Источники
- Апель, Вилли. 1949. «От Сен-Марсьяля до Нотр-Дама». Журнал Американского музыковедческого общества 2, вып. 3 (осень): 145–58.
- Фуллер, Сара. 1990. «Ранняя полифония». В «Новой оксфордской истории музыки 2: от раннего средневековья до 1300 г.», исправленном издании под редакцией Ричарда Крокера и Дэвида Хили, 485–556. Оксфорд и Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1990. ISBN 9780193163294.
- Йоханнес де Гарландия. 1972. De mensurabili musica под редакцией Эриха Реймера, 2 тома. Дополнение к Archiv für Musikwissenschaft 10–11. Висбаден: Franz Steiner Verlag.
- Льюис, Чарльтон, Т. 1890. « ОрганумЭлементарный латинский словарь . Нью-Йорк, Цинциннати и Чикаго. Американская книжная компания. Онлайн-доступ в цифровой библиотеке Perseus, Университет Тафтса, Грегори Р. Крейн, главный редактор (по состоянию на 26 декабря 2013 г.).
- Льюис, Чарльтон Т. и Чарльз Шорт. 1879. « ОрганумЛатинский словарь Фрейнда , переработанный, дополненный и большей частью переписанный. Чарльтон Т. Льюис, доктор философии. и., доктор юридических наук Оксфорд. Кларендон Пресс. 1879 г. Онлайн-доступ в цифровой библиотеке Персея, Университет Тафтса, Грегори Р. Крейн, главный редактор (по состоянию на 26 декабря 2013 г.).
- Лидделл, Генри Джордж и Роберт Скотт. 1940. « ὄργανον, τό, (ἔργον, ἔρδω)Греко-английский лексикон , переработанный и дополненный сэром Генри Стюартом Джонсом при содействии Родерика Маккензи. Оксфорд: Кларендон Пресс. Онлайн-доступ в цифровой библиотеке Perseus, Университет Тафтса, Грегори Р. Крейн, главный редактор (по состоянию на 26 декабря 2013 г.).
- Уильям Дж. Уэйт. Ритм полифонии двенадцатого века . New Haven: Yale University Press, 1954. Второе издание, 1976 г. Помимо выборочной транскрипции dupla organa Леонина, эта диссертация содержит множество цитат современных теоретиков, предшествовавших транскрипции. Особый интерес представляет «The Notation of Organum Duplum», p. 106–27, откуда взяты цитаты.
Что такое орган в музыке
Название инструмента есть и в латыни, и в греческом языке. Переводится «organum» как «орудие, приспособление». Музыкальный инструмент, который относится к духовому клавишному виду, являет собой сложнейшую многоэлементную систему. Она включает клавиатуру для ручного и ножного управления, и до десятков тысяч труб.
Такая конструкция обеспечивает широкую вариативность тембра звучания и множественность звуковых импровизаций, в том числе замену других оркестровых инструментов. Поэтому орган справедливо величают «королем духовой музыки» и «симфоническим оркестром».
Принципы работы и назначение[править]
Устройство, принципы звукообразования и другие характеристики того или иного органа напрямую зависят от его типа и вида.
В акустических органах (духовых, паровых, губных, ветряных, гидравлических, механических и т. д.) звук образуется благодаря вибрации воздуха в специальных органных трубах — металлических, деревянных, бамбуковых, тростниковых и т. д., которые могут быть с язычками, либо без язычков. При этом воздух может нагнетаться в трубы органа различными способами — в частности, с помощью специальных мехов.
На протяжении нескольких столетий для исполнения почти всей церковной музыки, как и музыкальных произведений, написанных в других жанрах, использовались исключительно духовые органы. Однако известно о церковном и светском применении и органиструма, не духового, а струнного клавишного инструмента с органными свойствами.
Электрический орган изначально был создан для электронной имитации звучания духовых органов, но затем электроорганы по их функциональному назначению стали разделять на несколько видов:
- Церковные электроорганы, возможности которых максимально адаптированы для исполнения духовной музыки в культовых храмах.
- Электроорганы для концертного исполнения популярной музыки, в том числе джаза и рока.
- Электроорганы для любительского домашнего музицирования.
- Программируемые электроорганы для профессиональной студийной работы.
История возникновения[править]
Один из основоположников инструментоведения немецкий ученый М. Преториус (1571—1621) в своем знаменитом труде «Сочинение о музыке» писал: «Кто был первым изобретателем этих необыкновенно изящных, великолепных инструментов — неизвестно».
Гуго Риман полагал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.): «Мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими, без сомнения, язычки и по несколько отверстий».
Зародыш органа можно разглядеть также во флейте Пана.
В качестве прототипа органа, обладающего его характерными свойствами, А. Модр рассматривает древний китайский духовой инструмент шэн (или ченг), существовавший еще в XV столетии до нашей эры и дошедший до настоящего времени.
Некоторые исследователи полагают, что прообразом современного органа явился гидравлический орган (Гидравлос), который первоначально приводился в движение двумя поршневыми насосами (один закачивал воздух внутрь, а другой подавал его к трубам) и использовал резервуар с водой для выравнивания давления. Создание «Гидравлоса» приписывается «отцу пневматики» — древнегреческому изобретателю и математику Ктезибию Александрийскому (—222 годы до н. э.).
Термин «органум» обозначает как древнюю полифоническую музыкальную практику, так и музыкальный инструмент «орган», который в средние века имел дроновые («гудящие») трубы. Органум относится к «библейским инструментам Иеронима» (Instrumentus Hieronimus), изображенным и описанным в так называемых посланиях Св. Иеронима Дарданам (Epistel ad Dardanum Sancti Hieronimi De diversis generibus musicorum) — разрозненных рукописях с иллюстрациями, созданных предположительно в IX—X вв. (эпоха Каролингов). В основе этих посланий лежат комментарии к книге Даниила (3:5; 3:7; 3:15), создателем которых традиционно считается Св. Иероним — автор Вульгаты, чьи многочисленные письма находились в рукописях Псалтыря. Рукописи многократно копировались в течение X—XIV вв. Большая часть текста совпадает с главой De musica et partibus eius из MS 843 «De universo» Рабануса Мавра.
Известные органы[править]
Самыми большими органами мира являются:
- Wanamaker Organ (Филадельфия, Murray M. Harris/Los Angeles Art Organ Co., 1904; Wanamaker Organ Shop, 1914—1917, 1924—1927): 6 мануалов, 461 клавиш, 396 регистров, 28 482 трубы.
- Convention Hall Organ (Атлантик сити, Midmer-Losh, Opus 5550, 1929): 7 мануалов, 449 клавиш, 337 регистров, 33 114 труб.
- First Congregational Church Organ (Лос-Анджелес, E. M. Skinner Opus 856, 1931; Schlicker, 1969; Meunch, 1994; Robert David, 1995): 5 мануалов, 346 клавиш, 233 регистра, более 20000 труб.
Cовременный Фоккер-орган в Амстердаме выделяется своей системой, несущей необычную темперацию 31 равного деления октавы (31РДО). По крайней мере два органа подобной системы (XVI век, не сохранились) существовали в Италии ещё при жизни Вичентино; он сам, именуя их архиорганами, добился постройки одного инструмента в Риме и другого в Милане.
Источники
- Апель, Вилли. 1949. «От Сен-Марсьяля до Нотр-Дама». Журнал Американского музыковедческого общества 2, вып. 3 (осень): 145–58.
- Фуллер, Сара. 1990. «Ранняя полифония». В Новая оксфордская история музыки 2: Раннее средневековье до 1300 г., исправленное издание, под редакцией Ричарда Крокера и Дэвида Хили, 485–556. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1990. ISBN 9780193163294
- Йоханнес де Гарландия. 1972 г. De mensurabili musica, под редакцией Эриха Реймера, 2 тт. Дополнение к Archiv für Musikwissenschaft 10–11. Висбаден: Франц Штайнер Верлаг.
- Уильям Г. Уэйт. Ритм полифонии XII века. New Haven: Yale University Press, 1954. Второе издание, 1976 год. Помимо выборочной транскрипции Organa dupla Леонина, эта диссертация содержит много цитат из современных теоретиков, предшествующих транскрипции. Особый интерес представляет «The Notation of Organum Duplum», стр. 106–27, из которых взяты цитаты.
Дальнейшее чтение
- Различные статьи, в том числе «Organum», «Musica enchiriadis», «Hucbald», «St Martial» в The New Grove Dictionary of Music and Musicians , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2 .
- «Ad organum faciendum» (ок. 1100 г.) Джей А. Хафф, изд. и пер., Ad organum faciendum et Item de organo, Musical Theorists in Translation , vol. 8 Институт средневековой музыки, Бруклин, Нью-Йорк )
- Старая музыкальная книга Сент-Эндрюса (W1, более ранняя мс. Полифонии Нотр-Дама) Дж. Х. Бакстер, 1931 г.
- Magnus Liber Organi , (F) Pluteo 29.1, Bibliotheca Mediceo-Laurenziana, Firenze, факсимиле Института средневековой музыки. Бруклин: средневековые рукописи в репродукции. тт. 10 и 11, изд. Лютер Дитмер.
- Ричард Х. Хоппин, Средневековая музыка . Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1978. ISBN 0-393-09090-6 .
- Магнус Либер Органи, Парижская литургическая полифония двенадцатого и тринадцатого веков , 7 томов, главный редактор Эдвард Х. Рознер. Монако: Les Éditions de l’Oiseau-Lyre , 1988–1993.
- Роберт Хоу. Орган Винчестера ТропераМузыкальная диссертация 3H (двойной модуль). Воспитатель: доктор Фитч. Np: Университетский колледж, nd. Созвучие, ритм и происхождение органума (здесь тоже хорошая библиография) (архив от 27 сентября 2007 г .; по состоянию на 25 декабря 2013 г.).
- Роберт Хоу. Приложение к «Органе Винчестерского Тропера» : Музыкальные транскрипции. (Архив от 27 сентября 2007 г.; по состоянию на 25 декабря 2013 г.).
- Гюстав Риз. Музыка в средние века . Нью-Йорк: WW Norton & Co., ISBN 0-393-09750-1
- Дональд Дж. Гроут и Клод В. Палиска. История западной музыки . Нью-Йорк: WW Norton & Co., ISBN 0-393-97527-4
- Оливер Странк. Источники чтения в истории музыки . Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1950. ISBN 0-393-09742-0 .
- Клод В. Палиска, изд. Musica enchiridas и Scolica enchiridas . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1995.
- Дом Ансельм Хьюз, изд. Новая Оксфордская история музыки 2: раннесредневековая музыка до 1300 г. . Лондон, Нью-Йорк и Торонто: издательство Оксфордского университета, 1954.
- Ричард Крокер и Дэвид Хили, ред. Новая Оксфордская история музыки 2: от раннего средневековья до 1300 г. . Оксфорд и Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1990. ISBN 9780193163294.
Как устроен орган
Производство органа — дело непростое, ведь в конструкцию входит невероятное количество деталей, крепежей, функциональных элементов. Рассмотрим основные:
- Пульт — рабочее место органиста. Здесь множество кнопок, рычагов, педалей — элементов управления.
- Мануалы — клавиатурный комплекс для ручного способа игры. Число клавишных рядов индивидуально для каждого экземпляра: обычно 2–4, максимум 7. Регистры органа распределены по мануалам, самые сильные относятся к основному, наиболее близкому к сидящему органисту. Мануал оснащен 61-ой клавишей, диапазон звучания представлен 5-ю октавами.
- Регистры — трубки, совмещенные по тембру. Они имеют разную длину и диаметр. Бывают язычковые и простые варианты. Чем крупнее отверстие, тем грубее и ниже звучание. Делают трубы из свинца, меди, жести, металлических сплавов, реже из оригинальных материалов, например, древесины.
- Педали — ножной клавиатурный комплекс, позволяющий добиваться низкого, густого звучания.
- Трактура — электрическая, механическая или пневматическая схема передачи импульсов трубам. Бывает игровой, когда сигналы получают педали и мануалы, и регистровой, когда получатели импульсов — регистры.
Принцип работы заключается в том, что при прохождении воздушных струй по трубам органист манипулирует кнопками и рычагами для активации конкретного регистра. Игра на органе — дело физически непростое: необходимо задействовать одновременно руки и стопы. Причем для лучшей чувствительности органист надевает особую обувь с тонкой подошвой. Композиторы создают нотные партии отдельно для ручного и ножного клавиатурных комплексов.
Чтобы орган звучал корректно, в помещении должна быть идеальная акустика. Хотя диапазон включает лишь 5 октав, в действительности путем переключения регистров можно сдвигать ноты на 1–2 октавы.
Знаменитые органисты
Чтобы исполнять музыкальные произведения на органе, необходимо быть талантом, а чтобы еще и сочинять органную музыку, — гением. Такой гений знаком каждому — немецкий композитор XVIII века Иоганн Себастьян Бах. Также из талантливых органистов прошлых эпох нужно назвать:
- немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона — начало XIX века;
- австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта — вторая половина XVIII века;
- немецкого поэта Кристиана Шубарта — середина XVIII века.
Сегодня орган — не самый популярный инструмент. Но есть несколько современных органистов, обладающих бесспорным талантом, собирающих многотысячные концертные площадки:
- немецкий дирижер Гюнтер Рост;
- француз Максим Патель;
- татарская органистка Лада Лабзина;
- французский композитор Тьерри Эскеш;
- английский композитор Дэвид Бриггс.
Музыка в христианском богослужении
С развитием и утверждением христианского богослужения, с появлением первых гимнографических форм в византийской Литургии музыка также облекается в мелодические формы христианской гимнографии. Впервые музыкальный элемент в христианском богослужении мы встречаем в Евангелии от Матфея, который сообщает, что на Тайной вечери пелись псалмы (Мф. 26;30), гимны и молитвы сопровождали хваления апостолов (Деян. 16;25).
Апостол Павел приводит дополнительные сведения о присутствии музыки в христианских собраниях, сам являясь автором двух знаменитых гимнов: гимна любви (1 Кор. 13) и гимна«Тайна истинной веры» (1 Тим. 3;15).
Дело в том, что первые христиане никогда не исключали музыкальный элемент из христианского богослужения, наоборот максимизировали его, учитывали чрезвычайную важность в богослужебном почитании и Литургии. Христианская музыка основана на двух главных источниках
Христианская музыка основана на двух главных источниках
а) еврейский источник;
б) греческий источник или греческая традиция;
Что касается еврейской традиции, то она сыграла решающую роль и стимулировала последующую христианскую музыкальную культуру. «В самом сердце древнееврейского богослужения, в атмосфере идей и верований Закона Моисеева в постоянном внимании к требованиям и религиозной практике иудаизма, христианствосоздает свои праздничныебогослужения, испытывая непосредственное влияние, даже принимая целые части еврейской литургии, превращая, преобразуя их в то, что станет впоследствии христианским богослужением».
Поворотным и отделяющим фактором ранних христиан от еврейской музыкальной традиции остается псалмодия. Термин «псалмодия» происходит от греческого ψαλμωδιαи обычно означает, «пение псалмов», «монотонно», на одной мелодии, rectotonо.
Псалмодия из монотонной структуры развивается в разнообразные интонации, от литургического речитатива мелизматическог опения к более детализированному пению. Псалмодии имеют две формы: респонсории и антифоны.
Греческий элемент, взятый ранними христианами в литургическую музыку, создал византийскую монодию, структурированную греческими столпами, способствуярождению византийской музыки, а затем и византийской традиции в 3 музыкальных жанрах: диатоническом, хроматическом и энгармоническом и 4 стилях изложения: речитатив, ирмологий, стихиры иантифоны.
Все вышеизложенное относится к восточной традиции, православной церковной музыке. Религиозная музыкальная культура знает и другую церковную традицию, западную, известную как григорианский хорал.
Этот термин охватывает весь репертуар церковной музыки западного, латинского католического обряда, который начал организовываться и кристаллизоваться в VI–VII вв., развивался и испытывал влияния, пока не принял определенной формы к XI в. Название термина «Григорианский хорал» происходит от имени папы Григория I, называемого Великим (ум. 604 г.), который во время своего епископства реорганизовал и объединил церковные песнопения на основе географических регионов, отсюда и наименование: Амвросианское пение, Галликанское, Мозарабское и т.д. Музыкальные и литургические реформы, инициированные папой Григорием I, были направлены на достижение «европейского единства в вере и правах, свободе и уважении к человеку».
Григорианская реформа повлияла также и на византийскую музыку. Можно сказать, что дух европейской мысли на Востоке (Византийский) и Западе (латинский) положит свой отпечаток на дальнейшее развитие музыкальной культуры христианской Церкви.
Хор Ионинского монастыря, поет и византийские напевы
Типология
Различают следующие типы органума:
- параллельный (главный, заданный голос — cantus prius factus — дублируется в один из совершенных консонансов: октаву, квинту, кварту);
- свободный (органальный голос по фактурной функции независим от главного, присочиняется к нему моноритмически, в технике «нота-против-ноты»); такой органум известен также под (историческим) названием «диафония» (diaphonia);
- мелизматический (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса); нижний (по тесситуре) выдерживаемый тон такого органума Аноним IV (XIII век) называл термином bordunus (бурдон); в источниках XIII в. этот вид органума именовался organum per se («органум как таковой»);
- метризованный (главный голос «гармонизуется» одним, двумя и — очень редко — тремя другими).
Параллельный и свободный органумы раньше всего описаны в анонимных трактатах Musica enchiriadis (ME) и Scolica enchiriadis (SE) (предполагаемый автор — Хогер Верденский) конца IX века. Более ста двухголосных параллельных и свободных органумов сохранились в Винчестерском тропарии (ок. 1000). Мелизматический органум получил развитие в многоголосной музыке начиная с XI века — в центрах церковной культуры средневековой Франции и Испании: Шартре, аббатстве Сен-Марсьяль (Лимож), соборе св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела, см. Codex Calixtinus). Метризованный органум характерен для многоголосной музыки школы Нотр-Дам (между 1150 и 1250), зафиксированной в ценных рукописях так называемой «Большой книги органума» (Magnus liber organi). Именно в этой технике нотировались многочисленные клаузулы названной школы. На музыковедческом жаргоне трёхголосные органумы называют «триплями» (по третьему голосу, лат. triplum), четырёхголосные — «квадруплями» (по четвёртому голосу, лат. quadruplum).
Наряду с термином «органум» (лат. organum) в средневековых трактатах о музыке органум описывался термином «диафо́ни́я» лат. diaphonia), как, например, в «Микрологе» Гвидо Аретинского (ок. 1026) и в «Искусстве новой музыки» Иоанна де Муриса (1321). Псевдо-Мурис («Сумма музыки», XIII в.) для двух-, трех- и четырёхголосного органума использует грецизмы, соответственно, диафония, трифо́ния (triphonia) и тетрафо́ния (tetraphonia). Двухголосный органум в технике нота-против-ноты с силлабическим распевом текста был известен также под названием cantus planus binatim (букв. «плавный распев дважды», то есть «удвоенный» новым голосом григорианский хорал) и дискант (в одном из значений).
Типы и разновидности органов[править]
Существуют различные типы и разновидности органов, отличающиеся друг от друга устройством, принципом работы, а также какими-то своими специфическими особенностями:
|
|
|
Самые известные органы в мире
Сам по себе инструмент уникален, но есть экземпляры, которые поражают весь мир:
- В спортивно-концертном зале «Boardwalk», что в американском Атлантик-Сити, находится самый большой орган в мире, он же самый голосистый. Помимо основного пульта, оснащенного 7-ю мануалами, есть мобильный, состоящий из 5-ти дополнительных клавиатурных комплексов. Трубы огромные, железобетонные, их количество составляет 33112. Самая длинная возвышается на 18 м. Трубы соединены в 455 регистров. Не существует другого экземпляра с таким большим числом тембров и с таким мощным давлением воздушных потоков.
- Орган Уонамейкера — самый массивный из действующих старинных экземпляров, состоит из 30067 труб, объединенных в 451 регистр, и из 6-ти мануалов. Произведен в 1904-ом для Всемирной выставки, проходившей в американском Сент-Луисе, а ныне после многократных оптимизаций радует слушателей в филадельфийском торговом комплексе «Macy’s».
- Самый крупный инструмент в Западной Европе находится в главном соборе немецкого города Пассау. Он выпущен в 1993 году, оснащен 17774 трубами, совмещенными в 229 регистров, и 5-ю мануалами.
- В оперном театре в австралийском Сиднее в 1979-ом установили крупнейший инструмент, который работает с применением механической трактуры. У него более 10000 трубок, объединенных в 125 регистров, и 5 мануалов.
- В России крупнейший орган, имеющий около 6500 трубок, совмещенных в 90 регистров, и 4 мануала, высится в Кафедральном соборе города Калининград.
- В церкви Святого Иосифа, что в Лас-Пиньясе на Филиппинах, стоит орган, 832 трубки которого сделаны из бамбука.
дальнейшее чтение
- Различные статьи, в том числе «Organum», «Musica enchiriadis», «Hucbald», «St Martial» в Словарь музыки и музыкантов New Grove, изд. Стэнли Сэди. 20 т. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- «Ad organum faciendum» (ок. 1100) Джей А. Хафф, изд. и пер., Ad Organum faciendum et Item de Organo, Музыкальные теоретики в переводе, т. 8 Институт средневековой музыки, Бруклин, Нью-Йорк )
- Старинная музыкальная книга Сент-Эндрюса (W1, ранняя г-жа Полифонии Нотр-Дам) Дж. Х. Бакстер, 1931 г.
- Магнус Либер Органи, (F) Pluteo 29.1, Bibliotheca Mediceo-Laurenziana, Firenze, факсимиле Института средневековой музыки. Бруклин: средневековые рукописи в воспроизведении. Тт. 10 и 11, изд. Лютер Диттмер.
- Ричард Х. Хоппин, Средневековая музыка. Нью-Йорк: W. W. Norton & Co., 1978. ISBN 0-393-09090-6
- Magnus Liber Organi, Парижская богослужебная полифония двенадцатого и тринадцатого веков, 7 томов, главный редактор Эдвард Х. Рознер. Монако: Les Éditions de l’Oiseau-Lyre, 1988–1993.
- Гюстав Риз. Музыка в средние века. Нью-Йорк: W. W. Norton & Co., ISBN 0-393-09750-1
- Дональд Дж. Гроут и Клод В. Палиска. История западной музыки. Нью-Йорк: W. W. Norton & Co., ISBN 0-393-97527-4
- Оливер Странк. Источники чтения по истории музыки. Нью-Йорк: W. W. Norton & Co., 1950. ISBN 0-393-09742-0
- Клод В. Палиска, изд. Musica enchiridas и Scolica enchiridas. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1995.
- Дом Ансельм Хьюз, изд. Новая оксфордская история музыки 2: Ранняя средневековая музыка до 1300 года. Лондон, Нью-Йорк и Торонто: Oxford University Press, 1954.
- Ричард Крокер и Дэвид Хили, ред. Новая оксфордская история музыки 2: Раннее средневековье до 1300 г.. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1990. ISBN 9780193163294
Источники
- Апель, Вилли. 1949. «От Сен-Марсьяля до Нотр-Дама». Журнал Американского музыковедческого общества 2, вып. 3 (осень): 145–58.
- Фуллер, Сара. 1990. «Ранняя полифония». В Новая оксфордская история музыки 2: Раннее средневековье до 1300 г., исправленное издание, под редакцией Ричарда Крокера и Дэвида Хили, 485–556. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1990. ISBN 9780193163294
- Йоханнес де Гарландия. 1972 г. De mensurabili musica, под редакцией Эриха Реймера, 2 тт. Дополнение к Archiv für Musikwissenschaft 10–11. Висбаден: Франц Штайнер Верлаг.
- Уильям Г. Уэйт. Ритм полифонии XII века. New Haven: Yale University Press, 1954. Второе издание, 1976 год. Помимо выборочной транскрипции Organa dupla Леонина, эта диссертация содержит много цитат из современных теоретиков, предшествующих транскрипции. Особый интерес представляет «The Notation of Organum Duplum», стр. 106–27, из которых взяты цитаты.
Общие положения[править]
Лучшие духовые органы (работы немецких мастеров эпохи высокого барокко и французских мастеров эпохи высокого романтизма) действительно поражают грандиозностью своих выразительных возможностей: богатством тембральной палитры, масштабностью звучания, широтой частотного и звукового диапазона.. Возникновение новых национальных культур и форм музицирования, характер идейно-эстетических концепций, контрастность стилистических направлений, масштаб новаторских поисков — все это и многое другое апеллирует к сонористическим возможностям большого трубного органа с его неповторимыми акустическими феноменами.
Органы — это по преимуществу клавишные музыкальные инструменты, принцип звукоизвлечения при игре на которых отличается от принципа звукоизвлечения при игре на фортепиано, клавесине, вёрджинеле, спинете и других ударно-молоточковых и струнно-щипковых клавишных музыкальных инструментах.
Необходимой особенностью музыкальных инструментов из группы органов является способность издавать непрерывный незатухающий звук любой желаемой длительности, то есть, будучи однажды взятым, органный звук не затухает без каких-либо последующих действий исполнителя. Таким образом, из-за неподвижности, механистичности и неизменности органного звучания, при игре на органе имеют решающее значение малейшие временные соотношения, требующие хронометрической точности движений исполнителя, так как время остаётся единственным пластическим материалом техники органного исполнения.
В отличие от остальных клавишных инструментов, органы могут иметь более двух (до семи) ручных клавиатур (мануалов), а также ножную (педальную) клавиатуру, но существуют и определённые виды органов, у которых нет никаких клавиатур вообще.
В настоящее время выражение «органная педаль» связано уже не только с органами, но имеет в музыковедении значение более ёмкое и широкое.
Орган – единственный акустический инструмент, который предоставляет исполнителям широкие возможности работы с тембровой регистровкой. Самые крупные духовые органы имеют до 400 регистров.