Глазунов александр константинович

Образование

  • Глазунов увлекался рисованием, начал музицировать на рояле под руководством матери. Позднее освоил виолончель, скрипку и другие инструменты. В 10 лет начал заниматься с преподавателями-пианистами: в 1875 г. – с Н.Г. Холодковой, в 1877 г. – с Н.Н. Еленковским, который научил юного ученика беглому чтению нот с листа, музыкальной грамоте, значительно расширил его музыкальный кругозор.
  • В 1876 г. Саша поступил в реальное училище, где получил общее среднее образование. Будучи скромным и застенчивым, он не рассказывал друзьям и педагогам о своём увлечении музыкой. В эти годы он уже начал сочинять свои первые произведения – пьесы для фортепиано, романсы.
  • С 1879 г. по рекомендации М.А. Балакирева юноша приступил к занятиям с Н.А. Римским-Корсаковым. Глазунов был настолько способным, что всего за два года общения с мэтром освоил полный курс гармонии, полифонии, композиции и инструментовки. И это при том, что музыкальные занятия проходили всего два раза в неделю, а всё остальное время Саша осваивал общеобразовательные предметы в реальном училище. И очень много сочинял: к 17 годам он уже написал такие произведения крупной формы, как увертюры, квартеты и даже симфонию.

Интересные факты

1. зачем вы здесь, юноша?..

Александр Константинович Глазунов с большим терпением и вниманием относился к начинающим композиторам. Лишь однажды он не выдержал и сказал юнцу, засыпавшему композитора своими бездарными опусами:
— Милостивый государь, у меня создалось такое впечатление, будто вам предложили выбор: сочинять музыку или идти на виселицу

2. великие балуются

Однажды Глазунов пришел к Сергею Танееву и принес свое только что написанное произведение. Это была симфония. Танеев уговорил гостя исполнить ее. При этом хозяин запер все двери и попросил Глазунова начинать.
Глазунов сыграл, после этого начались разговоры, обсуждение. Полчаса спустя Танеев говорит:
— Ах, я запер все двери, а, может быть, кто-нибудь пришел…
Он вышел и через некоторое время вернулся с Рахманиновым.
— Позвольте познакомить вас с моим учеником, — представил он Рахманинова, — это очень талантливый человек и тоже только что сочинил симфонию.
Рахманинов сел за рояль и сыграл симфонию Глазунова. Потрясенный Глазунов говорит:
— Но ведь это моя симфония… Где вы с ней познакомились, ведь я ее никому не показывал?
А Танеев говорит:
— Он у меня сидел в спальне и с первого раза на слух все запомнил… Видал, какие у меня ученики!
— Не ученики, а баловники! — засмеялся Глазунов.

3. утешитель

Как-то раз пристрастный к горячительным напиткам Глазунов дирижировал Первой симфонией молодого Сергея Рахманинова будучи сильно навеселе (чего, впрочем, никто из публики не заметил). Симфония, однако, провалилась с треском, так как была слишком необычна и сложна для восприятия публикой.
Узнав, что молодой композитор чрезвычайно удручен провалом и даже готов потерять веру в свой талант, Глазунов сказал:
— Ах ты, Боже мой, что за молодежь пошла хлипкая! Ну, скажите ему, что все дело во мне. Хуже нет, когда дирижер пьян и весел, а публика трезва и серьезна… Лучше бы наоборот…

4. знакомая соната

Молодой человек, готовившийся к поступлению в Ленинградскую консерваторию, решил пойти на курсовой экзамен пианистов. Вышел пианист, начал играть что-то незнакомое. И вдруг молодой человек услышал рядом чей-то тихий, спокойный голос:
— На четвертую страницу переходит… Он обернулся и замер. Рядом сидел сам Глазунов, задумавшийся, медленно покачивающийся в такт музыке.
Через некоторое время снова раздался его голос:
— Вот уже на седьмую страницу перевалил.
И опять:
— К одиннадцатой подходит.
Юному музыканту очень хотелось сказать маститому соседу что-нибудь приятное. Он долго думал и наконец решился:
— Как вы хорошо знаете классическую музыку, Александр Константинович!
— И немудрено, — тихо ответил Глазунов, — это моя соната.

Заграничный период

  • Осенью 1928 г. композитора пригласили на Международный Шубертовский фестиваль в Вену. Глазунов отправился в Австрию вместе с супругой Ольгой и приёмной дочерью Еленой. После завершения мероприятия Глазуновы решили посетить несколько европейских столиц, а также пройти курс лечения в Германии – здоровье Александра Константиновича пошатнулось. Однако он давал концерты, его приглашали выступать на различных концертных площадках Европы. Популярность Глазунова была очень высока.
  • Получил он приглашение и в США, но во время гастролей сильно заболел, отменил выступления, за что оказался на грани банкротства из-за уплаты неустойки устроителям концертов. Расплатиться с долгами помог С.В. Рахманинов.
  • В 1932 г. Глазуновы поселились в Париже, где прошли последние годы жизни композитора. Несмотря на болезнь, он иногда выступал и сочинял, освоил новый для того времени инструмент саксофон.
  • 21 марта 1936 г. А.К. Глазунов умер в больнице в Париже. Похоронили композитора на кладбище Нейи-сюр-Сен, однако в 1972 г. его прах был перенесён на родину – в Питер, и перезахоронен в Александро-Невской лавре.

Александр Глазунов на смертном одре. Париж. 1936 г.

Рекомендации

  1. ^ Шварц, New Grove, 938.
  2. Шварц, New Grove, 939–940.
  3. Римский-Корсаков, 230–231.
  4. ^ Римского-Корсакова, 231.
  5. ^ Тейлор, 4.
  6. ^ Волков, Санкт-Петербург, 349.
  7. Римского-Корсакова, 274.
  8. Римского-Корсакова, 275.
  9. Римского-Корсакова, 278.
  10. Римского-Корсакова, 279, 281.
  11. Маес, 173.
  12. ^ Шварц, New Grove, 938–939.
  13. ^
  14. Норрис, New Grove, 709.
  15. ^ Волков, Санкт-Петербург, 351.
  16. Шварц, New Grove, 939.
  17. ^ Примечания к вкладышу Руджеро Риччи VOX-запись Концерта для скрипки ля минор, соч. 82
  18. Примечания к записи Сергея Тарновского Виньетки Древней Руси, Genesis Records
  19. Юэн, стр. Соч. нужный.
  20. Хут, 61434, 5–6.
  21. Huth, Warner 63236, 4–5.
  22. Хут, Уорнер 61434, 6.
  23. Хут, Уорнер 63236, 5.
  24. Хью, Уорнер 61939, 6.
  25. Фигес, 275.
  26. Белый, 138.
  27. Белый, 138, 364.
  28. Уолш, 87.
  29. Белая, 12
  30. Стравинского, Воспоминания
  31. Белый, 138–139.
  32. ^ Уолш, 103.
  33. Белый, 143.
  34. Уолш, 103–104.
  35. Волков, с. 63
  36. Макдональд, 22 года.
  37. ^ Макдональд, 28 лет.

Формирование фонда

Н. В. Рамазанова, М. Г. Иванова

Творчество Александра Константиновича Глазунова – одно из значительных явлений русской музыкальной культуры рубежа XIX–XX в. Балеты, музыка к драматическим спектаклям, оркестровые произведения разных жанров – симфонии, сюиты, увертюры, симфонические поэмы и фантазии; камерно-инструментальные, вокальные и хоровые сочинения Глазунова получили заслуженное признание разных поколений музыкантов и любителей искусства.

Достоинства его музыки, ее связь с традициями, весьма образно сформулировал В.Г. Каратыгин. «В искусстве Глазунова, – писал он, – сплавились воедино и благородное золото новой русской школы, и крепкое железо изощренной полифонии в духе лучших представителей германского классицизма, и мягкий воск субъективно-лирических элементов Чайковского». Композитор, оставаясь приверженцем традиций, заложенных его предшественниками и учителями, предвосхитил многие открытия, проявившиеся в музыкальном искусстве XX в.

Основной массив рукописей А.К. Глазунова передан в Библиотеку вдовой композитора Ольгой Николаевной в 1939 г. – через три года после его смерти. Эти материалы стали основой фонда. К ним были присоединены уже упоминавшиеся рукописи из собрания М.П. Беляева и Собрания русских музыкальных автографов, а также отдельные поступления разных лет. Андрей Николаевич Римский-Корсаков, сын известного композитора, служивший штатным консультант Публичной библиотеки, планировал составление каталога рукописей Глазунова еще в 1939 г., о чем свидетельствует запись в Книге поступлений за этот год. Однако подготовить его Римский-Корсаков не успел. В 1940 г. он скончался. После его смерти для работы по описанию музыкальных рукописей была приглашена Анастасия Сергеевна Ляпунова. В 1952 г. она окончательно сформировала фонд и составила его опись. Однако документальные источники, связанные с именем и деятельностью Глазунова продолжали поступать и позже. Присоединения к фонду были сделаны в 1968, 1997 и 2009 гг.

Каратыгин В.Г. А.К. Глазунов. К 50-летию со дня рождения // Музыкальный календарь А. Габриловича. Справочная и записная книжка на 1915 год. Петроград , 1915. С. IX–X.

Количество рукописей указано А.С. Ляпуновой. См.: Рукописное наследие А.К. Глазунова. Обзор А.С. Ляпуновой  // Сборник Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1955. С. 103.

Полный список рукописей собрания музыкальных автографов русских композиторов, принесенных библиотеке в дар М.П. Беляевым см.: Отчет Императорской публичной библиотеки за 1900–1901 гг. СПб., 1905. С. 68–92.

Отчет Императорской публичной библиотеки за 1885 г. СПб., 1888. С. 75.

Цит. по: Ганина М.А. Александр Константинович Глазунов.  Жизнь и творчество.  Л., 1961.

Впоследствии собрание М.П. Беляева и Собрание русских музыкальных автографов были расформированы в связи с организацией отдельных личных архивов музыкальных деятелей: Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина и др.

Должность, соответствующая в настоящее время должности главного библиотекаря.

Поздравительный адрес, присланный А.К. Глазунову по случаю 60-летия со дня рождения с подписями С.В. Рахманинова, Ф.И. Шаляпина, Л.С. Ауэра, С.А. Кусевицкого и др. 1 ноября 1925 г. Нью-Йорк. Ф. 187 (А.К. Глазунов), № 709.

Детские годы

29 июля (10 августа) 1865 года в Петербурге, в богатой дворянской семье Глазуновых родился первый ребенок – сын Александр. Отец Константин Ильич был потомственным книгоиздателем; дед Саши сотрудничал с А.С. Пушкиным в процессе издания «Евгения Онегина». Мама будущего композитора Елена Павловна была пианисткой, брала уроки у М. Балакирева и Н. Римского-Корсакова.

Маленький Саша рос способным и усидчивым, рано начал изучать иностранные языки под руководством немецкой и французской гувернанток. В доме постоянно звучала музыка – все члены семьи и прислуга играли на различных инструментах и по вечерам исполняли классические произведения разными ансамблевыми составами.

Ещё в детстве у Александра проявилась феноменальная музыкальная память: прослушав какое-либо произведение один раз, он мог в точности воспроизвести его мысленно.

Александр Глазунов в юности

Произведения артистов

Esther Yoo,
Philharmonia Orchestra
Такако Нишизаки,
Slovak Philharmonic Orchestra,
Ilya Kaler

The Great Classics. Box #5 — Great Violin Concertos — CD07 Tchaikovsky: Violin Concerto in D Major / Glazunov: Violin Concerto in A Minor

Moscow Symphony Orchestra,
Ukraine National Symphony Orchestra
Nathan Milstein,
Pittsburgh Symphony Orchestra,
Saint Louis Symphony Orchestra
Nathan Milstein,
Leon Pommers,
Pittsburgh Symphonic Orchestra
Leila Josefowicz,
Orchestre symphonique de Montreal

Jascha Heifetz ‘The Master Violinist’ CD1

Jascha Heifetz ‘The Master Violinist’ CD5

The Glory of Rostropovich CD2

Evgeni Mravinsky Edition — Tchaikovsky, Mussorgsky, Glinka, Glazunov

Maxim Vengerov,
Berliner Philharmoniker
Ricardo Odnoposoff,
Geneva Radio Symphony Orchestra,
Les Concerts de Paris Symphony Orchestra

Sviatoslav Richter — The Beginning of the Legend CD3

Julia Fischer,
Российский Национальный оркестр

Rostropovich — Mastercellist

Sohre Rahbari,
BRT Philharmonic Orchestra, Brussels
Gil Shaham,
Российский Национальный оркестр
Yukie Nagai,
Dag Achatz
Ivry Gitlis,
Shuku Iwasaki
Anne-Sophie Mutter,
National Symphony Orchestra
Raphael Wallfisch,
London Philharmonic Orchestra

Milstein — Aristocrat of the Violin (CD 5)

Перлман, Ицхак,
Israel Philharmonic Orchestra

The Heifetz Collection, Volumes 11 — 15

The Heifetz Collection, Volume 1

The Heifetz Collection, Volume 2

Семья

Ещё в 1922 году в России Александр Константинович тайно обвенчался с Ольгой Николаевной Гавриловой – она работала в доме Глазуновых помощницей матери композитора. Пара не афишировала свои отношения, т.к. у Гавриловой была дочь Елена. Глазунов удочерил девочку, дал ей свои отчество и фамилию и всегда относился к ней, как к собственному ребенку. Елена тоже крепко полюбила своего приёмного отца. Он занимался с девочкой музыкой, они часто вместе выступали в концертах.

В 1936 г. в Париже Александр Константинович и Ольга Николаевна официально вступили в брак. Супруги 15 лет прожили в любви и уважении. После смерти мужа Ольга Николаевна ушла в монастырь и приняла сан схимонахини Александры – имя взяла в память о супруге. С 1960 г. жила в женском монастыре в Иерусалиме.

С женой Ольгой

Дочь Елена Александровна (в замужестве Гюнтер-Глазунова) стала блестящей пианисткой. В 2001 г. она основала Фонд им. Глазунова в Мюнхене, куда перевезла личные вещи и архив своего отца из Парижа, а в 2002 г. Фонд переехал в Россию.

Александр Глазунов с дочерью Еленой. Ленинград. 1920-ые

Интересные факты о маэстро

  1. Дедушка маэстро – Илья Глазунов ещё при жизни Пушкина издал сочинение великого поэта «Евгений Онегин». Книгоиздательская компания Глазуновых начала своё существование в Питере конце 18 века.
  2. Он пользовался большой популярностью в  Европе.
  3. В 1905 году он уволился из консерватории. Неудачи привели к тому, что он впал в депрессию.
  4. Будучи директором консерватории, он назначал нищим студентам повышенные стипендии. Таким образом, он хотел помочь молодым людям не загубить свой талант в нищете.
  5. Супруга маэстро после кончины мужа уехала из Парижа на Святую Землю. Она закрылась в келье монастыря, чтобы хоть как-то слиться с умершим супругом.

Ранний период творчества

  • 17 марта 1882 г. состоялась премьера 1-й симфонии Глазунова. Событие происходило в концертном зале Петербургской Бесплатной музыкальной школы, за дирижёрским пультом стоял сам М.А. Балакирев. Симфония имела большой успех, и когда слушатели устроили овации, на поклон вышел смущённый 17-летний юноша. В августе произведение было исполнено в Москве, дирижировал Римский-Корсаков.
  • Глазунов вошёл в круг выдающихся музыкально-общественных деятелей того времени. Он общался с П.И. Чайковским, С. И. Танеевым, композиторами «Могучей кучки». Но особенно важным стало знакомство с меценатом М.П. Беляевым, который высоко оценил творчество юного дарования и захотел пропагандировать его в Европе.
  • В 1884 г. Глазунов вместе со своим покровителем Беляевым отправился в Германию в г. Веймар, где была исполнена его 1-я симфония. Здесь молодой композитор познакомился с Ф. Листом. Путешественники посетили «Вагнеровские торжества» в Байрейте, затем отправились во Францию, Испанию, далее – в Марокко. В поездке Глазунов получил яркие впечатления от национальных музыкальных культур, которые позднее отразились в его произведениях.

Музыка

В 1883 году меценат Митрофан Беляев обратил внимание на Александра Глазунова. При его поддержке молодой композитор впервые побывал за границей и познакомился с Францем Листом

Вскоре после этого Беляев создал Беляевский кружок — аналог «Могучей кучки». Союз объединил Глазунова, Римского-Корсакова, Витольда Малишевского, Анатолия Лядова, Феликса Блуменфельда и других известных музыкальных деятелей того времени. «Беляевцы» нацеливались на сближение с творчеством Запада.

В 1886 году Глазунов дебютировал как дирижер, представив на Русских симфонических концертах свои произведения. Годом позже композитору выпала возможность укрепить свои позиции в мире классиков.

В 1887 году умер Александр Бородин, не успев окончить оперу «Князь Игорь». Перенести произведение на партитуру доверили Глазунову и Римскому-Корсакову. Глазунов однажды слышал оставшиеся фрагменты оперы в исполнении Бородина. Он смог восстановить мелодию по памяти и оркестровать ее.

В 1899 году Глазунов стал профессором Петербургской консерватории. Композитор посвятил этому учебному заведению 30 лет своей биографии. В 1905-м его повысили до директора.

При Глазунове-директоре консерватория расцвела: появились оперная студия, оркестр, ужесточились квалификационные требования к студентам и педагогам. Александр Константинович сам принимал вступительные и выпускные экзамены, писал для студентов рекомендательные письма.

С легкой руки Глазунова Малишевский занял место директора Императорских музыкальных классов в Одессе. Назначение оказалось стратегическим: в 1913 году Малишевский основал и возглавил первую Одесскую консерваторию.

Глазунов сумел приспособиться к советскому строю, даже подружился с наркомом просвещения Анатолием Луначарским и получил звание «Народный артист РСФСР» (1922). Но все же новая страна претила композитору. В 1928 году он выехал в Вену, чтобы судить музыкальный конкурс, посвященный 100-летнему юбилею смерти Франца Шуберта, и больше не вернулся.

Глазунов сочинял музыку до последнего дня. На его счету свыше 100 симфонических произведений: сонаты, увертюры, кантаты, фуги, романсы и пр. Среди самых известных — «Симфония № 8», балет «Раймонда», поэма «Стенька Разин».

Александр Константинович Глазунов

Александр Константинович Глазунов

(1865–1936)

Русский
композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Народный артист
Республики (1922) Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция) родился 10
августа 1865 года. Общался с М. А. Балакиревым, А. П. Бородиным, П. И.
Чайковским, С. И. Танеевым, В. В. Стасовым, под влиянием которых сформировались
творческие принципы композитора. Участник Беляевского кружка. В 1885-1903
ежегодно награждался Глинкинскими премиями.

С
1888 выступал как дирижёр в России и за рубежом. С 1899 профессор Петербургской
консерватории. В 1905 в знак протеста против реакционных действий дирекции ушёл
из консерватории, куда вернулся после частичного удовлетворения требований
прогрессивной профессуры и студенчества, с конца 1905 директор консерватории.
После революции 1917 активно участвовал в строительстве советской культуры,
перестройке музыкального образования, вёл общественную
музыкально-просветительскую работу. С 1917 ректор Петроградской консерватории .
В 1928 как член жюри Международного конкурса им. Ф. Шуберта выехал в Вену.
Из-за болезни не смог возвратиться на родину.

Умер
21 марта 1936 года в Париже (в 1972 прах Глазунова перевезён в Ленинград).
Почётный вице-президент Русского симфонического общества в Великобритании
(1906), почётный доктор Кембриджского и Оксфордского университетов (1907),
почётный член Национальной академии «Санта-Чечилия» (1914), член
Музыкальной академии в Стокгольме (1929).

Глазунов
— один из крупнейших русских композиторов конца 19 — начала 20 вв. Продолжатель
традиций Могучей кучки и Чайковского, он соединил в творчестве лирико-эпическую
и лирико-драматическую ветви русской музыки. В творческом наследии Глазунова
одно из основных мест принадлежит симфонической музыке разных жанров. В ней
нашли отражение героические образы русского эпоса, картины родной природы ,
русская действительность, песенность славянских и восточных народов.

Произведения
Глазунова отличаются рельефностью музыкальных тем, полным и ясным звучанием
оркестра, широким использованием полифонической техники (применял одновременное
звучание различных тем , сочетание имитационного и вариационного развития). К
числу лучших произведений Глазунова принадлежит также концерт для скрипки с
оркестром (1904). Существен вклад Глазунова в камерно-инструментальную музыку,
а также в балетный жанр (Раймонда. 1897. и др.). Следуя традициям Чайковского,
Глазунов углубил роль музыки в балете, обогатив её содержание. Глазунову
принадлежат обработки русских, чешских, греческих гимнов и песен.

Завершил
совместно с Римским-Корсаковым оперу «Князь Игорь», по памяти записал
1-ю часть 3-й симфонии Бородина. Участвовал в подготовке к печати произведений
М. И. Глинки. Оркестровал «Марсельезу» (1917) , ряд произведений
русских и зарубежных композиторов.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: