Тынянов, юрий николаевич

Краткая биография

  1. 1912 – поступил в Петербургский университет на славяно-русское отделение историко-филологического факультета.
  2. 1918 – окончил учебу и оставлен в университете на кафедре русской литературы для ведения научной работы.
  3. 1919 (по другим данным 1920) – вступил в Общество по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ). Участники Общества стали создателями формального метода в литературоведении, отличающегося новаторским подходом к изучению формы произведений искусства и поэтического языка. Участие в Обществе повлияло на становление Тынянова как ученого.
  4. 1918-1921 – работал переводчиком в Коминтерне. Также читал публичные лекции по истории искусств и преподавал литературу в школе.
  5. 1920-е – созданы литературоведческие работы о А.С. Пушкине, литературно-исторические очерки о творчестве Некрасова, Тютчева, Брюсова, Блока.
  6. 1921-1930 – профессор Российского института истории искусств, читал в институте лекции по русской литературе.
  7. 1921 – первая публикация: статья «Гоголь и Достоевский. К теории пародии». В ней были выявлены и проанализированы стилевые различия между писателями.
  8. 1924 – опубликована статья «Проблемы стихотворного языка» – главный теоретико-литературный труд Тынянова. В ней автор, по сути, предложил научное объяснение тайны поэтического слова, размышляя о соотношении частей и целого литературного произведения, о коренных различиях между поэзией и прозой, о связи между звучанием и значением слова, об изменении значения и смысла слова в зависимости от конструкции стиха.
  9. 1926 – опубликован роман «Кюхля» — первое художественное произведение Тынянова. Над книгой он начал работать по просьбе К.И. Чуковского, предложившего написать небольшую книжку о В. Кюхельбекере. В результате работа вылилась в историко-биографический роман о жизни друга Пушкина, революционера-декабриста. В романе его жизнь описана от момента поступления в Царскосельский лицей до последних дней в ссылке. Произведение создано после глубокого изучения автором рукописей и дневника Кюхельбекера, исторических материалов и документов первой половины 19 века. Роман был тепло принят читателями и критикой и принес автору известность талантливого прозаика.
  10. 1926 – по сценарию Тынянова создан художественный фильм по мотивам повести Гоголя «Шинель». Позднее по его сценариям были сняты фильмы «СВД (Союз великого дела)», «Ася», «Поручик Киже».
  11. 1927-1928 – в журнале «Звезда» публикуется роман «Смерть Вазир-Мухтара», повествующий о событиях последнего года жизни А.С. Грибоедова. Автору удалось создать нехрестоматийный, но глубокий и достоверный образ главного героя. Грибоедов в изображении Тынянова трагически одинок и никем непонят: власти видят в нем опасного вольнодумца, а представители прогрессивных сил – благополучного дипломата, царского сановника.
  12. 1928 – в журнале «Красная новь» опубликована повесть Тынянова «Подпоручик Киже». Она основана на историческом анекдоте и представляет гротескную картину действия самодержавно-бюрократического аппарата при императоре Павле I. В системе, основанной на страхе и слепой вере в ее непогрешимость, канцелярская ошибка молодого писаря приводит к цепи абсолютно бессмысленных, доходящих до абсурда действий персонажей. Позднее были написаны повести «Восковая персона» и «Малолетний Витушишников», составившие вместе с «Подпоручиком Киже» историко-сатирическую трилогию.
  13. 1929 – вышел из печати сборник литературоведческих статей о литературе первой трети 19 века «Архаисты и новаторы». В него вошли работы, написанные автором за предыдущие девять лет.
  14. 1920-е, конец – частичная потеря трудоспособности в связи прогрессированием тяжелого заболевания, рассеянного склероза, которым Тынянов страдал с молодых лет.
  15. 1930-е, начало – начал работу над романом «Пушкин». Роман был задуман как эпическое произведение о жизни великого поэта. Из-за болезни Тынянову не удалось полностью осуществить замысел: в описании жизни Пушкина он дошел только до 1820 года.
  16. 1936 – Тынянов переехал из Ленинграда в Москву и возглавил работу по подготовке к изданию книг серии «Библиотека поэта». В этом же году опубликованы 1 и 2 части романа «Пушкин» – «Детство» и «Лицей». Первая часть романа основана на плане автобиографии Пушкина, известном под названием «Программа записок».
  17. 1941 — во время Великой Отечественной войны эвакуирован в Пермь. Там была написана третья часть романа «Пушкин» – «Юность». Над ним писатель работал до последнего дня жизни. Несмотря на то, что он остался незавершенным, это целостное произведение о детстве и юности поэта.
  18. 1943, 20 декабря – умер в Москве.

Юрий Тынянов

А за коня он взял козла

Для тех, кто не в теме, РС – абсолютно ничего не значащая аббревиатура. А для тех, кто так или иначе сталкивался с рассеянным склерозом, это трагедия, кошмар и приговор. От него никто не застрахован, он может подойти в любой момент и в любом возрасте. И всегда незаметно.

Юрий Николаевич Тынянов родился в 1894 году в городе Режице Витебской губернии. «Город был небольшой, холмистый, очень разный. На холме – развалины ливонского замка, внизу – еврейские переулки, а за речкой – раскольничий скит. До войны город был Витебской губернии, теперь – латвийский. Староверы были похожи на суриковских стрельцов. Женщины ходили в ярких шубах, от которых снег горел», – вспоминал он о городе своего детства.

Тынянов рос здоровым, шустрым, любопытным и доверчивым. Однажды дядя пошутил над ним – дал яблоко, сказал положить под подушку и пообещал, что наутро там будет два яблока. Так оно и вышло. Паренек даже не подумал, что втрое яблоко могли подсунуть ему ночью. «Я поверил в это как в самое обыкновенное и радостное, чуть не научное явление», – признавался писатель.

В 1904 году все семейство переехало в Псков. Десятилетний мальчик поступил в тамошнюю гимназию, у него появились первые приятели-сверстники, вместе с которыми он, ничего не боясь, облазал всю тамошнюю крепостную стену. Запоем читал, в основном, приключения. Позже влюбился в цирковую наездницу. Играл в бабки (их там называли козатами).

Гимназия была окончена в 1912 году, за ней последовал историко-филологический факультет Петербургского университета, пушкинский семинар Семена Афанасьевича Венгерова.

Влюбился в Пушкина и возненавидел пушкинистов: «малые дела, смешки, большое высокомерие. Они изучали не Пушкина, а пушкиноведение».

Где Пушкин, там и Кюхельбекер. Словом, вся эта, если и не эпоха, то плеяда.

Женитьба на Елене Александровне Зильбер, женщине с характером. Тынянов безумно влюблен:

В комнате Леночки – пудра и духи, В комнате Леночки пишутся стихи.

Рождение дочери, тоже обожаемой. Вениамин Каверин, брат Елены Александровны, писал в воспоминаниях: «Он изображал собаку, кошку, лошадь – и все было не так: лошадь мяукала, кошка лаяла, собака становилась на задние лапы и заливисто ржала.

Он сажал дочку на колено и, подбрасывая, пел по-немецки:

Портной пустился в путь со зла, А за коня он взял козла, Паршивый хвост ему взнуздал Его аршином погонял, Аршином бьет, иглою шьет И едет задом наперед».

Ираклий Андронников писал о Юрие Николаевиче: «Он был невелик ростом. Пропорционален. Изящен. Пластичен. Слушая вас, подавался слегка вперед с полуулыбкой очаровательной и совершенно естественной, хотя в этом легком повороте головы, чуть склонясь и чуть-чуть повернув к собеседнику ухо, было что-то от галантных портретов восемнадцатого столетия.

Когда же к нему обращались старшие или дамы, Юрий Николаевич становился сверхувлекательным. Говорил любезно, с улыбкой, «упадая» на ударное слово и слог, отчеканивал».

Диплом был получен в 1918 году, революция прошла незаметно. Венгеров оставил Тынянова на университетской кафедре. Молодой ученый вступает в Общество по изучению поэтического языка, более известное как ОПОЯЗ, выступает с лекциями в Институте истории искусств, начинает издаваться. А в 1925 году пишет свой первый художественный роман – «Кюхля», о Вильгельме Кюхельбекере.

С этого момента в жизни Юрия Николаевича красной нитью пойдут три сюжетные линии – научная деятельность, историческая беллетристика и болезнь, которая как раз тогда впервые заявила о себе.

Примечания[править | править код]

  1. Нянковский М. А. «О тех, кого помню и люблю…» Гаркави. Тыняновы. Рохленко. Нянковские / М. А. Нянковский: худож. М. Е. Бороздинский. Ярославль, 2009. 240 с.: с ил. (нажать на линк Подробнее под текстом)
  2. Выставка в Ярославском музее-заповеднике «Ярославские страницы биографии Юрия Тынянова»
  3. Ярославль: История города в документах и материалах от первых упоминаний до 1917 года / Под ред. д-ра ист. наук, проф. А. М. Пономарёва; Авт. вступит. статьи д-р ист. наук, проф. А. М. Пономарёв; Сост. В. Н. Козляков, Г. Н. Полева, Л. А. Полушкина и др. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1990. С. 384.
  4. Архивная служба Ярославской области: В годы НЭПа — Кожевенный завод «Наследники Эпштейн» Ярославского губернского Совета народного хозяйства.
  5. Статья «Ю. Н. Тынянов» в Электронной Еврейской Энциклопедии
  6. Филолог-славист Михаил Константинович Шапиро (род. 1939, сноска 1) (Michael Shapiro); на русском языке была опубликована книга его брата Исаака Константиновича Шапиро «Эдокко» (КоЛибри, 2010; «Edokko: Growing Up a Foreigner in Wartime Japan»)
  7. В большинстве утрачены. Одно из стихотворений — «Дождь» — приводится без текстологической справки Вениамином Кавериным в В. А. Каверин, В. И. Новиков. Новое зрение. Книга о Юрии Тынянове. — М.: Книга, 1988. — С. 36—37. (см. ISBN )

  8. Lib.ru/Классика: Тынянов Юрий Николаевич. Смерть Вазир-Мухтара
  9. Юрий Тынянов. Писатель и ученый. Воспоминания. Размышления. Встречи. — М.: Молодая гвардия, 1966. (см. ISBN )

  10. В большинстве утрачены. Один из коротких рассказов — «Яблоко» — приводится без текстологической справки Вениамином Кавериным в В. А. Каверин, В. И. Новиков. Новое зрение. Книга о Юрии Тынянове. — М.: Книга, 1988. — С. 29—30. (см. ISBN )

Филология

В 1919 г. окончил университет и был оставлен при кафедре русской словесности. В 1918 г. примкнул к Обществу изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), основанному в 1917 г. О. Бриком, В. Шкловским, Б. Эйхенбаумом, Р. Якобсоном и Л. Якубинским; с 1920 г. — секретарь Общества. В 1921–30 гг. — профессор Государственного института истории искусств.

В 1921 г. опубликовал книгу «Достоевский и Гоголь»; изложив в ней новую теорию пародии, Тынянов затем развивал ее в общую концепцию литературной эволюции как непримиримой борьбы литературных поколений и направлений (сборник статей «Архаисты и новаторы», Л., 1929). Основополагающая теория семантики художественной речи разработана в книге «Проблема стихотворного языка» (Л., 1924).

Выступал как критик текущей литературы, прилагая к ней свою модель динамики литературной эволюции: статья «Промежуток» (1924; особенно существенны главки о Б. Пастернаке и О. Мандельштаме), «200 000 метров Ильи Эренбурга» (1924), «Льву Лунцу» (1925), и др.

НАШИ ЛЮДИ

Малышев Андрей Валентинович Литература

русский писатель

Рахимов Родион Галинурович Литература

советский и российский писатель, публицист, переводчик, эколог, общественный деятель

K’naan Литература

сомалийско-канадский поэт, рэпер и музыкант

Iванiв, Виктор Литература

российский поэт и писатель, кандидат филологических наук

FM-2030 Литература

писатель-фантаст, футуролог и философ, один из основателей трансгуманистического движения

Яшин, Александр Яковлевич Литература

русский советский прозаик и поэт

Яшен, Камиль Литература

советский узбекский прозаик, поэт, драматург, общественный деятель

Яшвили, Паоло Джибраэлович Литература

грузинский советский поэт и общественный деятель

Две похвалы

Один документальный фильм представил картинку последних дней Тынянова по воспоминаниям… Шкловского. Хотя в самые последние минуты рядом с другом его не было. Впрочем – тут автор фильма (кстати – информативного и хорошего, полного любви к Тынянову) мог бы железно аргументировать свою позицию: Юрий Николаевич о себе писал мало и редко, а о других вспоминал то, при чем присутствовать в принципе не мог. А вот «красный граф» А. Н. Толстой за это же похлопал снисходительно Тынянова по плечу со словами «А у вас слог-то неплох». Тынянов ответил: «Премного благодарен, ваше высокопревосходительство!» Директор издательства, куда Тынянов принес своего «Кюхлю» был еще добрее: «Художественная литература вещь сложная. Вы не огорчайтесь, у вас есть специальность» – имея в виду, что Тынянов у него работал корректором.  

Картина, навеянная Тыняновым

Физики, лирики, клирики, критики, аналитики, паралитики, отличники, докладчики, наладчики прочие молодчики, причем сплошь взяточники странным образом прятались за одну, опиской канцелярской рожденную благообразную фамилию. Что ни год да ни день – являлись взгляду преступники, причем секретные, а потому не имеющие фигур. Их лупили на отполированной семихвостками «кобыле» — и слышен был только свист плеток, да стук их о дерево. Ни крика, ни стона, ни дыхания. Их снимали с «кобыл», красавиц-жен и должностей, повышали, ссылали в Сибирь и даже далее, наделяли имуществом и лишали оного. Ордена им то вручали, то отнимали, и стали те ордена шляться с мундиров и пиджаков в коробки, как бесстыжие пятаки. Разнагражденных ими вешали – они не умирали. Их расстреливали – и на месте одного появлялось двое. Их женили – и жены умудрялись рожать, хотя рядом с мужьями никем и никогда замечены не были. Но в темных коридорах власти кто-то всегда периодически кричал «караул», а как стали нравы попроще – неприличное слово, напоминающее освоение языка младенцем. Но кому кричать? Да и от чего? Однажды исчезли фрейлины, балерины, прочно уселись вместо них в ответственных комнатах ассистентки, секретарши-референтки, а с этими не никаких таких происшествий и быть не могло – все стоны и крики – и мужские, и женские – все исключительно в специально отведенных для этого местах… Правда, никуда не удавалось извести вечное, ловкое, шустрое племя и мелькали по углам по-прежнему субретки и фаворитки.

Павел Петрович успел едва только охнуть от апоплексической сыновней табакерки с британским табачком, но Александр Павлович уже уставился на стройные ряды безымянных, отчества, да и отечества не слишком знающих, зачатых в канцеляриях, на «кобылах» и – что было бы естественно — в альковах, но каким-то необычным, нигде не виданным способом молчаливые и всемогущие шеренги, идеальные во фрунте роты, батальоны и полки Киже. А стоило спросить, нет ли где какого человечка, завалящего-настоящего, так выяснялось – стоит лишь глянуть на такого – а его и нет.

Семья

  • Женился 3 февраля 1916 года на Лие Абелевне Елене Александровне Тыняновой (в девичестве Зильбер; в первом браке Качановская, сестра Льва Зильбера и Вениамина Каверина); дочь () — Инна Тынянова, поэт и переводчик.
  • Троюродные братья (по материнской линии) — лингвист Виктор Максимович Жирмунский, журналист Яков Ноевич Блох, искусствовед Мирон Аркадьевич Малкиель-Жирмунский, музыкальный педагог, виолончелист, профессор Токийской консерватории Константин Исаакович Шапиро (1896—1992) и филолог-романист Яков Львович Малкиель. Троюродные сёстры — поэтесса Раиса Ноевна Блох; Магдалина Исааковна Лосская (в девичестве Малкиель-Шапиро, 1905—1968), жена историка церкви Владимира Николаевича Лосского (сын философа Н. О. Лосского), мать филолога и богослова Николая Лосского (род. 1929).
  • Двоюродный племянник — литературовед Александр Миронович Гаркави.

Юрий Тынянов

Ю́рий Николаевич (Насо́нович) Тыня́нов (6/18 октября 1894, Режица/Резекне, Витебская губерния, Российская империя – 20 декабря 1943, Москва, РСФСР) – русский писатель еврейского происхождения.

В 1939 году в автобиографии Тынянов так писал
о родном городе: «Я родился в 1894 году в
городе Режице, часах в шести от мест рождения Михоэлса и Шагала и в восьми от
места рождения и молодости Екатерины I. Город был небольшой, холмистый, очень
разный. На холме – развалины Ливонского замка, внизу – еврейские переулки, а за
речкой – раскольничий скит. До войны город был в Витебской губернии, теперь –
латвийский. В городе одновременно жили евреи, белорусы, великорусы, латыши, и
существовало несколько веков и стран. Староверы были похожи на суриковских
стрельцов. В скиту тёк по жёлтым пескам ручей, звонили в било (отрезки рельсов;
колокола были запрещены), справляли на бешеных конях свадьбы. Потом
разводились, и тогда тоже мчались на конях, загоняли их. Там ходили высокие
русские люди XVII века; старики носили длинные кафтаны, широкополые шляпы;
бороды были острые, длинные, сосульками».

Его отцом был зажиточный врач Насон Тынянов.
Юрий Тынянов учился в Псковской гимназии, которую окончил с серебряной
медалью.  Он поступил на славяно-русское
отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. Еще
в студенческие годы активно занимался наукой и после окончания вуза в 1919 году
остался на кафедре русской литературы. В 1918 году он познакомился с В. Шкловским
и Б. Эйхенбаумом и вступил в Общество по изучению поэтического языка – ОПОЯЗ.
Общество внесло свой вклад в создание «формального» метода в литературоведении.

Еще в Псковской гимназии Тыняном подружился со
Львом Зильбером, будущим известным ученым, академиком Медицинских наук СССР. В
1916 году Юрий Николаевич женился на сестре Зильбера – Елене.

В 1921-30 Тынянов был профессором Института
истории искусств. В 20-е годы ХХ столетия Тынянов стал известен как как
литературовед, издал книги «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921),
«Проблема стихотворного языка» (1924), 
«Архаисты и новаторы» (1929). Но подлинную славу он обрел как писатель.

В 1925 году он дебютировал как прозаик в
журнале «Ленинград». В том же году появился его роман «Кюхля». Небезынтересно,
что Тынянову была заказана лишь популяризаторская брошюра о лицейском товарище
Пушкина Кюхельбекере, он же написал роман. В 1928 году появилась новая его
книга  –  «Смерть Вазир-Мухтара» (1928) о
жизни знаменитого драматурга и дипломата А. Грибоедова. Шедевром считается его
рассказ «Подпоручик Киже». Юрий Николаевич писал также сценарии фильмов, был
известен и как переводчик Гейне.

Однажды, на вопрос, как он пишет исторические
романы, Юрий Тынянов ответил: «Там, где кончается документ, там я начинаю».

Вторая половина 20-х годов стала лучшей для
Тынянова-писателя. К концу 20-х годов его работоспособность снижается из-за
тяжелой болезни. Тем не менее он продолжает писать. В 1930 году была
опубликована его повесть «Восковая персона», в 1936 году издаются первые две
части многотомного романа «Пушкин». Он писал также рассказы. Кроме того, Ю.
Тынянов принимает активное участие в подготовке книг из серии «Библиотека
поэта», становясь после смерти Максима Горького фактическим её руководителем. Снискал известность как
переводчик Г. Гейне.

Буквально до последнего дня своей жизни
тяжелобольной писатель продолжал работать над третьей частью романа «Пушкин».
Юрий Тынянов скончался в Москве 20 декабря 1943 года.

В 1980-е годы на родине писателя в Резекне стали
проходить Тыняновские чтения. В 2012 году в городе открыли памятник Юрию
Тынянову.

Александр Гурин

О некоторых прелестях литературоведения.

Высокомерие «красного графа» и сочувствие директора издательства можно отнести к курьезам. Личные обиды со Шкловским – не более чем личные и искренне прощенные обиды. Да и не нам судить – это была великая дружба. А вот драки до крови, где отчаянные споры, где в битве аргументы, как бритвы – это уж совсем другая сторона жизни Тынянова. Это жизнь его в русской литературе и русской науке. И если кто-то думает, что эти споры – академические изящные словесные обороты при графине, колокольчике и рефери, да со скорой помощью при подъезде – разочаруйтесь, пожалуйста сами и сложите очарования в мусорный бачок у места серьезной мужской драки.

«И вот крадется, словно тать,

Сквозь ленинградские туманы

Писатель лекцию читать,

Профессор Т. — писать романы».

Лечится йодом, легкая студенческая шутка, выпускается из детской рогатки.

Семья и родственники[править | править код]

У Тынянова были старший брат Лев и младшая сестра Лидия. В 1915 году из местечка Велионы Режицкого уезда в Ярославль был эвакуирован кожевенный завод предпринимателя и купца 1-ой гильдии Бера Мовшевича Эпштейна, совладелицами которого после смерти отца стали сёстры Софья Борисовна Тынянова и Анна Борисовна Гаркави, перебравшиеся сюда с семьями (кожевенный завод и раскройно-посадочные и заготовительные мастерские наследников Б. М. Эпштейна были разрушены в ходе ярославского восстания 1918 года и восстановлены в годы НЭПа; в 1917 году на заводе работали 236 рабочих). В 1918 году двоюродная сестра Юрия Тынянова детский врач Эсфирь Александровна Гаркави (1889—1986) вышла замуж за его брата Льва Тынянова (1891—1946), главврача ярославского городского противотуберкулёзного диспансера. Заслуженный учитель Российской Федерации М. А. Нянковский — внучатый племянник Ю. Н. Тынянова.

Юрий Тынянов женился 3 февраля 1916 года на Лие Абелевне (Елене Александровне) Зильбер (в первом браке Качановская, сестра Льва Зильбера и Вениамина Каверина); их дочь — поэтесса и переводчица Инна Тынянова (1916—2004).

Двоюродный брат — советский разведчик Альберт Иоахимович Сыркин-Бернарди.

Двоюродный племянник Тынянова — литературовед Александр Миронович Гаркави. Троюродные братья (по материнской линии) — языковед Виктор Максимович Жирмунский, журналист Яков Ноевич Блох, искусствовед Мирон Аркадьевич Малкиель-Жирмунский, музыкальный педагог и виолончелист Константин Исаакович Шапиро (1896—1992) и филолог-романист Яков Львович Малкиель. Троюродные сёстры — поэтесса Раиса Ноевна Блох и Магдалина Исааковна Малкиель-Шапиро (1905—1968), жена историка церкви Владимира Николаевича Лосского, мать филолога и богослова Николая Лосского.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: