Б — А, Татьяна
Авт. расск. «Из киргизских степей» («Молодая Сибирь», 1909).
Здобнов.
Б – ВА, А.
(См. Барыкова А.).
Б – ВА, В.П.
(См. Быкова Варвара Петровна).
Б — ВА, Елена
Авт. «Рассказов сибирячки» («Вост. обозр.», 1886).
Здобнов.
Б — ВА Л – а, переводчица.
Пер. с англ. кн. С. Джонсона «История Расселаса, принца абиссинского». СПб., 1875.
Слов. рус. писательниц.
Б.И.Р.
(См. Рутковская Б.И.)
Б – НАЯ А., авт. некролога.
«Светлой памяти Варвары Павловны Тарновской». – В сб. Памяти Варвары Павловны Тарновской. СПб., 1914. С. 108–110.
ИДРДВ. Т. 3. Ч. 1. № 1793.
Б — ОВА
«Послание к *», — «Сын отечества». 1816. Ч. 33. С. 262–263. В прим. сказано, что стихотв. написано вдовой, живущей в Москве в крайней бедности.
Слов. рус.писательниц.
Б – Р, О
(См. Базанкур-Штейнфельд О.Г.)
Пер. с франц. соч. Юлия де-Сен-Феликса «Пустыня». Одесса. 1862.
Слов. рус. писательниц. М. б. Е.Л. Быковская?
Б — Я Олимпиада
«Торжественный для всей России праздник по случаю священного коронования Е.И.В. государя императора Александра Николаевича, Самодержца Всероссийского». М., 1856.
Слов. рус. писательниц.
БАБА МАРЬЯ
(См. Чернышева Мария Матвеевна)
БАБАКИНА Е.В.
При ее участии был составлен П.Р. Беляевым биографический справочник членов общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев «Политическая каторга и ссылка» под ред. М.М. Константинова (1934, 4000 экз; большая часть тиража попала в спецхраны библиотек).
Николаевская.
БАБИНА А.И.
«Полный ключ к учебнику франц. языка Октава Класса. Ч. 3. Пер. слушательница Мед. курсов А.И. Бабина». Могилев, 1910. Не она ли авт. брошюры «Как организовать досуг детей»? М., 1929.
РНБ.
БАБИНА Анна Ивановна (псевд. Украинка, А), драматург: писала пьесы на украинском и русском языках.
Масанов: Венгеров.Источ.
БАБИНА Берта Александровна (псевд. Невская; 1886–1983), лит. критик, переводчица, авт. воспоминаний.
Из семьи инженера. В СПб. закончила гимназию, затем училась на Высших женских курсах. Рано увлеклась идеями социалистов-революционеров, была замужем за эсером В.М. Головиным, а после его ранней смерти – за Б.В.Бабиным, тоже эсером. После февральской революции примкнула к левым эсерам, не приняв их экстремизма, считая, что он привел к ликвидации многопартийности в советской России. Прошла Бутырскую тюрьму. 17 лет провела на Колыме. После освобождения жила в Ухте (Коми республика). Реабилитирована в 1964-м. Вернувшись в Москву, была душой «Колымского землячества». Осталась преданной идеалам молодости. Владея европейскими языками, работала переводчицей. Занималась литературой народов Крайнего Севера. Под псевд. Невская писала лит-критич. статьи в «Новом мире», «Дружбе народов», «Лит. газете». Одна из первых оценила талант Ч. Айтматова. Ю. Рытхеу, Вл. Санги. Оставила воспоминания «Февраль 1922». С нек. разночтениями они напеч. в сб. «Доднесь тяготеет». Вып. 1. М., 1989. С. 132–148 – отрывок и в ист. альманахе «Минувшее». Вып. 2. М., 1990. С. 7–80. Там же «Беседа с Б.А.Бабиной» (записал Н. Бармин), С. 367–389. В том же сб. «Февраль 1922» (1986. Вып. 2; 1990. Вып. 2).
РРЭВД. 1–2 – здесь г.р. 1894.
Венгеров. Источ.
Жизнь
Родителями Бренко были дворянский государственный служащий, а затем советник (7-й класс ) Алексей Николаевич Челищев и его жена Елисавета Степановна, которые заботились о воспитании их двух дочерей Анны и Елисаветы дома. Бренко вырос во Владимире и Суздале и в 1865 году женился на судебном следователе и музыкальном критике Осипе Левенсоне (1839-1892), который покончил жизнь самоубийством после мошенничества .
Бренко учился в Московском высшем образовании курсов для женщин. После окончания школы брала уроки пения у профессоров Московской консерватории . Еще она научилась делать макияж . По актерскому мастерству ее педагогами были актриса Малого театра Екатерина Васильева, актер А. Н. Рябов и писатель Петр Боборыкин . Ее главным педагогом был директор Малого театра Сергей Петрович Соловьев. В Швейцарии она закончила актерский курс Эрнеста Легувеса .
В 1873 году Бренко дебютировал в Малом театре. С 1878 по 1882 год она была участницей актерской труппы . Ее псевдоним Бренко назывался предком Челищева Михаилом Бренко или Бренком, борцом Дмитрия Донского в битве на Куликовом поле . В 1879 году она основала собственную труппу под названием Freie Künstlerauftragen .
В 1880 году Бренко и ее муж Осип Левенсон основали первый в Москве частный театр, так называемый Пушкинский театр, недалеко от памятника Пушкину . В состав труппы вошли Модест Писсарев и Василий Андреев-Бурлак в качестве постановщиков театра, а также Полина Стрепетова, А.Я. Глама-Мещерская, Митрофан Иванов-Косельский, Александр Ющин, Василий Далматов и др. Бренко в работе поддержал архитектор Михаил Чичегов . В 1882 году театр был закрыт из-за нехватки финансовых средств и был приобретен предпринимателем Федором Коршем . Когда в 1882 году было разрешено строительство частного театра, Чичагов построил для актерской труппы Корша вокруг театра Лианозовского, в 1902 году Федор Шехтель преобразовал Московский Художественный театр . Затем Чичагов построил новый Театр Корша, который открылся в 1885 году (с 1987 Театр Наций) для Корша, на участке земли, подаренном Бахрущиными.
После 1882 г. Бренко преподавал в театральных училищах Харькова, Киева и Санкт-Петербурга . В 1883 году в Малом театре была поставлена пьеса Бренко «Современный человек ». В 1885–1887 Бренко входила в труппу Александринского театра без выступлений, с 1890 года преподавала в собственном театральном училище, участвовала в школьных постановках. В 1905 году школу закрыли.
В 1915 году Бренко открыл вольную театральную студию, а на ее базе — рабочий театр. За два года было поставлено 25 спектаклей . Она написала по пьесе с Н. Н. Беляковым-Горским и П. В. Алексеевым.
После Октябрьской революции Бренко с частью своих войск присоединилась к Красной Армии и стала инструктором по культурно-просветительской работе. Во время гражданской войны она вела Максим Горькой ночь убежище, Александр Островский грозу, Александра Грибоедову ум создает страдания, Н.В.Гоголь Женитьбу, среди прочего, в воинских частях . В 1921 году она вернулась в Москву и вела рабочую мастерскую при Московском народном управлении образования. В 1924 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР .