Репертуар Большого театра
Большой театр прославился многими постановками, самые известные среди которых относятся к 70—80-м годам XX века. Невероятную популярность обрели показанные на Исторической сцене балеты «Щелкунчик», «Кармен-сюита», «Жизель», а также оперы «Борис Годунов», «Садко» и «Иван Сусанин». Наиболее легендарный спектакль — «Лебединое озеро», являющийся символом балетного искусства.
Успех «Лебединого озера» сподвиг Иванова с балетмейстером Мариусом Петипа создать целый психологический спектакль. Использовав элементы, придуманные этими деятелями культуры, а также Горским, ставившим балет в 1920 году, Юрий Григорович в конце 60-х годов прошлого века создал свою версию. Эта постановка с Наталией Бессмертновой, Николаем Фадеечевым и Борисом Акимовым в главных ролях произвела невероятный фурор.
Так как показанный балет был исправленной версией без темы двойничества и со счастливой концовкой, Григорович не оставлял надежд воплотить на сцене свою первоначальную задумку. На протяжении многих лет он медленно возвращал в постановку то, что у него требовали изъять перед премьерой, включая трагический финал. Именно в редакции Григоровича «Лебединое озеро» уже более 50 лет ставится на сцене Большого.
«Кармен-сюита» — балет в одном действии, поставленный в 60-х годах XX века при участии Майи Плисецкой. Кроме неё, в спектакле выступали Николай Фадеечев, Сергей Радченко, Наталия Касаткина и Александр Лавренюк. Первоначально постановку не оценили по достоинству, и прошёл не один месяц, прежде чем балет завоевал зрительские симпатии и стал гастролировать по другим странам, где обрёл безоговорочный успех.
Премьера балета «Жизель» состоялась на сцене Большого Петровского театра в 1847 году. Это рассказ о бессмертной любви и о том, как очищается человек под влиянием этого чувства. В XX веке роль Жизели примеряли на себя почти все ведущие балерины театра: Уланова, Кондратьева, Бессмертнова и другие. В ГАБТ балет идёт уже на протяжении почти 80 лет: ранее — в редакции Леонида Лавровского, а сейчас — Юрия Григоровича.
«Борис Годунов» — это спектакль-легенда. Декорации, костюмы и размах трагедии сделали эту оперу уникальным памятником эпохи. Модест Петрович Мусоргский не только сочинил музыку, но и руководил труппой, тайно разучивавшей оперу, после того как её дважды не пропустила Дирекция императорских театров. За полтора века было создано много версий «Бориса Годунова», в том числе Дмитрием Шостаковичем.
Театр оперы и балета
Постепенно драма на сцене театра вытеснялась оперой и балетом. В 1842 году состоялась московская премьера «Жизни за царя», одной из ключевых опер в истории русского театра. Там же в 1846-м была поставлена опера «Руслан и Людмила». Но и тут театр постигло несчастье: в 1853-м в здании вспыхнул пожар, который продолжался целых три дня и уничтожил все. Восстановительные работы решили закончить к коронации Александра II, а потому в 1856-м перестроенный и обновленный театр снова распахнул свои двери. Тройку Аполлона заменили бронзовой квадригой работы Петра Клодта (автора скульптурной группы «Укротители коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге).
Большой театр сегодня
Большой театр включает в себя не только балетную и оперную труппы, но также Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр. На протяжении почти десяти лет, с 2013 года, директором театра является Владимир Урин. Место худрука балета принадлежит Махару Вазиеву, а оперы — Маквале Касрашвили. Пост главного балетмейстера занимает лауреат 14 премий — Юрий Григорович, а должность хормейстера — Валерий Борисов.
В оперной труппе на сегодняшний день около 50 солистов, из которых многие являются заслуженными и народными артистами Российской Федерации или других стран. Как в музыкальном коллективе оркестра, так и в балетной труппе задействовано порядка 250 человек. На сцене Большого до сих пор показывают театральную классику — постановки «Жизель», «Золушка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».
Параллельно с показом бессмертных произведений артисты экспериментируют над новыми идеями и форматами. Сейчас основной акцент в деятельности сотрудников театра делается на отказе от изменений, вносимых на протяжении десятилетий в партитуры. Стремление изобразить произведения в авторской редакции отразилось в спектаклях «Борис Годунов» 2007 года и «Руслан и Людмила» 2011 года.
Весной 2010 года ГАБТ в сотрудничестве с французской видеостудией Веl Air Media запустил трансляцию спектаклей на киноэкранах разных стран, а спустя два года — и на своём YouTube-канале при поддержке Google Russia. Особенными для театра стали и 2018—2019 гг.: опера «Путешествие в Реймс» стала лауреатом премии Casta Diva, а балет «Нуреев» — на фестивале «Золотая маска».
Из рук в руки
Медокс театр построил, но выбился из смены на 50 тысяч рублей серебром и не вылезал из долгов. Пришлось отдать театр в ведение Опекунского совета, который, в свою очередь, передал его знаменитому князю Волконскому. Последний прославился благодаря своей домашней театральной труппе. Именно под руководством Волконского театр получил звание императорского.
Театр преследовали неудачи. Выстроенное на Петровке здание сгорело в 1805. Тогда за дело взялся Карл Росси и построил деревянное здание на Арбатской площади. Территорию вокруг театра благоустроили, вымостили площадь. Но в здание погибло при печально известном пожаре. Но русские, как известно, не сдаются, а русские театралы — тем более. Какое-то время после войны театр располагался на Знаменке в доме Апраксина, но помещение было тесным и неудобным. Будущий Большой готовился натуральным образом восстать из пепла.
Вид на царскую ложу Большого театра. (wikipedia.org)
Фойе и залы
Главное фойе или «Белое» – самое большое и роскошное фойе театра. До наших дней сохранился подлинный декор 19 века (лиры, растительные орнаменты и узоры). Роспись фойе выполнена в технике гризайль – так, что зрителю узор кажется объемным. Кавос установил в фойе зеркала, таким образом создав ощущение дополнительного пространства и света. Две из трёх хрустальных люстр были утрачены за полтора века жизни театра, во время реставрации по образцу уцелевшей они были воссозданы.
В главное фойе ведет шикарная Парадная лестница, украшенная великолепными алебастровыми вазами. К сожалению, вазы были утрачены, а те, что мы видим сегодня, – копии. Однако сама лестница, ее формы и оформление сохранились со времен Кавоса.
С двух сторон Главного фойе находятся Императорские фойе, Экспозиционный и Хоровые залы. Удивительно, что Большой театр – это не только сцена и зрительный зал, а еще роскошные залы!
Круглый зал, или Малое императорское фойе, в 19 веке использовался для балов и приемов. Зал имеет форму квадрата, однако его потолок – это ротонда, отсюда и название зала. В круглом зале очень интересная акустика. Если встать в центре, то вы легко услышите шепот находящихся в зале людей.
За Круглым залом идет Большое Императорское фойе. Стены фойе в конце 19 века к коронации Николая II были обтянуты атласной тканью цвета «раскаленного чугуна». До наших дней дошло 60% ткани, остальное было утрачено во время чистки либо в советское время. Во время реставрации был также восстановлен позолоченный лепной декор зала.
Экспозиционный и Хоровой залы находятся с другой стороны Белого фойе. Здесь была восстановлена первоначальная роспись в технике гризайль времен Кавоса, однако сделать это было довольно сложно, так как оригинальная надпись была закрашена в 50-е годы 20 века.
Шаляпин открыл лавочку
Непременными спутниками Большого театра 100 лет назад были перекупщики билетов – барышники. Полиция с ними обыкновенно боролась, но чаще побеждали барышники. За билеты на спектакли с участием Собинова, Шаляпина драли втридорога.
Стоило только человеку подойти поближе к театру, как барышник предлагал потенциальному зрителю свои услуги. Если человек соглашался, второй барышник пулей мчался в ресторан Вильде за Большим театром, где на случай облавы собирались и держали билеты перекупщики. Городовые тоже были не в обиде.
Белое фойе Большого театра
Однажды Федор Иванович Шаляпин решил проучить спекулянтов. Узнав, что все билеты на его бенефис раскуплены барышниками, певец придумал напечатать в газетах объявление о том, что билеты на его спектакль можно получить у него на квартире.
Желающих оказалось много, и все они пришли к нему в дом. Но Шаляпин был доволен: ведь те, кого он хотел видеть в зале – представители небогатой московской интеллигенции, – попали на его бенефис. Только газетчики его огорчили, написав: «Шаляпин открыл лавочку!»
Свой последний спектакль императорский Большой театр дал 28 февраля 1917 г. А 13 марта он уже назывался «государственным», но это совсем другая история…
Александр Васькин, “Вечерняя Москва”
На эту тему:
Время оперного класса
Владимир Федосеев и БСО выступят в Дубае
В Мариинском театре открывается выставка к 150-летию Федора Шаляпина
Неделя детского творчества на фестивале искусств «Январские вечера»
«Флейта – без слов»
День рождения Боккерини в Гнесинке – с «Виртуозами Москвы»
Театр-шкатулка
Своей особенной акустикой Большой театр обязан архитектору Альберту Кавосу, который спроектировал обновленный зал как настоящий музыкальный инструмент. Стены отделаны деревянными панелями из резонансной ели, железный потолок заменен деревянным. Даже декор лож выполнен из папье-маше! А плафон, выполненный из деревянных щитов, с секретом: академик Титов, который занимался росписью, позволил себе небольшую вольность и вместо одной из канонических муз, изображенных на потолке, поместил туда выдуманную им музу живописи с палитрой и кистью в руках.
После революции Императорский Большой театр стал просто Государственным Большим театром. Правда, правительство вело ожесточённые дискуссии, жить Большому или нет. К счастью, закрытие театра сочли «хозяйственно нецелесообразным». В 1941 театр эвакуировали в Куйбышев и не зря — в октябре 1941 в здание театра попала бомба. В 1943 возвращение театра отпраздновали постановкой «Жизни за царя», которую, правда, пришлось переименовать в «Иван Сусанин».
Реконструкция здания длилась до 1975. Одним из интереснейших событий этого времени было выступление на сцене Большого в 1964 Марлен Дитрих с программой «Marlene Expirience». Звезду вызывали под занавес 200 раз. А в 1998 году панораму Театральной площади, на которой расположен Большой театр, поместили на сторублевую купюру.
Пожарище на Театральной
В марте 1853 г. Большой театр вновь вспыхнул. Огонь распространялся с катастрофической скоростью. О том, чтобы потушить столь огромное здание, и речи не было. В неистовствовавшем два дня пламени сгинуло все: инструменты, ноты, костюмы, декорации и квадрига Аполлона.
Два года Театральная площадь напоминала людям о пожарище: обгорелые стены да торчащие, как обуглившиеся деревья, колонные портики. Все это время спектакли Большого шли по соседству – в Малом, тоже императорском, театре.
Пожар Большого Петровского театра. Литография с рисунка А. Лилье, 1853 год
В мае 1855 г. театр начали восстанавливать под руководством главного архитектора императорских театров Альберто Кавоса, автора проекта Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
К концу лета следующего 1856 г. новый, ставший еще больше, театр был готов, увеличившись в высоту и в ширину. Кавос не стал сносить оставшиеся от прежнего театра развалины: колонны и стены, – включив их в свой проект. А знаменитый символ театра – четверку коней – воссоздал скульптор Петр Клодт.
Что же касается зрительного зала, то Кавос, как он сам признавался, выполнил его в стиле ренессанса, смешанного с византийским стилем. Дополняла общее восторженное впечатление и шикарная трехъярусная люстра. На открытие театра 20 августа 1856 г. пожаловал сам император, по торжественному случаю давали оперу итальянского композитора В. Беллини «Пуритане» – что интересно, в исполнении итальянских гастролеров.
Государь мог полюбоваться и на роскошный занавес, передающий кульминационную сцену оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» – встречу народом Минина и Пожарского на Красной площади в 1612 г. Занавес был выполнен опять же итальянским профессором живописи и, провисев четыре десятка лет, почти никогда не подновлялся. В антракте же опускался другой занавес, изображавший Аполлона с Музами, – он тоже в конце концов стал ветхим и был заменен.
Светская повинность
К началу XX в. в Большом сложилась любопытная иерархия спектаклей. Обычно, помимо оперы, раз в три дня по абонементам давали балет, переживавший в то время возрождение.
Абонемент № 1 был наиболее дорогим и предназначался для соответствующей публики: банкиров и фабрикантов, модных адвокатов, богатых купцов. Выход в Большой был выходом в свет. Балам, на которых за 100 лет до этого блистало московское дворянство, буржуазная прослойка нашла замену в виде партера Большого театра по средам на балете. Так называемая элита собиралась, чтобы продемонстрировать бриллианты, меха, наряды, а также содержанок и любовников. Но вот на аплодисменты они были скуповаты.
А. Арну, Большой театр
На более бедную публику был рассчитан воскресный абонемент № 2. Интеллигенция, чиновники средней руки, студенты и прочие не стеснялись выражать свои чувства, рукоплескали от души, приветствуя своих театральных кумиров. А иногда в театр добрые капельдинеры могли пустить и бесплатно – на галерку.
Так, однажды на самый высокий ярус Большого театра попал 8-летний мальчик. Он пришел, чтобы впервые услышать оперу (родители решили отучить его от храма – уж очень ему нравились свечи, одеяния – а дело то было в 1920 г.). Затем мальчик стал ходить в оперу каждый день. А потом, в 1942 г., он был принят в театр режиссером и служил там больше полувека.
Звали его Борис Покровский.
Правительственная привилегия
История Большого театра началась совсем не на Театральной площади. Случилось это на Знаменке – там, где сегодня находится музыкальная школа им. Гнесиных. Днем рождения Большого принято считать 28 марта 1776 г., когда московскому губернскому прокурору князю Петру Урусову была дана правительственная привилегия
На 10 лет Урусов получил своего рода монополию на ведение театрального дела в Москве:
В обмен на полученную привилегию Урусов обязался за 5 лет выстроить в Москве здание для театра, причем не простое, а каменное,
Ко времени получения привилегии Урусов находился в весьма сложном финансовом положении. Спасением для Урусова оказался иностранец – Майкл Медокс, уже имевший успешный опыт организации театрального дела у себя на родине, в Лондоне. За дело англичанин взялся споро. Прошло немного времени, и Знаменский оперный театр показал премьеру оперы Д. Зимина «Перерождение». Опера была составлена из русских песен и, как писал современник, «имела большой эффект».
Поначалу небольшой по численности (в труппе было два десятка актеров, а также несколько танцоров и дюжина музыкантов), постепенно театральный коллектив разрастался – за счет актеров театра Московского университета и крепостных артистов домашних театров. Уже по самой афише спектакля можно было понять, кто из актеров крепостной, а кто свободный – напротив имен последних ставили букву Г, т. е. господин или госпожа.
Пожар – частое событие в жизни многих московских театров, коснулся он и «Знаменского оперного театра». 28 февраля 1780 г
в доме по причине «неосторожности нижних служителей, живших в оном, пред окончанием театрального представления сделался пожар». Почти на полгода театр прекратил показывать спектакли
По остаточному принципу
Больше пожаров здесь не случалось. Разве что горели некоторые премьеры – в переносном, конечно, смысле. Дело в том, что имевшаяся в Большом театре императорская ложа заполнялась царской семьей редко, как правило, лишь в дни коронации российских самодержцев, приезжавших для этого в Москву
Все государственное внимание обращено было к столичному Мариинскому театру
М. Зичи. Зрительный зал в день открытия Большого театра во время визита императора Александра II, 1856 год
Большой же финансировался по остаточному принципу. По меткому выражению историка В. Зарубина, долгие годы Большой театр оставался пасынком Дирекции императорских театров. Оркестром руководили нередко люди посредственные, по своему дурному вкусу перекраивавшие партитуру; теноров заставляли петь басовые партии, а баритонов – партии теноров и т. д.
Декорации и костюмы не обновлялись десятилетиями. А в 1882 г. балетную труппу и вовсе сократили в два раза как провинциальную. Расцвет Большого театра пришелся на последние десятилетия XIX в. и связан он с первыми постановками опер Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Чайковского.
Здесь в марте 1881 г. состоялась премьера «Евгения Онегина». И хотя самый большой успех у зрителей снискали куплеты Трике, а декорации набрали из старых спектаклей, на Петра Ильича все-таки надели лавровый венок.
Крупным событием в жизни театра стала и дирижерская деятельность Рахманинова в 1904–1906 гг. В это время афиши украшали имена Шаляпина, Собинова, Неждановой и других талантливых певцов.
Режим работы Большого театра
Среди остановок наземного транспорта, расположенных ближе всего к центральной части Москвы, где расположен Большой театр, — «Театральная площадь», а из подземных — станции метро «Театральная» и «Охотный ряд». Работает театр каждый день с 11 часов утра до 8 вечера. Билеты на спектакли можно купить на сайте театра или в кассах. Реализация билетов начинается за три месяца до показа.
Касса в административном здании работает без перерывов, перерыв в кассах зданий Новой и Камерной сцен длится с 14:00 до 15:00, а Исторической сцены — с 16:00 до 18:00. В случае приобретения электронного билета его необходимо распечатать на бумаге формата А4
На представления допускаются дети старше шести лет, но стоит обращать внимание на возрастные ограничения конкретного спектакля
На территории Большого театра каждый четверг проводятся экскурсии. Приобрести билет на часовую экскурсию можно только онлайн. Продажа билетов начинается за неделю до даты. Экскурсионная группа формируется из 15 человек старше 10 лет. Начинаются экскурсии в 11:00 и 11:30 у подъезда №12 и проводятся на русском языке. В будни возможно коллективное посещение группы по предварительной записи.
Высокий статус
А уже в декабре того же года состоялось первое представление театра Медокса (так его стали называть) в специально построенном для этого доме. На этот раз здание выстроили на Петровской улице, по проекту архитектора Розберга в модном тогда стиле классицизма. Каменный в три этажа дом выделялся своей величиной и скоростью строительства – возвели его менее чем за полгода.
Репертуар театра складывался не только из опер и балетов, разбавлялся он и драматическими постановками. Часто артисты, выступавшие в опере, в другой раз играли в драматическом спектакле. Как, например, Михаил Щепкин. Впервые в труппе театра он сыграл в операх «Несчастье от кареты» и «Редкая вещь».
Однако в историю театра вновь вмешивается огненная стихия – очередной пожар в 1805 г. уничтожил Петровский театр со всеми декорациями, машинами и гардеробом.
В этот раз постройки нового здания пришлось ждать гораздо дольше. Труппа долго скиталась по Москве, показывая спектакли то в Пашковом доме на Моховой, то в особняке графа Апраксина на той же Знаменке.
Большой Петровский театр, 1820-годы
Лишь в 1821 г. император Александр I соизволил утвердить проект нового здания театра. Участие царя в судьбе театра было вызвано тем, что еще в 1806 г. Петровский театр стал императорским, подведомственным Дирекции московских императорских театров. Это значительно повысило статус театра.
Ведь что такое были императорские театры? Об этом хорошо сказал Федор Шаляпин:
Императорских театров было совсем немного – пять на две столицы. Автором проекта нового здания театра (в стиле ампир) являлся архитектор А. Михайлов, а строил новый Петровский театр Осип Бове, автор проекта реконструкции всей Театральной площади.
Выступая фасадом на Театральную площадь, новый театр преобразил не только ее, он стал украшением Москвы.
– извещали «Московские ведомости» в январе 1825 г. Построили новый театр на фундаменте старого, сгоревшего, и открылся он 6 января 1825 г. спектаклем на музыку А. Алябьева и А. Верстовского.
Начался вечер нетрадиционно: собравшиеся стоя аплодировали, причем не артистам, а зодчему Бове. Интересно, что зрителей, желающих попасть на первое представление, оказалось больше, чем мог вместить театральный зал, и потому спектакль пришлось повторить на следующий день. Сергей Аксаков вспоминал:
В сентябре 1826 г., вскоре после своего возвращения в Москву, в Большой театр пришел Александр Пушкин.
– писал современник. Пушкин неоднократно бывал в театре, в частности, он смотрел здесь оперу Д. Россини «Итальянка в Алжире». А через несколько дней после свадьбы, в феврале 1831 г., он пришел сюда с женой на маскарад, устраиваемый в пользу бедных, пострадавших от холеры.
А в ноябре 1837 г. в театр привели 9-летнего Льва Толстого. Но что показывали в тот вечер, он так и не запомнил. Мальчик вообще смотрел в другую сторону:
Зато когда через два десятка лет, в январе 1858 г., писатель слушал здесь «Жизнь за царя» Глинки, опера ему очень понравилась, особенно финальный хор “Славься!”. Постепенно из названия театра пропало прилагательное «Петровский», и он стал именоваться просто и ясно: Большой театр. На тот момент это было одно из самых крупных по своим размерам театральных зданий Европы, второе после Ла Скала.
Краткая история строительства Большого театра, а также самой Театральной площади
Известная всем сегодня Театральная площадь появилась в Москве в 1821-1825 годах. Она была спроектирована Осипом Бове. План площади сохранился до сих пор. В центре стоял Большой театр, а по сторонам от него – четыре здания с симметричными фасадами. Метрополь и бывшая гостиница «Москва» построены на месте двух из четырёх одинаковых зданий. То же касается здания РАМТ (бывшее здание Торговых рядов Полторацкого). Фасад Малого театра, да и само здание сохранилось со времен Бове! Именно так выглядели все четыре здания на площади, а мы, глядя на фасад Малого театра, легко можем представить, какова была Театральная площадь в середине 19 века.
Театральная площадь по проекту О.Бове
Здание Большого театра, спроектированного и построенного Осипом Бове в 1825 году, не сохранилось. В то время театр назывался Петровским, так как самое первое его здание своим фасадом смотрело на улицу Петровка. Здание Малого театра было перестроено из дома купца Варгина в 1824 году, в нем выступала труппа Петровского театра. После завершения строительства центрального и самого большого здания площади стали различать большой Петровский и малый Петровский театры. Труппа была одна, имелся подземный ход между зданиями, даже декорации к представлениям были одни и хранились на общем складе. Эпитеты «большой» и «малый» писали с маленькой буквы.
Так выглядел театр, построенный Осипом Бове, в 1825 году
В 1856 году по проекту Альберта Кавоса взамен сгоревшего тремя годами ранее было выстроено здание Большого театра, дошедшее до наших дней. Кавос даже частично сохранил фасад Бове: зрителей встречает монументальный 8-колонный портик. Кавос считался одним из лучших театральных архитекторов своего времени. Построенные им театры имели самую лучшую акустику. К слову, знаменитый Мариинский театр в Петербурге также был построен Кавосом.
По замыслу архитектора, «зал – это своего рода скрипка, в которой полы, стены, потолок работают как деревянные деки инструмента для проведения звука». Для отделки Большого использовалась только особая резонансная ель, из которой делаются музыкальные инструменты. В советское время пол был залит бетоном, акустика испортилась. Сложно поверить, но даже ткани обивки мебели и стен имели специальный состав и пропитку, не нарушающую акустические свойства зала.
К счастью, во время реставрации специалисты смогли восстановить не только исторические интерьеры, но и уникальную акустику Большого театра.