Духовные поиски
Известно, что мать Августина воспитывала его в христианской традиции, но не настаивала на крещении. Молодой Августин рос в классической римской среде. После переезда в Карфаген началось его активное знакомство с философией. Во время изучения риторики он прочел «Гортензия» Цицерона. Труд произвел на него огромное впечатление. В это же время он знакомится со Священным Писанием, но, в отличие от Цицерона, Писание отклика в его душе на тот момент не нашло.
В результате духовных поисков Августин попал к манихеям – сторонникам дуалистического учения, сочетавшем в своей догматике как христианские, так и зороастрийские мотивы. Одновременно он стал преподавать риторику сначала в Тагасте, потом в Карфагене. Долгие отношения с манихеями (он провел в манихействе девять лет) закончились в 383 г., когда манихейский проповедник Фавст, приезда которого ждали многие, не смог ответить на задаваемые ему вопросы. Разочаровавшись в манихействе, Августин уезжает делать карьеру в Рим. В Риме он начинает преподавать риторику и знакомится с идеями неоплатоников, но, попав на проповеди миланского епископа Амвросия Медиоланского, понял, что обрел себя.
Августин Блаженный: жизнь, главные работы и их влияние на развитие схоластики
Аврелий Августин (Блаженный — в православной традиции и Учитель Благодати — в католической) – выдающийся философ, один из основателей христианской теологии. Он родился в 354 году в Нумидии в семье римского гражданина-язычника, но его мать Моника была христианкой. Поскольку семья была довольно зажиточной, 17-летнего Аврелия отправили учиться риторике в Карфаген. Там будущий апологет новой религии влюбился в женщину, с которой прожил долгие 13 лет. Она стала матерью его сына — Адеодата. Однако из-за разницы в социальном происхождении Августин так и не женился на ней.
Еще обучаясь риторике, Августин Блаженный увлекся философией. Он принял манихейство, но вскоре отошел от учения Мани. Духовные поиски и влияние матери привели его в лоно христианской веры. В поисках работы молодой риторик уезжает из африканской провинции Римской империи и в 384 году находит место преподавателя ораторского искусства в Медиолане (нынешний Милан). Поселившись вблизи города на вилле Кассициакум, философ создал свои первые значительные труды: «Против академиков», «О бессмертии души», «Об истинной религии» и «О свободной воле». Этот первый этап творчества знаменуется большим влиянием платонизма на мысль богослова.
После того как на Пасху 387 г. Августин Блаженный был крещен в Медиолане святым Амвросием, начался второй период творчества христианского апологета. Он продал свое имущество, почти всё роздал бедным и отправился вместе с матерью в Африку. Но в Остии Моника умерла. Прибыв в родной город Тагасту, философ основал религиозную общину иноков. Поэтому он считается родоначальником монашеского ордена августинцев. В этот период были написаны труды, посвященные религиозно-церковной и экзегетической проблематике («О книге Бытия»), толкования к Посланиям апостола Павла, трактаты против донатистов. Тогда же появилась прославившая теолога «Исповедь».
Наиболее плодотворным называют третий период (410—430), когда ученый был возведен в сан сначала пресвитера, а позже епископа Гиппона (города Римской империи в Северной Африке). Именно тогда философия Августина Блаженного достигла своего наивысшего развития. Теолог словно оглядывается назад, на свои прежние убеждения, и критически их оценивает («Пересмотры»). Вопросы христологии (человеческой или божественной природы Христа) находят свое отражение в трудах «О Троице» и цикле трактатов против Пелагия. Наиболее значимым произведением богослова считается труд «De civitate Dei» — «О граде Божьем».
В 22 книгах этого труда теолог впервые пытается проанализировать весь исторический процесс, понять смысл и назначение человеческого общества и пути его развития. Поэтому Августина считают основателем философии истории. Социум так же связан с Царствием Божиим, как и человек (творение) с Творцом. Однако из-за грехопадения Адама, человечество в своей массе отделено от Бога, но может к Нему вернуться по благодати Господней, — утверждает Августин Блаженный. Философия этого теолога рассматривает развитие общества как поступательное движение от юдоли скорби, в которую были изгнаны Адам с Евой, через Град Земной (государство) до Града Небесного (где царит вечность и нравственное совершенство).
Таким образом, Августин Блаженный рассматривает историю в категориях линейного времени. Это отрезок, когда есть длительность, ибо в Вечности времени нет. Бог руководит историей – всё, что ни случается, входит в планы и намерения Творца. Государство в этом смысле выступает как необходимая ступень развития. Философ на основе изучения Святого Писания выделяет 7 эпох развития общества: первые пять – это история еврейского народа до Рождества Христа. Сейчас длится шестая эра, которая должна завершиться Страшным Судом, после чего начнется описанная в Откровении Иоанна седьмая ступень, когда все праведники будут вечно обитать в Иерусалиме Небесном. Общество людей в своем развитии движется от светского государства к теократическому, управляемому князьями Церкви. Это учение Августина было взято за основу Римско-католической Церковью в борьбе за инвеституру.
Учение о благодати и свободной воле[править | править код]
Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера.
Воля — одна из основополагающих способностей человека, к чему Августин приходит после длительного анализа нравственной жизни и возможности выбора в ней определенных альтернатив. Также воля является направляющей интеллектуального познания. Способность «свободного решения» воли предусматривает свободу человеческого действия, автономность его, возможность выбора альтернатив. В идеале, воля человека должна обладать способностью детерминации из себя, быть подлинно свободной. Таковая свобода была утеряна при грехопадении человека.
Августин делает различие между благой и злой волей. Благая воля ориентирует человека на добро, а злая — на зло. Ответственность каждого человека за совершенный им поступок обосновывает справедливость божественного воздаяния.
Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать — особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли — лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати.
Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства — с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Значит, необходим ещё один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только благодаря принятию этого дара «званные» смогут стать «избранными».
С проблемой свободы воли человека и действием благодати тесно связано учение Аврелия Августина о божественном предопределении. Предопределение по Августину — это акт божественной любви и милости по отношению к падшему роду человеческому. Изначально, из общей «массы погибели» Бог избрал достойных вечного блаженства. Число предопределенных неизменно. Но никто из людей не знает о своей участи, и поэтому, личное нравственное совершенство каждого человека не теряет смысл.
В контексте наличия предопределения свобода воли человека приобретает оттенок субъективного переживания свободы, но никак не онтологической способности только своими силами спастись или погибнуть.
Ранние годы
Августин родился в городе Тагасте римской провинции Нумидии в Северной Африке (сейчас это территория Алжира) 13 ноября 354 г. н.э. Его матерью была христианка берберского происхождения, признанная впоследствии церковью в качестве святой Моники Тагастинской, отцом – римский чиновник. Родители Августина принадлежали к привилегированному классу тогдашнего римского общества, однако богатыми не были: чтобы оплатить Августину обучение, родителям пришлось занимать деньги.
Обучение Августин начал в родном городе, продолжил в ближайшем культурном центре — Мадавре, где изучал римскую литературу, после стал учиться риторике в столице всей Северной Африки – Карфагене, откуда начался его путь к становлению великим христианским философом.
Христианство
В 383 году Августин отправился в Медиолан (Милан), где получил должность ритора. Будучи человеком любознательным, он стал посещать проповеди епископа Амвросия, благодаря которому он постиг всю красоту и глубину христианского учения. На Пасху 387 года он был крещён Амвросием.
После смерти родителей Августин всё своё наследство пожертвовал на нужды Церкви. В 391 году епископ Валерий рукоположил его в священники, и Августин стал много проповедовать, повсюду распространяя христианскую веру. После смерти епископа Августин возглавил Иппонскую епархию и руководил ею до конца своих дней.
Философия и творчество
За годы свей биографии Аврелий Августин опубликовал немало книг, в которых описывал собственные философские концепции и трактовки разных христианских учений.
Главными трудами Августина являются «Исповедь» и «О граде Божьем». Интересен факт, что к христианству философ пришел через манихейство, скептицизм и неоплатонизм.
На Аврелия оказало огромное впечатление учение о грехопадении и милости Божьей. Он выступал в защиту догмата о предопределении заявляя, что Бог изначально определил для человека блаженство или проклятие. Однако сделал это Творец по своему предвидению человеческой свободы выбора.
По Августину, весь материальный мир был сотворен Богом, включая человека. В своих работах мыслитель излагал основные цели и способы спасения от зла, что сделало его одним из ярчайших представителей патристики.
Аврелий Августин уделял большое внимание государственному устройству, доказывая превосходство теократии над светской властью. Также мужчина разделял войны на справедливые и несправедливые
В результате, биографы Августина выделяют 3 главных этапа его творчества:
Также мужчина разделял войны на справедливые и несправедливые. В результате, биографы Августина выделяют 3 главных этапа его творчества:
- Философские труды.
- Религиозно-церковные учения.
- Вопросы происхождении мира и проблемы эсхатологии.
Рассуждая о времени, Августин приходит к выводу, что ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования, а только лишь настоящее. Это выражается в следующем:
- прошлое представляет собой только воспоминание;
- настоящее не что иное как – созерцание;
- будущее – ожидание или надежда.
Философ оказал сильное влияние на догматическую сторону христианства. Он разрабатывал учение о Троице, в которой Святой Дух служит связующим началом между Отцом и Сыном, что находится в рамках католического вероучения и противоречит православному богословию.
«О Граде Божьем»
Спустя пятнадцать лет после того, как Августин написал «Исповедь», Рим подвергся нападению варваров, в 410 году их войска атаковали и захватили Вечный город, удерживая его в течение нескольких дней, прежде чем сбежать на юг Италии. На фоне принятого почти 20 лет назад указа против «язычества» императора Феодосия I в 391 году появилось предположение, что, возможно, Римская империя перепутала своих богов. Возможно, новый христианский Бог был не так могуществен, как казалось. Возможно, старые боги лучше защищали своих последователей.
Трудно сказать, насколько серьезными были эти аргументы, но он увидел в этом возможность для полемики, которую он так долго искал. Поэтому, основываясь на своей философии, Августин Блаженный тут же встал на защиту Божьего пути. В течение следующих 15 лет, тщательно работая над аргументацией, он изложил новый способ понимания человеческого общества.
«Град Божий» разделен на 22 книги. Первые 10 опровергают утверждения о божественной власти различных языческих общин. Последние 12 пересказывают библейскую историю человечества от Бытия до Страшного Суда, то, что Августин представляет как истинную историю Города Бога, которой противопоставляет историю Города Человека, включая историю Рима.
Атака на язычество в первых книгах выглядит очень эффектной; встреча с платонизмом в Книгах VIII – X имеет большое философское значение; и последние книги (особенно Книга XIX, с видением истинного мира) предлагают взгляд на человеческую судьбу, который был весьма убедительным в течение по крайней мере тысячи лет.
Более позднее время
На протяжении 9 лет Августин перебывал в духовном поиске, размышляя над вопросами веры. Так и не найдя ответы на них в манихейских аксиомах, в 383 году он постепенно отошел от данной религии. Отчасти, сомнения Августина в манихействе вызвало его знакомство с епископом манихеев Фавстом — довольно изощренным в разговорах проповедником, но абсолютно неосведомленным в грамматике, логике, риторике, философии и других свободных науках. На смену манихейству приходит увлечение философией академического скептицизма.
Примерно в это же время Августин принял решение отправиться на поиски должности учителя в Рим, но задержаться там больше чем на год он не смог. Немного позже он все же начал преподавательскую деятельность, только уже в Медиолане (современный Милан). Именно здесь, изучив работы Платона в переводе на латынь, Августин впервые знакомится с неоплатонизмом, который представляет Бога как бытие, неподвластное опытному познанию. После беседы с Амвросием Медиоланским, к Августину приходит понимание рациональности раннего христианства. Амвросий произвёл на Августина неизгладимое впечатление, навсегда оставшись для него величайшим учителем никейской ортодоксальности. В 387 г. в канун Пасхи, Августин и его сын Адеодат приняли крещение от митрополита Амвросия. Сейчас на месте крещения Августина, одного из величайших отцов церкви, возведён храм — легендарный Миланский кафедральный собор Дуомо. После крещения Августин был решительно настроен вернуться на родину и забрать с собой мать, однако по пути родную провинцию Нумидия, 56-летняя Моника скоропостижно скончалась в небольшом городке Остия, где и была похоронена.
388 год Августин полностью провёл в Риме. Здесь он коротал время за написанием первых двух книг своего трактата «О свободном решении». Ему было суждено воочию увидеть падение Капитолия. В это же время народ ринулся к захоронениям христианских великомучеников. Изучая обительскую жизнь, Августин нашёл в ней искомый «мир и покой» для развития мысли и обогащения духовности.
Биография
Блаженный Августин Аврелий родился в 354 году в Тагасте, в Нумидии (современный Тунис). Этот североафриканский город был когда то завоеван Карфагеном и являлся своего рода римской колонией. Августин говорил и писал на латинском языке.
Его семья была обычным по тем временам союзом римского патриция-язычника и простой благочестивой женщины. Мать Августина Моника была христианкой, впоследствии канонизирована.
Из автобиографической «Исповеди» блаженного, известно, что своей кроткой жизнью ей удалось привести в христианство и своего мужа, он крестился незадолго до смерти. Считается, что по молитве матери и Блаженный Августин пришел к вере во Христа. Вслед за сыном св. Моника стала ученицей Амвросия Медиоланского. Она пыталась приобщить ребёнка к Церкви, но на тот момент влияние отца было сильнее, в детстве св. Августин крещен не был. Он принял крещение уже во взрослом возрасте, полностью пройдя процедуру катехизации.
В юности св. Августин Аврелий вел достаточно разгульный образ жизни, однако, с принятием и узнаванием христианства, он его полностью переменил. В каком-то смысле св. Августин выбрал для себя путь кающегося грешника, спустя столетия его повторит ещё один знаменитый католический святой — Франциск Ассизский.
Первое знакомство Блаженного Августина со Священным Писанием не произвело на него особого впечатления. В четвертом веке древний еврейский текст, переведенный на «койне», простонародный греческий диалект, возникший ещё в армиях Александра Македонского, показался вульгарным молодому римскому интеллектуалу.
Св. Августин считал, что Господь Ветхого Завета, жестоко карающий богоизбранный народ и милующий Христос Евангелия — разные Боги. Многочисленные библейские «гебраизмы» произвели гнетущее впечатление на утонченного, ищущего рационального объяснения Библии, Августина. Это убеждение, наряду с жаждой истины и привело его к манихейству, где он «потерял в шелухе» почти девять лет.
Последователи перса Мани интерпретировали Священное Писание в духе зороастризма, по сути они были сложносочиненной еретической сектой, впитавшей в себя восточные языческие культы, гностицизм и, возможно, арианство. Манихеи проповедовали дуалистическое учение, согласно которому, все божественное и светлое в мире, суть эманации от Бога-Отца, а сотворенный им Христос-Сияние сошел на землю и воплотился в Еву, чтобы преподать человечеству пути спасения. Св. Августин быстро перерос манихейство, а его следующим увлечение стала греческая философия.
В Карфагене он преподавал риторику, достигнув в этом определенных высот, там же продолжил изучать философию. Прочитав философские трактаты Плотина, Августин стал причислять себя к неоплатоникам, которых часто называют «христианами до христианства». Именно тогда он получил в свое распоряжение стройную логическую систему греческих мудрецов, – Платона и Сократа.
Неоплатонизм – синтез научных, религиозных, философских, а значит и рационалистических систем, учит о непознаваемости трансцендентного Бога (Единого) и возможности изучения его снисходящих в мир эманаций. Эта система имеет иерархию, понятную и христианству. Постепенно познавая божественные проявления в материальном мире, разум человека возносит его к запредельному Единому. Всего один шаг отделял Августина от понимания, а значит и принятия Евангельской вести.
В 393 году Августин жил в римском городе Медиолане (современный Милан), где выступал со своими знаменитыми лекциями один из четырех великих учителей Церкви, св. Амвросий Медиоланский. Слушая его, Августин все больше проникался красотой христианского вероучения, он нашел свою истину во Христе. Спустя некоторое время, Августин Блаженный принял Таинство Крещения.
После того, как отошла ко Господу его мать, св. Моника, Августин вернулся на родину в Тагаст. Полученное наследство он отдал на нужны Церкви и уехал в город Гиппон, где принял священнический сан, а в 395 был рукоположен во епископы.
Уже тогда св. Августин Аврелий был известным апологетом, а прошлое ритора и хорошее знание философии, привели его к занятиям теологией. Он оставил после себя колоссальное литературное наследие, которое включает в себя труды по апологетике, догматико-полемические трактаты, работы по нравственному богословию, гимнографию и проповеди.
Труды Августина Блаженного.
Труды Августина Блаженного отличаются концентрацией идей. Даже если бы из его работ до нашего времени дошла только одна, мы все равно считали бы его величайшим христианским богословом. Тем более, что до нас дошли почти все его произведения. А это — более пяти миллионов слов. Августин Блаженный был настоящим мастером слова. Его тексты имеют редкую силу – они привлекали и вдохновляли его современников, но не меньшее влияние они имеют и на нас.
Его богословский стиль по образности уступает, вероятно, только самой Библии. Его труды и сегодня имеют высокую актуальность. Он обладал уникальный даром писать как на высоком теоретическом уровне для самых взыскательных читателей, так и творить огненные проповеди для менее искушенных читателей.
Литературное и богословское наследие Августина Блаженного велико. Оно включает как минимум 224 письма, около 500 проповедей, дохристианские и христианские произведения. К наиболее известным относятся следующие труды Августина Блаженного.
- Исповедь,
- О граде Божьем,
- Против академиков (скептиков),
- О жизни блаженной,
- О порядке,
- Монологи,
- О бессмертии души,
- О количестве души
- Об учителе,
- О музыке,
- Об истинной религии,
- О пользе веры,
- О свободной воле,
- Против Фавста,
- О духе и букве.
Наиболее значительными произведениями Августина Блаженного являются “ Исповедь” (ок 400 г) и “О граде Божьем” (примерно 413—426гг).
Жизнь
Родился в небогатой провинциальной семье. Отец, Патриций, был язычником и принял крещение лишь перед смертью, мать, почитаемая католич. церковью св. Моника, – глубоко религ. христианка. А. учился риторике в Тагасте, Мадавре и с 370 в Карфагене, где стал профессиональным ритором (с 374). Чтение Цицерона побудило его обратиться к философии. Затем он переживает десятилетнее увлечение манихейством, которое привлекло его утверждением возможности рационального богопознания и дуалистич. концепцией извечного противостояния Бога и материи как злого начала (метафизич. и этич. дуализм будет определять мысль А. ещё много лет после того, как он порвёт с манихеями).
С 383 в Риме, с 384 магистр риторики при имп. дворе в Медиолане (Милане). Разочаровавшись в манихействе, он некоторое время разделяет скептич. философию представителей Новой Академии (см. Академия Афинская), слушает проповеди Амвросия Медиоланского и одновременно открывает для себя сочинения неоплатоников, прежде всего Плотина и Порфирия (в лат. переводе Мария Викторина). Философ-платоник и христианский пресвитер Симплициан разъясняет А. внутреннее родство учения о Логосе из Евангелия от Иоанна с учением Плотина об Уме, христианского догмата о Троице и триадологии Порфирия. Он же обращает внимание А. на послания ап. Павла, в особенности на его учение о благодати. В эти годы завершается становление А. как христианина и мыслителя. В 387 он принимает крещение и публикует первые из известных нам сочинений.
В 388 А. возвращается в Тагасту, живёт с неск. друзьями в монашеском уединении. В 391 по настоянию еп. Валерия рукоположен в пресвитеры; в 396 стал епископом в г. Гиппон Регий (совр. Аннаба, Алжир). В его творчестве происходит постепенная эволюция от Плотина к ап. Павлу, от оптимистич. утверждения естеств. божественности разумной человеческой души к признанию определяющей роли благодати Божьей в спасении падшего человека. В этот период интенсивная практич. деятельность А. по устройству церковной жизни епархии, организации монашеских общин и т. п. сочетается с вынужденной полемикой против учений, грозивших расколом его пастве. Первые 10 лет священства А. активно выступает против манихеев, в 400 – против донатистов. В 411 А. председательствует на церковном соборе в Карфагене, где его стараниями донатизм был осуждён как ересь. После победы над донатистами гл. противниками А. становятся пелагиане, полагавшие спасение делом и заслугой человека, а не Божьей благодати. Уже в 412, а затем в 416 в Карфагене собираются соборы против пелагиан; Пелагий и его последователь Целестий усилиями А. осуждены как учители ереси, но и после осуждения пелагианство приобретало множество сторонников, так что А. продолжал выступать с антипелагианскими сочинениями до 428. Умер А. во время осады Гиппона вандалами.