Ибн аль фарид — «касыда о вине» и «стезя праведного»

Детство и юность

Аль-Фараби родился на территории современного Казахстана, в городе Весидж местности Фараб, в 870 (872) году. Родной город ученого располагался там, где соединялись реки Арысь и Сырдарья. Сегодня развалины древнего города находятся в Отрарском районе Казахстана. Отец будущего философа – военачальник и представитель уважаемого тюркского рода. Полное имя сына знаменитого тюрка звучало так: Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Национальность мыслителя – предмет споров. Несмотря на происхождение, бытует версия о том, что философ имеет персидские корни.

Портрет Аль-Фараби

В биографии Аль-Фараби отсутствует информация о годах детства. Светским приемам подросток предпочитал знакомство с трудами Аристотеля и теориями Платона. Юноша жил в Самарканде, Ташкенте и Бухаре. Постепенно уровень знаний Аль-Фараби становился внушительным и приближался к энциклопедическому. Он изучал логику и естествознание, медицину и иностранные языки, увлекался музыкой. Неизвестно, кто стал учителем любознательного интеллектуала.

Аль-Фараби самостоятельно добрался до Багдада. В то время этот город был местом сосредоточения культуры, науки и искусства. Уровень жизни людей и социальное устройство описывают высказывания Аль-Фараби, уверявшего, что Багдад – «самый восхитительный и счастливый из невежественных городов». Здесь имелись все условия для творчества и развития философов, поэтов и ученых.

Гравюра Аль-Фараби

По легенде в Багдаде Аль-Фараби работал судьей, но спустя некоторое время сменил деятельность и стал преподавать. Взяв на хранение библиотеку друга, состоявшую из научных трудов, мужчина вдохновился после их прочтения и решил посвятить себя служению науке. Память и целеустремленность сопутствовали углублению знаний. Аль-Фараби легко давались языки. Современники знали философа как мудрого и талантливого человека, знатока идей Аристотеля. К 932 году мыслитель покинул Багдад, снискав славу знаменитого ученого.

Экстази

В конце своей жизни Ибн аль-Фарид, как было известно, впадал в духовный восторг, известный как джадхабат по-арабски, что было обычным явлением в суфизм.

Его сын, которого обычно описывали как красивого, писал, что, когда его охватило мистическое состояние, его лицо сделалось красивее и ярче. Пот выливался из его тела и собирался на земле под ногами, что было результатом прыжков и танцев. Он также соблюдал сорокадневный пост, в течение которого он не ел, не пил и не спал.

Во время одного особенного экстаза Шейх вскрикнул и танцевал посреди рынка. базар. Другие участники рынка начали присоединяться к ним и танцевать с ними, вызвав переполох, и некоторые из них упали на землю. Ибн аль-Фарид скинул всю свою одежду, что повторили члены толпы. Толпа несла Шейха в нижнем белье в мечеть Аль-Азхар, где он оставался в таком состоянии в течение нескольких дней после этого.

Ибн аль-Фарид утверждал, что видел много вещей, которые можно было считать не от мира сего. Он написал о льве, который преклонил колени перед ним и просил его скакать. Он также писал о том, как видел человека, спускающегося с горы, плавающего без помощи ног. Он утверждал, что «большая зеленая птица» спустилась на похороны овощного продавца и «сожрала его труп». Он также утверждал, что разговаривал с Мухаммад в мечте.

Сын Ибн аль-Фарида Камаль ад-Дин Мухаммад описал свои экстазы или трансы, которые иногда длились десять дней подряд без еды, питья, движения, разговоров и слушания посторонних шумов. Он попеременно вставал, сидел, лежал на боку и «бросался на бок». Когда он придет в себя, его первые слова будут диктовать стих, данный ему Богом.

Биография

Отец Ибн аль-Фарида переехал из своего родного города Хама в Сирии в Каир , где родился Умар. Некоторые источники говорят, что его отец был уважаемым фаридом (защитником интересов женщин), а другие говорят, что его профессией было распределение долей (фуруд) в случаях наследования. Однако эти двое можно примирить, истолковав его имя как означающее, что он часто представлял женщин в делах о наследовании. Как бы то ни было, отец Ибн аль-Фарида был знающим ученым и дал своему сыну хорошую основу в художественной литературе .

Когда он был молодым человеком, Ибн аль-Фарид отправлялся в длительные духовные ретриты среди оазисов , особенно в Оазисе Несчастных (Вади аль-Мустад’афин), за пределами Каира, но в конце концов он почувствовал, что недостаточно глубоко погружается в духовную жизнь. прогресс. Он отказался от своих духовных странствий и поступил в медресе , обучаясь в шафиитской школе права.

Однажды Ибн аль-Фарид увидел, как у дверей медресе торговец овощами совершал ритуальные мусульманские омовения, но этот человек совершал их вне установленного порядка. Когда Ибн аль-Фарид попытался поправить его, зеленщик посмотрел на него и сказал: «Умар! Ты не будешь просветлен в Египте. Ты будешь просветлен только в Хиджазе , в Мекке …»

Умар ибн аль-Фарид был ошеломлен этим заявлением, увидев, что этот простой зеленщик не был обычным человеком. Но он утверждал, что не может сразу отправиться в Мекку . Затем этот человек дал Ибн аль-Фариду видение в тот же момент Мекки. Ибн аль-Фарид был настолько потрясен этим опытом, что сразу же отправился в Мекку и, по его собственным словам, «Затем, когда я вошел туда, просветление приходило ко мне волна за волной и никогда не покидало».

Шейх Умар ибн аль-Фарид прожил в Мекке пятнадцать лет, но в конце концов вернулся в Каир , потому что услышал, как тот же овощной продавец зовет его вернуться, чтобы присутствовать на его похоронах. По возвращении он нашел зеленщика на грани смерти, и они пожелали друг другу прощания.

По возвращении Ибн аль-Фарида в Каир к нему относились как к святому. Он проводил занятия с судьями, визирями и другими руководителями города. Когда он шел по улице, люди подходили к нему и толпились вокруг него, ища духовных благословений ( барака ) и пытаясь поцеловать его руку (он отвечал, пожимая им руку). Ибн аль-Фарид стал знатоком мусульманского права, учителем хадисов (преданий, связанных с высказываниями и жизнью пророка Мухаммеда ) и учителем поэзии.

В отличие от многих других уважаемых поэтов того времени, таких как Ибн Сана аль-Мульк , Ибн Унайн , Баха ад-Дин Зухайр и Ибн Матрух , Ибн аль-Фарид отказался от покровительства богатых правительственных деятелей, которые потребовали бы от него создания стихов для пропаганды. предпочитая относительно скромную жизнь учителя, которая позволяла ему беспрепятственно сочинять свою просветительскую поэзию. Однажды аль-Малик аль-Камиль , который был в то время султаном Айюбидов, так полюбил некоторые из его од, что послал поэту непомерную сумму денег и предложил построить для него святыню. Ибн аль-Фарид отказался как от денег, так и от предложения святыни, решив довериться Богу, который восполнит его нужды. Его должность преподавателя вМечеть Аль-Азхар позволила ему обеспечить свою семью, в которую входили трое детей.

Смерть и погребение

Ибн аль-Фарид умер в мечети Аль-Азхар . Он был похоронен на кладбище Карафа у подножия горы Муккаттам под мечетью аль-Арид. Погребение было отложено, потому что могила не была полностью вырыта. Некоторые сказали, что это было сделано для того, чтобы «наказать его за то, что он претендует на такой высокий статус в любви», в то время как другие сказали, что это «просто последнее унижение, от которого один из избранных Божьих должен страдать от непредвиденных обстоятельств нижнего мира».

Библиография

Исследователи считают, что количество работ и трактатов, составляющих наследие мыслителя, исчисляется в пределах от 80 до 130 произведений. Среди них следующие книги:

  • «Слово о субстанции»
  • «Существо вопросов»
  • «Книга о законах»
  • «Книга о постоянстве движения вселенной»
  • «О смысле разума»
  • «Книга о разуме юных»
  • «Большая сокращенная книга по логике»
  • «Книга введения в логику»
  • «Книга доказательства»
  • «Книга об условиях силлогизма»
  • «Трактат о сущности души»
  • «Слово о сновидениях»
  • «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»
  • «Книга об определении и классификации наук»
  • «Книга о смысле философии»

Философия

Работы философа условно подразделяются на две категории. Первые посвящены законам мироздания, человеческому существованию и миропознанию. Математику, астрономию и геометрию Аль-Фараби относил к числу наук, которые способны помочь в толковании вопросов, относящихся к этим областям. Ученый исследовал материю и ее свойства, а также размышлял над понятиями времени и пространства. Ко второй категории трудов относятся работы, посвященные живой природе и законам ее существования. В них освещаются химия, биология, медицина, оптика и физика.

Философ Аль-Фараби

Интересовали Аль-Фараби философия и социология, политика, педагогика, этика, диалектика и государственное устройство. Суждения мыслителя опережали время. Работы, созданные им, актуальны и сегодня. Аль-Фараби считал, что все в мире распределяется на 6 ступенях, связанных между собой причинно-следственными узами.

На первой ступени находится первопричина зарождения всего, а на второй – появление всего. На третьей – разум, находящийся на стадии активного развития, на четвертой – душа. На пятой – форма, а на шестой – материя. На этих 6 ступенях зиждется то, что окружает человека.

Аль-Фараби ведет дискуссию с учеными

Первопричиной всего сущего Аль-Фараби считал Бога, цельного и единого

На втором месте по степени важности планеты и небесные тела, отличные от земных форм и материй. По его теории материя вечна и тесно связана с формой

Последняя существует только неразрывно с материей, будучи наполненной ею. Отдельно ученый рассматривал и космический разум. Мудрец верил, что под его защитой находится живая природа.

Бога философ представлял в научном, а не религиозном формате. Аль-Фараби разделял Всевышнего и материальный мир. Предполагал, что человек имеет свободу воли. Мусульманин, живший по законам ислама, он не предавал законов религии, но пытался познать Бога, ища обоснование всему.

Смерть

Историки озвучивают две возможные версии смерти Аль-Фараби. По первой – мусульманин умер от естественных причин в Дамаске. А по второй – гибель пришла от рук грабителей в путешествии в Аскалан. Ученого похоронили без участия представителей духовенства из-за его провокационных воззрений и прогрессивных взглядов. Достоверно известно, что тело мусульманина стало бездыханным в январе 951 года. Его предали земле за городскими стенами. Молитву над могилой философа произнес правитель государства.

Памятник Аль-Фараби

Аль-Фараби верил, что человеку не стоит бояться смерти. Жизнь же нужно продлевать, сопровождая ее благими делами. После кончины Аль-Фараби его ученики комментировали труды педагога и продолжили изучение работ греческих философов. Фото мудреца сегодня можно увидеть в учебных пособиях по разным направлениям.

Личная жизнь

О личной жизни Аль-Фараби известно мало. Информация о нем взята из легенд. Источники, освещающие биографию ученого, появились в 7-8 веке. Авторы, обращавшиеся к жизнеописанию мыслителя позднее, не располагали достоверными данными.

Ученый не гнушался работы, способной прокормить его и помочь получить драгоценные знания. Обучаясь, он не переставал трудиться. Аль-Фараби работал садовым сторожем в Дамаске и вынужден был вести научную деятельность при свете дешевой свечи.

Портреты Аль-Фараби

Благодаря покровителям, среди которых Сайф ад-Даула Али Хамдани, Абу Фрас, Ибн Нубата и другие прогрессивные люди, Аль-Фараби скоро улучшил материальное положение.

Философ увлекался изучением наук и размышлениями на тему личности. Его интересовали вопросы формирования мировоззрения, нравственности, интеллектуального развития, свободы и человеческого счастья. Мудрец был известен как врач и интересовался музыкой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: