Пассакалия — passacaglia

Источник

Изначально пассакалия была популярной медленной трехчастной музыкальной формой, привезенной моряками из Индии в Испанию в эпоху Возрождения . Его исполняют путешествующие музыканты (как указывает его этимология: pasar por la calle ).

Пересаженная в другие страны Европы, она становится популярным танцем знати. Тогда это стилизованное произведение, трижды, с более медленным ритмом, иногда чуть более торжественным, и которое может достигать больших размеров. Эта форма пассакальи развивает вариации темы в сочетании с упорным басом (бас состоит из нескольких нот, повторяемых до конца пьесы; известный пример — пассакалия для органа до минор Иоганна Себастьяна Баха .

Некоторые замечательные пассажиры

XVII — го и XVIII — го  века

  • Homo fugit velut umbra. Passacaglia della vita ( Человек убегает, как тень. Пассакалия жизни ), приписывается Стефано Ланди
  • Для органа  : Иоганн Себастьян Бах, Пассакалия и фуга до минор BWV 582, шедевр жанра. Но есть также Пассакалия для органа (BuxWV 161 ре минор), написанная Дитрихом Букстехуде (1637–1707), северогерманским композитором, оказавшим большое влияние на Иоганна Себастьяна Баха. В « Пассакалии до минор» Баха мы ясно находим воспоминания о ре-миноре Букстехуде. Дитрих Букстехуде также оставил нам для органа два ciaconas ( chaconnes, форма, аналогичная пассакалии). Наконец, не забудьте упомянуть Иоганна Пахельбеля (1653–1706), который также написал пять шаконн для церковного инструмента.
  • Для клавесина  :
    • Джироламо Фрескобальди  : Cento partite sopra passacagli из коллекции 1637 года
    • Бернардо Стораче  : 4 пассакальи ( Сельва разнообразных композиций … )
    • Луи Куперен  : Пассакайль соль минор и до мажор ( Manuscript Bauyn )
    • Жан-Анри д’Англьбер  : Пассакалия соль минор
    • Франсуа Куперен  : Пассакалия си минор 8- го  порядка (книга вторая)
    • Георг Фридрих Гендель  : Пассакалия от клавесина ванной п O  7 соль минор
  • Для chitarrone  : Johannes Hieronymus Kapsberger  : Passacaille en la, Libro Quarto d’Intavolatura di Chitarone, Rome 1640
  • Для альта  : Франсуа Куперен  : Пассакайль или чакона из первой сюиты
  • Для скрипки соло: Генрих Игнац Франц Бибер  : Пассакалия соль минор, завершающая цикл из 15 сонат о тайнах розария.
  • Для оркестра:
    • Муффат  : Соната п о  5 из Tributo Armonico
    • Вольфганг Амадей Моцарт  : Пассакалия ми-бемоль мажор из оперы « Идоменей», Re di Creta, KV 367
  • Для оркестра и хора:
    • Жан-Батист Люлли  : Большая пассакалия Армиды (действие V)
    • Жан-Батист Люлли  : Пассакалия из Ациса и Галатеи (действие III)
    • Генри Перселл  : Пассакалия «Как счастлив любовник …» из оперы « Король Артур» (действие IV)

XIX — го  века

  • Финал в Четвертой симфонии из Иоганнеса Брамса
  • Финал вариаций на тему Гайдна Иоганнеса Брамса
  • Заключительный Третья симфония из Людвига ван Бетховена

XX — го и XXI — го  века

  • Пассакайль для оркестра op.  1 от Антона Веберна
  • Panathenaenzug op.  74, «Симфонические этюды в форме Пассакалия для фортепиано (левой руки) с оркестром» в си — бемоль мажор по Рихарда Штрауса
  • Пассакалия для фортепиано си минор Леопольда Годовского
  • Пассакалия для фортепиано соль минор соч.  52 от Габриэля Пьерне
  • Сюита ми минор соч.  16 «Пассакайль» Макса Регера
  • Первое движение симфонического п о  1 из Дютийё
  • Пассакалия. Очень большая третья часть трио для фортепиано, скрипки и виолончели Мориса Равеля
  • Третье движение скрипичный концерт п о  1, оп.  99, Дмитрий Шостакович
  • Четвертая часть симфонии для виолончели с оркестром, соч.  68, Бенджамин Бриттен
  • Последнее движение Сюиты для виолончели п O  3, оп.  87, Бенджамин Бриттен
  • Четвертый интерлюдии из оперы Питер Граймс, по Бенджамина Бриттена
  • Пассакалия для двух фортепиано, AST 96, Микис Теодоракис
  • Пассакалия для оркестра, Гоффредо Петрасси
  • Пассакалия и фуга для струнного трио, Ханс Краса
  • Пассакалия ми-бемоль минор, соч.  6, Эрнст фон Донаньи
  • Пассакалия и вариации для скрипки Тьерри де Мей
  • Пассакалья, Токката — третья часть Корала из концерта Витольда Лютославского для оркестра .
  • Пассакалия для литавр и камерного оркестра Вальтера Сасскинда
  • Пассакалия на старинную английскую мелодию для альта (или виолончели) и фортепиано Ребекки Кларк
  • Passacaille TGM, op.  3, Милослав Кабелач
  • Тайна времени, Пассакалия для большого оркестра, соч.  31, Милослав Кабелач
  • Интерлюдия разделения двух сцен второго акта Lady Macbeth от Шостаковича Мценск
  • Пассакалия и фуга для органа, соч.  42, Флор Питерс
  • Passacaille четвертого движения симфонического п о  8, оп.  65, Дмитрий Шостакович
  • Пассакалия четвертого движения симфонии п о  5 из Ralph Vaughan Williams
  • Пассакалия на имя Флора Петерса для органа Гастона Литаиза
  • Пассакалия памяти Артура Онеггера — Морис Жарр
  • Концертная пассакалия для гобоя с оркестром Шандора Вереша
  • Пассакалия на DSCH , Рональд Стивенсон
  • Пассакалия для органа, соч.  63, Жак Ледюк
  • Пассакалия унгереза для клавесина, Дьёрдь Лигети
  • Пассакалия для флейты, кларнета и струнного квартета Лоренцо Ферреро
  • Четвертое движение пассакальи. Allegro модерато из Symphony п о  3 из Кшиштофа Пендерецкого
  • Пассакалия, вторая часть Tres piezas espanolas для гитары Хоакина Родриго
  • Passecaille ligure для оркестра Анри-Клода Фантапье
  • Passacaille в Токио по Филиппу Манури
  • Пассакалия от Арво Пярта

Формы

На этом этапе своего развития оно становится неотличимым от чаконы, потому что имена композиторов кажутся взаимозаменяемыми: Луи Куперен называет одно из своих произведений «чакона или пассакайль»; Франсуа Куперен делает то же самое в своей первой сюите для виолы (пассакальи или чакона) и, кажется, избегает проблемы, называя одно из своих сочинений для клавесина « Амфибия»  ; Одно из различий, по мнению Маттесона и Даламбера, заключается в том, что пассакалия действует медленнее, чем чакона.

Эти две части созданы с использованием трех процессов, которые можно комбинировать:

  • рондо (рефрен повторяется между различными стихами);
  • вариации мелодическая или ритмическая;
  • упрямый бас (тематический мотив повторяется на бас, который иногда может пройти на верхние голоса в пассакалии).

Пассакалия, как и чакона, иногда используется в танцевальной сюите, из которых она почти всегда является финальным произведением. Во Франции его также часто используют в качестве финала важных лирических произведений: лирических трагедий, опер-балетов . Моцарт в 1781 году все еще вставлял пассакалью в свою оперу seria Idomeneus .

Но эта музыкальная форма более или менее заброшенным почти полтора столетия, прежде чем повторить великое появление в последнем движении 4 — й симфонии из Иоганнеса Брамса . Последний явно не называл это движение Пассакальи, но использовал упрямый басовый мотив, найденный в кантате Баха № 150: Nach dir, Herr, verlanget mich . Этот мотив проходит через весь оркестр в течение всего движения без перерыва, но не является основной темой.

Для полноты картины, следует отметить, что в Англии XVII — го  века, то земля является форма очень похожа на пассакалии и Чакона. Эти три формы ( земля, пассакалия, чакона) основаны на принципе остинато, упорного баса, который бесконечно повторяет тот же дизайн, на котором другие части строят различные вариации. Мы находим образец земли в арии смерти Дидоны, в камерной опере Пёрселла « Дидона и Эней » (но это плач, а не пассакалия).

В течение XX — го  века, то пассакалья снова используется.

Приложения

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :

Жанры от классической музыки

Списки жанров
Не танцевальные жанры
  • Ария
  • Ариетта
  • Aubade
  • Баллада
  • Кантата ( хор )
  • Канцона
  • Каприччио
  • Хоровой
  • Концерт ( гроссо )
  • Развлекательная программа
  • Изучение
  • Изысканный
  • Фуга
  • Экспромт
  • Изобретение
  • Солгал
  • Мадригал
  • Март ( похороны )
  • Мелодия ( французский )
  • Масса
  • Мотет
  • Ночной образ жизни
  • Оратория
  • Открытие
  • Партита
  • Страсть
  • Прелюдия
  • Речитатив
  • Реквием
  • Рапсодия
  • Ricercare
  • Романтика
  • Рондо
  • Серенада
  • Соната
  • Симфония ( Концертанте )
  • Tiento
  • Токката
  • Могила
  • Вариация
Танцы
  • Немецкий
  • Болеро
  • Пьяный
  • Чакона
  • Текущий
  • Форлейн
  • Gaillarde
  • Гавот
  • Джиттер
  • Loure
  • Менуэт
  • Мюзетт
  • Пассакалия
  • Паспид
  • Павана
  • Польский
  • Ригодон
  • Сарабанда
  • Бубен
  • Тарантелла
  • Вальс

Источник

Термин пассакалия (испанский: Pasacalle; Французский: Passacaille; Итальянский: пассакалия, Passacaglio, Passagallo, пассакальи, Passacaglie) происходит от испанского Pasar (ходить) и Calle (улица). Он возник в Испании в начале 17 века как бренчал интерлюдия между инструментально сопровождаемыми танцами или песнями. Несмотря на испанские корни формы (подтвержденные ссылками в испанской литературе того периода), первые письменные образцы пассакальи можно найти в итальянском источнике, датированном 1606 годом. Эти пьесы, как и другие пьесы из итальянских источников начала века, представляют собой простые короткие последовательности аккордов, излагающие каденциальная формула.

Пассакалия была переосмыслена в конце 1620-х годов итальянским композитором. Джироламо Фрескобальди, который превратил его в серию непрерывных вариации над басом (который сам по себе может варьироваться). Позже композиторы приняли эту модель, и к XIX веку это слово стало обозначать серию вариаций одного остинато узор, как правило, серьезного характера. Похожая форма, чакона, также был впервые разработан Фрескобальди. Эти два жанра тесно связаны, но, поскольку «композиторы часто использовали термины чакона и пассакалия без разбора , современные попытки провести четкое различие являются произвольными и исторически необоснованными».

На раннем этапе исследований предпринимались попытки формально провести различие между исторической чаконой и пассакальей, но исследователи часто приходили к противоположным выводам. Например, Перси Гетчиус считал, что чакона обычно основана на гармонической последовательности с повторяющейся мелодией сопрано, а пассакалия была сформирована на основе паттерна основного баса, в то время как Кларенс Лукас определили две формы совершенно противоположным образом. Однако в последнее время был достигнут некоторый прогресс в проведении полезного различия для употребления семнадцатого и начала восемнадцатого веков, когда некоторые композиторы (особенно Фрескобальди и Франсуа Куперен ) умышленно смешали два жанра в одной композиции.

Библиография

  • Букофзер, Манфред. 1947. Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк: У.В. Нортон.
  • Фишер, Курт фон. 1958. «Chaconne und Passacaglia: Ein Versuch». Revue Belge de MusicologieBelgisch Tijdschrift for Muziekwetenschap 12: 19–34.
  • Гетчиус, Перси. 1915. Большие формы музыкальной композиции: исчерпывающее объяснение вариаций, рондо и сонатных конструкций, для общего студента музыкального анализа и для специального студента структурной композиции . : Г. Ширмер.
  • Гендель, Даррелл. 1970. «Бриттен в использовании пассакальи», Tempo , новая серия, нет. 94 (Осень): 2–6.
  • Хендерсон, Лин. 2000. «Шостакович и Пассакалия: старые земли или новые?» Musical Times 141, вып. 1870 (весна): 53–60.
  • Хадсон, Ричард. 1970. «Дальнейшие заметки о Пассакальи и Чаконне». Журнал Американского музыковедческого общества 23, вып. 2 (Лето): 302–14.
  • Хадсон, Ричард. 1971. «Рипреса, Риторнелло и Пассакалия». Журнал Американского музыковедческого общества 24, вып. 3 (осень): 364–94.
  • Лукас, Кларенс. 1908. История музыкальной формы . Серия музыкальных историй, отредактированная Фредериком Дж. Кроустом. Лондон: «Вальтер Скотт Паблишинг Ко., Лтд.»; Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
  • Муртомяки, Вейо. 2008. Pianokonserttoja Lisztin ja Brahmsin välissä . Хельсинки: Sibelius-Akatemia. (на финском) Проверено 29 января 2008 г.
  • Шмитт, Томас. 2010. » Passacaglio ist eigentlich eine Chaconne. Zur Unterscheidung zweier musikalischer Kompositionsprinzipien «. Frankfurter Zeitschrift für Musikwissenschaft 13: 1–18.
  • Сильбигер, Александр. 1996. « Пассакалия и Чаккона: сочетание жанров и двусмысленность от Фрескобальди до КуперенаЖурнал музыки семнадцатого века 2, вып. 1.
  • Сильбигер, Александр. 2001. «Пассакалия». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Macmillan Publishers.
  • Штейн, Леон. 1959. «Пассакалия в двадцатом веке». Музыка и письма 40, вып. 2 (апрель): 150–53.
  • Уокер, Томас. 1968. «Чаккона и пассакалия: заметки об их происхождении и ранней истории». Журнал Американского музыковедческого общества 21, вып. 3 (осень): 300–20.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: