Джон уиклиф — john wycliffe

Wycliffe on Scripture

The Bible alone was authoritative and, according to his own conviction and that of his disciples, was fully sufficient for the government of this world (De sufficientia legis Christi). Out of it he drew his comprehensive statements in support of his reformatory views–after intense study and many spiritual conflicts. He tells that as a beginner he was desperate to comprehend the passages dealing with the activities of the divine Word, until by the grace of God he was able to gather the right sense of Scripture, which he then understood. But that was not a light task. Without knowledge of the Bible there can be no peace in the life of the Church or of society, and outside of it there is no real and abiding good; it is the one authority for the faith.

These teachings Wycliffe promulgated in his great work on the truth of Scripture, and in other greater and lesser writings. For him the Bible was the fundamental source of Christianity which is binding on all men. From this one can easily see how the next step came about: the furnishing of the Bible to the people in their mother tongue. Wycliffe was called “Doctor evangelicus” by his English and Bohemian followers. Of all the reformers who preceded Martin Luther, Wycliffe put most emphasis on Scripture: “Even though there were a hundred popes and though every mendicant monk were a cardinal, they would be entitled to confidence only in so far as they accorded with the Bible.” Therefore in this early period it was Wycliffe who recognized and formulated the formal principle of the Reformation– the unique authority of the Bible for the belief and life of the Christian.

Доктрины

Теологически его проповедь выражала сильную веру в предопределение, что позволило ему объявить «невидимой церковью избранных », состоящей из тех, кому предназначено быть спасены, а не в «видимой» католической церкви. Для Уиклифа Церковь была совокупностью тех, кто предопределен к блаженству. В этом не участвует ни один вечно заблудший. Есть одна вселенская Церковь, и вне нее нет спасения.

Его первые трактаты и великие труды церковно-политического содержания защищали привилегии государства. К 1379 году в своей книге «De ecclesia» («О церкви») Уиклиф ясно заявил о верховенстве короля над священством. Он отвергал концепцию чистилища и не одобрял церковного безбрачия, паломничества, продажи индульгенций и молитв святым

. поскольку его полемика согласуется с полемикой более ранних антагонистов папства, справедливо предположить, что он не игнорировал их и находился под их влиянием. Именно Уиклиф признал и сформулировал один из двух основных формальных принципов Реформации — уникальный авторитет Библии для веры и жизни христиан.

Нападение на монашество

Битва против того, что он считал империализированным папством, и его сторонниками, «сектами», как он называл монашеские ордена, занимает большое место не только в его жизни. позднее работает как Trialogus, Dialogus, Opus evangelicum и в его проповедях, а также в серии острых трактатов и полемических произведений на латинском и английском языках (из которых вышедшие в его более поздние годы были собраны как «Полемические сочинения»).

В «Возражениях против монахов» 1380 года он называет монахов вредителями общества, врагами религии, покровителями и покровителями всякого преступления. Он направил свою самую резкую критику против монахов, чьи проповеди он считал ни библейскими, ни искренними, а мотивированными «временной выгодой». В то время как другие были довольны поиском исправления конкретных ошибок и злоупотреблений, Уиклиф стремился не что иное, как исчезновение самого института, как противоречащего Священному Писанию и несовместимого с порядком и процветанием Церкви. Он выступал за роспуск монастырей.

Взгляды на папство

Рудольф Бадденсиг находит в творчестве Уиклифа два различных аспекта. Первый, с 1366 по 1378 год, отражает политическую борьбу с Римом, а с 1378 по 1384 год — скорее религиозная борьба. В каждом Уиклифе есть два подхода: он нападает как на папство и его институты, так и на римско-католическую доктрину.

Влияние Уиклифа никогда не было больше, чем в тот момент, когда папа и антипапа послали своих послов. в Англию, чтобы получить признание

В 1378 году в присутствии послов он выступил перед парламентом с заключением, которое показало, в важном церковно-политическом вопросе (вопрос о праве убежища в Вестминстерском аббатстве ) позиция, которая пришлась по вкусу государству. Он утверждал, что преступники, укрывшиеся в церквях, могут быть законно вытащены из убежища

Книги и трактаты последних шести лет Уиклифа включают в себя постоянные нападения на папство и всю иерархию его времени. С каждым годом они сосредотачиваются все больше и больше, и, наконец, папа и Антихрист кажутся ему практически эквивалентными понятиями. Однако есть отрывки умеренного тона: Г. В. Лехлер выделяет три этапа в отношениях Уиклифа с папством. Первый шаг, который привел его к вспышке раскола, включает умеренное признание папского первенства ; вторая, которая привела его к 1381 году, отмечена отчуждением от папства; а третий показывает его в острой борьбе.

Реформистские взгляды Джона Уиклифа

В своих сочинениях, а также в университетских лекциях для студентов, в выступлениях во время богословских дебатов, в проповедях верующим Уиклиф:

защищал интересы гражданской власти в ее споре с церковью по вопросу о пределах власти государства и церкви в обществе;
отмечал, что необходимо провести секуляризацию государством церковной и монашеской собственности;
подвергал критике церковную иерархию за различные злоупотребления;
отмечал, что Бог напрямую, без посредничества Папы, осуществляет свои права на земные блага, при этом правители подотчетны только Богу;
призывал духовенство, монахов и всех верующих вернуться к истокам христианской жизни;
называл Священное Писание (Библию) единственным авторитетным основанием веры, при этом залогом спасения выступала вера во Христа как Господа и Спасителя;
аргументировал необходимость перевода Библии на национальные языки и важность предоставления верующим права самостоятельно читать и толковать библейские писания;
отрицал многие таинства, церковные обряды, существование духовенства как особого посредника между Богом и верующими;
выступал против определенных доктринальных положений христианской доктрины, принятых в Католической церкви.

Реформистские взгляды Джона Уиклифа изначально поддерживались как в академических кругах, при королевском дворе, в английском парламенте и среди буржуазии, так и в народе. Однако впоследствии радикализм заявлений Уиклифа привел к тому, что значительная часть сторонников покинула реформатора.
В 1377 году Джон Уиклиф был привлечен к суду, тот объявил его суждения еретическими, приказал сжечь все его произведения и запретил ему преподавание в Оксфорде. В 1382 году он был лишен сана и отлучен от церкви.

Уиклифа обвиняли как провокатора социальных беспорядков. Его учение было осуждено в 1382 году тремя соборами, проведенными в Лондоне доминиканцами.

Несмотря на осуждение, Уиклифу удалось сохранить свою свободу. Смерть Папы Григория XI и начавшийся после нее раскол в Римско-католической церкви, вошедший в историю западного христианства как Великий раскол 1378-1417 гг. спасли его от дальнейшего преследования со стороны инквизиции. Уйдя на пенсию и удалившись в Латтерворт, имение одного из сыновей английского короля Эдуарда III, который продолжал поддерживать реформатора, Джон Уиклиф начал переводить Библию на английский язык. Многолетняя работа была завершена незадолго до смерти Уиклифа.

Реформатор умер 31 декабря 1384 года в Латтерворте (Лестершир), где и был похоронен. В 1428 году его гробница, согласно указу Констанцского собора (1415), возобновившему учение Д. Уиклифа, была открыта, пепел эксгумирован, сожжен и рассыпан над водами реки Быстрая.

Wycliffe and the Pope

The books and tracts of Wycliffe’s last six years include continual attacks upon the papacy and the entire hierarchy of his times. Each year they focus more and more, and at the last pope and Antichrist seem to him practically equivalent concepts. Yet there are passages which are moderate in tone; Lechler identifies three stages in Wycliffe’s relations with the papacy. The first step, which carried him to the outbreak of the schism, involves moderate recognition of the papal primacy; the second, which carried him to 1381, is marked by an estrangement from the papacy; and the third shows him in sharp contest. However, Wycliffe reached no valuation of the papacy before the outbreak of the schism different from his later appraisal. If in his last years he identified the papacy with antichristianity, the dispensability of this papacy was strong in his mind before the schism.

Wycliffe’s influence was never greater than at the moment when pope and antipope sent their ambassadors to England in order to gain recognition for themselves. In the ambassadors’ presence, he delivered an opinion before parliament that showed, in an important ecclesiastical political question (the matter of the right of asylum in Westminster Abbey), a position that was to the liking of the State. How Wycliffe came to be active in the interest of Urban is seen in passages in his latest writings, in which he expressed himself in regard to the papacy in a favorable sense. On the other hand he states that “it is not necessary to go either to Rome or to Avignon in order to seek a decision from the pope, since the triune God is everywhere. Our pope is Christ.” It seems clear that Wycliffe was an opponent of that papacy which had developed since Constantine. He taught that the Church can continue to exist even though it have no visible leader; but there can be no damage when the Church possesses a leader of the right kind. To distinguish between what the pope should be, if one is necessary, and the pope as he appeared in Wycliffe’s day was the purpose of his book on the power of the pope. The Church militant, Wycliffe taught, needs a head–but one whom God gives the Church. The elector can only make someone a pope if the choice relates to one who is elect . But that is not always the case. It may be that the elector is himself not predestined and chooses one who is in the same case–a veritable Antichrist. One must regard as a true pope one who in teaching and life most nearly follows Jesus Christ and Saint Peter.

Wycliffe distinguished the true from the false papacy. Since all signs indicated that Urban VI was a reforming and consequently a “true” pope, the enthusiasm which Wycliffe manifested for him is easily understood. These views concerning the Church and church government are those which are brought forward in the last books of his Summa, “De simonia, de apostasia, de blasphemia.” The battle which over the theses was less significant than the one he waged against the monastic orders when he saw the hopes quenched which had gathered around the “reform pope;” and when he was withdrawn from the scene as an ecclesiastical politician and occupied himself exclusively with the question of the reform of the Church.

Основные идеи

В 1376 г. Джон Уиклиф начал открыто и конструктивно критиковать действия католической церкви, выступая с лекциями в Оксфорде. Он утверждал, чтобы право на владение и собственность может даваться только праведностью.

В свою очередь, неправедное духовенство не может иметь такого права, а значит все решения должны исходить непосредственно от светской власти.

Джон Уиклифф читает свой перевод Библии

Кроме этого Джон заявлял, что уже само наличие собственности у папства говорит о его греховной склонности, поскольку Христос и его ученики не владели ей, а скорее, наоборот, призывали иметь лишь самое необходимое, а всем остальным делиться с бедными.

Такие антипапские высказывания вызывали бурю негодования у всего духовенства, за исключением малоимущих орденов. Уиклиф критиковал притязания католиков на взимание дани с Англии и защищал право монарха на изъятие церковной собственности. В связи с этим, немало его идей благосклонно воспринимались королевским двором.

В дополнение к этому, Джон Уиклиф отрицал следующие учения и традиции католицизма:

  1. учение о чистилище;
  2. продажа индульгенций (освобождения от кары за прегрешения);
  3. таинство елеосвящения;
  4. исповедь перед священником (призывал раскаиваться непосредственно перед Богом);
  5. таинство пресуществления (веры, что хлеб и вино в процессе мессы в прямом смысле превращаются в тело и кровь Иисуса Христа).

Уиклиф утверждал, что любой человек напрямую (без помощи церкви) связан со Всевышним. Но, чтобы эта связь была наиболее крепкой, он призывал перевести Библию с латыни на разные языки, чтобы люди могли самостоятельно читать ее и развивать свои отношения с Творцом.

За годы биографии Джон Уиклиф написал немало богословских работ, в которых писал, что монарх является наместником Всевышнего, поэтому епископы должны быть в подчинении у короля.

Когда в 1378 г. случился Великий западный раскол, реформатор начал отождествлять Папу с антихристом. Джон говорил, что принятие Константинова дара сделало всех последующих пап вероотступниками. Тогда же, он призвал всех единомышленников взяться за перевод Библии на английский язык. Годами позже он полностью переведет Библию с латыни на английский.

После таких «крамольных» заявлений, Уиклиф подвергся еще большим нападкам со стороны церкви. Более того, католики насильно заставили отречься от идей богослова небольшую группу его последователей.

Однако к тому моменту, учение Джона Уиклифа распространилось далеко за чертой города и сохранялось благодаря стараниям ревностных, но малообразованных лоллардов. К слову, лолларды представляли собой странствующих проповедников, которых часто называли «бедными священниками», потому что они носили простую одежду, ходили босиком и не имели имущества.

Уиклиф дает бедным священникам свой перевод Библии

Лолларды также подвергались жестким гонениям, но они все равно продолжали заниматься просветительской деятельностью. Желая, чтобы Писания затронули сердца простых людей они пешком обошли всю Англию, проповедуя соотечественникам.

Нередко лолларды зачитывали людям отрывки из Библии Уиклифа и оставляли им рукописные копии. Учение англичанина получило широкое распространение у простого народа по всей материковой Европе.

Особенно его взгляды были популярны в Чехии, где были подхвачены богословом-реформатором Яном Гусом и его последователями – гуситами. В 1415 г. постановлением Констанцского собора Уиклиф, и Гус были признаны еретиками, вследствие чего последний был сожжен на костре.

Биография Уиклифа

Джон Уиклиф появился на свет на рубеже 1320-1324 годов в английском Йоркшире. Он рос и воспитывался в семье небогатого дворянина. Любопытно, что свою фамилию семейство получило в честь деревни Уиклиф-на-Тисе.

Детство и юность

В 16-летнем возрасте он стал студентом Оксфордского университета, в котором со временем получил степень доктора теологии. Став дипломированным теологом, он остался преподавать в родном университете.

В 1360 г. Джону Уиклифу доверили должность Мастера (руководителя) «Баллиоль-колледжа» того же вуза. В это время биографии он занимался писательской деятельностью, проявляя интерес к физике, математике, логике, астрономии и другим наукам.

Богословием мужчина увлекся после переговоров с дипломатическим представителем Папы Григория XI в 1374 г. Уиклиф критиковал злоупотребление властью в Англии со стороны церкви. Стоит заметить, что английский монарх испытывал недовольство от зависимости от папства, которое выступало на стороне Франции в эпоху Столетней войны.

В последующие годы биографии Джон с еще большим упорством осуждал католическое духовенство, за его жадность и любовь к деньгам. Свою позицию он подкреплял местописаниями из Библии.

В частности, Уиклиф заявлял, что ни Иисус, ни его последователи, не имели имущества, а также не участвовали в политике. Все это не могло оставаться незамеченным. В 1377 г. богослов был привлечен Лондонским епископом к суду прелатов по обвинению в антипапских выпадах.

Уиклифа спасло заступничество герцога и крупного землевладельца Джона Гонта, который начал яро защищать его перед судьями. В результате, это привело к замешательству и распаду суда.

В следующем году Папа римский издал буллу, в которой осуждались взгляды англичанина, но благодаря стараниям королевского двора и Оксфордского университета, Джон смог избежать ареста за свои убеждения. Кончина Григория XI и последовавший за ней папский раскол, спасли мужчину от последующих гонений.

После неудачного бунта крестьян в 1381 г., придворные и другие высокопоставленные личности перестали покровительствовать Уиклифу. Это привело к тому, что над его жизнью нависла серьезная угроза.

Под давлением католического духовенства, Оксфордские теологи признали еретическими 12 тезисов Джона. Как следствие, автор тезисов и его единомышленники были уволены из университета, а вскоре и отлучены от церкви.

После этого Уиклифу пришлось постоянно скрываться от преследований католиков. Обосновавшись в Латтерворте, он посвятил свою жизнь переводу Библии на английский язык. Тогда же он написал свой главный труд «Триалог», где представил собственные реформаторские идеи.

Сочинения

  • The Last Age of the Church (1356)
  • «О гражданском владении»
  • «Определение прав господства»
  • De Logica («On Logic») 1360
  • «О Божьем владении»
  • De Universalibus («On Universals») 1368
  • De Dominio Divino (1373)
  • De Mandatis Divinis (1375)
  • De Statu Innocencie (1376)
  • De Civili Dominio (1377)
  • Responsio (1377)
  • De Ecclesia («On the Church») 1378 «О церкви»
  • De veritate sacrae scripturae (On the Truthfulness of Holy Scripture) 1378
  • On the Pastoral Office 1378
  • De apostasia («On Apostasy») 1379
  • De Eucharistia (On the Eucharist») 1379 «О евхаристии»
  • Objections to Friars (1380)
  • «О богохульстве»
  • «Триалог»

Wycliffe’s Activity as a Preacher

Wycliffe aimed to do away with the existing hierarchy and replace it with the “poor priests” who lived in poverty, were bound by no vows, had received no formal consecration, and preached the Gospel to the people. These itinerant preachers spread the teachings of Wycliffe. Two by two they went, barefoot, wearing long dark-red robes and carrying a staff in the hand, the latter having symbolic reference to their pastoral calling, and passed from place to place preaching the sovereignty of God. The bull of Gregory XI. impressed upon them the name of Lollards, intended as an opprobrious epithet, but it became a name of honour. Even in Wycliffe’s time the “Lollards” had reached wide circles in England and preached “God’s law, without which no one could be justified.”

Зарождение оппозиции против папства

Эта оппозиция выразилась во многих фактах. В Англии было постановлено не обнародовать папских булл, противных правам короля и нации, а вслед затем решено было и не платить папе дани, наложенной на Англию Иоанном Безземельным. В Германии съезд князей в Ренсе (1338) объявил империю независимою от папы и избранного князьями государя не нуждающимся в папском утверждении. Усветской власти в эту эпоху явились и теоретические защитники, из которых самым замечательным был Марсилий Падуанский. Папская теория выводила императорскую власть из папской, Марсилий же указывал, что источник светской власти – воля народа (учение римских юристов). С другой стороны, светская литература, принявшая в XIV в. сатирический характер, сделала главным предметом своих насмешек испорченные нравы прелатов и монахов. Наконец, недовольство тогдашним состоянием католической церкви выразилось и в усилении разных сект и появлении церковных реформаторов.

биография

Происхождение

Дата и место рождения Джона Уиклифа неизвестны.

Получения в 1356 году степени «Bachelier дез искусств» ( «бакалавр искусств»), присуждаемых Мертон колледж в Оксфордском университете, говорит о том, что он родился в 1335 или 1338 года. Некоторые историки относят его рождение к 1320-30, 1328 или 1330 годам.

Вероятно, он родился в Йоркшире . Некоторые хотят увидеть там члена семьи Уиклиффов из одноименной деревни недалеко от Ричмонда в Норт-Райдинге.

Профессорская карьера и церковные льготы

Джон Уиклиф, хотя и владелец нескольких бенефициаров, проживал в основном в Оксфорде с 1356 по 1381 год. Именно там он изучал богословие, прежде чем сам стать профессором богословия.

В 1356 году Виклиф получил степень «бакалавра искусств» («бакалавр искусств») в колледже Мертон, затем степень «магистр» («магистр») вМай 1360 г.в колледже Баллиол .

В 1361 году он был назван титулом исцеления Филлингема в Линкольншире. Если он может проживать там какое-то время, в основном он является бенефициаром-нерезидентом. Он также стал каноником Вестбери-он-Трим, Глостершир, с пребендом Ауст в 1362 году; он, вероятно, сохранял это обвинение до самой смерти.

В 1363 году он был освобожден от резиденции на один год, чтобы изучать богословие в Оксфорде .

В Декабрь 1365Архиепископ Саймон Айлип назначил его деканом («старостой») Кентерберийского колледжа в Оксфорде. Эта должность была отозвана у него два года спустя архиепископом Саймоном Лэнгхэмом, преемником Саймона Айлипа, который хотел вернуть колледж бенедиктинцам, которые первоначально несли за это ответственность. Его дело было отклонено на апелляции в Риме, и Виклиф был вынужден оставить свой пост в 1370 году.

В 1368 году он добавил к своей другой прибыли прибыль ректора Ладгерсхолла в Бакингемшире. Однако он освобожден от ординатуры на два года, чтобы изучать богословие в Оксфорде . Он сохраняет это обвинение до самой смерти.

Он уже начал преподавать богословие в Оксфорде, когда получил степень доктора богословия в 1371 или 1372 году.

Уиклиф, уважаемый профессор философии и теологии, придумывает и преподает революционные теории, которые вызывают ожесточенные споры и несколько последовательных осуждений. Его аура (как сторонники, так и противники считали его в то время единственным великим теологом своего поколения в Англии) и его политическая поддержка долгое время защищали его, но внезапно прекратились после публикации в 1380-1381 годах его трактата о Евхаристии. ( De eucharistia ), в которой он оспаривает доктрину пресуществления .

Он удалился в 1379 или 1381 году в Латтерворт в Лестершире, ректоратом которого он руководил с 1374 года.

Последние годы

Затем Виклиф продолжил интенсивную писательскую деятельность, которую он вел на протяжении всей своей педагогической карьеры. Он пишет, в частности, много полемических произведений, три сборника проповедей, его Trialogus и его последнее сочинение, Opus evangelicum. Возможно, он начал перевод Библии, но эта гипотеза не единодушна.

После первого нападения 1382 года его здоровье ухудшилось. Второй атакует террасу на28 декабря 1384 г.. Он умер на31 декабря.

Statement Regarding Royal Power

It would be a mistake to assume that Wycliffe’s doctrine of the Church–which made so great an impression upon John Hus, who adopted it literally and fully–was occasioned by the great schism (1378-1429). The principles of the doctrine were already embodied in his De civili dominio. The contents of the book dealing with the Church are closely connected with the decision respecting the 18 theses. The attacks on Pope Gregory XI grow ever more extreme. Wycliffe’s stand with respect to the ideal of poverty became continually firmer, as well as his position with regard to the temporal rule of the clergy. Closely related to this attitude was his book De officio regis, the content of which was foreshadowed in his 33 conclusions: One should be instructed with reference to the obligations which lie in regard to the kingdom in order to see how the two powers, royal and ecclesiastical, may support each other in harmony in the body corporate of the Church.

The royal power, Wycliffe taught, is consecrated through the testimony of Holy Scripture and the Fathers. Christ and the apostles rendered tribute to the emperor. It is a sin to oppose the power of the king, which is derived immediately from God. Subjects, above all the clergy, should pay him dutiful tribute. The honours which attach to temporal power hark back to the king; those which belong to precedence in the priestly office, to the priest. The king must apply his power with wisdom, his laws are to be in unison with those of God. From God laws derive their authority, including those which royalty has over against the clergy. If one of the clergy neglects his office, he is a traitor to the king who calls him to answer for it. It follows from this that the king has an “evangelical” control. Those in the service of the Church must have regard for the laws of the State. In confirmation of this fundamental principle the archbishops in England make sworn submission to the king and receive their temporalities. The king is to protect his vassals against damage to their possessions; in case the clergy through their misuse of the temporalities cause injury, the king must offer protection. When the king turns over temporalities to the clergy, he places them under his jurisdiction, from which later pronouncements of the popes can not release them. If the clergy relies on papal pronouncements, it must be subjected to obedience to the king.

This book, like those that preceded and followed, had to do with the reform of the Church, in which the temporal arm was to have an influential part. Especially interesting is the teaching which Wycliffe addressed to the king on the protection of his theologians. This did not mean theology in its modern sense, but knowledge of the Bible. Since the law must be in agreement with Scripture, knowledge of theology is necessary to the strengthening of the kingdom; therefore the king has theologians in his entourage to stand at his side as he exercises power. It is their duty to explain Scripture according to the rule of reason and in conformity with the witness of the saints; also to proclaim the law of the king and to protect his welfare and that of his kingdom.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: