежде всего в её отношении к теории искусства итальянцев» (Dürers Kunsttheorie: vornehmlich in ihrem Verhaltnis zur Kunsttheorie der Italiener), опубликованную в следующем году в Берлине под названием «Теоретическое учение об искусстве Альбрехта Дюрера» (Die Theoretische Kunstlehre Albrecht Dürers). Из-за несчастного случая во время верховой езды Панофский был освобожден от военной службы во время Первой мировой войны и использовал это время для посещения семинаров медиевиста Адольфа Гольдшмидта в Берлине.

В 1916 году женился на Доротее (Доре) Моссе (1885—1965), в соавторстве с которой позднее опубликовал книги «Ящик Пандоры» (1956) и «Галерея Одиссея в Фонтенбло» (1958). Академическая карьера Панофского в области истории искусства привела его сперва в Берлинский, а затем в Мюнхенский университеты и, наконец, в Гамбургский университет, где он преподавал с 1920 по 1933 год, с 1926 года как профессор истории искусств. Именно в этот период начали появляться его первые крупные сочинения по истории искусства

Важной ранней работой была «Идея: к истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма» (IDEA: Ein Beitrag zur Begriffsgeschichte der älteren Kunstheorie»,1924), основанная на трудах философа-неокантианца марбургской школы Эрнста Кассирера.

Впервые Панофский приехал в США в 1931 году в качестве приглашённого профессора Нью-Йоркского университета, а в 1935 году стал профессором истории искусств в Институте перспективных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси. До окончательного отъезда в США Эрвин Панофский работал в Институте Варбурга в Лондоне под началом Фрица Заксля.

После того, как в 1933 году нацисты пришли к власти в Германии, он лишился работы в Гамбурге и постоянно оставался в Соединенных Штатах. Он и его жена входили в «Kahler-Kreis» (интеллектуальный кружок Эриха Калера, объединившего еврейских беженцев из Европы), что положило начало его связям с американскими историками искусства. В США Эрвин Панофский прожил 35 лет и поэтому стал читать лекции и писать по-английски . Преподавал сначала в Нью-Йоркском университете, c 1935 года в Институте перспективных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси (как и физик Альберт Эйнштейн, с которым его связывала долгая дружба). В Принстоне он оставался до конца своей научной карьеры. В 1999 году в жилом комплексе факультета Института был создан «Панофский переулок» (Panofsky Lane), названный в его честь .

Панофский был членом Американской академии искусств и наук (American Academy of Arts and Sciences), Британской академии и ряда других национальных академий. В 1954 году он стал иностранным членом Нидерландской Королевской академии искусств и наук. В 1962 году получил медаль Хаскинса Американской академии медиевистики (Medieval Academy of America, MAA). В 1947—1948 годах Панофский в качестве профессора читал лекции по истории ранней нидерландской живописи в Гарвардском университете.

Панофский был большим другом физиков Вольфганга Паули и Альберта Эйнштейна. Его младший сын, Вольфганг Панофский, стал известным физиком, специализирующимся на ускорителях элементарных частиц. Старший сын, Ганс А. Панофский, стал ученым-метеорологом, преподавал в Университете штата Пенсильвания в течение тридцати лет и ему приписывают ряд достижений в изучении метеорологии. Как рассказывал Вольфганг Панофский, его отец называл своих сыновей «meine beiden Klempner» («два моих водопроводчика»).

После ухода на пенсию в 1962 году Эрвин Панофский продолжал читать лекции, публиковал новые работы. В 1962 году его избирали почётным доктором университета в Западном Берлине.

Биография

Панофски родился в Ганновере в богатой еврейской силезской шахтерской семье. Он вырос в Берлине и получил аттестат зрелости в 1910 году в гимназии Иоахимстальшес. В 1910–14 он изучал право, философию, филологию и историю искусств во Фрайбурге, Мюнхене и Берлине, где слушал лекции искусствоведа Маргарет Бибер , заменявшего Георга Лешке .

Пока Панофски учился на курсах во Фрайбургском университете , студент немного постарше Курт Бадт пригласил его послушать лекцию основателя факультета истории искусств Вильгельма Фёге , под руководством которого он написал диссертацию в 1914 году. Его тема — художественная теория Дюрера. «Dürers Kunsttheorie: vornehmlich in ihrem Verhaltnis zur Kunsttheorie der Italiener» была опубликована в следующем году в Берлине под названием «Теоретическая художественная теория Альбрехта Дюрерса» . Из-за несчастного случая во время езды на лошади Панофски был освобожден от военной службы во время Первой мировой войны и использовал время для посещения семинаров медиевиста Адольфа Гольдшмидта в Берлине.

Академическая карьера Панофски в области истории искусства привела его в Берлинский университет, Мюнхенский университет и, наконец, в Гамбургский университет , где он преподавал с 1920 по 1933 год. Именно в этот период начали появляться его первые крупные труды по истории искусства

Важной ранней работой была « Идея: Ein Beitrag zur Begriffsgeschichte der älteren Kunstheorie» (1924; переведена на английский как « Идея: концепция в теории искусства» ), основанная на идеях Эрнста Кассирера .

Панофски впервые приехал в Соединенные Штаты в 1931 году, чтобы преподавать в Нью-Йоркском университете . Хотя первоначально ему было разрешено провести альтернативные сроки в Гамбурге и Нью-Йорке , после того, как нацисты пришли к власти в Германии, его назначение в Гамбурге было прекращено, поскольку он был евреем, и он постоянно оставался в Соединенных Штатах со своей женой историком искусства (с 1916 года). , Доротея «Дора» Моссе (1885–1965). Он и его жена стали частью Kahler-Kreis .

К 1934 году Панофски преподавал одновременно в Нью-Йоркском и Принстонском университетах , а в 1935 году его пригласили работать на факультете нового Института перспективных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси , где он оставался до конца своей карьеры. В 1999 году в жилом комплексе факультета института был создан «Пановский переулок», названный в его честь.

Панофски был членом Американской академии искусств и наук , Британской академии и ряда других национальных академий. В 1954 году он стал иностранным членом Королевской Нидерландской академии искусств и наук . В 1962 году он получил Хаскинс медаль из средневековой академии Америки . В 1947–1948 годах Панофски был профессором Чарльза Элиота Нортона в Гарвардском университете ; лекции позже стали ранней нидерландской живописью .

Панофский стал особенно известен своими исследованиями символов и иконографии в искусстве. Во- первых , в 1934 году статью, а затем в его раннем нидерландской живописи (1953), Панофский был первым интерпретировать Ян ван Эйк «s Arnolfini Портрет (1934), а не только изображением свадебной церемонии, но и визуальный договор , свидетельствующий о акт брака. Панофски выделяет множество скрытых символов, указывающих на таинство брака. В последние годы этот вывод был поставлен под сомнение, но работы Панофски с тем, что он назвал «скрытым» или «замаскированным» символизмом, по-прежнему очень влиятельны в изучении и понимании искусства Северного Возрождения .

Точно так же в своей монографии о Дюрере Панофски дает пространный «символический» анализ гравюр « Рыцарь», «Смерть, дьявол» и « Меланколия I» , первый из которых основан на Справочнике христианского рыцаря» Эразма .

Известно, что Панофски был другом физиков Вольфганга Паули и Альберта Эйнштейна . Его младший сын, Вольфганг К. Х. Панофски , стал известным физиком, специализирующимся на ускорителях элементарных частиц . Его старший сын, Ханс А. Панофски, был «ученым-атмосферником, который преподавал в Университете штата Пенсильвания в течение 30 лет и ему приписывают несколько успехов в изучении метеорологии». Как рассказывал Вольфганг Панофски, его отец называл своих сыновей «meine beiden Klempner» («два моих сантехника»). Уильям С. Хекшер был студентом, эмигрантом и близким другом. В 1973 году его сменил в Принстоне Ирвинг Лавин.. Панофский был признан и как «весьма отличается» профессором в Институте перспективных исследований , Принстон, Нью — Джерси , и в биографии Джеффри Chipps’ субъекта как «наиболее влиятельного историка искусства ХХ века». В 1999 году в его честь был назван новый «Пановский переулок» в жилом комплексе факультетов этого института

Өмірбаян

Панофский дүниеге келді Ганновер Силезияның бай еврей тобына. Ол Берлинде өсіп, оны қабылдады Абитур 1910 жылы Йоахимстальш гимназиясында. 1910–14 жылдары Фрайбург, Мюнхен және Берлинде құқық, философия, филология және өнер тарихын оқып, өнертанушының дәрістерін тыңдады. Маргарет Бибер кім толтырды Джордж Лёшке.

Панофский курста оқып жүргенде Фрайбург университеті, сәл үлкенірек студент, Курт Бадт, оны өнер тарихы кафедрасының негізін қалаушының дәрісін тыңдауға апарды, Вильгельм Вёге, оның астында ол диссертациясын 1914 жылы жазды. Оның тақырыбы, Дюрердің көркемдік теориясы Dürers Kunsttheorie: vornehmlich in ihrem Verhaltnis zur Kunsttheorie der Italiener келесі жылы Берлинде басылып шықты Die Theoretische Kunstlehre Albrecht Dürers. Панофский ат үстінде болған апатқа байланысты бірінші дүниежүзілік соғыс кезінде ортағасырлықтың семинарларына қатысу үшін уақытты пайдаланып, әскери қызметтен босатылды Адольф Голдшмидт Берлинде.

Өнер тарихындағы Панофскийдің академиялық мансабы оны Берлин университетіне, Мюнхен университетіне, ақыры алып келді Гамбург университеті 1920 жылдан 1933 жылға дейін сабақ берді. Дәл осы кезеңде оның өнер туралы алғашқы ірі еңбектері пайда бола бастады. Ерте жұмыс маңызды болды Идея: Ein Beitrag zur Begriffsgeschichte der älteren Kunstheorie (1924; ағылшын тіліне аударылған Идея: өнер теориясының тұжырымдамасы) идеяларына негізделген Эрнст Кассирер.

Панофский бірінші болып келді АҚШ 1931 жылы оқыды Нью-Йорк университеті. Бастапқыда баламалы терминдерді жұмсауға рұқсат етілгенімен Гамбург және Нью-Йорк қаласы Германияда нацистер билік басына келгеннен кейін Гамбургтегі тағайындауы еврей болғандықтан тоқтатылды және ол өзінің тарихшы әйелі (1916 жылдан), Доротея «Дора» Моссемен (1885–1965) бірге АҚШ-та біржола қалды. Ол және оның әйелі бірге болды Каллер-Крейс.

1934 жылға қарай Панофский қатар оқыды Нью-Йорк университеті және Принстон университеті және 1935 жылы оны жаңа факультетке оқуға шақырды Жетілдірілген зерттеу институты жылы Принстон, Нью-Джерси, ол өзінің бүкіл мансабында қалды. 1999 жылы институттың факультеттік тұрғын үй кешенінде оның құрметіне аталған «Панофский жолағы» құрылды.

Панофский мүше болды Американдық өнер және ғылым академиясы, Британ академиясы және басқа да бірқатар ұлттық академиялар. 1954 жылы ол шетелдік мүше болды Нидерланды корольдік өнер және ғылым академиясы. 1962 жылы ол алды Хаскинс медалі The Американың ортағасырлық академиясы. 1947–1948 жылдары Панофский болды Чарльз Элиот Нортонның профессоры кезінде Гарвард университеті; дәрістер кейінірек болды Ертедегі голландиялық кескіндеме.

Панофский өнердегі рәміздер мен иконографияны зерттеумен ерекше танымал болды. Алдымен 1934 жылғы мақалада, содан кейін оның мақаласында Ертедегі голландиялық кескіндеме (1953), Панофский бірінші болып түсіндірді Ян ван Эйк Келіңіздер Арнолфини портреті (1934) неке қию рәсімін бейнелеу ғана емес, сонымен бірге неке әрекетін куәландыратын көрнекі келісім-шарт. Панофский жасырын белгілердің көптігін анықтайды, олардың барлығы неке қию рәсімін көрсетеді. Соңғы жылдары бұл тұжырымға наразылық білдірілді, бірақ Панофскийдің өзі «жасырын» немесе «бүркемеленген» символизммен жұмыс жасауы әлі күнге дейін зерттеуге және түсінуге өте ықпал етеді. Солтүстік Ренессанс өнер.

Сол сияқты, өзінің монографиясында Дюрер, Панофский іздерге ұзақ «символикалық» талдау жасайды Рыцарь, Өлім және Ібіліс және Меланколия I, біріншісі негізделген Эразм Келіңіздер Христиан рыцарының анықтамалығы.

Панофский физиктермен дос болғандығы белгілі болды Вольфганг Паули және Альберт Эйнштейн. Оның кіші ұлы, Вольфганг К. Х. Панофский мамандандырылған әйгілі физик болды бөлшектердің үдеткіштері. Оның үлкен ұлы Ханс Панофский «Пенсильвания штатында 30 жыл сабақ берген және метеорологияны зерттеуде бірнеше жетістіктерге жеткен атмосфералық ғалым» болған. Вольфганг Панофский айтқандай, әкесі ұлдарын «мейне бейден Клемпнер» («менің екі сантехникім») деп атайтын. Уильям С. Хекшер студент, эмигрант және жақын дос болды. 1973 жылы оның орнына Принстон келді Ирвинг Лавин.Эрвин Панофский «жоғары дәрежелі» профессор ретінде де танылды Жетілдірілген зерттеу институты, Принстон, Нью-Джерси және Джеффри Чиппстің өмірбаянында «ХХ ғасырдың ең ықпалды өнертанушысы». 1999 жылы осы институттың факультеттік тұрғын үй кешеніндегі жаңа «Панофский жолағы» оның құрметіне аталды.

Внешние ссылки

  • Работы Эрвина Панофски в Faded Page (Канада)
  • Петри Люкконен. «Эрвин Панофски» . Книги и писатели
  • Документы Эрвина Панофски из Смитсоновского архива американского искусства
  • Райнер Донандт, «Эрвин Панофски — Ikonologe und Anwalt der Vernunft»
  • Эммануэль Аллоа, « Может ли перспектива когда-либо быть символической формой». Возвращаясь к Панофски с Кассирером , в Journal of Aesthetics and Phenomenology 2.1 (2015)
  • Питер Баренбойм. «Мышь, которую Микеланджело вырезал в капелле Медичи: восточный комментарий к известной статье Эрвина Панофски» .
  • Библиография Панофски: Основные труды — составитель Джозеф Коннорс
  • Дэниел Шерер, «Панофски об архитектуре: иконология и интерпретация формы постройки, 1915–1956», History of Humanities 5, 1 (весна 2020 г.), 189–221; Панофски об архитектуре, часть II: ментальные привычки, замаскированный символизм и «заклинание круговорота», History of Humanities 5,2 (Fall, 2020), 345–66.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: