Кристоф уиллибальд глюк — christoph willibald gluck

Первые шаги

Мальчик интересовался музыкой, но отец мечтал видеть сына лесничим. Кристоф научился игре на музинструментах, брал частные уроки. Наконец парень оставил дом и отправился в Вену (по некоторым сведениям, в Прагу). Зарабатывал в пути он пением и игрой на инструментах. Есть информация о поступлении в 1731 Глюка в Пражский университете на факультет математики и логики.

По некоторым сведениям, в 1734 Кристоф в Вене работал лесничим на протяжении трех лет. В это время прошли камерные премьеры двух опер Глюка. В обществе князя Мельци композитор прибыл в Милан для игры в оркестре. Обучение Кристоф проходил у маэстро Саммартини. В совершенстве были освоены все музинструменты.

Глюк написал «Артаксеркса», первую итальянскую оперу. Премьера прошла в конце 1741 во время карнавала. После первого успеха композитор писал оперы и для других карнавалов. Исполнением же арий занимался знаменитый Карестини. Немало заказов получал Глюк и в межсезонье.

Домашним композитором стал Кристоф в 1745 в лондонском Королевском театре. Однако из-за восстания якобитов театр был, чаще всего закрыт. Лишь в 1946 началась работа. Автор поставил две оперы, познакомился с Генделем. Вместе они дали концерт в Лондоне. На следующий год Глюк получил заказ на постановку оперы в честь свадьбы детей правителей Саксонии и Баварии.

Юношеские годы

Он был довольно смышлёным парнем. Ему одинаково легко давалось освоение точных и гуманитарных наук. Глюку покорилось и несколько иностранных языков.

Кроме освоения базовых предметов, он занимался музыкой. Как бы, не хотел того отец, но в музыке, Глюк был настоящим профи. Уже в колледже он научился играть на пяти музыкальных инструментов.

Обучению в колледже он отдал целых 5 лет. Родители с нетерпением ждали возвращения своего отпрыска домой, но он оказался упрямым малым. После окончания учебного заведения, он решил продолжить учёбу, но уже в высшем учебном заведении.

В 1732 году он стал студентом престижного Пражского университета. Молодой человек выбрал факультет философии. Родители не стали поддерживать в этом замысле своего сына. Они лишили его материальной поддержки. Парню ничего не оставалось делать, как обеспечивать себя самостоятельно.

Кроме концертов, которые он проводил на постоянной основе, он числился ещё и певчим в хоре костёла Святого Якуба. Там он познакомился с Черногорским, который преподавал ему основы составления композиций.

В этот период времени Глюк пробует свои силы в сочинении музыкальных произведений. Первые попытки сочинять композиции нельзя назвать успешными. Но, Кристоф решил не отступать от своей цели. Пройдёт совсем немного времени, и он нём заговорят совершенно в другом ключе.

Финал

В составе свиты принцессы отправился Глюк в Париж. По просьбе Марии –Антуанетты была написана опера «Ифигения в Авлиде». Впервые хор выступил как полноправный участник драмы, а не фон. Композитор занимался поиском новых форм.

Он стремился к завоеванию популярности оперных мелодии и содержания. В Вене идеи реформирования поддержали коллеги. Итогом работы стала опера «Орфей и Эвридика». Успехом пользовались и другие сочинения. С триумфом прошла в 1781 премьера последнего творения, «Ифигении в Авлиде».

Причиной смерти композитора стала сердечная аритмия. Ранее он пережил несколько инсультов. Скончался в 1787 году, 15 ноября.

Презентация дебютной оперы

Вскоре он пополнил свой репертуар дебютной оперой. Речь идёт о композиции «Артаксеркс». Презентации музыкального произведения состоялось в том же Милане, на площадке придворного театра «Реджио-Дукаль».

Оперу с теплом встретили зрители и авторитетные музыкальные критики. В мире музыки зажглась новая звезда. В то время, в нескольких газетах был сделан короткий обзор на дебютное творение композитора. Позже, её ставили в нескольких театрах Италии. Успех подтолкнул маэстро на написание новых произведений.

У него началась активная жизнь. Его активность была преимущественно связана с написанием гениальных произведений. Так, за этот период времени Кристоф издал 9 достойных опер. О нём с уважением говорила итальянская элита.

Авторитет Глюка рос с каждой новой написанной композицией. Таким образом, к нему начали обращаться представители других стран. От Кристофа ждали одного – написания опер для конкретного театра.

В середине 40-х годов знатный лорд Милдрон, который в то время управлял итальянской оперой знаменитого Королевского театра «Хеймаркет» обратился к Глюку за помощью. Он хотел познакомить публику с творчеством того, чьё имя пользовалось огромной популярностью на территории Италии. Оказалось, что эта поездка не менее важна и для самого маэстро.

На территории Лондона ему посчастливилось познакомиться с Генделем. В то время последний, числился, как один из самых сильных оперных композиторов мира. Творчество Генделя произвело на Кристофа самое приятное впечатление. Кстати, поставленные оперы Глюка на сцене английского театра, зрителями были приняты довольно холодно. Публика оказалась равнодушной к творчеству маэстро.

Кто такой Глюк?

Этот портрет своего героя, взятый из воспоминаний художника Иоганна фон Маннлиха, приводит в книге о Глюке Лариса Кириллина — один из важнейших российских музыковедов, крупная фигура отечественной бетховенистики, профессор, доктор искусствоведения.

Это третья книга Ларисы Кириллиной, написанная для серии «Жизнь замечательных людей»; ей предшествовали тома о Бетховене и Генделе. Около десяти лет назад она написала книгу об операх Глюка реформаторского периода, адресованную, по ее словам, скорее профессионалам. Теперь же у самого широкого круга читателей есть возможность познакомиться с биографией, перипетиями творческого пути и становлением композиторской личности великого оперного реформатора-революционера.

Для большинства людей фигура Кристофа Виллибальда Глюка занимает парадоксальное положение среди композиторов его века. Его старший современник, Гендель, в силу репертуарной моды последних лет знаком сейчас практически всем, кто хоть сколько-то интересуется музыкой: перечислить два-три названия сочинений и хотя бы основные факты биографии условному любителю оперы не составит труда.

В несколько меньшей степени это касается Йозефа Гайдна, однако существует хотя бы стереотипный образ «папаши», добродушного балагура в кружевном жабо; о Моцарте и Бетховене не приходится и говорить. Глюк, хоть на его счету и есть один шлягер (почти каждый может насвистеть «Потерял я Эвридику»), остается персоной сколь безусловно значимой, столь и загадочной. Большинству читателей будет непросто назвать не задумываясь несколько опер Глюка, кроме реформаторских — главным образом «Орфея» и «Альцесты». Больше того, затруднительно будет ответить на самые простые вопросы: где прожил свою жизнь кавалер Глюк и откуда взялся этот титул? У кого он учился? Каким был его родной язык?

Во введении к книге Лариса Кириллина отмечает:

Действительно, может создаться впечатление, что музыка Глюка как таковая вторична по сравнению с масштабом ревизии, проведенной им в музыкальном театре. Он воспринимается как теоретик и реорганизатор от искусства, точно сами его оперы были лишь инструментом свершения реформы. Меж тем именно музыка, драматургия, особенности внутреннего устройства этих опер и сталиреволюцией, причем потенциальной «мятежностью» отмечены не только зрелые, но даже и ранние опусы Глюка; как отмечает автор —

Christoph Willibald von Gluck на гастролях

После гастролей по территории Англии, Кристоф не намерен был отдыхать. Он ещё шесть лет провёл в турне. Он не только презентовал европейским почитателям классической музыки старые оперы, но и писал новые произведения. Постепенно его имя приобретало значимость во многих странах Европы.

Гастрольное турне охватило практически все европейские культурные столицы. Огромным плюсом являлось то, что он мог общаться с другими деятелями культуры, обмениваясь с ними бесценным опытом.

Будучи в Дрездене на сцене местного театра он поставил музыкальный спектакль «Свадьба Геракла и Гебы», а в Вене была поставлена гениальная опера маэстро «Узнанная Семирамида». Продуктивности, поспособствовали, в том числе и изменения в личной жизни. Глюк буквально порхал. Его переполняли самые яркие эмоции.

В начале 50-х годов он принимает предложение от антрепренёра Джованни Локателли влиться в состав его труппы. В этот период времени он получает новый заказ. Ему было велено написать оперу «Эцио». Когда спектакль был поставлен, композитор направился в Неаполь. Он приехал туда не с «пустыми руками». На сцене местного театра была поставлена новая опера Кристофа. Речь идёт о творении «Милосердие Тита».

Детство маэстро

Дата рождения гения – второе число июня 1714 года. Он родился в провинциальном посёлке Эрасбах, который территориально находился неподалёку от города Берхинг.

Его родители не имели отношения к творчеству. Глава семейства долго не мог найти своё призвание. Он служил в армии, пробовал себя в качестве лесничего и даже пытался работать мясником. Из-за того, что отец не мог найти постоянную работу, семейство было вынуждено несколько раз менять место жительства. Вскоре Глюк, вместе с родителями перебрался в чешскую Богемию.

Родители, несмотря на занятость и бедность, пытались уделить ребёнку максимум времени. Они вовремя заметили, как сын тянется к музыке. Особенно, главу семейства, впечатлило, с какой лёгкостью сын осваивает игру на музыкальных инструментах.

Отец был категорически против того, чтобы Кристоф занимался музыкой. К тому времени, он устроился на постоянную работу лесничим, и естественно, хотел, чтобы сын продолжил его дело. В подростковом возрасте Глюк постоянно помогал отцу на работе, а вскоре парень поступил в иезуитский колледж в чешском городке Хомутов.

Начало творческой карьеры композитора

Он всего лишь пару лет прожил в Праге. Затем Кристоф пошёл на примирение с главой семейства, и был предоставлен в распоряжение князю Филиппу фон Лобковицу. Как раз в то время отец Глюка состоял у князя на службе.


Christoph Willibald von Gluck (Кристоф Виллибальд Глюк): Биография композитора

Лобковиц сумел оценить талант молодого дарования. Спустя некоторое время он сделал Кристофу предложение, от которого он не смог отказаться. Дело в том, что молодой музыкант занял место певчего в капелле и камер-музыкантом в венском дворце Лобковиц.

Наконец-то Кристоф зажил той жизнью, которая ему нравилась. На новой должности он чувствовал себя максимально гармонично. Биографы считают, что именно с этого момента и начинается творческий путь несравненного маэстро.

Его всегда привлекла Вена, поскольку в то время именно здесь проходили самые знаковые события в искусстве. Несмотря на очарование Веной, на новом месте Кристоф пробыл совсем недолго.

Однажды княжеский дворец посетил богатый меценат А. Мельци. Когда Глюк начал музицировать, то все вокруг замерли, бросив взгляд на талантливого музыканта. После выступления Мельци подошёл к юноше, и предложил ему переехать в Милан. На новом месте он занял должность камер-музыканта в домашней капелле мецената.

Князь не стал удерживать Глюка, и даже поддержал музыканта в том, чтобы он перебрался в Милан. Он был большим ценителем музыки. Князь хорошо относился к Глюку, и искренне желал, чтобы он развивался.

К выполнению обязанностей на новом месте, Кристоф приступил в 1837 году. Этот период времени смело можно назвать плодотворным. В творческом плане маэстро начал стремительно расти.

В Милане он брал уроки композиции у знатных преподавателей. Он много работал и уделял немалую часть своего времени музыке. К началу 40-х годов Глюк хорошо разбирался в принципах написания композиций. Совсем скоро он перейдёт на совершенно новый уровень. О нём заговорят, как о довольно перспективном композиторе.


Christoph Willibald von Gluck (Кристоф Виллибальд Глюк): Биография композитора

Венский период

После того как он обзавёлся семьёй, перед ним стал нелёгкий выбор – композитору, нужно было определиться в каком месте они с супругой будут жить на постоянной основе. Выбор маэстро, конечно же, пал на Вену. Австрийская элита приняла Кристофа тепло. Высоко поставленные лица надеялись на то, что Кристоф именно на территории Вены напишет ряд бессмертных композиций. 

Вскоре маэстро поступило предложение от самого Йозефа Саксена-Гильдбурггаузенского, он занял новый пост –  должность капельмейстера при дворце того самого Йозефа. Еженедельно Глюк организовывал так называемые «академии». Тогда же его продвинули по должности. Кристофа назначили капельмейстером оперной труппы в Придворном «Бургтеатре».

Этот период жизни Глюка был максимально насыщенным. От плотного графика его здоровье сильно пошатнулось. Он работал в театре, сочинял новые произведения, а также не забывал радовать поклонников своего творчества регулярными концертами.

В этот период времени он работал над операми-seria. Углубившись в жанр, он постепенно начал разочаровываться в нём. Композитора в первую очередь разочаровывало то, что эти произведения были лишены драматизма. Их цель сводилась к тому, что певцы могли продемонстрировать зрителю вокальные данные. Это заставило маэстро обращаться к другим жанрам.

В начале 60-х годов состоялась презентация новой оперы композитора. Речь идёт о творении «Орфей и Эвридика». Сегодня большинство критиков уверяют, что представленная опера является лучшей реформаторской работой Глюка.

Биография

Ранние годы

Сведения о ранних годах Кристофа Виллибальда Глюка крайне скудны, и многое из того, что было установлено ранними биографами композитора, оспаривалось более поздними. Известно, что родился он в Эрасбахе (ныне район Берхинга) в Верхнем Пфальце в семье лесничего Александра Глюка и его жены Марии Вальпурги, был с детства увлечён музыкой и, по-видимому, получил домашнее музыкальное образование, обычное в те времена в Богемии, куда в 1717 году переселилась семья. Предположительно, в течение шести лет Глюк обучался в иезуитской гимназии в Комотау и, поскольку его отец не хотел видеть своего старшего сына музыкантом, ушёл из дома, в 1731 году оказался в Праге и некоторое время учился в Пражском университете, где слушал лекции по логике и математике, зарабатывая на жизнь музицированием. Скрипач и виолончелист, обладавший к тому же неплохими вокальными данными, Глюк пел в хоре собора св. Якуба и играл в оркестре под управлением крупнейшего чешского композитора и музыкального теоретика Богуслава Черногорского, иногда отправлялся в окрестности Праги, где выступал перед крестьянами и ремесленниками.

Глюк обратил на себя внимание князя Филиппа фон Лобковица и в 1735 году был приглашён в его венский дом в качестве камер-музыканта; по-видимому, в доме Лобковица его услышал итальянский аристократ А. Мельци и пригласил в свою частную капеллу, — в 1736 или в 1737 году Глюк оказался в Милане

В Италии, на родине оперы, он получил возможность познакомиться с творчеством крупнейших мастеров этого жанра; композицию при этом изучал под руководством Джованни Саммартини, композитора не столько оперного, сколько симфонического; но именно под его руководством, как пишет С. Рыцарев, Глюк овладел «„скромным“, но уверенным гомофонным письмом», уже вполне утвердившимся в итальянской опере, в то время как в Вене ещё господствовала полифоническая традиция.

В декабре 1741 года в Милане состоялась премьера первой оперы Глюка — оперы-сериа «Артаксеркс» на либретто Пьетро Метастазио. В «Артаксерксе», как и во всех ранних операх Глюка, ещё заметно было подражание Саммартини, тем не менее он имел успех, который повлёк за собой заказы из разных городов Италии, и в следующие четыре года были созданы не менее успешные оперы-сериа «Деметрий», «Пор», «Демофонт», «Гипермнестра» и другие.

Осенью 1745 года Глюк отправился в Лондон, откуда он получил заказ на две оперы, но уже весной следующего года покинул английскую столицу и вступил в качестве второго дирижёра в итальянскую оперную труппу братьев Минготти, с которой в течение пяти лет гастролировал по Европе. В 1751 году в Праге он покинул Минготти ради поста капельмейстера в труппе Джованни Локателли, а в декабре 1752 года поселился в Вене. Став капельмейстером оркестра принца Иосифа Саксен-Гильдбурггаузенского, Глюк руководил его еженедельными концертами — «академиями», в которых исполнял как чужие сочинения, так и собственные. По свидетельствам современников, Глюк был и выдающимся оперным дирижёром и хорошо знал особенности балетного искусства.

В поисках музыкальной драмы

В 1754 году, по предложению управляющего венскими театрами графа Дж. Дураццо, Глюк был назначен дирижёром и композитором Придворной оперы. В Вене, постепенно разочаровываясь в традиционной итальянской опере-сериа — «опере-арии», в которой красота мелодии и пения приобретали самодовлеющий характер, а композиторы нередко становились заложниками прихотей примадонн, — он обратился к французской комической опере («Остров Мерлина», «Мнимая рабыня», «Исправившийся пьяница», «Одураченный кади» и др.) и даже к балету: созданный в содружестве с хореографом Г. Анджолини балет-пантомима «Дон Жуан» (по пьесе Ж.-Б. Мольера), настоящая хореографическая драма, стал первым воплощением стремления Глюка превратить оперную сцену в драматическую.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: