Михаил михайлович ипполитов-иванов

Библиография

Книги

1. Ипполитов-Иванов М. М. Письма. Статьи. Воспоминания. / М. М. Ипполитов-Иванов ; сост., авт. предисл. Н. Н. Соколов, рец. Т. Н. Ливанова. — Москва : Сов. композитор, 1986. — 360 с. : ил. — Указ. имен: с. 316-352.

2. Подземская Любовь Павловна. М.М. Ипполитов-Иванов и грузинская музыкальная культура. — Тбилиси : Заря Востока, 1967.

3. Шорникова Мария Исааковна. Семь страниц из истории русской музыки : популярные очерки о выдающихся русских композиторах / Шорникова Мария Исааковна / М. Шорникова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — 282, с. — 1 электрон. опт. диск — Фактическая дата выхода в свет: 2011 . — Список прилож. муз. произвед. на компакт-диске: с. 282-283.

Статьи

 1. Ромащук И. М. М. Ипполитов-Иванов: из забытого и неизвестного / Инна ; Инна Ромащук // Музыкальная академия. — 2013. — № 3. — С. 78-82. — Библиогр. в примеч.Оперное творчество композитора Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова.

2. Торадзе Г. Россия – Грузия: творческие контакты / Гулбат ; Гулбат Торадзе // Музыкальная академия. — 2011. — N 3. — С. 128-140. — Библиогр. в примеч.Исследовательский очерк об истории становления и развития русско-грузинских музыкальных связей.

3. Гуревич Е. Пожелтевшие страницы / Евгения ; Евгения Гуревич // Музыкальная академия. — 2010. — N 1. — С. 69-72.О концертных программах художественных руководителей и дирижеров симфонического оркестра Московского отделения Императорского Русского музыкального общества Василия Сафонова и Михаила Ипполитова-Иванова.

4. Гущина Е. Э. Духовная музыка М. М. Ипполитова-Иванова : «на рубеже… музыкальных миров» / Е. Э. Гущина ; Е. Э. Гущина // Музыковедение. — 2008. — N 6. — С. 22-29. — Библиогр.: с. 29. — Портр.В статье ставится задача осмыслить духовно-музыкальное творчество Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова. Делается попытка соотнести церковно-музыкальные произведения с традициями предшественников и современников композитора.

5. Плотникова Наталья. Мелодии православной старины / Плотникова Наталья // Встреча: Культур.-просвет. работа. — 2003.- N 1. — С. 21-23.О русском композиторе, дирижере, педагоге, этнографе Михаиле Михайловиче Ипполитове-Иванове (1859-1935).

6. Оленев Г.М. М.М. Ипполитов-Иванов // Музыкальная энциклопедия. Т. 2 : Гондольера — Корсов / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — Москва : Советская энциклопедия, 1974. — 960 с.: ил. — (Энцикл. Слов. Справ.). – С. 502.

Научные труды М.М. Ипполитова-Иванова

Ипполитов-Иванов М.М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. — Москва : Государственное музыкальное издательство, 1934.

Нотные сборники

1. Ипполитов-Иванов М. Избранные вокальные произведения : в сопровожд. фп. : в двух тетр. Тетр. 1 / сост. М. Мирзоева. — Москва : Музыка, 1978. — 110 с.

2. Ипполитов-Иванов М. Избранные хоры : без сопровожд. и в сопровожд. фп. / ред. Н. Матвеев. — Москва : Музыка, 1981. — 64 с. — (Хор. произведения).

3. Ипполитов-Иванов М. Листья в саду шелестят : для дет. или жен. хора / сост. К. Плетцер. — Москва : Музыка, 1971. — 42 с.

4. Ипполитов-Иванов М. На посиделках : соч. 64 : фантазия на темы рус. нар. песен : для балалайки и фп. / ред. Н.П. Осипова. — Москва : Советский композитор, 1958. — 50 с.

5. Ипполитов-Иванов М. Песня старого Бурша из оперы «Ася» : для баса с фп. / ред. В. Жаров. — Москва : Музгиз, 1957. — 7 с. — (Концертный репертуар вокалиста).

6. Ипполитов-Иванов М. Пьеса / Ипполитов-Иванов М. Прялка / Яньшинов А. : для альта и фп. / ред. Ю. Уткин. — Москва : Музгиз, 1954. — 13 с. — (Пед. репертуар. ДМШ 5-6-7 кл.).

7. Ипполитов-Иванов М. Романсеро : для выс. голоса с фп. / ред. В. Жаров. — Москва : Музгиз, 1957. — 5 с. — (Конц. репертуар вокалиста).

8. Ипполитов-Иванов М. Романсы и песни : для голоса в сопровожд. фп. / ред. Е. Стемпневская. — Москва : Музыка, 1984. — 64 с.

9. Ипполитов-Иванов М. Сцена и Ариозо Оле («В эту чудную ночь») из оперы «Оле из Нордланда» : для тенора с сопровожд. фп. / ред. В. Левитская. — Москва-Ленинград : Музгиз, 1952. — 7 с.

10. Ипполитов-Иванов М. Сюита : для фп. / ред. М. Нюрнберг. — Ленинград-Москва : Государственное музыкальное издательство, 1951. — 12 с.

11. Ипполитов-Иванов М. Тюркский марш. — Москва : Советский композитор, 1959. — 14 с.

12. Ипполитов-Иванов М. Хоры : в сопровожд. фп. и без сопровожд. / сост. Э. Корсакова. — Моква : Музыка, 1981.

13. Ипполитов-Иванов М. Четыре провансальские песни : для выс. голоса с сопровожд. фп. Сл. П. Верлена / ред. М. Иорданский. — Москва-Ленинград : Музгиз, 1952. — 18 с.

14. Ипполитов-Иванов М. Юбилейный марш : . — Москва : Музгиз, 1958.

Детство и юность

Михаил Михайлович Ипполитов-Ива́нов родился в Гатчине (Царскосельский уезд Санкт-Петербургской губернии) 7 (19 по новому стилю) ноября 1859 г.

Гатчинский период жизни композитора музыковедами изучен недостаточно. Отдельные факты почерпнуты из его книги «50 лет русской музыки в моих воспоминаниях». Но они могут содержать неточности, т.к. детская память весьма субъективна.

По отцу его род происходил из костромских государственных крестьян. В семье было много талантов: дед – мастер по бронзе, а два его брата учились в Академии художеств. Отец, Михаил Иванович Иванов, заведовал мастерскими при Гатчинском дворце.

Мать, Татьяна Михайловна, – дочь гатчинского служащего. В семье родилось 8 детей: 4 сына и 4 дочери, но две дочери умерли в младенчестве.

Старшие братья работали при дворце в Гатчине. Миша, самый младший ребёнок в семье, в возрасте 2 лет упал в глубокий колодец, но не пострадал, а вот мать, на глазах которой это произошло, испытала сильнейший стресс и заболела нервным расстройством, от которого не смогла оправиться за всю оставшуюся жизнь.

Музыкальность будущего композитора проявилась рано – он хорошо пел. По счастливой случайности рядом с их домом в Гатчине находилась дача пианиста и музыкального педагога Г.Я

Ломакина, который обратил внимание на его красивый голос и посоветовал учить мальчика пению. В семье Ивановых все любили музыку

Неизвестно, играла ли на каком-нибудь музыкальном инструменте мать, но в своих воспоминаниях Ипполитов-Иванов указывает на её тонкий слух. Именно мать была его первым учителем: научила его читать, поощряла интерес к музыке.

В семье были знакомые – профессиональные музыканты. Родители, братья и сёстры были интеллигентными людьми.

Начальное трёхлетнее музыкальное образование мальчик получил в музыкальных классах для детей-певчих при Исаакиевском соборе в Петербурге. Через некоторое время начал сам сочинять музыку, ещё не освоив теории. Он мечтал стать дирижёром. Познакомившись с музыкой Чайковского, на всю жизнь остался его поклонником.

С 10 лет, в связи с болезнью матери, он воспитывался в семье старшей сестры Марии (по мужу Ипполитовой) в Петербурге. В знак уважения и благодарности к ней он взял двойную фамилию: Ипполитов-Иванов.

В 1875 г., в возрасте 16 лет, стал студентом Петербургской консерватории и занимался в нескольких классах: освоил контрабас, затем занялся теорией музыки, потом стал учеником Римского-Корсакова в классе композиции. Римский-Корсаков познакомил его с композиторами «Могучей кучки»: М. Балакиревым, А. Бородиным, Ц. Кюи.

Во время учебы в Петербургской консерватории

В годы учёбы познакомился с некоторыми писателями, поэтами и композиторами: А. Толстым, А. Фетом, Ф. Достоевским, А. Рубинштейном. Окончил консерваторию в 1882 г.

Краткая биография

  • Самостоятельную работу начал сразу же после окончания учёбы – в 1882 г. В Тифлисе (Тбилиси) работал дирижёром, преподавал в музыкальном училище и основал отделение Русского музыкального общества.
  • Ещё во время учёбы в консерватории познакомился со студенткой вокального класса Варварой Зарудной, в 1883 г. они обвенчались.
  • В 1886 г. написал первую свою оперу «Руфь» на сюжет Ветхого Завета.
  • 10 лет он провел в Грузии, и за это время реализовал много творческих идей и получил административно-педагогический опыт.

С ученицами Тифлисского училища (конец 1880-ых)

  • В 1893 г. был приглашён П.И. Чайковским в Москву, где стал профессором Московской консерватории. Отныне его дальнейшая жизнь связана с Москвой. В Москве композитор занимался творчеством, преподавал в консерватории, дирижировал капеллой Русского хорового общества, преподавал церковное пение в Синодальном училище.
  • В 1896 г. по случаю коронации Николая II написал «Коронационную кантату».

М.М. Ипполитов-Иванов (фото 1899 г.)

  • В 1899-1906 гг. работал дирижёром Московской частной оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина, сотрудничая с художниками того времени В.А. Серовым, А.М. Васнецовым, В.Д. Поленовым и др.
  • В 1900 г. написана опера «Ася» по сюжету повести И. Тургенева.
  • Работая с частными театрами, поставил оперы известных композиторов, которые по разным причинам были или забыты, или не получили признания: «Чародейка», «Мазепа», «Черевички» П. Чайковского, «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова с декорациями М. Врубеля и др.
  • В период 1900-1915 гг., следуя музыкальной традиции Чайковского, создаёт свои лучшие хоровые произведения, в том числе Литургию св. Иоанна Златоуста (1904) и другие духовные произведения.
  • В 1915 г. создал оперу «Оле из Нордланда» о жизни норвежских рыбаков. Её премьера состоялась в Большом театре. Ещё в детстве он услышал эту повесть от молодого норвежского писателя Иерсена, гостившего у них в доме. И тогда же решил написать на этот сюжет оперу. Но осуществил мечту почти через 50 лет.
  • В 1905 г. стал ректором Московской консерватории и руководил ею 17 лет.
  • Одновременно работая с хором, написал несколько произведений для педагогического репертуара и книгу «Учение об аккордах, их построение и разрешение», которая до сих пор является актуальным пособием руководителей хоров.
  • С 1895 по 1911 гг. в консерватории вёл класс свободного сочинения.
  • В 1922 г. поступил на службу дирижёром в Большой театр.
  • В 1933 г. работает над оперой «Последняя баррикада» на сюжет из истории Парижской коммуны.
  • Умер 28 января 1935 г.
  • Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Михаил Ипполитов-Иванов в старости

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов

Родился 7 ноября 1859 года в семье слесаря-механика в городе Гатчине, близ Петербурга. В 1875 году поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил с медалью в 1882 году по классу Н. А. Римского-Корсакова. В том же году переехал в Тифлис (ныне Тбилиси), где был педагогом и директором музыкального училища, симфоническим и оперным дирижером.

Весьма плодотворной была работа Ипполитова-Иванова по собиранию, гармонизации и изучению грузинского музыкального фольклора. Результаты этой работы, проявившиеся в ряде произведений композитора, были обобщены им в труде «Грузинская народная песня и ее современное состояние» (1895). С 1893 года Ипполитов-Иванов был профессором Московской консерватории, а с 1906 по 1922 год — ее директором. Среди многочисленных учеников Ипполитова-Иванова — ряд выдающихся музыкальных деятелей: советские композиторы С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, пианисты К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Л. В. Николаев и другие. В течение нескольких лет Ипполитов-Иванов был дирижером московской частной оперы С. И. Мамонтова, а с 1925 года — дирижером Государственного академического Большого театра.

Ипполитов-Иванов написал оперы «Руфь» (1887), «Азра» (1890), «Ася» (1900), «Измена» (1909), «Оле из Нордланда» (1915), «Последняя баррикада», закончил оперу Мусоргского «Женитьба» (написал 2, 3 и 4 акты). Кроме того, композитором написаны симфоническая увертюра «Яр-Хмель» (1882), симфония (1906), симфонические сюиты «Ивермя», «В степях Туркменистана», симфоническая поэма «Мцыри», несколько камерных инструментальных и большое число вокальных произведений.

Композиторская и музыкально-общественная деятельность Ипполитова-Иванова широко развернулась после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1922 году композитор, одним из первых, был удостоен звания народного артиста республики.

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов умер 28 января 1935 года в Москве.

Музыка Ипполитова-Иванова привлекает своей простотой, искренностью, мягким, светлым лиризмом и гармоничной уравновешенностью. Лучшим образцом оперного стиля Ипполитова-Иванова является опера «Ася». Значительный интерес представляет и опера «Оле из Нордланда» на сюжет из норвежского народного быта. В ее музыке удачно воссоздан национальный норвежский колорит.

Для симфонического творчества композитора характерно стремление к программной музыке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: