Людвиг ван бетховен

Когда и почему Бетховен начал терять слух?

Сразу отметим, что Людвиг не родился глухим. Более того, слепым и немым он также не был (по поводу «слепоты» — Бетховена в этом плане часто путают с Бахом).

Подобно всем остальным эпизодам биографии Бетховена, его глухота (а точнее, причины ее развития) также вызывает вопросы и множество споров со стороны разных биографов.

В частности, в интернете Вы можете найти значительное количество гипотетических причин глухоты Бетховена. По данным самых разных биографов, что только ни влияло на потерю слуха у великого композитора: от неврологических нарушений и внутреннего отита (лабиринтита) до отравления свинцом и сифилиса.

Наверное, одни только инопланетяне не были замешаны в развитии у композитора данного заболевания. В любом случае все эти гипотетические причины не имеют никакого значения, ибо на самом деле ни один, даже самый лучший биограф или мед-эксперт, не знает, от чего именно Бетховен стал глухим.

Даже на сегодняшний день потеря слуха является огромной проблемой не только для больного, но и для лечащего его врача — ведь причин заболевания может быть огромное количество. Один только этап диагностики может стать настоящей головоломкой для врача — и это при нынешних медицинских технологиях. Ну а на тот момент о правильной диагностике причин потери слуха и, тем более, о методах лечения глухоты не было даже и речи!

Если же все-таки попытаться сузить круг гипотетических причин глухоты Бетховена, то наиболее «адекватной» версией является аномальный рост у композитора кости внутреннего уха (отосклероз), который, в свою очередь, мог быть следствием болезни Педжета (однако это тоже под вопросом).

Если же усреднить данные разных биографов, то можно точно предположить, что первые признаки ухудшения слуха Людвиг начал замечать в период с 1795 по 1800 годы — тогда ему было 24-29 лет, соответственно. Однако, судя по письмам самого Бетховена, мы можем точно сказать, что первые признаки потери слуха он начал замечать как минимум с 1796 года.

Был ли Бетховен глухим?

В то время, когда Бетховен сочинял некоторые из своих самых бессмертных произведений, он изо всех сил пытался смириться с шокирующим и ужасным фактом, который он отчаянно пытался скрыть: он оглох. 

На рубеже 19-го века Бетховен изо всех сил пытался разобрать слова, сказанные ему в разговоре.

Бетховен открыл в душераздирающем письме 1801 года своему другу Францу Вегелеру: «Я должен признаться, что я веду жалкую жизнь. В течение почти двух лет я перестал посещать какие-либо социальные функции, просто потому, что считаю невозможным сказать людям: Я глухой. Если бы у меня была какая-то другая профессия, я мог бы справиться со своей немощью, но в моей профессии это ужасный недостаток ».

Отравление свинцом

Композитор скончался в возрасте 56 лет в 1827 году.

Как свидетельствуют факты биографии Бетховена, приблизительно с 20 лет его мучили брюшные боли, с возрастом становившиеся все тяжелее.

Американские ученые, исследовав волосы и фрагменты черепа Бетховена, пришли к выводу, что немецкий композитор мог скончаться от длительного отравления свинцом: содержание этого металла в останках было выше нормы в 100 раз. Как именно свинец попал в организм Бетховена, неизвестно. По одной из версий, великого композитора от заболеваний желудка лечили мазью, содержащей свинец в большом количестве. По другой версии, свинец мог попадать в организм Бетховена и с водой, так как из этого металла в то время делали трубы для подачи питьевой воды.

Детство и юные годы Бетховена

Детство и юные годы Бетховена (до осени 1792 года) связаны с Бонном, где он родился в декабре 1770 года. Его отец и дед были музыкантами. Близкий к французской границе, Бонн в XVIII веке был одним из центров немецкого просветительства. В 1789 году здесь открыли университет, среди учебных документов которого позднее была найдена зачетная книжка Бетховена.

В раннем детстве профессиональное воспитание Бетховена было доверено часто менявшимся, «случайным» учителям – знакомым отца, которые давали ему уроки игры на органе, клавесине, флейте, скрипке. Обнаружив редкий музыкальный талант сына, отец хотел сделать из него вундеркинда, «второго Моцарта» – источник больших и постоянных доходов. С этой целью и он сам, и приглашенные им друзья по капелле, занялись технической тренировкой маленького Бетховена. Его заставляли упражняться за фортепиано даже по ночам; однако первые публичные выступления юного музыканта (в 1778 году были организованы концерты в Кёльне) не оправдали коммерческих планов его отца.

Вундеркиндом Людвиг ван Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Большое воздействие на него оказал Христиан Готлиб Нефе, с 11-летнего возраста обучавший его композиции и игре на органе, – человек передовых эстетических и политических убеждений. Будучи одним из самых образованных музыкантов своей эпохи, Нефе познакомил Бетховена с творениями Баха и Генделя, просвещал в вопросах истории, философии, а главное – воспитывал в духе глубокого уважения к родной немецкой культуре. Кроме того, Нефе стал первым издателем 12-летнего композитора, опубликовав одно из ранних его произведений – фортепианные вариации на тему марша Дресслера (1782г.). Эти вариации стали первым сохранившимся произведением Бетховена. В следующем году были закончены три фортепианные сонаты.

К этому времени Бетховен уже стал работать в оркестре театра и занимал должность помощника органиста в придворной капелле, а чуть позже еще и подрабатывал уроками музыки в аристократических семействах (из-за бедности семьи он был вынужден очень рано поступить на службу). Поэтому он не получил систематического образования: школу посещал лишь до 11 лет, всю жизнь писал с ошибками и так и не постиг тайны умножения. Тем не менее, благодаря собственному упорству Бетховен сумел стать образованным человеком: самостоятельно овладел латынью, французским и итальянским языком, постоянно много читал.

Мечтая учиться у Моцарта, в 1787 году Бетховен побывал в Вене и познакомился со своим кумиром

Моцарт, прослушав импровизацию юноши, сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе». Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: из-за смертельной болезни матери он был вынужден срочно вернуться обратно в Бонн

Там он обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов.

Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.

Композиторское дарование Бетховена развивалось не столь стремительно, как феноменальный талант Моцарта. Сочинял Бетховен довольно медленно. За 10 лет первого – боннского периода (1782–1792) было написано 50 произведений, в том числе 2 кантаты, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами), 3 фортепианных квартета, 2 трио. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования. Среди них – всем знакомая песня «Сурок».

Расцвет творчества Ludwig van Beethoven

В 1808 году композитор сочинил композицию «Пасторальная симфония», в которую вошло пять частей

Эта работа заняла важное место в творческой биографии Луи. Он значительное количество времени проводил в живописных местах, наслаждаясь удивительной красотой поселений

Неудивительно, что одна из частей симфонии получила название «Гроза. Буря». Композитор с прирождённой чуткостью передал то, что происходит во время природной стихии.

Через год руководство местного театра предложило композитору написать музыкальное сопровождение к пьесе «Эгмонт» Гёте. Удивительно, но Луи отказался работать за деньги. Он написал музыку бесплатно, в честь уважения к писателю.

С 1813 по 1815 гг. Бетховен был очень активным. Он сочинил значительное количество композиций, поскольку понимал, что теряет слух. С каждым днём состояние маэстро ухудшалось. Он практически не слышал музыку. Чтобы найти выход из положения, он пользовался деревянной палочкой, которая по форме была похожа на трубку. Один конец маэстро вставлял в ухо, а второй подносил к музыкальному инструменту.

Те работы, которые написал Бетховен в этот непростой период, наполнены болью и философским смыслом. Они были трагическими, но в тоже время чувственными и лирическими.

Смерть

В 1826 году Луи простудился и заболел воспалением легких. К легочной болезни присоединились желудочные боли. Доктор неправильно рассчитал дозировку лекарства, поэтому недомогание ежедневно прогрессировало. 6 месяцев мужчина прикован к постели. В это время Бетховена навещали друзья, пытающиеся облегчить страдания умирающего.

Похороны Людвига Ван Бетховена

Талантливый композитор умер на 57 году жизни – 26 марта 1827 года. В этот день за окнами бушевала гроза, а миг смерти ознаменован страшным громовым раскатом. При вскрытии выяснилось, что у мастера разложилась печень и повреждены слуховые и прилегающие нервы. В последний путь Бетховена провожает 20 000 горожан, похоронную процессию возглавляет Франц Шуберт. Музыканта погребли на Вэрингском кладбище Церкви Святой Троицы.

Детство и юность

Зимой 1770 года в бедном квартале Бонны родился Людвиг Ван Бетховен. Крещение младенца состоялось 17 декабря. Дед и отец мальчика отличаются певческим талантом, поэтому работают в придворной капелле. Детские годы малыша сложно назвать счастливыми, ведь постоянно пьяный отец и нищенское существование не содействуют развитию таланта.


Портрет Людвига Ван Бетховена

Людвиг с горечью вспоминает собственную комнатку, расположенную на чердаке, где стояли старый клавесин и железная кровать. Иоганн (папа) часто напивался до беспамятства и избивал супругу, вымещая зло. Периодически побои доставались и сыну. Мама Мария нежно любила единственного выжившего ребенка, пела малышу песни и как могла скрашивала серые безрадостные будни.

У Людвига в раннем возрасте проявились музыкальные способности, что сразу заметил Иоганн. Завидуя славе и таланту Амадея Моцарта, имя которого уже гремит в Европе, решил воспитать из собственного ребенка похожего гения. Теперь жизнь малыша наполнилась изнуряющими занятиями игры на фортепиано и скрипке.


Людвиг Ван Бетховен в детстве

Отец, выясняя одаренность мальчика, заставил упражняться одновременно на 5 инструментах — органе, клавесине, альте, скрипке, флейте. Юный Луи часами корпел над музицированием. Малейшие ошибки карались поркой и побоями. Иоганн приглашал к сыну учителей, чьи уроки по большей части бездарны и бессистемны.

Мужчина стремился быстро обучить Людвига концертной деятельности в надежде на гонорары. Иоганн даже попросил увеличения жалования на работе, пообещав устроить в капеллу архиепископа одаренного сына. Но семья не зажила благополучнее, так как деньги уходили на спиртное. В шестилетнем возрасте Луи, понукаемый отцом, дает концерт в Кельне. Но полученный гонорар оказался крошечным.


Людвиг Ван Бетховен в молодости

Благодаря материнской поддержке юный гений начал импровизировать и конспектировать собственные произведения. Природа щедро одарила ребенка талантом, но развитие было сложным и мучительным. Людвиг так сильно погружался в мелодии, создающимися в сознании, что выйти из этого состояния самостоятельно не мог.

В 1782 году директором придворной капеллы назначают Кристиана Готлобу, который становится учителем Луи. Мужчина рассмотрел в юнце проблески одаренности и занялся его образованием. Понимая, что музыкальные навыки не дают полноценного развития, прививает Людвигу любовь к литературе, философии и древним языкам. Шиллер, Гете, Шекспир становятся кумирами юного гения. Бетховен жадно изучает произведения Баха и Генделя, мечтая о совместной работе с Моцартом.


Людвиг Ван Бетховен в молодости

Музыкальную столицу Европы, Вену, юноша впервые посетил в 1787 году, где познакомился с Вольфгангом Амадеем. Прославленный композитор, услышав импровизации Людвига, пришел в восторг. Изумленным присутствующим Моцарт сказал:

Бетховен договорился с маэстро о нескольких уроках, которые пришлось прервать из-за болезни матери.

Вернувшись в Бонн и похоронив мать, юноша погрузился в отчаяние. Этот болезненный момент в биографии отрицательно сказался на творчестве музыканта. Юноша вынужден ухаживать за двумя младшими братьями и терпеть пьяные выходки отца. Молодой человек обратился за денежной помощью к принцу, который назначил семье довольствие в 200 талеров. Насмешки соседей и издевательства ребятни сильно ранили Людвига, который говорил, что выберется из нищеты и заработает деньги собственным трудом.


Памятник Людвигу Ван Бетховену

Талантливый юноша нашел в Бонне покровителей, которые обеспечили свободный доступ на музыкальные собрания и салоны. Семейство Бройнинг взяло опеку над Луи, который обучал музыке их дочь Лорхен. Девушка вышла замуж за доктора Вегелера. До конца жизни учитель поддерживал дружеские отношения с этой парой.

Немного о друзьях детства Бетховена

Положительное влияние на юного Бетховена, безусловно, оказывали его близкие друзья, проживавшие недалеко от его дома. Студент-медик Франс Герхард Вегелер стал близким другом Людвига и оставался им до конца жизни великого композитора.

В список близких друзей Бетховена с 1784 года до самого конца жизни также входили Элеонора Брёйнинг, которая позже стала женой Вегелера, а также ее братья: Кристоф, Стефан и Лоренц (Ленц). Кстати, впоследствии Элернору и Ленца молодой Людвиг обучал игре на фортепиано.

Брёйнинги, будучи представителями образованной и культурной семьи, стали для Бетховена, как родными. А их мать, очень умная и интеллигентная вдова Елена фон Брёйнинг, относилась к другу своих родных детей, как к собственному сыну.

В дальнейшем о каждом персонаже из жизни Людвига мы сделаем отдельные выпуски.

Другие периоды биографии Бетховена:

Следующий период: Бетховен и Моцарт. Первая поездка Бетховена в Вену

Биография Бетховена — вся информация о Биографии Бетховена

Музыка Бетховена

Некоторые из самых известных композиций Бетховена включают в себя:

Эроика: Симфония № 3

В 1804 году, всего через несколько недель после того, как Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором Франции, Бетховен дебютировал со своей Симфонией № 3 в честь Наполеона. Бетховен, как и вся Европа, смотрел со смесью страха и ужаса; он восхищался, ненавидел и в некоторой степени отождествлялся с Наполеоном, человеком, казалось бы, сверхчеловеческих способностей, всего на год старше его самого, а также с неясным рождением. 

Позже переименовали в Eroica Symphony, потому что Бетховен разочаровался в Наполеоне, это была его самая грандиозная и самая оригинальная работа на сегодняшний день. 

Поскольку это было так непохоже на то, что было до этого, музыканты не могли придумать, как играть это через несколько недель репетиции. Известный рецензент провозгласил «Eroica» «одним из самых оригинальных, самых возвышенных и самых глубоких произведений, которые когда-либо выставлялся всем жанром музыки».

Симфония № 5

Симфония № 5 — одно из самых известных произведений Бетховена среди современной аудитории, известное своими зловещими первыми четырьмя нотами. 

Бетховен начал сочинять произведение в 1804 году, но его завершение несколько раз откладывалось для других проектов. Премьера состоялась одновременно с Симфонией № 6 Бетховена в 1808 году в Вене.

К Элизе

В 1810 году Бетховен завершил Fur Elise (что означает «Для Элиз»), хотя он не был опубликован до 40 лет после его смерти. В 1867 году он был обнаружен немецким музыкальным ученым, однако оригинальная рукопись Бетховена с тех пор была утеряна. 

Некоторые ученые предположили, что он был посвящен его другу, студенту и коллеге-музыканту Терезе Малфатти, которую он якобы предложил во время сочинения песни. Другие говорили, что это было для немецкого сопрано Элизабет Рокель, другого друга Бетховена.

Симфония № 7

Премьер-министр в Вене в 1813 году, чтобы помочь солдатам, раненным в битве при Ханау, Бетховен начал сочинять эту, одну из своих самых энергичных и оптимистичных работ, в 1811 году. 

Композитор назвал пьесу «своей самой превосходной симфонией». Второе движение часто исполняется отдельно от остальной симфонии и, возможно, было одним из самых популярных произведений Бетховена.

Миса Солемнис

Дебютировав в 1824 году, эта католическая месса считается одним из лучших достижений Бетховена. Чуть менее 90 минут, в редко исполняемом произведении присутствуют хор, оркестр и четыре солиста.

Ода радости: симфония № 9

Девятая и последняя симфония Бетховена, завершенная в 1824 году, остается самым выдающимся достижением выдающегося композитора. Знаменитый хоровой финал симфонии с четырьмя солистами и хором, поющий слова поэмы Фридриха Шиллера «Ода радости», является, пожалуй, самым известным произведением музыки в истории. 

В то время как ценители восхищались сложностью и формальностью симфонии, массы черпали вдохновение в подобной гимну силе хорового финала и заключительном призыве «всего человечества».

Струнный квартет № 14

Струнный квартет Бетховена № 14 дебютировал в 1826 году. Он длился около 40 минут и содержит семь связанных движений, сыгранных без перерыва. 

Произведение, как сообщается, было одним из любимых поздних квартетов Бетховена и было названо одним из самых неуловимых музыкальных произведений композитора.

На вершине пианистической славы

В 1790-х годах, т.е. в двадцатилетних годах своей жизни, Бетховен считался одним из лучших пианистов, и имя его называли наряду с именами фаворитов публики и героев тогдашнего пианизма – бравурного Вёльфля, элегантного Желинека, Липавского, прекрасно исполнявшего фуги Баха. Желинек, по словам Черни, признавал себя побежденным в конкуренции с Бетховеном. Он однажды воскликнул: «В этом молодом человеке сидит Сатана! Никогда я не слышал подобной игры! Он импровизировал на предложенную мною тему так, как и Моцарт при мне не фантазировал. Затем сыграл несколько собственных своих сочинений, чудесных и величественных, о трудностях и эффектах, им преодолеваемых, я доныне и не мечтал».
Игра Бетховена чрезвычайно блестяща, но менее деликатна и иногда неопределенна

Серьезно конкурировать с Бетховеном мог только Вёльфль, с его чудовищными руками, растянутыми свыше децимы. Оба состязались у меломана Зейфрида в 1798 году.
«Всеобщая музыкальная газета» в апрельском номере 1799 года по этому поводу пишет: «Игра Бетховена чрезвычайно блестяща, но менее деликатна и иногда неопределенна. Всего сильнее он в свободном фантазировании».

Из других источников мы знаем, что «неопределенность» игры обусловливалась злоупотреблением педали. Также и другие современники отмечали, что игре Бетховена не доставало моцартовских качеств – законченности, спокойствия и деликатности, но восхищались силою и темпераментом пианиста.

Полного апогея пианистическое искусство Бетховена достигает в 1799-1800 годах. Весною 1799 г. Он концертировал с контрабасистом Драгонетти. В апреле 1800 года он выступал на сцене с валторнистом Пунто, для которого написал сонату. К этому времени относится его победа над пианистом Штейбельтом в состязании в салоне графа Фриса.
С успехом росло и артистическое самосознание. Однажды Бетховен, во время игры которого стали разговаривать, вскочил из-за фортепиано со словами: «Для таких свиней я играть не стану!»

Лучшая из смертей пианиста

А затем начались годы постепенного усиления глухоты

А затем начались годы постепенного усиления глухоты и упадка пианизма. Уже в 1803 году венские музыкальные рецензенты остались недовольны исполнением композитора его фортепианного концерта C-moll. Бетховен стал «колотить» и злоупотреблять tempo rubato, и с венской эстрады понемногу его, как пианиста, вытеснили в начале девятнадцатого века новые любимцы публики: Гуммель, госпожа Ауэрнгаммер, аббат Фоглер и другие.

Последним пианистическим публичным успехом 33-летнего Бетховена в конце 1803 году было долгое фантазирование в партии квинтета, раздражившее прочих, сведенных на «нет», исполнителей, но восхитившее публику.

Пианист в том же году умер лучшею из смертей, доступною виртуозам – он преобразился в композитора.

Интересные факты

  • В 12-летнем возрасте опубликовал сборник вариаций для клавишных инструментов.
  • Считался первым музыкантом, которому городской совет назначил денежное пособие.
  • Написал 3 любовных письма к «Бессмертной Возлюбленной», найденных только после смерти.
  • Бетховеном написана единственная опера, названная «Фиделио». Больше подобных произведений в биографии мастера нет.
  • Величайшим заблуждением современников считается то, что Людвиг написал следующие произведения: «Музыка ангелов» и «Мелодия слез дождя». Эти композиции созданы другими пианистами.
  • Ценил дружбу и помогал нуждающимся.
  • Мог одновременно работать над 5 произведениями.
  • В 1809, когда Наполеон бомбардировал город, переживал, что от взрывов снарядов потеряет слух. Поэтому прятался в подвале дома и закрывал уши подушками.
  • В 1845 в Боне открыли первый памятник, посвященный композитору.
  • В основу песни «Битлз» «Because» положена «Лунная соната», проигранная в обратном порядке.
  • Гимном Евросоюза назначена «Ода к Радости».
  • Умер от отравления организма свинцом из-за врачебной ошибки.
  • Современные психиатры считают, что страдал биполярным расстройством.
  • Фотографии Бетховена напечатаны на немецких почтовых марках.

Начало карьеры в Вене

В 1792 году с помощью курфюрста Бетховен снова приезжает в Вену. Вероятно, он уже был представлен Йозефу Гайдну в конце 1790, когда тот во время путешествия в Лондон остановился в Бонне на Рождество, и они точно встречались на обратном пути Гайдна из Лондона в Вену в июле 1792. Поэтому вполне вероятно, что тогда же появилась договоренность о том, что Бетховен будет учиться у прославленного мастера. За это время Бетховен написал значительное количество работ (ни одна из них не была тогда опубликована, и большинство не имеют опуса), которые демонстрируют растущее разнообразие и зрелость стиля. Так, в цикле вариаций 1791 года исследователи (Barry Cooper. Beethoven.) находят истоки тем его третьей «Героической» симфонии. В ноябре 1792, на фоне слухов о войне против Франции, Бетховен покидает Бонн и едет в Вену, а вскоре после прибытия узнает, что его отец умер. Граф Вальдштейн в своей прощальной записке Бетховену написал: «Благодаря непрерывному усердию, Вы обретете дух Моцарта из рук Гайдна». Впрочем, Бетховен внутренне поддержал широко распространенное отношение к себе как к преемнику недавно умершего Моцарта, в течение ближайших нескольких лет изучая его работы, и придерживаясь в своем творчестве моцартовского стиля.

Портрет Бетховена, предположительно 1800 год

В Вене Бетховен далеко не сразу получил известность как композитор, несмотря на то, что он много времени уделял именно занятиям композицией. Под руководством Гайдна он стремился овладеть мастерством контрапункта. Кроме того, он брал уроки игры на скрипке у Игнаца Шуппанцига (Ignaz Schuppanzigh) и уроки итальянского вокального письма у Антонио Сальери. Занятия с Сальери продолжались, как минимум, до 1802, а возможно, и до 1809. После отъезда Гайдна в Англию в 1794, Бетховен должен был вернуться в Бонн, к курфюрсту. Но он предпочел остаться в Вене, продолжая обучение контрапункту у Иоганна Альбрехтсбергера. Он перестал получать стипендию от курфюрста, однако множество венских вельмож уже признали его талант и предложили финансовую поддержку. В их числе были князь Йозеф Франц Лобковиц (Joseph Franz Lobkowitz), князь Карл Лихновский (Karl Lichnowsky) и барон Готфрид ван Свитен (Gottfried van Swieten).

К 1793 году Бетховен уже зарекомендовала себя как импровизатор в салонах знати, кроме того, известно, что он часто исполнял прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха. Его друг Николай Зимрок начал публиковать его сочинения, и первыми, как считается, были изданы вариации для фортепиано на тему из оперы «Красная Шапочка» (Woo 66). Бетховен провел весь 1793 год и большую часть 1794 за сочинением, однако, видимо, воздерживался от «официальной» публикации своих работ.

Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось в марте 1795, где он дебютировал со своим фортепианным концертом. Точно не установлено, был ли это первый, или второй концерт, оба они находились в этот момент в состоянии, близком к завершению, и оба были закончены и опубликованы через несколько лет. Вскоре после этого выступления Бетховен опубликовал свой первый опус — Фортепианные трио Opus 1, с посвящением его тогдашнему покровителю князю Лихновскому. Издание имело финансовый успех, так что прибыли Бетховена было почти достаточно для покрытия его годовых расходов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: