Биография
Детство
Родился Мусоргский в помещичьей семье. Отец его, Пётр Григорьевич, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Юлия Ивановна (в девичестве — Чирикова), и привила маленькому Модесту любовь к музыке с детских лет. Он был четвёртым, самым младшим ребёнком в семье, но два старших брата умерли в младенчестве, и Модест воспитывался с братом Филаретом.
Образование
До 1849 года Модест получал домашнее образование, а затем вместе с братом поступил в немецкое училище Петришуле Санкт-Петербурга. Не закончив училища, будущий композитор поступил в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков. Во всё это время Мусоргский не оставлял занятий на фортепиано у Антона Горке.
Творческий путь
Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой. Во-первых, он обладал прекрасным камерным баритоном, а поэтому на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить. Во-вторых, будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени — М. А. Балакирев, В. В. Стасов и Ц. А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский.
Уже в 1852 году была издана его первая фортепианная пьеса «Подпрапорщик», навеянная учёбой в Школе гвардейских подпрапорщиков, после окончания которой Мусоргский 2 года служил в Преображенском полку.
В 1860 году его скерцо было исполнено под управлением Рубинштейна на концерте Русского музыкального общества.
После этого Мусоргский начинает работать уже над более крупными формами. Он начал писать музыку к знаменитой трагедии Софокла «Эдип», но так и не закончил это своё творение. Не законченными остались оперы на сюжет Флобера «Саламбо» и по пьесе «Женитьбы» Гоголя. Первым крупным замыслом, который Модест Петрович довёл до конца, стала опера «Борис Годунов».
Будучи бедным, он не может посвятить себя целиком любимой музыке. Из-за финансовых трудностей ему приходится постоянно работать на государственной службе: в Инженерном управлении, лесном департаменте, ревизионной комиссии Государственного контроля. Зарабатывал он и выступлениями.
С 1872 года Мусоргский работает над народной музыкальной драмой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» по Гоголю.
С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов — Балакирева, Римского-Корсакова, Кюи и других. Следствием стала депрессия, закончившаяся алкоголизмом. В 1879 году певица Д. М. Леонова попыталась вытащить его из этого ужасного состояния, организовав для него гастроли по югу России.
Личная жизнь
Многие музыковеды до сих пор пытаются открыть тайны личной жизни Мусоргского, хотя всё прозаично просто. Модест Петрович никогда не был женат и не имел детей. Многие биографы объясняют эти факты нетрадиционной ориентацией композитора, о чём свидетельствуют его личные письма. Сердечными привязанностями Мусоргского стали Виктор Гартман и Арсений Голенищев-Кутузов.
Гартман был известным архитектором, талантливым сценографом, художником и очень интересным человеком. Многие объясняют запой композитора не развалом «Могучей кучки», а смертью Гартмана в 1873 году.
Граф Голенищев-Кутузов был поэтом, прозаиком, публицистом. Их отношения с Модестом Петровичем были неясными и смутными, но именно его многие биографы композитора называют трагической страстью всей жизни Мусоргского.
Рядом с его именем упоминается и женское имя — Надежда Петровна Опочинина, которая была ему близким другом, советчиком и ценителем его произведений. Она умерла в тот же год, что и Виктор Гартман, что усилило боль Мусоргского от потери самых близких ему людей.
Смерть
Умер Мусоргский в 1881 году в военном госпитале после приступа белой горячки. Был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Начало творческого пути
Историками замечено, что в те времена музыка русских композиторов подвергалась жесткой критике. Например, оперой М. Глинки «Жизнь за царя» остались недовольны последователи традиционной музыкальной школы. Но Мусоргскому, который воспитывался на народном фольклоре, его произведения пришлись по душе.
Состоявшаяся встреча на квартире Даргомыжского с великим композитором перевернула жизнь Мусоргского и направила ее в иное русло. Впоследствии он вспоминал, что тогда он впервые встретился с единомышленниками, настоящими профессионалами. Тот вечер превратил его из военного в композитора. Так Мусоргский стал членом музыкального сообщества и его частым гостем.
Здесь же произошла еще одна весьма значимая для композитора встреча. Он смог серьезно писать музыку после знакомства с Балакиревым, которого попросил позаниматься с ним композицией. Тот согласился, и они быстро нашли общий язык. Балакирев объяснил значение оркестровки, форму музыки, давал Модесту домашние задания.
К уютному музыкальному сообществу вскоре примкнул Римский-Корсаков, после чего известный критик того времени В. В. Стасов назвал их «Могучей кучкой». Вся жизнь молодых композиторов была посвящена особенностям русской музыки и развитию ее традиций.
Смерть
В начале 1870-х годов здоровье Мусоргского оставляло желать лучшего. Бурная молодость с бесконечными вечеринками и кутежами привела к тому, что в 40-летнем возрасте композитор начал испытывать приступы безумия, причиной которых было злоупотребление алкоголем.
Памятник на могиле Модеста Мусоргского
Опасаясь за собственный рассудок, Модест Петрович нанял личного доктора Джорджа Каррика, действующего президента петербургского общества врачей, и с его помощью попробовал избавиться от пагубной привычки.
Портрет Модеста Мусоргского. Художник Илья Репин
16 марта 1881 года Модест Петрович вновь впал в безумие, и очередной приступ металкогольного психоза стал причиной смерти великого русского композитора. Через несколько дней коллеги похоронили Мусоргского в Санкт-Петербурге на территории Александро-Невского монастыря, а в 1972 году в фамильном особняке матери открыли музей, посвященный жизни и творчеству автора «Бориса Годунова».
Родословная и детские годы композитора
Род Модеста Мусоргского берет начало из глубины истории и занесен в Бархатную книгу. Начало роду дал его предок – Роман Мусорга, который жил в XV веке. Представители этого рода долгое время исправно несли службу государям. Одному из предков, Ивану Николаевичу, было пожаловано поместье в Псковской губернии за доблесть в войне с поляками.
Правнуку Ивана Николаевича, Мусоргскому Михаилу Ивановичу была дарована вотчина в Луцком уезде, которая располагалась вблизи с родовым поместьем. По мужской линии все в роду состояли на службе у государей. Исключение составил только отец композитора, поскольку он был незаконнорожденным. Его мать была крепостной крестьянкой, служила ключницей
Она очень любила петь, и поэтому на нее обратил внимание барин
Крепостная Ирина Егоровна родила Алексею Григорьевичу троих детей, но он не мог узаконить отношения с крестьянкой, пока была жива его жена. После смерти законной супруги все дети были усыновлены, однако военная карьера для сына была уже невозможна из-за упущенного времени. Тем не менее, Петр стал наследником имения, а его дети должны были продолжить династию.
Композитор родился в родовом имении под Псковом в 1839 году. Помимо него в семье воспитывались еще трое сыновей, Модест был самым младшим. Отец, Петр Алексеевич, отслужил в сенате около 8 лет и вышел в отставку. Он поселился в своем имении, женился и регулярно принимал гостей, постепенно закладывая поместье. Мать композитора, Юлия Алексеевна также принадлежала знатному роду. Она воспитывалась в пансионе, хорошо владела несколькими языками, любила музыку и играла на фортепиано.
Ее родственником являлся Михаил Кутузов, поэтому она страстно желала видеть своих сыновей военными. Во многом ранние годы Модеста были настолько счастливыми благодаря матери, которая уделяла детям много времени, стараясь подмечать их способности. Именно она первая заметила увлечение младшего сына музыкой, поэтому обучала Модеста ее основам, а затем пригласила преподавательницу по музыке.
Мусоргский всегда с теплотой вспоминал детские годы. Мать окружала его любовью и заботой, ему не запрещали играть с дворовыми детишками, он мог наслаждаться природой родных мест. Все это впоследствии отложило отпечаток на его музыкальные произведения. Огромную роль в духовном воспитании сыграла няня братьев, которая занимала их сказками.
https://youtube.com/watch?v=YSy6qVQB6Ck
Детство и юность
Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 9 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии в 400 км от Санкт-Петербурга. Родители, состоятельные землевладельцы, происходили от прославленных смоленских князей, приходившихся потомками великой династии Рюриков.
Модест Мусоргский
Петр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владельца обширной усадьбы в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он покинул службу в петербургском сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного из соседнего села Наумово.
Поскольку родители не имели недостатка в средствах, детство Модеста прошло в атмосфере постоянного праздника. Окруженный заботами няни, мальчик с раннего возраста почувствовал вкус к русским песням и сказкам и проникся духом народных традиций и обычаев, а мать привила сыну вкус к классической музыке и стала учить его азам игры на пианино. В 7 лет будущий композитор без труда подбирал по слуху сложные фортепианные пьесы и дополнял их собственными импровизациями.
Модест Мусоргский (справа) и его брат Евгений
В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке и в 1852 году представил первую самостоятельно сочиненную пьесу для фортепиано. Родители радовались творческим успехам сына, но творческую карьеру всерьез не рассматривали. Потомки военных чтили семейные традиции и вскоре устроили Модеста в школу гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.
Юноша принял жесткий режим заведения, но заниматься музыкой не перестал. Благодаря врожденному таланту и приобретенному мастерству Мусоргский стал душой компании и регулярно выступал на вечеринках и праздниках, устраиваемых в школе. Тогда же Модест начал свой путь к алкоголизму, который был неотъемлемой частью разгульной студенческой жизни того времени.
Модест Мусоргский в молодости
В 1856 году будущий композитор окончил гвардейскую школу и получил назначение в санкт-петербургский Преображенский полк. Поселившись в столице, познакомился с военной и творческой российской элитой.
Вскоре молодой офицер стал постоянным участником вечеринок в доме композитора Александра Даргомыжского и подружился с прославленными русскими деятелями культуры в лице Владимира Стасова, Александра Бородина, Цезаря Кюи и Милия Балакирева. Последний взялся за «воспитание» и музыкальное образование Мусоргского, который решил оставить военную службу ради полноценной музыкальной карьеры.
Смерть композитора
Еще в начале 1870-х годов Мусоргский стал жаловаться на свое самочувствие. Бурный период беспечной молодости был наполнен вечеринками и празднествами. Это привело к малоприятным последствиям, когда в возрасте 40 лет композитор начал страдать от приступов безумия, вызванных чрезмерным употреблением спиртных напитков.
В страхе за здоровье Модесту пришлось обратиться за помощью к доктору Джорджу Каррику, который на тот момент был действующим президентом в столичном обществе врачей. Специалист приложил все усилия в борьбе с пагубной привычкой музыканта. Выздоровление практически наступило, однако кризис настиг Мусоргского, когда он был уволен со службы. Став практически нищим, он перенес несколько приступов белой горячки, которые закончились больничной койкой.
Лечение деятеля было оплачено неравнодушными друзьями, однако оно только на непродолжительное время отложило неизбежное. Очередной припадок безумия случился 16 марта, в 1881 году. Алкогольный психоз привел великого композитора России к смерти.
Мусоргский был погребен друзьями и соратниками на территории, прилегающей к Александро-Невскому монастырю, где и по настоящее время находится его могила. Только в 1972 году начал функционировать музей, повествующий о страницах жизни создателя «Бориса Годунова». Он расположен в фамильной усадьбе его матери, там же установлен памятник.
Опера «Хованщина»
Сцена из оперы М. Мусоргского «Хованщина»
Над этой оперой композитор работал одновременно с переделкой оперы «Борис Годунов». Она была начата в 1872 г. Либретто также написал он сам. В сюжете оперы отражены события 1682 г. – короткий период власти в Москве князя Ивана Хованского, которого царевна Софья назначила начальником стрелецкого приказа после стрелецкого бунта. Хованский пользовался популярностью стрельцов, они даже называли его «батей». Старообрядцы при помощи Хованского и Софьи надеялись вернуть Русь к «старой вере». Но дальнейшие разногласия между Софьей и Хованским привели к их вражде. Она расправилась с ним, казнив его и его сына. В дальнейшем власть перешла к Петру (Петр Великий).
В событиях 1682 г. Пётр участия принимать не мог ввиду своего малолетства. Но в либретто Мусоргского смешаны события 1682 и 1689 гг. Мусоргский хотел показать переход власти от Софьи к Петру и одновременно изобразить враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским; фаворита Софьи князя Голицына; старообрядцев во главе с Досифеем. Князь Хованский стремится к царской власти, его позиция ясна, а вот стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы предстают мужественными людьми, идущими на самосожжение ради веры.
Большая роль в развитии действия принадлежит народу, в большей степени, чем в «Борисе Годунове». Разнообразны хоры. Ярко изображены характеры надменного Хованского, лукавого Голицына; величественного Досифея; сильной и готовой на подвиг Марфы; слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного Шакловитого; весёлого молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего.
Задуманную в 1872 г. оперу Мусоргский писал до самого конца своей жизни, так и не закончив её.
М.П. Мусоргский
Впервые оркестровал всю оперу Н. Римский-Корсаков, назвав эту работу обработкой. Он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. Д. Шостакович в 1958 г. сделал новую оркестровку по авторскому клавиру. Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжения раскольников) написал И. Стравинский совместно с М. Равелем для постановки оперы в 1913 г. в Париже труппой С. Дягилева.
При жизни Мусоргского опера «Хованщина» не исполнялась.
Биография Мусоргского кратко для детей
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – выдающийся русский композитор-новатор. Происходил из старинной дворянской семьи. Любопытно, что букву «г» в фамилии композитор начал использовать лишь в 1860-х гг. в частной переписке. В 1852-56 гг. Мусоргский учился в школе подпрапорщиков. Именно так, «Подпрапорщик», и называлось его первое произведение. С 1856 года – прапорщик Преображенского полка. На военной службе состоялось его знакомство с А.П. Бородиным, примерно в то же время Мусоргский познакомился с М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, В.В. Стасовым.
С 1857 г. был членом «Могучей кучки» — музыкального кружка, стремившегося к воплощению русской национальной идеи в музыке.
С 1866 г. Мусоргский дружил с Н.А. Римским-Корсаковым. Под влиянием идей Н.Г. Чернышевского и его романа «Что делать?» жил с друзьями в общине-коммуне. Поиск средств к существованию привёл композитора на государственную службу.
С 1863 г. Мусоргский служил в Инженерном управлении, затем перещёл в Лесной деп-т Министерства гос. имуществ, а после — в Ревизионную комиссию Гос. контроля. Также выступал на концертах как пианист, в июле-сентябре 1879 г. совершил большую поездку по городам юга России, где выступал вместе с Д.М. Леоновой, талантливой певицей и другом композитора. 2-я половина 1870-х, время после распада «Могучей кучки», совпала с творческим и личностным кризисом М.П. Мусоргского, появлением нервного расстройства и алкогольной зависимости. Мусоргский тяжело переживал критику, в том числе и со стороны людей, считавшихся его единомышленниками. Всё это сильно замедляло творческий процесс.
Одно из последних выступлений композитора состоялось на вечере памяти Ф.М. Достоевского 4.2.1881. 13 февраля у Мусоргского случился приступ белой горячки. Его поместили в Николаевский военный госпиталь, где И.Е. Репин написал знаменитый портрет композитора, отразивший его тяжёлое физическое и эмоциональное состояние. 16 марта 1881 г. М.П. Мусоргского не стало. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище.
Наиболее ярко новаторские музыкальные открытия Мусоргского, в большинстве своём не понятые современниками, проявились в его операх, самые известные из которых «Борис Годунов» и «Хованщина». В «Борисе Годунове» эпико-трагическая и психологическая линии неразделимы, что фактически превращает оперу в психологическую драму.
Историософское произведение «Хованщина» в свою очередь выделяется отсутствием ярко выраженных центральных героев и показывает события, связанные со стрелецкими восстаниями кон. XVII в., как духовную трагедию всего народа.
Завершённая в 1872 г. «Хованщина» так и не увидела свет при жизни Мусоргского. Среди других работ композитора наиболее известны «Ночь на лысой горе» и «Картинки с выставки» (это произведение переосмысливалось целым рядом музыкантов, от М.Равеля до рок-группы Emerson, Lake & Palmer). Многие сочинения М.П. Мусоргского после его смерти были доработаны и отредактированы Н.А. Римским-Корсаковым.
2, 3, 4, 5 класс для детей
Интересные факты и даты из жизни
Популярные люди
-
Поддубный Иван
Иван Максимович был профессиональным борцом, а так же артистом и атлетом в цирке. Он стал человеком легендой. Им были собраны аншлаги не только в России, но и за ее пределами. Жизненный путь выдающегося человека, начался с села Богодуховка Полтавской
-
Сократ
Трудно найти современного человека, который за всю свою жизнь ни разу не слышал имя Сократ. Действительно, этот древнегреческий философ запомнился и вошел в память многим умам как современности, так и других периодов истории человечества.
-
Романов Алексей Михайлович
Алексей Михайлович второй царь из династии Романовых родился в марте 1629 года. Стал монархом в возрасте 16 лет после смерти отца и матери. В первые годы своего правления предавался разного рода развлечениям. Поэтому большую часть времени
-
Бэкон Роджер
Монах , философ, учёный и естествоиспытатель Роджер Бэкон родился в Англии в 13 в., в графстве Сомерсет. Датой его рождения условно считается 1214г. Сведения о его жизни довольно скупы. Известно, что он происходил из обеспеченной семьи, которая
-
Гюго Виктор
Великий французский писатель родился 26 февраля 1802 года в Безансоне. Его родители придерживались разных политических мнений, и поэтому маленький Виктор в свои детские годы постоянно слушал споры на разные темы, и особенно по воспитанию их сына
-
Чингисхан
Чингисхан (известный под собственным именем Темучин) является одним из величайших полководцев в истории. Дата его рождения установлена приблизительно, обычно говорят о 1155 году. У Чингисхана было трудное детство. Отец умер,
Творческий путь композитора Модест Мусоргский
После окончания учебного заведения Модест был направлен в санкт-петербургский Преображенский полк. Именно в этот период времени был расцвет музыканта. Он познакомился с русской элитой.
Модест Мусоргский: Биография композитора
Затем Модест часто появлялся в доме Александра Даргомыжского. Ему удалось влиться в круг деятелей культуры. Милий Балакирев посоветовал композитору оставить военную службу и посвятить свою жизнь музыке.
Творческий путь знаменитого маэстро начался с того, что композитор оттачивал свои музыкальные навыки. Тогда же он понял, что мыслит намного шире простых инструментальных переложений симфонических произведений. Маэстро презентовал несколько оркестровых скерцо, а также пьесу «Марш Шамиля». Работы получили одобрение со стороны представителей русской культуры, после чего Модест Петрович задумался над созданием опер.
Последующие три года он активно работал над композицией по мотивам трагедии Софокла «Царь Эдип». А затем работал над сюжетом оперы «Саламбо» Гюстава Флобера. Примечательно, что ни одна из вышеперечисленных работ маэстро так и не была завершена. Он быстро терял интерес к творениям. Но, вероятнее всего, он не закончил композиции из-за пристрастия к алкоголю.
Музыка
Творческая биография Мусоргского началась с инструментальных переложений симфонических произведений для оттачивания навыков сочинения и аранжировки музыкальных партий. В процессе работы начинающий композитор понял, что малые жанры не соответствуют размаху его души и широте фантазии, поэтому, написав сонату для фортепиано, 2 оркестровых скерцо и пьесу под названием «Марш Шамиля», Модест Петрович задумался об опере.
Композитор Модест Мусоргский
В начале 1860-х годов Модест Петрович начал эксперименты с музыкальными жанрами и написал ряд песен на стихи великих поэтов, среди которых наибольшую известность приобрели «Песнь старца», «Царь Саул» и «Калистрат». Эти произведения положили начало народной традиции в творчестве композитора и отличались острой социальной тематикой и необыкновенным музыкальны драматизмом.
Юлиан Барышников исполняет романс Модеста Мусоргского «Семинарист»
Далее последовала серия жанровых романсов «Светик-Савишна», «Песнь Яремы», «Семинарист» и других, приобретших невероятную популярность у современников и вызвавших неоднозначные отклики слушателей. А в 1867 году свет увидела симфоническое произведение «Иванова ночь на Лысой горе», изначально задуманное как хоровое.
Сотрудничая с коллегами-композиторами, объединившимися в кружок «Могучая кучка», Мусоргский впитывал национальные традиционные идеи и новые веяния, возникшие в связи с изменившейся политической обстановкой.
Следствием этого стало неотвратимое желание передать полную картину драматических событий, происходивших на Руси в прошлом и имевших место в настоящем.
Кружок «Могучая кучка»
Музыканты стремились приблизить творчество к действительности и искали нетрадиционные формы. Одним из результатов этих поисков стало шуточное произведение Мусоргского «Женитьба», которое автор назвал «разговорной оперой», ставшей тренировкой великого русского таланта перед созданием всемирно известного монументального шедевра под названием «Борис Годунов».
Работа над пушкинским сюжетом началась в 1868 году и шла настолько быстро, что в течение следующего года композитор создал клавир и завершил основную партитуру. Интересен тот факт, что Модест Петрович подолгу вынашивал замыслы будущих произведений и, сочиняя музыку, почти не пользовался черновиками.
Иван Козловский исполняет арию из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов»
Следуя историко-поэтической идее, Мусоргский акцентировал внимание на 2 темах, судьба человека и судьба народа, и отказался от сольных номеров в пользу масштабных хоровых сцен. Именно по этой причине первая редакция «Бориса Годунова» не удовлетворила дирекцию Мариинского театра, отказавшегося ставить оперу в 1870 году
Заручившись поддержкой соратников, Модест Петрович в кратчайшие сроки переработал произведение, изменив сюжетную линию и добавив несколько персонажей. Кроме того, жирной точкой в новом варианте произведения стал финал, представлявший собой массовую народную сцену. Обилие фольклорных мелодий и колоритных натуралистических образов сделало «Бориса Годунова» величайшим образцом оперного искусства и принесло величие и славу создателю. Премьера произведения состоялась в Санкт-Петербурге в феврале 1874 года.
Портрет Модеста Мусоргского
Насладившись успехом и получив порцию неоправданной критики, Мусоргский занялся воплощением нового творческого замысла, обратившись к теме кровавых стрелецких бунтов. Работа над «Хованщиной» продвигалась не так быстро, как хотелось бы автору. Он постоянно отвлекался на другие проекты, писал песни и романсы, которые в итоге объединил в вокальный сборник «Детская», а также фортепианные пьесы, известные под названием «Картинки с выставки».
В середине 1870-х, отложив тетрадь с набросками «Хованщины», Модест Петрович сочинил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и представил коллегам несколько фрагментов другой оперы под названием «Сорочинская ярмарка».
Галина Вишневская, цикл песен Модеста Мусоргского «Песни и пляски смерти»
В течение следующих лет Мусоргский разрывался между двумя новыми творениями, но сложное финансовое положение, близкое к нищете, мешало полноценной работе и сказывалось на физическом и психическом состоянии композитора. В 1879 году друзья организовали Модесту Петровичу гастроли по городам России и учредили фонд в поддержку талантливого сочинителя. Это помогло Мусоргскому продержаться в течение 2 лет, но оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» так и остались неоконченными.
Любовь и кончина Модеста Петровича
Из биографии музыканта известно, что он всю жизнь был холостяком. Даже его приятели и товарищи не сохранили каких-либо свидетельств о его отношениях с прекрасным полом.
Ходили слухи, что в юном возрасте у Модеста Петровича была романтическая связь с трактирной певицей, которая оставила его ради другого мужчины.
Кроме этого, осталась недостоверная версия об амурных отношениях с Надеждой Опочининой. Известно, что она была на 18 лет старше композитора, и он посвящал ей некоторые свои сочинения.
Не стало Модеста Петровича в 42 года. Даты жизни Мусоргского 09.03.1839 – 16.03.1881. За год до его кончины он был уволен со своего официального места работы.
С того времени автор существовал на заработок от частных уроков и на средства, которые собирали для него преданные товарищи. Через год Мусоргского попросили освободить жилье по причине неуплаты. Кроме этого, он все чаще болел. Умер музыкант от злоупотребления алкоголем.
Памятные места
Бронзовый памятник композитору был установлен перед зданием Николаевского кавалерийского училища. Автор – Алексей Тимченко. В 1926 году его уничтожили, а в 1989 году бюст восстановили и вновь открыли.
В 1939 году Первому музыкальному училищу в Ленинграде было присвоено имя Мусоргского. С 1989 года его имя носит Малый театр оперы и балета. Сегодня это Михайловский театр Санкт-Петербурга.
Музей Мусоргского был открыт в 1970 году в селе Наумово Псковской области, где прошло детство композитора. Памятник открыт и в родовом поместье Мусоргских в Кареве. Автор – Виктор Думанян.
Источник
Вклад композитора
Произведения Мусоргского были оценены по достоинству только после смерти этого гениального композитора. При жизни он страдал от непонимания и непринятия его новаторских взглядов и идей.
Большую работу по приведению в порядок наследия музыканта провёл его друг Н. Римский-Корсаков. Благодаря ему многие произведения Модеста Петровича вышли на большую сцену.
Композитор оставил после себя немного сочинений, т.к. работал над ними медленно и вдумчиво. Он не делал набросков, а придумывал всё сразу до мелочей и писал набело.
Остались его вокальные и оперные произведения (не все законченные), фортепианная музыка, пьесы и сюита.
Музыку Мусоргского отличает самобытность, национальный колорит, реализм, психологизм, масштабность, театральность, смешение интонационных оборотов, вокализм. Он опередил своё время и оказал большое влияние на развитие музыки в целом.
Знакомство с Даргомыжским
В это время в России музыка русских композиторов была не в чести. Произведения великого композитора Михаила Глинки, его знаменитая опера «Жизнь за царя», подвергались жестокой критике последователей классической музыкальной школы. Но Мусоргского, воспитанного на русском фольклоре, очень интересовала музыка Глинки. Он с радостью принял предложение своего товарища Ванлярского представить его русскому композитору Даргомыжскому, в доме у которого собирались музыканты и почитатели таланта М. Глинки.
В биографии М. П. Мусоргского эта встреча с известным композитором сыграла поворотную роль: она изменила судьбу гвардейского офицера и сделала из него великого композитора. Первый вечер в доме Даргомыжского — его встреча с единомышленниками, впоследствии известными русскими композиторами, — был не забываемым. Впервые он попал в круг людей, профессионально занимающихся музыкой.
Он стал постоянным гостем и членом этого удивительного музыкального сообщества, где, в противовес официальной музыкальной школе, исполняли произведения Глинки, романсы Даргомыжского и других русских композиторов. Самое главное — члены этого кружка своим творчеством продвигали русскую музыку.