Гужон, жан

Список используемой литературы

  • Ги-Мишель Лепру, «Жан Гужон и похоронная скульптура», у Анри Цернера и Марка Баяра (ред.), ¿Возрождение во Франции, Французский ренессанс? , Париж, Somogy,2009 г., стр.  117-132.
  • Жан-Мари Перуз де Монкло, «Трибуна под названием« Кариатиды в Лувре ». Интерпретация эссе», Ревю де l’Art, п о  157, 2007, стр.  57-58 .
  • Анри Огюст Жуэн, Жан Гужон, Librairie de l’Art, Париж, 1906.
  • Эдуард Меннеше, Le Plutarque français, Жизни выдающихся мужчин и женщин Франции, Париж, Crapelet, 1835-1841.
  • Будильник, работа Жана Гужона с гравировкой по его статуям и барельефам, Париж, Морель,1869 г..
  • Пьер Леско (1942-), Пьер Леско, 1515-1578, Экс-ан-Прованс, Персе,2013, 147  с. , 21 × 14,8  см ( ISBN  978-2-8231-0334-2 )
  • Жоли, Жан Goujon, комиксов история 4 страниц в Бельгии Spirou п O  951.

внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )
  • Ресурсы изобразительного искусства  :
  • Ресурсы исследования

    Персей

     :

  • Примечания в общих словарях или энциклопедиях  :

Примечания

  1. Власов В. Г. Гужон, Жан // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 276
  2. Thomas W. Gaehtgens. Goujon Jean (1510 env.-env. 1566) , sur Encyclopædia Universalis (consulté le 6 juin 2017). Архивная копия от 4 февраля 2022 на Wayback Machine
  3. Pierre du Colombier. Jean Goujon. Paris, 1951 d’après Charles Picard. «Jean Goujon et l’Antique», Journal des savants, 1951; notice d’auteur de la Bibliothèque nationale de France ; notice des Archives de France Архивная копия от 11 апреля 2022 на Wayback Machine
  4. Guy-Michel Leproux. «Jean Goujon et la sculpture funéraire», dans Henri Zerner et Marc Bayard (dir.) // Renaissance en France, renaissance française. — Paris: Somogy, 2009. — Рр. 117—132
  5. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — М.: Белый город, 2006. ISBN 5-7793-0920-5
  6. Власов В. Г. Генриха II стиль // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 76—78
  7. Петрусевич Н. Б. Искусство Франции XV—XVI веков. — Л.: Искусство, 1973. — С. 197, 201
  8. Гужон, Жан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. Ги де Мопассан. Плакальщицы. 1881 Заведение Телье Архивная копия от 23 мая 2020 на Wayback Machine

Примечания и ссылки

  1. Похвала, по-видимому, придуманная Александром Ленуаром, ранее присужденная Жирардону ( Клод-Жермен Ле Клерк де Монмерси, Вольтер, стихотворение в свободном стихе ,1764, стр.  64).
  1. ↑ and .
  2. ↑ и Анналы генеалогии, христианское издание, 3- й  квартал 1986 г., стр.  42-74 .
  3. ↑ и Словарь города Парижа и его окрестностей, том IV, стр.  115 .
  4. Фернан Мазероль, «  Жан Гужон и дом Дайан де Пуатье в Этампе, Анри Штайн  », Библиотека хартийной школы, т.  51, п о  1,1890 г., стр.  327 .
  5. ↑ и Мишель Больё, Описание скульптур Лувра по мотивам рассуждений, т.  том 2, Париж, Собрание национальных музеев (RMN),1978 г., «Французский ренессанс», с.96-99..
  6. Например: котором цитируется D’Argenville, Vie des известных архитекторов…, 1787; Кларак, Историко-графическое описание Лувра и Тюильри, Париж, Императорский печатный станок,1853 г..
  7. Филострат Лемноса ( перевод  Блез де Виженера), Образы или Платтовая Живопись Двух Греческих Филостратских Софистов и Статуи Каллистрата ,1615, стр.  855.
  8. Александр Ленуар, Историко-хронологическое описание памятников скульптуры, собранных в Музее французских памятников, Париж, автор; Л. Гайо; Жид ,1798, стр.  217.
  9.  ;  ; Морис Рой, «  Фонтан Дианы в замке Анет, сохранившийся в Лувре и приписанный Жану Гужону  », Протоколы заседаний Академии надписей и художественной литературы, т.  65, п о  21921 г., стр.  92 .
  10. «  Сообщение от Мориса Роя  », Протоколы заседаний Академии надписей и художественной литературы, т.  65, п о  21921 г., стр.  92 .
  11. Александр-Эварист Фрагонар, Диана де Пуатье в мастерской Жана Гужонлабеля QS: Lfr, «Диана де Пуатье в мастерской Жана Гужона», картина XIX века из музея Лувр ( читать онлайн )

Творчество

Жан Гужон, прозванный последователями «французским Фидием» или «Корреджо скульптуры», вместе с Жерменом Пилоном является самым выдающимся скульптором французского Ренессанса. Историки искусства отмечают, что Гужон испытал влияние итальянского архитектора Себастьяна Серлио, приехавшего в 1541 году во Францию. Однако в отличие от художников итальянского Возрождения, которых вдохновляла идея возрождения величия Древнего Рима, Гужон воплощал в своих произведениях дух искусства Древней Греции.

Наиболее значительные произведения Гужона были выполнены совместно с архитектором Пьером Леско: скульптурное оформление Западного фасада Луврского дворца (1548—1556), замыкающего средневековый «Квадратный двор», рельефы «Фонтана невинных» (1549—1550) и кариатиды, поддерживающие трибуну для музыкантов Зала Кариатид Лувра (1546—1549). Преклонение перед Грецией (несмотря на то, что древнегреческое искусство в то время знали недостаточно, скорее по литературным источникам) не помешало Гужону в рельефах Западного фасада Лувра интерпретировать темы «иньюдо» (обнажённых юношей) Сикстинского плафона и скульптур «Рабов» Микеланджело (статуи в нишах появились позднее). Изысканная пластика рельефов «Фонтана Невинных» «заставляет вспомнить искусство Греции века Перикла» (хотя в них очевидны маньеристичные черты), а огромные фигуры кариатид Шведского зала (прежнее название Зала Кариатид) безусловно восходят к знаменитым кариатидам Эрехтейона Афинского акрополя. Гужон не был в Греции, но мог знать афинскую кариатиду по ватиканской копии, либо по описанию Витрувия с комментариями и весьма приблизительными гравюрами С. Серлио. Остальное — его воображение. В результате луврские кариатиды даже более монументальны и могучи, чем их греческие прототипы, но каким-то чудом их эллинский дух сохранён

Специалисты обращают также внимание на мастерское использование Гужоном так называемых «мокрых складок» (фр. draperie mouillée), мягко, по-античному, облегающих тело.

Не все произведения скульптора сохранились. В 1871 году во время пожара были утрачены аллегорические фигуры «Двенадцати месяцев» с фасада Парижской ратуши, созданные Гужоном в —-x годах. Примечательно, что Жан Гужон не создал ни одного портрета; он искал в скульптурных образах не конкретное и индивидуальное, а общее, идеально-прекрасное.

definition — Гужон,_Жан

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Гужон, Жан

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Гужон, Жан (фр. Goujon, Jean, ок.-—ок.-) — французский скульптор, архитектор, график. Выдающийся мастер Эпохи Возрождения. Чистота и изящность его стиля имели большое влияние на развитие декоративного искусства Франции.

В Париже есть улица, названная именем Жана Гужона.

Работа в Руане

Точных сведений о ранних годах жизни Гужона нет. Считается, что он родился в Руане. Первые упоминания о нем найдены в архивах этого города за 1541 год, где он назван архитектором и скульптором. Предполагают, что он посетил Рим, испытал влияние итальянского зодчего Себастьяна Серлио, приехавшего в 1541 году во Францию. Однако в противоположность итальянским художникам, которых вдохновляла идея возрождения величия Древнего Рима, Гужон воплощал в своих произведениях дух искусства Древней Греции.

Работал над капеллой Сен-Ромен, а также в Раунском соборе над надгробием великого сенешала Нормандии Луи де Брезе — супруга фаворитки короля Генриха II Дианы де Пуатье.

Работа в Париже

Гужон также работал в Париже, где пользовался большим успехом. Был воспет Ронсаром как величайший скульптор эпохи.

Документально подтверждена его работа в церкви Сен-Жермен л’Оксерруа (1544 год), для которой он выполнил рельеф Оплакивание Христа и четыре рельефа с изображениями евангелистов (в настоящее время — в собрании Лувра).

Файл:Auxerrois Fassade.JPG
Сен-Жермен л’Оксерруа, Париж

Наиболее значительные произведения Гужона появились в результате творческого союза с архитектором Пьером Леско. Они вместе участвовали в праздничном оформлении Парижа по случаю торжественного въезда Генриха II в город в 1549 году. В частности было создано одно из наиболее известных творений французского Ренессанса — «Фонтан невинных». Гужон исполнил для него 12 рельефов: горизонтальные с амурами, наядами, тритонами и вертикальные — «Нимфы». Свое название фонтан получил от церкви, находящейся недалеко от него, но оно подошло и к тем образам нимф, которые создал художник. Интересно, что он предложил новый вид барельефов: его фигуры полностью размещены в раме и являются самостоятельными. Не пытаясь состязаться с живописью, скульптор использует средства, позволяющие создать иллюзию перспективы на плоской каменной плите.

«Фонтан невинных» в Париже

Существующий поныне фонтан является реконструкцией изначального сооружения — в 1787 году его перенесли в центр Рынка невинных. Но в него включены рельефы с изображением нимф и другие декоративные мотивы, выполненные Гужоном. Правда в связи с изменением архитектурного решения были добавлены еще рельефы скульптора Огюстена Пажу. Кроме того с начала XIX века подлинники скульптурного декора «Фонтана невинных» хранятся в Лувре, а на их месте установлены копии.

Но, наверное, самой значительной работой Гужона совместно с Леско стало участие в —1562 годах в строительстве нового здания Лувра. Гужон здесь выступал не только в роли скульптора, но и принимал участие в разработке архитектурного проекта. Мастер создавал скульптурное оформление дворового фасада (конец -х — -е годы). Для Зала кариатид в Лувре Гужон исполнил женские фигуры (1550 год), поддерживающие кафедру. Леско и Гужон придали Лувру тот облик, который, несмотря на многочисленные последовавшие переделки, сохранился до настоящего времени.

Как полагают, Гужону также принадлежит скульптурное убранство отеля Линьери (сейчас Карнавале, около 1545 года), замка Экуан для коннетабля Монморанси.

Гужон известен и как график. Он исполнил гравюры, иллюстрирующие трактат об архитектуре Витрувия.

Изгнание

После 1562 года имя мастера исчезает из королевских счетов. Считается, что он, будучи протестантом, был вынужден покинуть Францию из-за гонений на приверженцев этой веры. Точной информации о времени и месте смерти Гужона нет. Исследователи полагают, что он умер в изгнании между и 1568 годом, возможно, в Болонье.

Утерянные произведения

В 1871 году во время пожара были утрачены Аллегории Двенадцати месяцев с Парижской ратуши, созданные Гужоном ок. —x годов.

  1. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — М.: Белый город, 2006. ISBN 5779309205
  2. Ольга Краснова. Искусство средних веков и Возрождения. Olma Media Group. 2002. ISBN 5948490637, 9785948490632

Современные будни исторического памятника

«Фонтан невинных» находится в самом сердце Парижа на площади Жоашен дю Белле рядом с форумом Ле-Аль. Несмотря на свой почтенный возраст, он до сих пор функционирует.

Красивейший Фонтан Невинных

Это сооружение считается древнейшим из всех парижских фонтанов и единственным среди них, выполненным в стиле эпохи Ренессанса. Сегодня фонтан уже не обеспечивает своей основной функции – снабжение горожан водой, однако пользуется заслуженным почтением среди местных жителей и гостей столицы как ценная реликвия. Занимательная история с его переносами и реконструкцией, пришедшая из глубины веков, является яркой иллюстрацией того, как во Франции во все времена с уважением относились к архитектурным памятникам и стремились любой ценой сохранять их для потомков.

Историки и искусствоведы продолжают изучать прошлое древнего фонтана, которое таит в себе еще много интересного. Постепенно всплывают также новые факты из жизни его талантливых создателей.

«Фонтан невинных» окружен небольшим сквером с одноименным названием. На сегодняшний день это все, что осталось от старинного кладбища. Как и в средние века, место около фонтана пользуется большой популярностью среди горожан. Жители Парижа любят назначать здесь друг другу деловые и романтические встречи, поскольку отсюда легко пройти практически в любом направлении – в сторону Сены, к Лувру, на север столицы…

Слайд 4Первым из известных творений Гужона считается надгробие сенешаля Луи

де Брезе в Руане. В общей композиции гробницы можно увидеть

конную статую, которая находится в арочной нише. Отличительной чертой этого произведения являлось то, что в скульптурный ансамбль включены и кариатиды (нехарактерно для надгробий Венеции, Вероны и Бергамо в то время). Этот мотив позднее часто встречается в работах Гужона. Манера исполнения распростертого на постаменте тела для мастера не свойственна – вполне возможно, что Гужон принимал участие только в проекте надгробия, но не в его исполнении.

Надгробие сенешаля Луи де Брезе

Надгробие сенешаля Луи де Брезе (мужу Дианы Пуатье). Сооружено в 1540 году по заказу Дианы Пуатье

Рекомендации

  1. ^ Тирион, Жак (1996). «Гужон, Жан» в Словарь искусств, отредактированный Джейн Тернер; т. 13. С. 225–227. Лондон: Макмиллан. Перепечатано 1998 г. с небольшими исправлениями: ISBN  9781884446009.
  2. А. де Монтейгон, документальные статьи в Gazette des Beaux-Arts, 30 (1884), стр. 377-394, и 31 (1885), стр. 5-21, отмеченная Штейном 1890: 6, утверждает, что Гужон умер после 1572 года.
  3. Гужон выполнил две колонны под органами и барельефы на дверях.
  4. Барельефы Гужона хранятся в Musée du Louvre.
  5. Приписывание Гужону ​​Дома Дианы де Пуатье (датировано 1554 годом) в Ecouen был сделан Анри Штейном в 1890 году на основе документа, согласно которому Гужон был заключен в Экуэн по приказу Баилли от 27 сентября 1555 г.
  6. Блант, Энтони; Бересфорд, Ричард (1999). Искусство и архитектура во Франции, 1500–1700 гг., 5-е издание, с. 80–81. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN  9780300077483.

Вершина творчества Гужона

Однако скульптурный облик фонтана имеет и свои особенности. Образы нимф наполнены внутренним светом, что характерно именно для творчества Жана Гужона и выгодно отличает его искусство от рафинированных канонов школы Фонтенбло. Вклад Гужона как художника заключался в том, что он дополнил скульптурные образы декоративными элементами – завитками, волнами драпировок, элементами из морских раковин и закрученных динамичных хвостов морских обитателей.

Нимфы Гужона олицетворяют собой истинный дух античного искусства таким, каким его представляли в XVI веке. Они напоминают красавиц «бель эпок» – девушек с изящными вытянутыми пропорциями. Скульптурные произведения Гужона предвосхитили эпоху итальянского барокко.

«Фонтан нимф» художественные критики считают вершиной творчества Жана Гужона и наиболее совершенным произведением французской скульптуры с точки зрения плавности линий и гармонии форм. Гужону было присуще необыкновенное чувство изящества и тонкое понимание женской грации. Именно эти таланты позволили ему создать необыкновенно поэтичные скульптурные изображения нимф, украшающих фонтан в центре Парижа.

Анри Перрюшон в романе «Жизнь Ренуара» описывает этот фонтан как архитектурное сооружение, которое потрясло будущего художника в детские годы. Ренуар был очарован изгибами барельефных фигур, украшавших «Фонтан нимф». Спустя пятьдесят лет он так описывал свои первые впечатления от увиденного – «чистота, наивность, легкость и элегантность».

В Париже есть улица, названная именем Жана Гужона.

История создания

Фонтан невинных в 16-ом веке

В далекие времена на месте нынешней Площади невинных в Париже находилось старинное кладбище с одноименным названием, на котором хоронили некрещеных младенцев, нищих и душевно больных.

К стене кладбища на пересечении парижских улиц Сен-Дени и нынешней Бергер в пери-од 1547-1550 годов был пристроен фонтан, имевший два фасада. Его проект разработал архитектор Пьер Леско, а исполнил конструкцию в камне скульптор Жан Гужон.

Возведение фонтана было приурочено к торжественному въезду в Париж 16 июля 1549 года короля Генриха II. Тандем художников работал над созданием памятников, которые должны были располагаться по пути следования монарха. Новый фонтан стал своего рода трибуной, с которой его приветствовала городская знать.

После окончания торжественной процессии фонтан выполнял обычные функции – давал жителям города воду, которая лилась из кранов, имеющих вид львиных голов. Фонтан имел вид арочного павильона. Из чаши, расположенной внутри павильона, вода стекала вниз по ступеням. В верхней части сооружения располагалось жилое помещение с окнами и камином.

Изначально конструкция фонтана была выполнена как пристенная. По трем сторонам во-круг аркад были расположены фигуры божеств – наяд и нимф, которые символизировали силы природы. Сооружение было названо «Фонтаном нимф», однако впоследствии к нему прижилось название «Фонтан невинных» по аналогии с кладбищем, на территории которого оно было расположено.

Архитектурный облик

Архитектура Фонтана Невинных многогранна и сложна

Архитекторы фонтана черпали вдохновение, глядя на нимфеумы Древнего Рима, римские сооружения времен эпохи эллинизма, которые обычно устанавливались рядом с источниками. Как правило, в таких местах располагали фигуры нимф, тритонов, божеств воды. Фонтан был назван «Фонтаном нимф», о чем гласит надпись на фасаде. Главным его украшением стали скульптуры Жана Гужона.

Одной из основных деталей конструкции является небольшой купол, выполненный из металлических листов, имитирующих рыбью чешую. Скульптурный декор сооружения представляет собой шесть горизонтальных рельефов, которые изображают наяд, тритонов, амуров, и шесть вертикальных рельефов, изображавших нимф, которые олицетворяют силы природы и поэтизируют их. Прислушиваясь к шуму дождя, шелесту листвы, журчанию травы, скульптор испытывал восторг перед чудом природы и мастерски воплощал его в камне.

Купол фонтана оформлен стилистически весьма сложно

Изображения нимф характеризуются тонкой поэтичностью образов, неповторимой грацией движений. Легко и свободно, с особой музыкальностью и гармонией, Гужон передает в рельефе изящные формы. Пластический язык его скульптур наполнен певучими ритмами. Струящиеся складки одеяний перекликаются с журчанием льющейся из каменных ваз воды. В пропорциях фигур, в изысканности их поз чувствуется влияние на автора школы Фонтенбло. Всего между пилястрами было размещено восемь рельефов работы Гужона. До нашего времени сохранилось только шесть.

Нимфы фонтана невинных

Стройная, как будто взмывающая вверх аркада, установленная на мраморном пьедестале, по которому стекают струи воды, напоминающие слезы, – прекрасный образец стиля маньеризма, который преобладал в западноевропейском искусстве в XVI веке. Для данного стиля характерно стремление придавать высоту и стройность архитектурным творениям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: