Основные факты:
- ДАТА: 1861-1875 годы
- СТИЛЬ: Боз-ар
- МАТЕРИАЛЫ: Камень, дерево и лепнина
- АРХИТЕКТОР: Жан Луи Шарль Гарнье
Как говорят историки, любой уважающий себя столичный город XIX века никак не мог обойтись без трех зданий: железнодорожного вокзала, телеграфа и оперы. Париж во времена Второй империи обзавелся всеми тремя.
После революции 1848 года президентом Второй республики был избран Наполеон III (Шарль Луи Наполеон, 1808-1873), племянник Наполеона Бонапарта. В 1851 году он провозгласил себя императором и следующие 20 лет посвятил модернизации страны. Париж должен был стать самой яркой европейской столицей.
Просторное здание занимает 1,2 гектара
Префект Сены, барон Осман, получил абсолютную власть и начал перестраивать город. Осман проложил те самые широкие бульвары, без которых теперь нельзя представить Париж, но он безжалостно уничтожил старые кварталы города, и переселил с привычных мест множество людей — иначе было невозможно.
Богатство Второй империи ярче всего проявилось в просторной и пышно украшенной Парижской опере. Фасад с двойными колоннами (скопированный с Лувра), декоративные фризы и скульптуры, три купола на крыше — это облик, объединяющий классицизм, Возрождение и барокко. Некоторые люди говорят, что пышный фасад напоминает стилистическую кашу, пошлый свадебный торт. Другие, наоборот, считают, что он прекрасен.
Краткое описание
Составить полное представление о том, что такое потрясающая роскошь и великолепие, богатый интерьер и уникальные архитектурные формы можно только в легендарной и известной на весь мир Парижской опере.
Сейчас во всех туристических проспектах и путеводителях по Парижу это огромное здание значится, как Опера Гарнье. Шарль Гарнье – это гениальный архитектор, создавший план, по которому и был построен дворец. «Почему дворец?», — может задать вопрос человек, малознакомый с архитектурой Парижа. Дело все в том, что все элементы отделки, внутреннее убранство и гигантские размеры театра свойственны именно дворцам. Тем самым дворцам, в которых некогда жили короли Франции и высокопоставленные особы, относящиеся к великим династиям.
Главный южный фасад Оперы Гарнье
Естественно, опера Гарнье в Париже никогда не служила домом для венценосной особы, в ней никто никогда постоянно не жил (кроме ужасного призрака Эрика), дворец изначально строился, как опера, в которой должны были проходить выступления самых знаменитых певцов. К слову, практически сразу после своего открытия это здание, построенное в стиле роскошного необарокко, получило статус Оперного театра Национальной академии музыки Франции.
Всем без исключения гостям Франции предлагается посетить знаменитую оперу, ведь это здание относится к самым значимым достопримечательностям Парижа. Более того, опера Гарнье в Париже входит в список самых посещаемых мест столицы Франции, наряду с Елисейскими полями, Версалем, Пантеоном, Триумфальной аркой и Собором Французской Богоматери. Нет ничего удивительно в таком интересе со стороны путешественников к зданию оперы, ведь она действительно вводит в немой шок своим богатым внутренним интерьером, страшной легендой и размерами. К примеру, только в подсобных помещениях здания, построенного Шарлем Гарнье, можно поместить практически любой оперный театр Старого Света.
Вид на главный фасад оперы. Скульптуры на крыше здания, слева направо: Гармония, Аполлон, Поэзия
Кроме этого, все ценители оперы и балета чуть ли не за год бронируют билеты на интересующее их представление, ведь понаблюдать за действом, разворачивающимся на сцене самого значимого и известного театра в мире, можно назвать счастьем и огромной удачей.
Для того, что бы попасть в оперу Гарнье, расположенную в 9-м округе столицы величественной и богатой Франции, лучше всего воспользоваться метро и доехать до остановки под названием «Опера»: проезд по Парижу к зданию на арендованном автомобиле, особенно в час пик, может превратиться в настоящее испытание. При посещении оперы не стоит пугаться ужасного призрака Эрика, ему до сих пор отводят специальную ложу, из которой он и наблюдает за интересными ему представлениями.
На ночь оставаться в здании строго запрещено, поэтому встреча с потусторонней силой невозможна. К слову, на истории возникновения и появлениях призрака, следует более подробно остановиться чуть ниже.
Сервис театра
Особенного дресс-кода Гранд-Опера в Париже для экскурсантов не требует, но лучше сменить шорты и майки на более приличный наряд. Если это зима, в бесплатном гардеробе можно оставить верхнюю одежду, а вот камер хранения для крупного багажа нет, так что с ним не пускают.
Ресторан в Опере Гарнье
В книжно-сувенирном магазине на память предлагается купить открытки, канцелярские товары, сувениры, DVD-диски оперных и балетных постановок или записи оркестра.
Зрители в антракте могут посетить местный бар с напитками и легкими закусками. Чтобы избежать очереди, свой заказ лучше сделать сразу по приходу в «храм Мельпомены».
В ресторане Opera подают изысканные и разнообразные блюда a-la-carte, а среди десертов есть с содержанием меда, собранного в ульях собственной пасеки. Счет за стандартное меню составит 55 – 88 евро.
Приятное впечатление оставляет и быстрое обслуживание. Что касается дизайна, в нем переплелись современные мотивы с идеями оформления театра.
Парижская опера
Palais Garnier в апреле 2017 года
30 декабря 1860 года Вторая империя императора Наполеона III объявила конкурс на проект нового государственного оперного театра. Старый оперный театр, расположенный на улице Ле Пелетье Франция и известный как Зал Ле Пелетье , был построен как временный театр в 1821 году. Доступ с улицы к этому театру был сильно ограничен; а после попытки убийства Наполеона III у входа в театр 14 января 1858 года было решено построить новый оперный театр с отдельным, более безопасным входом для главы государства.
Претендентам был дан месяц на подачу заявок. Конкурс проводился в два этапа, и Гарнье был одним из примерно 170 участников первого этапа. Он получил приз за пятое место и был одним из семи финалистов, выбранных для второго этапа. Второй этап требовал от участников пересмотра своих оригинальных проектов и был более строгим, с 58-страничной программой, написанной директором Оперы Альфонсом Ройе , которую участники получили 18 апреля. Новые заявки были отправлены в жюри в середине мая, и 29 мая проект Гарнье был выбран за его «редкие и превосходные качества в прекрасном расположении планов, монументальности и характерности фасадов и секций».
Жена Гарнье Луиза позже писала, что французский архитектор Альфонс де Жизор , входивший в состав жюри, сказал им, что проект Гарнье «замечателен своей простотой, ясностью, логикой, величием, а также внешними особенностями, которые отличают план в три отдельные части — общественные места, зрительный зал и сцена … «вы значительно улучшили свой проект по сравнению с первым конкурсом, тогда как Гинан испортил свой» »
Вскоре тридцатипятилетний и относительно малоизвестный Гарнье начал работу над зданием, которое в конечном итоге будет названо в его честь — Дворец Гарнье . Многие люди с трудом могли решить, в каком именно стиле он пытается изобразить. Когда императрица Евгения спросила, в каком стиле должно быть построено здание, он, как говорят, ответил: «Почему, сударыня, в Napoleon Trois, а вы жалуетесь!»
Строительство началось летом 1861 года, хотя неудачи отложили его еще на четырнадцать лет. В течение первой недели раскопок был обнаружен подземный поток, делающий землю слишком неустойчивой для фундамента. Для откачки воды потребовалось восемь месяцев, хотя в районе, который в конечном итоге стал пятым подвалом для работы гидравлического оборудования, расположенного наверху, оставалось достаточно. Цементно-бетонный фундамент Garnier с двойными стенками и битумным уплотнением оказался достаточно прочным, чтобы выдержать любые возможные утечки, и строительство продолжалось.
Поражение французской армии пруссаками в битве при Седане в 1870 году привело к концу Второй империи. Во время Осады Парижа и Парижской Коммуны в 1871 году недостроенная Опера использовалась как склад для товаров, а также как военная тюрьма.
Наконец, 5 января 1875 года оперный театр был открыт. На церемонии открытия присутствовали многие из самых престижных монархов Европы, в том числе президент новой республики Франции, маршал Мак-Магон , лорд-мэр Лондона и король Испании Альфонсо XII .
Люди, входившие в массивное здание площадью около 11 100 м 2 , в целом восхищались его огромными размерами и обширным орнаментом. Клод Дебюсси описал его как похожий снаружи на железнодорожный вокзал, а внутри его можно легко принять за турецкую баню. необходима цитата
Работы Гарнье представляют собой стиль необарокко, популярный в период изящных искусств во Франции. Он находился под влиянием итальянских стилей мастеров эпохи Возрождения, таких как Палладио , Сансовино и Микеланджело , возможно цитата необходима в результате его многочисленных визитов в Грецию и Рим при его жизни. Он также был пионером архитектурной красоты, а также функциональности; его опера построена на беспрецедентном для того времени каркасе металлических балок. Помимо огнестойкости, сталь и железо были намного прочнее дерева, что позволяло им успешно выдерживать бесчисленные тяжелые тонны мрамора и других материалов, наваливавшихся на него, не ломаясь.
Основные достижения
Во Франции
В Париже
Зимний дворец Гарнье.
- 1859-1860 гг. Инвестиционный дом, бульвар Себастополь 75, Париж 2 e .
- 1862. Магазины декора, Rue Richer, 9- й Париж ; разрушен пожаром в 1894 году.
- 1865-1870 гг. Частный особняк на улице Доктер-Лансеро ; известен как «оперный театр».
- 1862–1874 гг. Дворец Гарнье, Place de l’Opera, Париж 9- е .
- 1879. Cercle de la Librairie, 117 бульвар Сен-Жермен, 6- й Париж, на углу улицы Грегуар-де-Тур .
- 1880 г. Могила Жоржа Бизе, кладбище Пер-Лашез, Париж, 19- е .
- 1881 г. Могила генерала Анри Саге, Грандвилье ( Уаза ); со скульптором Гюставом Крэком.
- 1881. Арендованный дом и гостиница, принадлежащие Жоржу Ашетту, бульвар Сен-Жермен 195, 7- й Париж .
- 1881 г. Panorama Français (или Panorama Valentino), 251 rue Saint-Honoré Paris 1 st ; преобразованный в цирк в 1886 году, цирк модерн, закрытый в 1926 году.
- 1882. «Панорама Мариньи», авеню де Мариньи, 8- й Париж ; в 1892-1894 годах стал театром Мариньи .
- 1883 г. Могила Жака Оффенбаха, кладбище Монмартр, Париж 18- е .
- 1885 г. Могила Виктора Массе, кладбище Монмартр, Париж 18- е .
- 1885. Украшение из Триумфальной арки на похороны Виктора Гюго, место Этуаль .
- 1889. Презентация истории человеческого обитания на Всемирной выставке .
- 1892. Могила композитора Жака Дюпрато .
- 1894. Ателье Бертье, бульвар Бертье 32 ; пристройка Оперного театра и место производства декораций и сдачи сценических костюмов; это здание — его последнее достижение; с Жозефом Кассиен-Бернаром .
В провинции
- 1858-1860 гг. Могильная часовня семьи Люин, церковь Сен-Пьер, Дампьер-ан-Ивелин ( Ивелин ).
- 1860-1867 гг. Вилла Эйленрок, Жуан-ле-Пен
- 1880. Вилла Франциска Сарси, Розендаль ( Север ).
- 1882 г. Мавзолей семьи Савар, Сен-Мишель (Эна) .
- 1885–1886. Астрономическая обсерватория Мон-Гро в Ницце ( Приморские Альпы ); в сотрудничестве с инженером Густавом Эйфелем над куполом.
- 1887. Казино и термальный курорт в Виттеле ( Вогезы ).
- 1897 г. Церковь Сент-Гримони, Ла Капель ( Эна ).
За границу
Казино Монте-Карло.
В Бордигере ( Италия )
- Церковь Непорочного Зачатия или Террасанта ( Chiesa dell’Immacolata Concezione )
- Коммунальная школа; стал ратушей города ( Палаццо Комунале )
- Вилла Бишоффсхайм или Вилла Этелинда
- Вилла Гарнье (1872 г.)
- Студия Вилла.
Захватывающие небылицы и занимательные факты
Призрак Оперы
Особенно интригующая легенда касается подземного водоема, появившаяся благодаря роману Г. Леру «Призрак Оперы».
Ш. Гарнье предусмотрел фундамент, уходящий вниз на 15 м, а поскольку в цокольных помещениях планировалось держать театральный реквизит, они должны были быть идеально сухими.
Для этого из вырытого котлована со 2 марта по 30 октября беспрерывно 8 паровых машин высасывали воду с территории, пролегающую под площадью Республики вплоть до замка Шайо. А чтобы со временем вернувшиеся в свое русло ручьи не подмывали фундамент, подвалы оснастили двойными стенами.
Во время войны 1870 г. в нем хранили боеприпасы, продовольствие и устроили госпиталь, а в революцию коммунары превратили его в тюрьму. Так что никакого озера под Оперой нет, хотя вода там и правда есть. Хранится она в водном резервуаре, имеющем 305 м глубины и 55 м в длину, а хранится на случай пожара и как стратегический питьевой запас.
Несмотря на то, что в романе герои плавали по озеру на лодке, потолок над резервуаром всегда был слишком низким, что делает подобное невозможным.
Единственные смельчаки, исследующие водный путь – дайверы-экстремалы. Впрочем, сами сотрудники театра верят в призрак Эрика, и никогда не продают билеты в ложу №5.
Музыкальные диски
В конце декабря 1907 г. в герметичные урны были запечатаны 24 диска по 78 оборотов, содержащие исполнение лучших певцов ХХ столетия, среди которых Карузо, Таманьо, Кальвэ и другие. Послание предназначалось потомкам, которые будут жить 100 лет спустя.
Урны извлекли 19 декабря 2007 г., а в 2008 г. открыли и перезаписали на три CD-диска. Занималась этим компания EMI, как наследница студии «Грамофон», выпустившая в свое время те самые диски.
Пасека на крыше
В 2000 г. в Париже прошла программа по созданию собственной пасеки. Более 300-т ульев разместили на крышах разных зданий, и Опера Гарнье оказалась в их числе. Поскольку в городе запрещено применять пестициды, способные навредить зеленым насаждениям, это благотворно сказалось и на урожае сладкого лакомства. В процентном соотношении сборы меды в городе намного выше, чем на территории остальной Франции.
Опера Гарнье: небольшой экскурс и памятка путешественнику
Попасть в оперу Гарнье можно и не приобретая билет на какое-либо представление. В любом случае, заказывать его придется заранее. Если посещение одной из главных достопримечательностей страны, общей площадью 21 625 (!) метров, планируется без гида, то стоит помнить, что открыта опера Гарнье с 10 утра и до 5 вечера. Билет стоит 9 евро для взрослого и 4 евро для ребенка. В составе экскурсионной группы один из самых уникальных дворцов Франции можно посетить только в среду, субботу или воскресенье. Полезно будет знать, что экскурсии проводятся только на французском и на английском языке.
Театральный зал
Что же посмотреть в первую очередь в опере Гарнье? Ответить на этот вопрос будет чрезвычайно трудно. Она настолько огромна, что порой кажется, обойти ее даже за несколько дней невозможно. Однако отдельного внимания заслуживает сцена, на которой может разместиться около 450 (!) актеров; гигантская люстра весом в 6 (!) тонн; богатый внутренний интерьер, масса лепнины и потолок расписанный самим Марком Шагалом. Кстати, вокруг этого огромного произведения искусства, под которым находится ярко алый зрительный зал, постоянно велись споры: некоторые критики считали, что работа гения недостаточно великолепна для такого здания, как дворец Гарнье в Париже. Неподдельный интерес у гостя дворца вызовут и прекрасно выполненные из бронзы бюсты самых известных композиторов: Моцарта, Бетховена, Обера, Галеви и многих других. В самом здании находится поистине огромное число лестниц и коридоров, которые позволяют беспрепятственно передвигаться по театру многочисленным группам. Представить себе тот титанический труд, который вложил в свое детище Шарль Гарнье, невозможно: по утверждениям архитекторов, все чертежи гения, сложенные друг за другом составят непрерывную линию длиной… в 33 километра!
В настоящий момент есть достоверная информация, что перед оперой Гарнье будет установлен памятник русскому театральному деятелю Сергею Дягилеву, организовавшему в свое время в столице Франции труппу под названием «Русский балет». Несложно будет догадаться, что выступала она на сцене легендарной оперы Гарнье в Париже.
Парадная лестница
Даже при малейшей возможности, путешественнику, которого пути-дороги привели в столицу Франции, следует обязательно побывать в опере Гарнье. Ведь то великолепие, которое можно увидеть в его зрительном зале, многочисленных коридорах больше не встретишь нигде в мире. Единственное, о чем следует постоянно помнить, находясь во дворце, так это то, что не следует ради бравады или просто из интереса занимать ложу под номером 5. «Он здесь, остерегайтесь его, ведь Призрак оперы идет…», — говорится в известном всем мюзикле.
definition — Гарнье,_Шарль_(архитектор)
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Гарнье, Шарль (архитектор)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
Шарль Гарнье
Жан Луи Шарль Гарнье (фр. Jean-Louis-Charles Garnier, родился в Париже 6 ноября 1825 года, умер в Париже 3 августа 1898 года) — французский архитектор эпохи эклектики и историк искусства. Идеолог и практик стиля боз-ар.
Биография
Родился и вырос на улице Муффтар (rue Mouffetard, сегодня это 5-й округ Парижа). Его отец, кузнец родом из Сен-Кале (Saint-Calais, деп. Sarthe), имевший собственное предприятие сдачи внаём машин на конной тяге, был женат с 1824 года на Фелиси Колль (Félicie Colle), дочери капитана императорской армии.
С 1838 года занимался в школе рисования на ул. Расина (rue Racine). С 1840 года работал в мастерской Ж. А. Левейя (J.-A. Léveil), которая скоро закрылась из-за долгов. Затем подмастерьем у Л. И. Леба (Louis-Hippolyte Lebas) и Ж. Андрэ (Jules André). Позже — чертёжником в мастерской Э.Вьоле-лё-Дюка. В Гарнье поступил в Школу изящных искусств на улице Бонапарта (rue Bonaparte), где в 1848 году удостоился награды Гран-при-де-Ром (grand prix de Rome). Тема дипломной работы — «Проект консерватории искусств и ремёсел с галерей-выставкой промышленных изделий». С 17 января по 31 декабря 1849 года обучался во Французской академии в Риме, затем длительное время путешествовал по Греции.
После возвращения в Париж Гарнье стал архитектором небольших проектов, возводившихся в короткие сроки. В году был назначен подинспектором реставрационных работ башни Сен-Жак (Saint-Jacques-la-Boucherie) в Париже; в г. получил место городского архитектора двух парижских округов. Оставался мало известен до г., когда выиграл конкурс на проект нового здания Парижской оперы. Проект в стиле эпохи Второй Империи с веяниями римской архитектуры занял пятое место из 171 принимавших участие проектов, в результате чего получил шанс участвовать во втором туре. Гарнье выиграл второй тур, и в мае 1861 года, в возрасте 35 лет, он приступил к возведению новой Парижской оперы. Благодаря громадным капиталам, предоставленным в распоряжение Гарнье, имел возможность использовать для отделки здания редкие и дорогостоящие материалы.
В году он был награждён орденом Почётного легиона. В году был выбран членом-корреспондентом королевского института английских архитекторов. После завершения строительства Оперы Шарль Гарнье стал одним из видных преподавателей архитектуры, участвовал в государственных комиссиях. В 1874 году избран членом парижской Академии изящных искусств. Похоронен на кладбище Монпарнас.
Написал множество статей по археологии и архитектуре для различных периодических французских изданий, «Объяснительную записку о храме острова Эгины», а также «Трактат о театре» (Etude sur le thêatre) — книгу, целиком посвященную постройке театров. Написанная им «Новая Парижская опера» (1876-77) подробно передает историю создания и постройки главного детища архитектора.
Основные воплощенные проекты
Опера́ Гарнье
Казино в Монте-Карло
- в Париже
- Опера Гарнье
- Театр Мариньи (Marigny)
- Клуб книгоиздателей; 117, бульвар Сен-Жермен (Saint-Germain)
- Частный особняк на улице доктора Лансеро (Docteur-Lancereaux), прозванный «дом-опера»;
- Надгробие композитора Ж.Бизе на кладбище Пер-Лашез
- Надгробие Жака Оффенбаха на Кладбище Монмартра (1880)
- Ателье Бертье на одноимённом бульваре — место создания декораций для Оперы и хранилище театральных костюмов. Последний реализованный проект архитектора.
- в провинции
- Казино и лечебное заведение теплых вод Виттель
- Церковь в Ля Капелль (La Capelle)
- Здание обсерватории в Ницце; совместно с инженером Густавом Эйфелем
- в Монако
Казино, Опера и Гранд-отель дё Пари в Монте-Карло
- в Италии, город Bordighera
- Церковь Террасанта
- Коммунальная школа, впоследствии мэрия
- Вилла Bischoffsheim, переименованная в Etelinda
- Вилла Гарнье (1872)
- Вилла Studio.
История строительства
Своим возникновением она обязана императору Наполеону III. На его жизнь было совершено покушение в 1858 году. Это произошло в Театре Музыки на улице Ле Пелетье. Император потребовал строительства нового здания, соответствующего всем правилам безопасности: с отдельным въездным пандусом и тайным входом, из которого он сразу бы попадал в свою ложу.
В объявленном конкурсе выиграл молодой архитектор Шарль Гарнье. Первый камень был заложен в 1861 году. При возведении фундамента возникли трудности. Оказалось, что в месте, утвержденном для постройки, почва слишком рыхлая, болотистая, из-за скопления грунтовых вод. Кроме того, в ходе работ обнаружили большое подземное озеро, препятствующее строительству.
Для осушения и укрепления почвы понадобилось 8 месяцев. Все это наложило отпечаток на инженерные особенности фундамента: внизу под зданием находятся настоящие катакомбы с толстыми двойными стенами, состоящие из лабиринтов и отсеков.
Коррективы в план строительства внесла Франко–Прусская война (1870-1871 г.г.), а также революционные события (1871 г.). Бюджет урезали настолько, что продолжать работы стало невозможно. Когда политическая ситуация стабилизировалась, строительство возобновили. Открытие состоялось в 1875 году.
Эпоха великих планов
Идею о новом здании оперы некоторое время просто обсуждали, потом перестали. Во времена Второй империи идею вернули к жизни. Наполеон III тогда уже начал расширять Лувр, и его захватили великие планы, Осман прорезал город новыми широкими дорогами. Место для оперы присмотрели уже в 1858 году, нужно было только подходящее здание.
Архитектор Шарль Гарнье, который 14 лет жизни потратил на строительство оперного театра.
В 1861 году Шарль Гарнье выиграл конкурс, его проект понравился императору и императрице Евгении. Началась работа, но вскоре начались и проблемы. Сначала возникли сложности с жалобами на то, что Гарнье украл свою идею у других участников конкурса.
Потом выяснилось, что под строительной площадкой протекает приток Сены, и надо строить новый сложный фундамент, чтобы защитить здание от подземных вод. Да еще государство постоянно требовало сократить расходы. Гарнье пообещал, что здание будет готово в 1867 году, к Всемирной выставке в Париже, но к этому времени удалось достроить только основу.
Роскошные интерьеры тоже создавались дольше, чем заявил Гарнье, работа постоянно откладывалась, что-то мешало — то бюрократия, то пожар, то нескончаемые пожелания императора.
Интерьер с богатой позолотой
Самое суровое испытание для Гарнье случилось в 1870 году, когда пруссаки осадили Париж. Наполеон III был вынужден в январе 1871 года подписать унизительный мирный договор, и вскоре он отрекся от престола.
Новое правительство народу не нравилось, в Париже началось восстание. Революционеры заняли недостроенную Оперу и водрузили на крыше красный флаг. В здании разместились казармы, склады и полевой госпиталь, но к маю 1871 года восстание было подавлено.
Теперь Гарнье должен был убедить новое правительство в том. что нужно достроить
оперный театр, который заказал свергнутый император. К счастью, архитектор оказался незаурядным дипломатом, и убедил правительство, что это не памятник их врагу, а благородное дело во славу Франции. Образцовый театр
Театр открылся в январе 1875 года, публика услышала отрывки из разных опер, и это был триумф. Ослепительные интерьеры Гарнье люди тут же назвали шедеврами. Только и разговоров было, что об извилистой парадной лестнице из мрамора в стиле высокого барокко, о мозаичном потолке в большом фойе да о бархатно-позолоченном зале, где 2200 зрителей размещались на пяти ярусах.
Парижскую Оперу тут же начали копировать по всей Европе, от Вены и Бухареста до Одессы. Театр считался образцовым вплоть до Первой мировой войны.
Опера Гарнье — так стали называть театр после того, как в 1989 году открылся удивительно строгий стеклянный театр Опера Бастилия — теперь представляет зрителям классику балета под потолком, который в 1964 году расписал Марк Шагал. Туда можно попасть на экскурсию или просто полюбоваться театром, сидя напротив за столиком «Кафе де ла Пэ», которое тоже создал Гарнье.
Памятник Дягилеву
Перед входом в здание в 2009 году было решено установить памятник талантливому русскому импресарио С.Дягилеву. Этой чести он удостоился по праву. Организованные им в начале XX века знаменитые балетные сезоны, в которых выступала труппа «Русский балет», почти 20 лет покоряли не только Париж, но и всю Францию, Великобританию, Монако.
В труппу входили выдающиеся хореографы и танцовщики: В.Нежинский, А. Павлова, М. Кшесинская, Т.Карсавина, Дж. Баланчин, С.Лифарь, М.Фокин. Музыку для них создавали И. Стравинский, М. Равель, Р.Штраус, С.Прокофьев, К.Дебюсси. Авторами декораций и костюмов выступали Л.Бакст, А.Бенуа, П.Пикассо, А.Матисс и К.Шанель.
Представления настолько потрясли искушенную французскую публику, что даже установилась мода на все русское, включая костюмы и имена. Спустя почти столетие парижане решили отдать дань уважения великому театральному деятелю. Международный конкурс на лучший макет памятника выиграл скульптор В.Митрошин: Дягилев стоит на постаменте, на голове — цилиндр, в руках — трость. Сейчас памятник в стадии работы.