Храм василия блаженного

Интересные факты о храме Василия Блаженного

  • Высота собора – 65 м. С 1561 по 1660 г. он являлся наиболее высоким зданием в столице Московского государства. Это почётное звание церковь утратила в 1660 г., когда была перестроена колокольня Ивана Великого, расположенная на территории Московского Кремля. Пальма первенства по высоте перешла к ней на долгие годы.
  • В былые времена под храмом существовала сеть подземных ходов, в том числе ведущих на территорию Кремля. Позже они были заложены и замурованы. Долгое время информация об этом существовала на уровне легенд. Но позднейшие исследования подтвердили их существование.
  • В первой половине XX в. под собором была обнаружена замурованная комната с глубокой ямой в полу и заложенными окнами-бойницами, которые первоначально выходили на реку и на площадь. У амбразур созданы подступы для пушечных орудий. Открывшиеся находки позволили учёным сделать вывод о том, что в XVI в. нижняя часть храма была предназначена для ведения боевых действий.
  • В истории собора бывали случаи, когда приделы переименовывали по просьбе меценатов. Так, Наталья Михайловна Хрущёва в 1786 г. пожертвовала крупную сумму денег на ремонт церкви. По её просьбе придел Киприана и Иустины был переосвящён в честь её небесных покровителей – мучеников Адриана и Наталии. В 1920-х гг. этой части храма-музея возвратили первоначальное название.
  • В наши дни посетители могут увидеть помещения подклета. Но в древности о них знали лишь избранные. Считается, что до конца XVI в. здесь хранилась царская казна. Есть версия, что и зажиточные горожане прятали здесь свои сокровища. В подклет ведёт белокаменная узкая лестница из Покровской церкви. Долгое время она была заложенной. Реставраторы её обнаружили в 1930-х гг.

Кто архитектор собора?

До сих пор достоверно неизвестно имя архитектора Покровского собора. Существует предположение, что зодчие были приглашены из Западной Европы. Аргументом в пользу этой версии может служить участие итальянских мастеров в сооружении Московского Кремля. Но документальных подтверждений этого мнения нет. 

В середине 20 века родилась версия о принадлежности авторства архитектурного ансамбля мастеру Постнику Яковлеву из Пскова, прозванного Бармой. По другому предположению, Постник и Барма — разные люди, принимавшие участие в строительстве. Имена архитекторов стали известны в 1895 году из рукописного сборника 17 века, обнаруженного в Румянцевском музее (Москва). Согласно записи летописца, царь Иоанн Грозный имел  «двух мастеров русских по реклу (то есть по прозвищу) Постник и Барма». Другой сборник летописей содержит в себе краткое сообщение о строителях собора: «мастер был Барма со товарищи».

Известна легенда, что после окончания строительства храма Иоанн Грозный приказал лишить зрения зодчих Барму и Постника. Якобы царь-деспот сделал это для того, чтобы в будущем мастера не могли построить что-либо подобное по красоте. Историю об ослеплении упоминает голштинский посол в Москве 17 века Адам Алеарий (Олеарий). Трагическую легенду опровергают исторические документы. Существуют записи об участии в восстановлении Казанского кремля псковских мастеров, среди них и зодчий Постник.

Покровский собор на рву: история создания

Московский князь Василии III (1479-1533) в честь победы над Литовским княжеством и возвращения Смоленска в 1514 году построил возле Кремля деревянный храм. Его основной придел посвятили празднику Происхождения Креста Господня. Другие же приделы (с отдельными алтарями для совершения богослужений) посвятили святым, память которых приходилась в решающие дни сражений.

Продолжил традицию празднования победы строительством церквей сын Василия III, Иоанн IV. После присоединения Казанского ханства к Московскому государству по указу царя началось строительство нового собора на рву около стен Кремля. Русские войска взяли Казань 2 октября (по старому стилю) 1552 года, когда Церковь вспоминает священномученика Киприана и Иустину. Накануне же этого события отмечался праздник Покрова Богоматери.

В 1554 году на площади около Кремля построили первоначально деревянную Покровскую церковь. Уже через год заложили каменный собор, строительство которого завершили в 1561 году. Центральный престол храма освятили в честь Покрова Божией Матери. Другие приделы посвятили значимым событиям похода на Казань и особочтимым святым. В их числе константинопольские патриархи Иоанн, Александр и Павел, святым Киприан и Иустине, преподобные Александр Свирский и Григорий Армянский.

Один из приделов был посвящен святителю Николаю Мирликийскому. Также создали придел в честь святого Варлаама Хутынского. Его особо почитал князь Василий III, так как по молитвам к этому святому у него родился наследник. 

Восточный придел посвятили Пресвятой Троице, западный освятили в память Входа Господня в Иерусалим. Позднее к собору пристроили приделы Василия Блаженного (1588) и Иоанна Блаженного (1672). Именно эти приделы составляют собор в наши дни.

Реликвии храма Василия Блаженного

Собор богат древнерусскими святынями. Так, в церкви Святой Троицы хранится одна из наиболее старинных и почитаемых реликвий храма – образ «Троица Ветхозаветная» (вторая половина XVI в.). В подклете представлена икона Василия Блаженного (конец XVI в). Образ создан непосредственно для данного собора. Там же в нижних помещениях находится святыни XVII– XVIII веков: иконы Девы Марии «Знамение» и «Покров Пресвятой Богородицы».

В центральной церкви возвышается иконостас, созданный из дерева и декорированный оловянными накладками, покрытыми позолотой. Его перенесли сюда из кремлёвского храма Черниговских чудотворцев, упразднённого в 1770 г. В XVIII столетии эту алтарную преграду продали и увезли в Тверскую губернию. В 20-х годах ХХ века научные сотрудники храма-музея разыскали эти старинные иконы и вернули их в Покровский собор.

В церкви, посвящённой Александру Свирскому, возвышается тябловый иконостас. В нём между деревянными балками (тяблами) вставлены старинные иконы, созданные в XVI–XVIII вв. Столь же древние образа хранятся в тябловой алтарной преграде в приделе Варлаама Хутынского. Наиболее ценной реликвией в этом приделе является висящий отдельно от иконостаса новгородский образ «Видение пономаря Тарасия», датируемый концом XVI в.

Данная святыня была написана на основе фрагмента из жития Варлаама Хутынского. В нём описывается сон пономаря Тарасия. В 1505 г. священнослужитель узрел озеро Ильмень, нависшее над Великим Новгородом, огненную тучу и ангелов, поражающих людей пламенными стрелами. Представший в видении Варлаам Хутынский (умер в 1192 г.) объяснил пономарю, что Господь хотел потопить Новгород за грехи его жителей, но по молитвам Богоматери и святых нашлёт на них лишь мор и пожар.

Легенда, ставшая и частью жития святого, и отдельным произведением «Видение хутынского пономаря Тарасия», создана под влиянием исторических фактов. В 1506–1508 гг. в Великом Новгороде моровая язва унесла 15000 человеческих жизней. В 1508 г. в городе случился страшный пожар, в котором погибли 2314 человек. События видения отражены на иконе. На ней топографически точно изображён город, представлены повседневные работы новгородцев: пахота, сев, рыболовство.

В церкви Входа Господня в Иерусалим хранится уникальная реликвия – образ «Святой Александр Невский в житии» (XVII в.). Вокруг изображения благоверного князя представлены 33 фрагмента из его жития. В приделе Киприана и Иустины находятся хоругви XVIII века – религиозные знамёна со святыми ликами. В приделе Николы Великорецкого в алтарной преграде представлена святыня XVIII века «Святитель Николай Чудотворец в житии».

В приделе, освящённом в честь Иоанна Блаженного, хранится древняя православная реликвия – железные вериги. Согласно преданию, эти тяжёлые цепи носил на своём теле юродивый Христа ради Иоанн Блаженный. Стяжая ими плоть, святой старец укреплял и возвеличивал свой внутренний дух. В былые времена священнослужители возлагали эту святыню на страждущих людей для исцеления от недугов и получения благословенной помощи чудотворца.

Символизм собора

Считается, что идею создания многопридельного церковного комплекса выдвинул митрополит Макарий (1482-1563). Первоначально предполагалось устроить 7 приделов, как во Влахернском монастыре (Константинополь). Но, согласно выражению летописи, зодчие построили собор не по велению государя, а по Божьему вразумлению. 

Устройство нескольких церквей в одном сооружении символически должно было указывать на Небесный Иерусалим. По мнению русского писателя Николая Александровича Чаева (1824-1914), многоцветная раскраска куполов связана со сновидением блаженного Андрея (см. Житие блаженного Андрея), свидетеля Покрова Богоматери в Константинополе. Однажды святой подвижник во сне увидел обители Небесного Иерусалима с различными деревьями. Одни из них цвели. Другие — украшались яркой листвой. Третьи — имели прекрасные плоды. Сад поражал разнообразием красок.

Описание храма

Давая описание московского храма, специалисты акцентируют внимание на том, что он лишён чётко выраженного главного фасада: все его стороны выглядят основными. Высота сооружения достигает 65 метров, поэтому на протяжении долгого времени храм считался самым высоким зданием города

В наше время, глядя на храм, трудно поверить, что изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Перекрашивать его стали уже некоторое время спустя, причём делали это, кардинально меняя облик собора – историки обнаружили на его стенах рисунки, изображающие ложные окна, кокошники, памятные надписи. Полихромная и растительная роспись на красном фоне появилась лишь в конце XVII ст.

Внешний вид здания был довольно сильно изменён уже через сто лет после окончания строительства: пристроили два крыльца, внешнюю галерею перекрыли сводами, а внутри собора расписали стены. Поэтому в храме можно увидеть сочетание редких памятников древнерусской иконописи с фресками шестнадцатого века, росписью семнадцатого, масляной живописью восемнадцатого.

Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре – основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м), возле которых находилась колокольня и придел Василия Блаженного. Все эти церкви находятся на одном основании, имеют общую обходную галерею и соединяются внутренними коридорами.

Купола Покровского собора

Сначала на Покровском соборе было установлено двадцать пять куполов, символизирующих Господа и старцев, находящихся возле его трона. Впоследствии их осталось лишь десять: один расположен над колокольней, другой возвышается над приделом Василия Блаженного, остальные – каждый над своим храмом. При этом все они отличаются друг от друга: уникален не только рисунок больших куполов, но и отделка каждого барабана.

Учёные выдвигают предположение, что изначально купола имели шлемовидную форму, но довольно скоро были заменены на луковичную форму, теперешняя расцветка появилась лишь в середине XIX ст., а до XVII ст. храм имел купола золотого цвета.

Мифы и легенды

Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.

Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.

Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.

Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.

Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.

В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).

В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.

В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.

Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Покровский собор: преображение во времени

Собор Василия Блаженного многократно достраивался и переделывался. В 17 столетии в собор Покрова добавили дополнительные приделы. К 1722 году их насчитывалось уже 18.

В первой трети XVIII века собор сильно пострадал от пожара, его частично восстановили. Императрица Екатерина II в 1784 году выделила значительные денежные средства на проведение ремонтных работ. Некоторые престолы упразднили и освятили новые. Так, в 1786 году придел Киприана и Иустины переосвятили в память святых Адриана и Наталии. Так выполнили просьбу благотворительницы, помещицы Натальи Михайловны Хрущевой, пожертвовавшей большую сумму для храма. В советское время церкви возвратили ее первое название.

По легенде, в 1812 году красота Покровского собора поразила Наполеона. Он даже хотел перевезти архитектурный комплекс к себе во Францию. Но убедившись, что это не возможно, приказал уничтожить его. Когда французы уже направили свои пушки на собор, пошел сильный ливень, погасивший огонь фитилей пушек. Храм подвергся сильному разорению, но после освобождения Москвы его восстановили.

Новые масштабные реконструкции начались на рубеже 19-20 веков. По их результатам собор приобрел современный вид.

Во время революционных событий 1917 года Покровский собор оказался в бедственном положении. В некоторых местах была проломлена крыша и выбиты стекла на окнах. Для спасения памятника национального и мирового значения власти взяли собор под государственную охрану. Однако  богоборческая власть запретила совершать в соборе богослужения. С 1923 года здесь был основан исторический музей. И только в 1991 году в соборе возобновились службы.

Строительство

Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.

Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.

В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).

Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.

Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.

Архитектура и символика храма Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного – это неповторимый архитектурный ансамбль из 11 отдельных церквей. Эти приделы объединены внутренними переходами и обходной крытой галереей. Они возвышаются на общем белокаменном подклете (цокольный этаж храма). Толщина стен основания в некоторых местах достигает 3 м, что позволяет надёжно удерживать монументальное сооружение без глубокого фундамента на искусственно созданном холме.

Сверху богослужебное сооружение напоминало Вифлеемскую восьмиконечную звезду, которая возвестила волхвов о Рождестве Христовом. Позже к величественному собору на северо-востоке пристроили придел Василия Блаженного, а на юго-востоке – церковь Иоанна Блаженного. Первоначально храм выглядел торжественно, но строго. Не было оформлено основного фасада – в каждую церковь был отдельный вход. Богатый вид был создан за счёт декоративных элементов.

После возведения крытой обходной галереи приделы обрели форму единого здания. В нём 11 глав, включая шатровую колокольню. Приделы завершаются фигурными цветными куполами луковичной формы. Над ними возвышается шатёр главной церкви, увенчанный маленькой главой. Он символизирует небесный Покров над Русью. По словам искусствоведа Дмитрия Лихачёва, это «сооружение удивительно нарядное, праздничное, похожее на гигантское растение, на цветущий куст».

Вскоре по заступничеству Богоматери войска недоброжелателей отступили от Царьграда. В память об этом чудесном явлении Девы Марии, спасшей своим святым покровительством народ от завоевания, православная церковь ежегодно празднует Покров Пресвятой Богородицы. А величественный храм на Красной площади, посвящённый этому празднику и подобный Влахернской церкви, был призван возвеличивать теолого-политическую идеологию: «Москва – третий Рим».

До сих нет единого мнения о значении цветных глав собора. В XIX в. литератор Николай Чаев (1824–1914) выдвинул предположение о том, что цветовая раскраска связана с видением Андрея Юродивого. Блаженному, с чьим именем связан праздник Покрова, однажды во сне явился Небесный Иерусалим. В нём было множество садов с цветущими и плодоносящими деревьями необыкновенной красоты. Следуя описанию этого видения, зодчие создали храм, подобный букету или цветущему кусту.

При создании собора древнерусские мастера гармонично соединили в едином произведении почти все известные в то время архитектурные украшения: кокошники, расположенные в несколько ярусов; полукруглые и килевидные закомары; выступающие из стен кресты, змейки, бусины, стрелы, созданные из обожжённого кирпича. Главы собора выполнены в форме расписных фигурных куполов и шатров. Каждая из них уникальна по своему декору.

Соединяясь в калейдоскопе ярких красок и архитектурных элементов, совершенно разные детали непостижимо предстают в единстве и гармонии. Тайна благолепия отчасти кроется к сакральной геометрии храма. Во внешнем декоре преобладают круги – символы вечности и бесконечности; квадраты, означающие равенство и справедливость; треугольники, символизирующие Бога; точки, служащие знаком жизненного источника; арки в виде дуг, несущих в себе знак духовности.

Внутри Покровский храм представляет собой лабиринт с маленькими помещениями, узкими переходами. Внутреннее убранство церквей уникально. В каждом приделе – свой растительный орнамент, изображающий виноградные лозы, неземные цветы, листья. Эти узоры символизируют райские сады. С течением времени представления о Царствии Небесном менялись. В соответствии с этим подвергались переменам и настенные росписи.

Где живописцы древней Москвы могли видеть эти южные растения, чуждые холодному русскому климату? Учёные выдвигают предположение, что экзотические представители флоры были знакомы художникам по рисункам на тканях, привозимых из дальних тёплых стран. Узоры на полотнах поражали воображение мастеров и вдохновляли их на создание уникальной храмовой живописи, удивляющей современных исследователей и посетителей собора-музея.

Покровский собор

Находится собор Василия Блаженного в столице России, в Москве, недалеко от Кремля, в южной части Красной площади. На географической карте его можно обнаружить по следующим координатам: 55° 45′ 9.25″ с. ш., 37° 37′ 23.27″ в. д.Огромный каменный храм появился здесь после того, как царь Иван Грозный пообещал Богу в случае успеха Казанского похода возвести собор.

А пока длились военные действия, после каждой серьёзной победы на Красной площади вокруг Троицкой церкви возводили временные церквушки, посвящённые святым, в день которых было выиграно сражение. Когда война закончилась победой, царь велел на месте этих церквей (всего оказалось восемь построек) возвести одну, каменную, которая простояла бы века, и в честь того, что окончательная победа пришла на Покрову, в октябре 1552 г., назвать храм Покровским собором.

Новую церковь возвели очень быстро, за шесть лет. Строительство московского храма началось в 1555 г., а закончилось в 1561 г. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о том, кто именно был его архитектором. Официальная версия говорит о том, что за строительные работы отвечали зодчие Плотник Яковлев и Барма, но в последнее время многие историки согласны с тем, что архитектором храма являлся лишь один мастер – Иван Яковлевич Барма, в народе – Плотник.

Некоторые историки выдвигают ещё одну ничем не подтверждённую гипотезу о том, что архитектором здания является итальянский мастер (об этом свидетельствует оригинальный стиль постройки, сочетающий в себе как элементы русского зодчества, так и европейской архитектуры времён Ренессанса).

После того как строительство было закончено, возникла легенда о том, что царь велел ослепить зодчих, дабы они не смогли возвести храм подобной красоты. В последнее время историки сходятся на том, что это лишь миф, поскольку существуют документы, подтверждающие архитектурную деятельность Плотника, который занимался строительством Казанского кремля и других зданий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: