Бенедикт спиноза — биография, новости, личная жизнь

Философия Бенедикта Спинозы

В основном своем произведении «Этика», Спиноза выстроил метафизику, аналогично с логикой, что предполагало:

  1. задание алфавита;
  2. формулировка логических законов, или аксиом;
  3. вывод всех остальных положений через логические выводы.

Такой последовательностью обеспечивается истинность выводов в ситуации истинности аксиом.

Для Спинозы цель метафизики – достичь душевное равновесие, довольство и радость. Он считал, что эту цель можно достичь только посредством познания человеком собственной природы и собственного места во вселенной. Для этого требуется познавать природу самой реальности. Поэтому Спиноза исследовал бытие как таковое, он определял бытие в качестве некой бесконечной субстанции, которая является причиной самой себя.

Определение 2

Субстанция – это нечто, существующее само по себе и представляемое через себя. Субстанция только одна, то есть она и есть все, что существует. Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени, она неделима, так как делимость – это видимость конечных вещей.

Остальные основные положения его концепции определялись следующим образом:

  • Атрибут – это составляющая сущность субстанции, ее фундаментальное свойство. Известно лишь два атрибута – протяжение и мышление, хотя их может быть бесконечно много. Атрибуты независимы, то есть не могут оказывать никакого внимания друг на друга.
  • Протяженность – определяющий признак тела, именно к нему сводятся любые физические характеристики вещей.
  • Мышление – бесконечная вещь, которая служит причиной всего содержания и процессов сознания.
  • Причинность – это то, что принято называть божьей волей, так как она вечна и неизменна. У всего должно быть причинное объяснение. Единичные вещи, при воздействии друг на друга, связаны жесткой целью взаимной причинной обусловленности, и в такой цепи нельзя допускать никаких разрывов.

Замечание 1

Вся природа – это бесконечный ряд причин и следствий, совокупность которых – однозначная необходимость. Представление о случайностях возникает только из-за того, что люди рассматривают ту или иную вещь изолированно, без связи с другими вещами.

Спиноза понимал под аффектами такие состояния тела и идеи этих состояний, которые позволяли увеличивать или уменьшать человеческую активность. Он выделял три типа аффектов:

  • удовольствие;
  • неудовольствие;
  • желание.

Помимо пассивных природных страстей Спинозой были выделены аффекты удовольствия и желания, которые связаны с активным состоянием человеческой души, ей стремлением познавать истинные и адекватные идеи. Так как ограничение способности души мыслить и познавать вызывает неудовольствие, познание же в качестве проявления активности души связывают исключительно с аффектами желания и удовольствия. Человек, в соответствии с учением Спинозы, подвержен аффектам, так как он является частью природы. Он не способен подчиниться порядкам и законам природы, но он бессилен перед ними. Естественные желания – форма рабства. Любое действие человека не может считаться свободным, так как оно подчиняется силам вне человека. Рассудок и интуиция направляют человеческие намерения на любовь к Богу.

Спиноза был известен как философ барокко за единство самых разнообразных элементов в его философии. В философских взглядах Спинозы сочетаются картезианские метафизические и эпистемологические принципы с элементами стоицизма Античности, еврейского рационализма Средневековья, а также идеями философов-гуманистов эпохи Возрождения.

Влияние трудов Спинозы распространяется далеко за пределы философии. Гёте ставил Спинозу в один ряд с Карлом Линнеем и Уильямом Шекспиром, называя его одной из личностей, которые оказали сильнейшее воздействие на его жизнь и творчество. Сильно повлиял Спиноза на мировоззрение Альберта Эйнштейна. Эйнштейн в полемике с Нильсом Бором обращался к авторитету «старика Спинозы», а за год до собственной смерти написал предисловие к изданию словаря терминов Спинозы. Ирвин Ялом – американский психиатр – в своей книге «Проблема Спинозы» описывал вымышленную историю жизни, основой которой служили реальная биографические факты Спинозы.

Научная деятельность

В 1653 г. Спиноза начинает изучение латинского языка под руководством Френсиса ван дер Енде – вольнодумца, открывшего перед мальчиком двери в новый мир схоластики и современной философии.

После смерти отца в 1654 г. Спиноза проводит одиннадцать месяцев в чтении кадиш – еврейской молитвы скорбящих. Он отказывается от наследства в пользу своей сестры Ребеки.

Какое-то время Спиноза занимается семейный делом по ввозу шерсти в Голландию, которое, однако, сталкивается со значительными финансовыми сложностями в период Первой англо-голландской войны. Стремясь отделаться от кредиторов, Спиноза объявляет себя лишённым наследства и отходит от дел.

После этого он наследует имение матери, и раз и навсегда посвящает себя философии и оптике.

Он берёт себе латинское имя, Бенедикт де Спиноза, и занимается учительством. Здесь начинается важный этап его жизни, поскольку именно в это время Спиноза, благодаря своим связям с антиклерикальной сектой ремонстрантов, знакомится с рационализмом.

Спиноза внимательно следит за тем, как ряд антицерковных групп восстаёт против общепринятых догм. Это новое направление философской мысли формирует его собственную идеологию, явившуюся причиной распрей между ним и властями, а также представителями традиционной философии.

Всё чаще он выступает против традиционализма, и в 1656 г., опасаясь, что за связь с ним еврейская община Амстердама может быть подвергнута гонениям, представители религиозной школы Талмуд-Торы накладывают запрет на просветительскую деятельность Спинозы за проповедование радикальной теологии.

Однако это известие не только не смутило философа, но и было воспринято им с большим облегчением, поскольку радикальные взгляды давно наводили его на мысль о необходимости отделения от конгрегации Талмуд-Торы.

Спиноза больше не посещает синагогу и, в конце концов, выражает чувство глубокого отвращения и антагонизма к иудаизму. Существует мнение, что позже он принёс «извинение» старейшинам этой церкви, в котором защищал свою позицию против ортодоксальной религии. Однако некоторые исследователи считают, что никаких извинений не было принесено вовсе.

Слухи о том, что, после изгнания из иудаистской церкви, Спиноза обратился в христианство, имеют под собой мало оснований, однако латинское имя он себе оставляет. Несмотря на то, что Спиноза имеет тесные связи с христианской общиной и даже живёт в коллегиальном поселении, крещение он так никогда и не примет, а потому становится первым светским евреем современной ему Европы.

Вслед за запретом и изгнанием из Амстердама, Спиноза некоторое время живёт в деревушке Удеркерк-аан-де-Амстел, однако вскоре возвращается обратно в город. Во время своего пребывания в Амстердаме, он берёт частные уроки философии и усердно изучает строение линз.

Где-то между 1660-1661 г.г. Спиноза навсегда покидает город и отправляется жить в Риджнсбург в общине Лейден. Именно здесь появятся самые значимые его труды.

В 1663 г. Спиноза пишет одну из основных работ всей своей жизни, «Трактат о Боге, человеке и его благополучии». Этот научный труд был стремлением донести миру свои взгляды на метафизику, эпистемологию и мораль.

В это же время он работает над написанием своей трактовки трудов Декарта «Основы философии», которую закончит всё в том же 1663 г. Это толкование станет единственной работой, вышедшей под его именем за всю его жизнь. В этом же году Спиноза перебирается в Воорбург.

Его встречи с различными учёными, философами и теологами, имевшие место в этом городе, лягут в основу нового труда «Этика». Чтобы заработать на жизнь, Спиноза трудится в мастерской по изготовлению линз.

И в это же время он работает над своим трудом «Богословско-политический трактат» в защиту светских и конституционных властей, который будет издан анонимно в 1670 г. Скандальный труд вызвал бурю негодования в обществе и был официально запрещён в 1674 г.

В 1670 г. Спиноза переезжает в Гаагу. Здесь он работает над написанием «Политического трактата», а также ряда других работ, в том числе и «Трактата о радуге» и научных заметок «О вычислении вероятности». Помимо этого, Спиноза продолжает трудиться над работой на еврейском языке, а также берётся за голландский перевод Библии, который вскоре сам же уничтожит.

Свой шедевр «Этика» Спиноза закончит в 1676 г. В этой работе он безжалостно критикует традиционные верования и философские концепции Бога, человеческого существа, природы и Вселенной в целом. В пух и прах он разносит религиозные, богословские и моральные устои. Парадокс состоит в том, что именно в этом труде Спиноза провозглашает, что Бог есть мир, отождествляя Бога с природой.

Воля божественная и человеческая

Спиноза утверждал, что ничто в мире не происходит просто так. Связь явлений и вещей можно объяснить не чем иным, как Божественной (природной) волей: если нам кажется, что нечто произошло ни с того ни с сего, то только потому, что не все умеют рассматривать явления в связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок природы, — утверждал Бенедикт Спиноза, — они нашли бы все таким же необходимым, как и все, чему учит математика».

Спиноза считает, что все происходящее с человеком определено свыше Богом (природой). Он критикует понятие «свобода воли», утверждая, что какой-то «изначальной свободой» человек попросту не обладает в силу своей привязанности к воле Божественной. В то же время он пишет о свободе человека в момент совершения выбора, например, когда тот размышляет о главном и второстепенном: «Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти». Свободу философ называет «осознанной необходимостью»: она заключается не в потакании низменным страстям, а в признании рациональности Божественной воли и — следовательно — законов, установленных людьми: «Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом».

Теория бытия

В тео­рии бы­тия С. от­стаи­вал кон­цеп­цию пан­те­из­ма: Бог, или При­ро­да, – един­ст­вен­ная су­ще­ст­вую­щая в ми­ре суб­стан­ция, ко­то­рая по сво­ей сущ­но­сти бес­ко­неч­на, не­де­ли­ма, веч­на, не­из­мен­на, сво­бод­на и вме­сте с тем не­об­хо­ди­ма. Суб­стан­ция – «при­чи­на са­мой се­бя», её сущ­но­ст­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми вы­сту­па­ют ат­ри­бу­ты. Бо­же­ст­вен­ная суб­стан­ция об­ла­да­ет бес­ко­неч­ным ко­ли­че­ст­вом ат­ри­бу­тов, по­сколь­ку об­ла­да­ет наи­выс­шей сте­пе­нью ре­аль­но­сти. Ат­ри­бу­ты, бу­ду­чи ре­аль­но раз­лич­ны­ми, не мо­гут ог­ра­ни­чи­вать друг дру­га, ка­ж­дый из них вы­ра­жа­ет в ка­ком-то оп­ре­де­лён­ном ас­пек­те бес­ко­неч­ную сущ­ность Бо­га. По­зна­ют­ся ат­ри­бу­ты не­за­ви­си­мо друг от дру­га. Сре­ди всех бес­ко­неч­ных ат­ри­бу­тов Бо­га че­ло­ве­ку из­вест­ны толь­ко два: про­тя­же­ние и мыш­ле­ние. Та­ким об­ра­зом, две кар­те­зи­ан­ские суб­стан­ции пре­вра­ща­ют­ся у С. в ат­ри­бу­ты од­ной-един­ст­вен­ной.

Бо­же­ст­вен­ной суб­стан­ции при­су­ща сво­бо­да, так как вне её нет ни­че­го та­ко­го, что вы­ну­ж­да­ло бы её к к.-л. дей­ст­ви­ям. Сво­бо­ду С. оп­ре­де­ля­ет че­рез не­об­хо­ди­мость и про­ти­во­пос­тав­ля­ет ей при­ну­ж­де­ние – в этом слу­чае объ­ект ока­зы­ва­ет­ся не­са­мо­дос­та­точ­ным, за­ви­си­мым в сво­их дей­ст­ви­ях от че­го-то ино­го. По­это­му сво­бо­да Бо­га не оз­на­ча­ет про­из­во­ла в его дей­ст­ви­ях: Бог дей­ст­ву­ет лишь по не­об­хо­ди­мо­сти сво­ей при­ро­ды. По­сколь­ку же Бог – един­ст­вен­ная суб­стан­ция, то от­сю­да сле­ду­ет, что «в при­ро­де ве­щей нет ни­че­го слу­чай­но­го», а «слу­чай­ной… ка­кая-ли­бо вещь на­зы­ва­ет­ся един­ст­вен­но по не­со­вер­шен­ст­ву на­ше­го зна­ния» (Соч. СПб., 1999. Т. 1. С. 276, 279). Пред­по­ло­же­ние о том, что су­ще­ст­во­ва­ние и дей­ст­вия Бо­га не име­ют не­об­хо­ди­мо­го ха­рак­те­ра, ве­дёт к про­ти­во­ре­чию: в та­ком слу­чае нуж­но при­знать, что воз­мо­жен иной по­ря­док ве­щей, чем уже имею­щий­ся, т. е. воз­мож­ны иная при­ро­да Бо­га или к.-л. дру­гая суб­стан­ция по­ми­мо един­ст­вен­но су­ще­ст­вую­щей. От­стаи­вая идею не­об­хо­ди­мо­сти все­го про­ис­хо­дя­ще­го в при­ро­де, С. от­вер­га­ет те­лео­ло­гию: уче­ние о ко­неч­ных при­чи­нах – не бо­лее чем че­ло­ве­че­ский вы­мы­сел, «пред­рас­су­док», воз­ник­ший вслед­ст­вие то­го, что лю­ди пы­та­лись су­дить о Бо­ге, ру­ко­во­дству­ясь сво­им во­об­ра­же­ни­ем и при­пи­сы­вая ему мо­ти­вы по­ве­де­ния, на­по­ми­наю­щие че­ло­ве­че­ские. Бог – со­вер­шен­ное су­ще­ст­во, ес­ли бы он ру­ко­во­дство­вал­ся ка­ки­ми-то внеш­ни­ми це­ля­ми, то то­гда он ис­пы­ты­вал бы в чём-то не­дос­та­ток, т. е. не был бы Бо­гом.

Отд. ве­щи – мо­ду­сы бо­же­ст­вен­ной суб­стан­ции. По­сколь­ку суб­стан­ция об­ла­да­ет бес­чис­лен­ным ко­ли­че­ст­вом ат­ри­бу­тов, то и отд. ве­щей (мо­ду­сов) бес­ко­неч­но мно­го.

Факторы, повлиявшие на мировоззрение философа

Мыслитель был материалистом, его идеи стали предметом научного спора еще при жизни и продолжаются до этих пор. Нелегко пришлось Спинозе из-за преследований родной еврейской общины и церкви Голландии. Вольное мышление и желание все объяснять по-своему – характерные черты материализма философа. И «виноват» в этом не только Декарт.

Формирование и развитие учения Спинозы объясняются и другими причинами:

  • Политическая ситуация в Европе во второй половине 1650-х гг. В частности, в Германии прошла Реформация и Крестьянская война, а в самой Голландии – завершилась буржуазная революция. Она в Нидерландах переросла в борьбу против испанского засилья и феодализма. Аналогичная ситуация наблюдалась в Англии.
  • Активизировались национально-освободительные движения в Европе, в результате чего стали возникать на континенте первые республики.
  • Борьба капитализма и феодализма.
  • Превращение Голландии в великую морскую и колониальную державу, что сказалось на развитии науки, техники и знаний.
  • Развивались искусство, живопись, естественные науки.

В Нидерландах возникла классическая школа живописи, для которой был характерен реализм. Также Голландия превратилась в передовую страну по техническим и естественным наукам, что способствовало развитию научной мысли.

Страна привлекала людей разных вероисповеданий и профессий, что положительно влияло на просветительство, образование, науку, философию, математику.

Новая философия отражала тенденции общества, которое способствовало производству, капитализму, отделению церкви от государственных органов власти.

Таким образом, религия была оттеснена на второе место в идеологии и обществе. Этим и воспользовались многие философы того времени. Среди них был и Спиноза. Его материализм подкреплялся достижениями астрономов, математиков, физиков, химиков, механиков.

Философ был классическим представителем метафизики, которая совсем по-другому трактовала природу и общество. Спиноза, как Гоббс, Бруно и Локк, отошел от исторического подхода к изучению природных явлений и человека.

Философские взгляды

В своих трудах Спиноза формулирует основные понятия, на которых основывает все аксиомы и теоремы:

  • Субстанция – единство всего, что существует само по себе, неделимое и бесконечное с точки зрения временной и пространственной; это мир вокруг человека, представляющий собой единство природы, Бога, духа (Бог при этом не имеет личностного начала, воли, ума, Бог – часть существующей субстанции, такой же, как человек, зверь, растение и др.);
  • Атрибут субстанции – сущностный смысл и реализация субстанции (например, Бог), два из них наиболее важные и неразрывно взаимосвязанные – мышление и протяжение; но ни один атрибут не оказывает воздействия на другие;
  • Протяжение – это главный признак тела, комплекс его физических свойств;
  • Мышление – один из атрибутов субстанции, причина всего в природе, признак всего сущего в мире – и одушевленного, и неживого;
    идея – определенное выражение мышления;
  • Причинность – постоянная и не изменяющаяся взаимообусловленность причин и следствий, в результате чего не могут существовать такие понятия, как случайность или свобода воли человека (а устремления человеческие существуют, потому что они необходимы);
  • Любовь к Богу – активное желание человека жить в гармонии с взаимосвязями всех вещей, которое делает человека счастливым;
  • Помощь Бога извне – соответствие и гармония между реальным миром вещей и устремлениями человека, которому не нужна помощь знания;
  • Помощь Бога изнутри – использование знания для приведения в гармонию взаимоотношений человека и окружающего мироздания;
  • Несчастье – отсутствие внешних и внутренних видов помощи Бога;
  • Аффекты – состояния тела и идей, побуждающие человека действовать (существует 3 аффекта – удовольствие, неудовольствие и желание).

Спиноза много размышляет о природе чувств, в частности, любви к человеку и в Богу. Взгляды Спинозы послужили развитием метафизической философии, обращающейся к проблемам первоначальной природы мира.

В теориях Спинозы объединились теоретические положение представителей нескольких философских и научных школ:

  • Стоицизм мыслителей античного мира;
  • Рационалистические взгляды еврейских ученых периода средневековья;
  • Ренессансный гуманизм;
  • Основные положения естественнонаучных теорий и др.

Идеи Спинозы популярны, у них много поклонников. Например, его взгляды разделяли такие великие умы, как Иоганн Вольфганг Гете (Johann Wolfgang Goethe) и Альберт Эйнштейн (Albert Einstein). В Амстердаме и Гааге установлены памятники великому философу Бенедикту Спинозе.

Детство и ранние годы

Барух (Бенедикт) де Спиноза, второй сын Мигеля де Эспинозы и Аны Деборы, появился на свет в Амстердаме. Его отец был португальским евреем, торговавшим овечьей шерстью, чье купеческое дело процветало. Мать умерла, когда мальчику было всего шесть лет.

Юный Спиноза преуспевает в изучении языков: португальского, еврейского, испанского, голландского, французского и латинского. Начальное образование Спиноза, воспитанный в лучших еврейских традициях, получает в иешиве, усердно изучая каноны Корон Торы.

Мальчик учился как у учителей – сторонников традиционных взглядов, так и у прогрессивно мыслящих педагогов, а потому имел многогранное мышление. В школе Спиноза блистал талантами, имея все необходимые достоинства, чтобы в будущем стать раввином. Однако преждевременная, трагическая смерть старшего брата в 1650 г. вынуждает его оставить обучение и заняться семейным делом.

Субстанция — это…

В своих исследованиях Спиноза обратился к одному из ключевых понятий философии — «субстанции». Еще в древности философы задавались вопросом: есть ли в мире нечто такое, что является основой для всего существующего? Земли, неба, человеческого тела и прочего? Собственно, слово «субстанция» по-латыни и означает «то, что лежит в основе». А вот о том, как выглядит субстанция и каковы ее свойства, высказывались разнообразные предположения.

Спиноза предположил, что субстанция, Бог и природа суть одно и то же. Субстанцию нельзя разделить на части, у нее есть только два свойства: протяжение (материальный предмет имеет форму и объем) и мышление. Да-да, с этой точки зрения, мышлением обладают не только люди, но и животные, и даже… неодушевленные предметы. Ибо субстанция содержит в себе природное, Божественное начало. Например, тело человека — это протяжение, а его душа — мышление.

Спиноза говорил, что Бог присутствует во всем — в горшечной глине, в теле горшечника и в глазах любого, кто видит приятный результат работы горшечника с глиной

Происхождение и образование

Бенедикт Барух (еврейское имя) Спиноза появился на свет в Амстердаме 24 ноября 1632 г. В то время город уже завоевал славу центра вольнодумства и толерантности в Европе. Отец будущего философа решился на переезд в Амстердам, чтобы убежать от жестокой португальской инквизиции. В XVII в. представители католической церкви всячески боролись с инакомыслием в своих рядах, преследуя всех противников христианской веры. Страдали и евреи, которых Португалия причисляла к народам, приносящим одни беды и проблемы.

Родители принадлежали к еврейской общине, регулярно ходили на собрания, проводившиеся в Амстердаме. Когда маленький Бенедикт подрос, его отдали в еврейскую школу.

Мальчик был у преподавателей на особом счету, поскольку его отец был довольно богатым купцом. Спинозу заставляли читать средневековых еврейских философов, комментарии к Талмуду и Ветхому Завету, учить древний язык своего народа. Учителя и община хотели, чтобы потом мальчик стал раввином и богословом. У Бенедикта были все предрасположенности к этому. Ему легко давалась учеба, он глубоко задумывался над работами философов-евреев, особенно над трудами Уриэля Акосту.

Огромный вклад в получение знаний внесло и то, что Барух посещал учебное заведение Франциска Ван ден Эдена. Знакомство здесь с античной историей, культурой, философией, литературой полностью изменило мировоззрение Спинозы. Он стал увлекаться изучением латинского языка, естествознанием, математикой. Любимым философом стал Рене Декарт, которого Бенедикт уважал за вольнодумство, свободомыслие, критическое отношение ко всему живому и неживому. Именно то, что Декарт подвергал все сомнению, особенно истины, которые считались общепринятыми, очень импонировало Спинозе. Ведь он получил еще одно подтверждение тому, что все надо проверять и делать логические заключения, основываясь на своих наблюдениях и знаниях.

Источники[править]

  1. Спиноза, Бенедикт // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. КЕЭ, том 8, кол. 529–538

Бенедикт де Спиноза относится к Сефардам

Предыстория Тартесс • Плавание израильтян в Таршиш • Карфагенские евреи • Карфагенская Испания • Финикийцы римской Испании • Бальбы • Литорий • Павел Флавий • Юлиан Толедский • Тарик • Каула аль-Иахуди 
Учёные и деятели искусства Маймонид • Иегуда Галеви • Вениамин Тудельский • Ибрагим Заркали • Авраам Ибн Эзра • Шломо Ибн Габироль • Авраам бар-Хия • Герсонид • Хасдай Крескас • Авраам Закуто • Луис де Леон • Луис де Гонгора • Хуан Луис Вивес • Гарсия де Орта • Кристобаль Акоста • Аматус Лузитанский • Педру Нуниш • Франциско Санчес • Бенедикт Спиноза • Дариюс Мийо • Антониу Санчес • Олинд Родриг • Камиль Писсарро • Давид Рикардо • Чезаре Ломброзо • Федериго Энрикес • Эдвард Андраде • Деннис Сиама • Амедео Модильяни • Норберт Винер • Жак Аттали • Жак Деррида • Абрахам Пайс • Элиас Канетти • Виллем Эйнтховен • Герман Джозеф Мёллер • Патрик Модиано • Франко Модильяни • Барух Бенасерраф • Рита Леви-Монтальчини • Клод Коэн-Таннуджи • Эмилио Джино Сегре • Макс Перуц • Дэвид Абулафия • Сальвадор Эдвард Лурия‎ 
Политики Хасдай Шапрут • Палома • ‎Инес • Мадрагана • Альфонс I • Антонио I • Пенья • Хуан Линдо • Томас Мартинес • Иосиф Наси • Грация Наси • Франсиско Энрикес-и-Карвахаль • Бенджамин Дизраэли • Джуда Бенджамин • Мэтью Натан • Руфус Айзекс • Франсиско де Миранда • Элиас Кальес • Моша Пияде • Макс Делвалле • Эрик Дельвалье • Сидониу Паиш • Тобиас Ассер • Рене Кассен • Ицхак Навон • Пьер Мендес-Франс • Рикардо Мадуро • Николас Мадуро • Эррол Бэрроу • Доминик Стросс-Кан • Одри Азулай • Николя Саркози 
Полководцы Сиснандо Давидес • Абен-Руиз абен-Дари • Шмуэль ха-Нагид • Самуил Алваленси • Франсиско Писарро • Педро Давила • Педрариас Давила • Мозес Коэн Энрикес • Шмуэль Палаче • Синан Раис • Сефер Реис • Самуэль Насси • Исаак Пинто • Давид Наси • Антон Девиер • Давид Хименес • Хуан де Сола • Юлиус Меза • Эжен Альварес • Урия Леви • Симон Анкона • Гвидо Мендес • Гвидо Сегре • Франко Фортунато Нуньес • Мигель Идальго • П.И. Турчанинов • Дан Харель • Давид Шалтиэль • Давид Элазар • Жозе Азеведу • Бено Русо • Джордж Барроу • Эдмунд Барроу • Мэтт Абрахам • Исаак Нахон • Фрэнк Китсон• Вальдемар Леви Кардозу 
Культура и другое Ранний период • Балеары • Евреи в Испании • Фламенко • Ладино • Шехархорет • Дёнме • Кятибим • Евреи в Португалии • Новые христиане • Сефардские государства • Ибн-Шошан • Сассуны • Возвращение 
Войны Война евреев против вестготов • Войны Шмуэля ха-Нагида • Война евреев с Альморавидами • Война евреев с Альмохадами • Погром в Толедо в 1355 году • Севильская резня • Погром в Толедо (1449) • Погром в Толедо (1467) • Погром в Кордове • Погром в Сьюдад-Реале • Убийство инквизитора Педро Арбуэса • Колонизация Америки • Погром в Лиссабоне • Завоевание ацтеков Испанией • Испанское завоевание инков • Война марокканских евреев против Испании • Война евреев и Турции против Испании • Война евреев и голландцев против Португалии и Испании • Война евреев и Англии против Испании • Война евреев Суринама против негров-рабов • Битва евреев Суринама с Дюкассом • Битва евреев Суринама против Жака Кассара 
Города по легендам основанные евреями Барселона • Гранада • Йоденсаванна • Кадис • Картахена • Кордова • Лиссабон • Лусена • Малага • Севилья • Таррагона • Толедо 
Возможно были сефардами Диего Веласкес • Христофор Колумб/Сведения о еврейских предках Колумба • Эрнан Кортес • Великий Капитан • Сведения о еврейских предках Сервантеса/Мигель де Сервантес • Амелия Бассано • Осип Дерибас • Мнение о еврейском происхождении Наполеона • Жорж Бизе • Михаил Тухачевский • Франсиско Франко • Александр Гамильтон • Томас Джефферсон • Бартоломеу Лоуренсу де Гусман • Криштиану Роналду
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: