Личная жизнь
Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Художник встретил девушку в саду Киджи (Chigi), когда искал образ для “Амура и Психеи”. Тридцатилетний Рафаэль Санти расписывал виллу Фарнезина (Villa Farnesina) в районе Трастевере в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки как нельзя лучше подошла под этот образ.
Советуем посетить экскурсию: погружение в Трастевере
Отец девушки за 50 золотых разрешил дочке позировать художнику, а впоследствии за 3000 золотых он позволил Рафаэлю забрать её с собой. На протяжении шести лет молодые люди жили вместе, Маргарита не переставала вдохновлять своего почитателя на все новые шедевры, среди которых:
- “Сикстинская мадонна” (“Madonna Sistina”), Галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister), Дрезден (Dresden), Германия, 1514 г;.;
- “Донна Велата” (“La Velata”), Палатинская галерея (Galerie Palatine), Палаццо Питти (Palazzo Pitti), Флоренция, 1515 г.;
- “Форнарина” (“La Fornarina”), палаццо Барберини (Palazzo Barberini), Рим, 1519 г.
После смерти Рафаэля юная Маргарита получила пожизненное содержание и дом. Но в 1520 г. девушка стала послушницей в монастыре, где впоследствии и умерла.
Тильман Рименшнайдер
На границе поздней готики и Северного Ренессанса (1500-е годы) в Германии, в городе Вюрцбурге, жил и работал скульптор Тильман Рименшнайдер. Его деревянные скульптуры, изображающие Богоматерь и святых, поражают одухотворенностью тонких лиц и детализацией одежды.
Как все готические мастера, он нивелировал телесность, но брался и за изображение обнаженной натуры – например, скульптуры Адама и Евы для портала церкви святой Марии. Он создавал алтари, надгробья, скульптуры, предназначенные для порталов храмов, но по большей части они или утеряны, или разрушены. Рименшнайдер восхищался красотой дерева и совершил свою маленькую революцию: отказался от окраски и золочения деревянных религиозных скульптур.
Нередко своим скульптурам он придавал черты тех, кто восхищал его в жизни. В первой Мадонне проявился образ молодой соседки, в которую он когда-то был влюблен. Однажды посланник епископа даже упрекнул его: «Все Богоматери похожи на вашу жену Анну!».
К 1500 году он стал одним из самых популярных скульпторов Германии, ему принадлежало несколько домов и виноградник, он даже успел побывать бургомистром Вюрцбурга. Во время междоусобных войн художник был взят в плен и подвергнут пыткам. Частичная конфискация имущества не ввергла его в нищету, но впоследствии он уже не получал крупных заказов. Существует легенда, что великий немецкий скульптор просто больше не мог работать – во время пыток ему сломали обе руки. Творчество Рименшнейдера было надолго забыто, и лишь XIX век с его ностальгией по искусству былых веков заново открыл его творчество.
Якопо Сансовино
Якопо Татти родился в июле 1486 году во Флоренции, о его детстве известно мало. В возрасте 14 лет будущий архитектор поступил учеником к Андреа Сансовино и вместе с учителем повершил поездку в Рим, где занимался изучением античной архитектуры. Известно, что ученик взял фамилию учителя, так и появился Якопо Сансовино.
В возрасте 19 лет он получает заказ от папы римского Юлия II на реставрационные работы, от него требовалось восстановить найденные во время раскопок статуи. Во время работы в Риме Сансовино знакомится с Микеланджело, эта встреча оказала влияние на все его дальнейшее творчество
Также в Риме он привлек внимание Браманте и Рафаэля
Сансовино возвращается во Флоренцию в 1511 году и приступает к работе над статуей для католического собора Санта-Мария-дель Фьоре. Вновь вернувшись в Рим он занимается проектом церкви Сан-Джованни-деи Фиорентино, которая была начата Антонио да Сангалло. Из-за разграбления Рима ландскнехтами императора Якопо был вынужден бежать, он стремится во Францию, по пути останавливаясь в Венеции, где его принял Тициан. Он получает заказ на восстановление купола для базилики Сан-Марко, и судьба его складывается так, что он становится главным архитектором Венеции и остается в этой стране до конца своих дней.
За годы своей работы в Венеции он смог внести огромный вклад в ее развитие, в частности, он
- руководил строительством Библиотеки Сан-Марко;
- участвовал в проекте Монетного двора;
- построил дворцы, к примеру Палаццо Дольфин-Манин;
- построил церковь Сан-Джулиано;
- построил церковь Сан-Франческа делла Винья;
- создал скульптуры для внутреннего двора Дворца Дожей.
В работах Сансовино можно найти черты, предвещающие смену стиля, они относятся к барокко.
Великого мастера не стало в 1570 году, он умер в Венеции. Его могила находится в баптистерии базилики Святого Марка, того самого собора, из-за которого он когда-то остался в Венеции.
Рисунок 1. Якопо Сансовино (1486 -1570). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Жермен Пилон
Французский скульптор эпохи Возрождения Жермен Пилон был выходцем из семьи резчика по камню. Его ученичество пришлось на переломный момент в духовной жизни Франции: Франциска I сменил Генрих II Валуа, увлечение античностью и гуманистическими идеями сменилось мрачными и тревожными учениями о загробном мире. Искусство, расцветшее при Франциске, быстро приходило в упадок, но Пилон не сдавался. Он начал работать в парижской корпорации ювелиров, что приносило ему неплохой доход. В то же время он сумел устроиться на службу ко двору. Для сада в Фонтенбло он создает деревянные фигуры античных богов, а затем Генрих II получает смертельную рану на турнире, и по заказу Екатерины Медичи Пилон создает надгробную скульптуру – «Три грации». Во Франции существовала традиция отдельного захоронения тела, внутренностей и сердца, и «Три грации» хранили золотую чашу, где хранилось сердце короля.
Пилон добился большого влияния при дворе и начал выполнять надгробные скульптуры для аристократов и деятелей церкви – например, Генриха II и Екатерины Медичи, кардинала Рене де Бирага и Валентины Бальбиани, его жены.
Пилон отказывается от идеализации черт, не придает им христианской покорности или спокойствия. Скульптура кардинала несет отпечаток его грубого и жестокого нрава, лицо Валентины печально, но и тени смерти в нем нет – она будто прилегла, задумавшись, в роскошном платье, рядом – ее любимая собачка. Оба надгробия великолепно детализированы.
Создавал он и портреты, потрясающе живые и реалистичные, совершенно не льстящие натуре и выдающие деспотизм, лживость, духовное опустошение портретируемых.
Текст: Софья Егорова
Жан Гужон
Творчество Жана Гужона развивалось на пике французского Возрождения. Он родился и рос в Руане, центре готического искусства, но противился его экстатическим формам. Он сочетал дух греческой античности с национальными художественными традициями, создавая строгие, одухотворенные скульптуры с чистой, почти аскетичной пластикой, предельно идеализированные.
В его творческом языке нет места экспрессии, ярким эмоциям – только созерцательный покой, погружение в вечность, умеренность и целомудрие. Художники того времени были знакомы лишь с некоторыми римскими копиями древнегреческих скульптур, и остается загадкой, откуда Гужон узнал столько именно о классической древнегреческой скульптуре. Сам он называл себя архитектором и был очень популярен как инженер. В 1542 году он стал придворным мастером короля, работал над строительством Лувра вместе с Пьером Леско.
В сотрудничестве с Леско он создает и «Фонтан Нимф», или «Фонтан Невинных» — одно из украшений Парижа по случаю въезда в город короля Генриха II. Это творение прославило Гужона как скульптора.
Впоследствии он создавал множество рельефов и барельефов с античными мифологическими сюжетами. Во время религиозных смут Гужон опрометчиво встал на сторону про¬тестантов и был вынужден бежать, предположительно, в Болонью, где и умер в безвестности.
Микеланджело Буонарроти
Гениальный скульптор эпохи Возрождения, автор бессмертных творений в мраморе и бронзе Микеланджело Буонарроти родился в 1475 году в небольшом Тосканском городе Капрезе. Владеть скульптурным инструментом мальчик научился раньше, чем писать и читать. В 13 лет Микеланджело попал на обучение к художнику Гирландайо Доменико. Затем о его таланте узнал Лоренцо де Медичи, знатный флорентиец. Вельможа стал покровительствовать подростку.
В двадцатилетнем возрасте Буонарроти создал несколько скульптур для Арочного проема церкви Святого Доминика в Болонье. Затем он изваял две скульптуры («Спящий Купидон» и «Святой Йоханнес») для доминиканского проповедника Джироламо Савонаролы. Спустя год Микеланджело получает приглашение от кардинала Рафаэля Риарио для работы в Риме. Там скульптор создает «Римскую пьету» и «Вакха».
В Риме Буонарроти выполняет несколько заказов для разных соборов и церквей, а в 1505 году римский папа Юлий II предлагает ему ответственную работу — изготовить гробницу для его святейшества. В связи со столь ответственным заказом Микеланджело отбывает в Каррар, где проводит более полугода, выбирая подходящий мрамор для папской усыпальницы.
Для гробницы скульптор изготовил четыре мраморных изваяния: «Умирающий раб», «Лия», «Моисей» и «Связанный раб». С 1508 и до конца 1512 года Буонарроти работает над фресками Сикстинской капеллы. В 1513 году, после кончины Юлия Второго, скульптор получает заказ от Джованни Медичи на изготовление статуи Христа с крестом.
Великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти скончался в 1564 году в Риме. Похоронен во Флорентийской базилике Санта-Кроче.
Интересные факты
- Джованни Санти настоял на том, чтобы новорожденного Рафаэля мать выкармливала сама, не прибегая к помощи кормилицы.
- До наших дней дошло примерно четыреста рисунков маэстро, среди которых имеются наброски и изображения потерянных картин.
- Удивительная доброта и душевная щедрость художника проявлялась не только по отношению к близким людям. Рафаэль всю жизнь заботился как сын об одном бедном ученом, переводчике Гиппократа на латынь, – Рабио Кальве (Rabio Calve). Ученый муж был настолько же свят, насколько и учен, поэтому не скопил себе состояния и жил скромно.
- В монарстырских записях Mаргарита Лути была обозначена как “вдова Рафаэля”. Помимо этого, исследуя наслоения краски на картине “Форнарина”, реставраторы обнаружили под ними рубиновое кольцо, возможно, обручальное. Жемчужное украшение в волосах “Форнарины” и “Донны Велаты” также свидетельствует о замужестве.
- Болезненное голубоватое пятно на груди “Форнарины” дает основание предполагать, что у женщины был рак груди.
- В 2020 г. исполнилось 500 лет со дня смерти гениального художника. В 2016 г. впервые в России прошла выставка Рафаэля Санти в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. На выставке под названием “Рафаэль. Поэзия образа” было представлено 8 картин и 3 графических рисунка, собранных из различных музеев Италии.
- Детям Рафаэль (он же Раф) знаком, как один из “Черепашек ниндзя” в одноименном мультике, который владеет колющим клинковым оружием – сай, внешне похожее на трезубец.
Преамбула
Источники об Андреа Сансовино в основном взяты из жизнеописаний Вазари, но отсутствие информации о реестрах, в которых говорится о реализации Работ, слишком велико, чтобы можно было быть уверенным в точной и исчерпывающей биографии художника. Некоторые работы приписываются ему здесь только на основании его имени или на основании предположений, которые являются как гипотетическими, так и логичными в отношении деятельности других его современных художников. Иногда даже по устной традиции или языковой привычке произведение ассоциируется с именем самого известного художника, тогда как художник обычно разрабатывал произведение, начало производства которого приходится на секунду, а завершение — на треть и что все трое работают в мастерской, в которой четвертый оказывается новым мастером:
Возьмем, к примеру, единственное мраморное покрытие Санта-Каса- де- Лоретте, строение которого контролировалось между 1507 и 1509 годами Браманте и чье руководство работало из рук в руки до 1595 года. Некоторые внутренние скульптуры приписываются Джованни Баттисте и Томмазо делла Порта, Рафаэлло да Монтелупо, Баччо Бандинелли, Джироламо Ломбарди, Франческо да Сангалло, Доменико Аймо, Никколо Триболо и Андреа Сансовино . Это означает, что приписывание к одному художнику — необходимый ярлык, чтобы легче говорить о работе, но сокращает ее, и который чаще всего стирает фундаментальное соревнование других мастеров.
Мы также можем поспорить, что информация, представленная в этой статье, как можно меньше отклоняется от того, чем была жизнь и деятельность Андреа Сансовино, указывая, что, когда она связана с обширной работой, предпочтительно понимать, что она участвовала. Если взять пример Санта-Каса, Сансовино был объявлен архитектором делла Фабрика в 1517 году, заплатив 630 флоринов за трех скульпторов (Доменико Аймо да Болонья, Лучио Бандинелли и он сам Андреа Сансовино).
И что в заключение этой преамбулы можно сказать, что именно через этого художника можно понять общее движение и эволюцию стиля работ на определенной территории, а не нарциссическую ассоциацию уникального художника с уникальной работой, где наборы атрибутов варьируются в зависимости от моды и идеологии момента.
Statements
instance of
human
2 references
stated in
BnF authorities
retrieved
10 October 2015
reference URL
stated in
BeWeB
retrieved
12 February 2021
BeWeb person ID
image
100 le vite, andrea contucci detto il sansovino.jpg256 × 300; 25 KB
0 references
sex or gender
male
4 references
stated in
Virtual International Authority File
VIAF ID
retrieved
4 November 2018
retrieved
29 April 2014
stated in
BnF authorities
retrieved
10 October 2015
Bibliothèque nationale de France ID
stated in
BeWeB
BeWeb person ID
retrieved
12 February 2021
given name
Andrea
1 reference
stated in
BeWeB
retrieved
12 February 2021
BeWeb person ID
family name
Sansovino
0 references
date of birth
1467Gregorian
sourcing circumstances
circa
2 references
stated in
Great Norwegian Encyclopedia
Store norske leksikon ID
subject named as
Andrea Contucci dal Sansovino
stated in
BeWeB
BeWeb person ID
retrieved
12 February 2021
place of birth
Monte San Savino
1 reference
stated in
Dizionario Biografico degli Italiani
Biographical Dictionary of Italian People ID
retrieved
21 May 2021
date of death
1529Gregorian
sourcing circumstances
circa
7 references
stated in
BnF authorities
retrieved
10 October 2015
Bibliothèque nationale de France ID
stated in
Gemeinsame Normdatei
GND ID
retrieved
15 October 2015
stated in
Encyclopædia Britannica Online
Encyclopædia Britannica Online ID
subject named as
Andrea Sansovino
retrieved
9 October 2017
stated in
Brockhaus Enzyklopädie
Brockhaus Enzyklopädie online ID
subject named as
Andrea Sansovino
retrieved
9 October 2017
stated in
Great Norwegian Encyclopedia
Store norske leksikon ID
subject named as
Andrea Contucci dal Sansovino
stated in
Sansovino, Andrea
subject named as
Andrea Sansovino
stated in
BeWeB
BeWeb person ID
retrieved
12 February 2021
place of death
Monte San Savino
1 reference
stated in
BeWeB
BeWeb person ID
retrieved
12 February 2021
languages spoken, written or signed
Italian
1 reference
stated in
BnF authorities
Bibliothèque nationale de France ID
retrieved
10 October 2015
occupation
sculptor
1 reference
stated in
BeWeB
BeWeb person ID
retrieved
12 February 2021
architect
1 reference
stated in
BeWeB
BeWeb person ID
retrieved
12 February 2021
student
Jacopo Sansovino
0 references
Antonio Solosmeo da Settignano
0 references
notable work
Q3862595
0 references
described by source
Lives of the Most Excellent Painters, Sculptors, and Architects
section, verse, paragraph, or clause
V4.17, Andrea dal Monte Sansovino scultore e architetto
0 references
Armenian Soviet Encyclopedia
volume
10
page(s)
183
1 reference
imported from Wikimedia project
Armenian Wikipedia
Meyers Konversations-Lexikon, 4th edition (1885–1890)
0 references
Obalky knih.cz
URL
0 references
Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary
statement is subject of
Q24497497
0 references
on focus list of Wikimedia project
WikiProject PCC Wikidata Pilot/Frick Art Reference Library
0 references
has works in the collection
National Gallery of Art
0 references
Museo dell’Opera del Duomo
1 reference
inferred from
Baptism of Christ
retrieved
30 December 2022
copyright status as a creator
copyrights on works have expired
applies to jurisdiction
worldwide
1 reference
based on heuristic
100 years or more after author(s) death
artist files at
Frick Art Reference Library
1 reference
Frick Art Reference Library Artist File ID
Commons category
Andrea Sansovino
0 references
Знаменитый флорентиец
Никколо ди Бетто Барди Донателло, основоположник скульптурного портрета, считается самым реалистичным ваятелем своего времени, отвергающим надуманные «красивости» в изобразительном искусстве. Наряду с реалистическим стилем он в совершенстве владел канонической классикой. Одним из шедевров Донателло является деревянная статуя Магдалины (1434 год, Флорентийский баптистерий). Исхудавшая длинноволосая старуха изображена с пугающей достоверностью. Тяготы жизни отражены на изможденном лице отшельницы.
Еще одна скульптура работы великого мастера — «Царь Давид», которая находится на фасаде башни Джотто во Флоренции. Статуя из мрамора Святого Георгия продолжает библейскую тему, начатую ваятелем с изображения Святого апостола Марка также в мраморе. Из той же серии скульптура Святого Иоанна Крестителя.
С 1443 по 1453 годы Донателло прожил в Падуе, где создал конную скульптуру «Гаттамелата» с изображением кондотьера Эразмо де Нарни.
В 1453 году он вернулся в родной город Флоренцию, где и жил вплоть до своей кончины в 1466 году.
Бенвенуто Челлини
Придворный скульптор Ватикана Бенвенуто Челлини родился в 1500 году в семье мастера-краснодеревщика. Он считается последователем маньеризма — течения, отражающего стиль претенциозных форм в искусстве. Преимущественно работал с бронзовым литьем. Наиболее известные скульптуры Челлини:
- «Нимфа Фонтенбло» — бронзовый рельеф, отлитый в 1545 году, в настоящее время находится в Парижском Лувре.
- «Персей» — Флоренция, Лоджия Ланци.
- Бюст Козимо Медичи — Флоренция, Барджелло.
- «Апполон и Гиацинт» — Флоренция.
- Бюст Биндо Альтовити — Флоренция.
- «Распятие» — Эскориал, 1562 год.
Великий скульптор Бенвенуто Челлини занимался изготовлением государственной символики, наград и монетных образцов. Он, помимо всего прочего, был весьма талантливым и успешным ювелиром при Ватикане. Папа Римский заказывал Бенвенуто драгоценные украшения.
Творчество Якопо Сансовино
Творчество Якопо Сансовино было разнообразным, что характерно для многих творцов того времени. Он был и скульптором, и архитектором, и реставратором.
Его шедевром считается библиотека Святого Марка, которая богата украшена в стиле зданий эпохи Возрождения. Здание расположено напротив дворца Дожей, на его строительство ушло почти 50 лет и 30 000 дукатов, при том что зарплата самого Сансовино составляла 180 дукатов в год.
Библиотека должна была вмещать собрание книг и рукописей, которое подарил республике кардинал Виссарион. Здание было выстроено из белого мрамора, его фасад выглядит как двухъярусная ордерная аркада, которая имеет необычную богатую пластику. Нижняя аркада создает глубокую лоджию, за которой находятся торговые помещения и вход в библиотеку
Для перекрытия Сансовино хотел применить сводчатый потолок, выполненный из кирпича, но свод не выдержал такой нагрузки и обрушился вместе с частью стены. В итоге сейчас здание украшает эллиптический свод с живописью Тициана.
Самые известные работы Сансовино:
- Скуола делла Мизерикордия;
- застройка центральной части горда, площади Сан Марко и Пьяццетты;
- отделка Золотой лестницы во Дворце Дожей;
- завершение торгового центра, рынка Раильто.
Пьяцетта появилась также в результате работы Якопо Сансовино на должности главного архитектора, с 1537 года он занимался реконструкцией территории между Дворцом Дожей, площадью Сан-Марко и пристанью. Строилось сразу три сооружения, Лоджетта, Библиотека и Дзекка. Он снес хаотическую застройку которая отделяла площадь Сан Марко от лагуны, освободив место для маленькой Пьяцетты. Новая площадь предоставляла прекрасные возможности для проведения городских праздников.
Также историки архитектуры выделяют Палаццо Корнер делла Ка Гранде, как одну из основополагающих работ Сансовино. Дворец представляет собой образец переосмысления композиции флорентийских и римских дворцов, согласно в требованиями и вкусам венецианцев. Удачное расположение позволяет создать большой внутренний двор и выполнить внутреннюю композиций помещений так, чтобы она наиболее полно отвечала венецианскому образу жизни, то есть приемам и пышным балам. Группа помещений ведет гостей от входной лоджии к приемным залам на втором этаже, откуда открывается вид на канал.
Биография и творчество
Андреа Контуччи был прозван Сансовино по месту своего рождения, городку Монте-Сан-Савино в Тоскане. По сообщению историографа Джорджо Вазари, когда Андреа был крестьянским мальчиком, пасшим скот, его встретил благородный флорентиец, который признал его талант, когда увидел, как он лепит фигурки животных из глины. Андреа Сансовино, которого обычно называли просто Сансовино, стал учеником флорентийского скульптора-литейщика Антонио Поллайоло, и также, по утверждению Вазари, обучался у Леонардо да Винчи.
Благодаря своим занятиям в садах Лоренцо Медичи Великолепного, наполненных образцовыми памятниками античной скульптуры, Сансовино вскоре занял заметное положение среди флорентийских художников.
Среди ранних произведений Сансовино известны терракотовое украшение алтаря церкви Санта-Агата в Монте-Сансовино со статуями святых Лаврентия, Себастьяна и Роха. В 1490 году Андреа работал над оформлением сакристии церкви Санто-Спирито во Флоренции, со статуями святых апостолов Иоанна и Матфея, младенца Христа и двух ангелов и несколькими барельефами («Благовещение», «Коронование Девы» и другими).
В 1491 году он входил в состав комиссии по рассмотрению планов фасада флорентийского Собора и состоял в гильдии мастеров по дереву.
Около 1491 года Сансовино был приглашен португальским королём Жуаном в Лиссабон, где провёл девять лет, занимаясь разными работами, построил Королевский дворец, выполнил резной деревянный алтарь с фигурами апостолов и пророков, а также терракотовый рельеф «Победа над сарацинами» в монастыре святого Марка, в Коимбре.
Вернувшись во Флоренцию в 1500 году, он начал работать над мраморной скульптурной группой «Крещение Христа» над восточным порталом Флорентийского Баптистерия. Именно эта работа, уникальная по благородству формы и выразительности, принесла ему широкую известность, но Андреа не завершил её, поскольку был отвлечён заказом на создание статуй Мадонны и Иоанна Крестителя для Собора Святого Лаврентия в Генуе.
Эти произведения Андреа Сансовино наглядно демонстрируют переход от искусства кватроченто к эстетике Высокого Возрождения. В 1505 году папа Юлий II пригласил Сансовино в Рим для сооружения надгробных памятников кардиналам Джироламо делла Ровере и Асканио Сфорца в хоре церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Эффектное использование мотива триумфальной арки и поза сна, в которой изображены покойные, сразили современников своей смелостью и новизной. В 1512 году Сансовино создал мраморную группу Святой Анны и Девы Марии с младенцем Христом на руках для римской церкви Сант-Агостино.
Одной из последних работ Сансовино было украшение по поручению папы Льва X «Святого дома» в Лорето статуями пророков и сивилл в нишах и рядом барельефов, изображающих эпизоды из жития Девы Марии и Христа (1513—1528). Из этих скульптур самим Сансовино были созданы только статуя пророка Иеремии и барельеф «Благовещение», а прочие выполнены по его моделям и рисункам другими художниками.
Скульптура Сансовино на протяжении всего XVI века служила образцом для мастеров, которые не разделяли увлечения титаническими формами и экспрессивной пластикой произведений Микеланджело Буонарроти. Произведения Сансовино, которого именовали «Рафаэлем от скульптуры», составляют «идиллическое течение» скульптуры флорентийской школы эпохи Возрождения. Однако в поздних произведениях, алтарях и надгробиях, он был близок новациям стиля барокко.
У Андреа Сансовино было много учеников, среди них Якопо Татти, который в честь своего учителя принял фамилию «Сансовино», и Джованни-Анжело Монторсоли.
Биография
Якопо д’Антонио Татти, прозванный Сансовино, родился во Флоренции 2 июля 1486 года. С детских лет Якопо, как обычно, начали обучать грамоте, в чем он с первых же шагов стал проявлять живость ума и быстроту соображения, и не прошло много времени, как он самостоятельно стал заниматься рисованием. Мальчик словно желал этим показать, что сама природа гораздо больше располагала его к этому роду деятельности, чем к словесности. Видя это, его мать Франческа, на которую он был очень похож, устроила ему тайком уроки рисования. Она лелеяла мысль о том, что сын ее сделается скульптором, которому, быть может, суждено соперничать с нарождающейся славой совсем юного еще Микеланджело Буонарроти.Между тем спустя некоторое время мальчика определили по торговому делу. А так как это улыбалось ему еще гораздо меньше, чем словесность, он словом и делом добился у своего отца – Антонио разрешения свободно заниматься тем, к чему принуждала его сама природа.В 1502 году во Флоренцию прибыл Андреа Сансовино, прославившийся в Италии и в Испании как выдающийся скульптор и архитектор. К нему-то и определили юношу для обучения скульптуре. Отсюда и новое имя Якопо – Сансовино.Получив широкую известность в среде флорентийских художников, Якопо, к величайшему своему удовлетворению, был приглашен в Рим Джулиано да Сангалло, архитектором папы Юлия II. Вместе с ним он в 1505–1506 годах впервые отправился в древний город. Здесь Сансовино изучал памятники древности, реставрировал античную скульптуру. Браманте, отметив талант Якопо, взял его под свое покровительство. Браманте же, которому хотелось, чтобы папа Юлий узнал Сансовино, распорядился заказать Якопо реставрацию некоторых античных скульптур. Взявшись за это дело, Сансовино проявил в их восстановлении такую легкость и такое умение, что и папа решил – лучше сделать просто невозможно.Эти похвалы настолько подхлестнули Сансовино, что он перетрудился, пытаясь превзойти самого себя. К тому же он был слабого здоровья. В конце концов, Якопо расхворался настолько, что ему пришлось для спасения жизни вернуться в 1511 году во Флоренцию. Там, благодаря родному климату, собственной молодости, а также искусству и уходу врачей, он в короткий срок совсем выздоровел.В 1518 году Сансовино возвращается в Рим. Он выполняет там помимо скульптурных работ первые архитектурные – проектирование церкви Сан-Джованни де Фьорентини. В 1521 году Сансовино заезжает во Флоренцию, а лето 1523 года проводит в Венеции. В 1527 году он бежит из Рима на север после захвата Вечного города императором Карлом V и находит вторую родину в Венеции, где остается до конца жизни, выполняя многочисленные заказы, главным образом архитектурные.В 1529 году Сансовино, назначенный главным архитектором Республики, совершает служебные поездки по владениям Венеции (заезжает и во Флоренцию), живет в окружении учеников и друзей (к ближайшим друзьям относятся Тициан и Аретино).Сансовино построил в Венеции ряд замечательных сооружений: палаццо Корнер делла Ка-Гранде (1532), выделяющийся среди предшествующих дворцовых сооружений особенно торжественным масштабным строем, великолепную Библиотеку Сан-Марко (начата в 1536 году), строгое здание Монетного двора (1537–1545), Лоджетту (1537–1540), расположенную у подножия кампанилы Сан-Марко и напротив входа во Дворец дожей, характерную для исконной венецианской любви к декору.
Страница 1 из 4 | Следующая страница
Другие биографии:
Тинторетто | Рафаэль | Джованни Беллини | Рафаэль | Микеланджело |
Взаимодействие стилей
Со временем скульптуры эпохи Возрождения стали принимать все более самостоятельные формы. Начало таким изображениям положил итальянский ваятель Вилиджельмо, который, создавая рельефы для собора в Модене, значительно углубил изображения скульптурной группы на стене, и, таким образом, возникло самостоятельное произведение искусства, связанное со стеной только опосредовано. Цельное скульптурное изображение опиралось на стену, но не более того. Появилась динамическая ритмика, расположение статуй между контрфорсами добавляло впечатления независимости от окружающей среды. Архитектурные постройки и скульптуры Возрождения все больше отдалялись, не теряя взаимосвязи. При этом они органично дополняли друг друга.
Затем скульптуры эпохи Возрождения и вовсе отделились от плоскости стены. Это был закономерный процесс поиска нового. Постепенное освобождение пластических форм от архитектурной плоскости закончилось появлением нескольких направлений самостоятельного скульптурного искусства.
Вероккьо Андреа
Это знаменитый скульптор эпохи Раннего Ренессанса, учитель Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино. Главным предметом творчества Верроккьо было ваяние, на втором месте — живопись. Андреа был прославленным постановщиком придворных балов и талантливым декоратором. Скульптура Высокого Возрождения фактически началась с работ Верроккьо.
Художник долгое время творил, находясь во Флоренции. Им было создано надгробие для флорентийского вельможи Козимо Медичи, затем более двадцати лет скульптор работал над композицией «Уверение Фомы». Знаменитая статуя Давида была создана Верроккьо в 1476 году. Бронзовое изваяние предназначалось для украшения виллы Медичи, однако Джулиано и Лоренцо сочли себя недостойными столь высокой чести и предали скульптуру в Палаццо Синьории во Флоренции. Великолепная скульптура Раннего Возрождения, таким образом, обрела свое место. В частных домах старались не держать уникальные художественные произведения. Не менее ценным с точки зрения высокого искусства было также и позднее Возрождение. Скульптура Бенвенуто Челлини «Персей» считается непревзойденным шедевром Позднего Ренессанса.
Лука делла Роббиа
Делла Роббиа — важнейший флорентийский скульптор кватроченто, изобретатель глазурованной терракоты. Известно о нем очень мало. Поначалу он работал с мрамором, выполнив, например, рельефы певческой трибуны городского собора во Флоренции. Затем его заинтересовал вопрос создания долговечного материала для скульптуры, способного заменить мрамор и бронзу, дорогие и тяжелые в работе. Майолика использовалась и ранее, однако делла Роббиа определил, как сделать ее «практически вечной», по словам Вазари, и первым применил в скульптуре.
Он украсил глазурованными рельефами множество знаменитых храмов. Его работы – яркие, жизнерадостные, пластически тонкие, изящные и немного наивные, в них нет страданий, драматического напряжения.
Прерафаэлиты были так восхищены его творчеством, что в Англии была открыта мануфактура, создававшая майолику «под делла Роббиа».