Социальная философия
Файл:Могила народника Николая Михайловского.JPG Могила Михайловского на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
Михайловскому наравне с П. Л. Лавровым принадлежит разработка идеи о свободном выборе «идеала», которая философски обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в так называемом субъективном методе социологии, который в качестве высшего мерила общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования полагал отдельную личность («Что такое прогресс?», «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Что такое счастье?», «Борьба за индивидуальность»).
Разрабатывал теорию «героев и толпы», объяснявшую механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию («Герои и толпа», «Научные письма (к вопросу о героях и толпе)», «Патологическая магия», «Ещё о толпе»). Он считает, что психологическое воздействие личности зависит от восприятия массы, и в принципе любой человек, а не обязательно выдающаяся личность, оказавшись случайно впереди толпы, может сыграть важную роль в определённых событиях.
В 1880-х годах критиковал теорию «малых дел» и толстовство. В начале 1890-х выступал против русских марксистов (см. «легальный марксизм»), обвиняя их в защите капитализма и отказе от наследства шестидесятников и семидесятников. В работе В. И. Ленина «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?» народнические взгляды Михайловского и других либеральных народников были подвергнуты резкой критике.
Б. Горев в написанной по поводу 20-летия со дня его смерти статье «Н. К. Михайловский и революция» приходит к выводу, что «сторонник консервативного мелкобуржуазного социализма, он даже тогда, когда признал необходимость политической борьбы, признавал лишь одну её форму: террористическое воздействие на правительство с целью вынудить либеральные реформы».
В начале XX века в кругах демократической, особенно народнической, интеллигенции фигура Михайловского была окружена культом, его ставили в один ряд с крупнейшими фигурами освободительного движения, такими, как А. И. Герцен или Н. Г. Чернышевский. Однако после 1917 года его слава померкла: он был оппонентом марксизма и сторонником критиковавшейся марксистами теории героев и толпы, в эмиграции к его наследию также обращались редко.
Фотография из журнала «Нива» за 1904 год
Комментарии
Мартин Эмис
английский прозаик и критик
Роджер Эберт
американский кинокритик и телеведущий
Ханс Штаден
немецкий ландскнехт и моряк, дважды путешествовавший в Южную Америку в составе испанской и португальской экспедиций конкистадоров
Уилл Шефф
ведущий вокалист техасской инди-группы Okkervil River
Сергей Иванович Чупринин
российский литературный критик и публицист, член Союза писателей СССР
Хлебников-Шанар Геннадий Яковлевич
известный чувашский литературный критик, литературовед, член Чувашской национальной академии, кандидат филологических наук
Лорин Ноэль Хилл
род
Хай Жуй
китайский чиновник династии Мин
Примечания
- ↑ Краткая литературная энциклопедия
- ↑ Михайловский, Николай Константинович // Энциклопедический словарь
- ↑ Михайловский Николай Константинович // Большая советская энциклопедия:
- Скиталец С. Г. «Повести и рассказы. Воспоминания»
- Петербург «Народной Воли» М — Н. Народная Воля. Дата обращения: 31 марта 2010. Архивировано из оригинала 10 февраля 2008 года.
- Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов Архивная копия от 8 августа 2021 на Wayback Machine // История и современность. — 2010. — № 2. — С. 38—39.
- Минувшее. Ру (недоступная ссылка)
- Михайловский Н. К. Литература и жизнь Архивная копия от 2 декабря 2013 на Wayback Machine. 1896
Михайловский Николай Константинович
Михайловский Николай Константинович Родился: 15 (27) ноября 1842 года.
Умер: 28 января (10 февраля) 1904 (61 год) года.
Биография
Николай Константинович Михайловский (15 ноября 1842, Мещовск, Калужская губерния — 28 января 1904, Санкт-Петербург) — русский публицист, социолог, литературный критик, литературовед, переводчик; теоретик народничества. «В ту эпоху забытый теперь критик считался в широких кругах народнической интеллигенции «властителем дум»», — писал С. Г. Скиталец.
Учился в Петербургском институте горных инженеров. Литературную деятельность начал в 1860 в журнале «Рассвет» под редакцией В. А. Кремпина. Сотрудничал в различных периодических изданиях («Книжный вестник», «Гласный суд», «Неделя», «Современное обозрение»). Перевёл «Французскую демократию» Прудона (Санкт-Петербург, 1867).
С 1868 участвовал в журнале «Отечественные записки». После смерти Н. А. Некрасова (1877) стал одним из редакторов журнала (вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным и Г. З. Елисеевым).
В 1879 сблизился с организацией «Народная воля», его первая встреча с руководителями партии состоялась в библиотеке П. В. Засодимского по адресу Невский, 80. Михайловский публиковал статьи в газете «Народная воля». После закрытия «Отечественных записок» (1884) сотрудничал в журнале «Северный вестник» и «Русская мысль», в газете «Русские ведомости». Высылался из Петербурга (1882, 1891) за связи с революционными организациями. С 1892 один из редакторов журнала «Русское богатство» (совместно с В. Г. Короленко).
Николай Константинович скончался в 1904 году и был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.