Развитие искусства пантомимы в России
В России искусство пантомимы берёт начало в народных обрядах и праздниках, которые не обходились без игры, пляски и песни. Люди рядились в животных, пародировали различных персонажей. Игры часто сопровождались элементами пантомимы, когда движениями и жестами пояснялись слова песен. Такие сценки часто встречались в обрядах, приуроченных к праздникам: Масленице, Святкам, Рождеству. Примеры игры-пантомимы можно увидеть в самодеятельных представлениях, посвящённых различным событиям: концу жатвы, сватовству, свадьбе и т. д. Постепенно элементы пантомимики стали проникать в различные сферы искусства:
- в русский профессиональный балетный театр;
- на балаганные подмостки театральных площадей;
- арены цирков;
- драматические театры;
Со временем, переходя с площади на сценические подмостки, пантомима приобретает техническую виртуозность, обогащаясь выразительными приёмами. К искусству пантомимики обращались Станиславский и его великие ученики, среди которых были титаны театральной системы образования Вахтангов, Мейерхольд, Таиров.
Упражнения на память физических действий
1. Тренировка объема и формы несуществующего предмета
Начинать занятия необходимо с изучения манипуляций с настоящими вещами!
Возьмите бутылку или банку, открутите крышку и снова плотно закройте. Повторите, внимательно наблюдая, все движения левой руки, пальцев, запоминая, под каким углом находится рука по отношению к телу, к предмету
Затем все внимание сконцентрируйте на правой руке, запомните движение каждого пальца. Не упустите ни одной мельчайшей детали
Отложите предмет в сторону. Воспроизведите все движения по порядку.
Снова возьмите бутылку.
Повторяйте работу столько раз, пока не добьетесь скрупулезной точности.
Внимательно, точно, скрупулезно, а главное терпеливо повторяя работу с несуществующими предметами, вы сможете добиться естественности.
Остерегайтесь — лени и приблизительности. Похоже – не значит — натурально. Бутылка становиться то уже, то расширяется, пальцы правой руки закручивают крышку то выше, то ниже.
Опасайтесь — зажимов мышц, скованности движений.
Берите на вооружение – искреннюю веру в то, что делаете. Вспомните детство, себя ребенком, или подглядите за детьми на площадке. Вера позволяет делать из стульев лодку, летать на диване как на самолете, кормить нарисованных животных. Помните, что актер на сцене без умения видеть и верить – совсем беспомощен и неискренен.
2. Предел действия
Включите воображаемую вилку в воображаемую розетку или вставьте иллюзорный ключ в иллюзорный замок.
Обратите внимание на проделываемый путь предмета. Совпадения в движении к цели
Найдите итоговую точку – цель пути, предел движения, дальше которого продолжать невозможно. Это требует повышенной сосредоточенности
3. Вес предмета
Вес воображаемого спичечного коробка сильно отличается от веса несуществующей кастрюли с супом, а уж тем более от 24-килограммовой гири. Каждый вид тяжести вызывает сокращение различных групп мышц, а это предопределяет положение человеческого тела.
Занятия необходимо проводить с реальными предметами. Начните с чайника. Возьмите его
Обратите внимание на положение всех частей тела, состояние всех групп мышц: лица, шеи, груди, руки, ног. Прочувствуйте ощущения руки, держащей чайник, силу напряжения
Возьмитесь за чайник воображаемый. Почувствуйте его, постарайтесь передать его вес и движение.
Вылейте половину воды. Возьмите пустой чайник.
Особенно важно прорабатывать момент отрыва предметов их от поверхности: стола, пола, полки. Важен и обратный момент — возвращение на место
Сделайте акцент на моменте приложения усилия.
Совет от Твоей сцены: Записывайте на видео ваши упражнения, показывайте другим людям. Когда неподготовленный человек по вашим действиям сможет понять их смысл, только тогда вы можете с уверенностью сказать, что с этим упражнением справились.
Посмотрите полезное видео с занятий в студии Твоя сцена — этюды на память физических действий
В целом, как для взрослых, так и для детей занятия пантомимой в соединяет в себе сразу несколько преимуществ.
Во-первых, человек учится владеть собственным телом, становится раскованнее и увереннее в себе.
Человек, владеющий своим телом, больше доверяет себе – меняется не только способность выражать мысли через мимику и движения, становятся красивее осанка и походка, появляется уверенность в своих действиях и словах, а значит, и в самом себе.
Во-вторых, пантомима развивает и тренирует внимание и фантазию.
Человек в процессе творчества становится автором идеи, находит способ её воплощения и сам же реализует задуманное.
Пантомима для детского развития
Пантомимическое искусство нашло широкое применение не только на сцене
Оно очень важно для развития детей: дошкольников и школьников. Пантомима решает несколько задач:
- развивает творческое мышление;
- учит корректному выражению чувств и эмоций;
- расширяет кругозор детей;
- раскрепощает, снимает скованность;
В зависимости от возраста детей подбираются задания или сценки с элементами пантомимы. Это может быть конкурс, игра, даже постановка целого представления, в основе которого будет лежать заранее написанный сценарий.
Когда ребёнок не посещает детский сад и мама занимается с ним дома, особенно важно с пользой проводить его досуг. Если за окном осень, холодно и дождь, а телевизор надоел, на помощь придёт игра в пантомиму без слов
Малышам до 4 лет можно предложить простые задания, например, показать, как мама выполняет ту или иную работу:
- подметает пол;
- развешивает бельё;
- моет посуду и т. д.;
Для дошкольников предлагают задания посложнее: разыграть отдельные сценки на определённую тему. На тему «Осень» показать, как собирать грибы в лесу или прятаться от дождя. На зимнюю тему: кататься на лыжах, играть в снежки, лепить снеговика. Если ребят много, есть возможность разыграть пантомимические смешные сценки, к примеру, по басням. Взрослый будет читать текст, а дети изображать героев и их действия.
Школьников уже можно просить изображать не только движения, но и чувства:
- показать человека, получившего радостное известие;
- на улице холодно, осень, слякоть и идёт дождь;
- когда навстречу несётся громадная собака;
Для школьников педагоги могут давать самые разные творческие задания:
- изобразить, какие профессии они знают, или кем хотят стать;
- показать походку: курицы, индюка, гуся, пингвина и т. п.
Детский праздник: день рождение или Новый год – ещё один повод поиграть в пантомиму. Новогодняя пантомима для детей может также включать в себя разные коллективные сценки и задания:
- изобразить космонавтов на орбите, которые водят хоровод вокруг ёлки;
- изобразить пантомимой мигающую гирлянду из лампочек;
Таких заданий и конкурсов можно придумать достаточно много, всё зависит от фантазии и желания взрослых сделать досуг детей полезным и увлекательным. Талантливый педагог может создать для детей театр пантомимы.
В последние годы растёт популярность пантомимического искусства. Актёру-миму, как и любому танцору, необходимо каждый день выполнять упражнения для того, чтоб в совершенстве владеть своим телом. Кроме того, он должен обладать большим обаянием, чувством юмора и трудолюбием.
https://youtube.com/watch?v=pldzqpTqsII
Истоки, виды, определение пантомимы
Искусство пантомимы известно с древнейших времён. Её зачатки можно найти в языческих религиозных ритуалах примитивных культур. В Риме во времена правления Августа она выделилась в самостоятельный вид театра, став модным развлечением при императорском дворе. В Средние века на пантомиму начались гонения, но она продолжала жить и развиваться в выступлениях бродячих комедиантов по всему миру.
Различают 4 вида пантомимы:
- Танцевальная пантомима – берёт начало в культуре первобытного общества, некоторые элементы до сих пор сохранились в народных плясках у людей различных национальностей.
- Классическая пантомима – произошла из зрелищных представлений древней Греции и Рима, включает в себя три составляющих: стихи, музыку, действие.
- Акробатическая пантомима – родом из театров Востока, сопровождается прыжками и жонглированием.
- Эксцентрическая пантомима – в основе лежит комическая ситуация и используется гротесковый реквизит.
Искусству пантомимы доступны любые жанры: от трагедии до юморески, от остросатирической миниатюры до драматической новеллы. Очень трудно определить границы между ними, они часто бывают тесно взаимосвязаны и как бы проникают друг в друга. Пантомима может исполняться только одним актёром или целой группой мимов. Неизменным остаётся одно: без единого слова донести до зрителя историю, воссоздать характер, рассмешить или взволновать.
Пантомима в Советском Союзе
Во времена Советского Союза пантомима проходила сложный путь, иногда даже просто предавалась забвению. Поскольку идеология нуждалась более всего в разговорной драме. В послевоенное время была практически одна маленькая площадка при Всесоюзном институте кинематографии, где сохранялись традиции пантомимического искусства.
Лишь в 60-х годах наметилась тенденция к её возрождению. Ярким примером этого может служить пантомима «Девушка, хулиган и шарик» в исполнении артистов Натальи и Олега Кирюшкиных. Номер был показан в 1973 году на гала-концерте Всемирного фестиваля молодёжи в Германии, транслировался в прямом эфире и имел огромный успех.
Просматривая видео пантомимы «Девушка, хулиган и шарик» становится ясно, как выразительной пластикой без единого слова можно передать чувства и мысли. На глазах рождается сказка: появляется юная девочка с обыкновенным воздушным шариком в руках. Девочка танцует, радуясь жизни. Неожиданно возникает хулиган, уверенный в своей силе, пытается отобрать шарик. Но происходит чудо, которое хорошо передаёт даже старое снятое видео. Шар становится тяжёлым, и парень не в силах даже поднять его с земли. Тогда девочка объясняет, что шарик нуждается в любви и бережном отношении. Постепенно хулиган понимает, что шар не может служить злу и насилию, а только добру. Они уходят, взявшись за руки. Видео пантомимы транслировалась на экранах больше двух лет, его и сейчас хорошо помнят советские зрители.
Так, пантомимическое искусство возвращалось к людям, несмотря на то, что чиновники смотрели на него с некоторым опасением.