Болезнь и смерть[править]
На сцене Александринского театра Асенкова выступала всего шесть лет. У неё было слабое здоровье, и при этом ей приходилось играть почти весь водевильный репертуар театра. Первые признаки чахотки появились весной 1838 г. Напряженная артистическая деятельность, усердием которой злоупотребляли и дирекция, и бенефицианты, заставляя играть чуть не каждый день и разучивать еженедельно по две, по три новых роли, надломила её слабое здоровье и ускорила развитие чахотки. Последний раз она вышла на сцену 16 февраля 1841 года. 19 апреля (1 мая) 1841 года она умерла. По её смерти многие роли перешли актрисе Надежде Самойловой.
Сайт Биография.ру рассказывает:
На ее могиле был установле памятник, вылепленный скульптором И. П. Витали.
Дебют[править]
21 января 1835 года Варвара Асенкова впервые вышла на сцену, ее дебют состоялся в бенефис её наставника И. И. Сосницкого. В тот день она в двух водевилях («Сулейман II, или Три султанши» Ш. С. Фавара и «Лорнет, или Правда глаза колет» Э.Скриба в переводе П. А. Каратыгина) исполнила роли соответственно Роксоланы и Мины. Журнал «Русская старина» (ст. «В. Н. Асенкова и ее роли»; том 29, 1880) называет другую дату: 25 января 1835 года и дает представление об этом дебюте:
Через три дня Асенкова во второй раз появилась в тех же пьесах и с тем же успехом. После этого она была принята в труппу, но еще без контракта.
И. И. Сосницкий (садовник) и В. Н. Асенкова (юнкер Лелев). «Гусарская стоянка, или Плата тою же монетою» В. И. Орлова, 1835 г. Рисовал А. П. Брюллов. Гравировал С. В. Галактионов
В феврале 1836 года она была, наконец, официально зачислена в труппу Александринки. Тот же журнал «Русская старина» (ст. «В. Н. Асенкова и ее роли»; том 29, 1880) замечает по этому поводу: «Театральная дирекция того времени, при всей своей бюрократической холодности, сознавая наконец — если не громадный талант Асенковой, то те сборы, которые могут доставлять спектакли с ее участием, — приняла Асенкову в штат актрис, с производством очень скромного жалованья (в феврале 1836)».
Поначалу за Асенковой закрепилось амплуа травести и молоденьких героинь водевилей.
Но вскоре она с не меньшим успехом выходила и в драмах (Офелия) и стала первой исполнительницей роли Марьи Антоновны в пьесе «Ревизор» Н. В. Гоголя 19 апреля 1836 года.
(1817-1841)
Русская
актриса.
Она не сразу
обнаружила дарование. Нехотя училась в театральной школе, где ее считали почти
совершенно непригодной для сцены; нехотя брала уроки у Сосницкого и с тем же
равнодушием вступила на сцену, видя в этом, по словам матери, лишь средство
помогать обедневшей семье. Но вскоре талант ее развернулся во всей силе, и она
страстно привязалась к театру.
Это была эпоха
господства водевиля; порой весь спектакль состоял из трех-четырех одноактных
шуток. Водевили в громадном большинстве случаев были или просто переводом, или
переделкой иностранных пьес. Трудно было поэтому в ту пору работать актерам,
лишенным непосредственных жизненных наблюдений. От них требовался не юмор
типического изображения, а только веселость непринужденной буффонады. Именно
этим качеством и отличалась Асенкова. Грациозная, миловидная, с лукавой улыбкой
на устах, она при самом выходе своем на сцену умела заражать зрительный зал
беспечным весельем. Дебютировала Асенкова в январе 1835 г., исполнив в бенефисе
своего учителя Сосницкого роль одалиски Роксаланы в комедии фавара “Солиман II,
или Три султанши”. Успех ее определился с первого спектакля. Особенно шумно
принимали ее в ролях с переодеванием.
Пьесы
“Гусарская стоянка”, “Полковник старых времен” и “Пятнадцатилетний король”, где
она играла роли юнкера Лелева, маркиза Юлия де Креки и Карла II, не сходили в
то время с репертуара, вызывая общий восторг. Правда, Белинский не во всем
одобрял артистку. Но, может быть, повинен в этом более жанр, чем
исполнительница, ведь критика не удовлетворял и знаменитый буфф Жи-вокини.
Взгляд Белинского на Асенкову не разделял Некрасов, посвятивший памяти артистки
задушевное стихотворение через целых 12 лет после ее смерти. Очень хороша была
Асенкова и в серьезных комических ролях. В “Ревизоре” она создала роль Марьи
Антоновны, в “Горе от ума ” с равным успехом играла Софью и Наталью Дмитриевну,
в “Школе женщин ” — Агнесу.
Менее удачны
были выступления Асенковой в драматических ролях: тут она знала не только
триумфы, но и неудачи. Прекрасно справившись с ролями Параши в “Параше
Сибирячке ”,Мальвины в “Эсмеральде”, Вероники в “Уголино”, она была не очень
убедительной Офелией. В общем, об Асенковой осталась память как о несравненной
водевильной актрисе, достойной партнерше увлекательно веселого Дюра. “Водевиль,
Дюр и Асенкова — три предмета, которых невозможно представить один без
другого”, — писал в некрологе о ней критик “Северной Пчелы”. Умерла Асенкова в
1841 г., прослужив на сцене всего шесть лет.
Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.),
обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.
Подробнее
Поможем написать работу на аналогичную тему
Реферат
Любая тема
От 850 руб.
Контольная работа
Любая тема
От 850 руб.
Курсовая
Любая тема
От 1500 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному
проекту
Узнать стоимость
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus.
Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Узнать цену
Происхождение. Родители[править]
Варвара Асенкова родилась 10 (22) апреля 1817 года в Санкт-Петербурге у известной драматической актрисы петербургской императорской труппы Александры Егоровны Асенковой.
Матьправить
Отец Александры Егоровны Асенковой — грек, он прибыл из Константинополя и поступил в услужение к русскому помещику; а маленькая дочка была отдана в Театральное училище при Петербургской императорской труппе, где дети жили и обучались нехитрым наукам за казенный кошт, — в балетный класс, где ее принялись обучать танцам, пению и фехтованию на рапирах
Но однажды на нее обратил внимание А. Шаховской и, обнаружив в девочке драматические таланты, перевел в драматический класс
И Александра Асенкова уже взошла на сцену как драматическая актриса Петербургской императорской труппы, став одной из самых востребованных актрис времени. Но славу матери затмила навсегда слава дочери.
В 1817 году Александра Асенкова родила старшую дочь — будущую великую русскую актрису Варвару Асенкову.
Метрическое свидетельство сухо сообщает: «незаконорожденный младенец Варвара родилась 1817 года, апреля 10 дня».
Отец официально не значился. Однако отец её известен. Мать Вареньки, известная артистка Александра Егоровна Асенкова, несколько лет прожила в гражданском браке с офицером Семеновского полка Николаем Ивановичем Кашкаровым. По закону того времени, актрисы императорских театров не могли, официально выйдя замуж за дворян-офицеров императорский армии, продолжать оставаться на сцене. По законам и традициям времени, гражданские браки, не освященные церковью, — которые уже тогда вполне принимались столичным обществом, а в наше время признаются именно фактическими семьями, — юридически не признавались, и Варвара Николаевна на всю жизнь осталась с унизительным клеймом «незаконнорожденной».
Отецправить
После назначения командиром полка полковника Шварца, знаменитого своей грубостью и жестокостью, в полку вспыхнуло восстание. Кашкаров «позволил себе слушать жалобу, скопом принесенную на полкового командира». Кроме того, он скрыл список зачинщиков, поданный ему фельдфебелем. Приговор военного суда о лишении «чести, имения и живота» означал смертную казнь. Однако Николай Иванович был переведен в армейский Бородинский пехотный полк и отличился в персидском походе. По возвращении с войны Кашкаров женился на дочери бывшего коменданта Бобруйской крепости.
Незаконное семейство было забыто.
Отчимправить
Варвара была старшей дочерью Александры Егоровны, у которой были ещё двое детей от второго, тоже гражданского, брака.
И опять муж Александры Егоровны — дворянин; и опять — невозможность оформить официальный церковный брак (других тогда не было). Ну и пусть! Уважения к законам, ведущим вниз, к сословным делениям, из которого общество уже выросло, к законам, мешаюшим простому человеческому счастью, в российском обществе не было. В провинции больше почитались церковные устои, чем государственные, — там властвовали попы, а в столицах и этого не было.
Отчим, гражданский муж её матери, отставной лейб-гвардии уланского полка штабс-ротмистр Павел Николаевич Креницын, служил при Дирекции санкт-петербургских императорских театров и в его ведомство входило содержание зеленых карет, в которых развозили воспитанников императорского Театрального училища.
Память[править]
Молодой литератор Николай Алексеевич Некрасов, бывавший в гостях у Варвары Николаевны, посвятил ей стихотворения «Офелия» и «Памяти А-ой»., а на полях черновика стихотворения «Памяти <Асенков>ой» («В тоске по юности моей…») написал: «…помню похороны, — похожи, говорили тогда, на похороны Пушкина: теперь таких вообще не бывает».
А. И. Вольф, «Хроника петербургских театров», называет похороны выдающейся русской актрисы «блистательными» и тут же добавляет: «Через несколько дней после блистательных похорон состоялся блистательный же дебют Некрасова (Перепельского) в качестве водевилиста».
Николай Некрасов
В. Н. Асенкова. Портрет Г. Гампельна
В. Н. Асенкова в роли Габриэли. «Девушка-гусар» Ф. Кони
В. Н. Асенкова в неизвестной роли
В. Н. Асенкова, Н. И. Куликов и А. Е. Мартынов в водевиле Ф. А. Кони «Деловой человек, или Дело в шляпе»
Могила В. Н. Асенковой в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
-
-
-
- ПАМЯТИ ОЙ
-
-
-
-
-
- В тоске по юности моей
- И в муках разрушенья
- Прошедших невозвратных дней
- Припомнив впечатленья,
-
-
-
-
-
- Одно из них я полюбил
- Будить в душе суровой,
- Одну из множества могил
- Оплакал скорбью новой…
-
-
-
-
-
- Я помню: занавесь взвилась,
- Толпа угомонилась —
- И ты на сцену в первый раз,
- Как светлый день, явилась.
-
-
-
-
-
- Театр гремел: и дилетант,
- И скептик хладнокровный
- Твое искусство, твой талант
- Почтили данью ровной.
-
-
-
-
-
- И точно, мало я видал
- Красивее головок;
- Твой голос ласково звучал,
- Твой каждый шаг был ловок;
-
-
-
-
-
- Дышали милые черты
- Счастливым детским смехом…
- Но лучше б воротилась ты
- Со сцены с неуспехом!
-
-
-
-
-
- Увы, наивна ты была,
- Вступая за кулисы —
- Ты благородно поняла
- Призвание актрисы:
-
-
-
-
-
- Исканья старых богачей
- И молодых нахалов,
- Куплеты бледных рифмачей
- И вздохи театралов —
-
-
-
-
-
- Ты всё отвергла… Заперлась
- Ты феей недоступной —
- И вся искусству предалась
- Душою неподкупной.
-
-
-
-
-
- И что ж? обижены тобой,
- Лишенные надежды,
- Отмстить решились клеветой
- Бездушные невежды!
-
-
-
-
-
- Переходя из уст в уста,
- Коварна и бесчестна,
- Крылатым змеем клевета
- Носилась повсеместно —
-
-
-
-
-
- И всё заговорило вдруг…
- Посыпались упреки,
- Стихи и письма, и подруг
- Нетонкие намеки…
-
-
-
-
-
- Душа твоя была нежна,
- Прекрасна, как и тело,
- Клевет не вынесла она,
- Врагов не одолела!
-
-
-
-
-
- Их говор лишь тогда затих,
- Как смерть тебя сразила…
- Ты до последних дней своих
- Со сцены не сходила.
-
-
-
-
-
- В сознанье светлой красоты
- И творческого чувства
- Восторг толпы любила ты,
- Любила ты искусство,
-
-
-
-
-
- Любила славу… Твой закат
- Был странен и прекрасен:
- Горел огнем глубокий взгляд,
- Пронзителен и ясен;
-
-
-
-
-
- Пылали щеки; голос стал
- Богаче страстью нежной…
- Увы! театр рукоплескал
- С тоскою безнадежной!
-
-
-
-
-
- Сама ты знала свой удел,
- Но до конца, как прежде
- Твой голос, погасая, пел
- О счастье и надежде.
-
-
-
-
-
- Не так ли звездочка в ночи,
- Срываясь, упадает
- И на лету свои лучи
- Последние роняет?..
-
-
-
- Ноябрь 1854, апрель 1855
(Н. А. Некрасов. Сочинения в трех томах. Москва: Государственное изд-во
художественной литературы, 1959).
В 1936 или, по другим источникам, в 1938 году могилу вместе с памятником перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры. В военном 1941-м, спустя ровно сто лет после кончины актрисы, или, по другим материалам, в 1943 немецкий снаряд попал точно в её могилу, оставив лишь осколки памятника и глубокую яму…
Памятник был воссоздан с небольшими изменениями в 1955 году (скульптор Давид Абрамович Спришин).
О короткой трагической жизни и актёрской судьбе актрисы, в частности, рассказывает фильм «Зелёная карета» (в государственных зеленых каретах не имеющих своих выездов артистов развозили по домам после спектаклей), где роль Варвары Асенковой сыграла Наталья Тенякова.