↑ Биография
Получил вольную и начал жить как свободный человек Гурилёв только в 1831 году, после смерти его отца. Его семья смогла войти в общество Москвы. С этого момента начинается активная композиторская жизнь Гурилёва. Музыкант полностью посвящает жизнь сочинению музыкальных произведений.
Будучи в полной власти своего любимого дела, Александр становится известным в светских кругах. Его приглашают выступать на концертах, он даёт уроки по фортепиано во многих знатных домах. Интеллигенция испытывает исключительную симпатию к этому человеку.
Биографы выделяют важное событие в жизни Александра — его знакомство с музыкальным критиком и дирижером Варламовым, который приехал в Москву в середине 30-ых годов. Имена этих композиторов навсегда связались вместе и отпечатались в истории русского искусства
Два Александра влияли друг на друга, но при этом сохраняли в своей музыке индивидуальность и характерные черты.
Несмотря на профессиональный успех, жизнь протекала не без преград и тягот. Материальное положение Александра было слишком шатким. В конце концов, перипетии судьбы сломили его здоровье. Нищая жизнь композитора на Неглинке вызвала многочисленные болезни.
Психика истощенного Александра тоже была подорвана. Постоянные переживания совершено расшатали нервы. И почти на 10 лет музыкант был прикован к больничной кровати. Умер Гурилёв, несмотря на свою популярность, безвестно и одиноко 30 августа 1858 года. Ведь семью у него так и не получилось создать. Только через несколько дней газеты сообщили о кончине русского пианиста.
Вольная жизнь[править]
В 1831 году, с кончиной старого графа Орлова, семья Гурилёвых получила «вольную» и была приписана к мещанскому сословию. Обосновались в Москве. Александру было тогда уже двадцать восемь лет.
Жизнь крепостного, безусловно, вряд ли можно назвать счастливой. Но барин обязан был, по крайней мере, кормить своих холопов, не давая им умереть с голоду, и предоставлять жилье — то есть крышу над головой. Вольная вместе со свободой принесла полное нищенство и заботы о хлебе насущном — а с ним, с этим насущным, дело обстояло плохо. Музыкальные творения — не есть первая необходимость биологической жизни, покупателей на такую красоту отыскивалось немного. Приходилось много работать.
Композитор сочинял, выступал, давал уроки музыки, занимался нотной корректурой. Он участвовал в квартете князя Н. Б. Голицына; знакомства и дружеские связи с другими московскими композиторами — например, с А. Е. Варламовым, помогали находить себе применение. Как и Варламов, Александр Гурилёв собирал и обрабатывал русские народные песни и составил сборник «47 русских народных песен» для голоса с фортепьяно — этот сборник явился ценным вкладом в русскую музыкальную фольклористику. Через два года вышел другой его сборник: «Избранные народные песни» (1849). После смерти А. Е. Варламова А.Гурилев издал еще один сборник, назвав его «Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова», 1851, и включив туда, помимо обработок народных песен и свои авторские произведения.
Но тяжелая работа подрывала силы. И хотя имя композитора в русских музыкальных кругах уже стало широко известно, бороться за выживание было непросто — тем более человеку, предназначение которого была отнюдь не борьба, а музыка. Наступали болезни. Он жил очень бедно — на Неглинной улице, в доме 18, ныне этот дом не сохранился. Тяжелое материальное положение приводило к нервному истощению и психическим срывам. В конце концов психическая болезнь приковала его почти на десять лет к больничной койке.
О его кончине 30 августа (11 сентября) 1858 года долго не знали. Лишь через несколько дней о ней оповестил газетный некролог.
Происхождение[править]
Александр Львович Гурилёв был в сословной российской иерархии самого низкого происхождения: он родился в семье крепостных при графах Орловых. Лев Степанович Гурилёв — отец будущего композитора — был крепостным музыкантом в подмосковном поместье графов Орловых «Отрада». Однако, следует заметить, что уровень русских крепостных оркестров и крепостных театров был весьма высоким. Россия, еще при первом русском императоре Петре Первом «в Европу растворив окно», приглашала европейских деятелей науки и искусств, не скупясь на их гонорары, — это нужно было по политическим соображениям: для развития Российской империи необходимо было встать в один ряд с другими европейскими — западноевропейскими странами. Следующие императоры продолжили политику Петра Алексеевича. Решения государей немедленно — вдохновенно и воодушевлённо — исполнялись верными царедворцами: Россия жадно впитывала европейскую культуру
Это стало делом государственной важности: при императорах появилась дирекция государственных (императорских) театров и оркестров. Видные сановники как рьяные продолжатели государственных идей организовывали свои собственные театры и оркестры из своих собственных крепостных, приглашая к ним европейских преподавателей.
В одном из таких оркестров служил Лев Степанович Гурилёв. Проявив незаурядные музыкальные способности, он стал возглавлять крепостной оркестр, а помимо того он сам сочинял музыку, в основном церковную, и вполне прославился как церковный композитор. Крепостной оркестр графов Орловых в подмосковном поместье Орловых «Отрада» стал одним из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века.
Родившегося сына — будущего композитора Александра Львовича Гурилёва — Лев Степанович обучал сам, и тот тоже вошёл в крепостной оркестр.
Музыкальные произведения
Александр Гурилев был популярным композитором русской вокальной музыки, очень популярным в 1820-1830-е годы. Он написал более 200 произведений, из которых 50 — либо народные, либо написанные в этом стиле. Многие из них поются Донской казачий хор и другие известные вокальные компании.
- Мама моя дорогая
- Серокрылая ласточка парит
- Колокол монотонно звенит
- Маленький Сарафан (слова Александра Полежаева)
- La Fontaine
- Песня ямщика
- Милая птичка прилетела
- Круги ласточки
- Отводите глаза, не смотрите!
- Я сказал тебе, когда мы расстались
- Девичья печаль
- Монотонно звонит в колокольчик
- Ты не можешь понять моего горя
- Игрушечное сердце (слова Эдуарда Ивановича Губера)
- Священник (слова Михаил Лермонтов )
- Ты не поешь, соловей (слова Алексея Кольцова)
- Грусть девушки (слова Алексея Кольцова)
- Разделение (На заре туманной молодости)
- Вариации на тему «Не буди ее на заре» Александра Варламова
- Не мучай меня, моя дорогая из оперы Иван Сусанин из Михаил Иванович Глинка
↑ Интересные факты
- Произведения Гурилева перекликаются с музыкальным творчеством Глинки
- Фортепианная игра Александра оказала влияние на развитие музыки Даргомыжского, Мусоргского и Чайковского
- Принимался за любую работу ради мелкого заработка. Занимался даже нотной правкой и корректировкой
- Многие музыкальные черты Гурилева использовались в качестве украшений бытового романса таким композиторов, как А. Дюбюк и П. Булахов.
Творчество Александра Гурилева оказало огромное влияние на русское искусство. Его положительное воздействие можно до сих наблюдать во многих музыкальных произведениях новых композиторов. Отдельно стоит выделить и душевные романсы музыканта, которые так ценятся и чувствуется народом.
Молодые годы[править]
Музыкальный талант Александра Львовича Гурилёва проявился рано, но официального музыкального образования крепостной получить не мог. Приходилось довольствоваться уроками отца и играть на скрипке и альте в графском оркестре, послушать который часто приезжали и высокопоставленные гости, и известные профессиональные музыканты.
Правда, позже он брал частные уроки у известных музыкальных педагогов: игре на фортепиано он учился у Джона Филда, теории музыки ― у И. И. Геништы, обративших внимание на талантливого мальчика. Кроме того, молодой крепостной музыкант сочинял собственные музыкальные произведения: танцевальную музыку, песни, романсы и играл в крепостном оркестре, где исполнялись его авторские музыкальные пьесы
Крепостные оркестры были распространены, ими их владельцы потчевали своих гостей — как пирогами, новомодными европейскими салатами и винами, и музыкальные творения молодого композитора Александра Гурилёва становились известны. Крепостники даже по дружбе душевной одалживали своих крепостных музыкантов друг другу — для проведения каких-либо празднеств и торжеств. Поэтому Александру Гурилёву доводилось выступать и с крепостным оркестром князей Голицыных.
АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ ГУРИЛЕВ /1803—1858/
Александр Львович Гурилев — почти сверстник Варламова. Он родился в 1803 году тоже в Москве, но в семье крепостного музыканта. Отец его, Лев Степанович Гурилев, композитор и дирижер, руководил крепостным оркестром при театре графа Орлова в имении «Отрада» под Московой. В этом оркестре с юных лет играл на скрипке Александр Гурилев. Оркестр графа Орлова был одним из лучших симфонических оркестров того времени; современники отзывались о нем с большой похвалой.
Музыкальное образование Гурилев получил у отца. Есть сведения, что он занимался также с известными пианистами-композиторами Дж. Фильдом и И. Геништой, которые нередко посещали дом Орлова.
В 1831 году, после смерти графа, отец и сын Гурилевы были отпущены на волю и приписаны к мещанскому сословию. С тех пор началась известность А. Гурилева. Он стал издавать свои сочинения, имя его сделалось популярным наряду с именем Варламова. Дружба с Варламовым оказала большое влияние на творческое развитие композитора, романсы Варламова во многом послужили для него образцом. Большой известностью пользовался Гурилев также как превосходный пианист, исполнитель и педагог. Он оставил ряд фортепианных сочинений.
Всю жизнь Гурилев испытывал материальную нужду. Последние годы его жизни были омрачены психической болезнью. Умер Гурилев в Москве, в 1858 году.
биография
Юный Александр вырос в богатой музыкальной среде графа Владимира. Орлов усадьба Отрада, возле Москва. Его учил игре на скрипке его отец, Лев Гурилев, а крепостной музыкант и капельмейстер в оркестре Орловы. Вместе с детьми он брал уроки игры на фортепиано у русского пианиста ирландского происхождения. Джон Филд позже изучал теорию музыки под руководством Иосифа Геништы.
В 1831 году он был освобожден после смерти хозяина отца и переехал в Москву, где вскоре стал известен как композитор народной музыки, пианист и педагог. Познакомившись с представителями московской интеллигенции — художниками и писателями, Гурилев написал песни на стихи Грекова, Алексей Кольцов Макарова, и быстро приобрела популярность. Некоторые его сочинения опубликованы известными издателями в музыкальных журналах. Большое значение для него имела дружба с композитором. Александр Егорович Варламов, тепло от которого во многом скрашивало его одинокую жизнь. Несмотря на успех своих произведений, Гурилев большую часть своей жизни провел в бедности, зарабатывая себе на жизнь частным учителем и исправляя ноты. В последние годы жизни он был парализован и страдал психическим заболеванием, которое в конечном итоге стало причиной его смерти в Москве в 1858 году.
Источники[править]
- ↑ Biografija.ru // Гурилев Александр Львович
- ↑ Александр Львович Гурилев (1803—1858)
- ↑ Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Гурилёв Александр Львович
- ↑ Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982. Гурилёв А. Л.
- ↑ Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992. Гурилёв Александр Львович
- ↑ А. С. Розанов Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981 // Гурилёв Александр Львович
- Научная библиотека. Книги и ноты колледжа искусств
- Биография Гурилева
- ↑ НЕТ, НЕ ТЕБЯ ТАК ПЫЛКО Я ЛЮБЛЮ
- ↑ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
- ФОНТАНУ БАХЧИСАРАЙСКОГО ДВОРЦА
- Песни и романсы русских поэтов // Вступительная статья В. Е. Гусева
- Истории христианских песен
- ПОСЛЕ БИТВЫ
- РАСКИНУЛОСЬ МОРЕ ШИРОКО
- Раскинулось море широко
- Бог с вами, я вас больше не люблю
- БОГ С ВАМИ!
↑ Творчество
В музыкальном наследии Александра выделяют два основных направления: пьесы для фортепиано и романсы. Сам композитор отдавал предпочтение вокальной лирике. За всю свою творческую жизнь он создал множество песен и романсов. Однако не все из них были представлены широким массам. Только 90 уникальных произведений были опубликованы. Также был оформлен сборник «Избранных народных песен». В него вошли 47 переделанных версий песен народного фольклора.
Творчеству Гурилёва соответствует экспрессия. Такие приемы использовались в XIX веке напевам цыганских исполнителей. Их относят к разряду весёлых, танцевальных и молодецких песен. Очень много романсов положено на стихи русских поэтов. Одним из его любимых писателей был М.Ю. Лермонтов. Их связывает друг с другом устремлённость к счастью и грустные осознание того, что его невозможно достичь.
Гурилёв чётко передавал настроение стихов Михаила Юрьевича, а его романсы считаются лучшими среди всех написанных интерпретаций. Среди других их выделяет тонкость фортепианной игры и лирический монолог. Глубокий лиризм отразился также в романсах написанных на произведения Алексея Кольцова. Здесь широко отразился художественный портрет композитора. Каждая нота пропитана элегически-романтическим настроением, тоской, мягкостью и одиночеством.
Вся вокальная лирика музыканта была собрана посмертно в двухтомниках Е.А. Стемпневской. В книги вошли даже рукописные заметки и автографы композитора. Писательница попыталась расставить все его романсы в хронологическом порядке, однако это было трудно сделать. Драматизм неотрывно преследует музыкальное творчество Александра Львовича.
Также многие его романсы созданы в ритме вальса. Этот темп был очень популярен в первой половине XIX столетия. Активно Гурилёв участвует в развитии танцевальной музыки. Из-под его пера вышли множество мазурок, полек, полонезов и вальсов, которые покоряли светские салоны
Что касается фортепианной игры, то следует обратить внимание на миниатюры и циклические вариации
Некоторые произведения Гурилёва просты, в основном они исполнялись любителями на приемах. Другие же отличаются своей виртуозностью. Он умел сочетал русскую песенность и итальянскую кантилену. Современники за их самобытность и мастерство даже причисляют композитора к одним из выдающихся музыкантов-виртуозов XIX века.